Контроль и учет успеваемости ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА УСПЕВАЕМОСТИ | | | | | | | | Проверка готовности учащихся к восприятию и усвоению новых знаний и умений | | | | | | | | Получение информации о характере познавательной деятельности учащихся — «обратная связь» | | | | | | | | Выявление трудностей, ошибок учащихся и причин их возникновения | | | | | | | | Определение эффективности организации, методов и средств обучения | | | | | | | | Определение данныхдля объективной оценки успеваемости | | | учащихся | | ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЮ И УЧЕТУ УСПЕВАЕМОСТИ Своевременность и систематичность Учет индивидуальных особенностей учащихся Объективность и справедливость Валидность (обоснованность) — соответствие выявленного уровня знаний и умений учащихся поставленным целям обучения Всесторонность и дифференцированность — охват всех сторон учебной деятельности учащихся Диагностичность — точность измерения, достоверность и воспроизводимость результатов Гла ва 5 ВИДЫ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА УСПЕВАЕМОСТИ | | | | | | | | Текущий — на каждом уроке и этапе обучения | | | | | | | | Периодический — по итогам изучения темы или нескольких взаимосвязанных тем предмета (контрольные вопросы, зачет) | | | | | | | | Итоговый — по итогам изучения предмета (экзамен) | | | | | | | | | | | | | | КРИТЕРИИ ОПТИМАЛЬНОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ | | | | | | | | | | | | | | | | | | Объем, полнота | | Системность | | Обобщенность | | Прочность | | Действенность | | | | | | | | | | | | | | МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ | | | | | | Устная проверка — индивидуальный и фронтальный опрос | | | | | | | | Письменная проверка — контрольные письменные и графические работы | | | | | | | | Контроль знаний и умений учащихся по карточкам-заданиям | | | | | | | | «Программированный контроль» в системе АОС с применением персональных компьютеров | | | | | | | | Тестовый контроль | | | | | | | | Практическая проверка — разборка, сборка, наладка оборудования; выполнение лабораторно-практических работ | | | 5.5. Показатели оценки знаний и умений учащихся по предметам профессионально- технического цикла о "О Оценка, баллы | Основные показатели оценки | Косвенные показатели, влияющие на оценку | Полнота, системность, прочность знаний | Обобщенность знаний | Действенность знаний | | Изложение полученных знаний в устной, письменной или графической форме: полное, системное, соответствующее требованиям учебной программы; допускаются единичные несущественные ошибки*2, самостоятельно исправляемые учащимися | Выделение существенных признаков изученного с помощью операций анализа и синтеза; выявление причинно-следственных связей; формулировка выводов и обобщений; свободное оперирование известными фактами и сведениями с использованием сведений из других предметов | Самостоятельное применение знаний в практической деятельности; выполнение заданий как воспроизводящего, так и творческого характера | Проявление познавательной активности, познавательно-творческого интереса к изучаемому предмету, новой технике и технологии; постоянное стремление выполнитьболее сложное задание | | Изложение полученных знаний в устной, письменной или графической форме: полное, в системе, в соответствии с требованиями учебной программы; допускаются отдельные несущественные ошибки, исправляемые учащимися по указанию на них преподавателя | Выделение существенных признаков изученного с помощью анализа и синтеза; выявление причинно-следственных связей; формулировка выводов и обобщений с отдельными несущественными ошибками; подтверждение изученного известными сведениями | Применение знаний в практической деятельности; самостоятельное выполнение заданий воспроизводящего характера, с незначительной помощью преподавателя творческого характера | Проявление познавательной активности, познавательного интереса к изучаемому предмету, новой технике и технологии; эпизодическое желание выполнить сложное задание | Окончание 9? Оценка, баллв1 | Основные показатели оценки | Косвенные показатели, влияющие на оценку | Полнота, системность, прочность знаний | Обобщенность знаний | Действенность знаний | | Изложение знаний неполное, но не препятствующее усвоению последующего материала; допускаются отдельные существенные ошибки*3, исправляемые с помощью преподавателя | Затруднения при выделении существенных признаков изученного, при выявлении причинно-следственных связей и формулировке выводов | Недостаточная самостоятельность при применении знаний; выполнение заданий воспроизводящего характера с помощью преподавателя | Пассивность, слабый интерес к изучаемому предмету, новой технике и технологии; нет стремления выполнить более сложное задание | | Изложение учебного материала неполное, бессистемное, что препятствует усвоению последующей учебной информации; существенные ошибки, не исправляемые даже с помощью преподавателя | Бессистемное выделение случайных признаков материала; неумение проводить простейшие операции анализа и синтеза, делать обобщения, выводы | Неумение применять знания в практической деятельности; учащийся не может ни ответить на наводящие вопросы преподавателя, ни выполнить самостоятельно задание | Отсутствие внимания на уроке, интереса к изучаемому предмету | | Полное незнание и непонимание учебного материала — учащийся не может ответить ни на один из поставленных вопросов | | Не делается попытка применитьзнания в практической деятельности | | *' Опытные критерии оценки знаний, умений, навыков учащихся средних профессионально-технических училищ. Изд. ВНМЦентра, 1986. *2 К несущественным относятся ошибки, которые не ведут к искажению содержания. *3 К существенным относятся ошибки, ведущие к искажению содержания. