МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Гуманистическая педагогическая мысль в эпоху Возрождения (Витторино-да-Фельтре, Ф. Рабле, М.Монтень, Э.Роттердамский).





Позднее Средневековье было ознаменовано развитием новой прогрессивной к-ры. получившей название Возрождение (фр. Renaissance). Захват в 1453г. турками Константинополя вызвал бегство оттуда ученых с их греческими рукописями в Италию, где они начали возрождать античный, в осн. платоновский . взгляд на мир. Это означает, что В-е зародилось в Италии и затем распространилось по всей Европе. В 16в. оно окончательно превратилось в общеевропейское культурное движение, нанесшее смертельный удар по средневековой схоластике, кот. пыталась дать научное обоснование религии, примирить веру и разум.

В результате сближения с Востоком, в частности с Византией, итальянцы ознакомились с древнегреческими рукописями, произведениями изобразительного искусства и архитектуры. В обществе пробудился глубокий интерес к классическим древним языкам, древней философии, истории и литературе. Особо важную роль в этом движении сыграла Флоренция.

Используя античную идеологию, буржуазия не просто пассивно усваивала древнюю к-ру. но и перерабатывала ее по-своему, формируя мировоззрение, противоположное господствующему средневековому. Другое название новой итальянской к-ры- гуманизм-свидетельствует о том, что в центре мировоззрения стоял ч-к. а не нечто божественное, потустороннее, как в средневековой идеологии В настроениях людей Возрождения преобладал оптимизм, вера в ч-ка, светлое будущее, торжество ч-кого разума и просвещения. Аскетизму не оставалось места: ч-кос тело, его страсти и потребности рассматривались не как греховные проявления, которые необходимо подавлять и истязать, а как самоцель, самое главное в жизни.Земное сущ-е признавалось единственно реальным. Познание ч-ка и природы объявлялось сущностью науки.

Эпоха В-е особенно ярко запечатлела себя в лит-ре. живописи, скульптуре, музыке. Однако и пед. Взгляды того времени были коренным образом преобразованы. Многие деятели просвещения в Италии выдвинули идею гражданского воспитания, смысл кот. заключался в формировании члена общества, чуждого христианскому аскетизму, развитого телесно и духовно, воспитанного в процессе трудовой д-ти. Представители так называемого «гражданского» гуманизма считали основной ф-цией воспитания формирование ч-ка. действующего на благо общества, а очагом воспитания- семью. Помышляя о физическом совершенстве ч-ка. педагоги-гуманислы многое взяли от рыцарского воспитания. Педагогическая триада Возрождения (классическое образование, физ. разв-е, гражданское воспитание) включает три основных слагаемых: античность, средневековье и идеи- предвестники нового общества. Итальянские мыслители 15-16вв. полагали, что наилучший путь воспитания - изучение классической Греко-римской к-ры. В качестве образца итальянские мыслители рассматривали пед. идеи Квинтилиана. Так. Леонардо Бруни (1369-1444. Флоренция). создатель новой пед. с-мы. настаивал на воспитании не только духа, но и тела. Одним из первых потребовал организации светского женского образования.

Его современник и соотечественник Витторино да-Фельтре( 1378-1446) сделал первые шаги в практическом осуществлении новогуманистического образца воспитания в 20е п. 15в. Открыл школу в Мантуе на Севере Италии под названием «Дом радости», которая располагалась в красивейшем дворце, окруженном великолепной природой. В отличие от средневековых школ здесь было много воздуха и света. Учащиеся занимались физ-рой. изучали классические языки и лит-ру, математик), астрономию, совершали экскурсии в природу. Приоритет отдавался игровому методу.



Кроме детей герцога, в поместье которого и на ср-ва которого содержалась школа, в ней учились еще 70 неимущих учеников по выбору самого Витторино. В школе обучались как мальчики, так и девочки, что было принципиально новым для того времени, Во Франции ярким представителем гуманистических идей в пед. был писатель Франсуа Рабле( 1494-1553)- едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, гл. цель которого-духовное и гелесное разв-е личности. Рабле критиковал бесчеловечность методов в-я, неэффективность обучения в школе. Другим представителем фр. гуманизма является Мишель де Монтень(1533-1592), автор известной книги «Опыты», в кот, он рассматривает ч-ка как высшую ценность. Он советует молодым людям вдумчиво и без предвзятости изучать образ жизни, своеобразие духовности и мышления различных народов, природу их стран, Монтень верит в неисчерпаемые возможности ч-ка. относясь с большой долей скепсиса к божественному провидению, т.е. «предпочитает снять перед Богом шляпу, но не становиться на колени». Монтень видит в ребенке не уменьшенного взрослого, как считалось в средневековой педагогике, а природную индивидуальность. Ребенок от рождения обладает природной чистотой, которую в дальнейшем «разъедает» общество. По его убеждению, ребенок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, столько развив способность к критическим суждениям. Размышляя, какими должны быть восп-е и обучение, он рекомендует, чтобы ученик больше говорил, а учитель больше слушал. Необходимо приучим. учащихся исследовать окр. мир. чтобы они «все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету». Монтень предостерегал («нельзя обучать многому»). Полезно наладить разнообразные связи учащихся с окр. миром- с представителями научного мира, умными и благожелательными друзьями. По мнению Монтеня. между двумя представителями рода человеческого сходства меньше, чем между двумя различными ЖИВОТНЫМИ.

Едва ли не самым влиятельным среди гуманистов был Эразм Роттердамский Преобразование мира, изменение гос. и церковного уклада достижение счастьяон связывал прежде всего с воспитанием. Одним из первых Э. заговорил о собственно народном образовании и провозгласил отношение к труду критерием нравственности, что поставило его в ряд самых прогрессивных мыслителей этой эпохи Осн. пед. идеи ЭР. изложены в его работах «О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам»( 1529). «О методе обучения»( 1511). В своем сатирическом сочинении «Похвала глупости» высмеивал нравы и пороки тогдашнего общества- невежество, тщеславие, лицемерие. Враг религиозного фанатизма, Эразм склинялся к свободе вероисповедания, отстаивал природное равенство людей. Во всех своих сочинениях Э.Р. определяет необходимость сочетания античной и христианской традиции при выработке пед. идеалов, а также принцип активное!и воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд).

По его мнению, к воспитанию следует приступать с первых летжизни. С 7 летнего возраста ребенок, независимо от пола, готов к систематическому обучению и воспитанию. А до этого времени его должны воспитывать мать и отец. Программа обучения не должна излишне обременять учащихся, ибо тем самым отбивает желание учиться. Каких-либо особенностей воспитания девочек Э.Р, не признавал, считая, что спец. методы, приспосабливаемые к особенностям женского х-ра- капризам, любви к интригам, и т.д.. - только усугубляют эти отрицательные качества. Однако, оговаривал, что женщинам целесообразно давать по преимуществу классическое языковое образование и в очень малом объеме- естествонаучные знания. Высочайшей же целью формирования ребенка выступает у него воспитание ощущения морального долга и религиозного послушания.

