Введение в предмет «Мастерская тела, мастерская чувств» Актёр и режиссёр в театре № | Содержание | Теорет. | Практ. | Всего | п/п | | часы | часы | часов | | | | | | | Знакомство | | | | | | | | | | Дорога в театр | | | | | | | | | | В театре | | | | | | | | | | Как создаётся спектакль | | | | | | | | | | Гномы играют в театр | | | | | | | | | | Учимся актёрскому мастерству | | | | | | | | | | Делаем декорации | | | | | | | | | | Придумываем и делаем костюмы | | | | | | | | | | В мастерской бутафора | | | | | | | | | | Делаем афишу и программку | | | | | | | | | | Урок-концерт | – | | | | | | | | | Итого | | | | | | | | | Второй год (34 ч) «Волшебные краски чудесной страны». Художник в театре. «На берегу прекрасных звуков в стране скрипичного ключа». Музыка в театре № | Содержание | Теорет. | Практ. | Всего | п/п | | часы | часы | часов | | | | | | | Создание спектакля | | | | | | | | | | Театральные профессии | | | | | | | | | | Как самому сделать макет декора- | – | | | | ции | | | | | | | | | | Пластилиновый мир | – | | | | | | | | | Истории про театр | | | | | | | | | | Музыкальный театр | | | | | | | | | | Цирк – зрелищный вид искусства | | | | | | | | | | Театральное мастерство. Этюд | – | | | | | | | | | Музыкальное сопровождение | | – | | | | | | | | Звук и шумы | – | | | | | | | | | Зритель в театре | – | | | | | | | | | Урок-концерт | – | | | | | | | | | Итого | | | | | | | | | Третий год (34 ч) «Магия слов». Писатель в театре. «Дом для чудесных представлений» № | Содержание | Теорет. | Практ. | Всего | п/п | | часы | часы | часов | | | | | | | Магия слов. Создание спектакля. | – | | | | Повторение | | | | | | | | | | Язык жестов, или Как стать воспитанным | | | | | | | | | | | | | | Учимся говорить красиво, или Как избавиться от «каши» | – | | | | | | | | | | | | Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург | | | | | | | | | | | | | | Рифма, или Похожие «хвосты» | | | | | | | | № | | Содержание | | Теорет. | Практ. | Всего | п/п | | | | часы | часы | часов | | | | | | | | | Искусство декламации, или «Штранная иштория» | | | | | | | | | | | | | | Играем в слова, или моя Вооб- разилия | | | | | | | | | | | | | | Дом для чудесных представлений | | | | | | | | | | Итого | | | | | | | | Тематическое план занятий (34 ч) Первый год № | Тема занятия | Кол-во | п/п | | часов | | | | | Раздел 1. Знакомство(2 ч) | | | | | | Что такое искусство. Театр как вид искусства | | | | | | Игра. Игровой тренинг | | | | | | Раздел 2. Дорога в театр(4 ч) | | | | | | Путешествие в театр | | | | | | Сборы в театр | | | | | | Упражнения «Превращения квадрата», «Дорога из | | | чисел», «Площадь часов» | | | | | | Театр как здание. Театральные профессии | | | | | | Раздел 3. В театре(4 ч) | | | | | | Мы в театре. Зрительный зал, сцена, оркестровая яма | | | | | | «Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский) | | | | | | Этика поведения в театре | | | | | | Театральный словарик: «инсценировка», «аплодисмен- | | | ты», «бис» | | | | | | Раздел 4. Как создаётся спектакль(3 ч) | | | | | | Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская | | | и гримерная | | | | | | В мастерской костюмера и художника | | | | | | Мастерская актёра и режиссёра | | | | | № | | Тема занятия | | Кол-во | п/п | | | | часов | | | | | Раздел 5. Гномы играют в театр(2 ч) | | | | | | | Сочинение «Сказки про Дракона» | | | | | | | Характеристика героев «Сказки про Дракона» | | | | | | Раздел 