Понятие способностей. Задатки и способности. Способности – сложный динамический процесс, понимающийся как единство и взаимосвязь способности субъекта деятельности и способности личности, в структуре которых проявляются и функционируют природные способности человека. Теплов: - индивидуальные способности, которые отличают одного человека от другого. -способность – это не всякая индивидуальная психическая особенность, а только та, которая способствует успешной деятельности. - способность не сводится ни к навыкам, ни к знаниям, ни к умениям. (зун) Предлобная кора – музыкальные способности. Способности – предрасположенность человека к определенной деятельности. Способности имеют наследственные предпосылки в виде задатков. Способности: общие (успех в различных областях деятельности) и специальные (успех в отдельных областях – музыка, рисование). Постановка способностей под контроль личностных качеств превращается в способности личности и ярко проявляются в поступках личности. С. Различаются по: качеству (направленности) и масштабы (уровню). Задатки- свойства элементов функциональных систем, не развиваются в способности, генетические программы, определяющие развитие функциональных систем в структуре мозга и человека в целом. Общие: общее свойство НС, особенности организации ГМ (соотношение полушарий), все это отражается на продуктивности психической деятельности. Специальные: свойства нервных клеток (нейронных цепей). Одаренность – интегральное проявление способностей в определенной деятельности. Системное качество психики, развивается в течение жизни, определяет возможность достижения наиболее высоких, незауреадных успехов в одной или нескольких видах деятельности. Признаки одаренного ребенка: «МОГУ». Быстрое освоение деятельности, высокая успешность, использует и сам изобретает новые способы деятельности, выдвигает новые цели, склонны делать все по-своему (обоснованно), своеобразный тип обучаемости, с раннего возраста способны к самообучению. «ХОЧУ». Переживают чувство удовольствия, любознательность (хочу все знать), повышенная избирательная чувствительность к определенной предметной деятельности, высокая требовательность к результатам своего труда (перфекционисты). Классификация способностей. Общие и специальные способности. Шадриков: функционально-генетический подход. - способности можно понять в единстве и взаимосвязи способностей человека как индивида, субъекта деятельности и личности. - способности индивида: природные, естественные, даны для выживания. Свойства функциональных систем, обеспечивающих реализацию психических функций. Познавательные способности: - воспринимать (перцепция). - запоминать (перцепция). - представление. - внимание (аттенция). - воображение. - мыслительные. Еще выделяют способности мотивации и способности в сфере эмоций. Духовные качества – специфика поведения (любовь). Коммуникативные: - успешное взаимодействие партнеров. - успешное решение коммуникативных задач. Лингвистические (задаток – анатомо-физиологические особенности мозга): - свойства НС (слабая/сильная) - соотношение сигнальных систем (речь). - особенности строение слухового анализатора. Интеллектуально-глобальные способности: действовать разумно, мыслить рационально, хорошо справляться с жизненными трудностями. Способности: - общие – определяют успех в различных областях деятельности. - специальные – определяют успех в отдельной области деятельности. Факторы, благоприятные для развития способностей: - среда развития. - требование деятельности. - индивидуальные ценности и смысл. Факторы, неблагоприятные для развития способностей: - обедненная среда (нехватка впечатлений). - психологические травмы. - физические травмы (уменьшенное мозолистое тело. Хорошо – игра на фортепиано в 2 руки). - излишнее принуждение (гасит спонтанную активность). Понятие интеллекта. Основные подходы к исследованию интеллекта. Соотношение интеллекта и креативности. Понятие креативность. Основные подходы к исследованию креативности. Соотношение креативности и интеллекта. Интеллект – интегральное проявление способностей, знаний и умений (Шадриков). Интеллектуально-глобальные способности: действовать разумно, мыслить рационально, хорошо справляться с жизненными трудностями (Векслер). *методика Векслера: 11 субъектов. 3 типа способностей – вербальные (понимание, словарный запас), пространственная ориентация (сложение фигур и недостающие детали), концентрация внимания и оперативная память (последовательность символов). Спирмен: 2 фактора интеллекта – генеральные и специальные способности. Структурно-уровневая модель (Ананьев): Интеллект – единство познавательных функций. - образные компоненты. - логические компоненты. - внимание. Айзенк – восемь вариантов теста на интеллект. Амтхауэр – уделял большое внимание соответствию интеллекта и профессиональной деятельности человека. По мнению Амтхауэра, отдельные способности человека существуют не как изолированные элементы, их развитие взаимосвязано. Концепция ментального опыта (Холодная): интеллект – форма организации ментального опыта. Путь к решению фундаментальных проблем – чем определенный индивид различается в интеллектуальной продуктивности. Уровни работы интеллекта: - как человек перерабатывает поступающую информацию. Отражает когнитивный опыт: архитипеческие структуры, способы кодирования информации (действия, образы, язык), когнитивная схема (сценарий, прототипы), семантические структуры, понятийные психические структуры (понятийное мышление). - может ли человек контролировать работу своего интеллекта. Метакогнетивный опыт: не/произвольный интеллектуальный контроль, осведомленность (знаем ли мы свои интеллектуальные ресурсы), открытая познавательная позиция к миру. - почему именно так думает человек. Интенциальный опыт: интеллектуальные предпочтения, убеждение, умонастроение. - как человек испытывает свой интеллект. Генетические способности: конвергентность (единственное правильное решение), дивергентность (множество оригинальных идей, нде нет регламентации), обучаемость, познавательные стили (когнетивные, интеллектуальные, эпистематические/эмпирические, рационалистичные, метафоричные), стили кодирования информации (визуалы). Креативность – способность человека генерировать новые полезные идеи. Важна новизна и значимость. Дивергентное мышление. А. Маслоу — креативность – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест П. Торренса. Этот тест позволяет оценить: - вербальную креативность
- образную креативность
- отдельные креативные способности:
- беглость - этот количественный показатель, в тестах чаще всего это количество выполненных заданий.
- гибкость - этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому.
- оригинальность - этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.
- способность видеть суть проблемы.
- способность сопротивляться стереотипам.
Направления анализа креативности: - креативный процесс. - креативная личность. - креативный продукт творчества. - креативная пресса (как среда влияет на креативность). Перед креативным процессом – регрессия мышления, чтобы избавиться от стереотипов. Блоки креативности: - страх неудачи. - нерасположенность к легкости и игре (излишняя серьезность). - неспособность разглядеть ресурсы. - ригидность. - избегает трудностей. - бежность воображения, пренебрежение снами и фантазиями. - страх неизвестности, страх неопределенности, наличие предубеждения, что все проблемы решаемы. - страх оказать влияние, не высказывают свое мнение. - бедность эмоциональной жизни, нередка склонность мыслить «либо…, либо…», сенсорная тупость (сниженная чувствительность). Соотношение интеллекта и креативности: - Нет связи между креативностью и интеллектом
- Непосредственная связь между креативностью и интеллектом
- Пороговая гипотеза
- Креативность рассматривается, как свойство личности
- Креативность рассматривается, как интеллектуальная способность
Обучаемость – способность получать новые знания посредством обучения, характеризующаяся скоростью и качеством усвоения обучаемым знаний. Теория порога – интеллект и креативность вместе развиваются до определенного уровня, а затем развиваются независимо. |