 

№9Педагогические идеалы ранних социалистов-утопистов (Т. Мор ,Т. Кампанелла)

Позднее Средневековье было ознаменовано развитием новой прогрессивной к-ры. получившей название Возрождение (фр. Renaissance.Итальян. мыслители 15-16вв. полагали, что наилучший путь воспитания - изучение классической Греко-римской к-ры. Среди итальянских гуманистов Возрождения выделяется Томмазо Кампанелла( 1568-1639). бунтарь и еретик. 27 лет проведший в тюрьме, где написал ряд трактатов, в том числе и «Город солнца». В нем он нарисовал образец общества экономического и полит, равенства. В трактате изложены пед. идеи, пафос которых заключен в отрицании книжности, возврате к природе, отказе от узкой специализации, в энциклопедизме и универсализме образования. Здесь заботятся об улучшении «породы людей», поощряя занятия наукой, искусством, изучение истории, традиций и обычаев Во главе гос-ва стоит самый образованный, просвещенный гражданин- Солнце, или Метафизик. профессиональных переводчиков); Большой вклад в развитие педагогической мысли внес английский философ и гуманист Томас Мор( 1478-1535).создав утопический проект бесклассового общественного устройства. Он- автор «Золотой книжки, столь же полезной, как и забавной, о наилучшем устройстве гос-ва и о новом острове Утопия», в которой он описал идеальное общество и изложил собственные взгляды на воспитание и обучение. Центральное место в этой утопической теории занимает гармонично развитая личность. Цель создания соц. учреждений в таком обществе-дать каждому возможность развивать свои духовные силы, шпиматься «изучением паук и искусств».

В «Утопии» ученый-гуманист утверждал свободу вероисповедания. Воспитание высокой нравственности рассматривается им как первостепенная задача. Следует воспитывать в духе морали, которая отвечает интересам общества и каждого_ч-ка в отдельностию Важно в этой связи, например, изживать у детей чувство тщеславия. Г.Мор отвергал жестокость и грубость средневекового образования. Полагая, что разум способен руководить ч-ком в течение всей жизни. Мор ищет пути, чтобы вооружить ч-кий разум знанием Только образованный ч-к способен добиться счастья.

Он декларирует новые принципы в образовании: равный характер общественного воспитания, широкое общее образование, преподавание на родном языке, связь теоретического обучения с трудом,самообразование. Опираясь на тезис, что природа одинаково благоволит ко всем. Мор особое внимание уделил проблеме женского образования. Он испил в женщине ученость в сочетании с присущими ей добродетелями. В этом проекте общества прозвучала идея об обязательном участии всех граждан. В производительном труде и о соединении его со всеобщим образованием. Мор подчеркивает обязательное участие детей и взрослых в физ. труде. Труд не мешаем утопийцам посещать учебные занятия, слушать музыку, вести научные изыскания. Образование осуществляется в гос. школах. Г.Мор полагал, что производительный труд будет специализирован, с тем чтобы молодежь с детства готовилась к выбранной профессии.

За свои религиозно- политические убеждения лорд-канцлер Томас Мор был заключен в Тауэр, а затем казнен. В 19в. Идеи Т.Мора нашли то или иное отражение в концепциях трудового воспитания и обучения

 

№10.Возникновениепедагогической системы.Гуманистические истоки педагогики

Коменского.

Ян Амос Коменский (1592-1670) - родоначальник современной педагогики. Родился в семье, принадлежавшей к умеренно демократической общине «чешских братьев», которые боролись за независимость чешского народа.На формирование мировозрения оказали влияние традиции феодального общества, демократические тенденции общины «чешских "братьев», материалистические влияния в наукеДоказал, что источником познания в процессе школьного образования являются внешние органы чувств, ощущения, а следовательно, материальный мир - окружающие ребенка предметы и вещи. Основополагающий принцип его пед. системы - принцип природосообразности (соответствие между методами обучения и законами природы) подлинное Конкретным путем реализации принципа природосооброзности стал «естественный метод». Но в мировоззрении автора проявляется двойственность и противоречивость. С одной стороны - учиться для жизни; знание не самоцель, а средство преобразования окружающей жизни; учить вещам, познанию, самой сущности вещей, а не их названиям. С другой стороны, черты религиозно-идеалистического мировоззрения (порядок и гармония в природе установлены Богом, являются раз и навсегда данными и неизменными). Реально-жизненная сторона «естественного метода»:

- Системность и последовательность обучения;

- Преемственность в передаче и усвоении знаний;

- Четкая ориентация на личность ребенка, его природу;

- Соответствие педагогического процесса индивидуальным возрастным и психологическим особенностям;

- Учет интересов и запросов, развитие склонностей и способностей; наглядный характер обучения (потребность ребенка в конкретном, предметном познании мира);

Гуманизм и демократизм - важнейшие основы педагогики.

Гуманизм педагогической системы во многом сформировался под влиянием идей самого духа эпохи Возрождения; ее заключительного этапа. Культ чел-ка, жизнерадостность, оптимизм, • стремление к созданию условий для свободного, раскованного развития личности - гуманистические идеи и цели, которые были глубоко восприняты Коменским.

В противоположность мрачному аскетизму средних веков, церковному учению о греховной природе чел-ка он считал, что чел-к - «совершеннейшее, прекраснейшее создание, удивительный микрокосм», гармония души и тела; а школа должна быть «мастерской гуманности», человечности.

В школе : уважение к личному достоинству ребенка, учет возрастных и психологических особенностей детей, педагогически оправданное удовлетворение их интересов и запросов, всемирное развитие склонностей и способностей ученика. Этот новый взгляд на школу, ее гуманистическое предназначение положило начало рождения новой системы школьного образования и воспитания.

№11.Возрастиая периодизация развития детей и система образования в

Педагогике Каменского.

В «Великой дидактике» Коменский выдвинул идею единой школы и предложил глубоко продуманную систему образования в составе четырех взаимно связанных между собой ступеней.

Первая ступень воспитания и образования детей от рождения и до 6 лет должна быть материнская школа - воспитание в семье под руководством матери. Это ступень организованного и целенаправленного воспитания и обучения. Занятия должны проводиться по строго определенной программе с применением наиболее простых, доступных детям данного возраста методических приемов. Главная задача - развитие органов чувств, обогащение представлений об окружающей жизни в развитии речи и первоначальных ручных умений ( ранние пед. сочинения « Материнская школа»). В программу входили самые первоначальные сведения по всем основным областям знания. Материнская школа обязана уделять внимание нравственному воспитанию детей.

Вторая ступень - школы родного языка для всех мальчиков и девочек от 6 до 12 независимо от сословной принадлежности. Обучение только на латинском языке. Школа должна, пользуясь родным языком, сообщать знания о вещах окружающего детей мира, совершенствовать владение народным языком; сообщать широкий круг систематизированных, реальных знаний по арифметике, географии, истории, экономической жизни, гос. устройству, должна обеспечивать религиозное воспитание. Коменский требовал создания такой школы в каждом селении.

