МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Контроль и учет успеваемости





 

 

 

 

 

ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА УСПЕВАЕМОСТИ  
       
    Проверка готовности учащихся к восприятию и усвоению новых знаний и умений
   
     
    Получение информации о характере познавательной деятельности учащихся — «обратная связь»
   
     
    Выявление трудностей, ошибок учащихся и причин их возникновения
   
     
    Определение эффективности организации, методов и средств обучения
   
     
    Определение данныхдля объективной оценки успеваемости
    учащихся  

ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЮ И УЧЕТУ УСПЕВАЕМОСТИ

Своевременность и систематичность

Учет индивидуальных особенностей учащихся

Объективность и справедливость

Валидность (обоснованность) — соответствие выявленного уровня знаний и умений учащихся поставленным целям обучения

Всесторонность и дифференцированность — охват всех сторон учебной деятельности учащихся

Диагностичность — точность измерения, достоверность и воспроизводимость результатов


Гла ва 5

 

 

 

 

ВИДЫ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА УСПЕВАЕМОСТИ  
       
    Текущий — на каждом уроке и этапе обучения
   
     
    Периодический — по итогам изучения темы или нескольких взаимосвязанных тем предмета (контрольные вопросы, зачет)
   
     
    Итоговый — по итогам изучения предмета (экзамен)
   
     
     
       

 

 

  КРИТЕРИИ ОПТИМАЛЬНОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ  
         
                     
Объем, полнота   Системность   Обобщенность   Прочность   Действенность
                         

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
     
    Устная проверка — индивидуальный и фронтальный опрос
   
     
    Письменная проверка — контрольные письменные и графические работы
   
     
    Контроль знаний и умений учащихся по карточкам-заданиям
   
     
    «Программированный контроль» в системе АОС с применением персональных компьютеров
   
     
    Тестовый контроль
   
     
    Практическая проверка — разборка, сборка, наладка оборудования; выполнение лабораторно-практических работ
   

5.5. Показатели оценки знаний и умений учащихся по предметам профессионально-



технического цикла


о


 

 

 

Оцен­ка, баллы Основные показатели оценки Косвенные показатели, влияющие на оценку
Полнота, системность, прочность знаний Обобщенность знаний Действенность знаний
Изложение полученных знаний в устной, письмен­ной или графической форме: полное, системное, соответствующее требова­ниям учебной программы; допускаются единичные несущественные ошибки*2, самостоятельно исправля­емые учащимися Выделение существенных признаков изученного с помощью операций ана­лиза и синтеза; выявле­ние причинно-следствен­ных связей; формулиров­ка выводов и обобщений; свободное оперирование известными фактами и сведениями с использо­ванием сведений из других предметов Самостоятельное применение знаний в практической деятель­ности; выполнение заданий как воспро­изводящего, так и творческого характера Проявление позна­вательной активности, познавательно-творче­ского интереса к изучаемому пред­мету, новой технике и технологии; постоянное стремле­ние выполнитьболее сложное задание
Изложение полученных знаний в устной, письмен­ной или графической форме: полное, в системе, в соответствии с требова­ниями учебной програм­мы; допускаются отдель­ные несущественные ошибки, исправляемые учащимися по указанию на них преподавателя Выделение существенных признаков изученного с помощью анализа и син­теза; выявление причин­но-следственных связей; формулировка выводов и обобщений с отдельными несущественными ошиб­ками; подтверждение изученного известными сведениями Применение знаний в практической деятельности; самостоятельное выполнение заданий воспроизводящего характера, с незначи­тельной помощью преподавателя твор­ческого характера Проявление познава­тельной активности, познавательного интереса к изучае­мому предмету, новой технике и технологии; эпизодическое желание выполнить сложное задание

Окончание 9?

 

 

 

Оцен­ка, баллв1 Основные показатели оценки Косвенные показатели, влияющие на оценку
Полнота, системность, прочность знаний Обобщенность знаний Действенность знаний
Изложение знаний непол­ное, но не препятствующее усвоению последующего материала; допускаются отдельные существенные ошибки*3, исправляемые с помощью преподавателя Затруднения при выде­лении существенных признаков изученного, при выявлении причин­но-следственных связей и формулировке выводов Недостаточная самостоятельность при применении знаний; выполнение заданий воспроизводящего характера с помощью преподавателя Пассивность, слабый интерес к изучаемому предмету, новой технике и технологии; нет стремления выполнить более сложное задание
Изложение учебного мате­риала неполное, бессис­темное, что препятствует усвоению последующей учебной информации; существенные ошибки, не исправляемые даже с по­мощью преподавателя Бессистемное выделение случайных признаков материала; неумение проводить простейшие операции анализа и синтеза, делать обобще­ния, выводы Неумение применять знания в практической деятельности; учащий­ся не может ни ответить на наводящие вопросы преподавателя, ни выполнить самостоя­тельно задание Отсутствие внимания на уроке, интереса к изучаемому предмету
Полное незнание и непо­нимание учебного мате­риала — учащийся не может ответить ни на один из поставленных вопросов   Не делается попытка применитьзнания в практической деятель­ности  

*' Опытные критерии оценки знаний, умений, навыков учащихся средних профессионально-технических училищ. Изд. ВНМЦентра, 1986.

