История и современное состояние исследований основных свойств нервной системы человека. Нейродинамические и психодинамические свойства. Блок Бызовой. Основные психологические свойства в структуре личности: темперамент, способности, характер, направленность. См. вопрос 4, 5, 6, 9, 10, 11. Теоретические подходы к связи темперамента и характера: - Т=Х – отождествление понятий (Лазурский, Айзенк). - Т и Х – независимые компоненты идентичности. Х подавляет Т (Ковалев, Левитов). - Т – врожденная основа Х (Небылицин, Теплов, Русалов). Способности в 3х измерениях: - СЧ как индивида – для выживания в естественных условиях. - СЧ как субъекта деятельности – для реализации деятельности. - СЧ как личности – проявляется в поступках. История и современное состояние исследований основных свойств нервной системы человека. Нейродинамические и психодинамические свойства. Нейродинамика (Павлов, Небылицин). Иван Петрович Павлов (1849-1936) – выдающийся русский физиолог, создатель учения о ВНД. Основывался на представлениях И.М. Сеченова о сигнальной функции внешних раздражителей. Впервые заговорил о нейродинамике или свойствах НС. Основные положения его теории: 1. Свойства нейронов определяют специфику поведения живого существа. 2. Исследовать свойства НС необходимо и достаточно с помощью условных рефлексов. 3. Свойства НС: 1) Сила (по возбуждению – способность выдерживать длительные или кратковременные, но сильные возбуждения, не переходя в охранное торможение; по торможению – способность воздержаться от реагирования или отсрочить реакцию). Обратно пропорциональна чувствительности. Слабый – чувствительный, избегающий, негативный. Чем выше порог, тем он менее чувствителен. 2) Уравновешенность (соотношение между силой по возбуждению и силой по торможению). Уравновешенность по силе. Уравновешенность по подвижности. Уравновешенность по динамичности. Уравновешенность по лабильности. 3) Подвижность (переделка. Это свойство отражает способность испытуемого к смене знака условного рефлекса. Смена знака с одного на другой). Скорость образования условного рефлекса. Лежит в основе обучаемости (динамичность).  Плюсы подхода Павлова к типологии темперамента: 1) Под психологические категории поведения (темперамент) стала подводиться более современная физиологическая база; 2) Поведение связывалось с совокупностью типологических особенностей проявления свойств НС. Минусы подхода Павлова к типологии темперамента: 1) Указанные сочетания типологических особенностей НС встречаются редко. Множество «промежуточных» типов. 2) Нет единого подхода к выделению типов. В одном случае тип связывается с тремя особенностями, в другом – с одной. 3) Полученные в последние десятилетия данные показывают, что холерический тип поведения связан не с силой НС, а с ее слабостью. 4) Типы поведения должны быть строго обусловлены имеющимися у человека типологическими особенностями проявления свойств НС. Это не так, и сам Павлов понимал это. Он пришел к представлениям о генотипе (как прирожденная особенность НС) и фенотипе (как характер, образ поведения человека, сплав врожденного и приобретенного). И.П. Павлов, наряду с «общими» типами (темпераментом), присущими и человеку, и животным, постулировал и «специальные» типы, присущие только человеку, так как они отражают соотношения между первой (образной) и второй (рече-мыслительной) сигнальными системами. Он выделил три таких типа: художественный, у которого особенно ярко выражена деятельность первой сигнальной системы; мыслительный, у которого заметно преобладает деятельность второй сигнальной системы; смешанный, у которого деятельность обеих систем выражена одинаково. Художественный тип. Наклонность к образно-эмоциональному мышлению. Остро, ярко, полно и непосредственно воспринимают действительность, сильно развито воображение, хорошо выражена способность воспроизведения действительности в художественных образах. Предпочитают переводить воспринимаемое в образы реальной действительности. Мыслительный тип. Наклонность к словесно-логическому (абстрактному) мышлению. Способность к анализу, систематизации, склонность к отвлеченным размышлениям, реагированию не столько на конкретные явления, сколько на их обобщение. Предпочитают переводить воспринимаемое в отвлеченные абстрактные символы. Главное, по мнению Павлова, что отличает «художников» - это синтетическая стратегия приема и обработки информации, благодаря чему они схватывают действительность целиком, не расчленяя ее. «Мыслителей» же отличает преимущественно аналитическая стратегия восприятия и освоения действительности. Отсюда появляется желание сопоставить эти типы с функциональной асимметрией мозга, т.к. синтетическая стратегия присуща правому полушарию, а аналитическая – левому. Б.М. Теплов: свойства НС – природные, врожденные особенности НС, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения (у животных) и некоторых индивидуальных различий способностей и характера (у людей). В учении Павлова о ВНД единицами поведения выступают безусловные, врожденные рефлексы, возникающие в ответ на определенные (безусловные) раздражители из внешней среды, и условные рефлексы, возникающие после связывания вначале безразличного раздражителя с безусловным. Изучал динамику образования условных рефлексов (возбуждение, торможение, иррадиация, динамический стереотип). Разными исследователями выделялись различные свойства НС. Какие из них изучаются в настоящее время? Небылицин. - сила: выносливость. Быстрота приспособления к меняющимся условиям. - подвижность: быстрота перемены одного образа действия на другой. - динамичность: быстрота генерирования мозговыми структурами нервного процесса. Отражает способность к обучению. - лабильность: быстрота начала\конца возбуждения\торможения. Балансировка этих свойств. Психодинамика (Ананьев). Психодинамический уровень индивида представляет собой устойчивое единство его психодинамических свойств. Структуру психодинамических свойств индивида составляют темперамент, сенситивность и общие способности. Следует указать, что темперамент является центральным образованием в структуре психодинамических свойств индивида. Хорошо известно, что люди отличаются друг от друга не только уровнем достижений, свойствами личности или интеллекта, но и способами выражения своих эмоций и чувств, разными способами общения и поведения, наконец, разными приемами мыслительной деятельности. Конечно, на эти различия оказывают влияние конституциональные и нейродинамические свойства человека. Квинтэссенция же этих различий заключена в темпераменте человека. Темперамент – это биологический полюс интеграции психологических свойств. Он интегрирован в структуру личности и, как говорил Б. Г. Ананьев, является ее природной основой. Об этом говорят факты влияния свойств темперамента на формирование личности. Например, чувствительность к критическим жизненным событиям, самоопределение человеком события как критического связано с такими свойствами темперамента как тревожность, активность, эргичность. С другой стороны, и свойства личности оказывают влияние на темперамент. Например, темпераментные различия между людьми проявляются при активном отношении человека к ситуации. Особенно ярко различия в темпераментах проявляются в экстремальных ситуациях, когда действует сильный мотив, и требуется предельное напряжение сил и быстрое изменение способов деятельности. Темперамент, как центральное образование в структуре психодинамики, определяет формально-динамическую, процессуальную сторону психики человека и при его характеристике он отвечает на вопрос «как». Таким образом, темперамент характеризует человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, – т. е. всего того, что составляет динамику психических процессов и состояний. Следовательно, темперамент характеризует не уровень достижений человека (люди разного темперамента могут добиться одинаково высоких достижений), а способ достижений. Именно эта характеристика темперамента тесным образом связывает темперамент с задатками, поскольку обе они характеризуют динамическую сторону психической деятельности. Темперамент – это неспецифическая характеристика психической деятельности, поскольку он проявляет себя во всех ее сферах: эмоциональной, познавательной, волевой. |