Третья ступень - гимназия или латинская школа, должна открываться в каждом городе, будучи предназначенной для юношей 12-18 лет, проявивших склонность к занятиям наукой уже в школе родного языка. Изучение «семи свободных наук; большое место отводилось изучению реальных предметов: математики, физики, естествознанию; как самостоятельные отрасли знания фигурировали история, этика; предусматривалось изучение новых языков. И лишь потом изучались риторика и дидактика ( система учебников «Преддверие», «Открытая дверь языков», «Зал», «Школа - игра»).

Четвертая ступень - академии - высшие учебные заведения для молодых людей 18-24 лет, проявивших особые умственные дарования. Академии должны открываться в каждом государстве или крупной провинции. Характеризуется наличием 3 факультетов: юридического, медицинского, богословного. Сообщение ученикам пансофических знаний, т.е.всех обобщенных достижений наук. Реализация программы через кругосветное путешествие.

 

№12.Классно-урочная система. Методы обучения.

Я.А.Коменский выработал оригинальную дидактическую систему, получившую позднее название классно-урочная и сохраняющуюся во многих своих чертах до настоящего времени. Он стремился к такой организации обучения, при которой было бы предусмотрено четкое распределение всех видов школьной работы по годам, месяцам и дням обучения_

При предлагавшейся Коменским системе организации процесса обучения дети одного возраста и приблизительно одного-уровня знаний под общим руководством учителя должны были одновременно продвигаться вперед к единой для всех образовательной цели. Так возникли классы с постоянным составом учеников, учебный год со строго определенным началом и концом, продолжительностью учебного дня - от 4 уроков в школе родного языка до 6 уроков в день в латинской школе. Все это напоминает общую организацию обучения в школах многих стран мира. Я.А.Коменский прекрасно знал и обобщил все положительное, что было достигнуто его предшественниками и современниками в области методики обучения. Он был глубоко убежден, что в области обучения и воспитания в целом действуют законы, общие для природы, а методы школьной работы должны на эти законы опираться.

Требования к огранизации обучения могут быть сведены к следующему: поскольку в школе нужно учить самим вещам, а не обозначающим их словам, обучение должно начинаться с наблюдения за этими вещами, лишь после этого можно обсуждать увиденное. «Золотое правило» - «все, что только возможно представлять для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом...» Постоянно говорил об необходимости ознакомления детей с реальными вещами. Рекомендовал использовать в процессе обучения различные вспомогательные средства -картины, макеты. Благодаря Коменскому принцип наглядности в теории и практике обучения занял прочное место и входит в число ведущих дидактических принципов. Уделял особое внимание раскрытию причинных взаимодействий между явлениями внешнего мира, приучению учащихся к их обнаружению и анализу.

Метод обучения характеризовался стремлением сделать весь пед. процесс разумно организованным и целенаправленным: содержание, расположение и изучение учебного материала должно быть последовательным, переходящим от простого к сложному, от близкого к далекому, от краткого к распространенному. Метод обучения должен был возбуждать у детей радость от овладения знаниями, позволяя без скуки, без окриков и побоев идти по пути познания.

Предлагал систематический учебный труд школьников в классе, выполнение ими дом. заданий, но "при учете уровня их развития и имеющихся знаний, их интересов, направленных на познание окружающего мира. Если содержание и методы будут отвечать возможностям детей, т.е. будут доступны, то весь учебный труд будет восприниматься с радостью.

Только учитывая все это, побуждая ученика к накоплению личного опыта в процессе активной деятельности, можно будет реформировать школу, превратив ее в место, где формируется человеческая личность.

 

№13.Дидактические принципы и их обоснование Коменским.

Коменский в основу познания и обучения -поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «все, что только возможно предоставлять для восприятия чувствами: видимое - должно восприятия зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием;-подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими ' чувствами».К. требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, но с, Конкретных наблюдений над ними. Следует наблюдать, что возможно, в натуре, а в случае невозможности непосредственного наблюдения вещей их надо заменять картинами, моделями, рисунками. К. снабжал свои учебники рисунками. К. выступал против схоластического обучения, которое вбивало в головы 'юношей смесь из слов, изречений, мнений, призывал к выходу из,схоластических лабиринтов.

Бессмысленной механической зубрежке, догматичности обучения к. противопоставил требование сознательности]учения. Он писал: «ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понято рассудком». Ученики с помощью учителя должны ясно осознать, какую пользу приносит изучаемое в повседневной жизни. При изучении явлений необходимо доводить учащихся до Осознания причин этих явлений, «на каждом предмете надо останавливаться до тех пор, пока он не будет понят».

К. настаивал на систематичности обучения. Он указывал необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовывать учебный материал, чтобы , он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. Ь В обучении надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют и обобщают эти факты и призеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному,- от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон.

Большое значение имеет последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, к. советует сначала развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышление и. наконец, речь и руку так как ученик должен уметь1 правильно выразить усвоенное и применить это на деле.

Ценные указания дал К., выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, объяснением основного без излишеств.

Выдвинув дидактическое требование прочности усвоения учащимися учебного материала, к. говорил, что надо закладывать прочное основание, не спешить в обучение, добиваться, что бы ' учащиеся вполне усвоили преподаваемое им: все имеющее связь должно преподаваться в связи. Каждая тема должна резюмироваться в кратких, точных правилах.

Огромное значение для прочного усвоения имеют упражнения и повторение учащимися усвоенного материала. Благодаря им учитель ясно видит, что осталось непонятым учениками. Повторенное неск. раз прочно запоминается. Большую роль имеет развитие умения выразить то, что усвоил. С этой целью К. рекомендует, чтобы учащиеся, усвоив что-либо, старались обучить этому других.

Тому, что следует выполнять, следует учиться на деле, - гов. К.давая правила, по которым следует организовывать упражнения. Для правильного обучения навыкам, надо учащимся дать "определенную форму и норму того, что следует выполнять, употребление инструментов показать на деле, а не только рассказать о них.

 

№14.концепция воспитания Д. Локка. Пути ее реализации: содержание и методы.

Локк выстроил концепцию воспитания джентльмена («Мысли о воспитании»). Джентльмен - высокообразованный, деловой человек, отличающийся утонченностью в обращении с людьми,обладающий качествами дельца и предпринимателя. Дж. должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе.Настоящий дж. должен воспитываться дома.Локк поручал воспитание дж-на хорошо подготовленному и солидному воспитателю.

Огромное значение придавал физическому воспитанию, Поэтому необходимо с раннего детства закаливать тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Ребенок не должен носить теплой одежды, т.к только привычка закаляет тело и делает его выносливым. Пища должна быть простой,т.к. привычка заставляет его любить хлеб, ребенок не приучается есть больше и чаще, чем требует природа. Постель д.б. жесткой, что укрепляет тело. Правильно поставленное физ.воспитание способствует выработке мужества и настойчивости.

