Потребность ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ Понятие о потребности Эта потребность в адаптации к условиям жизни с факторами риска, которые отрицательно влияют на физический, психосоциальный и духовный комфорт человека. Нарушение удовлетворения потребности избегать опасности происходит при низком приспособлении человека к условиям жизни с факторами риска. Например, пациент имеет избыточный вес, нерационально питается, курит, мало двигается. Все это факторы риска, к которым он не приспособлен. Поэтому у него нарушено удовлетворение потребности избегать опасности. Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании: 1. Субъективное обследование: 1. Медсестра в беседе с пациентом выясняет: - наличие в его образе жизни факторов риска и отношение пациента к ним, степень приспособления пациента к условиям жизни с факторами риска; - знает ли пациент, как эти факторы влияют на его здоровье; - есть ли у него желание к оздоровлению своего образа жизни. 2. Медсестра в беседе с пациентом о состоянии его здоровья, обращает внимание на чувство страха, напряжение и опасения за свое здоровье. 3. Медсестра выясняет, ощущает ли пациент поддержку семьи в своем состоянии. Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов: 1) безразличие к состоянию своего здоровья; 2) беспокойство за состояние своего здоровья; 3) страх перед операцией или предстоящим обследованием; 4) отсутствие адаптации к стрессу; 5) дефицит знаний о здоровом образе жизни; 6) угроза здоровью в связи с факторами риска. Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности: 1) медсестра, общаясь с пациентом, поможет ему психологически, используя слово, интонацию, мимику, приемы отвлечения; 2) медсестра обеспечит пациенту должную поддержку со стороны его окружения; 3) медсестра беседует с пациентом о необходимости оздоровления его образа жизни; 4) медсестра вместе с пациентом составляет план мероприятий по оздоровлению: например, план рационального питания или режим дня для пациента; 5) медсестра обучит пациента навыкам устранения или значительного снижения влияния факторов риска на здоровье пациента. Например: имеет место фактор риска “с тресс”. Необходимы: - физическая активность - ежедневное распределение времени и его запас - открытый "шлюз" для эмоций - планирование режима дня - аутотренинг, расслабление 6) медсестра познакомит пациента с другим пациентом, ведущим здоровый образ жизни; 7) медсестра подберет пациенту необходимую литературу о пропаганде здорового образа жизни. Потребность ОБЩАТЬСЯ: Понятие о потребности Человек - существо общественное, для нормальной жизнедеятельности ему необходимо общение. Ему необходимо постоянно получать информацию об окрУжающей среде и передавать в окружающую среду информацию о себе. Обмен информацией осуществляется при помощи органов чувств (слух, зрение, обоняние и т.д.) Виды общения: - разговор; - чтение; - музыка; - телевидение; - радио; - религия. Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании: 1. Субъективное обследование: В беседе с пациентом медсестра выясняет желание или нежелание пациента общаться с окружающим миром: - родственники - медперсонал - соседи по палате - средства массовой информации - книги 2. Объективное обследование: Медсестра выясняет возможноствЛтациента общаться: - нарушение слуха - нарушение зрения - нарушение движения - интеллекта Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов: 1) дефицит общения с семьей; 2) недоверие медицинскому работнику; 3) дефицит общения, связанный с физическими недостатками; 4) стремление к самоизоляции. Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности: 1) медсестра организует пациенту доступное для него общение. Потребность ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ: Понятие о потребности В своей жизни каждый человек ориентируется на определенные идеалы (ценности). Это убеждение, вера в то, что хорошо или плохо в жизни. Ценности формируются в человеке под воздействием его социокультурного окружения, образования, личного опыта человека. У каждого они разные, свои. Медсестре необходимо определить жизненные ценности пациента, так как они могут положительно или отрицательные влиять на его здоровье. Например: пациент считает, что самое главное это хорошо (вкусно, обильно) поесть, что отрицательно влияет на его здоровье. Или у пациента главное в жизни - это здоровье, и он старается делать все для его сохранения. Знание жизненных ценностей пациента поможет медсестре найти аргументы для мотивации пациента на оздоровление образа жизни. Например: для пациента мотивацией на оздоровление может служить забота о семье. Он будет стремиться к выздоровлению, чтобы заботиться о семье. Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании: 1. Субъективное обследование: Медсестра в беседе с пациентом выявляет его жизненные ценности и их влияние на здоровье. Вам предлагается минимум вопросов, которые медсестра должна выяснить, общаясь с пациентом: 1. Что представляет собой Пациент, его психическое и физическое здоровье? Что он имеет (социально-производственный, социально-бытовой, семейный статус)? 