Gt; llllllllllilllllil ||М11|||||11|1||11|1||| I |1 Гла ва 1 ■ми—— 1.4. Дидактические особенности содержания предметов Многокомпонентная структура, большое разнообразие изучаемых объектов. Значительный объем материала, связанного с формированием у учащихся умений применять знания в разнообразных условиях. Взаимосвязь (по содержанию и времени изучения) с производственным обучением учащихся. Органическое сочетание теоретического и фактического (прикладного) материала. Значительный объем материала, имеющего «естественную» про-блемность. Значительный объем материала, требующего лабораторного исследования количественных и качественных зависимостей, свойств, практического изучения способов обслуживания, наладки, регулирования оборудования. Необходимость оперативного приведения содержания учебного материала в соответствие с развивающимися техникой и технологиями, важность отражения «местного» материала. 1.5. Функция процесса обучения специальным и общетехническим предметам ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ Формирование у учащихся основ научного мировоззрения, убеждений, уважения к труду, высоких нравственных качеств, готовности к социальному общению, соблюдению норм и правил гражданского поведения Формирование у учащихся системы научных, технических, технологических и производственных знаний, умений применять полученные знания для решения учебных И производственных задач
Формирование у учащихся рациональных приемов и способов мышления, развитие познавательной активности и самостоятельности, внимания, памяти, речи, культуры учебного труда ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА (8...10 %)* | t.6. Основные компоненты содержания специальных и общетехнических предметов СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ (10-15%)* | ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА (30...40%) Э TJ О J= m О О О сп< £ гп X Теоретические основы. Средства труда — устройство и работа оборудования, с помощью которого осуществляется трудовой процесс. Орудия производства — оборудование, инструменты, приспособления, приборы и т.п. Предметы труда — обслуживаемое оборудование, обрабатываемые детали и изделия, ремонтируемые машины и механизмы и т.п. Графический материал
Теоретические основы. Структура, осуществление, контроль, регулирование, наладка технологических процессов, характерных для отрасли в целом и для конкретных профессий и специальностей. Вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности, производственной санитарии и гигиены Сведения о видах, способах получения, физических, химических, механических, технологических и других свойствах обрабатываемых и применяемых при выполнении работ материалах, сырье, полуфабрикатах Сведения об организации труда и производства, управления экономикой производства для отрасли в целом и применительно к конкретным профессиям, специальностям От общего времени, выделенного на изучение специальных и общетехнических предметов. со 1.7. Уровни изучения и усвоения содержания учебного материала ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ
РЕПРОДУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ УМЕНИИ ТВОРЧЕСКИЙ У учащихся формируются общие представления об изучаемом материале Учащиеся прочно и осознанно усваивают учебный материал, способны четко его воспроизвести У учащихся формируются умения применять полученные знания в типичных учебных и учебно-производственных ситуациях На основе полученных знаний учащиеся свободно самостоятельно применяют их в разнообразных учебных и учебно-производственных ситуациях; деятельность их носит поисковый характер Характерный учебный материал: задачи предмета, классификация и описание общего устройства, назначения и применения машин, механизмов, приборов и т.п.; сведения об общей структуре производственного процесса и т.п. Характерный учебный материал: общая технология производства; свойства и способы получения материалов; обоснования конструкций, процессов, функций и т.п.; технико-экономические показатели и обоснования действий и процессов и т.п. Характерный учебный материал: способы разборки, сборки, ремонта, наладки и испытаний оборудования; правила управления и обслуживания его; способы выполнения элементов типовых технологических процессов и т.п. Характерный учебный материал: теоретические основы про изводственных процессов; принципы устройства и действия орудий и средств производства, правила управления ими; принципы и общие правила, лежащие в основе построения технологических процессов выполнения конкретных работ, и т. п. — ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ in i i ii 11 ill и in in mi iniinnmiiii in i i i in и in ir и I i 11 i i I i i i и i i и i i г" 1.8. Принципы обучения Принципы обучения — определенная система исходных, основных, дидактических1 положений, требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает необходимую его эффективность. Общедидакт ические принципы | | Принципы обучения, отражающие специфику профессионального образования | | | | | | Взаимосвязь решения задач образования, воспитания и развития учащихся. Доступность и посильность обучения. Наглядность обучения. Сознательность и активность в обучении. Оптимальное сочетание различных методов, форм и средств обучения. Прочность и действенность результатов обучения | Соответствие требованиям современного производства. Соединение обучения с производительным трудом учащихся. Профессионально-политехническая направленность обучения. Тесная связь теории и практики. Самостоятельность учащихся в учебном процессе | | / ' Дидактика — часть педагогики, излагающая теоретические основы образования и обучения (обоснование учебных планов, программ, принципов, методов и организационных форм обучения). Гла ва 1 1.9. Познавательная деятельность учащихся — учение Результатом познавательной деятельности учащихся являются усвоенные знания, сформированные умения и навыки, освоенный опыт мышления. ЗНАНИЯ
