Методики диагностики мотивации младших школьников Стажерская практика студентов 5 курса ФНО Института Детства 2015/2016 учебный год включает два задания по психологии Задание 1. Мотивация учения младших школьников. ( см.описание на листе ниже). Доцент Гаврилова Л.В. Задание 2. Профессиональная компетентность учителя. Самодиагностика. (Описание задания 2 дается отдельно, на др.листах). Профессор Суворова Г.А. Задание 1. Мотивация учения младших школьников Для выполнения задания по изучению мотивации учения младших школьников в классе, где проходит стажерская практика, необходимо использовать несколько методов исследования (в т.ч. , наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование и др.). 1. Подготовить (составить вопросы) и провести беседу с учителем класса для изучения мотивации учения младших школьников. Беседу следует провести в первый день пребывания в школе, при знакомстве с учителем, классом. Результаты беседы проанализировать, обобщить в отчете о проведении беседы с учителем. ( Приложение № 1. Протокол беседы с учителем). 2. Провести наблюдение за поведением и учебной деятельностью учащихся на нескольких уроках, переменах для изучения мотивации учения. Данные наблюдения оформить в виде протокола наблюдения проявлений мотивации учения на урока, переменах, а результаты проанализировать и обобщить в отчете о проведении наблюдения. ( Приложение №2. Протокол наблюдения) . 3. Подготовить (бланки для ответов, стимульный материал) и провести методики диагностики (анкетирование/ тестирование) мотивации учения младших школьников (всего класса/ 6-8 учащихся). Результаты обработки данных по проведенным методикам в соответствии с измеряемыми показателями представить в таблицах (по каждой из методик) и в сводной таблице (по всем методикам), проанализировать и обобщить в отчете о проведении методик, в выводах. ( Приложение 3. Протоколы проведения методик диагностики мотивации учения младших школьников). Для психологической диагностики мотивации учения младших школьников предлагается провести 3-4 методики. Примечание: в зависимости от возраста (класса) младших школьников можно использовать другие методики диагностики (самостоятельно подобранные). ( Например, для первоклассников можно использовать методики диагностики мотивации с использованием наглядности (карточки с картинками)). Ниже приводится описание методик диагностики мотивации учения младших школьников, предлагаемых для проведения с младшими школьниками. 4. На основе полученных результатов изучения мотивации учения младших школьников с помощью разных методов ( беседа, наблюдение, метод тестов / анкетирования ) необходимо разработать практические рекомендации (в адрес учителя, родителей, учащихся) по развитию мотивации учения исследуемых учащихся (всего класса/ 6-8 человек), как общие (для данной возрастной группы), так и индивидуальные (по каждому учащемуся). Рекомендации должны включать также различные задания, фрагменты уроков, упражнения, направленные на развитие учебной мотивации младших школьников. 5. После выполнения всех заданий необходимо написать общий отчет о результатах изучения мотивации учения младших школьников в конкретном классе, оформив его соответствующим образом, отдельное задание 1 по психологии ( с приложениями № 1,2,3,4) с указанием ФИО исполнителя отчета по заданию, школы – места прохождения практики, класса, периода выполнения задания. Схема оформления отчета о выполнении Задания 1 по психологии Титул Задание 1 Отчет об изучении мотивации учения младших школьников. Выполнен – студенткой ( ом) Ф.И.О., ФНО Института Детства, курс, группа, отделение. Школа №, класс, время(продолжительность- даты с какого по какое число) изучения, количество учащихся в классе/ изучаемых учащихся. Отчет Текст отчета (полный), по всем пунктам выполнения заданий ( 1-4), с выводами и рекомендациями, приложениями 1,2,3. Рекомендации Практические рекомендации учителю, родителям, учащимся по развитию мотивации учения младших школьников (фрагменты уроков, дидактические игры, упражнения и др.) Приложение Список приложений Приложение №1 – Протоколы беседы и результаты изучения мотивации учения младших школьников на основе проведения беседы с учителем класса. Основные вопросы беседы: 1. Ф.И.О., стаж работы. 2. Имеются ли в школе предпрофильные и профильные курсы по различным направлениям? 3. Какие направления в работе предпрофильных курсов? 4. Как организована работа предпрофильных курсов в школе. Существует распределение профилей по · классам, · желанию, · возрасту? 5. Каковы результаты Вашей деятельности по повышению мотивации учащихся? 6. Используете ли вы дополнительную литературу для развития мотивации учащихся? 7. С помощью, каких средств методов Вы добиваетесь развития мотивации ребенка в процессе обучения при работе с учебником? 8. Какие виды деятельности на уроке способствуют развитию мотивации учащихся? 9. Какие учебно-методические комплексы, на Ваш взгляд в лучшей степени влияют на развитие мотивации. Почему? 10. Какие методические пособия (если они есть) способствуют повышению мотивации? 11. Используете ли Вы авторские (адоптированные) разработки (программы и т.д.) для повышения мотивации? 12. Какие формы организации деятельности учащихся на уроке способствуют повышению мотивации? 13. Как часто и с какой целью проводится эксперимент? 14. Как часто и с какой целью проводится экскурсия? 15. Обмениваетесь ли вы опытом своей работы по повышению мотивации с другими учителями? 16. Какую роль отводите работе с родителями с точки зрения данной проблемы? 17. Используете ли Вы в своей работе компьютер с целью увеличения мотивации учащихся? Приложение № 2 – Протоколы наблюдения (в табличной форме или дневниковая запись), результаты изучения проявлений мотивации учения младших школьников на уроках/ переменах на основе наблюдения за учебной деятельностью учащихся. Приложение № 3 – Протоколы проведения методик диагностики и результаты диагностики мотивации учения младших школьников на основе психологических методик (по каждому изучаемому учащемуся). ____________________________________ Далее приводится описание методик диагностики. Методики диагностики мотивации младших школьников |