МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Критерии педагогических инноваций





Формирование инновационной направленности предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. Принимая во вни­мание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно оп­ределить следующую совокупность критериев педагогических нов­шеств: новизны, оптимальности, высокой результативности, воз­можности творческого применения инновации в массовом опыте.

Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение как к оценке научных педагогических иссле­дований, так и передового педагогического опыта. Поэтому для учителя, желающего включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого ново­го, каков уровень новизны. Для одного это может быть действи­тельно новое, для другого оно таковым может не являться. В этой связи необходимо подходить к включению учителей в инноваци­онную деятельность с учетом добровольности, особенностей лич­ностных, индивидуально-психологических характеристик. Вы­деляют несколько уровней новизны: абсолютную, локально-аб-


солютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью из­вестности и областью применения (М.С.Бургин).

Введение оптимальности в систему критериев эффективности педагогических инноваций означает затрату сил и средств учите­лей и учащихся для достижения результатов. Разные учителя могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достиже­ние высоких результатов при наименьших физических, умствен­ных и временных затратах свидетельствуют о ее оптимальности.

Результативность как критерий инновации означает опреде­ленную устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фик-сируемость результатов, однозначность в понимании и изложе­нии делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания.

Возможность творческого применения инновации в массовом опыте рассматривается нами как критерий оценки педагогических инноваций. В действительности если ценная педагогическая идея или технология остается в рамках узкого, ограниченного примене­ния, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом новшестве. Возможность применения инноваций в массовом педагогическом опыте на начальном этапе подтверждается в деятельности отдель­ных учителей и воспитателей, но после их апробации и объектив­ной оценки они могут быть рекомендованы к массовому внедрению.

Знание вышеизложенных критериев и умение их использовать при оценке педагогических инноваций создают основу для педа­гогического творчества.

Анализ специальной литературы и опыта деятельности школ свидетельствует о недостаточной интенсивности применения пе­дагогических новшеств в практике работы учебных заведений. Можно выделить как минимум две причины нереализованное™ педагогических инноваций. Первая причина состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессио­нальной экспертизы и апробации. Второй причиной является то, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, са­мое главное, в личностном, психологическом отношении.





Раздел V. Основы управления педагогическими системами


Глава 25. Инновационные процессы в образовании



 


Четкое представление о содержании и критериях педагогиче­ских инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведе­ний объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. То­ропливость во внедрении инноваций не раз приводила школу к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по про­шествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом и распоряжением.

Одной из основных причин подобной ситуации является от­сутствие в школах инновационной средыопределенной мораль­но-психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы. Отсутствие такой инновационной среды проявляется в ме­тодической неподготовленности учителей, в их слабой информи­рованности по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллек­тиве снижает коэффициент "сопротивления" учителей нововве­дениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной де­ятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогическим инновациям.

§ 2. Повышение квалификации учителей и их аттестация

Методическая работа в школе как фактор повышения педагогиче­ской культуры

Профессиональная подготовка учителя не заканчивается в сте­нах педагогического учебного заведения, она продолжается на про­тяжении всего периода профессиональной деятельности. Непре­рывность профессионального образования учителя является необ­ходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием по­стоянного развития индивидуального педагогического опыта. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учите­ля идет более интенсивно, если личность занимает позицию ак­тивного субъекта деятельности, если практический индивидуаль­ный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профес­сиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддержи­вается и поощряется творческий профессиональный поиск.


В соответствии с планами повышения квалификации учителей один раз в пять лет они проходят специальное обучение в ИУУ или на специальных факультативах педагогических учебных за­ведений. Практика показывает, что знания, полученные учителя­ми при специально организованном обучении на базе ИУУ и педвузов, нуждаются в практической доводке, в осмыслении и апробации в школе. В таком случае и приходит на помощь спе­циально организованная в школе система методической работы.

Методическая работа может в значительной мере удовлетво­рить запросы учителей по совершенствованию научно-методиче­ской подготовки при условии ее индивидуализации и дифферен­циации. Организация методической работы на дифференцирован­ной основе обусловлена рядом объективных и субъективных пред­посылок, прежде всего необходимостью учета жизненных и про­фессиональных установок, ценностных ориентации, опыта и уровня профессионализма учителей в работе по совершенствова­нию научно-методической подготовки. Важным представляется также сохранение и развитие положительного опыта школы, ее традиций в деятельности методических служб. Все это является объектом управления и руководства для заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи, содержание, организационные ос­новы четко и ясно представляют для себя не только директор школы, завуч, но и учителя.

В общем виде задачи методической работы в школе можно сформулировать следующим образом:

формирование инновационной направленности в деятельнос­ти педагогического коллектива школы, проявляющейся в систе­матическом изучении, обобщении и распространении педагоги­ческого опыта, в работе по внедрению достижений педагогичес­кой науки;

повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей;

организация работы по изучению новых образовательных программ, учебных планов, образовательных государственных стандартов;

обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;

организация работы по изучению новых нормативных доку­ментов, инструктивно-методических материалов;



Раздел V. Основы управления педагогическими системами


Глава 25. Инновационные процессы в образовании



 


оказание научно-методической помощи учителям на диагно­стической индивидуализированной и дифференцированной осно­ве: молодым учителям; учителям-предметникам; классным руко­водителям и воспитателям; учителям, испытывающим определен­ные затруднения в педагогической работе; учителям, имеющим небольшой педагогический стаж; учителям, не имеющим педаго­гического образования, и др.;

оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования;

повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.

Содержание методической работы учителя целесообразно оп­ределять через составные части профессионально-педагогической культуры как наиболее обобщенной характеристики деятельности учителя: общекультурную подготовку учителя; методологическую культуру; исследовательскую культуру; профессионально-нравст­венную культуру; воспитательную культуру; диагностическую культуру; управленческую культуру. Содержание методической работы конкретизируется по каждому направлению формирова­ния профессионально-педагогической культуры и может быть предметом изучения в течение длительного времени.

Участие учителей в методической, инновационной деятельно­сти способствует в конечном итоге формированию личной педа­гогической системы, формированию индивидуального стиля пе­дагогической деятельности.

Организация методической работы может существенно отли­чаться в зависимости от типа школы, ее местоположения и др. Наибольшие трудности в этом отношении возникают в сельской средней малокомплектной школе, насчитывающей от 50 до 100 учащихся и 10 — 12 учителей. Опыт работы сельских школ по­казывает целесообразность объединения учителей нескольких таких школ в кустовые методические объединения на базе какой-либо большой сельской школы.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.