Версия об имперских мотивах Сталина Эта точка зрения объясняет действия Сталина исключительно прагматически-имперскими соображениями. Согласно ей, Сталин некоторое время выбирал между Германией, с одной стороны, и Великобританией и Францией, с другой, но, столкнувшись с недобросовестностью последних, предпочёл остаться в стороне от войны и воспользоваться выгодами от «дружбы» с Германией, прежде всего утвердив политические интересы СССР в Восточной Европе. Оценки влияния договора на последующие события разными историками существенно различаются. Одним из последствий договора считается утрата независимости Польши, Литвы, Латвии и Эстонии. По мнению ряда историков, благодаря договору Советский Союз: вернул территории, ранее принадлежавшие Российской империи, расширив, таким образом, свои пределы. отложил на два года начало войны и избежал войны на два фронта. предотвратил создание враждебной ему коалиции между Германией, Англией и Францией. Германии договор позволил избежать войны на два фронта (с Францией с одной стороны и СССР с другой) при нападении на Польшу в сентябре 1939 года. Г. А. Куманёв считает, что это соглашение наносило урон международному престижу СССР и вело к свертыванию в стране антифашистской пропаганды. По мнению Куманёва, пакт представлял для СССР не более чем временное достижение нестабильного нейтралитета и, тем не менее «плюсов» для Советского Союза всё же больше. Пакт давал СССР выигрыш времени, в то время как Гитлер приступил к осуществлению масштабных военных действий против целого ряда государств. По мнению Н. В. Павлова, договор не означал никаких изменений в проводимой до этого антисоветской политике и программных целях Германии. Гитлер пытался избежать войны на два фронта и обеспечить свободу действий в Польше и на Западе, чем он и воспользовался. Как считает российский историк О. Б. Мозохин, заключение договора с Гитлером подорвали международный авторитет Советского Союза как реальной силы, способной противостоять нацизму. По мнению историка В. П. Смирнова, хотя пакт «значительно облегчил Гитлеру изоляцию и разгром Польши», но его «нельзя считать ни причиной нападения Германии на Польшу, ни причиной Второй мировой войны». 42.Никита Сергеевич Хрущёв (1894 - 1971) —Первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 годы, Председатель Совета Министров СССР с 1958 по 1964 годы. Необразованный человек, он устраивал проработки деятелям науки, литературы и искусства, безапелляционно судил о людях. «Кукурузник», как он сам себя называл, Хрущев искал выход из затруднений в сельском хозяйстве повсеместным разведением кукурузы, в том числе за полярным кругом. Он был недоволен Академией наук, недостаточно послушной и слишком независимой. Он даже высказался за ее ликвидацию. Хрущев осуществил произвольный передел земель, настояв на передаче Крыма Украине. Он потребовал размещения советских ядерных ракет на Кубе, что привело к Карибскому кризису, едва не закончившемуся атомной войной. Хрущев был причастен к сталинским чисткам и репрессиям. В 1956 году на XX съезде партии он произнес свою знаменитую речь с разоблачением «культа личности» Сталина. У него не хватило сил и возможностей для радикальной перестройки советской системы. Но он положил начало важному для дальнейших судеб страны процессу десталинизации. Период правления Хрущёва иногда называют «оттепелью»: была разрушена система ГУЛАГа, из тюрем и лагерей вышли на волю сотни тысяч людей, были реабилитированы невинно осужденные. Снизилось влияние идеологической цензуры. Советский Союз достиг больших успехов в покорении космоса Хрущев желал улучшить материальное положение народа. Он был инициатором увеличения пенсий и массового жилищного строительства. Лично участвовал в разработке проектов однотипных пятиэтажек, названных в народе «хрущевками», которые позволили тогда миллионам людей переселиться из коммуналок в отдельные квартиры. При нем была ликвидирована крепостная зависимость крестьян, которым стали выдавать паспорта, и разрешили передвигаться по стране. Вместе с тем, с именем Хрущёва связаны и значительное усиление карательной психиатрии, и расстрел рабочих в Новочеркасске. На его правление приходится высшее напряжение Холодной войны с США. Это был человек, весьма одаренный от природы. Он подкупал своей прямотой, но в то же время бывал излишне самоуверен и груб. С одной стороны, Хрущев пытался многое изменить, а с другой — вынужден был следовать традициям прошлого. Хрущев оказался не в силах порвать с командно-административной системой партийно-советского строя. Он примитивно понимал свое предназначение в жизни, верил в возможность достижения коммунистических идеалов. Хрущев надеялся войти в историю как великий реформатор, но потерпел фиаско, хотя многие из поставленных им целей имели важное значение для страны. Хрущев Н.С. был сложной противоречивой личностью. Ему сложно было преодолеть в себе наследие прошлого, но самое главное, он попытался это сделать, он показал этот путь. Он не знал другой жизни и других способов решения проблем. 43.Холодная война — это состояние напряженной конфронтации между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с 1946 по 1991 год (45 лет). Название «война» условно, так как эта конфронтация не была войной в прямом смысле. Одной из главных составляющих конфронтации была идеология. Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями является основной причиной холодной войны. Две сверхдержавы пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам. Существуют две точки зрения по проблеме виновности сверхдержав в развязывании «холодной войны». 