МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Gt; llllllllllilllllil ||М11|||||11|1||11|1||| I |1





Гла ва 1

ми——

1.4. Дидактические особенности содержания предметов

Многокомпонентная структура, большое разнообразие изуча­емых объектов.

Значительный объем материала, связанного с формированием у учащихся умений применять знания в разнообразных условиях.

Взаимосвязь (по содержанию и времени изучения) с произ­водственным обучением учащихся.

Органическое сочетание теоретического и фактического (при­кладного) материала.

Значительный объем материала, имеющего «естественную» про-блемность.

Значительный объем материала, требующего лабораторного ис­следования количественных и качественных зависимостей, свойств, практического изучения способов обслуживания, наладки, регу­лирования оборудования.

Необходимость оперативного приведения содержания учебно­го материала в соответствие с развивающимися техникой и тех­нологиями, важность отражения «местного» материала.

1.5. Функция процесса обучения специальным и общетехническим предметам


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ


РАЗВИВАЮЩАЯ


Формирование у учащихся основ науч­ного мировоззрения, убеждений, ува­жения к труду, высоких нравствен­ных качеств, готовности к социаль­ному общению, соблюдению норм и правил гражданского поведения


Формирование у учащихся системы научных, технических, технологических и производствен­ных знаний, умений применять полученные знания для решения учебных И производственных задач


Формирование у учащихся рацио­нальных приемов и способов мышления, развитие познаватель­ной активности и самостоятель­ности, внимания, памяти, речи, культуры учебного труда


ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА (8...10 %)*

t.6. Основные компоненты содержания специальных и общетехнических предметов

СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ (10-15%)*
ТЕХНИКА (40...50%)*

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА (30...40%)


Э

TJ

О

J= m О О

О сп< £ гп X


 


Теоретические основы. Средства труда — устройство и работа оборудования, с по­мощью которого осуществляется трудовой процесс. Орудия производства — оборудо­вание, инструменты, приспо­собления, приборы и т.п. Предметы труда — обслуживае­мое оборудование, обрабатывае­мые детали и изделия, ремон­тируемые машины и механизмы и т.п. Графический материал


Теоретические основы. Структура, осуществление, контроль, регулирование, наладка технологических процессов, характерных для отрасли в целом и для конкретных профессий и специальностей. Вопросы обеспечения безопасности жизнедеятель­ности, производственной санитарии и гигиены


Сведения о видах, спосо­бах получения, физиче­ских, химических, меха­нических, технологиче­ских и других свойствах обрабатываемых и приме­няемых при выполнении работ материалах, сырье, полуфабрикатах


Сведения об организации труда и производства, управления экономикой производства для отрасли в целом и применительно к конкретным профес­сиям, специальностям


 


От общего времени, выделенного на изучение специальных и общетехнических предметов.


со


1.7. Уровни изучения и усвоения


содержания учебного материала


 


ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ


РЕПРОДУКТИВНЫЙ


УРОВЕНЬ УМЕНИИ


ТВОРЧЕСКИЙ


 


У учащихся формируются общие представления об изучаемом материале


Учащиеся прочно и осо­знанно усваивают учебный материал, способны четко его воспроизвести


У учащихся формируются умения применять получен­ные знания в типичных учебных и учебно-производ­ственных ситуациях


На основе полученных знаний учащиеся свободно самостоятельно применяют их в разнообразных учебных и учебно-производствен­ных ситуациях; деятель­ность их носит поисковый характер


 


Характерный учебный материал:

задачи предмета, класси­фикация и описание общего устройства, назна­чения и применения ма­шин, механизмов, прибо­ров и т.п.; сведения об общей структуре произ­водственного процесса и т.п.


Характерный учебный материал:

общая технология произ­водства; свойства и спосо­бы получения материалов; обоснования конструкций, процессов, функций и т.п.; технико-экономические показатели и обоснования действий и процессов и т.п.


Характерный учебный материал:

способы разборки, сборки, ремонта, наладки и испыта­ний оборудования; правила управления и обслуживания его; способы выполнения элементов типовых техноло­гических процессов и т.п.


Характерный учебный материал: теоретические основы про изводственных процессов; принципы устройства и действия орудий и средств производства, правила управления ими; принципы и общие правила, лежащие в основе построения техно­логических процессов вы­полнения конкретных работ, и т. п.



ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

in i i ii 11 ill и in in mi iniinnmiiii in i i i in и in ir и I i 11 i i I i i i и i i и i i г"

1.8. Принципы обучения

Принципы обучения — определенная система исходных, основ­ных, дидактических1 положений, требований к процессу обуче­ния, выполнение которых обеспечивает необходимую его эффек­тивность.

 

 

 

 

 

 

Общедидакт ические принципы   Принципы обучения, отражающие специфику профессионального образования  
   
   
Взаимосвязь решения задач образования, воспитания и развития учащихся. Доступность и посильность обучения. Наглядность обучения. Сознательность и активность в обучении. Оптимальное сочетание различ­ных методов, форм и средств обучения. Прочность и действенность результатов обучения Соответствие требованиям современного производства. Соединение обучения с про­изводительным трудом учащихся. Профессионально-политехни­ческая направленность обучения. Тесная связь теории и практики. Самостоятельность учащихся в учебном процессе  

/

' Дидактика — часть педагогики, излагающая теоретические основы образо­вания и обучения (обоснование учебных планов, программ, принципов, мето­дов и организационных форм обучения).