УМЕНИЯ НАВЫКИ Сознательно воспринятые, приведенные в систему, проверенные практикой и закрепленные в памяти представления, понятия и суждения учащихся о предметах и явлениях реальной действительности, законах природы и общества, способах деятельности, сформированные в результате целенаправленного педагогического процесса, самообразования, жизненного и производственного опыта Способность целенаправленно и эффективно пользоваться знаниями в процессе как теоретической, так и практической деятельности, применяя целесообразные в данных условиях способы и средства деятельности и добиваясь благодаря этому положительных результатов Такой уровень умения, когда отдельные составляющие части работы выполняются автоматически. Чем больше степень автоматизма в выполнении работ, тем больше опыт и выше квалификация специалиста, уровень его мастерства Этапы познавательной деятельности учащихся, составляющие | объективную | логику учебного | познания и обеспечивающие прочное усвоение знаний, | | формирование умений и навыков | | | | | | | | | | | | | Восприятие и осмысление | | Запоминание | | Обобщение | | Применение | учебной информации | | и закрепление | | и систематизация знаний | | знании на пракгике | Необходимые условия эффективной познавательной деятельности учащихся | | | | | | | | | | | | | | | Активность учащихся | | П оложительная мотивация учения | | Высокий уровень внимания | | Познавательный интерес | | Индивидуализация процесса обучения | ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ яштямтштшшшшттштттжштшт1*1Ш\тт\111яютяштюшшштт>жштаи1\1Ш»тти щи 1 о 1.10. Опыт мышления Мышление — высшая ступень познания, неразрывно связанная с практическими действиями, замещающая их при получении знаний о реальных вещах идеальными (умственными) действиями над их образами и понятиями. Отражает способность мозга выполнять всякое действие в уме. Мыслительные процессы Анализ — процедура мысленного расчленения целого на части. Анализу подвергают явления, процессы, предметы, которые мысленно разделяют на части, их образующие, выделяют отдельные элементы, составные части, признаки, свойства. Синтез — мысленное создание целого из отдельных элементов, частей или признаков. Если анализ дает знание по отдельным элементам, то синтез, опирающийся на результаты анализа и объединяющий эти элементы, обеспечивает возможность познания объекта в целом. Сравнение — мысленное выделение признаков сходства и различия в свойствах познаваемого предмета, явления, процесса. Абстракция — мысленное выделение основных существенных свойств и признаков познаваемых предметов, явлений, процессов при временном отвлечении от всех их остальных свойств и признаков. Конкретизация — мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему, приведение примеров, иллюстраций, определенных (конкретных) фактов, подтверждающих общее теоретическое положение, правило, закономерность процесса или явления и т.п. Некоторые психолого-педагогические особенности освоения опыта мышления Ум как способность мышления может развиваться только в процессе умственной деятельности на основе знаний. В свою очередь, знания могут формироваться и развиваться только на базе мышления. Любую мысль можно выразить словом; выражение мысли словом — это одновременно процесс формирования мысли, т. е. существует обратная связь, благодаря которой речь формирует мышление. Чтобы мыслительный процесс совершался, нужны мотивы, побуждающие учащегося думать. Мотивы служат той движущей Гла ва 1 iiiiiiiiiiiiiMM—imiuiiiiiiii. заявим силой, которая помогает человеку включиться в мыслительную деятельность. Не всякая учебная задача является задачей мыслительной. Учебная задача становится собственно мыслительной, если она не может быть решена путем прямого использования ранее усвоенных знаний, и требует существенного преобразования предложенного условия. Методически важно разумно регулировать мыслительные нагрузки учащегося, учитывая в то же время, что «недогруз» мозга чаще всего приучает учащегося к ограниченности и шаблонности мышления. 1.11. Восприятие и осмысление учебного материала Воспринять — значит разобраться в сути изучаемого явления, связать его с тем, что уже известно, познать его свойства, способы применения, т.е. осознать и понять. Основным источником информации при восприятии нового учебного материала являются объяснения преподавателя. Способы обеспечения точности восприятия учащимися изучаемого материала Выражать мысли ясно и предельно просто, логично и доступно. Избегать в изложении готовых определений, привлекать учащихся к анализу понятий, логически подводить к формулировкам. Разъяснять содержание рассматриваемого понятия, явления, процесса, не ограничиваясь только его формулировками. Выделять основные моменты изучаемого, поэтапно подытоживать излагаемый материал. Постоянно сочетать методы устного изложения с другими методами преподавания. Сочетать индуктивные и дедуктивные способы объяснения новых фактов, явлений, закономерностей, событий. Условия осмысленного восприятия Опора на ранее усвоенные знания. Обеспечение четкой установки учащихся на качественное усвоение изучаемого. Обеспечение наличия у учащихся четкой ориентировочной основы деятельности, т.е. четкого представления о том, как и для чего воспринимается учебный материал, как им пользоваться, какие требования предъявляются к качеству усвоения. