МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Соотношение искусства и жизни





Искусство - это не жизнь, а что-то сказанное о жизни.

Бахтин => наука, искусство связаны с жизнью => соединены в личности. Отсюда единство ответственности => вина => пошлая поэзия жизни => виновата поэзия поэта

Каноны не мешали творить шедевры

Микеланджело расписал "Сикстинскую Капеллу", изобразил голых апостолов. Представители церкви были против, Микеланджело отказался переделывать, тогда церковь нашла другого художника, который нарисовал апостолам штаны.

 

Оперу Вагнера "Тангейзер" снимали ранее и в Германии, когда режиссер действие в нацистскую Германию

"Самую ничтожную гусеницу нельзя раздавить ради самого великого стиха" - из "Письма молодому режиссеру" Джорджио Стреллера, великого театрального режиссера XX в.

Каждый проводит свою границу

Бахтин: искусство <=> жизнь => (все это вместе) ответственность

Жуковский переписывал сказку "О попе и разбойнике его Балде".

 

23 апреля

История культуры

Задача:

Наложить проявления культуры на исторические эпохи, чтобы определить их аксеологический (ценностный) смысл.

 

Античная культура

"Антикус" (лат.) - древний.

Единых рамок античности нет (о временном отрезке)

Но предлагается стандарт:

От VI-V вв. до н. э. - 476 г. н. э.

VI-V вв. - зарождение философии, правление Перикла как расцвет греческого государства.

476 г. - падение Западной Римской Империи. => Христианство становится в 313 году господствующей религией. Миланский эдикт Императора Константина 313 года легализовал христианство. До 313 года христианство было запрещено. Первые времена существования христианства можно назвать катакомбным периодом, эпохой мученичиства: христиан преследуют, арестовывают, убивают. Константин легализует христианство в правовой системе римской империи.

Мгновенное распространение. Очень сильная проповедь, которая взрывает сознание античного человека и меняет его систему ценностей.

 

Как соотнести культуру Древней Греции и Рима?

"Школярский" стереотип о вторичности культуры Рима по отношению к культуре Греции.

Не совсем так.

Римская культура как система ценностей к моменту завоевания Греции уже есть.

Это ценности не литературные, не архитектурные, не художественные, но это ценности, понятия:

патриотизм, чувство гражданского долга, идея об избранности римского народа, которая по-разному будет прославляться в культуре, идея вечного города Рима, о его культурнообразующей роли.

Это дохристианская идея.

Христианство разрушило прежние ценности, но тени античности все-таки остались.

Светотени античной культуры проявляются в государственной и общественной жизни, в образовании, в культурной (художественной) жизни.

Хв. - немцы создают Священную Римскую Империю.

 

Латинский язык стал языком общения образованного мира в течение многих веков. Также был языком церкви.

 

Целая эпоха Возрождения посвящена поиску и утверждению в культуре античных ценностей и вписыванию их в христианский контекст.

Данте "Божественная комедия" => Вергилий

Американцы => создание капитолий, Сенат.

Pax Romana => Pax Americana

Это постоянно проявляется.

Это не погибшая Атлантида. Это то, что вошло в жизнь.

Концепция "Москва - Третий Рим" - не имперские притязания, внутренняя потребность связать Россию началом христианской истории, с Римом.



988 г. - Крещение Руси => христианство существовала уже более 10 столетий.

Поиск идентичности.

Америка - страна без истории, жажда идентификации => римские символы вроде Сената, город на холме

У нас можно проследить влияние греков или римлян

Влияние греков => до правления Петра I;

Влияние римлян => после правления Петра I => Пушкин переводит Горация => "Борис Годунов" как образ списан с императора Тиберия

 

Основные ценностные характеристики античной культуры:

1) Полис (греческое слово) - город-государство.

Один из основных культурообразующих элементов.

Это место, в котором человек чувствует себя в безопасности. Это место находится под покровительством бога или богов.

