МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Организация лечебно-профилактической помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями неревматической этиологии и ревматизмом 2 страница





В России за критерий жизнеспособности плода (новорожденного) принимается срок беременности 28 нед и более, длина тела плода при рождении 35 см и более, масса тела 1000 г и более (приказ Министерства здравоохранения СССР № 848 от 12.06.86 г.). Критерием живорождения является возникновение внутриутробного дыхания. Начиная с 1993 г. для отраслевой статистики используются новые критерии, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения. Критерии жизнеспособности плода: срок — 22 нед и более, масса тела — 500 г и более. Критерии живорождения: внутриутробное легочное дыхание, сердцебиение, пульсация крупных сосудов, сокращение отдельных групп мышц (приказ МЗ РФ № 318 от 04.12.92 г. “О переходе на рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения критерии живорождения и мертворождения”).

В настоящее время младенческая смертность в России и Санкт-Петербурге в 1,5—2 раза выше, чем в ряде экономически развитых стран, и составляет 15—17 на 1000 родившихся живыми.

Уровни смертности в разные периоды 1-го года жизни ребенка резко различаются. Так, смертность максимальна в 1-е сутки после рождения, в 1-ю неделю жизни, затем она постепенно снижается к первому месяцу, полугодию, году жизни. Для оценки уровня младенческой смертности в различные периоды жизни ребенка рассчитывают такие показатели, как:

— ранняя неонатальная смертность (отношение числа детей, умерших на 1-й неделе жизни в данном году, к числу родившихся живыми в данном году, умноженное на 1000) (в России — 6—9‰);

— поздняя неонатальная смертность (отношение числа детей, умерших на 2—4-й неделе жизни в данном году, к числу родившихся живыми в данном году, умноженное на 1000);

— неонатальная смертность (отношение числа детей, умерших в первые 28 дней жизни в данном году, к числу родившихся живыми в данном году, умноженное на 1000) (в России — 9—11‰);

— постнеонатальная смертность (отношение числа детей, умерших в возрасте от 29 дней до 1 года, к разнице между числом родившихся живыми и числом умерших в первые 28 дней жизни, умноженное на 1000) (в России — 7—8‰).

Перинатальным периодом считается промежуток времени, начиная с 28 нед беременности и кончая 7-м днем жизни новорожденного. В свою очередь он подразделяется на антенатальный (внутриут­робный), интранатальный (период родов) и постнатальный (1-я неделя жизни). Показатель перинатальной смертности вычисляется как отношение суммы числа мертворожденных и числа детей, умерших в первые 168 ч жизни, к числу родившихся живыми и мертвыми, умноженное на 1000.

Часто причиной антенатальной смерти плода служат поздние токсикозы беременных, преждевременная отслойка плаценты, болезни матери (грипп, инфекционный гепатит, сердечно-сосудистые заболевания и др.), болезни плода (внутриутробная пневмония, врожденные пороки развития, гемолитическая болезнь и др.).

Причинами интранатальной гибели плода могут быть патология плаценты, пуповины, преждевременное отхождение околоплодных вод, слабость родовой деятельности, аномалии предлежания плода и др.

Причиной смерти в постнатальный период, наряду с перечисленными выше, могут являться экзогенные болезни (пневмония, сепсис, травмы и др.). Основными причинами младенческой смертности являются болезни органов дыхания, врожденные аномалии развития и другая патология периода внутриутробного развития. Высокий уровень младенческой смертности обусловливается осложненными и преждевременными родами (до 10%).

 

Младенческая смертность - смертность детей на 1 году жизни:

1) антенатальная смертность,

2) интранатальная смертность ( во время родов),

3) неонатальная смертность ( смерть новорождённых):

3 ранняя неонатальная

4 поздняя неонатальная

4) постнеонатальная

5) перинатальная смерть.

По России =14,6 %

По Архангельской области = 1998 год - младенческая смертность 12,9‰,

1999 год - 14,0 ‰

В сельской местности = 18 % ,нехватка специалистов .

Структура причин младенческой смертности:

1) перинатальный период жизни (50,9%),

2) врождённые аномалии (22,0%),

3) болезни органов дыхания (8,0%).

Средний уровень младенческой смертности = 15-20 ‰

Документ «медицинское свидетельство о перинатальной смерти» (106-2/у).