6. Учимся актёрскому мастерству(6 ч) | | | | | | | Знакомство с театром пантомимы | | | | | | | | Стихотворения Д. Хармса | | | | | | | | Стихотворение С. Чёрного «Скрут» | | | | | | | Средства образной выразительности. Сказка К. Чу- | | | ковского «Цыпленок» | | | | | | | Стихотворение А. Усачёва «Фантазёр». Роль воображе- | | | ния в литературе, живописи и театральном искусстве | | | | | | | | «Одушевление | неодушевлённых | предметов». | | | Стихотворение С. Черного «Про девочку, которая нашла | | | своего мишку» | | | | | | | | Раздел 7. Делаем декорации(2 ч) | | | | | | Изготовление декорации к «Сказке про Дракона». | | | «Замок» | | | | | | | | Изготовление декорации к «Сказке про Дракона». | | | «Лес» | | | | | | | | Раздел 8. Придумываем и делаем костюмы(3 ч) | | | | | | Стихотворение В. Берестова «В дверь диетической сто- | | | ловой…» | | | | | | | | | | Театральные маски | | | | | | | | | Изготовление маски Дракона и Льва | | | | | | | Раздел 9. В мастерской бутафора(3 ч) | | | | | | | Бутафорская мастерская в театре | | | | | | | | Изготовление пальчиковых кукол | | | | | | | | Разыгрывание «Сказки про Дракона» | | | | | | | Раздел 10. Делаем афишу и программку(2 ч) | | | | | | | Афиша. Изготовление афиши | | | | | | | | Театральная программка | | | | | | | | № | Тема занятия | Кол-во | п/п | | часов | | | | | Раздел 11. Урок-концерт(3 ч) | | | | | | Репетиция «Сказки про Дракона» | | | | | | Музыка для «Сказки про Дракона». Прогон | | | | | | Открытый урок-концерт | | | | | Второй год № | Тема занятия | | Кол-во | п/п | | | часов | | | | | | Раздел 1. Создание спектакля(5 ч) | | | | | | Чтение сказки А. Толстого «Приключения Буратино» по | | | | ролям | | | | | | | | Драматург в театре. Пьеса «Приключения Буратино» | | | | | | | | Работа театральных мастерских по подготовке спекта- | | | | кля | | | | | | | | Репетиция спектакля «Приключения Буратино» | | | | | | | | Афиша к спектаклю. Показ спектакля | | | | | | | | Раздел 2. Мастерская художника. Театральные профессии | | | (4 ч) | | | | | | Бутафория – бутафор. Изготовление и назначение в | | | | спектакле | | | | | | | | Реквизит – реквизитор | | | | | | | | Художник-декоратор | | | | | | | | Я – художник | | | | | | | | Раздел 3. Как самому сделать макет декорации(2 ч) | | | | | | Изготовление макета декорации | | | | | | | | Эскиз декорации к сказке Дж. Р. Р. Толкина «Туда и | | | | обратно» | | | | | | | | Раздел 4. Пластилиновый мир(2 ч) | | | | | | Скульптор. Изготовление пластилиновых кукол | | | | | | | № | Тема занятия | Кол-во | п/п | | часов | | | | | Разыгрывание историй с пластилиновыми куклами | | | | | | Раздел 5. Истории про театр(7 ч) | | | | | | Происхождение театра | | | | | | История про театр «Глобус» | | | | | | История про театр под крышей | | | | | | История про современный театр | | | | | | История про устройство зрительного зала | | | | | | История про театральный билет | | | | | | История про кукольный театр | | | | | | Раздел 6. Музыка в театре. Музыкальный театр(3 ч) | | | | | | Опера | | | | | | Балет | | | | | | Оперетта и мюзикл | | | | | | Раздел 7. Цирк – зрелищный вид искусства(2 ч) | | | | | | Истории про цирк. Музыка в цирке | | | | | | Разыгрывание стихотворения Д. Хармса «Цирк Прин- | | | типрам» | | | | | | Раздел 8. Театральное мастерство. Этюд(3 ч) | | | | | | Этюд. Одушевление неодушевлённых предметов | | | | | | Этюд «Знакомство» и «Ссора» | | | | | | Этюды «В