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ..................... 85 5.6. Основные правила устной проверки знаний учащихся Предлагать вопросы учащимся в вопросительной форме, формулировать вопросы технически и литературно грамотно. По содержанию вопросы должны быть достаточно сложными и трудными, но в то же время доступными для понимания учащимися на соответствующем этапе обучения. Формулировка вопросов должна быть четкой, понятной, определенной по содержанию и требующей определенного ответа. Не следует формулировать вопрос таким образом, чтобы требовался односложный ответ-угадывание типа «да —нет», «больше—меньше», «вверх—вниз» и т.п. При опросе на оценку не задавать учащемуся несколько вопросов одновременно, так как это рассеивает его внимание и нередко вызывает растерянность. Не следует прибегать к «каверзным» вопросам, т.е. вопросам, на которые вообще невозможно дать верный ответ. Следует избегать постановки таких вопросов, в формулировке которых уже содержится ответ. Не удовлетворяйтесь ответами и объяснениями общего характера, добивайтесь от учащегося конкретных ответов. Если учащийся затрудняется выразить свою мысль, помогите ему уточняющими, дополнительными, «наводящими», но не подсказывающими вопросами. При «фронтальном» опросе, не ограничивайтесь выслушиванием только активных учащихся, вовлекайте «молчаливых» неактивных учеников, добивайтесь активности всего класса (группы). При «фронтальном» опросе-беседе активно привлекайте учащихся к самооценке и комментированию ответов товарищей по группе; широко практикуйте различные формы самоконтроля и взаимоконтроля знаний и умений учащихся. Гла ва 5 5.7. Контроль знаний учащихся по карточкам-заданиям ВИДЫ (ТИПЫ) КАРТОЧЕК-ЗАДАНИЙ | | | | | | | | На опознание — альтернативные | | | | | | | | На различение — вопрос с несколькими ответами, один или несколько из которых правильные; вопрос и несколько ответов в произвольном порядке | | | | | | | | На подстановку — текст или формула, чертеж, схема с пропусками слов, фраз, букв, чисел, линий, элементов и т. п. | | | | | | | | Конструктивные — предложение сформулировать правило, закономерность, написать формулу, составить схему, выполнить чертеж и т. п. | | | | | | | | На соотнесение — несколько вопросов и несколько правильных ответов на них, расположенных в произвольном порядке | | | | | | | | Типовые задачи — условия, данные, собственно задание | | | | | 5.8. Тестовый контроль знаний Цель тестового контроля — обеспечение диагностичности, точности измерения качества знаний. Основными инструментами тестового контроля являются тесты, включающие две основные части: задания (аналогичные по видам — типам карточек-заданий) и эталоны-образцы правильного выполнения этих заданий, с которыми сравниваются результаты выполнения заданий, что обеспечивает диагностичность (точность, достоверность) контроля. Показателем качества знаний является коэффициент усвоения К: К = N/M, где N — число правильно выполненных существенных операций эталона теста; М — общее число существенных операций в эталоне, которые необходимо было выполнить по заданию теста соответствующего уровня. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ Критической величиной К, отделяющей удовлетворительные знания от неудовлетворительных, является 0,7. Соотнесение коэффициента усвоения Кк. положительной балльной оценки следующее: оценка 5 баллов — К> 0,9; оценка 4 балла — К= 0,8...0,9; оценка 3 балла - К= 0,7...0,8. При показателе качества знаний К< 0,7 положительную оценку выставлять нельзя. Характеристика типичных тестов контроля качества усвоения знаний учащихся Уровеньтеста | Структура теста | Характер задания | Характер эталона выполнения задания | 1-й — выборочный (выполняется с «подсказкой») | На опознание (альтернативные) | Эталонная альтернатива | На различение | Код соотнесения вопроса и ответа (ответов); правильный порядок ответов | На соотнесение | Коды соотнесения вопросов и правильных ответов | 2-й — воспроизведение (выполняется самостоятельно) | На подстановку | Пропущенные слова, фразы, буквы, числа, элементы схемы и т.п. и соответствующие коды правильных ответов | Конструктивные | Правильные ответы на поставленные вопросы задания с выделением существенных, т.е. основных проверяемых операций | Типовые задачи | Рациональная последовательность решения задачи с выделением существенных операций | Примеры-образцы тестов на проверку качества усвоения знаний и их применения на практике Тест 1-го уровня Профессия — мастер сельскохозяйственного производства — фермер. Задание. Определить причины неисправностей в кривошипно-шатунном механизме. Глава 5 88 ■шипит... и i»> ишии ■■ ■и»и «mi i»....... »»imnni nummn i.... !