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ iwwifPiMiiiiiiiiiM^^^ 10 Создание общего настроя учащихся группы на успешную, плодотворную учебную работу. Формирование высокого уровня активности и устойчивого внимания. Обеспечение возможностей учащихся «поработать» с изучаемым материалом: сравнивать, находить сходство и различие, выделять общее и т. д. 1.12. Запоминание — закрепление Прочность усвоения знаний — удержание в памяти изученного материала в виде сложившихся систем, применяемых в разных ситуациях. Прочно усвоенные знания — база для приобретения новых знаний, развития мышления, практической деятельности, формирования творческой личности. Некоторые психологические закономерности запоминания Важнейшим условием запоминания учебного материала является его понимание. Материал, связанный с потребностью учащегося, с его устойчивыми интересами сохраняется в памяти прочно, иногда совсем не забывается. Наиболее прочно закрепляются в памяти первые впечатления, а также знания, основанные на осознании закономерностей и причинно-следственных связей. Забывание новой информации особенно интенсивно протекает сразу после ее восприятия, затем процесс замедляется. Быстрее всего забываются формулы, определения и описательный материал. Во время эмоционального возбуждения восприятие и запоминание, как правило, слабеют, так как внимание переключается с изучаемого материала на причину эмоционального возбуждения. Приемы запоминания Мысленное, а также письменное составление плана содержания запоминаемого материала. Запоминание с помощью символов — «опорных сигналов». Реконструкция запоминаемого материала в более удобную форму — смысловая группировка. Соотношение запоминаемого с уже имеющимися знаниями — запоминание «по смежности», «по сходству». Применение сравнений, выделение сходства и различия — запоминание «по контрасту». Гла ва 1 16............................................................................ .„. ,............. ,..... Активное включение запоминаемого в практическую деятельность в разных вариантах. Использование классификации и систематизации запоминаемого. Пересказывание запоминаемого «своими словами». 1.13. Повторение — средство закрепления Повторение — система разнообразных форм, методов и приемов учебной работы, имеющая целью углубление и расширение изученного материала, обеспечивающая его прочное усвоение, закрепление и сохранение в памяти. ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОВТОРЕНИЮ | | | | | | | | Повторение следует проводить по «свежим следам», параллельно с начальным изучением учебного материала | | | | | | | | Повторение должно обеспечивать поддержание единого уровня знаний и умений учащихся на каждом этапе учебной работы | | | | | | | | Повторение должно охватывать наиболее существенное, определяющее главную суть урока, темы, раздела, предмета. Повторение по билетам методически крайне нежелательно | | | | | | | | Повторение должно способствовать установлению прочных внутрипредметных и межпредметных связей | | | | | | | | Повторение дает должный эффект только при условии высокой степени активности и целеустремленности учащихся | | | | | | | | Повторение должно расширять и углублять знания и умения учащихся, способствовать рассмотрению изучаемых предметов, явлений, процессов с новых позиций | | | | | | | ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ iiiMiiiiniiiiiium'iiii'iiiiiiiiii muMiiiiii пи и i ' и и ни ни и ч питии и niii и mi'ii mi ни 1.14. Система повторения Форма и метод | | Вид повторения | | Начальное | Текущее | Обобщающее | Заключительное | ого [ | | 5 ' | 2 р | повторения учебного | ее Ж г я к а | В органической свя: с изучением новогс учебного материала | А О ^ « S w | | материала | В целях повторен материала, изуче в прошлом учеби году | Систематизация знаний и умений учащихся по тем! нескольким взаи: связанным TeMav | Обобщение и си( тизация знаний и умений по пре, в целом | Устный опрос | X | X | X | X | Беседа | X | — | X | — | Лекция | X | — | X | X | Семинары | — | — | X | — | Демонстрация | X | — | X | — | кино-, видеофильмов | | | | | Упражнения | — | X | — | — | Применение ТСО | — | X | X | X | Экскурсии | — | — | X | X | Работа с карточками- | X | X | X | X | заданиями | | | | | Письменные работы | X | — | X | X | Текущая проверка | — | X | — | — | знаний учащихся | | | | | Ссылки на изучен- | — | X | — | — | ный материал | | | | | Подготовка | — | — | — | X | к экзаменам | | | | | Примечание. Необходимость проведения повторения показана знаком «х», а его отсутствие — «—». ТСО — технические средства обучения. 1.15. Обобщение и систематизация знаний Обобщение — переход на более высокую ступень абстракции путем мысленного выделения общих и существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Гла ва 1 1 о яшшшшшшшшшютшшштшшвшшяшшштшшщтяшшшшишшшшшмкшшвяшшмшшжвшшшшшшшшш Систематизация — мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа, основания, точки зрения. Результатом процессов обобщения и систематизации являются понятия, т.е. мысли, в которых отражены специфические общие признаки предметов некоторого класса. Основные виды самостоятельных работ как средства формирования понятий Отнесение к соответствующим понятиям изучаемых частных фактов, явлений, правил и т.п. — «подведение под понятие». Объяснение изучаемых фактов, явлений, правил на основе усвоенного понятия. Выделение существенного, отделение его от несущественного, второстепенного. Самостоятельное обобщение данных, полученных из разных источников информации. Установление внутрипредметных и межпредметных связей между изучаемыми фактами, явлениями, процессами. Формулирование выводов по изученному материалу. Определение недостающих данных для решения задачи. Мысленное планирование хода решения задачи — «смысловое» логическое решение и др. Основные правила руководства самостоятельной работой учащихся Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Для самостоятельной работы следует предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым «рецептам» и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Последовательность выполнения самостоятельных работ должна быть такой, чтобы выполнение каждой из них логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения последующих. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль всегда остается за педагогом. Он определяет цель работы, формулирует познавательные задачи, выдает задания и руководит работой учащихся при их выполнении, контролирует и оценивает деятельность учащихся. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ 1.16. Межпредметные связи. Их типы и способы как педагогическое средство обобщения и систематизации знаний | | 1. Использование знаний учащихся по другим предметам, их производственного и жизненного опыта для более глубокого усвоения знаний по данному предмету. 2. Единство законов и теорий, применяемых для объяснения аналогичных явлений, процессов, изучаемых в разных предметах. 3. Единство трактовки аналогичных понятий, явле ний, процессов, изучаемых в разных предметах. 4. Рациональный отбор изучаемого материала разных предметов в зависимости от значимости его в системе знаний и умений учащихся по предмету. 5. Комплексное применение знаний и умений учащихся, усвоенных ими при изучении разных предметов | ПО СОДЕРЖАНИЮ ИЗУЧАЕМОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | | | | | | | 1. Координация способов обучения учащихся умению планировать свою деятельность: составле ние плана предстоящего действия, анализ условий предстоящего действия, составление плана прочи танного или изученного. 2. Согласование приемов формирования интел лектуальных умений: доказательность ответов, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. 3. Единство подходов к формированию практи ческих умений и навыков: пользование контроль но-измерительными средствами, использование учебных компьютерныхи других средств электрон но-вычислительной техники, диагностика неисп равностей, анализ работы оборудования и т.п. 4. Согласование приемов и способов обучения работе с книгой: выбор источника, нахожде ние данных, «беглое» чтение, составление пла на, тезисов, конспекта и т. п. | ПО ФОРМИРУЕМЫМ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ | | | | | | | 1. Координация методов и методических приемов учебной работы, применяемых преподавателями разных предметов. 2. Координация средств обучения и способов их применения при изучении разных предметов. 3. Координация методов и средств развития познавательной активности и самостоятельнос ти учащихся при изучении разных предметов. 4. Единство педагогических требований к учащим ся со стороны всех педагогических работников учебного заведения. 5. Координация путей развития коллективизма, товарищества, взаимопомощи учащихся и т. п. | ПО МЕТОДАМ И СРЕДСТВАМ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ | | | | Гла ва 1 1.17. Применение знаний на практике Способность применить знания на практике (учебной, трудовой) определяет их истинность, является критерием их усвоения. Типичные пути и способы практического применения знаний Использование ранее усвоенных знаний как основы при усвоении новых знаний. Обоснование способов практической деятельности учащихся при формировании учебных и профессиональных умений и навыков. Теоретическое обоснование решения учебных задач. Теоретическое обоснование практических (производственных) решений в разных ситуациях. Знания — основа для решения задач и заданий на конструирование и моделирование. Обоснование способов и приемов диагностики работы оборудования. Теоретическое обоснование проектирования (разработки) технологических процессов выполнения учебно-производственных работ. Правила руководства деятельностью учащихся по практическому применению знаний Четко определять задачи предстоящих практических действий, с одной стороны, и добиваться осознания их сути учащимися — с другой. Предупреждать учащихся о типичных ошибках и возможных способах их избежания. Не опекать учащихся по мелочам, помощь оказывать своевременно, стимулировать проявление воли, настойчивости, стремление самостоятельно довести работу до конца. Добиваться, чтобы учащиеся сами поняли и осознали допускаемую ошибку, сами нашли способ ее устранения и предупреждения. Использовать анализ ошибок, допущенных учащимися, для нахождения правильного решения задачи. Постоянно стимулировать и поощрять проявления творческого подхода учащихся к выполнению заданий. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ 1.18. Связи в изучении специальных предметов и производственного обучения Специальные предметы (специальная технология) Изучение преподавателями специальных предметов (специальной технологии), программ производственного обучения; участие в определении перечней учебно-производственных работ по профессии. Составление перспективно-тематических планов изучения специальных предметов — отбор и расположение учебного материала — с учетом производственного обучения, исходя при этом из того, чтобы теория, как правило, опережала практику. Широкое использование при изучении специальных предметов конкретных примеров из практики производственного обучения; проведение занятий непосредственно в учебных мастерских (совмещенных, бинарных) при изучении технологических тем предмета. Применение при изучении специальных предметов методов работы учащихся, способствующих формированию у них умений применять на практике теоретические знания: лабораторно-практичес-кие работы, работа со справочниками и производственной документацией, разработка технологических карт, графиков и т.