Гла ва 1


1.9. Познавательная деятельность учащихся — учение

Результатом познавательной деятельности учащихся являются усвоенные знания, сформированные умения и навыки, освоен­ный опыт мышления.


ЗНАНИЯ


УМЕНИЯ


НАВЫКИ


 


Сознательно восприня­тые, приведенные в си­стему, проверенные практикой и закреплен­ные в памяти представ­ления, понятия и суж­дения учащихся о пред­метах и явлениях реаль­ной действительности, законах природы и об­щества, способах дея­тельности, сформиро­ванные в результате целенаправленного пе­дагогического процесса, самообразования, жизненного и произ­водственного опыта


Способность целена­правленно и эффектив­но пользоваться знания­ми в процессе как тео­ретической, так и прак­тической деятельности, применяя целесообраз­ные в данных условиях способы и средства деятельности и доби­ваясь благодаря этому положительных ре­зультатов


Такой уровень умения, когда отдельные состав­ляющие части работы выполняются автомати­чески. Чем больше сте­пень автоматизма в выполнении работ, тем больше опыт и выше квалификация специалиста, уровень его мастерства


 

Этапы познавательной деятельности учащихся, составляющие объективную
логику учебного познания и обеспечивающие прочное усвоение знаний,
  формирование умений и навыков  
                     
Восприятие и осмысление   Запоминание   Обобщение   Применение
учебной информации   и закрепление   и систематизация знаний   знании на пракгике

 

Необходимые условия эффективной познавательной деятельности учащихся
                           
Активность учащихся   П оложительная мотивация учения   Высокий уровень внимания   Познаватель­ный интерес   Индивидуали­зация процесса обучения

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
яштямтштшшшшттштттжштшт1*1Ш\тт\111яютяштюшшштт>жштаи1\1Ш»тти щи 1 о

1.10. Опыт мышления

Мышление — высшая ступень познания, неразрывно связанная с практическими действиями, замещающая их при получении знаний о реальных вещах идеальными (умственными) действия­ми над их образами и понятиями. Отражает способность мозга вы­полнять всякое действие в уме.

Мыслительные процессы

Анализ — процедура мысленного расчленения целого на части. Анализу подвергают явления, процессы, предметы, которые мыс­ленно разделяют на части, их образующие, выделяют отдельные элементы, составные части, признаки, свойства.

Синтез — мысленное создание целого из отдельных элемен­тов, частей или признаков. Если анализ дает знание по отдельным элементам, то синтез, опирающийся на результаты анализа и объе­диняющий эти элементы, обеспечивает возможность познания объекта в целом.

Сравнение — мысленное выделение признаков сходства и раз­личия в свойствах познаваемого предмета, явления, процесса.

Абстракция — мысленное выделение основных существенных свойств и признаков познаваемых предметов, явлений, процес­сов при временном отвлечении от всех их остальных свойств и признаков.

Конкретизация — мысленный переход от общего к единично­му, которое соответствует этому общему, приведение примеров, иллюстраций, определенных (конкретных) фактов, подтвержда­ющих общее теоретическое положение, правило, закономерность процесса или явления и т.п.

Некоторые психолого-педагогические особенности освоения опыта мышления

Ум как способность мышления может развиваться только в про­цессе умственной деятельности на основе знаний. В свою очередь, знания могут формироваться и развиваться только на базе мыш­ления.

Любую мысль можно выразить словом; выражение мысли сло­вом — это одновременно процесс формирования мысли, т. е. су­ществует обратная связь, благодаря которой речь формирует мыш­ление.

Чтобы мыслительный процесс совершался, нужны мотивы, побуждающие учащегося думать. Мотивы служат той движущей

 


Гла ва 1

iiiiiiiiiiiiiMM—imiuiiiiiiii. заявим

силой, которая помогает человеку включиться в мыслительную деятельность.

Не всякая учебная задача является задачей мыслительной. Учеб­ная задача становится собственно мыслительной, если она не мо­жет быть решена путем прямого использования ранее усвоенных знаний, и требует существенного преобразования предложенного условия.

Методически важно разумно регулировать мыслительные на­грузки учащегося, учитывая в то же время, что «недогруз» мозга чаще всего приучает учащегося к ограниченности и шаблонности мышления.

1.11. Восприятие и осмысление учебного материала

Воспринять — значит разобраться в сути изучаемого явления, связать его с тем, что уже известно, познать его свойства, спосо­бы применения, т.е. осознать и понять. Основным источником информации при восприятии нового учебного материала являют­ся объяснения преподавателя.

Способы обеспечения точности восприятия учащимися изучаемого материала

Выражать мысли ясно и предельно просто, логично и доступно.

Избегать в изложении готовых определений, привлекать учащихся к анализу понятий, логически подводить к формулировкам.

Разъяснять содержание рассматриваемого понятия, явления, процесса, не ограничиваясь только его формулировками.

Выделять основные моменты изучаемого, поэтапно подыто­живать излагаемый материал.

Постоянно сочетать методы устного изложения с другими ме­тодами преподавания.

Сочетать индуктивные и дедуктивные способы объяснения но­вых фактов, явлений, закономерностей, событий.

Условия осмысленного восприятия

Опора на ранее усвоенные знания.

Обеспечение четкой установки учащихся на качественное ус­воение изучаемого.