■< i ■ imi ■тмм'чи—чи»—ihmwh ш»м—ии—............. —ниш.......... им Неисправности | Причины | ]. Расход масла в двигателе выше нормы | А. Большой зазор между втулкой верхней головки шатуна и пальцем | 2. Поршневые кольца заклинились в канавках поршня | Б. Поршневые кольца, зеркало гильзы, поршень, поршневой палец | 3. Цилиндры двигателя заполняются неочищенным воздухом | В. Двигатель неоднократно перегревался и канавки забились горелым маслом | 4. Манометр показывает низкое давление масла | Г. Износились кольца и канавки поршня | 5. Во время работы двигателя слышен стук поршневого пальца | Д. Подработались вкладыши шатунных и поршневых подшипников | Эталон правильных ответов; 1-Г, 2-В, 3-Б, 4-Д, 5-А. Существенных операций — 5. Тест 2-го уровня Профессия — токарь-универсал. Задание. При наружном обтачивании цилиндрической поверхности вала длиной 500 мм обнаружено, что поверхность получилась конической. Определить возможные причины дефекта, пути его устранения и предупреждения. Результаты занести в таблицу. Эталон: Причина дефекта | Путь устранения и предупреждения дефекта | Смещение задней бабки | Проверить положение задней бабки и отрегулировать ее | Попадание грязи и мелкой стружки в отверстие пиноли | Прочистить отверстие в пиноли. Протереть отверстие перед тем, как вставить в него центр | Забоины на поверхности центра | Сменить центр | Существенных операций — 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ .............. ,................................ ,,„„ „т...................................... 89 5.9. Особенности контроля знаний и умений учащихся с использованием компьютеров в автоматизированной обучающей системе Функции и цели контроля в АОС 1. Оценка усвоения учащимися определенного минимума основного учебного материала. 2. Проверка способности учащегося к самостоятельному мышлению. 3. Определение умения перевести вопрос на формальный язык компьютера, выразить его в специальных терминах и символах. 4. Проверка умения правильной записи ответа и ввода его в систему. Текущий контроль — осуществляется путем вопросов (заданий) и ответов на них. Все вопросы разделяются на четыре группы: а) вопросы на простое воспроизведение терминов; б) «продуктивные» вопросы; в) задания-упражнения; г) задания на обобщение приобретенных заданий. Типы возможных ответов на вопросы и задания: альтернативные типа «да —нет», «правильно —неправильно»; выборочные из списка ответов; конструированный ответ; подстановка пропущенного термина или выражения и т.д. Итоговый результат контроля — определяется на основе данных текущего контроля и контрольных работ, позволяет сделать выводы в виде ответов на следующие вопросы. 1. Достаточен ли уровень подготовки учащегося? 2. Какие пробелы имеют место в подготовке учащегося? 3. Что следует предпринять в дальнейшем? Оценка знаний и умений учащихся проводится, как правило, по пятибалльной системе или приводится к ней. 5.10. Памятка преподавателю по проведению контроля и оценке знаний учащихся 1. При проведении контроля и оценки знаний учащихся нужно всегда создавать атмосферу доверия, доброжелательности, справедливости. Учащийся всегда должен быть уверен в объективности и справедливости преподавателя. 2. Всегда объясняйте учащимся определения критериев оценки их знаний и умений. Глава 5 3. При проведении контроля «слабого» учащегося не следует резко реагировать на его неправильные ответы или действия. Как бы ни был слаб ученик, нельзя лишать его возможности исправиться. 4. Выставляя учащемуся неудовлетворительную оценку, нужно всегда стараться внушить ему надежду на успех в дальнейшем, поддержать веру в свои силы. 5. Не следует захваливать и поощрять всегда одних и тех же учащихся, особенно тех, кто достигает высоких результатов без особого труда. Хвалить, поощрять хороших учащихся следует не столько за хорошую учебу, сколько за стремление учиться лучше. 6. Широко практикуйте оценочное общение с учащимися на уроках и во внеурочное время. Оценочное общение выражается в одобрении, в подтверждении правильного ответа, применяемого способа, поступка или, напротив, в указании на ошибку, предостережении, тактичном обсуждении поступка или действия. 7. Боритесь с «троечными» успехами учащихся. «Тройка» — положительная оценка, но она демобилизует как учащегося, так и преподавателя. 8. Практикуйте выставление перспективных, несколько завышенных оценок «слабым» учащимся, проявляющим настойчивость в достижении более высоких успехов и результатов. 9. Правильно определяйте итоговую оценку. Итоговая оценка — это не среднеарифметическая оценка текущих оценок. Итоговая оценка должна объективно отражать конечный результат в освоении содержания программного материала. 10. Недопустимо безразличное отношение педагога к выставля емой учащемуся оценке, так как ничто так не ущемляет самолю бия учащегося, как равнодушие преподавателя к его успехам в учебе. Только сопереживание, истинная сопричастность педагога к успеху учащегося порождает встречное его действие, усиливает активность. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ..... и———- ...... шшшшшшвимшттит..................................... ,............ 91 5.11. Преподаватель — учитель и воспитатель молодежи «Педагог должен быть добрым, но без слабости, требовательным, но без придирчивости, ласковым, но без приторности, допускать шутку, но не превращать серьезное дело в шутку» (К. Д. Ушинский). ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ | | | | | | | | Высокие морально-нравственные качества, волевая уравновешенность, искренность, общительность, оптимизм | | | | | | | | Разумная любовь к молодежи, учащимся, готовность к творческим, деловым контактам с ними, педагогическое обаяние, эмпатия | | | | | | | | Высокий уровень компетентности в области преподаваемого предмета; широкий политехнический кругозор; владение основами трудовых умении и навыков, характерных для отрасли | | | | | | | | Высокий уровень общей культуры, широта интересов, независимость взглядов и суждений | | | | | | | | Глубокие знания основ педагогической психологии, педагогики, методики и организации преподавания предмета | | | | | | | | | | | | | Глава 5 92............................................... „„.,■„,.............. т,.......... „........... J 5.12. Педагогическое мастерство Педагогическое мастерство1 —- высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей, добивающемуся с помощью системы педагогических средств наилучших результатов в обучении, развитии и воспитании учащихся. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ - ПОКАЗАТЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА | | | | | | | | Уверенное владение современными методами, формами и средствами обучения и воспитания | | | | | | | | Умение убеждать словом и делом | | | | | | | | Собственный стиль педагогической деятельности | | | | | | | | Требовательность, справедливость, доброжелательность | | | | | | | | Умение устанавливать и поддерживать нормальные взаимоотношения с учащимися | | | | | | | | Высокий уровень педагогической техники | | | | | | | | Педагогический такт | | | | | | | | | | | | | ' Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т. Т.2. — М.: Изд. РАО, 1999. - С. 232. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ..... i......... ,„,............ i.............. i............. ,............... ,................ и............ <............. ........................................... 9:) Основные пути повышения педагогического мастерства 1. Обучение в разных формах повышения педагогической ква лификации: центральных, региональных, в учебных заведениях. 2. Педагогическое самообразование — изучение психолого-педагогической литературы и педагогической периодики, частных методик, методических пособий и рекомендаций по преподаванию предмета; участие в работе проблемных групп и экспериментальных лабораторий, «педагогических мастерских» и т. п. в учебном заведении и регионе. 3. Изучение и использование в работе передового педагогического опыта — изучение системы педагогической деятельности, «творческой лаборатории» опытных коллег-преподавателей (при посещении их уроков); участие в работе училищных и межучилищньтх «Школ передового педагогического опыта»; посещение и участие в анализе открытых уроков опытных педагогов учебного заведения; изучение материалов научно-педагогической информации и т. п. 4. Анализ и обобщение собственного педагогического опыта — ведение «Тетрадей педагогических наблюдений» и «Педагогических дневников»; подготовка потемных методических разработок, текстов докладов и статей, написание частных методик преподаваемого предмета; обобщение экспериментальных работ и подготовка научных диссертаций и т. п. 5. Активное участие в методических мероприятиях, проводимых в учебном заведении и региональных методических организациях, — работе педагогических советов, предметных (цикловых) методических комиссий, педагогических чтений, научно-практических семинаров, методических совещаний; в работе методического педагогического кабинета учебного заведения и других массовых и индивидуальных формах методической работы. 6. Педагогическое наставничество. 5.13. Педагогический стиль преподавателя Педагогический стиль — совокупность устойчивых и многократно повторяющихся компонентов и свойств обучающей деятельности педагога, придающие ей неповторимость и оригинальность. Характерные черты положительного педагогического стиля: цельность, насыщенность содержательным материалом проводимых занятий; высокая «плотность» урока; возбуждение и поддержание интереса и внимания учащихся к учебной деятельности; стимулирование активности учащихся на протяжении всего занятия; поддержание эмоционального тонуса, деловой атмосферы в сочетании с непринужденностью и естественностью. Глава 5 Некоторые характерные черты педагогического стиля опытного преподавателя: — начинает урок вовремя, без излишней «раскачки» и суеты; бережет рабочее время свое и учащихся; требует этого от учащихся; — постоянно направляет учащихся на осознанное восприятие учебного материала и выполнение учебных заданий; — главное, чему хочет научить учащихся, — самостоятельности в суждениях и умозаключениях; — старается превращать решение каждой задачи, разбор проблемной ситуации в маленькое исследование; — на первое место ставит пробуждение заинтересованности и целеустремленности учащихся; — постоянно систематически учит работать с книгой; — всегда стремится, чтобы каждый учащийся работал на уроке с полным использованием своих возможностей; — поддерживает спокойную, деловую, рабочую обстановку на уроке; — часто использует лекционно-семинарские занятия, практикумы, уроки вопросов и ответов, деловые и другие дидактические игры, беседы, разбор проблемных ситуаций, а также другие формы и методы занятий, стимулирующие самостоятельность и активность мышления учащихся; — регулярно проверяет знания и умения учащихся, контролируя при этом не только выполнение очередного домашнего задания, но и знание пройденного материала. 