Страны, добившиеся низких показателей детской смертности, достигли их в основном за счет снижения смертности детей в возрасте 11 -12 мес, т. е. в возрасте старше 1 мес. Во всех странах с низкой детской смертностью основную группу причин смерти составляют причины перинатальной смертности (включающие родовые травмы, аномалии плаценты и пуповины, гемолитическую болезнь новорожденного и др.), на долю которых приходится 50- 60% от числа всех причин смерти. Вторую группу причин составляют врожденные аномалии, причем, чем ниже смертность, тем больше значение приобретает эта причина смерти. Затем идет пневмония, доля которой среди всех причин смерти будет тем меньше, чем ниже детская смертность.В связи с изложенным основные мероприятия по дальнейшему снижению детской смертности включают более рациональные пути антенатальной профилактики: улучшение качества медицинской помощи детям в возрасте до 1 года на всех этапах их обслуживания: родильный дом - детская поликлиника - стационар - санаторий; разработку более рациональных схем вскармливания и методов лечения основных заболеваний детского возраста.

4 критерия живорождения:

1) самостоятельное дыхание,

2) самостоятельное сердцебиение,

3) пульсация пуповины,

4) мышечные сокращения.

Уровень детской смертности (т. е. смертности детей на первом году жизни) в значительной мере отражает влияние социальных условий жизни на здоровье населения и служит качественным критерием оценки деятельности лечебно-профилактических учреждений по охране здоровья женщин и детей.

Недоношенные дети умирают в 15-20 раз чаще, чем доношенные, они составляют 60-70% от числа детей, умерших в возрасте

до 1 года.

Основными причинами детской смертности в городах являются болезни новорожденных, которые в 50% случаев являются причиной смерти детей, умерших в возрасте до одного года, второе место занимают болезни органов дыхания (пневмония), затем инфекционные и желудочно-кишечные заболевания. На долю последних двух причин приходится в сумме менее 10%. Уровень детской смертности имеет некоторые сезонные колебания. В нашей стране, как и в других развитых странах, четко выявляется зависимость уровня смертности детей на 1-м году жизни от. возраста ребенка. Наибольшая смертность на 1-м году жизни приходится на 1-й месяц, на 1-м месяце - на 1-ю неделю, на'1-й неделе- на 1-й день. На 1-м месяце умирает до 40% детей от числа всех умерших на 1-м году жизни, на 1-й неделе - до 70% от всех умерших на 1-м месяце и в 1-й день - до 37% от всех умерших в 1-ю неделю жизни.

 

 

16. Санитарная статистика. Методологические основы. Применение статистики в практике здравоохранения.

Одной из отраслей статистики является статистика медицинская, которая изучает количественную сторону массовых явлений и процессов в медицине.

Не принято дифференцировать медицинскую и санитарную статистику. Однако, более правильным является выделение в составе медицинской статистики санитарную статистику и статистический метод в различного рода медицинских исследованиях (клинических, эпидемиологических и тд.).

Медицинская статистика: 1) Санитарная статистика (статистика здоровья населения; статистика здравоохранения); 2) Статистический метод в исследованиях (клинических; биологических; экспериментальных; гигиенических; эпидемиологических; лабораторных и тд.).

Виды исследования состояния здоровья населения:

1) Сплошное изучение заболеваемости населения и деятельности медицинских учреждений на основе обязательной государственной отчетности

2) Выборочное изучение состояния здоровья населения, отдельных его групп, а именно:

· санитарно-статистические исследования;

· эпидемиологические обследования больных хронич-ми забол-ми;

· комплексные социально-гигиенические исследования массовые по сравнительно ограниченной программе;

· комплексные клинико-социальные исслед-я разных групп больных.

Применение статистики в медицине:

1) В трактовке вариаций различных признаков.

2) В диагностике заболеваний и оценке состояния здоровья групп населения.

3) При прогнозировании возможного результата борьбы с той или иной болезнью в какой-то группе населения или исхода заболевания у отдельных больных.

4) При выборе подходящего воздействия на больных или группу населения.

5) В общественном здравоохранении, в его руководстве и планировании.

6) При планировании и проведении медицинских исследований, анализе и публикации их результатов, чтении и понимании таких сообщений.

 

17. Организация медико-статистического исследования. Основные этапы

Независимо от того, какие задачи ставятся в санитарно-статистическом исследовании, оно должно проводиться в определенной последовательности в соответствии с исторически сложившимися этапами, которые состоят из отдельных операций. Различают 4 этапа статистического исследования: 1) составление плана и программы исследования (подготовительная работа); 2) статистическое наблюдение (сбор материала); 3) статистическая разработка материала; 4) анализ, выводы, рекомендации, внедрение в практику.