*2 К несущественным относятся ошибки, которые не ведут к искажению содержания. *3 К существенным относятся ошибки, ведущие к искажению содержания.


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

..................... 85

5.6. Основные правила устной проверки знаний учащихся

Предлагать вопросы учащимся в вопросительной форме, фор­мулировать вопросы технически и литературно грамотно.

По содержанию вопросы должны быть достаточно сложными и трудными, но в то же время доступными для понимания учащи­мися на соответствующем этапе обучения.

Формулировка вопросов должна быть четкой, понятной, оп­ределенной по содержанию и требующей определенного ответа.

Не следует формулировать вопрос таким образом, чтобы тре­бовался односложный ответ-угадывание типа «да —нет», «боль­ше—меньше», «вверх—вниз» и т.п.

При опросе на оценку не задавать учащемуся несколько вопро­сов одновременно, так как это рассеивает его внимание и неред­ко вызывает растерянность.

Не следует прибегать к «каверзным» вопросам, т.е. вопросам, на которые вообще невозможно дать верный ответ.

Следует избегать постановки таких вопросов, в формулировке которых уже содержится ответ.

Не удовлетворяйтесь ответами и объяснениями общего харак­тера, добивайтесь от учащегося конкретных ответов.

Если учащийся затрудняется выразить свою мысль, помогите ему уточняющими, дополнительными, «наводящими», но не под­сказывающими вопросами.

При «фронтальном» опросе, не ограничивайтесь выслушива­нием только активных учащихся, вовлекайте «молчаливых» неак­тивных учеников, добивайтесь активности всего класса (группы).

При «фронтальном» опросе-беседе активно привлекайте уча­щихся к самооценке и комментированию ответов товарищей по группе; широко практикуйте различные формы самоконтроля и взаимоконтроля знаний и умений учащихся.


Гла ва 5

5.7. Контроль знаний учащихся по карточкам-заданиям

 

 

 

 

 

 

ВИДЫ (ТИПЫ) КАРТОЧЕК-ЗАДАНИЙ  
       
    На опознание — альтернативные
   
     
    На различение — вопрос с несколькими ответами, один или несколько из которых правильные; вопрос и несколько ответов в произвольном порядке
   
     
    На подстановку — текст или формула, чертеж, схема с пропусками слов, фраз, букв, чисел, линий, элементов и т. п.
   
     
    Конструктивные — предложение сформулировать правило, закономерность, написать формулу, составить схему, выполнить чертеж и т. п.
   
     
    На соотнесение — несколько вопросов и несколько правильных ответов на них, расположенных в произвольном порядке
   
     
    Типовые задачи — условия, данные, собственно задание
       

5.8. Тестовый контроль знаний

Цель тестового контроля — обеспечение диагностичности, точ­ности измерения качества знаний.

Основными инструментами тестового контроля являются тес­ты, включающие две основные части: задания (аналогичные по видам — типам карточек-заданий) и эталоны-образцы правиль­ного выполнения этих заданий, с которыми сравниваются резуль­таты выполнения заданий, что обеспечивает диагностичность (точ­ность, достоверность) контроля.

Показателем качества знаний является коэффициент усвоения К:

К = N/M, где N — число правильно выполненных существенных операций эталона теста; М — общее число существенных операций в этало­не, которые необходимо было выполнить по заданию теста соот­ветствующего уровня.


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Критической величиной К, отделяющей удовлетворительные знания от неудовлетворительных, является 0,7.

Соотнесение коэффициента усвоения Кк. положительной балль­ной оценки следующее: оценка 5 баллов — К> 0,9; оценка 4 балла — К= 0,8...0,9; оценка 3 балла - К= 0,7...0,8.

При показателе качества знаний К< 0,7 положительную оцен­ку выставлять нельзя.

Характеристика типичных тестов контроля качества усвоения

знаний учащихся

 

 

 

 

 

 

Уровеньтеста Структура теста
Характер задания Характер эталона выполнения задания
1-й — выбо­рочный (выполняется с «подсказ­кой») На опозна­ние (альтер­нативные) Эталонная альтернатива
На различе­ние Код соотнесения вопроса и ответа (ответов); правильный порядок ответов
На соотнесе­ние Коды соотнесения вопросов и пра­вильных ответов
2-й — воспро­изведение (выполняется самостоятель­но) На подста­новку Пропущенные слова, фразы, буквы, числа, элементы схемы и т.п. и соответствующие коды правильных ответов
Конструк­тивные Правильные ответы на поставленные вопросы задания с выделением существенных, т.е. основных проверяемых операций
Типовые задачи Рациональная последовательность реше­ния задачи с выделением существен­ных операций

Примеры-образцы тестов на проверку качества усвоения знаний и их применения на практике

Тест 1-го уровня

Профессия — мастер сельскохозяйственного производства — фермер.

Задание. Определить причины неисправностей в кривошипно-шатунном механизме.