театре», «Покупка театрального билета» | | | | | | Раздел 9. Музыкальное сопровождение(1 ч) | | | | | | Роль музыки в театре | | | | | | Раздел 10. Звук и шумы(1 ч) | | | | | | Создание атмосферы места действия | | | | | | Раздел 11. Зритель в театре(4 ч) | | | | | | Этика поведения в театре. Этюд «В театре» | | | | | № | Тема занятия | Кол-во | п/п | | часов | | | | | Репетиция урока-концерта | | | | | | Раздел 12. Урок-концерт(2 ч) | | | | | 1–2 | Открытый урок-концерт | | | | | Третий год № | | Тема занятия | | Кол-во | п/п | | | | часов | | | | | | | | Раздел 1. Магия слов. Создание спектакля(3 ч) | | | | | | | | Чтение по ролям пьесы «Петрушка и подушка» | | | | | | | | | | Распределение ролей. Репетиция в группах | | | | | | | | | | Показ отрывков | | | | | | | | | | Раздел 2. Язык жестов, или Как стать воспитанным(2 ч) | | | | | | | | Язык жестов. Значение слова и жеста в общении между | | | | | людьми, в профессии актёра | | | | | | | | | | Разыгрывание историй «Из жизни древнего племени» | | | | | | | | | | Раздел 3. Учимся говорить красиво, | | | | или Как избавиться от «каши»(4 ч) | | | | | | | | Дикция. Тренинг гласных звуков | | | | | | | | | | Тренинг согласных звуков | | | | | | | | | | Интонация, или «Спрашивайте – отвечаем». Чтение | | | | | стихотворений с разной интонацией | | | | | | | | | | Темп речи: торопимся или медлим. Чтение стихо-творе- | | | | | ний в разном темпе | | | | | | | | Раздел 4. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург(2 ч) | | | | | | | Литературная часть в театре. Драматург и пьеса | | | | | | | | | | Театральные жанры, или Грустное и смешное рядом | | | | | | | | | | Раздел 5. Рифма, или Похожие «хвосты»(4 ч) | | | | | | | | Рифма | | | | | | | | | | Чтение стихотворения С. Миллигана «Призрак» в пред- | | | | | лагаемых обстоятельствах | | | | | | | | № | | Тема занятия | Кол-во | п/п | | | часов | | | | | | | Ритм | | | | | | | | Детские считалки, или «Эники-беники» | | | | | | | Раздел 6. Искусство декламации, или «Штранная иштория» | | | (5 ч) | | | | | | | | История возникновения ораторского искусства | | | | | | | | Выразительное чтение стихотворения П. Си- | | | | нявского «Встретил жук» | | | | | | | | Скороговорки, или «Шла Саша по шоссе…» | | | | | | | | Тренинг со скороговорками. Развитие интонационной | | | | выразительности | | | | | | | | Сочинение истории из скороговорок | | | | | | | | Раздел 7. Играем в слова, или Моя Вообразилия(3 ч) | | | | | | | | Воображение в профессии актёра и режиссёра, поэта и | | | | писателя, в жизни человека | | | | | | | | Сочинение сказки на тарабарском языке | | | | | | | | Чтение стихотворения Л. Кэрролла «Воркалось…» в | | | | предлагаемых обстоятельствах | | | | | | | | Раздел 8. Дом для чудесных представлений(11 ч) | | | | | | | | Импровизация, или Театр-экспромт. Понятие импрови- | | | | зации. Игра «Превращение» | | | | | | | | Упражнения «Тень», «Зеркало» | | | | | | | | Экспромт «Сказка» | | | | | | | | Диалог, монолог, или Театр одного актера. Понятия: | | | | монолог, диалог | | | | | | | | Внутренний монолог. Чтение сказки С. Козлова | | | | «Снежный цветок». | | | | | | | | Чтение по ролям пьесы С. Козлова «Поющий поросёнок» | | | | | | | | Театр кукол, или Как самому сделать перчаточную | | | | куклу | | | | | | | | Наша мастерская: перчаточные куклы. Изготовление | | | | перчаточной куклы | | | | | | | | Изготовление ширмы для кукольного театра | | | | | | | | Репетиция