Правовое регулирование устройства детей, оставшихся без попечения родителей Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, имеют давнюю и интересную историю. Детей содержали в приютах, устраивали в семьи усыновителей и даже передавали мастерам в услужение или в крестьянские семьи в качестве бесплатной рабочей силы. История показывает, что само наличие беспризорных детей и проблем их устройства - тревожный симптом, свидетельствующий о нездоровье общества, упадке как экономики, так и морали, нравственности. [8, с. 283.] Особый интерес представляют как общие статистические данные Министерства образования и науки РФ по детям-сиротам и детям, лишенным попечения родителей, так и намерения Государственной Думы РФ и Министерства образования и науки реформировать существующую систему на законодательном уровне. Глава II. Технологии социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей Проблемы социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей Проблема социального сиротства в настоящее время является для России одной из важных, от эффективности и скорости решения которой зависит будущее страны. Территория Тамбовской области по росту количества социальных сирот в сравнении с другими территориями – не исключение. На сегодняшний день в Тамбовской области 12 193 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До недавнего времени проблема социального сиротства на федеральном и локальном уровне решалась преимущественно путем дополнительного открытия учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Тамбовской области в 2006 году работает 15 государственных учреждений, поддерживаемое управлением образования Тамбовской области, в которых воспитывается более 900 депривированных детей. Глава III. Программа помощи родителям в получении информации об усыновлении Обоснование программы Социальная работа и социальный работник выполняют роль посредника, медиатора между индивидом и социальными институтами, особенно тогда, когда индивид сам не способен выработать новые привычки и навыки, удовлетворить возросшие потребности измененной социальной среды, выискивать индивидуальные и социальные ресурсы и, соответственно, избежать социальную дисфункцию. Заключение Стремительная трансформация общественного устройства и экономический кризис обусловили рост таких негативных явлений, как социальное сиротство, детская безнадзорность и беспризорность. Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения своих родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родителей родительских прав или ограничения их в таких правах, уклонения родителей от его воспитания и т.п.), заботу о нем принимает на себя государство. Список литературы Научная и учебная литература 1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: SvR-Аргус, 2004. 2. Дятченко Л. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. Белгород, 2003. 3. Иванов В. А. Социальные технологии в современном мире. — Н.-Новгород, 1996. 4. Марков М. Технология и эффективность социального управления. — М., 1983. 5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 2004. 6. Некрасов А.Я. Международный опыт социальной работы: Учеб. пособ. – М., 2000. 7. Очерки истории социальной работы в России и за рубежом. – Новосибирск: Изд-во НГТУ. – 1999. Ч. 1. 8. Ошанин М. О призрении покинутых детей. Ярославль, 2002. 9. Панов А.М. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. М., 2004. 10. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Проблема социального воспитания детей сирот Ярославль: из-во ЯГПУ, 2002. 11. Социальная работа: теория и практика., Холостова Е.И., Сорвина А.С., отв. ред., Инфра-М, 2004. 12. Социальная работа и социальные технологии: Материалы методологического семинара /Ред.-сост. Т. В. Шеляг. — М.: Институт социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 2003. 13. Толковый словарь по социальным технологиям /Под ред. В. А. Иванова, Г. Д. Никредина, В. И. Патрушева, И. М. Слепенкова. — М., 2003. 14. Теория и методология социальной работы. Учеб. пособ. для Высш. учеб. завед. / Под ред. С.И. Григорьева – М.: Наука. – 1994. 15. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной. М. – Тула: из-во АСОПиР, 2003, -Т. 1. 16. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). – М., 1997. Периодические издания 17. Елисеева Н. В России стартовала акция в помощь детям-сиротам // РИА-Новости, 06.06.2006. 18. Почему вы думаете, что для ребенка из детского дома лучше, чтобы его усыновила российская семья? / Опрос // Фонд "Общественное мнение", 30-31 июля 2005. 19. Римашевская Н.В. Проблемы вырастают из детства // Детский Дом № 1(2) январь-март 2002. 20. Севостьянова И. В России более 100 тысяч детей-сирот обрели семью // Эксперт, №14. 2006. 21. Социально-экономическое положение России в 2005 году, -М., ФСГС РФ, 2006. 22. Федяева Г.А., Слепак Л.К. Они не хотят расти // Детский Дом, №1 (октябрь-ноябрь), 2001. 23. Школа социальных педагогов и социальных работников.– М., 2001. Вып. 1 – 5. Нормативные документы 24. Конвенция о правах ребенка (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89, вступила в силу для СССР 15.09.90) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993. 25. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 28.12.2004)// Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16. 26. Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 N 217 (с изм. от 10.03.2005) "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием" // Собрание законодательства РФ, 15.04.2002, N 15, ст. 1434. 27. Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 N 829 (ред. от 01.02.2005) "О приемной семье" // Собрание законодательства РФ, 29.07.1996, N 31, ст. 3721. 28. Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" // Российская газета. N 78. 20.04.2001. 29. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" // Российская газета от 19 декабря 1995 г. Приложение Фонд "Общественное мнение" провел Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 30-31 июля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ДЛЯ РЕБЕНКА ИЗ ДЕТСКОГО ДОМА ЛУЧШЕ, ЧТОБЫ ЕГО УСЫНОВИЛА ИНОСТРАННАЯ СЕМЬЯ? Суждения респондентов(в % от числа опрошенных) [18] ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ДЛЯ РЕБЕНКА ИЗ ДЕТСКОГО ДОМА ЛУЧШЕ, ЧТОБЫ ЕГО УСЫНОВИЛА РОССИЙСКАЯ СЕМЬЯ? Суждения респондентов (в % от числа опрошенных) |