Искусство и мораль. Автономия искусства. Ответственность художника. Становление науки Когда появилась наука? => Нет единого ответа. Версия №1. Наука естественным образом присуща человеку с начала его деятельности. (То есть наука была всегда). Культура в форме религии. Добыча огня, бытовое знание, ничего не объясняется, а наука должна объяснять. Версия №2. ± V век до н. э. Древняя Греция. Пифагор, Аристотель, Евклид. Греки соединяют знание с обоснованием. Появляются теоремы НО: 1) Ничего не происходило с мифологическим сознанием. У древних греков было мирвоззрение язычника. А языческий мир нельзя препарировать. Мир язычника - это живой мир богов и духов. В мифологическом сознании древнего грека Посейдон = море, бог Гелиос в колеснице едет = Солнце итд. Это та культурная обусловленность, которая мешает науке. 2) Не соединили физику с математикой. Аристотель как физик с точки зрения современной науки смешон. Поэтому Древняя Греция - это только зарождение науки. Версия №3. XII-XIV вв. Западноевропейское позднее Средневековье. Господство Христианства. Особый интерес к познанию мира, созд. Богом. Интерес к математике. Монастыри - интеллектуальные центры. НО: Доминирует физика Аристотеля, которая не научна. Упали ограничения античности (языческое сознание), но интерес сосредоточен на познании Бога, в культуре не формируется интерес к познанию мира. Версия №4. XVI-XVII вв. (кажется, тогда появляется наука, но я могу ошибаться). Кеплер, Галилей, Ньютон. Первая теоретическая модель физики на языке математики. Механическая картина мира. В XVII в. наука оформляется в общественный институт, появляются первые академии наук. (Сам Ньютон был чиновником). В XVII в. складывается профессия ученого. Версия №5. Первая треть XIX в. Исследовательская деятельность соединяется с высшим образованием. Деятельность ученого перестает быть просто времяпрепровождением. Появляется стимул к практике. Поппер => верификация => невозможна Определенный критерий истинности. По Попперу продуктивна фальсификация Критерий истинности => проблема. Сегодня доказано, завтра опровергнуто. Любая теория рано или поздно фальсифицируется. Можно рассматривать как этапы становления науки. Томас Кун "Структура научных революций" Критиковал Поппера и других. Нельзя определить абсолютный критерий. Рациональность. Наука развивается в разное время в разных парадигмах. Каждый раз - новый интеллектуальный взрыв и возникает новая система знаний, новая наука. Курт Хюбнер: "Всякая верификация носит гипотетический характер". Истинность только предполагается. Согласен скорее с Поппером. В Китае Месопотамии были изобретения, но то, что мы называем наукой, этот тип знаний возник в Европе, в христианском мире. (Судзуки - дзенбуддизм) => взято в скобочки, потому что я не знаю, к чему я его написала. Мода на Восток. Восток: надо отождествиться с предметом, чтобы понять его. Единство - только в определенный момент времени. Для восточного человека наука не препарирование, а наблюдение и медитация. Христианство - тождественность; Буддизм - отрицание существования души. В этом сознании нет стимула для зарождения науки. У нас нет данных о достижениях древнегреческих олимпийских спортсменов, ибо они их не записывали. У них было представление о времени как о циклах, а не как о линейной стреле времени. Они не делают сравнений, а нам сегодня важно знать и посмотреть, пробежит ли атлет через 4 года быстрее или нет. Поэтому сегодня рекорды записываются. Наука и этика Предмет научного поиска никак не связан с моралью. Морально-нравственные измерения - это отношения между людьми. Этот аспект возникает с применением научных достижений. + Био-медицинская этика. Ядерный синтез - нравственно нейтрально достижение; Ядерная бомба - не нейтральное. Харитон - создание современной ядерной бомбы; Сахаров - создание современной водородной бомбы. Право балансирует с ответственностью. 9 апреля Десять косвенных признаков лженауки Мы живем в пространстве дилетантизма. 1) Отрицание современной науки; 2) Мания преследования Довлатов "Компромисс"; 3) Лжетеории глобальны. "Теория всего" (т.к. современная наука предельно специализированна); 4) Отсутствие ссылок (т.к. ученые работают в очень плотном поле, нельзя начать с чистого листа); 5) Ссылки не по теме (это когда ученый в работе по физике вдруг ссылается на психологов); 6) Устаревшие ссылки; 7) Кто автор? (Пример: теория академика Фоменко. Он - математик, но он пытался при помощи математики объяснить историю); 8) Кто редактор? (В научной традиции у научного текста есть научный редактор); 9) Слишком много больших букв (Разум, Осознание, Имя, Мнимая Действительность итд. - автор, стремясь подчеркнуть такие громкие слова, стилистически обличил ненаучность своего текста); 10) Новая терминология (Любая отрасль имеет свой категориальный аппарат. Факт присутствия большого количества новых терминов должен настораживать, ибо введение новых терминов - довольно серьезный шаг в науке, и обычно над новой терминологией трудится много ученых, а не один человек). Статус философии Философия - это синтез науки, религии и искусства => есть субъективность. Трансцендентный прорыв - прорыв за пределы эмпирического и рационального. Философия - это общая научная методология, хотя и не обладает рядом признаков науки. => из всего этого следует, что философия, скорее всего, наукой не является (Крайнее - мнение Даши Шитьковой, с которым вы можете не согласиться). Искусство