МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Понятие способностей. Задатки и способности.





Способности – сложный динамический процесс, понимающийся как единство и взаимосвязь способности субъекта деятельности и способности личности, в структуре которых проявляются и функционируют природные способности человека.

Теплов:

- индивидуальные способности, которые отличают одного человека от другого.

-способность – это не всякая индивидуальная психическая особенность, а только та, которая способствует успешной деятельности.

- способность не сводится ни к навыкам, ни к знаниям, ни к умениям. (зун)

Предлобная кора – музыкальные способности.

Способности – предрасположенность человека к определенной деятельности. Способности имеют наследственные предпосылки в виде задатков.

Способности: общие (успех в различных областях деятельности) и специальные (успех в отдельных областях – музыка, рисование).

Постановка способностей под контроль личностных качеств превращается в способности личности и ярко проявляются в поступках личности.

С. Различаются по: качеству (направленности) и масштабы (уровню).

Задатки- свойства элементов функциональных систем, не развиваются в способности, генетические программы, определяющие развитие функциональных систем в структуре мозга и человека в целом.

Общие: общее свойство НС, особенности организации ГМ (соотношение полушарий), все это отражается на продуктивности психической деятельности.

Специальные: свойства нервных клеток (нейронных цепей).

Одаренность – интегральное проявление способностей в определенной деятельности. Системное качество психики, развивается в течение жизни, определяет возможность достижения наиболее высоких, незауреадных успехов в одной или нескольких видах деятельности.

Признаки одаренного ребенка:

«МОГУ». Быстрое освоение деятельности, высокая успешность, использует и сам изобретает новые способы деятельности, выдвигает новые цели, склонны делать все по-своему (обоснованно), своеобразный тип обучаемости, с раннего возраста способны к самообучению.

«ХОЧУ». Переживают чувство удовольствия, любознательность (хочу все знать), повышенная избирательная чувствительность к определенной предметной деятельности, высокая требовательность к результатам своего труда (перфекционисты).

 

Классификация способностей. Общие и специальные способности.

Шадриков: функционально-генетический подход.

- способности можно понять в единстве и взаимосвязи способностей человека как индивида, субъекта деятельности и личности.

- способности индивида: природные, естественные, даны для выживания. Свойства функциональных систем, обеспечивающих реализацию психических функций.

Познавательные способности:

- воспринимать (перцепция).

- запоминать (перцепция).

- представление.

- внимание (аттенция).

- воображение.

- мыслительные.

Еще выделяют способности мотивации и способности в сфере эмоций.

Духовные качества – специфика поведения (любовь).

Коммуникативные:

- успешное взаимодействие партнеров.

- успешное решение коммуникативных задач.

Лингвистические (задаток – анатомо-физиологические особенности мозга):

- свойства НС (слабая/сильная)

- соотношение сигнальных систем (речь).

- особенности строение слухового анализатора.

Интеллектуально-глобальные способности: действовать разумно, мыслить рационально, хорошо справляться с жизненными трудностями.



Способности:

- общие – определяют успех в различных областях деятельности.

- специальные – определяют успех в отдельной области деятельности.

Факторы, благоприятные для развития способностей:

- среда развития.

- требование деятельности.

- индивидуальные ценности и смысл.

Факторы, неблагоприятные для развития способностей:

- обедненная среда (нехватка впечатлений).

- психологические травмы.

- физические травмы (уменьшенное мозолистое тело. Хорошо – игра на фортепиано в 2 руки).

- излишнее принуждение (гасит спонтанную активность).

 

Понятие интеллекта. Основные подходы к исследованию интеллекта. Соотношение интеллекта и креативности. Понятие креативность. Основные подходы к исследованию креативности. Соотношение креативности и интеллекта.

Интеллект – интегральное проявление способностей, знаний и умений (Шадриков).

Интеллектуально-глобальные способности: действовать разумно, мыслить рационально, хорошо справляться с жизненными трудностями (Векслер).

*методика Векслера: 11 субъектов. 3 типа способностей – вербальные (понимание, словарный запас), пространственная ориентация (сложение фигур и недостающие детали), концентрация внимания и оперативная память (последовательность символов).

Спирмен: 2 фактора интеллекта – генеральные и специальные способности.

Структурно-уровневая модель (Ананьев):

Интеллект – единство познавательных функций.

- образные компоненты.

- логические компоненты.

- внимание.

Айзенк – восемь вариантов теста на интеллект.

Амтхауэр – уделял большое внимание соответствию интеллекта и профессиональной деятельности человека. По мнению Амтхауэра, отдельные способности человека существуют не как изолированные элементы, их развитие взаимосвязано.

Концепция ментального опыта (Холодная): интеллект – форма организации ментального опыта. Путь к решению фундаментальных проблем – чем определенный индивид различается в интеллектуальной продуктивности.

Уровни работы интеллекта:

- как человек перерабатывает поступающую информацию. Отражает когнитивный опыт: архитипеческие структуры, способы кодирования информации (действия, образы, язык), когнитивная схема (сценарий, прототипы), семантические структуры, понятийные психические структуры (понятийное мышление).

- может ли человек контролировать работу своего интеллекта. Метакогнетивный опыт: не/произвольный интеллектуальный контроль, осведомленность (знаем ли мы свои интеллектуальные ресурсы), открытая познавательная позиция к миру.

- почему именно так думает человек. Интенциальный опыт: интеллектуальные предпочтения, убеждение, умонастроение.

- как человек испытывает свой интеллект. Генетические способности: конвергентность (единственное правильное решение), дивергентность (множество оригинальных идей, нде нет регламентации), обучаемость, познавательные стили (когнетивные, интеллектуальные, эпистематические/эмпирические, рационалистичные, метафоричные), стили кодирования информации (визуалы).

Креативность – способность человека генерировать новые полезные идеи. Важна новизна и значимость. Дивергентное мышление.

А. Маслоу — креативность – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест П. Торренса. Этот тест позволяет оценить:

  • вербальную креативность
  • образную креативность
  • отдельные креативные способности:
    1. беглость - этот количественный показатель, в тестах чаще всего это количество выполненных заданий.
    2. гибкость - этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому.
    3. оригинальность - этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.
    4. способность видеть суть проблемы.
    5. способность сопротивляться стереотипам.

 

Направления анализа креативности:

- креативный процесс.

- креативная личность.

- креативный продукт творчества.

- креативная пресса (как среда влияет на креативность).

Перед креативным процессом – регрессия мышления, чтобы избавиться от стереотипов.

Блоки креативности:

- страх неудачи.

- нерасположенность к легкости и игре (излишняя серьезность).

- неспособность разглядеть ресурсы.

- ригидность.

- избегает трудностей.

- бежность воображения, пренебрежение снами и фантазиями.

- страх неизвестности, страх неопределенности, наличие предубеждения, что все проблемы решаемы.

- страх оказать влияние, не высказывают свое мнение.

- бедность эмоциональной жизни, нередка склонность мыслить «либо…, либо…», сенсорная тупость (сниженная чувствительность).

Соотношение интеллекта и креативности:

  1. Нет связи между креативностью и интеллектом
  2. Непосредственная связь между креативностью и интеллектом
  3. Пороговая гипотеза
  4. Креативность рассматривается, как свойство личности
  5. Креативность рассматривается, как интеллектуальная способность

 

Обучаемость – способность получать новые знания посредством обучения, характеризующаяся скоростью и качеством усвоения обучаемым знаний.

Теория порога – интеллект и креативность вместе развиваются до определенного уровня, а затем развиваются независимо.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.