Глава 5
88 ■шипит... и i»> ишии ■■ ■и»и «mi i»....... »»imnni nummn i.... !■< i ■ imi ■тмм'чи—чи»—ihmwh ш»м—ии—............. —ниш.......... им

 

Неисправности Причины
]. Расход масла в двигателе выше нормы А. Большой зазор между втулкой верхней головки шатуна и пальцем
2. Поршневые кольца заклинились в канавках поршня Б. Поршневые кольца, зеркало гильзы, поршень, поршневой палец
3. Цилиндры двигателя запол­няются неочищенным воздухом В. Двигатель неоднократно перегревался и канавки забились горелым маслом
4. Манометр показывает низкое давление масла Г. Износились кольца и канавки поршня
5. Во время работы двигателя слышен стук поршневого пальца Д. Подработались вкладыши шатунных и поршневых подшипников

Эталон правильных ответов; 1-Г, 2-В, 3-Б, 4-Д, 5-А. Существенных операций — 5.

Тест 2-го уровня

Профессия — токарь-универсал.

Задание. При наружном обтачивании цилиндрической повер­хности вала длиной 500 мм обнаружено, что поверхность полу­чилась конической. Определить возможные причины дефекта, пути его устранения и предупреждения. Результаты занести в таб­лицу.

Эталон:

 

Причина дефекта Путь устранения и предупреждения дефекта
Смещение задней бабки Проверить положение задней бабки и отрегулировать ее
Попадание грязи и мелкой стружки в отверстие пиноли Прочистить отверстие в пиноли. Протереть отверстие перед тем, как вставить в него центр
Забоины на поверхности центра Сменить центр

Существенных операций — 6.


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

.............. ,................................ ,,„„ „т...................................... 89

5.9. Особенности контроля знаний и умений учащихся
с использованием компьютеров в автоматизированной

обучающей системе

Функции и цели контроля в АОС

1. Оценка усвоения учащимися определенного минимума ос­новного учебного материала.

2. Проверка способности учащегося к самостоятельному мыш­лению.

3. Определение умения перевести вопрос на формальный язык компьютера, выразить его в специальных терминах и символах.

4. Проверка умения правильной записи ответа и ввода его в систему.

Текущий контроль — осуществляется путем вопросов (заданий) и ответов на них.

Все вопросы разделяются на четыре группы:

а) вопросы на простое воспроизведение терминов;

б) «продуктивные» вопросы;

в) задания-упражнения;

г) задания на обобщение приобретенных заданий.

Типы возможных ответов на вопросы и задания: альтернатив­ные типа «да —нет», «правильно —неправильно»; выборочные из списка ответов; конструированный ответ; подстановка пропущен­ного термина или выражения и т.д.

Итоговый результат контроля — определяется на основе дан­ных текущего контроля и контрольных работ, позволяет сделать выводы в виде ответов на следующие вопросы.

1. Достаточен ли уровень подготовки учащегося?

2. Какие пробелы имеют место в подготовке учащегося?

3. Что следует предпринять в дальнейшем?

Оценка знаний и умений учащихся проводится, как правило, по пятибалльной системе или приводится к ней.

5.10. Памятка преподавателю по проведению контроля

и оценке знаний учащихся

1. При проведении контроля и оценки знаний учащихся нужно всегда создавать атмосферу доверия, доброжелательности, спра­ведливости. Учащийся всегда должен быть уверен в объективности и справедливости преподавателя.

2. Всегда объясняйте учащимся определения критериев оценки их знаний и умений.


Глава 5

3. При проведении контроля «слабого» учащегося не следует резко реагировать на его неправильные ответы или действия. Как бы ни был слаб ученик, нельзя лишать его возможности испра­виться.

4. Выставляя учащемуся неудовлетворительную оценку, нужно всегда стараться внушить ему надежду на успех в дальнейшем, поддержать веру в свои силы.

5. Не следует захваливать и поощрять всегда одних и тех же учащихся, особенно тех, кто достигает высоких результатов без особого труда. Хвалить, поощрять хороших учащихся следует не столько за хорошую учебу, сколько за стремление учиться лучше.

6. Широко практикуйте оценочное общение с учащимися на уроках и во внеурочное время. Оценочное общение выражается в одобрении, в подтверждении правильного ответа, применяе­мого способа, поступка или, напротив, в указании на ошибку, предостережении, тактичном обсуждении поступка или дей­ствия.

7. Боритесь с «троечными» успехами учащихся. «Тройка» — по­ложительная оценка, но она демобилизует как учащегося, так и преподавателя.

8. Практикуйте выставление перспективных, несколько завы­шенных оценок «слабым» учащимся, проявляющим настойчивость в достижении более высоких успехов и результатов.

9. Правильно определяйте итоговую оценку. Итоговая оценка — это не среднеарифметическая оценка текущих оценок. Итоговая оценка должна объективно отражать конечный результат в освое­нии содержания программного материала.

10. Недопустимо безразличное отношение педагога к выставля­
емой учащемуся оценке, так как ничто так не ущемляет самолю­
бия учащегося, как равнодушие преподавателя к его успехам в
учебе. Только сопереживание, истинная сопричастность педагога
к успеху учащегося порождает встречное его действие, усиливает
активность.