Человек - член гражданского коллектива. Он защищен законом, т.к. присутствует идея справедливости.

Принадлежность к полису/присутствие в полисе делает человека человеком как таковым. Человек входит не просто в общину, а в жизнь как таковую.

Греки называют человека, который думает, что может прожить без общины, идиотом.

Изгнание - самое страшное наказание => тебя лишают условий, в которых ты можешь как человек быть.

Место жительства - предмет религиозного культа.

Гражданская обязанность служения полису аналогична религиозному поклонению. Сплав политики и религии.

Человек полиса включен в довольно жесткую систему отношений.

Сократ "развращает молодежь" низвержением богов и придумыванием новых.

"Государствообществоиндивид"

сплав

Неизбежное существование внутри

При том, что, конечно, представления о человеке как таковом в дохристианском мире не было.

В античном мире человек - это взрослый свободный мужчина.

Демократия - мифологична.

Полис - микромир, в котором все существует в единстве.

 

2) Космос (космологичность) - это абсолют античной культуры, то, что не может быть преодолено.

Это и красота, и порядок, и гармония, и мир (упорядоченный).

Космосу противостоит хаос.

В природе все должно быть включено.

Природа - это тот порог, который античная культура не может преодолеть.

Субъективный мир человек, отличающий его от всего => этого в античности не было

"Каждый человек - индивидуальность" - это не про греков.

Христианство говорит: "Бог творит вне себя, он не является частью мира, мир - не часть Бога, и в этом мире только одно творение сделано по образу и подобию Бога. У него есть то, чего нет больше ни у чего в природе. Этим своим качеством он трансцендирует, выходит из природы".

У человека в античности такой мысли не было.

Для них нет ничего, вне мира находящегося.

Поэтому не свобода воли, а фатум (судьба).

Зевс боится Прометея, потому что Прометей знает будущее.

И боги, соответственно, не трансцендентны.

Они пространственно находятся в Космосе

Есть всеобъемлющее природное начало.

 

Христианство: "У человека есть что-то, что этому миру не принадлежит, а значит, с этим миром неуничтожаемо".

 

Космологизм также предполагает антропоцентризм (человекоцентризм): культ тела.

Ювенал: "Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом".

Исходит из идея космоса как гармонии.

В СССР переделали: "В здоровом теле здоровый дух".

 

3) Состязательность (агонистика)

Диалогичность

Проявляется во всем

Но не фиксируются результаты на олимпийских играх в силу отсутствия идеи прогресса и ином представлении о времени.

Возникает и проходит становление идея авторства - Древняя Греция.

Геродот => начинается это, по-моему, с Геродота (автор трактата под названием "История")

 

4) Красота как проявление космологичности

Сегодня красота как объективное понятие не существует.

Для греков красота - понятие объективное.

Калокагатия - "Прекрасный и добрый" => человек, обладающий калогкагатией, гармоничный и идеальный гражданин полиса.

Лосев => кентавр => пример человека-лошади каким-то образом иллюстрирует сплав этики и эстетики в человеке.

Греческий герой не может быть уродлив, ибо такой стандарт.

Соразмеренность, справедливость, доброта - все это включается в понятие красоты.

Красавец не может быть негодяем.

 

5) Любовь

Мир греческой любви - мир мужской любви, т.к. "человек может любить только человека"

Гомосексуальные отношения - результат ценностного ряда.

Женщина - инструмент (рожает детей, смотрят за домом, гетеры могут вдохновлять, но тоже скорее как инструмент).

Диалог "Пир" Сократа.

Существует педофилия. У них молодого мальчика облагораживает связь со взрослым мужчиной.

В греческом языке слово "любовь" имеет много аналогов.

В диалоге "Пир":

Любовь => "эрос" (любовь потребляющая)

Любовь => дружба

Философия => "любовь к мудрости"

"Агапе" => любовь-жертва, любовь для другого

Евангелие написано на греческом языке. Там любовь - агапе. Это тоже столкновение христианского мира с греческим.