Свою мораль Локк выводил из принципа пользы и интересов личности. Настоящий дж -тот, кто умеет достичь своего счастья, не препятствуя в этом другим дж. Поведение чела д.б разумным, поэтому он должен быть дисциплинированным. Он должен подчинять себя велениям рассудка. Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование - важнейшие задачи воспитания. Нельзя противостоять ребенку, но нельзя и удовлетворять его законных пожеланий.

-Нравственное воспитание - выработка правильных представлений добродетелях.

Основа нравств. воспит.- привычка. Средства- упражнения, положительный пример учителей, избежание физических наказаний. Локк выступал противником телесных наказаний .Главные воспитательные средства - пример, среда, окружение ребенка. Особенно важно воспитание устойчивых положительных привычек у детей.

Содержание образования: Дж надо обучать чтению и письму, рисованию, родному языку, фр. языку,лат.языку,географии,арифметике,геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведение по истории, законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам.. Не обременять детскую память всевозможными правилами, а создавать немного законов, но следить за их соблюдением.

Локк рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом.Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что груд на свежем воздухе.

Воспитатель, занимаясь с ребенком, должен будить его интерес к учению, развивать его любознательность. Недопустимо превращать учение в занятия, которые ему не приятны.

 

№15.Концепция естественного и свободного воспитания Ж. Ж. Руссо.

Свою концепцию воспитания Р. изложил в произведении о врожденной доброте человека: это «Эмиль, или О воспитании» (1762).В своей концепции Р. отвергал современную ему образовательно-воспитательную традицию. По его мнению необходимо ввести демократическую систему, которая должна способствовать выявлению у ребенка дарований, заложенных природой. Воспитание будет содействовать развитию ребенка только в том случае, если приобретет естественный характер.Цели воспитания-воспитание самостоятельности мышления, собственного мнения, человечности, добрых чувств, суждений, воли, привычки к труду. Принципы - воспитание в обстановке радости: предоставление ребенку свободы выбора решений и действий: принцип самоценности детства. О природе как факторе воспитания Р. рассуждал следующим образом: ребенок рождается чувственно восприимчивым и получает впечатления от окружающих предметов через органы чувств. По мере роста он становится более восприимчивым, знания об окружающем мире расширяются, изменяются под влиянием взрослых. Такой подход к воспитанию был для того времени принципиально новым, так как вся система школьного воспитания практически игнорировала как возрастные, так и индивидуальные особенности ребенка. Воспитание человека начинается с его рождением и продолжается всю жизнь, и главная задача воспитания - создать человека, в то время как старая система подготавливала из ребенка доброго христианина и добропорядочного гражданина. Для Р. воспитание было искусством развития подлинной свободы человека, зависящей только от него самого. Природа означала для Р. свободу человека и непосредственное развитие его врожденных способностей и влечений. Он призывал родителей развивать в ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность человека. Он не принимал искусственность и стремился ко всему естественному, простому. Р. выступал против потакания детям, уступок к их требованиям, капризам, он утверждал, что ребенок не должен быть полностью предоставлен сам себе. Воспитатель должен сопровождать ребенка во всех его испытаниях и переживаниях, направлять его формирование, способствовать его естественном росту, но никогда не навязывать ему своей воли. В обучении важно соотносить знания с интересами и опытом ребенка. Нужно, чтобы ребенок сам ставил задачу передачи знаний. Р. постоянно акцентировал внимание на значении труда в воспитании. Труд - неизбежная обязанность человека. Трудовое воспитание связано с нравственным, умственным и физическим совершенствованием

 

№16.Ж. Ж. Руссо о возрастной периодизации развития детей и особенностях воспитания в каждом возрасте. 1) 0-2 года. Младенческий возраст: Никакого режима, привычек, не пеленать, не стимулировать развитие природных сил (не учить, ходить, говорить). Быть терпеливым и настойчивым, требовательным, не спешить удовлетворять все детские просьбы. Постоянные физические упражнения. 2) 2-12 лег. Детство. «Сон Разума». Развитие органов чувств, включение в жизненные ситуации, чтобы понять идеи собственности и дисциплины. Не учить чтению и письму. Не вести нравственные беседы. Ребенка ставить в такие условие, когда он постоянно задает вопросы, а воспитатель отвечает на них. Ребенок должен сам изучить мир при помощи органов чувств. Не использовать книги в этом возрасте. 3) 12-15 лег. Умственное, трудовое, нравственное воспитание. Воспитание без программ, расписаний, учебников. Развитие познавательных способностей. Создание ситуаций, выход из которых требует определенного знания. Полезные науки - география, химия, физика биология.Учиться пользоваться всеми наиболее необходимыми в быту инструментами, знать основы различных ремесел, посещать мастерские, наблюдать за работой ремесленников. Трудовая деятельность должна сочетаться с умственными упражнениями. 4) 15-18 лет. Период «бурь и страстей» Нравственное воспитание. Три главные задачи: выработка добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. Развивать положительные эмоции, направленные на гуманное отношение к людям, доброту, сострадание. Достигается это не нравоучениями, а общением и примерами. Удаление юноши от больших городов, где нравственность людей далека от идеала. Особое внимание - изучение истории. Она даст возможность отобрать для воспитания наиболее важный материал, касающийся взаимоотношений людей. Знакомить с религией не раньше 18 лет. Возраст после 20 - наиболее благоприятный для выполнения общественных обязанностей.

№17Педагогические идеи франц.просветителей18в.(Дидро,Гельвеций,Вольтер)

№18.Гуманистическое направление педагогической деятельности И. Г. Песталоцци. Его практическая деятельность и взгляды.

В поисках практических путей вывода людей из жалкого состояния П. был близок к идеям и опыту пиетистов и филантропистов: главное средство - изменение характера воспитания детей, которое должно обеспечить им единство нравственного, умственного и физического воспитания, подготовка к производительному труду через активное участие в нем. П. свои педагогические идеи выводил из практики и старался проверять их действенность в деятельности открывавшихся им Самим воспитательно-образовательных учреждений. Школа для детей бедняков,школы. Из опыта своих педагогических экспериментов П. делал различные выводы. Стремление детей к деятельности и развитие их природных сил требуют максимального упрощения приемов и методов обучения в начальной школе. Родилась концепция - «метод Песталоцци» - система обучения детей, ориентированная на их всестороннее развитие, (формирование «ума. сердца и руки». Ведущей в концепции была новая трактовка идеи природосообразности воспитания - необходимость строить его в соответствии с внутренней природой ребенка и установкой на развитие всех заложенных в нем духовных и физических сил. Эти силы подразделялись: силы знания - предрасположенность к внешнему и внутреннем) созерцанию, силы умения - из задатков к всестороннему развитию тела, силы души - из задатков к тому, чтобы любить, стыдиться и владеть собой. П. разрабатывал идею о взаимосвязи воспитания и развития - усвоение ребенком знаний не оторвано от умения их применять. П. полагал, что обучение детей, особенно первоначальное, должно строиться с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В процессе обучения П. предлагал руководствоваться тремя правилами: учить смотреть на каждый предмет как на целое, знакомить с формой каждого предмета, его мерой и пропорциями, знакомить с наименованием наблюдаемых явлений. Исходя из выдвинутых П. общедидактических положений, он предложил оригинальную методику первоначального обучения детей; раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение изучения родного языка и т.д. Стараясь быть максимально понятым в изложении своих идей. П. выделял первоисточник гуманистических чувств человека. Первый росток нравственности -естественно возникающее чувство доверия, любви к матери. При помощи воспитания П. предлагал расширять круг объектов детской любви: сначала перенести любовь ребенка с матери на отца, сестер и братьев, затем - на учителя и школьных товарищей, чтобы наконец перевести любовь на свой народ и всё человечество. Основа для последующего нравственного развития ребенка -разумные семейные отношения, школьное воспитание будет успешным только в полном согласии с семейным. Главное - это любовь и расположение друг к другу воспитателей и воспитанников. Благодаря идеям и деятельности П. в дидактике начался поворот внимания от учета внешней природы к природе человека.