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

..... и———- ...... шшшшшшвимшттит..................................... ,............ 91

5.11. Преподаватель — учитель и воспитатель молодежи

«Педагог должен быть добрым, но без слабости, требователь­ным, но без придирчивости, ласковым, но без приторности, допускать шутку, но не превращать серьезное дело в шутку» (К. Д. Ушинский).

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ  
       
    Высокие морально-нравственные качества, волевая уравно­вешенность, искренность, общительность, оптимизм
   
     
    Разумная любовь к молодежи, учащимся, готовность к творческим, деловым контактам с ними, педагогическое обаяние, эмпатия
   
     
    Высокий уровень компетентности в области преподаваемого предмета; широкий политехнический кругозор; владение основами трудовых умении и навыков, характерных для отрасли
   
     
    Высокий уровень общей культуры, широта интересов, независимость взглядов и суждений
   
     
    Глубокие знания основ педагогической психологии, педагогики, методики и организации преподавания предмета
   
     
     
       

Глава 5

92............................................... „„.,■„,.............. т,.......... „........... J

5.12. Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство1 —- высокое и постоянно совершен­ствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей, доби­вающемуся с помощью системы педагогических средств наилуч­ших результатов в обучении, развитии и воспитании учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ - ПОКАЗАТЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА  
       
    Уверенное владение современными методами, формами и средствами обучения и воспитания
   
     
    Умение убеждать словом и делом
   
     
    Собственный стиль педагогической деятельности
   
     
    Требовательность, справедливость, доброжелательность
   
     
    Умение устанавливать и поддерживать нормальные взаимоотношения с учащимися
   
     
    Высокий уровень педагогической техники
   
     
    Педагогический такт
   
     
     
       

' Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т. Т.2. — М.: Изд. РАО, 1999. - С. 232.


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

..... i......... ,„,............ i.............. i............. ,............... ,................ и............ <............. ........................................... 9:)

Основные пути повышения педагогического мастерства

1. Обучение в разных формах повышения педагогической ква лификации: центральных, региональных, в учебных заведениях.

2. Педагогическое самообразование — изучение психолого-пе­дагогической литературы и педагогической периодики, частных методик, методических пособий и рекомендаций по преподава­нию предмета; участие в работе проблемных групп и эксперимен­тальных лабораторий, «педагогических мастерских» и т. п. в учеб­ном заведении и регионе.

3. Изучение и использование в работе передового педагогическо­го опыта — изучение системы педагогической деятельности, «твор­ческой лаборатории» опытных коллег-преподавателей (при посеще­нии их уроков); участие в работе училищных и межучилищньтх «Школ передового педагогического опыта»; посещение и участие в анализе открытых уроков опытных педагогов учебного заведения; изучение материалов научно-педагогической информации и т. п.

4. Анализ и обобщение собственного педагогического опыта — ведение «Тетрадей педагогических наблюдений» и «Педагогичес­ких дневников»; подготовка потемных методических разработок, текстов докладов и статей, написание частных методик препода­ваемого предмета; обобщение экспериментальных работ и подго­товка научных диссертаций и т. п.

5. Активное участие в методических мероприятиях, проводи­мых в учебном заведении и региональных методических организа­циях, — работе педагогических советов, предметных (цикловых) методических комиссий, педагогических чтений, научно-практи­ческих семинаров, методических совещаний; в работе методичес­кого педагогического кабинета учебного заведения и других мас­совых и индивидуальных формах методической работы.

6. Педагогическое наставничество.

5.13. Педагогический стиль преподавателя

Педагогический стиль — совокупность устойчивых и многократно повторяющихся компонентов и свойств обучающей деятельности педагога, придающие ей неповторимость и оригинальность.

Характерные черты положительного педагогического стиля: цельность, насыщенность содержательным материалом проводи­мых занятий; высокая «плотность» урока; возбуждение и поддер­жание интереса и внимания учащихся к учебной деятельности; стимулирование активности учащихся на протяжении всего заня­тия; поддержание эмоционального тонуса, деловой атмосферы в сочетании с непринужденностью и естественностью.


Глава 5

Некоторые характерные черты педагогического стиля опытно­го преподавателя:

— начинает урок вовремя, без излишней «раскачки» и суеты; бережет рабочее время свое и учащихся; требует этого от уча­щихся;

— постоянно направляет учащихся на осознанное восприятие учебного материала и выполнение учебных заданий;

— главное, чему хочет научить учащихся, — самостоятельнос­ти в суждениях и умозаключениях;

— старается превращать решение каждой задачи, разбор про­блемной ситуации в маленькое исследование;

— на первое место ставит пробуждение заинтересованности и целеустремленности учащихся;

— постоянно систематически учит работать с книгой;

— всегда стремится, чтобы каждый учащийся работал на уроке с полным использованием своих возможностей;

— поддерживает спокойную, деловую, рабочую обстановку на уроке;

— часто использует лекционно-семинарские занятия, практи­кумы, уроки вопросов и ответов, деловые и другие дидактичес­кие игры, беседы, разбор проблемных ситуаций, а также другие формы и методы занятий, стимулирующие самостоятельность и активность мышления учащихся;

— регулярно проверяет знания и умения учащихся, контроли­руя при этом не только выполнение очередного домашнего зада­ния, но и знание пройденного материала.