Обеспечение наличия у учащихся четкой ориентировочной ос­новы деятельности, т.е. четкого представления о том, как и для чего воспринимается учебный материал, как им пользоваться, какие требования предъявляются к качеству усвоения.


ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

iwwifPiMiiiiiiiiiM^^^ 10

Создание общего настроя учащихся группы на успешную, пло­дотворную учебную работу.

Формирование высокого уровня активности и устойчивого вни­мания.

Обеспечение возможностей учащихся «поработать» с изучае­мым материалом: сравнивать, находить сходство и различие, вы­делять общее и т. д.

1.12. Запоминание — закрепление

Прочность усвоения знаний — удержание в памяти изученного материала в виде сложившихся систем, применяемых в разных ситуациях. Прочно усвоенные знания — база для приобретения новых знаний, развития мышления, практической деятельности, формирования творческой личности.

Некоторые психологические закономерности запоминания

Важнейшим условием запоминания учебного материала явля­ется его понимание.

Материал, связанный с потребностью учащегося, с его устой­чивыми интересами сохраняется в памяти прочно, иногда совсем не забывается.

Наиболее прочно закрепляются в памяти первые впечатления, а также знания, основанные на осознании закономерностей и причинно-следственных связей.

Забывание новой информации особенно интенсивно протекает сразу после ее восприятия, затем процесс замедляется. Быстрее все­го забываются формулы, определения и описательный материал.

Во время эмоционального возбуждения восприятие и запоми­нание, как правило, слабеют, так как внимание переключается с изучаемого материала на причину эмоционального возбуждения.

Приемы запоминания

Мысленное, а также письменное составление плана содержа­ния запоминаемого материала.

Запоминание с помощью символов — «опорных сигналов».

Реконструкция запоминаемого материала в более удобную фор­му — смысловая группировка.

Соотношение запоминаемого с уже имеющимися знаниями — запоминание «по смежности», «по сходству».

Применение сравнений, выделение сходства и различия — за­поминание «по контрасту».

 


Гла ва 1

16............................................................................ .„. ,............. ,.....

Активное включение запоминаемого в практическую деятель­ность в разных вариантах.

Использование классификации и систематизации запоминае­мого.

Пересказывание запоминаемого «своими словами».

1.13. Повторение — средство закрепления

Повторение — система разнообразных форм, методов и при­емов учебной работы, имеющая целью углубление и расширение изученного материала, обеспечивающая его прочное усвоение, закрепление и сохранение в памяти.

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОВТОРЕНИЮ  
       
    Повторение следует проводить по «свежим следам», параллельно с начальным изучением учебного материала
   
     
    Повторение должно обеспечивать поддержание единого уровня знаний и умений учащихся на каждом этапе учебной работы
   
     
    Повторение должно охватывать наиболее существенное, определяющее главную суть урока, темы, раздела, предмета. Повторение по билетам методически крайне нежелательно
   
     
    Повторение должно способствовать установлению прочных внутрипредметных и межпредметных связей
   
     
    Повторение дает должный эффект только при условии высокой степени активности и целеустремленности учащихся
   
     
    Повторение должно расширять и углублять знания и умения учащихся, способствовать рассмотрению изучаемых предметов, явлений, процессов с новых позиций
   
       

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

iiiMiiiiniiiiiium'iiii'iiiiiiiiii muMiiiiii пи и i ' и и ни ни и ч питии и niii и mi'ii mi ни

1.14. Система повторения

 

 

 

 

Форма и метод   Вид повторения  
Начальное Текущее Обобщаю­щее Заключи­тельное
ого [ 5 ' 2 р
повторения учебного ее Ж г я к а В органической свя: с изучением новогс учебного материала А О ^ « S w  
материала В целях повторен материала, изуче в прошлом учеби году Систематизация знаний и умений учащихся по тем! нескольким взаи: связанным TeMav Обобщение и си( тизация знаний и умений по пре, в целом
Устный опрос X X X X
Беседа X X
Лекция X X X
Семинары X
Демонстрация X X
кино-, видеофильмов        
Упражнения X
Применение ТСО X X X
Экскурсии X X
Работа с карточками- X X X X
заданиями        
Письменные работы X X X
Текущая проверка X
знаний учащихся        
Ссылки на изучен- X
ный материал        
Подготовка X
к экзаменам        

Примечание. Необходимость проведения повторения показана знаком «х», а его отсутствие — «—». ТСО — технические средства обучения.

1.15. Обобщение и систематизация знаний

Обобщение — переход на более высокую ступень абстракции путем мысленного выделения общих и существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлече­нии от несущественных признаков и свойств.


Гла ва 1

1 о яшшшшшшшшшютшшштшшвшшяшшштшшщтяшшшшишшшшшмкшшвяшшмшшжвшшшшшшшшш

Систематизация — мыслительная деятельность, в процессе ко­торой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа, основания, точки зрения. Ре­зультатом процессов обобщения и систематизации являются по­нятия, т.е. мысли, в которых отражены специфические общие признаки предметов некоторого класса.

Основные виды самостоятельных работ как средства формирования понятий

Отнесение к соответствующим понятиям изучаемых частных фактов, явлений, правил и т.п. — «подведение под понятие».

Объяснение изучаемых фактов, явлений, правил на основе ус­военного понятия.

Выделение существенного, отделение его от несущественного, второстепенного.

