Предполагаемые результаты реализации программы В результате освоения программы «Театр» учащиеся должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки. Ожидаемые результаты: 1. Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей дей-ствительности. 2. Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопережи-вать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверен-ность в себе и вера в свои силы. 3. Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с раз-ных позиций, в разном контексте и содержании. 4. Развитие творческого потенциала личности. 5. Развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности. 6. Развитие исполнительских способностей. 7. Овладение навыками правильного произношения и культурой речи. 8. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. 9. Умение пользоваться театральными понятиями и термина-ми: «этюд», «импровизация», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д. 10. Активное проявление своих индивидуальных способностей 2в работе над общим делом – оформлении декораций, музыкального оформления спектакля. 11. Владение нормами достойного поведения в театре. По завершении первого года учащиеся должны знать: – особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусств, иметь представление о создании спектакля, знать глав- ные театральные профессии и иметь представление о театральных цехах. Должны уметь: – создавать образы знакомых живых существ с помощью выра-зительных пластических движений; пользоваться жестами; со-чинять этюды по сказкам; «превращаться», видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельст-вах; выполнять задания в парах, в группах, организовать игру и про- вести её. По завершении второго года учащиеся должны знать: – историю театра Древней Греции, особенность древнегреческо-го театра, театра «Глобус», историю появления первого театра под крышей, современный театр, устройство зрительного зала, понятия «сцена», «авансцена», «рампа», «партер», «амфитеатр», «бельэ-таж», «ложа», «балкон»; театральные цеха; виды театрального искусства; виды кукол; цирк, цирковые профессии; синтетическая природа театра, роль зрителя в театре. Должны уметь: – пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом пространстве; сочинять, подготавливать и выполнять этюды с заданными обстоятельствами, действовать с воображаемыми предметами; создавать пластические импровизации под музыку разного характера; создавать образы с помощью жестов и мимики; анализировать работу свою и товарищей. По завершении третьего года учащиеся должны знать: – театральные термины: «драматург», «пьеса», «инсценировка», «действие», «событие»; жанры в драматургии: комедия, драма, мело-драма, трагедия; диалог, монолог, внутренний диалог; рифма, ритм; назначение всех театральных цехов, профессии в театре; историю воз-никновения ораторского искусства, лучших ораторов древности. Должны уметь: – самостоятельно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения; – пользоваться интонациями, выражающими различные эмоцио-нальные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом; – создавать пластические импровизации на заданную тему; – сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему. Способы определения результативности Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, собеседования с классными воспитателями по достижению индиви-дуальных задач учащихся, наблюдение за деятельностью ребёнка в процессе занятий и т.д.). В качестве промежуточных и итоговых результатов работы могут рассматриваться: сольные исполнительские номера (чтецкие или вокальные), участие в групповых композициях (этюдах, сценках, импровизациях, в драматических, кукольных, теневых мини-спек- таклях, подготовленных участниками занятий), самостоятельная организация и проведение игр и театральных упражнений. Литература 1. Алянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. – М. : АРКТИ, 1998. 2. Барышева, Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Т.А. Барышева. – М. : Инфа-М., 2000. 3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М., 1991. 4. Генералова, И.А. Театр : учебное пособие для детей / И.А. Ге- нералова. – М. : Баласс, 2012. 5. Давыдов, В.Г. От детских игр к творческим играм и драматиза-циям // Театр и образование : Сб. научных трудов / В.Г. Давыдов. – М., 1992. – С. 10–24. 6. Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельно- сти / Т.Н. Доронова. – М. : Просвещение, 1998. 7. Дорфман, Л. Эмоции в искусстве / Л. Дорфман. – М. : Педа-гогическое общество России, 2002. 8. Зарубина, В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. 9. Караманенко, Т.Н. Кукольный театр в детском саду / Т.Н. Ка- раманенко. – М. : Учпедгиз, 1960. 10. Кард, В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. – СПб, 1997. 11. Козлянинова, И.П. Речевой голос и его воспитание / И.П. Коз- лянинова, Э.М. Чарели. – М. : Просвещение, 1985. 12. Крутенкова, А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомен-дации, мини-спектакли, пьесы. 1–9 классы / А.Д. Крутенкова. – Волгоград : Издательство «Учитель», 2008. 13. Кулагина, И.Е. Художественное движение (метод Л.Н. Алек-сеевой) / И.Е. Кулагина. – Нижний Новгород – Москва, 1993. 14. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М. : Наука, 1988. – С. 4. 15. Лукьянова, Е.А. Дыхание в хореографии / Е.А. Лукьянова. – 2. : Просвещение,1979. 16. Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханёва. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. 17. Немеровский, А.П. Пластическая выразительность актёра / А.П. Немеровский. – М. : Просвещение, 1976. 18. Панфилова, М.А. Игротерапия общения / М.А. Панфилова. – 2. : Издательство «ГНОМ и Д», 2000. 19. Парулина, О.В. Мир игрушек и поделок / О.В. Парулина. – Смоленск, 2000. 20. Пикулева, Н.В. Слово на ладошке / Н.В. Пикулева. – М. : ТЦ«Сфера», 1997. 21. Родари, Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство при- думывания историй / Дж. Родари. – М., 1978. 22. Савкова, З.В. Техника звучащего слова : методическое пособие / З.В. Савкова. – М. : ВЛАДОС, 1998. 23. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома : психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н.В. Самоукина. – М. : АРКТИ, 1995. 24. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. – Ярославль : «Академия развития», 1996. 25. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр : программа «Театр – творчество – дети» / Н.Ф. Сорокина. – М. : АРКТИ, 2002. 26. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. – М. : Фолио, 2000. 27. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я / О.В. Хухлаева. – М. : Ге- незис, 2004. 28. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. – М. : Просвещение,1995. 29. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар / Э.Г. Чурилова. – М. : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000. 30. Ястребова, А.В. Хочу в школу / А.В. Ястребова, О.И. Лазо-ренко. – М. : АРКТИ, 1999. Ресурсы сети Интернет: 1. Татьяна Шабалина. «Бродячие актеры» / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/ kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/BRODYACHIE_AKTERI.html 2. Татьяна Шабалина. Театр «Глобус» (GLOBE) / Энциклопедия«Кругосвет». Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_ obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR_%C2%ABGLOBUS%C2%BB_ GLOBE.html 3. Татьяна Шабалина. «Принципы организации театральногодела в России» / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http:// www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR. html?page=0,8#part-11 4. «Работа актёра над собой». К.С. Станиславский / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/7380 5. «Актёрский тренинг – теория и практика». Л. Грачёва / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatr- obraz.ru/page/akterskii-trening-teoriya-i-praktika-l-gracheva 6. А.П. Ершова и В.М. Букатов. «Программа четырёхлетне-го курса обучения в театральных школах, студиях, училищах» / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/7051 Генералова Ирина Альбертовна – кандидат педагогическихнаук, доцент, г. Москва. |