 

№19.Развитие гуманистических тенденций в педагогической теории Дистервега. Теория развивающего и воспитывающего обучения, ее применение.

Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспитания, исходя из которой он боролся против сословного и подхода к решению педагогических проблем. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан, а не «истинных пруссаков». Любовь к человечеству и своему народу должна развиваться у людей в теснейшем единстве. Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал вслед за Песталоцци природосообразность. Природосообразность воспитания в его трактовке — это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психологии «основу науки о воспитании».

Большой заслугой Дистервега является его отношение к педагогическому опыту как источнику развития педагогики и он выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер.Дистервегу прийти к полному пониманию социальной сущности воспитания. Но важно, что он отошел от индивидуалистической трактовки принципа природосообразности, свойственной Руссо, и подчеркнул необходимость установления тесной связи между воспитанием и духовной жизнью общества. Возрастная периодизация развития и воспитания детей, где выделены три периода: 1. до 9 лет - господство ощущений, реакция на чувственные восприятия; 2. 9-14 лет- господство памяти, формирование абстрактного мышления, умение делать выводы и применять их на практике; 3. свыше 14 лет - господство разума, преобладает рассудочная деятельность, вооружение мыслительными операциями - индукцией, дедукцией, синтезом и т.д., формирование нравственных убеждений.

Одним из основных требований должно быть, по мнению Дистервега. Развитие в детях самодеятельности. Но у подрастающего человека оно приобретает положительное значение лишь в том случае, если будет направлено на достижение определенной цели, которая составляет объективную сторону воспитания. Высшую цель воспитания Дистервег определял как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру». В отличие от Гербарта он считал, что истина, добро и красота являются исторически меняющимися понятиями. «Истина, по словам Дистервега, находится в вечном движении вместе с человеческим родом. Ничто не постоянно, кроме перемены». Как и Песталоцци, Дистервег полагал, что главной задачей обучения является__развитие умственных сил и способностей детей. Но он сделал значительный шаг вперед по сравнению с Песталоцци, указав, что формальное образование неразрывно связано с материальным. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Каждый учебный предмет наряду с его образовательной ценностью имеет еще и нравственное значение. Большое место отводил Дистервег в образовании детей отечественной истории и географии, родному языку и литературе. Особенно высоко ценил он естественныеи математические науки, в которых видел важное средство интеллектуального развития. детей, и считал, что эти науки_должны преподаваться во всех типах общеобразовательной школы. При этом он настаивал, чтобы естествознание и математика в должной мере вооружали учащихся необходимыми знаниями, готовили их к практической деятельности. В начальной школе, по мнению Дистервега, необходимо уделять основное внимание привитию навыков, развитию умственных сил и способностей и умению самостоятельно работать над усвоением учебного материала. Учитель должен обратить особое внимание на развитие всех органов чувств детей путем наглядного обучения. В средней школе «постепенно выдвигается вперед и материальная цель» — вооружение учащихся разносторонними и глубокими научными знаниями. Дистервег требовал расширить учебный план начальной школы, включив в него естествознание, начатки физики, практической

геометрии, географии. Он был горячим защитником реального образования и осуждал современные ему классические гимназии.

Дистервег создал основы теории развивающего обучения. Хорошее обучение возбуждает задатки и самодеятельность человека, развивает его умственно, нравственно, физически. Обучение призвано развить силу ума, внимание, речь, память, воображение, мышление.

№19б.Дидактические принципы и правила в педагогической системе Дистервега.

В «Руководстве к образованию немецких учителей» и в отдельных статьях Дистервег обосновывает элементарный метод обучения, обусловленный зависимостью от процесса обучения, предмета обучения и природных потребностей ребенка. В основе обучения - наглядность, побуждающая познавательные силы ребенка и интерес к учебному предмету, движение от близкого к далекому, от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. (Эти правила были выдвинуты еще Коменским, Дистервег развил их.) Главную роль в воспитании Дистервег отводил интеллектуальному развитию детей, считая, что оно лучше всего достигается в процессе обучения естественным и математическим наукам. Он детально разработал дидактические правила и изложил их в «Руководстве к образованию немецких учителей». Соблюдение этих правил должно обеспечивать воспитывающий, развивающий характер обучения.

Предлагаются четыре группы принципов и правил: принципы преподавания применительно к ученику; правила, относящиеся к предмету преподавания; правила связанные с внешними условиями; принципы, касающиеся учителя. Лучшая форма обучения - эвристическая беседа. Дистервег адресует учителю следующие регулятивы: руководящая роль учителя в развитии детской самодеятельности определяется образно - «учитель для школы - это то же, что солнце для вселенной, при наличии четко разработанного учебного плана и хорошего учебника успех обучения определяется учителем. Учитель должен иметь высокий интеллектуальный уровень, в совершенстве владеть своим предметом - « невозможно дать другому того, что не имеешь сам»; он должен любить свою профессию и детей; обладать сильной волей - «дидактическая способность учителя есть сила твердого характера»; авторитет учителя перед учащимися основан на его справедливости по отношению к ним; учитель личным примером воздействует на учеников, систематически работает над собой, занимается общественной деятельностью - «ты лишь до тех пор способен содействовать образованию духа, пока продолжаешь работать над собственным образованием». Принципы обучения, касающиеся учебного материала, объекта: распределять материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития ученика; задерживаться главным образом на изучении основ, к которым постоянно приходится возвращаться, иначе невозможен настоящий успех; распределять каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части, после которых можно провести обзор и сделать повторение; связывать родственные по содержанию предметы (система взаимосвязанного обучения, при которой пройденное и усвоенное дополняет то, что проходится и усваивается); распределять учебный материал на основе надуманных понятий, общих схем, а рассматривать его всесторонне (это касается математических предметов). Не учитель идет впереди, а ученик за ним следует, движение вперед заключено в самом предмете и ученик может активно участвовать в этом движении; содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки (этот принцип направлен против тех, которые настаивают на историческом изложении учебных предметов, т.е. по мере их постепенного развития во времени). Принципы обучения в соответствии с внешними условиями: проходить со своими учениками предметы скорее последовательно, чем Обучение всегда должно быть простым и никогдане уклоняться от практического направления. Принципы обучения, относящиеся к ученику, к субъекту: начинать обучении исходя из уровня развития ученика. Учи как можно меньше.Полезными для школы стали сформулированные Дистервегом дидактические правила: ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащегося, заинтересованность учителя и ученика.