Самостоятельное обобщение данных, полученных из разных источников информации.

Установление внутрипредметных и межпредметных связей меж­ду изучаемыми фактами, явлениями, процессами.

Формулирование выводов по изученному материалу.

Определение недостающих данных для решения задачи.

Мысленное планирование хода решения задачи — «смысло­вое» логическое решение и др.

Основные правила руководства самостоятельной работой учащихся

Самостоятельная работа должна носить целенаправленный ха­рактер.

Для самостоятельной работы следует предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым «рецеп­там» и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации.

Последовательность выполнения самостоятельных работ долж­на быть такой, чтобы выполнение каждой из них логически выте­кало из предыдущих и готовило почву для выполнения последую­щих.

При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль всегда остается за педагогом. Он определя­ет цель работы, формулирует познавательные задачи, выдает за­дания и руководит работой учащихся при их выполнении, конт­ролирует и оценивает деятельность учащихся.


ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ



1.16. Межпредметные связи. Их типы и способы

как педагогическое средство обобщения

и систематизации знаний

 

 

 

 

 

    1. Использование знаний учащихся по другим предметам, их производственного и жизненного опыта для более глубокого усвоения знаний по данному предмету. 2. Единство законов и теорий, применяемых для объяснения аналогичных явлений, процессов, изучаемых в разных предметах. 3. Единство трактовки аналогичных понятий, явле­ ний, процессов, изучаемых в разных предметах. 4. Рациональный отбор изучаемого материала разных предметов в зависимости от значимости его в системе знаний и умений учащихся по предмету. 5. Комплексное применение знаний и умений учащихся, усвоенных ими при изучении разных предметов
ПО СОДЕРЖАНИЮ ИЗУЧАЕМОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА  
 
   

 

 

 

 

 

    1. Координация способов обучения учащихся умению планировать свою деятельность: составле­ ние плана предстоящего действия, анализ условий предстоящего действия, составление плана прочи­ танного или изученного. 2. Согласование приемов формирования интел­ лектуальных умений: доказательность ответов, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. 3. Единство подходов к формированию практи­ ческих умений и навыков: пользование контроль­ но-измерительными средствами, использование учебных компьютерныхи других средств электрон­ но-вычислительной техники, диагностика неисп­ равностей, анализ работы оборудования и т.п. 4. Согласование приемов и способов обучения работе с книгой: выбор источника, нахожде­ ние данных, «беглое» чтение, составление пла­ на, тезисов, конспекта и т. п.
ПО ФОРМИРУЕМЫМ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ  
 
   

 

 

 

    1. Координация методов и методических приемов учебной работы, применяемых преподавателями разных предметов. 2. Координация средств обучения и способов их применения при изучении разных предметов. 3. Координация методов и средств развития познавательной активности и самостоятельнос­ ти учащихся при изучении разных предметов. 4. Единство педагогических требований к учащим­ ся со стороны всех педагогических работников учебного заведения. 5. Координация путей развития коллективизма, товарищества, взаимопомощи учащихся и т. п.
ПО МЕТОДАМ И СРЕДСТВАМ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ  
   

Гла ва 1

1.17. Применение знаний на практике

Способность применить знания на практике (учебной, трудо­вой) определяет их истинность, является критерием их усвое­ния.

Типичные пути и способы практического применения знаний

Использование ранее усвоенных знаний как основы при усво­ении новых знаний.

Обоснование способов практической деятельности учащихся при формировании учебных и профессиональных умений и навы­ков.

Теоретическое обоснование решения учебных задач.

Теоретическое обоснование практических (производственных) решений в разных ситуациях.

Знания — основа для решения задач и заданий на конструиро­вание и моделирование.

Обоснование способов и приемов диагностики работы обору­дования.

Теоретическое обоснование проектирования (разработки) тех­нологических процессов выполнения учебно-производственных ра­бот.

Правила руководства деятельностью учащихся по практическому применению знаний

Четко определять задачи предстоящих практических действий, с одной стороны, и добиваться осознания их сути учащимися — с другой.

Предупреждать учащихся о типичных ошибках и возможных способах их избежания.

Не опекать учащихся по мелочам, помощь оказывать своевре­менно, стимулировать проявление воли, настойчивости, стрем­ление самостоятельно довести работу до конца.

Добиваться, чтобы учащиеся сами поняли и осознали допуска­емую ошибку, сами нашли способ ее устранения и предупрежде­ния.

Использовать анализ ошибок, допущенных учащимися, для на­хождения правильного решения задачи.

Постоянно стимулировать и поощрять проявления творческого подхода учащихся к выполнению заданий.


ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

1.18. Связи в изучении специальных предметов и производственного обучения

Специальные предметы (специальная технология)

Изучение преподавателями специальных предметов (специаль­ной технологии), программ производственного обучения; учас­тие в определении перечней учебно-производственных работ по профессии.

Составление перспективно-тематических планов изучения специальных предметов — отбор и расположение учебного матери­ала — с учетом производственного обучения, исходя при этом из того, чтобы теория, как правило, опережала практику.

Широкое использование при изучении специальных предме­тов конкретных примеров из практики производственного обуче­ния; проведение занятий непосредственно в учебных мастерских (совмещенных, бинарных) при изучении технологических тем предмета.