1. Составление плана и программы исследования:

1) формулирование цели и задач исследования в соответствии с рабочей гипотезой;

2) определение и подбор статистической совокупности;

3) определение единицы наблюдения;

4) выбор вида статистического исследования (единовременное, текущее, сплошное, выборочное, в том числе определение способа выбора — механический, типологический, гнездовой, случайный, парносопряженный и др.);

5) определение объекта наблюдения, времени наблюдения и субъекта наблюдения;

6) определение программы сбора данных (составление карты статистического исследования с перечнем учетных признаков);

7) определение программы разработки данных (составление макетов, таблиц со взаимосвязями признаков);

8) определение метода наблюдения — анкетный, анамнестический, выкопировки.

2. Статистическое наблюдение:

1) инструктаж исполнителей;

2) выкопировка сведений;

3) контроль качества регистрации — логический и аналитический.

3. Статистическая разработка:

1) шифровка материала в соответствии с группировочными признаками;

2) раскладка карт в соответствии с макетами разработанных таблиц;

3) заполнение таблиц и подсчет итогов.

4. Анализ. Выводы. Рекомендации. Внедрение в практику.

Виды выборочных наблюдений: механическая выборка, типологическая, основного массива и гнездовая. Статистическое исследование — это составление таблиц (простых, групповых, комбинационных).

 

18. План и программа статистического исследования. Статистическая совокупность. Единица наблюдения, учетные признаки.

Статистическая совокупность — группа относительно однородных элементов (единиц наблюдения) в конкретных условиях времени и пространства. В зависимости от охвата единиц наблюдения (в связи с целью исследования) статистическая совокупность может быть генеральной и выборочной.

Единица наблюдения — это первичный элемент статистической совокупности, имеющий признаки сходства и различия. Признаки различия подлежат изучению и поэтому называются учетными признаками. Учетные признаки по характеру бывают количественными и качественными (атрибутивными), по роли в совокупности — факторными, результативными.

Независимо от того, какие задачи ставятся в санитарно-статистическом исследовании, оно должно проводиться в определенной последовательности в соответствии с исторически сложившимися этапами, которые состоят из отдельных операций. Различают 4 этапа статистического исследования: 1) составление плана и программы исследования (подготовительная работа); 2) статистическое наблюдение (сбор материала); 3) статистическая разработка материала; 4) анализ, выводы, рекомендации, внедрение в практику.

1. Составление плана и программы исследования:

1) формулирование цели и задач исследования в соответствии с рабочей гипотезой;

2) определение и подбор статистической совокупности;

3) определение единицы наблюдения;

4) выбор вида статистического исследования (единовременное, текущее, сплошное, выборочное, в том числе определение способа выбора — механический, типологический, гнездовой, случайный, парносопряженный и др.);

5) определение объекта наблюдения, времени наблюдения и субъекта наблюдения;

6) определение программы сбора данных (составление карты статистического исследования с перечнем учетных признаков);

7) определение программы разработки данных (составление макетов, таблиц со взаимосвязями признаков);

8) определение метода наблюдения — анкетный, анамнестический, выкопировки.

2. Статистическое наблюдение:

1) инструктаж исполнителей;

2) выкопировка сведений;

3) контроль качества регистрации — логический и аналитический.

3. Статистическая разработка:

1) шифровка материала в соответствии с группировочными признаками;

2) раскладка карт в соответствии с макетами разработанных таблиц;

3) заполнение таблиц и подсчет итогов.

4. Анализ. Выводы. Рекомендации. Внедрение в практику.

Виды выборочных наблюдений: механическая выборка, типологическая, основного массива и гнездовая. Статистическое исследование — это составление таблиц (простых, групповых, комбинационных).

 

19. Программа разработки в статистических исследованиях. Группировка признаков. Виды группировок.

Единицы наблюдения помимо признаков сходства, послуживших основанием для их объединения в статистическую совокупность, обладают множеством признаков. Перечень этих признаков или признаков различия исследователь определяет, исходя из сущности и основных свойств единиц и объекта наблюдений, целей и задач исследователя и многих других факторов. Это есть собственно программа исследования. Исследователь может это сделать лишь при условии глубокого изучения проблемы в целом, четкого понимания целей и задач исследования, знания места и времени исследования и т.д.