Человека делает человеком то, что он - образ и подобие Божие, поэтому перед Богом все равны.

Во II в. до н. э. в римском праве появляется понятие "мужская измена", раньше была только "женская измена".

 

6) Понятие меры

Это одна из фундаментальных характеристик Космоса, совершентсва.

"Ничего слишком" (храм Аполлона в Дэльфах)

Греки не пили неразбавленное вино (разбавленное - это 2/1 вода/вино). Кто пил неразбавленное, тот считался алкоголиком.

 

7) Представление о времени и истории.

До греческих календ = никогда => т.к. не было общепринятого календаря и даже единого летоисчисления.

У нас время - стрела.

У греков время - круг. Замкнутый цикл. Как диск вращается.

Чтобы заговорить о сравнении во времени, нужно его (диск) развернуть в линию.

 

8) Культура как идеал

Пайдейя - культура, как воспитательно-образованный идеал.

Идеи человека созданного, образованного.

Греки породили парадигму оценки.

 

30 апреля

Религия античности. Религия Древней Греции

Книга "Легенды и мифы Древней Греции" к религии Древней Греции отношения не имеет.

Адогматичность.

Не было канона, определенных представлений о Боге.

Были базовые представления о богах:

1) Боги антропоморфны (подобны людям);

2) Греческие боги включены в Космос, поэтому они подчинены фатуму, судьбе, над ней никто не властен.

Люди молились богам, но эти молитвы отличались, т.к. самая большая сила была безлична. ("Карма, прости", "судьба, прости" нельзя сказать)

Скорее всего, греки никогда не становились на колени перед своими богами.

Глубинный смысл становления на колени в христианстве: сознание греховности. Не Бог поставил человека на колени, а грех. Поэтому 50 дней после Пасхи коленнопреклоненные молитвы запрещены. Чтобы показать человеку, что он создан не стоять на коленях. Бог поднимает человека.

 

Для древних греков и древних римлян боги - как супермэны, с которыми надо иметь хорошие, договорные отношения, чтобы они помогали.

Религия античности - религия ритуала. Личное отношение к богам неважно. А ритуал соблюдать обязательно.

Полис - место под протекцией (защитой) бога, поэтому вы, выпадая из жизни общины, ставите под удар всю общину. Поэтому обязательно участие всех граждан. Политика и религия переплетены. Жрецы - это в Древней Греции выборные государственные чиновники.

Основное обвинение христианам в Древнем Риме - атеизм. Они отказывались участвовать в ритуале. Цена веры была ценой жизни (их убивали).

Уже в античности римские философы определяли три измерения религиозной жизни:

• Религия поэтическая (поэтов);

• Религия философская (философов) => вопрос о первопричине мира;

• Религия гражданская (граждан).

В любой национальной идеологии есть отголоски спаянности политики и религии. Власть ищет высшей легитимности. Традиционный подход, а не либеральный: власть - не работа по найму, а служение.

Сергеев "Демократия как переговорный процесс".

Демократия - торг по делегированию власти.

Опирается на ведущего исследователя Древней Греции Харрисона.

Баланс в древнегреческом обществе держится не только на хороших отношениях с олимпийскими богами. Есть и хтонические (подземные) боги. И с нимим тоже надо иметь если не хорошие, то хотя бы не иметь конфликтов (нейтралитет), т.к. хотя помочь они не могут, но навредить способны.

Идея: страх перед хтоническими богами, поэтому такие строгие наказания за неисполнение ритуала. Потому что ритуал избавляет от страха, он гарантирует безопасность.

 

Наука античности

Появление европейской философской традиции в философии, даже христ., до Нового времени господствовали все равно 2 линии: Платон и Аристотель. Даже Августин и Фома Аквинский в философском плане стоят на их плечах: Августин - Платона, а Фома Аквинский - Аристотеля (не в богословском плане).