 

№20Сущность педагогической теории И.Ф.Гербарта и его педагогическая система.

Иоганн Фридрих Гербарт родился в Германии, которая была в это время отсталым, раздробленным государством, оплотом реакции против буржуазных революций. Вся умственная жизнь человека зависит, по Гербарту. от первоначальных представлений, усиленных опытом, общением, воспитанием. Искусство воспитания приобретается учителем в повседневной педагогической деятельности, и тем быстрее, чем глубже и основательнее усвоена им теория воспитания, считал Гербарт. Изучая педагогическую теорию воспитатель не может, конечно, вооружиться готовыми рецептами для различных ситуаций, он готовит самого себя к правильному восприятию. Овладение педагогической теорией дает учителю возможность избежать ошибок в оценке воспитанников, стимулов и мотивов их поведения, значения и сущности их поступков. В соответствии со своей этической теорией, основой которой являются, как указывалось выше, нравственные вечные идеи. Гербарт считал ,что цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека. Обеспечивая возможные цели, воспитание должно сделать круг его интересов шире и полнее, что и будет соответствовать идее совершенства.Процесс воспитания Гербарт делит на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание. Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время, т. е. в процессе самого воспитания. Первое средство управления-- это угроза, которая должна быть дополнена надзором. И. наконец, большое место среди средств управления детьми Гербарт отводит наказаниям, в том числе и телесным. Система различных наказаний была детально разработана Гербартом. она широко применялась в немецких и русских гимназиях.Вся система управления детьми, имеющая своей задачей отвлекать их от беспорядка и нарушений дисциплины. построена у Герберта на насилии и дрессировке. Умственному образованию Гербарт придавал большое значение в деле воспитания. Он считал обучение главнейшим и основным средством воспитания; ввел в педагогику термин воспитывающее обучение. Развивая ценную идею предшествующих педагогов, в частности Песгалоцци, о воспитывающем обучении. Гербарт придал ей одностороннее толкование.Обучение, по Гербарту. должно основываться на многосторонности интересов. Одни из них направлены на познание окружающей действительности, другие — общественной жизни. Гербарт различает шесть самостоятельных видов различных интересов. К интересам первой группы он относит интересы: эмпирический, который как бы отвечает на вопрос, что это такое, и возбуждает стремление к наблюдению: умозрительный, который отвечает на вопрос, почему это так, и настраивает на размышление: эстетический — обеспечивает художественную оценку явлений. Ко второй группе интересов относятся: симпатический, направленный на членов своей семьи и ближайший крут знакомых: социальный — на более широкий крут людей, на общество, свой народ и все человечество. К этой же группе Гербарт относит религиозный интерес, направленный на общение с богом. Одна из важнейших задач образования заключается у Гербарта в возбуждении многостороннего интереса путем изучения различных учебных предметов. Поэтому учащимся следует, по его мнению, дать все усложняющийся крут гуманитарных знаний, сконцентрированных вокруг истории и литературы древних народов. Гербарт высоко ценил древние языки и математику, причем математику главным образом как средство развития мышления, «сильную гимнастик) духа». Вопрос о школьной системе Гербарт решал в соответствии со своими консервативными социальными взглядами. Он предлагал создать следующие типы школ: элементарную, городскую и гим­назию. Между ними не было преемственности, каждый из этих типов школ существовал самостоятельно: из первых двух можно поступать лишь в специальные школы, а из гимназии — в высшие учебные заведения. Как видно из этого, Гербарт был противником единой системы образования. Он был горячим сторонником уже отживающего классического образования. В реальной школе, по его мнению, должны учиться те. кто будет заниматься торговлей,промышленностью. Для тех же. кто предназначался для умственных занятий, руководства и управления ,Гербарт рекомендовал классическое образование. Отвечая на вопрос, как возбудить и поддержать в учениках интерес к учебному материалу, он указывал: «То. что изучается с удовольствием, изучается скоро и основательно усваивается».Обучение не должно быть слишком трудным, но и излишняя его легкость только вредит делу. Гербарт дат также ценные советы о заучивании наизусть. Наиболее эффективным он считал для этого упражнение учеников путем постоянного применения заученного материала в связи с тем, что их интересует. 4 обучения, которые Гербарт назвал: I) ясность. 2)ассоциация. 3) система, 4) метод. Первая ступень ясность —Изучаемое углубленно рассматривается. Вторая ступень — ассоциация — это углубление в состоянии движения. Так как учащиеся еще не знают, что получится в результате связывания нового со старым, Гербарт считал, что в психологическом отношении здесь имеется ожидание, воображение. В дидактическом плане лучше всего проводить беседы, непринужденный разговор учителя с учениками. Третья ступень — система -Поиски учащимся под руководством учителя выводов,. Четвертая ступень — метод— это осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам.Принципы нравственного воспитания у Гербарта противоположны принципам управления.К средствам нравственного воспитания в собственном смысле Гербарт относил следующее: 1. Удерживать воспитанника 2. Определять воспитанника, г. е..3. Устанавливать четкие правила поведения. 4. Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность.5. «Волновать» душу ребенка одобрением и порицанием.6. «Увещевать» воспитанника указывать на его промахи.Гербарт требовал установления непререкаемого авторитета воспитателя.В то же время Гербарт много сделал для разработки педагогики как научной дисциплины.

№21. Вопросы воспитания в социальных учениях Запада во 2 половине 19(Оуэн.Маркс Энгельс)

Конец 18-19вв. были весьма значительным как для развития школьного дела во всех странах Западной Европы. Этому способствовали серьёзные изменения в жизни общества, связанные с бурными развитием промышленности, потребовавшей от всех участников производства нового уровня и содержания образованности. Одновременно на протяжении всего 19 века велась борьба между церковью и государством за руководство школьным делом, особенно когда речь шла о начальных школах, и лишь к концу столетия не везде и не в полной мере преимущество оказывалось на стороне гос-ва. Общим итогом развития общеобразовательной школы явилось понятие практически во всех экономически развитых странах Европы законов об обязательном начальном образовании, известное расширение содержания.

