МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тенденции и принципы гуманистического воспитания





Воспитание как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой.

А.Н.Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредова­ны отношением человека к другим людям, его деятельность все­гда включена в общение. Общение в своей исходной внешней форме (совместная деятельность, речевое или мысленное обще­ние) составляет необходимое и специфическое условие развития человека в обществе1. В процессе общения ребенок, человек на­учается адекватной деятельности. Этот процесс и является по сво­им функциям процессом воспитания.

Среди гуманистических тенденций функционирования и раз­вития воспитания в целостном гуманистическом процессе необ­ходимо выделить главную — ориентацию на развитие личности. При этом чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации куль­турно-гуманистической функции. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий в системе гумани­стических принципов воспитания — принцип непрерывного об­щего и профессионального развития личности. Ведущий он по­тому, что все остальные принципы, имея в своей основе эту за­кономерность, подчинены ему, обеспечивая внутренние и внеш­ние условия его осуществления. Именно в этом смысле гумани­зация образования и рассматривается как фактор гармоничного развития личности. Таким воспитание становится в' том случае, если, согласно Л.С.Выготскому, ориентировано на "зону ближай­шего развития". Данная ориентация требует выдвижения целей образования, которые обеспечивали бы не обязательно универ-

1 См.: Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1972. — С. 409.


сальные, но обязательно объективно необходимые базисные каче­ства для развития личности в том или ином возрастном периоде.

Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбо­ру содержания образования. Он требует повышения статуса гу­манитарных дисциплин, их обновления, освобождения от прими­тивной назидательности и схематизма, выявления их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой — важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ.

Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает ее к деятельно­сти. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечело­веческой и профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобра­зовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукты развития. Это обусловливает особую важность реализации деятельностно-го подхода как стратегии гуманизации технологий и воспитания.

Процесс общего, социально-нравственного и профессиональ­ного развития личности приобретает оптимальный характер, ко­гда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономер­ность обусловливает единство реализации деятельностного и лич­ностного подходов. Личностный подход требует отношения к уча­щемуся как к уникальному явлению независимо от его индиви­дуальных особенностей. Данный подход требует и того, чтобы сам воспитанник воспринимал себя такой личностью и видел ее в каждом из окружающих людей. Личностный подход предполага­ет, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности для них, а не как к средству для достижения своих целей.



Личностный подход — это и персонализация педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адек­ватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступ­ков). Деперсонализированное педагогическое взаимодействие жестко детерминируется ролевыми предписаниями, что противо-


238 Раздел III. Теория целостного педагогического процесса


Глава 14. Воспитание в целостном педагогическом процессе 239


 


речит другому гуманистическому принципу — полисубъектного (диалогического) подхода. Данный принцип обусловлен тем, что только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармонич­ное развитие личности. Педагог не воспитывает, не учит, а ак­туализирует, стимулирует стремления учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. Ес­тественно, что при этом особое значение имеют профессиональ­но-ценностные ориентации педагога, связанные с его отношени­ем к учащимся, к преподаваемым предметам, к педагогической деятельности.

Диалогизация педагогического процесса — это не возврат к "парной педагогике", поскольку она требует применения целой системы форм сотрудничества. При их внедрении должна соблю­даться определенная последовательность, динамика: от макси­мальной помощи педагога учащимся в решении учебных задач к постепенному нарастанию их собственной активности до полной саморегуляции в обучении и появления отношений партнерства между ними.

В то же время саморазвитие личности зависит от степени ин­дивидуализации и творческой направленности педагогического процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосред­ственную мотивацию учебной и других видов деятельности, ор­ганизацию самодвижения к конечному результату. Это дает воз­можность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в созда­нии условий для самореализации личности, выявления (диагно­стики) и развития ее творческих возможностей.

Гуманистическое воспитание в значительной степени связано с реализацией принципа профессионально-этической взаимоот­ветственности. Он обусловлен закономерностью, согласно ко­торой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно предполагает их гуманистический образ жизни, соблю­дение норм педагогической этики.

Сущностная специфика выделенных принципов состоит не только в передаче некоторого содержания базовых знаний и фор­мировании соответствующих им умений, но и в совместном лич-


ностном и профессиональном развитии участников педагогиче­ского процесса. Принципы гуманистического воспитания — это концентрированное, инструментальное выражение тех положе­ний, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых пе­дагогических ситуациях и при любых условиях организации об­разования. Все принципы определенным образом соподчинены, представляя собой иерархическую систему, причем каждый из них предполагает другие и реализуется только при условии осу­ществления всех остальных принципов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте определение понятий "воспитание" и "воспитательная ра­бота".

2. Каковы цели и задачи гуманистического воспитания?

3. Дайте аксиологическую характеристику личности.

4. Какова сущность мотивационно-ценностного отношения личности?

5. В чем сущность воспитания как процесса интериоризации обще­человеческих ценностей?

6. Назовите ведущие тенденции и принципы гуманизации образова­ния.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа це­лостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993.

Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. — Ростов н/Д, 1994.

Опыт разработки концепций воспитания / Под ред. Е.В.Бондаревской. Ч. 1,2.— Ростов н/Д, 1993.

О человеческом в человеке / Под ред. И.Т.Фролова. — М., 1991. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Избр. пед. соч.: В 3 т. Т. 3. — М., 1979.

Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. Фромм Э. Человек для себя. — Минск, 1992.

Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отече­ственных теорий личности. — Ростов н/Д, 1995.



Раздел III. Теория целостного педагогического процесса


Глава 15. Формирование базовой культуры личности



 


Глава 15. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе

• Философско-мировоззренческая подготовка школьников • Граждан­ское воспитание в системе формирования базовой культуры лич­ности • Формирование основ нравственной культуры личности • Тру­довое воспитание и профессиональная ориентация школьников • Фор­мирование эстетической культуры учащихся • Воспитание физической культуры учащихся

§ 1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников

Понятие о мировоззрении

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, со­циально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достиже­ния мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает чело­века научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.

Научные знания выступают как часть, сторона, подтверждение диалектического взгляда на мир. Рассматривая научное мировоз­зрение как способ осмысления, понимания и оценки объектив­ной реальности, мы обнаруживаем, что оно представляет собой связь между различными знаниями, идеями, понятиями, образу­ющими определенную научную картину мира. В качестве элемен­тов этой системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на оп­ределение человеком своего места в окружающей его социальной и природной среде. Но окружающая человека действительность чрезвычайно многообразна, как многообразны и те отношения, в которых человек находится с миром. И поскольку в своей прак­тической и познавательной деятельности человек соотносит себя с какой-то определенной стороной действительности, мир высту­пает перед ним как бы в разных своих проекциях. Соответствен­но этому и сам человек, как бы проецируя себя на разные сто-


роны мира, выделяет или различает в себе качественно опреде­ленные стороны, познает себя в различных аспектах.

В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутрен­него, объективного и субъективного. Субъективная сторона ми­ровоззрения состоит в том, что у человека формируется не толь­ко целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимании и переживании сво­его "Я", своей индивидуальности, своей личности.

У человека, достигшего того уровня развития, когда его мож­но назвать личностью, все свойства и качества приобретают оп­ределенную структуру, логическим центром и основанием кото­рой становится мировоззрение. Соединяя в себе сложную сово­купность ценностных отношений человека к окружающей дейст­вительности, научное мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. Благодаря этому формируются миро­воззренческие убеждения.

Мировоззренческие убеждения и действительность.Убеждения, как и знания, есть субъективное отражение объективной реальности, результат усвоения коллективного и индивидуального опыта лю­дей. Как и знание, сознание отдельного человека существует толь­ко в связи с сознанием общественным. Отдельные люди усваи­вают ("присваивают") знания, накопленные обществом в ходе его истории, в процессе развития общественной практики. Таким об­разом, воздействие на личность осуществляется прежде всего в процессе утверждения в ее сознании научного знания о природе и обществе.

Но сознание не определяется только знаниями и через знания. Знания должны быть актуальны для человека, т.е. приобрести для него субъективный, личностный смысл. Одни понятия, идеи, нормы могут быть человеку внутренне близкими, а главное, дей­ственными, другие же остаются только словесным знанием. Убеждения — это не нечто "знаемое " и "понимаемое ", это зна­ния, перешедшие во внутреннюю позицию личности. Выполняя регулятивную функцию, убеждения определяют весь духовный строй личности — ее направленность, ценностные ори­ентации, интересы, желания, чувства, поступки. Они заключают в себе веление действовать в соответствии с объективными тре­бованиями общественного прогресса, с познанной человеком не­обходимостью. Пока личность не осознает эти требования как объективную необходимость, она может воспринимать веление



Раздел HI. Теория целостного педагогического процесса


Глава 15. Формирование базовой культуры личности



 


должного как навязанное ей извне, чуждое и противное ее стрем­лениям и умонастроениям. Пока человек пробуждается к деятель­ности внешней необходимостью, не перешедшей в его внутрен­нюю потребность, не ставшей его собственной волей, он дейст­вует без внутреннего горения, активности, без мобилизации всех ресурсов.

Сознание, на каком бы уровне оно ни находилось, всегда имеет своим результатом определенную оценку, некое знание действи­тельности. Это знание может относиться к сфере житейского, обыденного сознания, которое складывается под влиянием тра­диций, настроений, привычек, носящих порой весьма консерва­тивный характер. Оно, это знание, может также функционировать в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, от­ражающих наиболее существенные, закономерные связи и отно­шения объективной действительности. Речь, таким образом, идет о том, что в реальной жизни существует как стихийное, так и научное мировоззрение.

Рост науки обусловил не только развитие ее теоретического ап­парата. Он наложил отпечаток на формы и стиль современного мышления, одна из черт которого — стремление к строгой фак­тической достоверности.

Факты действительности становятся фактами науки, если они поднимаются до уровня теоретических обобщений. Отражая об­щие и наиболее существенные стороны множества явлений, обоб­щения служат средством их объяснения и предвидения, дают принципы решения не только тех задач, на основе которых они были выведены, но и всех других, относящихся к данной цело­стности.

Среди мировоззренческих обобщений чрезвычайно важная роль принадлежит методологическим идеям, в которых с наибольшей полнотой и глубиной раскрываются внутренние законы действи­тельности. Отражая не только сущее, но и должное, такого рода идеи выступают одним из механизмов организации и получения научного знания. Поэтому в процессе формирования мировоззре­ния надо уделить особое внимание формированию методологи­ческих понятий, обобщений, идей, характеризующих действитель­ность и ее теоретические основания.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.