урока-концерта | | | | | | | | Открытый урок-концерт | | | | | | Содержание разделов программы Первый год Раздел 1. Знакомство(2 ч) Знакомство друг с другом «Я, Он, Она», «Я – Мы», с учителем, со школой. Школа-театр. Сравнительная характеристика: учитель-актёр; ученик-актёр. Знакомство с книгой. «Расскажи мне о себе». Что такое искусство. Театр как вид искусства. Как часто мы встре-чаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни. Зачем надо уметь играть. Что значит понимать искусство. Игра. Игровой тренинг. Раздел 2. Дорога в театр(4 ч) Театр как здание. Театральный словарь: «премьера». Путешествие в театр на спектакль «Приключения Буратино». «Запутанные картинки». «Лабиринт», «Чемодан», «Превращения квадрата», «Дорога из чисел», «Площадь часов», «Исчезнувшие цвета». Игровой тренинг. Раздел 3. В театре(4 ч) Этика поведения в театре. «Театр начинается с вешалки» (К.С. Ста-ниславский). Обсуждение: «Что значит это выражение известно-го режиссёра?» Зрительный зал и сцена. Театральный словарик: «антракт», «авансцена», «инсценировка», «аплодисменты», «бис». Раздел 4. Как создаётся спектакль(3 ч) Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гри-мёрная. Театральный словарик: «грим». В мастерской художника и костюмера. Мастерская актёра и режиссёра. Актёр и режиссёр. Ак-тёр – творец, материал и инструмент. Музыка в театре. Основные отличия театра от других видов искусства – «здесь и сейчас». История театра: выдающиеся актёры и режиссёры. «Мои любимые актёры». Задание: наклеить фотографии актёров и режиссёров в рабочую тетрадь по театру. Раздел 5. Гномы играют в театр(2 ч) Сочинение «Сказки про Дракона». Описание героев будущего спектакля. Передача образа доброго или злого героя. Выражение своего восхищения мужеством, стойкостью героев. Отражение отри- цательного отношения к жадности, злости, трусости. Раздел 6. Учимся актёрскому мастерству(6 ч) Актёр – творец, материал и инструмент. Выражение настроения, характера через мимику и жесты. Театральный словарик: «мими-ка», «пантомима», «мим». Знакомство с театром пантомимы и бале-та. Стихотворения Д.Хармса и С.Чёрного. Что умеет актёр и что необходимо каждому человеку. Средства образной выразительности. Расскажи сказку «Цыплёнок», используя жесты, мимику и голос. Возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства. Знакомство с возможностями собственного тела. Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве. «Фантазёр» – чтение стихотворения в предлагаемых обстоятель-ствах. «Одушевление неодушевлённых предметов». Стихотворение «Про девочку, которая нашла своего мишку». Беседа. «Игрушка на сцене и значение игрушки в жизни человека». Раздел 7. Делаем декорации(2 ч) Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Художники-декораторы. Выражение настроения, отношения художника к собы-тию или герою с помощью цвета. Создание своих декораций. Раздел 8. Придумываем и делаем костюмы(3 ч) Стихотворение В. Берестова как сценическая история. Репетиция и показ. Внешний вид сказочного героя, его одежда (костюм). Костюм – важное средство характеристики персонажа. Эскиз костю-ма Зайца. Назначение театральных масок. Изготовление маски Дракона и Льва. Раздел 9. В мастерской бутафора(3 ч) Театральный словарик: «бутафория». Для чего нужна бутафо-рия и из чего её изготовляют. Изготовление пальчиковых кукол. Пальчиковая гимнастика. Импровизация из рук. Игра с пальчико- выми куклами. Разыгрывание сценических историй «Про