Применение при изучении специальных предметов методов ра­боты учащихся, способствующих формированию у них умений при­менять на практике теоретические знания: лабораторно-практичес-кие работы, работа со справочниками и производственной доку­ментацией, разработка технологических карт, графиков и т.п.

Производственное обучение

Изучение мастерами производственного обучения программ специальных предметов (специальной технологии) и перспектив­но-тематических планов их изучения.

Отбор мастером производственного обучения учебного мате­риала для вводного инструктирования с учетом знаний учащих­ся, полученных на уроках специальных предметов (специальной технологии).

Широкое использование знаний учащихся, полученных на уро­ках специальных предметов (специальной технологии), в процес­се производственного обучения учащихся в учебных мастерских, на полигонах, учебных хозяйствах, непосредственно на предпри­ятиях.

Применение в процессе производственного обучения упраж­нений, формирующих у учащихся умения применять на практике знания, полученные на уроках специальных предметов: техничес­кие расчеты, разработка технологических процессов обработки, сборки, ремонта, использование таблиц стандартов, выбор или расчет режимов и т.п.



Глава 1

■■■:.-■■■"■.■.■..■■■■■■


1.19. Познавательная активность учащихся

Процесс обучения, т.е. формирование у учащегося знаний, уме­ний и навыков, происходит при непременном условии его соб­ственной активности. Характер и степень такой активности могут быть разными, но процесс обучения состояться не может, если учащийся пассивен.

УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Четкая целевая установка на глубокое и прочное усвоение учебного материала, которая должна быть принята учащимися

Наличие у учащихся определенного запаса знаний — познавательная активность и интерес на «пустом» месте не возникают

Владение учащимися основными учебными умениями — слушать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять, выделять основное, проводить самоконтроль и самооценку

Создание на уроках атмосферы эмоционального переживания от учения как движения вперед, радости от успеха

Характер обучающей деятельности педагога — логичность изложения, умение выделять основные ведущие мысли и положения, их суть и взаимосвязи

Построение учебного процесса на высоком уровне познавательной самостоятельности и доступной трудности

Широкое применение в учебном процессе эвристических

И проблемно-поисковых способов построения учебного материала

Координация деятельности педагогического коллектива учебного заведения в вопросах активизации познавательной деятельности учащихся


Пути и способы повышения уровня познавательной активности учащихся на разных этапах учебного процесса

 

  ПОДАЧА И ВОСПРИЯ­ТИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА   ЗАКРЕПЛЕНИЕ И СИСТЕМА­ТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИИ, ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ   КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА  
                     
Постановка познавательных проблем перед изучением нового материала Приучение учащихся активно мыслить —анализировать, сравнивать, находить главное, доказывать, делать собственные выводы, применять знания в новых условиях — на каждом этапе учебного процесса
Применение в ходе изложения «попутных» контрольных вопросов к учащимся Последовательное повышение «удельного веса» самостоятельной работы учащихся Применение разных форм самоконтроля и самооценки
Проблемное изложение учебного материала Применение разнообразных упражнений продуктивного, творческого, поискового характера Привлечение учащихся к комментированию ответов товарищей по учебе
Самостоятельное изучение учащимися учебного материала по учебнику и другим источникам Применение при повторении вопросов и заданий «продуктив­ного» характера Побуждение учащихся при­менять полученные знания в процессе производст­венного обучения Применение разных форм «программированного» контроля, в том числе с использованием компьютеров
Эвристическая беседа с учащимися Соблюдение межпред­метных связей; выпол­нение межпредметных заданий Выполнение лабораторно-практических работ иссле­довательского характера Организация разных форм взаимоконтроля знаний и умений учащихся
Увязка изучаемого материала с жизнью, опытом учащихся, материалом других изучаемых предметов Выполнение заданий на систематизацию и классификацию полученных знаний Выполнение заданий на рационализацию и изобретательство Применение разных форм и видов текущих контрольных работ
                             

Глава 1

1.20. Мотивация учения

Любая деятельность человека, в том числе и учебная, прохо­дит под влиянием ряда факторов, главными из которых являются потребности — мотивы. Основной чисто человеческой потребнос­тью является познавательная.

Знание педагогом мотивации учащихся к учению необходимо не для того, чтобы приспосабливаться к их возможностям и по­требностям, а для того, чтобы учитывать реальные мотивы уче­ния при организации учебного процесса, при выборе форм и ме­тодов обучения, которые могут дать максимальный учебно-вос­питательный эффект.

Основные мотивы учения

Непосредственные мотивы учения — связаны с живым естествен­ным интересом к самому процессу обучения: интересный учеб­ный материал, интересная книга, интересное ведение занятий пе­дагогом, похвала, желание получить хорошую отметку, стремле­ние самостоятельно достигнуть поставленную цель, чувство удов­летворения от хорошо выполненной работы и т. п.

Опосредованные мотивы учения — косвенно способствуют удов­летворению потребностей: необходимость качественного изучения предметов теоретического обучения для успешного овладения профессией; общественное мнение, в том числе мнение товари­щей по учебе, особенно при бригадной организации учебного про­цесса; стремление к самоутверждению, желание найти свое место в коллективе и т.п.

Способы мотивации учения

Убеждение учащихся в практической необходимости изучае­мого.

Эмоциональное воздействие, создание ситуации заниматель­ности.

Экскурсы в историю предмета.

Создание проблемных ситуаций и коллективный поиск их раз­решения.