п. Производственное обучение Изучение мастерами производственного обучения программ специальных предметов (специальной технологии) и перспективно-тематических планов их изучения. Отбор мастером производственного обучения учебного материала для вводного инструктирования с учетом знаний учащихся, полученных на уроках специальных предметов (специальной технологии). Широкое использование знаний учащихся, полученных на уроках специальных предметов (специальной технологии), в процессе производственного обучения учащихся в учебных мастерских, на полигонах, учебных хозяйствах, непосредственно на предприятиях. Применение в процессе производственного обучения упражнений, формирующих у учащихся умения применять на практике знания, полученные на уроках специальных предметов: технические расчеты, разработка технологических процессов обработки, сборки, ремонта, использование таблиц стандартов, выбор или расчет режимов и т.п. Глава 1 ■■■:.-■■■"■.■.■..■■■■■■ 1.19. Познавательная активность учащихся Процесс обучения, т.е. формирование у учащегося знаний, умений и навыков, происходит при непременном условии его собственной активности. Характер и степень такой активности могут быть разными, но процесс обучения состояться не может, если учащийся пассивен. УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ Четкая целевая установка на глубокое и прочное усвоение учебного материала, которая должна быть принята учащимися Наличие у учащихся определенного запаса знаний — познавательная активность и интерес на «пустом» месте не возникают Владение учащимися основными учебными умениями — слушать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять, выделять основное, проводить самоконтроль и самооценку Создание на уроках атмосферы эмоционального переживания от учения как движения вперед, радости от успеха Характер обучающей деятельности педагога — логичность изложения, умение выделять основные ведущие мысли и положения, их суть и взаимосвязи Построение учебного процесса на высоком уровне познавательной самостоятельности и доступной трудности Широкое применение в учебном процессе эвристических И проблемно-поисковых способов построения учебного материала Координация деятельности педагогического коллектива учебного заведения в вопросах активизации познавательной деятельности учащихся Пути и способы повышения уровня познавательной активности учащихся на разных этапах учебного процесса | ПОДАЧА И ВОСПРИЯТИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | | ЗАКРЕПЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ | ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИИ, ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ | | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА | | | | | | | | | | | | | Постановка познавательных проблем перед изучением нового материала | Приучение учащихся активно мыслить —анализировать, сравнивать, находить главное, доказывать, делать собственные выводы, применять знания в новых условиях — на каждом этапе учебного процесса | Применение в ходе изложения «попутных» контрольных вопросов к учащимся | Последовательное повышение «удельного веса» самостоятельной работы учащихся | Применение разных форм самоконтроля и самооценки | Проблемное изложение учебного материала | Применение разнообразных упражнений продуктивного, творческого, поискового характера | Привлечение учащихся к комментированию ответов товарищей по учебе | Самостоятельное изучение учащимися учебного материала по учебнику и другим источникам | Применение при повторении вопросов и заданий «продуктивного» характера | Побуждение учащихся применять полученные знания в процессе производственного обучения | Применение разных форм «программированного» контроля, в том числе с использованием компьютеров | Эвристическая беседа с учащимися | Соблюдение межпредметных связей; выполнение межпредметных заданий | Выполнение лабораторно-практических работ исследовательского характера | Организация разных форм взаимоконтроля знаний и умений учащихся | Увязка изучаемого материала с жизнью, опытом учащихся, материалом других изучаемых предметов | Выполнение заданий на систематизацию и классификацию полученных знаний | Выполнение заданий на рационализацию и изобретательство | Применение разных форм и видов текущих контрольных работ | | | | | | | | | | | | | | | | Глава 1 1.20. Мотивация учения Любая деятельность человека, в том числе и учебная, проходит под влиянием ряда факторов, главными из которых являются потребности — мотивы. Основной чисто человеческой потребностью является познавательная. Знание педагогом мотивации учащихся к учению необходимо не для того, чтобы приспосабливаться к их возможностям и потребностям, а для того, чтобы учитывать реальные мотивы учения при организации учебного процесса, при выборе форм и методов обучения, которые могут дать максимальный учебно-воспитательный эффект. Основные мотивы учения Непосредственные мотивы учения — связаны с живым естественным интересом к самому процессу обучения: интересный учебный материал, интересная книга, интересное ведение занятий педагогом, похвала, желание получить хорошую отметку, стремление самостоятельно достигнуть поставленную цель, чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы и т. п. Опосредованные мотивы учения — косвенно способствуют удовлетворению потребностей: необходимость качественного изучения предметов теоретического обучения для успешного овладения профессией; общественное мнение, в том числе мнение товарищей по учебе, особенно при бригадной организации учебного процесса; стремление к самоутверждению, желание найти свое место в коллективе и т.