5.14. Педагогическая техника Педагогическая техника — набор умений и навыков, при помощи которых педагог непосредственно осуществляет учебный процесс, — включает умение управлять собой и эффективно взаимодействовать с учащимися в процессе занятия. Показатели эффективной педагогической техники: — умение доходчиво, интересно, грамотно, эмоционально излагать учебный материал; «чистота» речи, владение голосом, умеренные мимика и жестикуляция; — умелое владение классной доской, средствами наглядности, техническими средствами обучения, другим учебным оборудованием; — педагогическая внимательность, способность оперативно следить за реакцией учащихся на свои действия; при необходимости быстро реагировать на них; ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ — умелое ведение беседы с учащимися; владение эффективными способами проблемного изложения и постановки учебных проблем, а также другими «активными» формами и методами обучения; — богатое педагогическое воображение, способность импровизировать, быть всегда «новым» для учащихся; — умение обращаться со всей группой при общении с отдельными учащимися; — спокойная сдержанность, вежливая строгость, неназойливая пунктуальность, скромность и простота общения с учащимися; умение убеждать, а не принуждать; — чувство юмора, способность удивлять учащихся новым, интересным, необычным; — самоконтроль, умение не увлекаться интересным только для себя, а также деталями излагаемого; — умение «властвовать собой» — своим настроением и состоянием, манерой разговора, эмоциями, поведением перед учащимися; — привлекательный внешний вид, подтянутость, чувство меры в цвете и фасоне одежды; — разумное сочетание автоматизма элементов педагогической деятельности с педагогическим творчеством. 5.15. Педагогический такт Педагогический такт — чувство меры, педагогической целесообразности, гармоничного сочетания строгости и взыскательности с доброжелательностью, спокойствием и терпением. Основные признаки (правила) педагогического такта1: — естественность, простота общения, не допускающая фамильярности; — искренность тона, чуждая всякой фальши; — доверие к ученику без попустительства; — выражение просьбы без упрашивания; — рекомендации и советы без навязчивости; — воздействие в форме предложения; — внушения и требования без подавления личности учащегося; — серьезность тона в общении, но без того, чтобы создавать «натянутость» обстановки; — ирония, юмор без насмешливости, унижающей достоин ство личности ученика; 1 Страхов И. В. Психология педагогического такта. — Саратов: Кн. изд-во, 1966. Гла ва 5 — требовательность без мелочной придирчивости; — доброжелательность без заискивания; — настойчивость без упрямства; — деловой тон без раздражительности, сухости и холодности; — последовательность в применении воспитательных воздействий без колебаний и необоснованной отмены требований; — развитие самостоятельности без излишней опеки; — быстрота ориентировки, своевременность воспитательного влияния без поспешности и опрометчивости решений; — внимательность к ученику без подчеркивания наблюдения за его поведением; — спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и ненужную возбудимость; — умение вести с учащимися беседу, без поверхностного поучительства и морализирования. 5.16. Педагогическое творчество Педагогическое творчество — активный процесс, направленный на поиск педагогом более совершенных и эффективных форм, методов, средств, организации процесса обучения и воспитания, на успешное решение педагогических проблем. «Все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу» (Л.С.Выготский). Некоторые характерные черты творчески работающего педагога: — развитое педагогическое мышление, выражающееся в способности вызывать у учащихся необходимые изменения в сознании, отношениях, поведении, предвидеть характер этих изменений, корректировать на этой основе свою последующую деятельность; — развитое педагогическое воображение, умение ставить себя на место учащихся, войти в их роль и решать педагогические задачи в соответствии с этой позицией; — ярко выраженная способность фиксировать малейшие колебания и изменения во внешнем поведении учащихся, устанавливать их причины, оперативно «схватывать» другие изменения в группе и адекватно на них реагировать; — обширные профессиональные и педагогические знания, способность быстро восстанавливать их в памяти и использовать в практических условиях; — интеллектуально-творческая инициатива, характеризующаяся выходом за рамки задач и требований непосредственной деятельности; ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ штшшякшшшттшшшшшшшшшшкшяшшяшшшшттшшшшшшшяяиввшшшттшшшшшшшшшшшшшшт У/ — постоянная и целенаправленная активность мысли и воли, независимость мышления, развитое творческое воображение; — независимость суждений, основанная на вере в свои знания, педагогическое и профессиональное мастерство, свои силы, способности и возможности; — постоянная любознательность, сочетающаяся с хорошим вниманием и наблюдательностью; — умение быстро и всесторонне разобраться в сути дела, понять проблему, наметить пути ее решения; — способность в случайных факте, явлении найти опорную точку для творческого решения; — трудолюбие, скромность, бескорыстие, высокое чувство ответственности и т. п. 5.17. Педагог в педагогическом коллективе «Педагогический коллектив создает облик школы» (В. А. Сухом-линский). Характерные черты здорового психологического микроклимата