Вовлечение учащихся в дискуссию по изучаемому материалу.

Стимулирование новых достижений.

Объективность контроля и оценки.

Гласность и перспективность оценки учебных достижений уча­щихся.


ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

_*» 25

Поддержание у учащихся веры в успешность учения — «мето­дика успеха».

1.21. Внимание учащихся

Внимание — направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвле­чении от всего остального. Непреложен следующий выжнейший закон: «если внимание от чего-то отключается, значит оно пере­ключилось на что-то другое».

Виды внимания

Непроизвольное внимание — возникает без всякого напряжения, без заранее поставленной цели, само по себе. Оно не требует во­левых усилий и возникает в том случае, когда внешние воздей­ствия полностью соответствуют внутренним потребностям уча­щегося.

Произвольное внимание — требует волевого преднамеренного усилия, определяет успешность формирования важной черты лич­ности — внимательности. Произвольное внимание должно соче­таться с непроизвольным, и это сочетание проявляется, когда уже есть «затравка» для мышления, т.е. когда учащийся, слушая и наблюдая, думает.

Пути и способы возбуждения, поддержания и развития внимания и внимательности учащихся

Установка на внимание и внимательность на уроке. Выделение главного, основного в изучаемом материале.

Четкая организация занятий, положительный общий стиль учеб­ной работы, рабочий деловой ритм, динамичное ведение заня­тий, яркость и образность изложения, выразительная речь педа­гога, сочетание эмоциональности и логичности.

Оптимальный темп ведения занятий: замедленный — рассеива­ет внимание, снижает активность; ускоренный — утомляет уча­щихся, ослабляет и рассеивает их внимание.

Перемена видов деятельности учащихся в процессе урока.

Исключение возможностей излишней возбудимости учащих­ся, так как в возбужденном состоянии внимание учащихся сосре­доточено не на содержании изучаемого, а на причине эмоцио­нального возбуждения.


Глава 1

26 ■

Посильность выполняемой работы — работа должна быть вы­полнимой, но требующей определенного напряжения.

Положительный стиль и такт педагогической деятельности пре­подавателя — недопустимы проявления раздражения, окрики, публичные выговора, недоброжелательность.

1.22. Интерес учащихся

Интерес — это особый эмоциональный настрой мыслей, со­путствующий процессу овладения знаниями и умениями. Интерес — один из доминирующих мотивов учения.

Интерес учащихся обеспечивается их мыслительной активнос­тью — без активного умственного труда не может возникнуть ни интерес, ни внимание учащихся. В то же время, конкретная дея­тельность может быть активной лишь при наличии интереса к ней.

Виды интереса

Непосредственный — интерес, который возникает к самому процессу и содержанию учебной деятельности.

Опосредованный — интерес к результатам деятельности, к при­обретению профессии, определенному служебному и обществен­ному положению.

Пути и условия развития интереса к учению

Интересное содержание изучаемого материала побуждает уча­щихся к познанию нового, к новому пониманию уже известного, позволяет применять получаемые знания в жизни, учебе, на прак­тике.

Высокий уровень педагогического мастерства преподавателя, его педагогический стиль, такт, педагогическая техника.

Положительная обстановка ведения занятий: дух оптимизма, доброжелательности.

Использование «эффекта новизны» — сталкивание учащихся с новым, неожиданным, интересным.

Использование «эффекта удивления» — рассмотрение необыч­ных случаев, явлений, парадоксальных и проблемных ситуаций.

Использование внутренней и внешней занимательности (но не развлекательности) изучаемого материала.

Общий эмоциональный тонус занятий и т.п.


ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Когда интересно учиться

Когда учащийся уверен, что получаемые знания и умения ему нужны, когда он убежден в их полезности, когда он испытывает нужду, необходимость в них, т. е. когда личные потребности и ус­тремления совпадают с задачами обучения.

Когда учащийся знает, как учиться, и умеет это делать.

Когда учащийся понимает то, что он изучает, когда ему ясна связь изучаемого с уже известным, с тем, что он умеет. Когда все, что он делает, выполняется осознанно, а не только потому, что это задание преподавателя.

Когда учащийся открывает для себя новое, еще не известное. Этим новым могут быть не только ранее не известные факты, события, явления, законы и закономерности, но и иные аспекты уже изученного.

Когда то, что делает учащийся, у него получается, т.е. когда он чувствует свои силу, умение, успех, победу в преодолении труд­ностей, свое поступательное движение в овладении знаниями и умениями.

Когда процесс обучения опирается на активную мыслитель­ную деятельность учащегося, когда процесс учения заставляет его думать.

Когда учащегося не опекают по мелочам и на каждом шагу, когда дают ему возможность самостоятельно применить свои зна­ния и умения, т.е. когда ему доверяют, его уважают как личность, когда замечают и оценивают его успехи.

Интересно учиться вместе с товарищами, в общении с ними, когда успех каждого является частью общего успеха, когда уча­щийся может сравнить свои успехи с успехами своих товарищей, когда он является полноценным членом ученического коллектива со своими правами и обязанностями.

Интересно учиться у интересного учителя.