Роберт 0уэн.Особенностью учебно-воспитательных учреждений было отсутствие в них традиционного религиозного обучения. Отрицательное отношение к религии постепенно нарастало. В 1813 г. О. выпускает свой труд «Новый взгляд на общество, или опыт об образовании человеческого характера». в котором утверждает, что характер чел-а определяется независимыми от его воли условиями окружающей среды. Пороки и недостатки людей, их проступки обусловлены той обстановкой, в которой они живут. Человек, говорил он, никогда не создавал свой характер и не может его создать. О. полагал, что если изменить условия среды и воспитания, то можно сформировать любой хар-тер. Новая организация общества будет, таким образом, достигнута путём воспитания и просвещения народа. Появятся новые люди, которые мирным путём установят социалистические отношения.. К. Маркс и Ф.Энгельс установили, что люди - активные участники истории . которые в процессе революционной практики изменяют общественные отношения и одновременно свою собственную природу. К1817 году О. разуверился в том , что сможет убедить капиталистов и английский парламент изменить социальный строй и установить социализм. В своих выступлениях О. подверг резкой критике капиталистический строй, который основан на неравенстве. Эксплуатации и заблуждениях. Будучи утопистом, он полагал, чтоновый строй создан не путём революции, а путём создания коммунистических общин, кооперативов, справедливого обмена между1 товаропроизводителями, и в особенностями организованного воспитания. Воспитание в новом, коммунистическом обществе будет всесторонним, образование - подлинно научным. Умственное образование будет соединено с физическим: воспитанием и производительным трудом. Иначе будет поставлено и нравственное воспитание: оно будет осуществляться в духе коллективизма. Роберт Оуэн первый обосновал и реализовал идею общественного воспитания детей с первых лет их жизни и создал первое в мире дошкольное учреждениё для" детей пролетариата. Он не понимал роли классовой борьбы пролетариата в деле преобразования общества, не осознавал, что достигнуть коммунистического строя и осуществить разумное I воспитание можно только в результате пролетарской революции. В то же время О. и другие социалисты - утописты выдвинули ряд замечательных идей ,в том числа и в области воспитания, которые были критически использованы К. Марксом и Энгельсом . при создании подлинно научной системы коммунистического воспитания.

К.Маркс и Ф. Энгельс. Учение М. и Э. о воспитании является органической частью научного коммунизма. Они установили обусловленность общественного сознания общественным бытиём, а это дало возможность выявить социальную природу воспитания и его классово- исторический характер. В «Манифесте Коммунистической партии» М и Э показали, что воспитание определяется общественными отношениями; они выяснили, что цели и задачи воспитания, его содержание и методы изменяются в различные эпохи, а в одну и ту же эпоху различно понимаются различными общественными классами. М и Э дали глубокую и разностороннюю критику буржуазного воспитания. Они установили, что господствующие эксплуататорские классы превращают воспитание в орудие угнетения трудящихся, в средство укрепления своего классового господства. На основании изучения огромного фактического материала Э в работе «Положение рабочего класса в Англии» , М. в «Капитале» дали подлинную картину всех сторон воспитания, которое получают дети рабочих в капиталистическом обществе, а также ужасающих условий жизни трудящихся и членов их семей. Умственное воспитание: М. поставил на 1 место умственное воспитание. ;, Овладению теорией, науке , образованию основоположники марксизма придавали огромное значение. Наука для М. была , "исторически движущей , революционной силой. Такое же значение придавал науке и Э.критикуя взгляды Дюринга о том , что в I школе" будут учить детей « главным выводам наук относительно миро- и жизнепонимания», Э. выдвинул требование последовательного , систематичного обучения. Э. требовал глубокого и серьёзного изучения каждой науки. Он указывал на огромные успехи естествознания, категорически возражал против описательного его преподавания. Знания приобретают путём настойчивого, упорного труда. Недопустим поверхностный подход к овладению знаниями. Но М и Э предупреждали, что важна «не наука для науки», а наука, тесно связанная с жизнью, с борьбой за лучшее будущее человечества. Физическое воспитание: Всесторонне развитый человек должен получить надлежащее физическое воспитание . М. в «Капитале» неоднократно ,« подчёркивал значение гимнастики как(средства воспитания, большое значение он придавал и военным упражнениям. В статье « Может ли Европа разоружиться» Э. обстоятельно освещал вопрос о физическом воспитании молодёжи. Он рекомендовал обучение в школах гимнастике и военному строю, считая, что это разовьёт учащихся в физическом отношении. Основоположники марксизма , выступая за разностороннее физическое воспитание, стремились создать крепкое , сильное и смелое молодое поколение пролетариата, которое во время грядущих революционных боёв сумеет добиться решающих побед, бороться против контрреволюции. Нравственное воспитание. Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения находит решение в учении о происхождении и сущности морали. М и Э установили, что мораль есть продукт исторического развития и, как формы идеологии, обусловлена определёнными общественными отношениями. В условиях классового общества мораль носит классовый характер. В 1«Манифесте...» М и Э вскрыли классовую сущность буржуазной морали, в основе которой , лежит интерес накопления капитала, бурж. обществе идёт война против всех. Основоположники марксизма обосновали учение о коммунистической морали. Для коммуниста самое важное ,чтобы революционизировать существующий мир,выступить против сложившегося положения и изменить это положение. В процессе борьбы за новый общественный строй формируются и элементы новой морали. Важнейшей чертой новой морали М и Э считают коллективизм. Только в коллективе получит индивидуум : средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков,и, только в коллективе возможна личная свобода. Рабочий класс борется за высокие идеалы коммунизма, несущие счастья всему человечеству. Только ком-кое воспитание -[ подлинно нравственное воспитание.

№22 Основные пед. течения 19-нач.20в.

С конца 19 века традиционная школа и педагогика стали подвергаться всё нарастающей критике по двум основным

.: принципам: экономической w политической. В первом случае им ставилось в вину несоответствие школьного образования новым общественно- экономическим условиям , которые были вызваны переходом капитализма в империализм. Вторая причина обусловливалась необходимостью противодействия влиянию марксизма, идей социализма на молодёжь. Эти две причины, одновременно и задачи, привели к тому, что на рубеже веков появляется большое количество различных реформаторских течений, особенно в Германии, где тогда находился центр мирового социалистического движения.

Экспериментальная педагогика складывалась одновременно во многих странах мира. Её представители Э. Мейман (Германия), О .Декроли (Бельгия), Э. Клапаред(Швейцария)АБине (Франция), Э.Торндайк и др.Цель этой педагогики- найти

I новые методы изучения ребёнка путём эксперимента. Проведённые исследования, по словам Бине, позволили выдвинуть на первый план психологию ребёнка, чтобы из неё с математической точностью вывести воспитание, которое он должен получить. Сторонники экспериментальной педагогики стремились уйти от умозрительности, опереться на факты, полученные при изучении поведения ребёнка путём комплексного подхода к нему(педагогика, психология, психопатология, анатомия, физиология).Свою педагогику они называли внеклассовой, потому что видели в воспитании только биологическую сущность. Первоначально выступали против педагогического эксперимента на уроке, отстаивали искусственное изучение отдельных психических процессов. С особым вниманием относились к дидактической теории. В качестве главного был провозглашён принцип «саморазвития детской личности». Основные принципы и подходы к экспериментальной педагогике определил Эрнест Мейман в трёхмерном издании «Лекции по введению в экспериментальную педагогику». На её основе в Англии была разработана теория врожденной умственной и одарённости. Она получила сторонников во Франции и особенно в США.В трудах американца С. Холла и француза А. Бине экспериментальная педагогика переродилась в педологию. А Бине и Т.

