Раздел «Основы хороведения» (зимняя сессия) 1. Хоровое пение как вид искусства. Содержание, формы, средства выражения. Роль и значение хорового пения в обучении и воспитании участников хорового коллектива. 2. Хор как вокальная организация. Определение понятия хоровой коллектив. Формирование хоровых партий. 3. Жанры хорового исполнительства. Характеристика манеры исполнения академических и народных хоров. 4. Требования к личности руководителя самодеятельного хора. Основные направления работы по воспитанию эстетической культуры и формированию вокально-хоровых навыков певцов хора. 5. Методы разучивания хорового произведения. 6. Характеристика основных приемов звуковедения в хоре: стаккато и маркато. Методы работы над ними. 7. Выдающиеся белорусские профессиональные хоровые коллективы и их руководители. История их создания. Характеристика исполнительской манеры на современном этапе. 8. Принципы интонирования ступеней лада по системе П.Г. Чеснокова. 9. Выдающиеся профессиональные российские хоровые коллективы и их руководители. История создания. Характеристика манеры исполнения на современном этапе. 10. Основные этапы освоения хоровой партитуры дирижером. 11. Певческое дыхание. Характеристика его видов. Роль цепного дыхания в хоре. 12. Анатомо-физиологические особенности строения детского голосового аппарата. Характеристика развития детского голоса в различные возрастные периоды. 13. Резонаторы и их роль в пении. 14. Атака звука, ее виды. Влияние атаки звука на процесс звукообразования. 15. Характеристика правильной певческой установки певца хора. Приемы работы над формированием правильной певческой установки в детском хоре. 16. Тип, вид и состав хора. Привести примеры произведений для разных типов и видов хоров. 17. Общий и рабочий диапазон взрослого хора. Диапазоны и характеристика женских хоровых партий смешанного хора. 18. Ансамбль – одно из важнейших средств художественной выразительности в хоровом пении. Типы и виды хоровых ансамблей. Работа над ансамблевыми навыками в хоре. 19. Характеристика основных приемов звуковедения в хоре: легато и нон легато. Методы работы над ними. 20. Хоровая тесситура. Типы и виды тесситуры в хоровых произведениях. 21. Характеристика элементов музыкального языка в хоровой музыке – мелодия, гармония, тембр и их зависимость от идейно-тематического содержания произведения. 22. Школьный хоровой коллектив. Виды школьных хоров. Особенности работы руководителя со школьными хоровыми коллективами разных возрастных составов. 23. Общие понятия о музыкальных темпах. Особенности исполнения темповых указаний в хоровом произведении. 24. Роль и значение хоровых распеваний и упражнений. Формы и методы распеваний хора. Подбор распеваний для выработки различных вокально-хоровых навыков. 25. Ритм как средство художественной выразительности в хоровых произведениях. 26. Приемы воспитания ритма в хоре. 27. Принципы подбора и составления программы хорового концерта. 28. Дикция в пении. Ее особенности и зависимость от характера хорового произведения. Приемы работы над дикцией в хоре. 29. Особенности строения голосового аппарата и его основные части. Функции голосового аппарата в пении. 30. Правила комплектования самодеятельного хора. Методика проверки музыкальных способностей и вокальных данных певцов. 31. Правила интонирования интервалов и аккордов по системе П.Г. Чеснокова. 32. Самодеятельный хоровой коллектив, как вид музыкального творчества. Типы и виды самодеятельных хоров. Принципы организации и содержание их деятельности. 33. Регистровое строение голосов. Характеристика регистров мужских, женских и детских голосов. 34. Концертная деятельность хора и ее значение для воспитания вокально-хоровой и музыкальной культуры певцов. 35. Хоровая репетиция. Методика ее организации и проведения. 36. Работа над мелодическим и гармоническим строем в хоре. 37. Формы существования хоровых коллективов: капеллы, ансамбли песни и танца, оперные хоры, учебные хоры. История их создания, краткая характеристика деятельности. 38. Диапазоны и характеристика мужских партий смешанного хора. 39. Хоровая партитура. Правила расположения голосов в партитуре. Привести примеры хоровых партитур с разными способами размещения хоровых голосов. 