3. Что человек говорит о себе, своем здоровье, в частности? 4. Что человек делает в плане сохранения или укрепления здоровья (или наоборот, его ухудшения)? Причем выяснить есть ли расхождения слов с делом. 5. Что пациент дает людям, насколько он ценен для семьи, общества? 6. Что человек берет от общества, в чем нуждается? 1. К чему человек стремится, удовлетворен ли он жизнью вообще, собой, окружающими его людьми? Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов: 1. безразличие: - к жизни; - к своему здоровью. 2. необходимость духовного участия и сочувствия Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности: 1) с помощью бесед, наглядных примеров, литературы, медсестра переориентирует пациента на главную ценность в жизни - здоровье; 2) многие пациенты замыкаются в себе, стараясь не обременять своими проблемами окружающих, что отрицательно сказывается на их самочувствии. Медсестра должна тактично вызвать пациента на разговор и дать ему выговориться. Например: молодая женщина, имеющая двоих детей, безнадежно больна. Она целыми днями молчит, уставясь в потолок, находясь наедине со своими проблемами. Ей необходимо дать возможность для выхода эмоций (открыть "шлюз" для эмоций), для 3) того, чтобы она обрела духовное равновесие. Потребность ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ И УЧИТЬСЯ: Понятие о потребности Эта потребность образует в пирамиде Маслоу вершину. Она необходима для самовыражения, самореализации человека. Взрослый человек реализует себя прежде всего в работе. Для этого ему необходимо учиться, необходимо самообразование, совершенствование. Также каждый человек в своей жизни под влиянием окружающей среды играет какую-то социальную роль: матери, лидера (руководителя), подчиненного. Каждый человек реализует потребность в каких-то увлечениях (хобби). Например: рыбалка, охо®а, коллекционирование и так далее. Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании: 1. Субъективное обследование: Медсестре необходимо в беседе с пациентом определить, насколько выражена эта потребность у пациента: - как он относится к своей работе, какое место в его жизни она занимает - есть ли у него стремление к самообразованию, учебе - какую социальную роль в жизни он играет - как он проводит свое свободное время, чем увлекается Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов: 1. беспокойство из-за невозможности реализовать себя в связи с болезнью: - в работе - в семье; 2. принижение чувства собственного достоинства; 3. дефицит организованного досуга. Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности: На основании собранных данных медсестра должна помочь пациенту организовать его досуг во время болезни и ориентировать пациента на оздоровление. Например: у пациента воспаление обоих глаз, он мучается от бездеятельности. Медсестра организует досуг пациента: радио, чтение пациенту вслух. Другой пример: медсестра может использовать сведения о том, какую социальную роль играет в жизни пациент. Допустим у пациента выраженное стремление заботиться, опекать кого-то.. К такому пациенту в палату целесообразно положить другого пациента, нуждающегося в повышенном внимании и поддержке. Также целесообразно, чтобы в палате находился пациент в роли лидера, у которого главная ценность в жизни - здоровье. ГЛОССАРИЙ Адаптация — приспособление (привыкание). Анамнез — сведения, получаемые при медицинском обследовании пациента и/или родственников. Апноэ — отсутствие дыхания. Аускультация (выслушивание) — метод диагностического исследования внутренних органов, основанный на выслушивании звуков, связанных с их деятельностью. Брадикардия — урежение пульса. Брадипноэ— урежение дыхания. Вербальное общение — словесное общение. Гипертензия — повышение АД. Гипотензия — понижение АД. Диспноэ — расстройство дыхания. Качество жизни — физические, психологические, духовные и социальные аспекты человеческого существования. Пальпация (ощупывание) — метод диагностического исследования путем ощупывания определенной части тела. Перкуссия (выстукивание) — метод диагностического исследования внутренних органов, основанный на постукивании по поверхности тела пациента с оценкой характера возникающих при этом звуке. Проблема пациента – это состояние здоровья пациента, установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны медицинской сестры. Процесс— последовательность, порядок. Рецидив (возврат, возобновление) — повторное появление признаков болезни. Самоуход— деятельность людей, направленная на поддержание качества жизни, здоровья и хорошего самочувствия . Сестринский процесс — это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медсестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам. Стандарты сестринской практики — норма выполнения сестринского вмешательства для пациента без учёта конкретной клинической ситуации. Тахикардия — учащение пульса. Тахипноэ— учащенное дыхание. |