Принципы определения учетных признаков характеризующих каждую единицу наблюдения:

· это должны быть существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства, исходя из целей и задач исследования;

· не следует в число учетных признаков включать признаки второстепенные, ибо излишества затрудняют и сбор данных, и их обработку, и анализ;

· исследователь должен быть уверен, что сможет получить объективную и достаточно точную информацию.

Как признаки сходства, так и признаки различия по своему значению могут быть качественными (описательными, атрибутивными) и количественными (иметь числовые выражения); по характеру взаимоотношения между собой признаки можно рассматривать как факторные и результативные (факторные признаки это те, которые влияют на результативные). Определяет это взаимоотношение исследователь, исходя из сути изучаемой проблемы.

Основное, чем руководствуется исследователь при определении группировок учетных признаков: они должны служить цели выявления основных закономерностей изучаемых явлений.

В соответствии с этим выявляемые группы должны быть качественно однородными. От того, как Вы сгруппируете признаки, зависят результаты исследования. При этом нельзя допускать неизбежности и следует отвечать на следующие 2 вопроса:

1) что должна вскрыть группировка?

2) на каком признаке строить наиболее совершенную, основополагающую группировку?

Следует иметь ввиду, что бывает 2 вида группировок: типологическая и вариационная.

Типологическая – это группировка атрибутных, описательных признаков, выражаются словесно (пол, виды заболеваний, процессия).

Вариационная – это группировка количественных признаков, имеющих числовое выражение (возраст, рост, уровень дохода и т.д.).

 

20. Виды статистического наблюдения и их использование в деятельности врача.

Виды исследования состояния здоровья населения:

3) Сплошное изучение заболеваемости населения и деятельности медицинских учреждений на основе обязательной государственной отчетности

4) Выборочное изучение состояния здоровья населения, отдельных его групп, а именно:

· санитарно-статистические исследования;

· эпидемиологические обследования больных хронич-ми забол-ми;

· комплексные социально-гигиенические исследования массовые по сравнительно ограниченной программе;

· комплексные клинико-социальные исслед-я разных групп больных.

Применение статистики в медицине:

7) В трактовке вариаций различных признаков.

8) В диагностике заболеваний и оценке состояния здоровья групп населения.

9) При прогнозировании возможного результата борьбы с той или иной болезнью в какой-то группе населения или исхода заболевания у отдельных больных.

10) При выборе подходящего воздействия на больных или группу населения.

11) В общественном здравоохранении, в его руководстве и планировании.

12) При планировании и проведении медицинских исследований, анализе и публикации их результатов, чтении и понимании таких сообщений.

 

21. Методы социально гигиенического исследования. Особенности сбора материала при них.

Сбор материала. На этом этапе исследователь должен собрать материал по составленной программе исследования, не отклоняясь и не искажая ее. Вы осуществляете наблюдение непосредственное, Вы проводите опрос, Вы делаете выкопировку из различных документов, одним словом, Вы заполняете на каждую единицу исследования (в клинико-статистических исследованиях – на лицо, на больного) разработанную форму документа – анкету, выборочную карту, регистрационный бланк, разные пункты которых могут быть заполнены разными способами.

Этот процесс очень трудный и продолжительный, особенно при проведении комплексных социально-гигиенических исследованиях в силу большого объема, в силу объективных и субъективных причин.

К числу трудностей сбора материала при клинико-статистических исследованиях относится работа с архивом историй болезни, например, когда за давностью лет нужных документов не находят на месте; это изменение домашних адресов и телефонов при необходимости посещения больных на дому; это недобросовестность участников и помощников исследователя в сборе информации при комплексных социально-гигиенических исследованиях

 

22. Относительные величины. Виды. Их применение в здравоохранении.

Относительные величины используются при анализе альтернативных (есть явление или отсутствует) признаков. Виды относительных величин:1) экстенсивные коэффициенты; 2) интенсивные коэффициенты;3) коэффициенты соотношения; 4) коэффициенты наглядности.

Экстенсивные коэффициенты характеризуют отношение части к целому, то есть определяют долю (удельный вес), процент части в целом, принятом за 100%. Используются для характеристики структуры статистической совокупности. Например: удельный вес (доля) заболеваний гриппом среди всех заболеваний в процентах; доля производственных травм среди всех травм у рабочих (отношение числа производственных травм к общему числу травм, умноженное на 100%).

