МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Искусство и мораль. Автономия искусства. Ответственность художника.





Становление науки

Когда появилась наука? => Нет единого ответа.

 

Версия №1. Наука естественным образом присуща человеку с начала его деятельности. (То есть наука была всегда).

Культура в форме религии. Добыча огня, бытовое знание, ничего не объясняется, а наука должна объяснять.

 

Версия №2. ± V век до н. э. Древняя Греция.

Пифагор, Аристотель, Евклид.

Греки соединяют знание с обоснованием.

Появляются теоремы

НО:

1) Ничего не происходило с мифологическим сознанием. У древних греков было мирвоззрение язычника. А языческий мир нельзя препарировать. Мир язычника - это живой мир богов и духов. В мифологическом сознании древнего грека Посейдон = море, бог Гелиос в колеснице едет = Солнце итд. Это та культурная обусловленность, которая мешает науке.

2) Не соединили физику с математикой. Аристотель как физик с точки зрения современной науки смешон.

Поэтому Древняя Греция - это только зарождение науки.

 

Версия №3. XII-XIV вв. Западноевропейское позднее Средневековье. Господство Христианства.

Особый интерес к познанию мира, созд. Богом.

Интерес к математике.

Монастыри - интеллектуальные центры.

НО:

Доминирует физика Аристотеля, которая не научна.

Упали ограничения античности (языческое сознание), но интерес сосредоточен на познании Бога, в культуре не формируется интерес к познанию мира.

 

Версия №4. XVI-XVII вв. (кажется, тогда появляется наука, но я могу ошибаться).

Кеплер, Галилей, Ньютон.

Первая теоретическая модель физики на языке математики.

Механическая картина мира.

В XVII в. наука оформляется в общественный институт, появляются первые академии наук. (Сам Ньютон был чиновником).

В XVII в. складывается профессия ученого.

 

Версия №5. Первая треть XIX в.

Исследовательская деятельность соединяется с высшим образованием.

Деятельность ученого перестает быть просто времяпрепровождением.

Появляется стимул к практике.

Поппер => верификация => невозможна

Определенный критерий истинности.

По Попперу продуктивна фальсификация

Критерий истинности => проблема.

Сегодня доказано, завтра опровергнуто.

Любая теория рано или поздно фальсифицируется.

Можно рассматривать как этапы становления науки.

 

Томас Кун "Структура научных революций"

Критиковал Поппера и других.

Нельзя определить абсолютный критерий. Рациональность.

Наука развивается в разное время в разных парадигмах.

Каждый раз - новый интеллектуальный взрыв и возникает новая система знаний, новая наука.

 

Курт Хюбнер: "Всякая верификация носит гипотетический характер". Истинность только предполагается. Согласен скорее с Поппером.

 

В Китае Месопотамии были изобретения, но то, что мы называем наукой, этот тип знаний возник в Европе, в христианском мире.

 

(Судзуки - дзенбуддизм) => взято в скобочки, потому что я не знаю, к чему я его написала.

 

Мода на Восток.

 

Восток: надо отождествиться с предметом, чтобы понять его. Единство - только в определенный момент времени.

Для восточного человека наука не препарирование, а наблюдение и медитация.

Христианство - тождественность;

Буддизм - отрицание существования души.

В этом сознании нет стимула для зарождения науки.

 

У нас нет данных о достижениях древнегреческих олимпийских спортсменов, ибо они их не записывали. У них было представление о времени как о циклах, а не как о линейной стреле времени. Они не делают сравнений, а нам сегодня важно знать и посмотреть, пробежит ли атлет через 4 года быстрее или нет. Поэтому сегодня рекорды записываются.



 

Наука и этика

Предмет научного поиска никак не связан с моралью. Морально-нравственные измерения - это отношения между людьми. Этот аспект возникает с применением научных достижений.

+ Био-медицинская этика.

Ядерный синтез - нравственно нейтрально достижение;

Ядерная бомба - не нейтральное.

Харитон - создание современной ядерной бомбы;

Сахаров - создание современной водородной бомбы.

Право балансирует с ответственностью.

 

9 апреля

Десять косвенных признаков лженауки

Мы живем в пространстве дилетантизма.

1) Отрицание современной науки;

2) Мания преследования

Довлатов "Компромисс";

3) Лжетеории глобальны. "Теория всего" (т.к. современная наука предельно специализированна);

4) Отсутствие ссылок (т.к. ученые работают в очень плотном поле, нельзя начать с чистого листа);

5) Ссылки не по теме (это когда ученый в работе по физике вдруг ссылается на психологов);

6) Устаревшие ссылки;

7) Кто автор? (Пример: теория академика Фоменко. Он - математик, но он пытался при помощи математики объяснить историю);

8) Кто редактор? (В научной традиции у научного текста есть научный редактор);

9) Слишком много больших букв (Разум, Осознание, Имя, Мнимая Действительность итд. - автор, стремясь подчеркнуть такие громкие слова, стилистически обличил ненаучность своего текста);

10) Новая терминология (Любая отрасль имеет свой категориальный аппарат. Факт присутствия большого количества новых терминов должен настораживать, ибо введение новых терминов - довольно серьезный шаг в науке, и обычно над новой терминологией трудится много ученых, а не один человек).

 

Статус философии

Философия - это синтез науки, религии и искусства => есть субъективность.

Трансцендентный прорыв - прорыв за пределы эмпирического и рационального.

Философия - это общая научная методология, хотя и не обладает рядом признаков науки. => из всего этого следует, что философия, скорее всего, наукой не является (Крайнее - мнение Даши Шитьковой, с которым вы можете не согласиться).