п. Способы мотивации учения Убеждение учащихся в практической необходимости изучаемого. Эмоциональное воздействие, создание ситуации занимательности. Экскурсы в историю предмета. Создание проблемных ситуаций и коллективный поиск их разрешения. Вовлечение учащихся в дискуссию по изучаемому материалу. Стимулирование новых достижений. Объективность контроля и оценки. Гласность и перспективность оценки учебных достижений учащихся. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ _*» 25 Поддержание у учащихся веры в успешность учения — «методика успеха». 1.21. Внимание учащихся Внимание — направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Непреложен следующий выжнейший закон: «если внимание от чего-то отключается, значит оно переключилось на что-то другое». Виды внимания Непроизвольное внимание — возникает без всякого напряжения, без заранее поставленной цели, само по себе. Оно не требует волевых усилий и возникает в том случае, когда внешние воздействия полностью соответствуют внутренним потребностям учащегося. Произвольное внимание — требует волевого преднамеренного усилия, определяет успешность формирования важной черты личности — внимательности. Произвольное внимание должно сочетаться с непроизвольным, и это сочетание проявляется, когда уже есть «затравка» для мышления, т.е. когда учащийся, слушая и наблюдая, думает. Пути и способы возбуждения, поддержания и развития внимания и внимательности учащихся Установка на внимание и внимательность на уроке. Выделение главного, основного в изучаемом материале. Четкая организация занятий, положительный общий стиль учебной работы, рабочий деловой ритм, динамичное ведение занятий, яркость и образность изложения, выразительная речь педагога, сочетание эмоциональности и логичности. Оптимальный темп ведения занятий: замедленный — рассеивает внимание, снижает активность; ускоренный — утомляет учащихся, ослабляет и рассеивает их внимание. Перемена видов деятельности учащихся в процессе урока. Исключение возможностей излишней возбудимости учащихся, так как в возбужденном состоянии внимание учащихся сосредоточено не на содержании изучаемого, а на причине эмоционального возбуждения. Глава 1 26 ■ Посильность выполняемой работы — работа должна быть выполнимой, но требующей определенного напряжения. Положительный стиль и такт педагогической деятельности преподавателя — недопустимы проявления раздражения, окрики, публичные выговора, недоброжелательность. 1.22. Интерес учащихся Интерес — это особый эмоциональный настрой мыслей, сопутствующий процессу овладения знаниями и умениями. Интерес — один из доминирующих мотивов учения. Интерес учащихся обеспечивается их мыслительной активностью — без активного умственного труда не может возникнуть ни интерес, ни внимание учащихся. В то же время, конкретная деятельность может быть активной лишь при наличии интереса к ней. Виды интереса Непосредственный — интерес, который возникает к самому процессу и содержанию учебной деятельности. Опосредованный — интерес к результатам деятельности, к приобретению профессии, определенному служебному и общественному положению. Пути и условия развития интереса к учению Интересное содержание изучаемого материала побуждает учащихся к познанию нового, к новому пониманию уже известного, позволяет применять получаемые знания в жизни, учебе, на практике. Высокий уровень педагогического мастерства преподавателя, его педагогический стиль, такт, педагогическая техника. Положительная обстановка ведения занятий: дух оптимизма, доброжелательности. Использование «эффекта новизны» — сталкивание учащихся с новым, неожиданным, интересным. Использование «эффекта удивления» — рассмотрение необычных случаев, явлений, парадоксальных и проблемных ситуаций. Использование внутренней и внешней занимательности (но не развлекательности) изучаемого материала. Общий эмоциональный тонус занятий и т.п. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ Когда интересно учиться Когда учащийся уверен, что получаемые знания и умения ему нужны, когда он убежден в их полезности, когда он испытывает нужду, необходимость в них, т. е. когда личные потребности и устремления совпадают с задачами обучения. Когда учащийся знает, как учиться, и умеет это делать. Когда учащийся понимает то, что он изучает, когда ему ясна связь изучаемого с уже известным, с тем, что он умеет. Когда все, что он делает, выполняется осознанно, а не только потому, что это задание преподавателя. Когда учащийся открывает для себя новое, еще не известное. Этим новым могут быть не только ранее не известные факты, события, явления, законы и закономерности, но и иные аспекты уже изученного. Когда то, что делает учащийся, у него получается, т.е. когда он чувствует свои силу, умение, успех, победу в преодолении трудностей, свое поступательное движение в овладении знаниями и умениями. Когда процесс обучения опирается на активную мыслительную деятельность учащегося, когда процесс учения заставляет его думать. Когда учащегося не опекают по мелочам и на каждом шагу, когда дают ему возможность самостоятельно применить свои знания и умения, т.