в педагогическом коллективе: — спокойная деловая обстановка, стремление к взаимному общению, искренний тон взаимосвязей между педагогическими работниками; — подлинная заинтересованность в общих результатах; — уважение к мнению коллектива, способность каждого согласовать свои педагогические действия с действиями всего коллектива; — уважительные отношение к традициям коллектива. Некоторые правила нормальных взаимоотношений в педагогическом коллективе: — консультируйтесь с коллегами по важным вопросам; — интересуйтесь методами ведения занятий своих коллег; — умейте делиться своими достижениями в работе; — умейте внимательно слушать и спокойно отвечать; — замечания коллег принимайте без паники; — будьте всегда жизнерадостным и приятным собеседником; — на работе будьте всегда только в хорошем настроении; — старайтесь замечать успехи коллег и поздравлять их с этим; — не примыкайте к группировкам, если они есть в коллективе; — не заноситесь, иначе испортите отношения; — не жалуйтесь на трудности; 4 Скакун Гл а ва —никому никогда не завидуйте; —прислушивайтесь к мнению коллег; —не обещайте, если не можете выполнить обещание; —имейте всегда свою точку зрения; —руководствуйтесь своими принципами в критических ситуациях; —не ведите двойной игры с коллегами и учащимися; —будьте терпимы в контактах с коллегами. 5.18. Педагогика сотрудничества «Педагогика сотрудничества» — гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учащихся и педагогов, основанная на осознании общности целей и путей их достижения. Педагог и учащиеся в учебно-воспитательном процессе — равноправные партнеры, при этом педагог является авторитетным учителем-наставником, старшим товарищем, а учащиеся получают достаточную самостоятельность как в приобретении знаний и опыта, так и в формировании собственной жизненной позиции. ОСНОВЫ «ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА» | | | | | | | | Стимулирование и направление педагогом познавательных и жизненных интересов учащихся | | | | | | | | Исключение принуждения как негуманного и не дающего положительного результата средства в учебно-воспитательном процессе; замена принуждения желанием | | | | | | | | Уважительное отношение педагога к личности учащихся; признание их права на ошибку | | | | | | | | Высокая ответственность педагога за свои суждения, оценки, рекомендации, требования, поступки | | | | | | | | Высокая ответственность учащихся за свою учебную работу, | | | поведение, отношения в коллективе | | ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ■■■[■■■■■■■■■■■щи iiiiiiiiiiiiiiimiiiiiiiiiiimii»m»iiiiii»iii«iiiiii 11ИИ1Ш»1И111ШЧ11И1111И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ «ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА» | | | | | | Желание педагога сотрудничать с учащимися; положительные личностные качества педагога, развитое педагогическое мастерство | | | | | | | | Сплоченность, слаженность, работоспособность ученического коллектива; увлеченность учащихся, рожденная интересным преподаванием | | | | | | | | Дружный педагогический коллектив, принявший и реализующий широким фронтом идеи «педагогики сотрудничества» | | | | | | | | Поддержка администрацией учебного заведения, руководством органов профобразования, инспекцией | | | Характерные черты методической системы «Педагогики сотрудничества» Создание творческой атмосферы на каждом уроке, каждом занятии; постепенный перевод учащихся из объекта обучения в субъектов учебного процесса; обеспечение уверенности учащихся в собственных силах, в возможности достижения успеха. Демократический, доброжелательный стиль учебных занятий, непринужденная обстановка общения педагога с учащимися, учащихся между собой; создание условий продвижения «слабых» и ускоренного развития «сильных»; организация добровольной помощи более успевающими учащимися менее успевающим. Создание на каждом уроке, занятии комфортных условий учебно-воспитательного процесса: обстановка радости успеха; снятие боязни «провала» и отрицательной оценки; широкая практика оценочного общения педагога с учащимися; эмоциональная раскованность, поощрение инициативы, любознательности и интереса; широкая практика и поощрение вопросов учащихся к педагогу и друг к другу. Широкое применение педагогических средств, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности: эвристические беседы, дискуссии, выполнение творческих заданий, самостоятельные работы, продуктивные вопросы, возбуждение и поддержание интереса учащихся к изучаемому во всех его видах, формах и проявлениях, обеспечение положительной мотивации учащихся к учению, поощрение и поддержание высокого уровня лю- 100 бознательности учащихся, широкое применение «активных» форм и методов организации и проведения занятий. Объективность и справедливость оценки учебных успехов учащихся, использование политики оценки для повышения качества обучения; широкое использование самооценки и взаимооценки учащихся; форм и методов контроля, стимулирующих учение без принуждения. Памятка преподавателю Некоторые правила совершенствования педагогического мастерства на основе реализации основных принципов «Педагогики сотрудничества»: — учитесь читать по лицам учащихся; старайтесь увидеть, чего они ждуг от вас; — чаще ставьте себя на место ваших учеников, старайтесь понять их затруднения; — поощряйте даже самые малые попытки учащихся думать и делать не по