1 Симон предложили с помощью тестов определять индивидуальные способности учащихся. Бине утверждал , что в процессе воспитания следует опираться на врождённые данные. Социальную среду как фактор воспитания он рассматривал излишне прямолинейно. Положительным у него было стремление разрушить школьную традицию, сохранявшую главным средством обучения слово учителя. Ребёнок усваивает хорошо то. Что касается его непосредственно». Ценными были также требования Бине « выкраивать обучение по мере способностей», выявлять конкретные причины неуспеваемости ученика. Однако предлагая строить обучение в гомогенных группах , члены которых обладали бы сходными способностями и уровнем развития. Бине не объяснял природу самих способностей. Мало убедительным кажется его утверждение, будто все люди т рождения делятся на« практический» и «литературный» типы, отчего якобы и зависит их судьба.

Педагогика действий создана в Германии Вильгельмом Лаем в рамках экспериментальной педагогики. Её основополагающая идя - всякое внешнее раздражение вызывает реакцию, ответное движение во всех организмах, начиная с простейших и кончая человеком. Следовательно, в основе воспитания и обучения также должны лежать реакции- действия, протекающие всегда по определённой схеме рефлекторного акта: восприятие- переработка- выражение. Человек получает некоторое влияние извне, мысленно его перерабатывает и полученные представления передаёт , выражает с помощью различных средств(слова, рисунка, жеста, пантомимы, игры и т. д.)Особая роль отводилась третьему компоненту схемы-выражению. Он и является собственно реакцией, действием, направленным на приспособление к окружающей обстановке и самовыражение. От данного компонента и произошло название теории. Для того чтобы ребёнок научился правильно реагировать на окружающую обстановку предлагал организовать такую социальную микросреду, которая вынуждала бы его согласовывать свои действия с законами природы и волей данного сообщества людей. При этом труд должен быть не отдельным предметом, апринципом преподавания при широком использовании самых разнообразных средств выражения. Школу, работающую в рамках данной системы, нередко называли иллюстративной. Лай разработал новый учебный план, в котором преподавание подразделялось на «наблюдательное» и «изобразительно- формальное». В первом блоке были предметы, изучавшие жизнь природы и человека, т. е. то . что связано с восприятием : естественная история, физика , химия . география ...Во второй блок входили предметы , дающие материал для выражения. Это явно искусственное разделение ,|так как один и тот же предмет мог быть уместно представлен в обоих блоках. Школа, по убеждению немецкого педагога, должна готовить лояльных граждан государства, важное место при этом должно отводиться религии. •

Педагогика прагматизма родилась в США на основе философии прагматизма. Представители этого течения считают, что прагматизм стоит выше идеализма и материализма, они не признают объективных законов развития мира, заменяя их переживаниями, ощущениями самих людей. Именно это , утверждают прагматисты, составляет единственную реальность, объективной истины не существует. Истинным объявить можно всё, что отвечает интересам. Так, например, поскольку идея Бога даёт удовлетворение, поскольку она полезна, значит, она является истинной и Бог существует. Долгое время главой философии прагматизма был американский педагог Джон Дьюи. Он создал собственную и по-своему последовательную педагогическую концепцию, основанную на связи школы с жизнью, соответствии школьного образования интересам и органическим потребностям ребёнка, активизации учебного процесса, образовательном и воспитательном значении трудового обучения. Воспитание Дьюи - рассматривает как систему формирования молодых людей, оптимально приспособленнв1Х к жизни в условиях свободного предпринимательства. В её основе лежит положение философии прагматизма о том, что всякая теория лишь средство приспособления, инструмент для действия и её критерием является практическая полезность , а не объективная истинность. Дьюи разработал свой вариант педагогики, который назвал инструментализм, где на первое место в обучении выдвигается опыт,- накопленный детьми. Отсюда вытекала идея о необходимости такой организации обучения, которая основывается на самопроизвольных интересах и личном опыте детей , где каждое действие обучаемого становится инструментом открытия и способом добывания очередной истины. Педоцентризм - ведущий принцип педагогики прагматизма, согласно которому в центре всей школьной жизни стоит ребёнок. Основные положения пед.теории Дьюи: отсутствие заранее составленных учебных курсов, материал обучения берётся из окружающей жизни, обучение через делание, ребёнок определяет как качество . так и количество обучения, «среда воспитывает, а жизнь учит», отрицание классово-урочной системы и руководящей роли учителя. Соединив познание и деятельность, Дьюи представил процесс решения обыденных

I детских проблем из 5 ступеней: ощущение проблемы(затруднение), обнаружение проблемы и её определение, поиск возможных решений .выявление путём умозаключений следствий из вероятного решения, дальнейшие наблюдения и эксперименты, подтверждающие правильность или неправильность принятого решения.

 

21. Реформаторская педагогика о содержании, формах и методах обучения в экспериментальных школах.Шетерсен. Френе. Дьюи. Монтессори. Штайнер. Пархерст

С конца XDC в. традиционная школа и педагогика стали подвергаться критике в вину несоответствия школьного образования новым общественно-экономическим условиям, и потому что школа не удовлетворяла данному социальному заказу + было необходимо противодействие влиянию марксизма. Эти причины привели к тому, что стало появляться большое количество реформаторских течений. Одним из ярких представителей реформаторской педагогики являлся американский педагог Джон Дьюи, который стоял у истоков прагматизма(прагма - дело, действие). Он считал, что в основе отбора лежит принцип полезности, «истинно то, что полезно», а значимость пользы приносит самоудовлетворение. Он создал собственную и по-своему последовательную пед. Концепцию, основанную на связи школы с жизнью, соответствии школьного образования интересам и потребностям ребенка, активизации учебного процесса, образовательном и воспитательном значении трудового обучения.

Дьюи разработал собственный вариант педагогики - инструментализм, где на 1 место выдвигал опыт, накопленный детьми. При этом знания не явл. ведущими. Воспитание - реконструкция опыта ребенка: обогащение опыта, накопленного детьми, является более важной задачей, чем сообщение им систематических знаний. Дьюи считал революцией в педагогике педоцентризм - ведущий принцип педагогики прагматизма, где

в центре всей шк. жизни стоит ребенок. Ребенок узнает новое не ради самих знаний, а ради деятельности и интересуется тем, что может сделать сам.

Основные положения:

* отсутствие заранее составленных учебных курсов

* Материал обучения берется из окружающей жизни

* Обучение через делание

* Ребенок определяет как качество, так и количество обучения

* Отрицание классно-урочной системы и руководящей роли учителя

Ребёнку присущи 4 основные вл





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.