е. когда ему доверяют, его уважают как личность, когда замечают и оценивают его успехи. Интересно учиться вместе с товарищами, в общении с ними, когда успех каждого является частью общего успеха, когда учащийся может сравнить свои успехи с успехами своих товарищей, когда он является полноценным членом ученического коллектива со своими правами и обязанностями. Интересно учиться у интересного учителя. Глава 1 1.23. Индивидуализация процесса обучения Индивидуализация процесса обучения — это создание условий, когда требования к деятельности каждого учащегося соответствуют его возможностям. УСЛОВИЯ ВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ | | | | | | Рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм организации обучения | | | | | | | | Хорошее знание и использование сильных и слабых сторон каждого учащегося | | | | | | | | Организация работы учащихся на уроке таким образом, чтобы каждый работал в полную меру своих возможностей | | | | | | | | Регулирование трудности и сложности заданий таким образом, чтобы они соответствовали возможностям учащихся | | | | | | | | Организация учебного процесса таким образом, чтобы ни один учащийся на уроке не был пассивным | | | | | | | | Такая организация процесса обучения, чтобы каждый ученик достигал поставленных задач своими силами | | | | | | | | Повышение «удельного веса» самостоятельной работы учащихся на каждом занятии | | | | | | | | Обеспечение обязательного минимума усвоения основных ведущих вопросов, узловых моментов темы, занятия всеми учащимися группы | | | | | | | | Постоянное повышение уровня «слабых» учащихся до уровня «средних», а «средних» до уровня «сильных». Развитие способностей и возможностей «сильных» | | | ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ 1111111|1ИШ11||ШМ^^^ Z.\j Суть индивидуального подхода в обучении заключается не в приспособлении педагога к особенностям и возможностям учащихся, а в его умении с учетом этого выбрать наиболее рациональные способы эффективного воздействия на учащихся с целью повышения качества процесса их учения. Типичные пути и способы индивидуализации процесса обучения Повторное объяснение наиболее сложного учебного материала урока. Варьирование содержания и сложности «попутных» контрольных вопросов в ходе изложения учебного материала. Выдача дифференцированных заданий и источников для самостоятельного изучения учебного материала учащимися, а также контрольных вопросов по нему. Выполнение учащимися заданий по закреплению изученного на уроке учебного материала, дифферинцированных по содержанию, сложности, темпу выполнения, степени требований (с постепенным усложнением для «слабых» учащихся»). Дифференцирование способов руководства работой учащихся на уроке: для «слабых» — подробное инструктирование, для «сильных» — стимулирование самостоятельности. Выдача вспомогательных заданий для «слабых» учащихся, усложненных заданий для более успевающих. Организация взаимопомощи в коллективе, когда более успевающие учащиеся помогают отстающим. Применение «наводящих» вопросов при проверке знаний и умений менее успевающих учащихся. Более частый контроль «слабых» и малоактивных учащихся. Поручение более успевающим учащимся отдельных контрольных функций на этапе проверки усвоения учебного материала. Применение «перспективных» оценок при контроле знаний и умений менее успевающих учащихся. Создание ситуаций успеха для слабоуспевающих учащихся: чаще отмечать положительные моменты в их работе, активизируя их новые усилия. Дифференцирование домашних заданий по содержанию и требований к их выполнению для более и менее успевающих учащихся. I Глава 2 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 2.1. Урок. Общие характеристики ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ | | | | | | | | Четкость цели и содержания | | | | | | | | Неразрывность решения задач образования, воспитания и развития учащихся | | | | | | | | Руководящая роль преподавателя в учебно-воспитательном процессе | | | | | | | | Комплексное применение методов обучения и форм организации учебной работы учащихся | | | | | | | | | | | | | ТИПЫ УРОКОВ (по ведущей дидактической цели) Усвоения новых знаний — проводятся с целью восприятия и первичного осмысливания материала. Применяются при изучении нового учебного материала информационного характера Закрепления и совершенствования знаний и умений — проводятся с целью достижения прочных знаний и умений путем их воспроизведения, системы повторений и практического применения Комбинированные — при проведении решаются разные дидактические задачи обучения в комплексе Повторительно-обобщающие — проводятся с целью систематизации знаний и умений, восполнения пробелов, более глубокого раскрытия основных положений и узловых вопросов темы, раздела, курса в целом Контрольно-проверочные — проводятся с целью получения оснований для оценки успеваемости учащихся по теме, разделу учебной программы :u 2.2. Требования и критерии, характеризующие современный урок Высокий уровень учебно-воспитательной результативности: ВО оружение учащихся осознанными, глубокими и прочными зна ниями и умениями. При этом важно, чтобы учащиеся овладели не только знаниями и умениями, но и способами их получения и применения. Высокий уровень познавательной активности учащихся: формирование и развитие познавательных интересов, положительного отношения учащихся к содержанию и процессу обучения; стремление и способность учащихся к активному мыслительному процессу и творческому поиску путей эффективного решения познавательных задач, к мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение поставленных целей учебного процесса. Высокий уровень самостоятельности учащихся в учебно-познавательной деятельности: владение учащимися приемами и способами самостоятельной учебной деятельности на основе четкого осознания ими целей, содержания и методов этой работы, желания и настойчивости в достижении положительных результатов. Высокий уровень культуры учебного труда учащихся: владение способами рационального планирования, организации и самоконтроля учебной деятельности, умениями работать с книгой, пользоваться необходимыми техническими средствами обучения, учебными пособиями, учебной документацией. Высокий