шаблону, не по готовому рецепту, а по-своему, самостоятельно, творчески; — помогайте учащимся достигнуть цели, но не навязывайте своего мнения; — как можно чаще давайте учащимся почувствовать радость успеха; — не опекайте учащихся по мелочам, доверяйте им; — умейте прощать учащимся мелкие проступки, не возводите мелочи в принцип; — старайтесь быть всегда подтянутым, опрятным, аккуратным не только внешне, но и внугренне; — ни в коем случае не превращайте воспитание в сухие, скучные, надоедливые нотации и нравоучения; — ко всем учащимся, независимо от симпатий, относитесь ровно, с едиными мерками требовательности; — ни один поступок, ни одно хорошее дело учащегося не должно проходить мимо вашего внимания; учащийся всегда должен чувствовать, что преподаватель все знает, все видит; — во взаимоотношениях с учащимися никогда, даже в самых сложных ситуациях, не унижайте их человеческого достоинства; — ни в коем случае не наказывайте трудом, ибо труд — дело чести; — к серьезным наказаниям прибегайте крайне редко; старайтесь обойтись без них; — всегда поддерживайте бодрое, жизнерадостное настроение в деятельности коллектива группы. Глава 6 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА 6.1. Методическая работа (методическая служба) В профессиональном учебном заведении методическая работа (методическая служба) — система взаимосвязанных организационных форм и соответствующего их назначению содержания деятельности, основанная на достижениях педагогической науки и педагогического опыта, направленная на становление и развитие педагогического мастерства инженерно-педагогических работников учебного заведения, их творческого потенциала в целях достижения качества обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с требованиями Государственного стандарта профессионального образования. | ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ (МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ) ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ | | | | | | | | | | | | Научность | | | Действенность | | | | | | | | | | Целенаправленность и систематичность | | Творческая направленность | | | | | | | | | | | Основные цели методической работы (методической службы) в профессиональных учебных заведениях 1. Обеспечение анализа деятельности инженерно-педагогических работников; выявление и удовлетворение их актуальных потребностей в методической помощи; создание им необходимых условий для качественной подготовки в учебных заведениях конкурентоспособных квалифицированных рабочих и специалистов. 2. Организация выявления, изучения, обобщения, распространения и внедрения передового опыта педагогов-новаторов в практику учебно-воспитательной деятельности педагогических работников учебного заведения. 3. Оказание помощи педагогическим работникам в эффективном изучении и использовании результатов научно-педагогических исследований и разработок. Глава 6 4. Оказание помощи преподавателям и мастерам производственного обучения в разработке (в том числе авторской) на основе Государственного стандарта профессионального образования рабочей учебно-программной документации, методических материалов и пособий. 5. Организация в учебном заведении педагогических экспериментов по использованию прогрессивных форм, методов и средств обучения и воспитания учащихся, оказание педагогическим работникам помощи в их диагностике, экспертизе, оформлении результатов, а также во внедрении в практику учебно-воспитательного процесса. 6. Обеспечение формирования и развития педагогического мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения. 7. Обеспечение педагогических работников научно-педагогической информацией, необходимой для качественного осуществления учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. 8. Оказание помощи руководству учебного заведения в создании педагогического коллектива, способного к эффективной, творческой учебно-воспитательной деятельности. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Коллективные формы
Индивидуальные формы Методический (педагогический) кабинет Педагогический совет
Массовые и групповые формы Предметные (цикловые) методические комиссии Самостоятельная методическая работа педагогических работников Педагогические чтения Научно-практические конференции Инструктивно-методические совещания Индивидуальная методическая работа руководителей учебного заведения с педагогическими работниками Школы передового педагогического опыта Проблемные группы Педагогическое самообразование педагогических работников Экспериментальные лаборатории МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА 6.2. Педагогический совет ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА Учебно-методическая деятельность