Интенсивные коэффициенты отражают частоту (уровень распространенности) явления в своей среде. На практике их применяют для оценки здоровья населения, медико-демографических процессов. Например: число случаев заболеваний с временной утратой трудоспособности на 100 работающих; число заболевших гипертонической болезнью на 100 жителей; число родившихся на 1000 человек (определяется как отношение числа родившихся за год к средней численности населения административной территории, умноженное на 1000). Интенсивные коэффициенты бывают общие и специальные. Общие: показатель рождаемости, общий показатель заболеваемости и др.; специальные (характеризуются более узким основанием): число женщин детородного возраста (плодовитость), число женщин, заболевших гипертонической болезнью, и др.

Коэффициенты соотношения характеризуют отношение двух самостоятельных совокупностей. Используются для характеристики обеспеченности (уровня и качества) медицинской помощью: число коек на 10000 человек; число врачей на 10000 жителей; число прививок на 1000 жителей (отношение числа лиц, охваченных прививками, к численности населения административной территории, умноженное на 1000).

Коэффициент наглядности определяет, на сколько процентов или во сколько раз произошло увеличение или уменьшение по сравнению с величиной, принятой за 100%. Используется для характеристики динамики явления. Например, число врачей в 1995 г. по сравнению с числом врачей в 1994 г., принятым за 100% (отношение числа специалистов в данном году к числу специалистов в предыдущем году, умноженное на 100%).

 

23. Интенсивные показатели: сущность, методика расчета, графика.

Интенсивные коэффициенты отражают частоту (уровень распространенности) явления в своей среде. На практике их применяют для оценки здоровья населения, медико-демографических процессов. Например: число случаев заболеваний с временной утратой трудоспособности на 100 работающих; число заболевших гипертонической болезнью на 100 жителей; число родившихся на 1000 человек (определяется как отношение числа родившихся за год к средней численности населения административной территории, умноженное на 1000). Интенсивные коэффициенты бывают общие и специальные. Общие: показатель рождаемости, общий показатель заболеваемости и др.; специальные (характеризуются более узким основанием): число женщин детородного возраста (плодовитость), число женщин, заболевших гипертонической болезнью, и др.

При анализе статистической совокупности используют графические изображения (графические образы — точки, линии, фигуры). Любой график содержит следующие элементы: масштаб, условные обозначения (окраска, штриховка), фигуры, линии, цифры. В медицинской статистике применяют линейные, плоскостные, объемные и фигурные диаграммы. Линейные диаграммы отражают изменение явления в динамике. Сезонный, циклический характер изображают радиальной диаграммой, при этом месяцы года располагают по часовой стрелке. Плоскостные диаграммы (секторные, внутристолбиковые) используют для изображения показателей распределения, доли, процентов, структуры. Ленточные, столбиковые и пирамидальные диаграммы показывают частоту (распространенность, уровень) явления. Фигурные диаграммы, картограммы и картодиаграммы отображают показатели на определенных административных территориях в виде обозначений, фигур.

или показатель частоты, распространенности указывает на частоту изучаемого явления в среде, непосредственно «продуцирующей» данное явление.

Абсолютная численность изучаемых явлений *100(1000,10000,100000)

Абсолютная численность среды

Интенсивные показатели применяются в следующих случаях:

- для определения уровня, частоты, распространенности того или иного явления;

- для сравнения ряда различных совокупностей по степени частоты того или иного явления (например, для сравнения уровней рождаемости в разных странах, в разных районах или для сравнения уровней заболеваемости мужчин и женщин, уровней смертности в разных возрастных группах и т.д.);

- для выявления в динамике изменений в частоте явления в наблюдаемой совокупности (например, сдвиги в распространенности инфекционных заболеваний населения области Н. за ряд лет и др.).

Необходимо уметь не только рассчитывать интенсивный показатель, но и правильно выбрать для его иллюстрации графическое изображение. Применение графического метода в статистическом исследовании не только делает изучаемые показатели более наглядными, доступными для понимания, но и позволяет глубже их проанализировать.

Интенсивные показатели могут быть наглядно представлены в виде .четырех основных типов 'Диаграмм: столбиковой, линейной, картограммы и к а р т о д и а г р а м м ы.

Столбиковая диаграмма применяется для иллюстрации однородных, но не связанных между собой интенсивных показателей. Столбиковыми диаграммами изображают статику явления.

Линейная диаграмма применяется для иллюстрации частоты явления, изменяющегося во времени. Линейная диаграмма как бы символизирует непрерывность наблюдения и обычно употребляете» для изображения динамики явления.