1-я точка зрения: в развязывании «холодной войны» виновны США. Аргументы: 1) Создание атомной бомбы и разработка планов ведения войны против СССР с применением атомного оружия. 2) Фултонская речь У. Черчилля, произнесенная в присутствии президента США Г. Трумэна. 3) Доктрина Трумэна. 4) Создание военных баз вдоль границ СССР. 5) Создание ФРГ. 6) Создание НАТО. 7) Участие в Корейской войне. 2-я точка зрения: в развязывании «холодной войны» виновен СССР. Аргументы: 1) Курс И. В. Сталина на жесткое противостояние с Западом и новую войну. 2) Установление советского контроля над странами Восточной Европы и попытки расширить сферу советского влияния в других регионах мира. 3) Блокада Западного Берлина. 4) Участие в Корейской войне. 5) Создание атомной бомбы и включение в гонку вооружений. 6) Руководство международным коммунистическим движением. Я считаю, что одностороннее обвинение либо СССР, либо США не несостоятельно, обе сверхдержавы внесли свою лепту в развязывание «холодной войны». В подтверждение цитаты из статьи американского ученого Геддиса: «…История редко бывает столь проста, чтобы ее можно было представить в категориях «белого» и «черного». При рассмотрении такого сложного вопроса как истоки холодной войны, нелогично и неразумно пытаться полностью обелить одну сторону и возложить всю вину на другую». 44.1) Экономическая реформа 1965 года в СССР — реформа планирования и управления народным хозяйством Советского Союза, осуществлённая в 1965—1970 годы. В СССР известна как Косыгинская реформа (разг.), на Западе как реформа Либермана. Проведение реформы осуществлялось под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. 2) По мнению английского журналиста, данная реформа – это эксперимент. Цель его – удовлетворение потребителя. Результат: заигрывание с некоторыми методами капитализма – механизмом цен (цены будут устанавливаться путѐм переговоров между фабрикой и магазином), прибылями как проверкой продуктивности. 3) Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий: 1. Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования — советы народного хозяйства, созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства. 2. Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9-ти). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования. 3. Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража. 4. Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов — фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства). 5. Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия — не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции. Косыгинская реформа, по мере ее проведения дала взаимоисключающие результаты - положение отдельных предприятий действительно улучшилось, но ухудшилась ситуация в экономике в целом, началась дезорганизация налаженных годами административных связей. В итоге стране возник дефицит. Плановую систему не удалось совместить с отдельными приемами рынка. В итоге к концу 1960 г.г. Косыгинская экономическая реформа была свернута. Государство вновь перешло к диктату в экономике, предприятия жестоко подчинены плану, а отраслевые министерства вновь стали всесильными. 45.а) Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, также известный как Хельсинкский заключительный акт, Хельсинкские соглашения или Хельсинкская декларация — документ, подписанный главами 35 государств в столице Финляндии Хельсинки 30 июля — 1 августа 1975 года. Совещание проходило в три этапа, на котором был принят Заключительный акт, в котором, несмотря на различие позиций его участников в области политики, экономики и идеологии, удалось отразить то общее, что служит укреплению мира и безопасности в Европе и во всём мире, расширению взаимовыгодного сотрудничества между государствами. В Заключительном акте подведён политический итог 2-й мировой войны, подтверждена нерушимость сложившихся в Европе границ, сформулированы 10 основополагающих принципов, которые должны определять правила и нормы взаимоотношений между государствами — участниками Совещания: Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету. Неприменение силы или угрозы силой. Нерушимость границ. Территориальная целостность государств. Мирное урегулирование споров. Невмешательство во внутренние дела. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой. Сотрудничество между государствами. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву. б) В 1976 году СССР начал модернизацию своих ракет среднего радиуса действия в Европе. Это обеспокоило лидеров Западной Европы, которые опасались, что Америка не сможет оказать им помощь против растущей ядерной мощи СССР. В декабре 1979 блок НАТО принял решение разместить в Западной Европе новейшие американские ракеты. Безопасность Советского Союза оказалась под угрозой, и он развернул кампанию против размещения новых американских ракет и был даже готов идти на уступки, демонтаж части своих ядерных вооружений в Европе. Новый президент США Рональд Рейган предложил в 1981году так называемый «нулевой вариант» – вывод всех советских и американских ядерных ракет среднего радиуса действия из Европы. Но в этом случае здесь оставались бы британские и французские ракеты, направленные на СССР. Брежнев отказался от «нулевого варианта». Окончательно разрядку похоронило вторжение советских войск в Афганистан в 1979. «Холодная война» возобновилась. В 1980–1982 США вели против СССР серию экономических санкций. В 1983 президент США Рейган назвал СССР «империей зла». Началась установка новых американских ракет в Европе. В ответ на это генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов прекратил все переговоры с США. 46.