Дракона». Раздел 10. Делаем афишу и программку(2 ч) Театральный словарик: «афиша». Назначение афиши и театраль-ной программки. Изготовление афиши. Заполнение программки. Задание «Лишняя профессия». Раздел 11. Урок-концерт(3 ч) Репетиция пальчикового спектакля «Про Дракона и волшебни-цу», сценических историй с пальчиковыми куклами, отдельными номерами. Открытый урок-концерт: выступления детей с разучен-ными играми и упражнениями. Второй год Раздел 1. Создание спектакля(5 ч) Работа режиссера: распределение ролей и репетиции. Знакомство с мастерской художника-декоратора, костюмера. Синтетичность теа-трального искусства. Живопись и декорация: назначение, сходство и различие. Повторение: «эскиз», «афиша». Задание «Я – художник». Рисование афиши с необходимой информацией на ней. Раздел 2. Мастерская художника. Театральные профессии(4 ч) Бутафория – бутафор. Изготовление и назначение в спекта-кле. «Дом, где водятся привидения». Чтение отрывка из сказки Т. Янссон «Опасное лето». Реквизит – реквизитор. Изготовление и назначение в спектакле. Чтение статьи из Детской энциклопедии «Чем заведуют «Ходячие энциклопедии». Театральный художник. Изготовление и назначение декорации в спектакле. Цвет и время года. Цвет и предмет. Человек и время года. Задание: дорисуй вторую половину картин. Радость и горе в цвете, в звуке и жесте. Палитра для красок и палитра чувств. Значение света и цвета в жизни и театре. Раздел 3. Как самому сделать макет декорации(2 ч) Декоратор – декорация. Эскиз декорации. Я – художник-декора-тор. Рисование эскиза декорации и изготовление макета декорации. Сценическая история с нарисованными героями в макете декорации. Эскиз к сказке Дж. Р.Р. Толкина «Туда и обратно». Задание: состав-ление композиции. Раздел 4. Пластилиновый мир(2 ч) Тело – материал для актёра. Этюды «Скульптор», «Сад». Ху-дожник-скульптор и используемый им материал. Задание: слепи из пластилина выдуманное существо и придумай историю с ним. Разыграй «Пластилиновую сказку». Раздел 5. Истории про театр(7 ч) Происхождение театра. Муза театра. Вид древнегреческого теа-тра. Театр «Глобус». Нарисовать театр У. Шекспира, используя его словесное описание. Театр под крышей. Вид театра в конце IX века. Первые декорации. Современный театр. Сообщения: «О профессии режиссёра и актёра». Игра «Что? Где? Когда?». Мини-сочинение «Мой любимый актёр». Современные театры. Задание: «Нарисуй театр твоей мечты». Устройство зрительного зала. Понятия «сцена», «авансцена», «рампа», «партер», «амфитеатр», «бельэтаж», «ложа», «балкон». Сравнение древнегреческого и современного театров. Рисование схемы устройства зрительного зала в театральный аль-бом. Игра «Построй театр». Театральный билет. Назначение билета и его изготовление. Театр кукол. История появления кукол. Куклы в Древнем Египте и Африке. Кукла в твоей жизни. Виды кукол. Кукольные театры. Изготовление куклы. Раздел 6. Музыка в театре. Музыкальный театр(3 ч) Евтерпа – муза лирической поэзии и музыки. Знакомство с раз-ными видами музыкального спектакля: опера, балет, мюзикл, опе-ретта. Основной язык музыки – звук, мелодия, ритм. Роль музы-ки в спектакле. Опера. История появления оперы. Первые оперные композиторы. Шедевры оперной музыки. Детские воспоминания С. Образцова об опере. Балет. История возникновения балета. Роль музыки в балете. Шедевры балетного искусства. Просмотр видеома-териала. Оперетта и мюзикл. Музыка в красках. История появле-ния оперетты и мюзикла. Шедевры