Радиальная диаграмма является частным видом линейной диаграммы, построенной на полярных координатах . Радиальной диаграммой пользуются при необходимости изобразить графически динамику явления за замкнутый цикл времени (сутки, неделя, год).

При построении радиальной диаграммы в качестве оси абсцисс используется окружность, разделенная на одинаковое число частей соответственно отрезкам времени того или иного циклa.

К а р т о грамма - особая гeoграфическая карта, на которой отдельные территории заштрихованы с различной интенсивностью соответственно уровню интенсивного показателя,

Картодиаграмма представляет собой сочетание географической карты с диаграммой, чаще всего столбиковой, причем столбики различной величины (соответственно показателю) наносятся на карту и ставятся на той территории, которую они представляют.

 

24. Экстенсивные показатели: сущность, методика расчета, графика.

Экстенсивные коэффициенты характеризуют отношение части к целому, то есть определяют долю (удельный вес), процент части в целом, принятом за 100%. Используются для характеристики структуры статистической совокупности. Например: удельный вес (доля) заболеваний гриппом среди всех заболеваний в процентах; доля производственных травм среди всех травм у рабочих (отношение числа производственных травм к общему числу травм, умноженное на 100%).

При анализе статистической совокупности используют графические изображения (графические образы — точки, линии, фигуры). Любой график содержит следующие элементы: масштаб, условные обозначения (окраска, штриховка), фигуры, линии, цифры. В медицинской статистике применяют линейные, плоскостные, объемные и фигурные диаграммы. Линейные диаграммы отражают изменение явления в динамике. Сезонный, циклический характер изображают радиальной диаграммой, при этом месяцы года располагают по часовой стрелке. Плоскостные диаграммы (секторные, внутристолбиковые) используют для изображения показателей распределения, доли, процентов, структуры. Ленточные, столбиковые и пирамидальные диаграммы показывают частоту (распространенность, уровень) явления. Фигурные диаграммы, картограммы и картодиаграммы отображают показатели на определенных административных территориях в виде обозначений, фигур.

или показатель структуры распределения, указывает на отношение части к целому, на долю части в целом. Экстенсивный показатель дает представление о количественном распределении составных (структурных) частей в какой-либо одной совокупности. Если при расчете интенсивных показателей необходимы две величины характеризующие размеры «явления» и размеры «среды», то для расчета экстенсивного показателя достаточно иметь только одну из них, а именно совокупность, состоящую из структурных частей.

Методика расчета экстенсивного показателя. =Абс.размер части явления /Абс.размер явления в целом *100

Сумма всех экстенсивных показателей, выраженных в процентах, равна 100. Однако общее число случаев (целое) может приниматься не только за 100, но и за 1000, за 10000. В двух последних случаях показатели будут исчисляться в %0 и в %00.

Так как экстенсивные показатели характеризуют структуру явления, т. е. дают представление об удельном весе части в целом, то графически они могут быть изображены секторной или внутристолбиковой диаграммой .

В секторной диаграмме окружность принимается .за 100% (если экстенсивные показатели выражены в процентах

Вместо секторной диаграммы можно применить также внутристолбиковую диаграмму, в которой ширина и высота столбика берутся произвольно. Высота принимается за 100% и в соответ. масштабных единицах пересчитываются экстенсивные показатели, (в процентах), составляющие в сумме единое целое.

Суждение о частоте явления (о его размерах) по показателям структуры (экстенсивные показатели) рассматривается как одна из серьезных ошибок при анализе материалов. При сравнении структурных показателей в динамике также следует иметь в виду, что они отражают только долю и ни в коем случае не свидетельствуют о динамике частоты данного явления. При изменении общей численности совокупности и ее структурных частей показатели резко изменяются.

Экстенсивные показатели весьма не полно характеризуют явление само по себе, так как они не связаны со «средой», которая продуцирует это «явление». Вот почему необходимо научиться дифференцировать

 

25. Показатели наглядности: сущность, методика расчета, графика.

Коэффициент наглядности определяет, на сколько процентов или во сколько раз произошло увеличение или уменьшение по сравнению с величиной, принятой за 100%. Используется для характеристики динамики явления. Например, число врачей в 1995 г. по сравнению с числом врачей в 1994 г., принятым за 100% (отношение числа специалистов в данном году к числу специалистов в предыдущем году, умноженное на 100%).





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.