5.14. Педагогическая техника

Педагогическая техника — набор умений и навыков, при по­мощи которых педагог непосредственно осуществляет учебный процесс, — включает умение управлять собой и эффективно вза­имодействовать с учащимися в процессе занятия.

Показатели эффективной педагогической техники:

— умение доходчиво, интересно, грамотно, эмоционально из­лагать учебный материал; «чистота» речи, владение голосом, уме­ренные мимика и жестикуляция;

— умелое владение классной доской, средствами наглядности, техническими средствами обучения, другим учебным оборудова­нием;

— педагогическая внимательность, способность оперативно сле­дить за реакцией учащихся на свои действия; при необходимости быстро реагировать на них;


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

— умелое ведение беседы с учащимися; владение эффектив­ными способами проблемного изложения и постановки учебных проблем, а также другими «активными» формами и методами обу­чения;

— богатое педагогическое воображение, способность импро­визировать, быть всегда «новым» для учащихся;

— умение обращаться со всей группой при общении с отдель­ными учащимися;

— спокойная сдержанность, вежливая строгость, неназойли­вая пунктуальность, скромность и простота общения с учащими­ся; умение убеждать, а не принуждать;

— чувство юмора, способность удивлять учащихся новым, ин­тересным, необычным;

— самоконтроль, умение не увлекаться интересным только для себя, а также деталями излагаемого;

— умение «властвовать собой» — своим настроением и состоя­нием, манерой разговора, эмоциями, поведением перед учащи­мися;

— привлекательный внешний вид, подтянутость, чувство меры в цвете и фасоне одежды;

— разумное сочетание автоматизма элементов педагогической деятельности с педагогическим творчеством.

5.15. Педагогический такт

Педагогический такт — чувство меры, педагогической целесо­образности, гармоничного сочетания строгости и взыскательнос­ти с доброжелательностью, спокойствием и терпением.

Основные признаки (правила) педагогического такта1:

— естественность, простота общения, не допускающая фами­льярности;

— искренность тона, чуждая всякой фальши;

— доверие к ученику без попустительства;

— выражение просьбы без упрашивания;

— рекомендации и советы без навязчивости;

— воздействие в форме предложения;

— внушения и требования без подавления личности учащегося;

— серьезность тона в общении, но без того, чтобы создавать «натянутость» обстановки;

— ирония, юмор без насмешливости, унижающей достоин­
ство личности ученика;

1 Страхов И. В. Психология педагогического такта. — Саратов: Кн. изд-во, 1966.


Гла ва 5

— требовательность без мелочной придирчивости;

— доброжелательность без заискивания;

— настойчивость без упрямства;

— деловой тон без раздражительности, сухости и холодности;

— последовательность в применении воспитательных воздей­ствий без колебаний и необоснованной отмены требований;

— развитие самостоятельности без излишней опеки;

— быстрота ориентировки, своевременность воспитательного влияния без поспешности и опрометчивости решений;

— внимательность к ученику без подчеркивания наблюдения за его поведением;

— спокойная сосредоточенность и уравновешенность в обще­нии, исключающая безразличие и ненужную возбудимость;

— умение вести с учащимися беседу, без поверхностного по­учительства и морализирования.

5.16. Педагогическое творчество

Педагогическое творчество — активный процесс, направлен­ный на поиск педагогом более совершенных и эффективных форм, методов, средств, организации процесса обучения и воспитания, на успешное решение педагогических проблем.

«Все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому про­цессу» (Л.С.Выготский).

Некоторые характерные черты творчески работающего педагога:

— развитое педагогическое мышление, выражающееся в спо­собности вызывать у учащихся необходимые изменения в созна­нии, отношениях, поведении, предвидеть характер этих измене­ний, корректировать на этой основе свою последующую деятель­ность;

— развитое педагогическое воображение, умение ставить себя на место учащихся, войти в их роль и решать педагогические зада­чи в соответствии с этой позицией;

— ярко выраженная способность фиксировать малейшие коле­бания и изменения во внешнем поведении учащихся, устанавли­вать их причины, оперативно «схватывать» другие изменения в группе и адекватно на них реагировать;

— обширные профессиональные и педагогические знания, спо­собность быстро восстанавливать их в памяти и использовать в практических условиях;

— интеллектуально-творческая инициатива, характеризующа­яся выходом за рамки задач и требований непосредственной дея­тельности;


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ штшшякшшшттшшшшшшшшшшкшяшшяшшшшттшшшшшшшяяиввшшшттшшшшшшшшшшшшшшт У/

— постоянная и целенаправленная активность мысли и воли, независимость мышления, развитое творческое воображение;

— независимость суждений, основанная на вере в свои зна­ния, педагогическое и профессиональное мастерство, свои силы, способности и возможности;

— постоянная любознательность, сочетающаяся с хорошим вни­манием и наблюдательностью;

— умение быстро и всесторонне разобраться в сути дела, по­нять проблему, наметить пути ее решения;

— способность в случайных факте, явлении найти опорную точку для творческого решения;

— трудолюбие, скромность, бескорыстие, высокое чувство от­ветственности и т. п.