 

Искусство в целостной системе культуры

Режиссер Витаутас Жилакявичус: "Важно не как или что снимать, а кто снимает".

К религии способны все.

Художник определяет произведение (в науке не такая серьезная связь).

Любое произведение искусства - это автопортрет мастера. Предельная субъективность. Способ выражения себя. В науке это невозможно (ну выразить себя). Но тем не менее искусство - это способ познания мира. Совсем не такой, как наука. Не в форме рационального исследования окружающей среды, ее схематичности и использование этой схематичности в практических целях.

Искусство - предельно рациональный способ познания, позволяющий создавать новые миры.

А потребитель, находясь в созданном художником пространстве, сопереживает, узнает свои эмоции, познает себя. Эмоциональный соучастник.

И создавая произведения, и переживая, мы проживаем те жизни, которые никогда больше не проживем.

 

Музыка обладает самой большой подвижностью восприятия потребителя, очень сильное может быть воздействие (ты, слушая музыку, как бы сам придумываешь мир, как я поняла).

Книга - 50/50.

Кино обладает самой маленькой подвижностью восприятия, ибо оно уже готово.

Нет ограничений и законов.

Все, Бог, мир итд. => Я (творец) => в искусстве

Автор - самый главный авторитет и никому ничего не должен.

 

П.В. Симонов: "Искусство дает возможность непосредственно убедиться в человечности восприятия своего мира" (В моем конспекте немного другая цитата: "Искусство дает возможность увидеть мир глазами другого человека". Я не знаю, какая верная((

 

Признаки искусства:

1) Субъективность

Гений не может повторяться. Если брать художника, то он сначала ищет идеальный образ, и этот образ виден на эскизах. И частично этот поиск делает произведение неповторимым. Это природа искусства. Творчество не может быть "слишком похоже".

Довлатов: "Любая книга состоит из 3-х: что автор хотел сказать, что он сумел сказать, что он не хотел, а сказал. (Не имел это в виду).

Для Гоголя "Ревизор" был путешествием души, а все увидели социальную сатиру. Гений попал в нужный момент. Для полного понимания книги надо знать замысле автора. Исполнения роли двух разных актеров всегда разные. Гамлет Высоцкого отличается от Гамлета Смоктуновского.

Фильм:

автор/сценарист => режиссер => актеры => зрители

 

Сочинения невозможно писать с научным инструментарием.

"Не могу долго смотреть в глаза Джоконде: она знает обо мне все, а я о ней - ничего". (с) Фаина Раневская.

 

Вкус воспитывается.

Искусство требует подготовки.

 

2) Искусство изменчиво.

Возвращаясь к произведению искусства спустя какое-то время, человек получает новое восприятие.

 

3) Искусство всегда основано на вымысле. Это не просто фиксация действительности. Изображенное всегда что-то значит.

Вымысел не в точной передаче исторического контекста!

Искусство может быть при соблюдении реалистичности.

Образ что-то означает.

Лотман => фотография и художественное произведение.

 

4) Парадоксальность.

Когда все понятно - неинтересно.

Герои парадоксальны

Поэзию невозможно рационально осмыслить.

 

5) В искусстве трудно разделить форму и содержание. Они представляют некое единство.

 

6) Иррациональный характер искусства.

Природа гения - предел иррациональности.

"Пока не требует поэта к священной жертве Апполон" (с) Пушкин.

Фильм Милоша Формана "Амадеус"

Отделение творца-гения и произведение.

 

16 апреля

Язык искусства

Оглянемся назад)

Основной элемент религии => символ;

Основной элемент науки => знак.

Теперь идем дальше)

 

Все понимают, что происходящее на сцене - образ => поэтому, когда на сцене кто-то "умирает", никто не звонит в скорую.

Ружье должно выстрелить

Основные элементы искусства: образ и метафора.

Примеры:

• Солнце - символ (религиозное явление) - Древнегреческий бог Гелиос.

• "Солнышко ты мое" - метафора

• На карте погоды "солнечно" - условное обозначение (знак)

 

В искусстве талант художника есть реальность, нельзя ошибиться, т.к. он так видит.

Не должно быть буквального прочтения.

Художник должен что-то сказать о действительности, но не обязан полностью передавать действительность.

Талант => реальность искусства

"Черный квадрат" => так я увидел мир (метафора, почти символ)

Грань между искусством и религией тонка. Искусство возникает из религии.

 

Служат священники, военные и актеры театра.

Конфликт возникает тогда, когда христианство отказывается от всего языческого, в том числе и от театра, т.к. он был религиозным. (Христианизация культуры)

Хотя театр уже не имеет отношение к язычеству, у церкви осталось напряженное отношение к театру.

 

Два ценностных основания культуры - это античность и христианство ( как система ценностей).

 

Искусство воздействует на человека на разных уровнях (эмоции, разум, половые органы???)

 

Как оценить масштаб искусства?

Важный критерий - проверка временем.

+ Вяземский про Достоевского: "Кажется, что не только про меня написано, но что и я сам это написал".

 

Искусство и мораль. Автономия искусства. Ответственность художника.

Писатель не должен тяготиться цензурой

Поэт больше, чем поэт.

Автономия искусства => запрос общества и нравственное измерение

Мораль и морализаторство => отдаленное представление об искусстве.

Честертон: "У плохой книги есть мораль, а хорошая книга - мораль сама по себе".

Весь роман "Война и мир" => мораль

Эпилог => морализаторство

Нравственная составляющая определяется тем, что хочет сказать автор, а не самим фактом, который описан.

Но нужно обоснование, необходимость, идея. "Зачем ружье стреляет".

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.