Глава 1

1.23. Индивидуализация процесса обучения

Индивидуализация процесса обучения — это создание условий, когда требования к деятельности каждого учащегося соответству­ют его возможностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УСЛОВИЯ ВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
     
    Рациональное сочетание коллективных и индивидуаль­ных форм организации обучения
   
     
    Хорошее знание и использование сильных и слабых сто­рон каждого учащегося
   
     
    Организация работы учащихся на уроке таким образом, чтобы каждый работал в полную меру своих возможнос­тей
   
     
    Регулирование трудности и сложности заданий таким образом, чтобы они соответствовали возможностям учащихся
   
     
    Организация учебного процесса таким образом, чтобы ни один учащийся на уроке не был пассивным
   
     
    Такая организация процесса обучения, чтобы каждый уче­ник достигал поставленных задач своими силами
   
     
    Повышение «удельного веса» самостоятельной работы уча­щихся на каждом занятии
   
     
    Обеспечение обязательного минимума усвоения основ­ных ведущих вопросов, узловых моментов темы, занятия всеми учащимися группы
   
     
    Постоянное повышение уровня «слабых» учащихся до уровня «средних», а «средних» до уровня «сильных». Раз­витие способностей и возможностей «сильных»
   

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

1111111|1ИШ11||ШМ^^^ Z.\j

Суть индивидуального подхода в обучении заключается не в при­способлении педагога к особенностям и возможностям учащих­ся, а в его умении с учетом этого выбрать наиболее рациональные способы эффективного воздействия на учащихся с целью повы­шения качества процесса их учения.

Типичные пути и способы индивидуализации процесса обучения

Повторное объяснение наиболее сложного учебного материала урока.

Варьирование содержания и сложности «попутных» конт­рольных вопросов в ходе изложения учебного материала.

Выдача дифференцированных заданий и источников для само­стоятельного изучения учебного материала учащимися, а также контрольных вопросов по нему.

Выполнение учащимися заданий по закреплению изученного на уроке учебного материала, дифферинцированных по содержа­нию, сложности, темпу выполнения, степени требований (с по­степенным усложнением для «слабых» учащихся»).

Дифференцирование способов руководства работой учащихся на уроке: для «слабых» — подробное инструктирование, для «силь­ных» — стимулирование самостоятельности.

Выдача вспомогательных заданий для «слабых» учащихся, ус­ложненных заданий для более успевающих.

Организация взаимопомощи в коллективе, когда более успе­вающие учащиеся помогают отстающим.

Применение «наводящих» вопросов при проверке знаний и уме­ний менее успевающих учащихся.

Более частый контроль «слабых» и малоактивных учащихся. По­ручение более успевающим учащимся отдельных контрольных функций на этапе проверки усвоения учебного материала.

Применение «перспективных» оценок при контроле знаний и умений менее успевающих учащихся.

Создание ситуаций успеха для слабоуспевающих учащихся: чаще отмечать положительные моменты в их работе, активизируя их новые усилия.

Дифференцирование домашних заданий по содержанию и тре­бований к их выполнению для более и менее успевающих уча­щихся.


I

Глава 2 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

2.1. Урок. Общие характеристики

 

 

 

 

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ  
       
    Четкость цели и содержания
   
     
    Неразрывность решения задач образова­ния, воспитания и развития учащихся
   
     
    Руководящая роль преподавателя в учебно-воспитательном процессе
   
     
    Комплексное применение методов обучения и форм организации учебной работы учащихся
   
     
     
       

ТИПЫ УРОКОВ (по ведущей дидактической цели)

Усвоения новых знаний — проводятся с целью восприятия и первичного осмысливания материала. Применяются при изучении нового учебного материала информационного характера

Закрепления и совершенствования знаний и умений — про­водятся с целью достижения прочных знаний и умений путем их воспроизведения, системы повторений и практи­ческого применения

Комбинированные — при проведении решаются разные дидактические задачи обучения в комплексе

Повторительно-обобщающие — проводятся с целью система­тизации знаний и умений, восполнения пробелов, более глубокого раскрытия основных положений и узловых вопросов темы, раздела, курса в целом

Контрольно-проверочные — проводятся с целью получения оснований для оценки успеваемости учащихся по теме, разделу учебной программы


:u

2.2. Требования и критерии, характеризующие современный урок

Высокий уровень учебно-воспитательной результативности: ВО оружение учащихся осознанными, глубокими и прочными зна ниями и умениями. При этом важно, чтобы учащиеся овладели не только знаниями и умениями, но и способами их получения и применения.

Высокий уровень познавательной активности учащихся: фор­мирование и развитие познавательных интересов, положитель­ного отношения учащихся к содержанию и процессу обучения; стремление и способность учащихся к активному мыслительно­му процессу и творческому поиску путей эффективного реше­ния познавательных задач, к мобилизации нравственно-воле­вых усилий на достижение поставленных целей учебного про­цесса.

Высокий уровень самостоятельности учащихся в учебно-позна­вательной деятельности: владение учащимися приемами и спо­собами самостоятельной учебной деятельности на основе четко­го осознания ими целей, содержания и методов этой работы, желания и настойчивости в достижении положительных резуль­татов.

Высокий уровень культуры учебного труда учащихся: владение способами рационального планирования, организации и само­контроля учебной деятельности, умениями работать с книгой, пользоваться необходимыми техническими средствами обучения, учебными пособиями, учебной документацией.

Высокий уровень индивидуализации процесса обучения: создание условий, когда требования к деятельности каждого учащегося соответствуют его возможностям; целенаправленное варьирова­ние методов и методических приемов деятельности учащихся, с тем чтобы все учащиеся работали в полную меру своих возмож­ностей.