Брежнев был в целом человеком благожелательным, он не любил осложнений и конфликтов ни в политике, ни в личных отношениях со своими коллегами. Когда такой конфликт все же возникал, Брежнев старался избежать экстремальных решений. Верный традициям и консервативный по своему складу, он больше всего опасался резких движений, крутых поворотов, крупных перемен. Он прежде всего позаботился о том, чтобы свести на нет радикальные начинания Хрущёва, восстановить то, что доказало свою стабильность ещё в сталинские времена. Он старался обойтись без мало-мальски серьёзных преобразований не только в экономике. Последнее десятилетие правления Брежнева было оценено как период застоя и упадка, стремление сохранить в неприкосновенности старую систему общественных отношений, прежнюю систему руководства партией, обществом, народом. 47.Важнейшие задачи экономического и социального развития решались практически на экстенсивной основе. Это приводило к искусственному дефициту трудовых ресурсов. Сохранялись прежние основы управления, основанные на определенных показателях, что вынуждало предприятия выполнять планы любой ценой. Это лишало потребителей возможности влиять на производство. Эта система лишала производственников как инициативы, так и ответственности за свой труд, для них главной заботой было выполнение плана. В результате народное хозяйство страны несло большие потери, ежегодно недополучая продукции на многие миллиарды рублей. Нарастал дефицит государственного бюджета, увеличивался внешний финансовый долг. В этих условиях не дали эффекта и меры советского руководства по переводу экономики с экстенсивного на интенсивный путь развития на основе развертывания научно-технической революции. Отрицательную роль играла нарастающая милитаризация экономики. Все исследования, не носившие военно-прикладного характера, игнорировались. Те же технические разработки, которые появлялись в оборонных исследованиях, засекречивались и не находили применения в гражданской промышленности. Все это тормозило внедрение достижений науки и техники в производство. Освоение новых технологий и изделий затягивалось на десятилетия, в то время как на Западе на это уходило несколько лет. Существующая система управления и стимулирования производства подрывала стимулы к высокопроизводительному качественному труду, губительно отражалась и на фундаментальных научных разработках. Над наукой и исследованиями был установлен мелочный контроль. Именно в этот период, в начале 80-х годов, начались подготовительные работы по переброске части стока северных рек в реку Волга, а также поворота сибирских рек в Среднюю Азию и Казахстан. В рассматриваемый период руководство страны предпринимало немало усилий и по повышению эффективности сельскохозяйственного производства. Попыткой разработать эффективную аграрную политику были решения мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС. Важным элементом этой реформы было обоснование необходимости перехода от административных методов управления сельским хозяйством к экономическим, а также широкое внедрение хозрасчета, закладывались основы для преодоления перегибов предшествующих лет относительно «отмирания» личного подсобного хозяйства у крестьян. Новые условия хозяйствования не вписывались в прежнюю систему управления сельским хозяйством. Администрирование, некомпетентное вмешательство в дела колхозов, совхозов продолжали действовать. Увеличивался аппарат управления сельским хозяйством. Тяжелое экономическое положение колхозов и совхозов усугублялось несправедливым обменом между городом и деревней. Удорожание сельхозтехники, грабеж со стороны десятков обслуживающих организаций, значительный разрыв между закупочными и розничными ценами привели к тому, что к началу 80-х годов многие колхозы и совхозы оказались убыточными. Попытки решить проблемы сельского хозяйства только путем увеличения объема капитальных вложений не принесли ожидаемого результата. Значительная часть направляемых средств расходовалась на строительство дорогостоящих и гигантских комплексов, загонялась в «стены» вместо повышения плодородия земель, социального переустройства села и налаживания хранения и переработки сельхозпродукции. Страна вынуждена была резко увеличить импорт мяса, масла, зерна, сахара. За 20 лет он возрос в денежном выражении в 10 раз. В середине 80-х годов почти повсеместно было введено нормированное снабжение по ряду продуктов питания. Снова появились карточки. Бесхозяйственность и безалаберность резко обострили и экологическую ситуацию в стране. В 104 городах страны загрязнение воздуха превысило предельно допустимые нормы, что привело к выпадению кислотных дождей, уничтожающих все живое и ухудшающих здоровье людей. Недостатки и противоречия в экономике сказывались и на социальном уровне жизни людей. Рост денежных доходов населения продолжал отставать от производства товаров и услуг. Повышение же цен в середине 70-х годов на так называемые «товары промышленного спроса» привело к повышению цен на все товары. В результате этого вначале исчезли товары для детей, а позже – и другие товары. В середине 80-х годов в стране наступил товарный голод, приведший к массовому дефициту и многочасовым очередям. Но в целом, по сравнению с нищетой конца 30-х годов и послевоенным периодом, в 60 - 80-е годы положение основной части населения страны значительно улучшилось. 48.Билет 48 49.Билет 49 50.Билет 50 |