Организационно-хозяйственная деятельность Обсуждение вопросов деятельности учебного заведения, связанных с учебно-воспитательным процессом; анализ качества знаний и умений учащихся; обсуждение состояния и результатов методической работы в учебном заведении и т. п. Обсуждение перспективных и текущих планов работы учебного заведения, хода и результатов организационных мероприятий, производственно-хозяйственной деятельности; анализ итогов работы учебного заведения и т. п. Пути повышения эффективности деятельности педагогического совета Подготовка: — перспективное планирование содержания обсуждаемых вопросов и сроков проведения; — вынесение на обсуждение педагогического совета (педсовета) наиболее актуальных вопросов, определяющих постановку и повышение качества учебно-воспитательного процесса; — анализ итогов реализации решений предыдущих педсоветов; — четкое определение лиц, ответственных за подготовку конкретных обсуждаемых вопросов; — широкое привлечение к подготовке совета инженерно-педагогических и других работников учебного заведения; — заблаговременная подготовка проекта решения совета и др. Проведение: — деловой, целенаправленный стиль обсуждения вопросов, краткость и четкость выступлений, регламентация проведения; — привлечение к активному участию в обсуждении вопросов возможно более широкого круга членов совета; — поддержание в ходе педсовета совещательного характера и стиля его работы; не допускать превращения педсовета в очередное инструктивное мероприятие; — демократический стиль проведения; — внимательное и уважительное отношение к высказыванию участников; — четкое соблюдение плана и основной направленности содержания обсуждаемых вопросов; Гла ва 6 — текущее и заключительное подведение итогов. Реализация решений: — доведение решений педсовета до всех его членов, в первую очередь до лиц, ответственных за их исполнение; — включение решений педсовета в текущие и перспективные планы работы учебного заведения, обеспечение условий для их успешного выполнения; — организация четкого оперативного контроля за выполнением решений; — систематическое информирование членов педсовета о ходе реализации принятых решений; — периодическое рассмотрение на очередных педсоветах информации и отчетов о реализации принятых решений. 6.3. Предметные (цикловые) методические комиссии. Основные направления деятельности Изучение и разработка учебно-методической документации Организация изучения документов Государственного стандарта профессионального образования, а также нормативных документов по содержанию, организации и методике учебно-воспитательного процесса. Обсуждение разработанной преподавателями и мастерами производственного обучения рабочей (в том числе авторской) учебно-программной документации. Обсуждение коррективов, вносимых преподавателями и мастерами в действующую учебно-программную документацию. Обсуждение перспективно-тематических планов, перечней учебно-производственных работ, учебно-технической документации, содержания контрольных тестовых заданий, проверочных и контрольных работ, экзаменационных билетов, перечней квалификационных практических (пробных) работ. Обсуждение документации по комплексному учебно-методическому обеспечению учебного процесса и др. Повышение качества учебно-воспитательного процесса Анализ качества знаний и умений учащихся; обсуждение состояния и мер по совершенствованию организации и методики теоретического и производственного обучения. Обсуждение вопросов организации и методики выполнения учащимися упражнений и самостоятельных работ, творческих заданий, лабораторно-практических работ, применения современ- МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ....... ■■..................... ,...,.„, ,., ...... ,.. „,.,.„ ................. „,.................... ,.............. „i,,,, 105 ных технических средств обучения, новых педагогических технологий и т.д. Разработка мер по планированию и осуществлению межпредметных связей специальных, общетехнических, общеобразовательных предметов и производственного обучения. Обсуждение организационно-методических вопросов использования в учебном процессе «активных» форм и методов обучения. Обсуждение вопросов подготовки, проведения и анализа проверочных работ (в частности, результатов тестовых проверок знаний и умений учащихся), экзаменов по предметам, итоговой аттестации учащихся и др. Повышение педагогической квалификации инженерно-педагогических работников Организация проведения и обсуждения открытых уроков преподавателей и мастеров производственного обучения. Организация обмена опытом работы педагогов учебного заведения посредством докладов, взаимопосещений уроков, проведения выставок дидактических материалов, смотров-конкурсов учебных кабинетов и мастерских. Участие в организации и работе школ передового педагогического опыта, экспериментальных лабораторий и проблемных групп, педагогических чтений, научно-практических конференций, других форм повышения квалификации педагогов. Оказание преподавателям и мастерам помощи в планировании и организации педагогического самообразования, изучения и использования передового педагогического опыта. Организация шефства (педагогического наставничества) опытных педагогов над менее опытными. Участие в организации научно-педагогической информации и др. План (примерный) работы методической комиссии преподавателей и мастеров производственного обучения металлообрабатывающих профессий на 20 / уч. год (фрагмент) Содержание работы | | Ответственный | | Сентябрь | 1. Заседание методической | | | комиссии: | | | 1.1. Обсуждение плана работы | | Председатель методической | комиссии на учебный год | | комиссии | Глава 6 106 шиш............................................................................................................................ Окончание Содержание работы | Ответственный | 1.2. Рассмотрение перспективно- тематических планов препода вателей на 1-е полугодие 1.3. Утверждение тематики мето дических разработок членов комиссии 1.4. О | ©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов. |