оперетты и мюзикла. Просмотр или прослушивание известных мюзиклов и оперетт. Музыкальные инструменты. Музыкальные театры. Роль музыки в жизни каждо-го человека и в спектакле. Задание: «Любимая песня». Театральные жанры: драма; трагедия; комедия; мюзикл. Раздел 7. Цирк – зрелищный вид искусства(2 ч) Зрелищные виды искусства: кино, театр, эстрада, мультиплика-ция, цирк. История появления цирка в нашей стране и за рубежом. «Цирк – это…» Цирковое представление по истории цирка. Игра «Что? Где? Когда?». «Рекламная кампания в поддержку цирка» по стихотворению Д. Хармса «Цирк Принтипрам». Цирковые профес-сии. Сходства и различия циркового представления и спектакля, здания цирка и театра. Раздел 8. Театральное мастерство. Этюд(3 ч) Этюд в разных видах искусства. Театральный этюд. Актёр – един-ство материала и инструмента. Этюд на одушевление неодушевлён-ных предметов: «Из жизни мороженого». Задание: «Оживи слова: лампочка, стиральная машинка». Этюд «Знакомство» и «Ссора». Этюды «В театре», «Покупка театрального билета». Раздел 9. Музыкальное сопровождение(1 ч) Роль музыки в спектакле. Фонограмма и «живая музыка». Виды оркестров. Детские воспоминания Н. Сац о посещении музыкального театра. Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Оркестр» в предла-гаемых обстоятельствах. Шумовая и звуковая машинка. Раздел 10. Звук и шумы(1 ч) Место звуков и шумов в жизни и на сцене. «О чём кричим и о чём шепчем». Атмосфера различных мест действия. Создание атмосфе-ры «Леса», «Болота», «Моря», «Перемены». Чтение стихотворения А. Кушнера в предлагаемых обстоятельствах. Озвучивание места действия. Звуковая машинка. Раздел 11. Зритель в театре(1 ч) Зритель – обязательная и составная часть театра. Этика поведения в театре. Этюд «Как надо вести себя в театре». Раздел 12. Урок-концерт(2 ч) Репетиция лучших сценических историй, этюдов, наиболее удач-ных игровых упражнений. Подготовка выставки лучших детских работ: эскизов и макетов декораций, театральных билетов, афиш. Показ. Третий год Раздел 1. Магия слов. Создание спектакля(3 ч) Драматургия – основа театра. Путь от литературного текста через все театральные цеха до спектакля на сцене. Работа драматурга. Чтение по ролям пьесы «Петрушка и подушка» с различными интонациями и темпами речи. Постановка отрывка из пьесы «Петрушка и подушка». Раздел 2. Язык жестов, или Как стать воспитанным(2 ч) Основной язык литературы – речь, слово. Разыгрывание историй «Из жизни древнего племени», «Объяснение в любви». Язык жестов. Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актё- ра. Упражнения «Испорченный телефон», «Пантомима». Раздел 3. Учимся говорить красиво, или Как избавиться от «каши»(4 ч) Дикция. Осанка. Самомассаж. Артикуляционная гимнастика. Дикция. Тренинг гласных. Тренинг согласных. Интонация (вопро-сительная, повествовательная, восклицательная). Темп речи. Медленный и быстрый темп речи. Чтение стихотворения в разных темпах. Содержание текста и темп речи. Раздел 4. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург(2 ч) Писатель, поэт, драматург – сравнительная характеристика. Сравнение литературных произведений. Отличие пьесы от рассказа или сказки. Жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия. Раздел 5. Рифма, или Похожие «хвосты»(4 ч) Рифма. Чтение стихотворения С. Миллигана «Призрак» в пред-лагаемых обстоятельствах. Поэты. Сочинение стихотворений. Ритм. Овладение темпом речи, интонацией. Детские считалки. Сочинение считалок. |