уровень индивидуализации процесса обучения: создание условий, когда требования к деятельности каждого учащегося соответствуют его возможностям; целенаправленное варьирование методов и методических приемов деятельности учащихся, с тем чтобы все учащиеся работали в полную меру своих возможностей. Высокий организационно-методический уровень проведения урока: комплексное применение разных методов и средств обучения, организационных форм учебного процесса с учетом их характерных функций и преобладающих дидактических возможностей; рациональное структурное построение занятий. Глава 2 £- твтштйштшштшшшшшшшятшвшшишшштшкштшмшштяшаттшшшшшшшттштиаяшшштввш 2.3. Структура урока специальных и общетехнических предметов Основные структурные элементы урока — макроструктура | Составные части структурных элементов урока — микроструктура | Организационная часть | Подготовка учащихся к изучению учебного материала | Сообщение темы и целевая установка на урок; актуализация ранее усвоенных знаний и умений учащихся; мотивация и стимулирование познавательной деятельности учащихся | Сообщение (подача) преподавателем учебного материала | Объяснение, эвристическая беседа, использование наглядных пособий и технических средств обучения (ТСО), демонстрационный эксперимент и т. п. | Самостоятел ьное усвоение учащимися новых знаний | Работа учащихся с учебником, эвристическая беседа, просмотр кино-, видеофильмов, работа с наглядными пособиями и ТСО, работа с производственной документацией, инструкциями и т.п. | Первичное закрепление и текущее повторение | Опрос, работа с карточками-заданиями, развернутая беседа, текущие письменные работы и т.п. | Упражнения и самостоятельная работа по закреплению и совершенствованию знаний | Решение задач, работа с карточками-заданиями, разбор схем, работа на тренажерах, работа с применением программирующих устройств и персональных учебных компьютеров, разбор проблемных ситуаций и т.п. | Обобщающее повторение | Обзорная лекция, беседа, выполнение и разбор письменных работ, работа с карточками-заданиями и тестами, демонстрация кино-, видеофильмов, проведение дидактических и деловых игр и т. п. | Контроль и оценка знаний и умений учащихся | Опрос, решение задач, выполнение контрольных работ, работа с карточками-заданиями и тестами, зачет, контроль с применением контролирующих устройств и персональных компьютеров и т. п. | Выдача домашних заданий | Примечание. Взависимости от ведущей дидактической цели урока, т. е. от его типа,преобладающими могут быть разные комбинации макро- и микроструктурных элементов урока, составляющих его сценарий. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА I |||11>||П||1111|1 gt; llllllllllilllllil ||М11|||||11|1||11|1||| I |1 П| 114 Ml IIMill IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIMIMIIMMWHM 2.4. Типовое структурное построение уроков специальных и общетехнических предметов Тип урока Типовые структуры уроков Усвоения новых знаний Сообщение темы и раскрытие цели урока; проверка выполнения домашних заданий; последовательное изложение нового учебного материала или самостоятельная работа учащихся с книгой и с другими источниками по изучению материала урока; ответы на вопросы учащихся; руководство процессом эвристической беседы; проверка качества восприятия изложенного и дополнительные разъяснения; выдача домашних заданий Закрепления и совершенствования знаний и умений Фронтальная беседа с учащимися по ранее изученному материалу темы; проведение лабораторно-практических работ и практикумов; упражнения в решении разных задач, разработке технологических процессов, изучении документации и т.п.; выполнение разного вида самостоятельных работ; работа с применением программирующих устройств и учебных компьютеров Повторительно-обобщающий Обзорно-обобщающая лекция по изученному материалу; развернутая беседа с учащимися; самостоятельное выполнение учащимися упражнений воспроизводящего характера по материалу изученной темы в целом Контрольно-проверочный Устный опрос по теме, разделу, курсу в целом; письменные, графические контрольные работы; тестовая проверка знаний и умений; проверка знаний с применением контролирующих технических устройств; проведение зачетов по теме, разделу курса Комбинированный Структура разнообразно варьируется в зависимости от содержания, цели, исходного уровня подготовленности учащихся, педагогического замысла преподавателя Примечание. Перечисленные типовые структурные элементы отражают общий характер урока и его содержания. Каждый преподаватель свободен в определении как своей логики урока, так и последовательности этапов развития его сценария. 2 Скакун Глава 2 I hi 11 ни i iiiii 2.5. Совмещенный (бинарный) урок (типовая схема) Педагогическая сущность — совмещение изучения взаимосвязанного материала специального предмета (специальной технологии) и производственного обучения. Проводится, как правило, совместно преподавателем специального предмета и мастером производственного обучения. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ СОВМЕЩЕННОГО (БИНАРНОГО) УРОКА Сочетание обучающей деятельности преподавателя и мастера при проведении совмещенного (бинарного) урока | ** | X | К | ином | | Я | | | | | н | и | | о, | о | ю | о | | о | | У | | н | OJ | О | | | | | | | | | я | к | | X | | о | о | | X | | ч | CJ | | | и | р н | S | | | СКОГО И | | а | | Ц 3 ю О | ного м | в един | заняти | « о 5 й О, О <и о п б; ; п s S К X С Я ?5 я я X * п И U О С О, Н ч я >, | | | | | | | | О | | я | , | | Р о. | К | О | | ессов у форми | чных уме | взаим | | Я* | S | | ие пр аний | перви | [КОВ. | влияние | * 5 Я ы Ч я | 1НИЯ | навь | U К | ©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов. |