5.17. Педагог в педагогическом коллективе

«Педагогический коллектив создает облик школы» (В. А. Сухом-линский).

Характерные черты здорового психологического микроклимата в педагогическом коллективе:

— спокойная деловая обстановка, стремление к взаимному общению, искренний тон взаимосвязей между педагогическими работниками;

— подлинная заинтересованность в общих результатах;

— уважение к мнению коллектива, способность каждого со­гласовать свои педагогические действия с действиями всего кол­лектива;

— уважительные отношение к традициям коллектива.

Некоторые правила нормальных взаимоотношений в педагогическом коллективе:

— консультируйтесь с коллегами по важным вопросам;

— интересуйтесь методами ведения занятий своих коллег;

— умейте делиться своими достижениями в работе;

— умейте внимательно слушать и спокойно отвечать;

— замечания коллег принимайте без паники;

— будьте всегда жизнерадостным и приятным собеседником;

— на работе будьте всегда только в хорошем настроении;

— старайтесь замечать успехи коллег и поздравлять их с этим;

— не примыкайте к группировкам, если они есть в коллективе;

— не заноситесь, иначе испортите отношения;

— не жалуйтесь на трудности;

4 Скакун



Гл а ва


—никому никогда не завидуйте;

—прислушивайтесь к мнению коллег;

—не обещайте, если не можете выполнить обещание;

—имейте всегда свою точку зрения;

—руководствуйтесь своими принципами в критических ситуа­циях;

—не ведите двойной игры с коллегами и учащимися;

—будьте терпимы в контактах с коллегами.

5.18. Педагогика сотрудничества

«Педагогика сотрудничества» — гуманистическая идея совме­стной развивающей деятельности учащихся и педагогов, осно­ванная на осознании общности целей и путей их достижения. Педагог и учащиеся в учебно-воспитательном процессе — рав­ноправные партнеры, при этом педагог является авторитетным учителем-наставником, старшим товарищем, а учащиеся полу­чают достаточную самостоятельность как в приобретении зна­ний и опыта, так и в формировании собственной жизненной позиции.

 

 

 

 

 

ОСНОВЫ «ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА»  
       
    Стимулирование и направление педагогом познавательных и жизненных интересов учащихся
   
     
    Исключение принуждения как негуманного и не дающего положительного результата средства в учебно-воспитатель­ном процессе; замена принуждения желанием
   
     
    Уважительное отношение педагога к личности учащихся; признание их права на ошибку
   
     
    Высокая ответственность педагога за свои суждения, оценки, рекомендации, требования, поступки
   
     
    Высокая ответственность учащихся за свою учебную работу,
    поведение, отношения в коллективе  

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

■■■[■■■■■■■■■■■щи iiiiiiiiiiiiiiimiiiiiiiiiiimii»m»iiiiii»iii«iiiiii 11ИИ1Ш»1И111ШЧ11И1111И

 

 

 

 

 

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ «ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА»
     
    Желание педагога сотрудничать с учащимися; положитель­ные личностные качества педагога, развитое педагогиче­ское мастерство
   
     
    Сплоченность, слаженность, работоспособность учениче­ского коллектива; увлеченность учащихся, рожденная интересным преподаванием
   
     
    Дружный педагогический коллектив, принявший и реализующий широким фронтом идеи «педагогики сотрудничества»
   
     
    Поддержка администрацией учебного заведения, руководством органов профобразования, инспекцией
   

Характерные черты методической системы «Педагогики сотрудничества»

Создание творческой атмосферы на каждом уроке, каждом за­нятии; постепенный перевод учащихся из объекта обучения в субъектов учебного процесса; обеспечение уверенности учащихся в собственных силах, в возможности достижения успеха.

Демократический, доброжелательный стиль учебных занятий, непринужденная обстановка общения педагога с учащимися, уча­щихся между собой; создание условий продвижения «слабых» и ускоренного развития «сильных»; организация добровольной по­мощи более успевающими учащимися менее успевающим.

Создание на каждом уроке, занятии комфортных условий учеб­но-воспитательного процесса: обстановка радости успеха; снятие боязни «провала» и отрицательной оценки; широкая практика оце­ночного общения педагога с учащимися; эмоциональная раско­ванность, поощрение инициативы, любознательности и интере­са; широкая практика и поощрение вопросов учащихся к педагогу и друг к другу.

Широкое применение педагогических средств, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности: эвристичес­кие беседы, дискуссии, выполнение творческих заданий, само­стоятельные работы, продуктивные вопросы, возбуждение и под­держание интереса учащихся к изучаемому во всех его видах, фор­мах и проявлениях, обеспечение положительной мотивации уча­щихся к учению, поощрение и поддержание высокого уровня лю-


100

бознательности учащихся, широкое применение «активных» форм и методов организации и проведения занятий.