Высокий организационно-методический уровень проведения урока: комплексное применение разных методов и средств обучения, орга­низационных форм учебного процесса с учетом их характерных функций и преобладающих дидактических возможностей; рацио­нальное структурное построение занятий.


Глава 2 £- твтштйштшштшшшшшшшятшвшшишшштшкштшмшштяшаттшшшшшшшттштиаяшшштввш

2.3. Структура урока специальных и общетехнических

предметов

 

Основные структурные элементы урока — макроструктура Составные части структурных элементов урока — микроструктура
Организационная часть
Подготовка учащих­ся к изучению учебного материала Сообщение темы и целевая установка на урок; актуализация ранее усвоенных знаний и уме­ний учащихся; мотивация и стимулирование познавательной деятельности учащихся
Сообщение (подача) преподавателем учебного материала Объяснение, эвристическая беседа, использо­вание наглядных пособий и технических средств обучения (ТСО), демонстрационный эксперимент и т. п.
Самостоятел ьное усвоение учащимися новых знаний Работа учащихся с учебником, эвристическая беседа, просмотр кино-, видеофильмов, работа с наглядными пособиями и ТСО, работа с производственной документацией, инструк­циями и т.п.
Первичное закрепле­ние и текущее повто­рение Опрос, работа с карточками-заданиями, раз­вернутая беседа, текущие письменные работы и т.п.
Упражнения и само­стоятельная работа по закреплению и совершенствованию знаний Решение задач, работа с карточками-задания­ми, разбор схем, работа на тренажерах, работа с применением программирующих устройств и персональных учебных компьютеров, разбор проблемных ситуаций и т.п.
Обобщающее повторение Обзорная лекция, беседа, выполнение и раз­бор письменных работ, работа с карточками-заданиями и тестами, демонстрация кино-, видеофильмов, проведение дидактических и деловых игр и т. п.
Контроль и оценка знаний и умений учащихся Опрос, решение задач, выполнение контроль­ных работ, работа с карточками-заданиями и тестами, зачет, контроль с применением контролирующих устройств и персональных компьютеров и т. п.
Выдача домашних заданий

Примечание. Взависимости от ведущей дидактической цели урока, т. е. от его типа,преобладающими могут быть разные комбинации макро- и микро­структурных элементов урока, составляющих его сценарий.


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

I |||11>||П||1111|1

gt; llllllllllilllllil ||М11|||||11|1||11|1||| I |1

П| 114 Ml IIMill IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIMIMIIMMWHM 2.4. Типовое структурное построение уроков специальных и общетехнических предметов   Тип урока Типовые структуры уроков Усвоения новых знаний Сообщение темы и раскрытие цели урока; проверка выполнения домашних заданий; последовательное изложение нового учебного материала или самостоятельная работа учащихся с книгой и с другими источниками по изучению материала урока; ответы на вопросы учащихся; руководство процессом эвристической беседы; проверка качества восприятия изложенного и дополнительные разъяснения; выдача домашних заданий Закрепления и совершенствова­ния знаний и уме­ний Фронтальная беседа с учащимися по ранее изученному материалу темы; проведение лабораторно-практических работ и прак­тикумов; упражнения в решении разных задач, разработке технологических процессов, изучении документации и т.п.; выполнение разного вида самостоятельных работ; работа с применением программирующих устройств и учебных компьютеров Повторительно-обобщающий Обзорно-обобщающая лекция по изученному материалу; развернутая беседа с учащимися; самостоятельное выполнение учащимися упражнений воспроизводящего характера по материалу изученной темы в целом Контрольно-проверочный Устный опрос по теме, разделу, курсу в целом; письменные, графические контрольные работы; тестовая проверка знаний и умений; проверка знаний с применением контролирующих технических устройств; проведение зачетов по теме, разделу курса Комбинированный Структура разнообразно варьируется в зави­симости от содержания, цели, исходного уровня подготовленности учащихся, педагогического замысла преподавателя Примечание. Перечисленные типовые структурные элементы отражают общий характер урока и его содержания. Каждый преподаватель свободен в опре­делении как своей логики урока, так и последовательности этапов развития его сценария. 2 Скакун Глава 2

I hi 11 ни i iiiii


2.5. Совмещенный (бинарный) урок (типовая схема)

Педагогическая сущность — совмещение изучения взаимосвя­занного материала специального предмета (специальной техно­логии) и производственного обучения. Проводится, как правило, совместно преподавателем специального предмета и мастером про­изводственного обучения.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ СОВМЕЩЕННОГО (БИНАРНОГО) УРОКА



Сочетание обучающей деятельности преподавателя и мастера при проведении совмещенного (бинарного) урока

 

 

 

 

 

 

** X К ином  
Я    
  н и  
о, о ю о  
о У  
н OJ О  
         
    я к  
X   о о  
X   ч CJ  
  и р н S  
  СКОГО И   а  
Ц 3 ю О ного м в един заняти

« о 5 й

О, О <и о

п б; ;

п s S

К X С

Я ?5 я я

X * п И

U О С О,

Н ч я >,


 

 

 





     
     
О | я ,  
Р о. К О  
ессов у форми чных уме взаим  
Я* S  
ие пр аний перви [КОВ. влияние
* 5 Я ы Ч я 1НИЯ навь
U К
©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.