в целостной системе культуры Режиссер Витаутас Жилакявичус: "Важно не как или что снимать, а кто снимает". К религии способны все. Художник определяет произведение (в науке не такая серьезная связь). Любое произведение искусства - это автопортрет мастера. Предельная субъективность. Способ выражения себя. В науке это невозможно (ну выразить себя). Но тем не менее искусство - это способ познания мира. Совсем не такой, как наука. Не в форме рационального исследования окружающей среды, ее схематичности и использование этой схематичности в практических целях. Искусство - предельно рациональный способ познания, позволяющий создавать новые миры. А потребитель, находясь в созданном художником пространстве, сопереживает, узнает свои эмоции, познает себя. Эмоциональный соучастник. И создавая произведения, и переживая, мы проживаем те жизни, которые никогда больше не проживем. Музыка обладает самой большой подвижностью восприятия потребителя, очень сильное может быть воздействие (ты, слушая музыку, как бы сам придумываешь мир, как я поняла). Книга - 50/50. Кино обладает самой маленькой подвижностью восприятия, ибо оно уже готово. Нет ограничений и законов. Все, Бог, мир итд. => Я (творец) => в искусстве Автор - самый главный авторитет и никому ничего не должен. П.В. Симонов: "Искусство дает возможность непосредственно убедиться в человечности восприятия своего мира" (В моем конспекте немного другая цитата: "Искусство дает возможность увидеть мир глазами другого человека". Я не знаю, какая верная(( Признаки искусства: 1) Субъективность Гений не может повторяться. Если брать художника, то он сначала ищет идеальный образ, и этот образ виден на эскизах. И частично этот поиск делает произведение неповторимым. Это природа искусства. Творчество не может быть "слишком похоже". Довлатов: "Любая книга состоит из 3-х: что автор хотел сказать, что он сумел сказать, что он не хотел, а сказал. (Не имел это в виду). Для Гоголя "Ревизор" был путешествием души, а все увидели социальную сатиру. Гений попал в нужный момент. Для полного понимания книги надо знать замысле автора. Исполнения роли двух разных актеров всегда разные. Гамлет Высоцкого отличается от Гамлета Смоктуновского. Фильм: автор/сценарист => режиссер => актеры => зрители Сочинения невозможно писать с научным инструментарием. "Не могу долго смотреть в глаза Джоконде: она знает обо мне все, а я о ней - ничего". (с) Фаина Раневская. Вкус воспитывается. Искусство требует подготовки. 2) Искусство изменчиво. Возвращаясь к произведению искусства спустя какое-то время, человек получает новое восприятие. 3) Искусство всегда основано на вымысле. Это не просто фиксация действительности. Изображенное всегда что-то значит. Вымысел не в точной передаче исторического контекста! Искусство может быть при соблюдении реалистичности. Образ что-то означает. Лотман => фотография и художественное произведение. 4) Парадоксальность. Когда все понятно - неинтересно. Герои парадоксальны Поэзию невозможно рационально осмыслить. 5) В искусстве трудно разделить форму и содержание. Они представляют некое единство. 6) Иррациональный характер искусства. Природа гения - предел иррациональности. "Пока не требует поэта к священной жертве Апполон" (с) Пушкин. Фильм Милоша Формана "Амадеус" Отделение творца-гения и произведение. 16 апреля Язык искусства Оглянемся назад) Основной элемент религии => символ; Основной элемент науки => знак. Теперь идем дальше) Все понимают, что происходящее на сцене - образ => поэтому, когда на сцене кто-то "умирает", никто не звонит в скорую. Ружье должно выстрелить Основные элементы искусства: образ и метафора. Примеры: • Солнце - символ (религиозное явление) - Древнегреческий бог Гелиос. • "Солнышко ты мое" - метафора • На карте погоды "солнечно" - условное обозначение (знак) В искусстве талант художника есть реальность, нельзя ошибиться, т.к. он так видит. Не должно быть буквального прочтения. Художник должен что-то сказать о действительности, но не обязан полностью передавать действительность. Талант => реальность искусства "Черный квадрат" => так я увидел мир (метафора, почти символ) Грань между искусством и религией тонка. Искусство возникает из религии. Служат священники, военные и актеры театра. Конфликт возникает тогда, когда христианство отказывается от всего языческого, в том числе и от театра, т.к. он был религиозным. (Христианизация культуры) Хотя театр уже не имеет отношение к язычеству, у церкви осталось напряженное отношение к театру. Два ценностных основания культуры - это античность и христианство ( как система ценностей). Искусство воздействует на человека на разных уровнях (эмоции, разум, половые органы???) Как оценить масштаб искусства? Важный критерий - проверка временем. + Вяземский про Достоевского: "Кажется, что не только про меня написано, но что и я сам это написал". Искусство и мораль. Автономия искусства. Ответственность художника. Писатель не должен тяготиться цензурой Поэт больше, чем поэт. Автономия искусства => запрос общества и нравственное измерение Мораль и морализаторство => отдаленное представление об искусстве. Честертон: "У плохой книги есть мораль, а хорошая книга - мораль сама по себе". Весь роман "Война и мир" => мораль Эпилог => морализаторство Нравственная составляющая определяется тем, что хочет сказать автор, а не самим фактом, который описан. Но нужно обоснование, необходимость, идея. "Зачем ружье стреляет". |