40. Характеристика элементов музыкального языка в хоровой музыке: нюансы, форма, фактура. Их зависимость от идейно-тематического содержания произведения. 41. Подготовка письменного анализа хоровой партитуры. Содержание основных разделов. Требования к внешнему оформлению. 42. Образование хора Государевых певчих дьяков и его значение для последующего развития хоровой культуры. 43. Д.С. Бортнянский – выдающийся русский хоровой дирижер и композитор. Характеристика его деятельности в период руководства им Придворной певческой капеллой. 44. Развитие зарубежного певческого искусства в эпоху Средневековья. 45. Развитие хорового искусства в первобытном обществе. 46. Возникновение и развитие профессиональных хоров в Древней Руси. Русские певческие школы. Возникновение и развитие многоголосного пения. 47. Возникновение и развитие хорового искусства на Беларуси в XV – XVI вв. Роль православных братств в образовании народных любительских хоровых кружков. 48. Придворная певческая капелла в 80 – 90-х гг. XIX века. Значение деятельности М.А. Балакирева и Н.А. Римского-Корсакова по ее развитию и укреплению. 49. Певческое искусство эпохи Возрождения. 50. Образование Синодального хора и его значение для последующего развития русской хоровой культуры. 51. Влияние Великой французской революции на развитие хорового искусства европейских стран. Краткая характеристика жанров, форм и направлений. 52. Развитие хорового пения в Германии и Англии в XVII – XVIII вв. Краткая характеристика хорового творчества И.С. Баха и Г. Генделя. 53. Развитие зарубежного хорового искусства в XIX – XX вв. Появление хоровых обществ в Германии и Франции. 54. Развитие профессионального хорового пения в России в XVII – XVIII вв. Партесный концерт и его влияние на методику профессионального обучения певцов хора. Методика обучения пению Н. Дилецкого, М. Сарбевского, Ц. Рипы. 55. Канты, псалмы и их роль в развитии хоровой культуры Белоруссии XVII – XVIII вв. 56. Хоровое искусство второй половины XIX – начала ХХ вв. Организация русского хорового общества. Деятельность Г.Я. Ломакина. М.А. Балакирева. И.Е. Молчанова, В.А. Булычева, А.Д. Городцева. 57. Хоровое исполнительство в России ХХ века. Краткая характеристика содержания, форм, направлений. 58. Песенно-хоровое искусство славянских народов второй половины XIX–ХХ веков. Развитие хорового исполнительства в Чехии, Болгарии, Югославии, Польше, Венгрии, Румынии. Массовые формы хорового искусства. 59. Развитие хорового искусства в Древней Греции. 60. Характеристика хорового искусства Беларуси в ХХ веке. Образование профессиональных хоровых коллективов. Появление первых профессиональных концертных и музыкальных учебных заведений. 61. Хоровое искусство Беларуси XVIII – XIX вв. Зарождение крупных сценических жанров. Музыкальное образование разных слоев населения. 62. Определить и проанализировать виды ансамбля в предложенном для анализа хоровом произведении. 63. Определить тип, вид и состав хора в предложенном для анализа хоровом произведении. 64. Привести примеры 1 – 2-х голосных женских хоров. 65. Привести примеры 1 – 2-х голосных мужских хоров. 66. Привести примеры 2 – 3-х голосных юношеских хоров. 67. Привести примеры 2-х голосных детских хоров. 68. Привести примеры 3-х голосных детских хоров. 69. Привести примеры 4-х голосных женских хоров. 70. Привести примеры 4-х и более голосных смешанных хоров. 71. Привести примеры комбинированных хоровых упражнений для детского хора. 72. Привести примеры произведений для 3 – 4-х голосных мужских хоров. 73. Привести примеры произведений, написанных для двухорных коллективов. 74. Привести примеры произведений, написанных для неполного смешанного хора. 75. Привести примеры распеваний на формировании дикционных навыков в хоре. 76. Привести примеры хоровых распеваний, направленных на выработку единой манеры звукообразования. 77. Привести примеры хоровых распеваний, направленных на выработку различных типов дыхания. 78. Привести примеры хоровых упражнений, направленных на развитие диапазона голоса и динамической подвижности звучания. 79. Проанализировать виды ансамбля в предложенном для анализа хоровом произведении. 80. Проанализировать особенности строя в предложенном для анализа хоровом произведении. |