МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Занятие№ 3. Слова-сорняки. Чистота речи





Чистота речи — отсутствие в ней лишних слов, слов-сор­няков, слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуме­стного их употребления. К сожалению, многие вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете и др. Это производит очень неприятное впечатление. В книге С. Соловейчика «Учение с увлечением» приводится письмо трех подружек. Они пишут:

«Когда нас вызывают к доске, появляется какая-то робость, страх. И тут все нужные слова бессмысленно и бесследно исчезают, зато язык щедро снабжает речь такими фразами: «Это, как ее...», «Ну, значит...» и так далее. И главное, если б не знали. А то ведь знаем, учим, понимаем».

Один из читателей газеты «Неделя» обратил внимание на то, что в выступлениях журналистов по радио и ЦТ слишком часто стали звучать вводные словосочетания скажем так, бу­дем так говорить, например: «Каждая школа получила воз­можность, скажем так, стать яркой, самобытной», «Я посетил, будем так говорить, сувенирный цех», «Обсуждение проектов законов затягивается, скажем так», «Момент, действительно, скажем, весьма своеобразен».

В последнее время наблюдается пристрастие к слову бук­вально и словосочетанию по большому счету. Их используют и где нужно, и где не нужно. Так, в газете «Известия» читаем: «Вас выдернули из отпуска буквально прямо с пляжа». Здесь буквально лишнее, достаточно сказать прямо с пляжа. Особен­но часто буквально относится к словам, указывающим на вре­мя: «Буквально на днях я встречался с Виктором Хлыстуном»; «К системе буквально на днях подключены первые пользовате­ли»; «Буквально на днях ИТАР-ТАСС сообщил»; «Буквально на следующий день последовало заявление начальника»; «Не надо забывать, что буквально завтра не появятся трубопроводы»;

«Буквально через несколько дней меня посетил представитель товарищества». Один из ведущих ОРТ 29 июля 1999 г. даже сказал: «Буквально сегодня-завтра».

Слова-сорняки не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь гово­рящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психо­логически действуют на слушателей, которые начинают под­считывать количество таких слов в устном выступлении. По­добную ситуацию описал журналист А. Суконцев в одном из своих фельетонов:

«Мой знакомый электрик, человек с юмором, пришел однажды с лекции.

— Ну, как — спросил я, — понравилась?

Он молча положил переде мной листок бумаги, весь испещрен­ный крестиками и кружочками.

— Что это?

— Крестик — это «значит», а кружочек — «так сказать». Сто восемнадцать крестиков и сто восемьдесят четыре кружочка за два часа...

Сами понимаете, о содержании лекции говорить как-то не хо­телось».

Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Это и волнение во время говорения, и неумение мыс­лить публично, подбирать нужные слова для оформления сво­их мыслей и, конечно, бедность индивидуального словаря го­ворящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.

Вопросы и задания:

1. Прочитайте предложения из газеты «Известия» так, как они напечатаны, а затем, опустив сочетание по большому счету. Скажите, изменяется ли при этом смысл предложения?



1. По большому счету Таможенный союз не был экономически выгоден его основателям. 2. Самому Ельцину по большому счету все равно, кто возглавляет его администрацию. 3. Как вы думаете, по большому счету, кто такой Березовский? 4. Я не боялся, я жил. И жил, по большому счету, радостно. 5. Несчастный инженер Га­ранин, не виноватый по большому счету ни в чем.

2. Прочитайте вслух отрывок из письма читателя газеты «Известия» Станислава Белякова, соблюдая указанные в нем осо­бенности звучания текста. О каком речевом недостатке говорит автор? Можно ли этот недостаток считать нарушением чистоты речи? Аргументируйте свой ответ.

Уважаемая, а-а-а-а-а-э-э-э-э, редакция!

Давно я-а-а-а-а собирался вам, м-м-м-м-м, написать письмо по- о-о-о-о поводу вот такого, э-э-э-э-э, оборота речи, а-а-а-а, тех, кто выступает, м-м-м-м-м, перед телезрителями ежедневно, ежечасно с у-у-у-утра до, м-м-м-м-м, глубокой ночи...

Признайтесь, достал?

А каково тем, кто слушает и смотрит по ТВ ежедневно ведущих и ведомых, ученых и не очень, Шандыбиных и политических деяте­лей разного уровня и... даже, э-э-э-э, педагогов словесности? Раз­ных людей, но, увы, с одними и теми же речевыми недостатками.

К большому сожалению, удивлению, огорчению приходится констатировать: Шендеровичей, Сванидзе, Шараповых, Сороки­ных, Познеров, Пономаревых, Зайцевых, Леонтьевых — единицы! А не менее 90 процентов — экающих, бэкающих, укающих, окающих, мычащих, жующих, бормочущих...

Довела меня до точки кипения и заставила-таки сесть за это пись­мо только что просмотренная телепередача «Российские тайны: след­ствие ведет ТВЦ». Не бекал и не мекал лишь один — ведущий Олег Вакуловский. Остальные — ученые, экстрасенсы, приглашенные жур­налисты известных газет — грешили в этом плане безбожно.

Занятие №4.

1.Ситуативное задание:Вы совсем не согласны с мнением своего

авторитарного руководителя. Вы не хотите и не можете молчать. Как вы поступите?

2.Говорение:

4. Говорение

« Как правильно общаться с людьми». https://www.youtube.com/watch?v=hcILCCmHrVs

 

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.