Этюды на выразительность движений Цель:Развивать воображение и фантазию, совершенствовать выразительные движения (жесты, мимику). · «Глухая бабушка». Ребенок разговаривает с глухой бабушкой (педагог), которая его ищет. · «Тише». Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. · «Старушка с собачкой на поводке» · «Человек, которому жмут ботинки» · «Человек, по неосторожности пнувший коробку, в которой лежал кирпич» Пантомимические этюды Цель:Развивать умение владеть своим телом, тренировать фантазию и пластическую выразительность. · Озорной щенок · Щенок ищет · Гордый петушок · Пугливый мышонок · Злая собачка По окончании игры педагог поощряет детей за интересные находки. Изобрази эмоцию» Цель:Знакомить детей со схематичными изображениями эмоций радости, злости, страха, грусти. Тренинг выразительной мимики. Ход игры: Педагог объясняет понятие «эмоция» - душевное переживание, чувство. Затем вместе с детьми рассматривают пиктограммы с изображениями эмоций, отмечают характерные особенности, отражающие эмоцию. Затем дети перед зеркалом изображают соответствующие эмоции у себя на лице. Все вместе выбирают: «Самое радостное лицо», «Самое злое», «Самое пугливое», «Самое грустное» и т.д. Брыкание» Цель: Снимать мимическое напряжение, способствовать эмоциональной разрядке. Ход игры: Ребенок ложится на спину на ковер, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет!», увеличивая интенсивность удара. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ И ТЕХНИКЕ РЕЧИ 1. Артикуляционная гимнастика - Зарядка для губ «Веселый пятачок» А) На счет «раз» сомкнутые губы вытянуть вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбке, не обнажая зубов. Б) Сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются вверх, вниз, вправо, влево. В) Пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую. Заканчивая упражнения, предложить детям полностью освободить мышцы губ, фыркнув как лошадка. - Зарядка для шеи и челюсти А) «Удивленный бегемот»: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открыть широко и свободно. Б) «Зевающая пантера»: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произнести «вау-вау-вау…», подражая голосу пантеры, резко опустить нижнюю челюсть, широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться В) «Горячая картошка»: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена). - Зарядка для языка А) «Жало змеи»: рот открыт, язык выдвинут вперед, медленно двигается вправо-влево. Б) «Конфетка»: губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо-влево, вверх-вниз, по кругу. В) «Колокольчик»: рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ как язычок звонкого колокольчика. Г) «Самый длинный язычок»: высунуть язык и пытаться достать им до носа и подбородка. 2. «Волшебная корзинка» Цель:Развивать воображение, пополнять словарный запас. Ход игры: Дети сидят в кругу. Педагог, держа в руках корзинку, предлагает сложить в корзинку то, что можно встретить в лесу, воздухе, море или то, что летает. Вариант: Слова, имеющие отношение к музыке (нота, ритм, песня…) или театру (занавес, сцена, антракт…) 3. «Мячики со словами» Цель:Развивать быстроту реакции, образное мышление, пополнять словарный запас. Ход игры: Педагог, кидающий мяч, называет любое существительное в именительном падеже. Тот, кто ловит мяч, мгновенно добавляет подходящий по смыслу глагол (облако плывет, костер горит). Когда упражнение освоено в медленном темпе, то его можно убыстрить. 4. Игра со свечой Цель:Развивать правильное речевое дыхание. Ход игры: Детям предлагается сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно «танцевать» пламя. Выдох делается тонкой плавной струей воздуха через плотно сжатые губы. 5. «Скороговорки» Цель:Формировать правильное произношение, артикуляцию, тренировать дикцию. Разучивать скороговорки необходимо коллективно, начиная медленно, четко, активно произносить каждый слог. Постепенно можно убыстрять темп. Полезно проговаривать скороговорки тихо-громко, беззвучно, энергично шевеля губами (как глухонемые). - Игры со скороговорками А) «Испорченный телефон» - играют две команды. Капитан каждой получает свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст ее по цепи и последний точнее произнесет ее вслух. |