 

1) Рационализм, который выделяет философию из мифологии (в мифологии нет задачи рационального исследования);

2) Система доказательств (единая) (схемы, внутренние элементы, которые не противоречат друг другу)

Важнейшее достижение

3) Дифференциации философии и науки как таковой не было.

4) Не было связи теории и практики, точнее математики и физики. Это сделает только Ньютон.

5) Базовая мирвоззренческая установка: невозможность препарировать мир.

 

Средние века

Версии до какого периода длилось Средневековье:

1) До буржуазной революции;

2) До эпохи Возрождения;

3) Когда появляется протестантизм (Вебер "Протестантская этика капитализма") (*)

 

Средние века - не научный термин. Это негативно-оценочное понятие. Такие "средненькие" века. Термин возникает в эпоху Возрождения как стремление противопоставить свой поиск потерянных идеалов античности темным векам.

Хейзнер "Осень Средневековья"

 

Западноевропоцентризм => стереотип.

Университет в Константинополе возник на несколько веков раньше, чем в Западной Европе.

 

Характеристики эпохи/средневековой культуры:

1) Теоцентризм (богоцентризм), то, что находится вне Космоса. Бог иноприроден миру.

Это глубинный принцип средневековой ментальности. Предзаданная картина мира теоцентрична. Три важных события: крещение (я родился), венчание (я женился), отпевание (я умер). (Если не женился, то пошел в монастырь - постригли).

Бог не антропоморфен.

"Бог разгневался" - метафора.

Невместимый Космосом был вмещен в женскую утробу, и это превосходит самые смелые человеческие фантазии, ибо это нельзя придумать, и поэтому пред этим преклон.

 

Христианский теоцентризм отличается от иудейского.

В исламе идея воплощение бога в человека - кощунственна, при все почитании пророка Иссы.

 

Специфика христианства - аскетизм: только одна цель - любовь к богу, когда ты (монах) весь богу посвящен => самоограничения

 

Августин: "Две вещи достойны познания: Бог и душа человека".

 

[Буддизм (благородные истины Будды):

1) Жизнь - есть страдание;

2) Существует причина страдания (мысли и стремления человека, его представление. Нирвана - это инобытие, прекращение жизни, прекращение перерождений. Нирвана - цель Буддизма);

3) Возможно прекращение страданий;

4) Существует восьмеричный благородный путь, ведущий к прекращению страданий.]

 

2) Идея служения, идея иерархии.

У Бога в глазах нет разницы, раб ты или свободен.

Но в реальном средневековом обществе есть священники, дворяне и крестьяне, и все не так просто.

Если ты ищешь предельного смысла в профессиональной реализации, то это тупик. Вы можете освободить всех рабов, но проблему спасения души вы не решите.

Будь в том звании, в котором призван.

 

3) Универсальность культуры

Стремление всего Средневековье, которое сказывается во всем, охватить мир в целом, понять его как единое целое, сотворенное Богом.

Отличается от космоцентризма.

Бог есть есть условие возможности универсального знания.

Мир из ничего.

Карсавин "Величие и трагедия" - в его несуществующем стремлении познать мир в универсуме (университеты).

Научная идея пошла по пути дифференциации.

[Трагедия науки нашего времени: конкретные знания есть, а универсализм потерян].

 

4) Устность (озвученность) культуры

Жизнь средневекового человека протекала на людях. В Средневековье не существовало культуры чтения про себя. Озвученность любого текста. Общежитийные монастыри, совместная молитва.

 

5) Символизм средневековой культуры

Мир средневекового человека - мир символов.

Вся церковь - это символ, где символично и имеет значение все. Священник символизирует Христа. Мозаики, иконы итд. Рыцарство, трубадуры. Культ прекрасной дамы. Все это является миром символов.

Протестантизм - время постепенного ухода от этого.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.