Объективность и справедливость оценки учебных успехов уча­щихся, использование политики оценки для повышения качества обучения; широкое использование самооценки и взаимооценки учащихся; форм и методов контроля, стимулирующих учение без принуждения.

Памятка преподавателю

Некоторые правила совершенствования педагогического мастер­ства на основе реализации основных принципов «Педагогики сотруд­ничества»:

— учитесь читать по лицам учащихся; старайтесь увидеть, чего они ждуг от вас;

— чаще ставьте себя на место ваших учеников, старайтесь по­нять их затруднения;

— поощряйте даже самые малые попытки учащихся думать и делать не по шаблону, не по готовому рецепту, а по-своему, са­мостоятельно, творчески;

— помогайте учащимся достигнуть цели, но не навязывайте своего мнения;

— как можно чаще давайте учащимся почувствовать радость успеха;

— не опекайте учащихся по мелочам, доверяйте им;

— умейте прощать учащимся мелкие проступки, не возводите мелочи в принцип;

— старайтесь быть всегда подтянутым, опрятным, аккуратным не только внешне, но и внугренне;

— ни в коем случае не превращайте воспитание в сухие, скуч­ные, надоедливые нотации и нравоучения;

— ко всем учащимся, независимо от симпатий, относитесь ров­но, с едиными мерками требовательности;

— ни один поступок, ни одно хорошее дело учащегося не дол­жно проходить мимо вашего внимания; учащийся всегда должен чувствовать, что преподаватель все знает, все видит;

— во взаимоотношениях с учащимися никогда, даже в самых сложных ситуациях, не унижайте их человеческого достоинства;

— ни в коем случае не наказывайте трудом, ибо труд — дело чести;

— к серьезным наказаниям прибегайте крайне редко; старай­тесь обойтись без них;

— всегда поддерживайте бодрое, жизнерадостное настроение в деятельности коллектива группы.


Глава 6 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

6.1. Методическая работа (методическая служба)

В профессиональном учебном заведении методическая работа (методическая служба) — система взаимосвязанных организаци­онных форм и соответствующего их назначению содержания дея­тельности, основанная на достижениях педагогической науки и педагогического опыта, направленная на становление и развитие педагогического мастерства инженерно-педагогических работни­ков учебного заведения, их творческого потенциала в целях дос­тижения качества обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с требованиями Государственного стандарта профес­сионального образования.

 

  ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ (МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ) ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ  
                   
Научность     Действенность    
           
  Целенаправленность и систематичность   Творческая направленность
                   

Основные цели методической работы (методической службы) в профессиональных учебных заведениях

1. Обеспечение анализа деятельности инженерно-педагогичес­ких работников; выявление и удовлетворение их актуальных по­требностей в методической помощи; создание им необходимых условий для качественной подготовки в учебных заведениях кон­курентоспособных квалифицированных рабочих и специалистов.

2. Организация выявления, изучения, обобщения, распростра­нения и внедрения передового опыта педагогов-новаторов в прак­тику учебно-воспитательной деятельности педагогических работ­ников учебного заведения.

3. Оказание помощи педагогическим работникам в эффектив­ном изучении и использовании результатов научно-педагогичес­ких исследований и разработок.



Глава 6


4. Оказание помощи преподавателям и мастерам производствен­ного обучения в разработке (в том числе авторской) на основе Государственного стандарта профессионального образования ра­бочей учебно-программной документации, методических матери­алов и пособий.

5. Организация в учебном заведении педагогических экспери­ментов по использованию прогрессивных форм, методов и средств обучения и воспитания учащихся, оказание педагогическим ра­ботникам помощи в их диагностике, экспертизе, оформлении результатов, а также во внедрении в практику учебно-воспита­тельного процесса.

6. Обеспечение формирования и развития педагогического ма­стерства преподавателей и мастеров производственного обучения.

7. Обеспечение педагогических работников научно-педагогичес­кой информацией, необходимой для качественного осуществле­ния учебно-воспитательного процесса в учебном заведении.

8. Оказание помощи руководству учебного заведения в созда­нии педагогического коллектива, способного к эффективной, твор­ческой учебно-воспитательной деятельности.

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ (МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ


Коллективные формы


Индивидуальные формы


Методический

(педагогический)

кабинет


 


Педагоги­ческий совет


Массовые

и групповые

формы


Предметные (цикловые) методические комиссии


Самостоятельная методическая ра­бота педагогиче­ских работников


 


Педагогические чтения

Научно-практические конференции

Инструктивно-методи­ческие совещания


Индивидуальная методическая работа руководи­телей учебного заведения с пе­дагогическими работниками


 


Школы передового педагогического опыта

Проблемные группы


Педагогическое самообразование педагогических работников


Экспериментальные лаборатории


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

6.2. Педагогический совет

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА


Учебно-методическая деятельность


Организационно-хозяйственная деятельность


 


Обсуждение вопросов деятель­ности учебного заведения, связанных с учебно-воспита­тельным процессом; анализ качества знаний и умений учащихся; обсуждение состоя­ния и результатов методиче­ской работы в учебном заведе­нии и т. п.


Обсуждение перспективных и текущих планов работы учеб­ного заведения, хода и результа­тов организационных меропри­ятий, производственно-хозяйст­венной деятельности; анализ итогов работы учебного заведе­ния и т. п.


Пути повышения эффективности деятельности педагогического совета

Подготовка:

— перспективное планирование содержания обсуждаемых воп­росов и сроков проведения;

— вынесение на обсуждение педагогического совета (педсове­та) наиболее актуальных вопросов, определяющих постановку и повышение качества учебно-воспитательного процесса;

— анализ итогов реализации решений предыдущих педсоветов;

— четкое определение лиц, ответственных за подготовку конк­ретных обсуждаемых вопросов;

— широкое привлечение к подготовке совета инженерно-педа­гогических и других работников учебного заведения;

— заблаговременная подготовка проекта решения совета и др.
Проведение:

— деловой, целенаправленный стиль обсуждения вопросов, краткость и четкость выступлений, регламентация проведения;

— привлечение к активному участию в обсуждении вопросов возможно более широкого круга членов совета;

— поддержание в ходе педсовета совещательного характера и стиля его работы; не допускать превращения педсовета в очеред­ное инструктивное мероприятие;

— демократический стиль проведения;

— внимательное и уважительное отношение к высказыванию участников;

— четкое соблюдение плана и основной направленности со­держания обсуждаемых вопросов;


Гла ва 6

— текущее и заключительное подведение итогов.
Реализация решений:

— доведение решений педсовета до всех его членов, в первую очередь до лиц, ответственных за их исполнение;

— включение решений педсовета в текущие и перспективные планы работы учебного заведения, обеспечение условий для их успешного выполнения;

— организация четкого оперативного контроля за выполнени­ем решений;

— систематическое информирование членов педсовета о ходе реализации принятых решений;

— периодическое рассмотрение на очередных педсоветах ин­формации и отчетов о реализации принятых решений.

6.3. Предметные (цикловые) методические комиссии. Основные направления деятельности

Изучение и разработка учебно-методической документации

Организация изучения документов Государственного стандар­та профессионального образования, а также нормативных доку­ментов по содержанию, организации и методике учебно-воспи­тательного процесса.

Обсуждение разработанной преподавателями и мастерами про­изводственного обучения рабочей (в том числе авторской) учеб­но-программной документации.

Обсуждение коррективов, вносимых преподавателями и мас­терами в действующую учебно-программную документацию.

Обсуждение перспективно-тематических планов, перечней учеб­но-производственных работ, учебно-технической документации, содержания контрольных тестовых заданий, проверочных и конт­рольных работ, экзаменационных билетов, перечней квалифика­ционных практических (пробных) работ.

Обсуждение документации по комплексному учебно-методи­ческому обеспечению учебного процесса и др.

Повышение качества учебно-воспитательного процесса

Анализ качества знаний и умений учащихся; обсуждение со­стояния и мер по совершенствованию организации и методики теоретического и производственного обучения.

Обсуждение вопросов организации и методики выполнения учащимися упражнений и самостоятельных работ, творческих за­даний, лабораторно-практических работ, применения современ-


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

............................ ,...,.„, ,., ...... ,.. ,.,.„ ................. „,.................... ,.............. i,,,, 105

ных технических средств обучения, новых педагогических техно­логий и т.д.

Разработка мер по планированию и осуществлению межпред­метных связей специальных, общетехнических, общеобразователь­ных предметов и производственного обучения.

Обсуждение организационно-методических вопросов использо­вания в учебном процессе «активных» форм и методов обучения.

Обсуждение вопросов подготовки, проведения и анализа про­верочных работ (в частности, результатов тестовых проверок зна­ний и умений учащихся), экзаменов по предметам, итоговой ат­тестации учащихся и др.

Повышение педагогической квалификации инженерно-педагогических работников

Организация проведения и обсуждения открытых уроков пре­подавателей и мастеров производственного обучения.

Организация обмена опытом работы педагогов учебного заве­дения посредством докладов, взаимопосещений уроков, проведе­ния выставок дидактических материалов, смотров-конкурсов учеб­ных кабинетов и мастерских.

Участие в организации и работе школ передового педагогичес­кого опыта, экспериментальных лабораторий и проблемных групп, педагогических чтений, научно-практических конференций, дру­гих форм повышения квалификации педагогов.

Оказание преподавателям и мастерам помощи в планировании и организации педагогического самообразования, изучения и ис­пользования передового педагогического опыта.

Организация шефства (педагогического наставничества) опыт­ных педагогов над менее опытными.

Участие в организации научно-педагогической информации и др.

План (примерный) работы методической комиссии преподавателей и мастеров производственного обучения металлообрабатывающих профессий на 20 / уч. год

(фрагмент)

 

Содержание работы   Ответственный
  Сентябрь
1. Заседание методической    
комиссии:    
1.1. Обсуждение плана работы   Председатель методической
комиссии на учебный год   комиссии

Глава 6

106 шиш............................................................................................................................

Окончание

 

Содержание работы Ответственный
1.2. Рассмотрение перспективно- тематических планов препода­ вателей на 1-е полугодие 1.3. Утверждение тематики мето­ дических разработок членов комиссии 1.4. О




©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.