МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Занятие № 2 Содержательность речи





Неделя 9

Тема: Критерии образцовой речи

Занятие № 1 Нормы литературного языка. Типы норм.

 

Важнейший признак литературного языка — наличие в нём строго определённых правил — норм; например, слова километр, договор должны произноситься с ударением на последнем слоге.

Нормы — это относительно устойчивые правила употребления языковых единиц, принятые в обществе в качестве образцовых. Следование нормам обязательно для всех образованных людей.

Нормы литературного языка охватывают разные языковые единицы; включают в себя правила произношения и ударения (орфоэпические нормы), правила употребления слов и устойчивых сочетаний (лексические нормы), правила образования слов (словообразовательные нормы), правила образования грамматических форм (например, форм рода, числа, падежа) и правила сочетаемости слов и объединения их в словосочетания и предложения (грамматические нормы), правила употребления языковых средств в соответствии со стилем речи (стилистические нормы), наконец, правила написания слов и постановки знаков препинания (орфографические и пунктуационные нормы). Таким образом, нормы действуют на всех уровнях литературного языка.

1. Нормой признаётся то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то, что будет... Норма есть идеал, раз и навсегда достигнутый, как бы отлитый на веки вечные. (А. М. Пешковский)

2.Норма — это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов... из числа сосуществующих... (С. И. Ожегов)

3. Норма сочетает в себе черты устойчивости, с одной стороны, и изменчивости — с другой, для неё характерно наличие вариантов. (С. А. Виноградов)

Слово орфоэпия — интернациональное оно существует во многих языках и обозначает одно и то же систему правил произношения. В переводе с греческого orthos — прямой, правильный, a epos — речь; орфоэпия буквально — правильная речь. Орфоэпическая норма единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного образцового произношения и правильной постановки ударения. Произносительные нормы современного русского языка сложились ещё в первой половине XVIII в. но первоначально — как нормы московского говора, которые лишь постепенно стали приобретать характер национальных норм. Русское литературное произношение закрепилось приобрело характер национальной нормы в первой половине XIX в. (По М. Хрымовой)

Вопросы и задания:

1. Прочитайте определения нормы литературного языка, принадлежащие разным учёным. Сравните их. К какому стилю они относятся?

2. . Назовите признаки нормы, которые подчёркиваются в каждом из определений. Составьте план «Признаки нормы литературного языка».

3.Прочитайте, спишите и разбейте текст на абзацы, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите средства связи предложений в тексте.

Занятие № 2 Содержательность речи

Речь считается содержательной, если она имеет внутрен­ний смысл.

Не случайно уже в древнерусском языке одно из значении слова смысл было «разум, рассудок, ум». В таком значении оно оставалось известным и в 19 веке. Вспомним строчки из «Рус­лана и Людмилы» А.С. Пушкина: «Руслан томился молчали­во, и смысл и память потерял». Таким образом, содержатель­ность речи зависит от степени умственного развития говоря­щих, от их интеллекта. Это подтверждает и пословица «Красно поле пшеном, а беседа умом».



Содержательные лекции, выступления, романы, статьи доставляют человеку наслаждение, приносят радость, обогаща­ют новыми знаниями. Недаром народ говорит: «Хорошую речь хорошо и слушать», «В чужой беседе всяк ума наберется». Пословицы имеют в виду не пустословие, а содержательный, умный разговор.

Отсюда предупреждение, определяющее отношение к слову, речи, языку: «Когда говоришь — думай», «Слово не зря молвится», «Не бросай слов на ветер», «Не следует слова тратить попусту», «Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь». И в этих пословицах озабоченность о содержательной стороне речи: обдумай то, что хочешь сказать, слова подбирай соответственно смыслу.

Сколько юмора, иронии заключает в себе пословица «Из пустого и порожнее переливать», «Пустое дело подобно пустому разговору», « И от того и от другого никакой пользы». «Наговори­ли, что наварили, а глянь ан нет ничего», «Во многословии не без пустословия», «Говорит день до вечера, а послушать не­чего», «Много наговорено, да мало сказано». Как видим, по­словицы порицают бессодержательные речи, разговоры, ниче­го не дающие ни уму, ни сердцу.

Чтобы речь была содержательной, информативной, обога­щала слушателей, привлекала их внимание, важно, работая над текстом, осмыслить:

-какие положения будут развиты;

-что нового вносится в решение вопроса;

-что остается спорным и требует дальнейших размышлений;

-насколько высказываемые мысли аргументированы;

-какова авторская позиция. Вопросы и задания:1. Какая речь считается содержательной?

2. Объясните значение пословиц в тексте.

Задание № 3Качества правильной речи

 

Речь - это внешняя, формальная сторона текста; она всегда имеет не только языковую структуру и её организацию, но и выражаемый ею, по существу, неязыковой (или внеязыковой) смысл, ради которого и во многом подчиняясь которому она строится. Речь оказывается явлением не только лингвистическим, но и психологическим и эстетическим. Именно поэтому люди давно заметили хорошие и плохие стороны речи и давно делают попытки объяснить их, в частности, прибегая к таким словам, как «точная», «правильная», «красивая», и т.д.
Перечислим основные признаки речи:
Во-первых, речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени,

Реализуется в пространстве.
Во-вторых, речь активна, линейна, стремится к объединению слов в речевом потоке. В отличие от языка она менее консервативна, более динамична. подвижна.
В-третьих, речь как последовательность вовлеченных в нее слов отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна и неупорядочена.
Речь имеет ряд характеристик – темп, продолжительность, тембр, степень громкости, артикуляционную четкость, акцент.
Говоря о правильной хорошей литературной речи, мы говорим о речевой культуре.
Она предполагает, прежде всего, соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала» или образца. Языковая норма — это центральное понятие речевой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших.
Однако культура речи не может быть сведена к перечню запретов и определений «правильно-неправильно». Понятие «культура речи» связано с закономерностями и особенностями функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Оно включает в себя и предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения новую языковую форму. Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами.
Понятие нормы важно для любого литературного языка. Даже в художественно-беллетристическом стиле, где широко используется свобода выбора языковых средств и сказывается своеобразие индивидуальной манеры писателя, невозможен полный отход от общенациональной нормы, ибо «язык подлинно художественного произведения не может далеко и значительно отступать от основы общенародного языка, иначе он перестанет

быть общепонятным».
Нормы литературного языка – не застывшие раз и навсегда формы. Они изменяются во времени. Однако следует подчеркнуть, что при всех возможных изменениях и сдвигах русский язык устойчиво сохраняет в веках свою нормативно-литературную основу.

Как это ни парадоксально, дать определение хорошей правильной речи не так просто. В обществе происходят со временем явные сдвиги в представлениях об эталоне хорошей речи. Тем не менее, мы можем говорить об определенных критериях хорошей речи, которыми являются: правильность; содержательность; точность и ясность; логичность; уместность;
чистота; богатство и выразительность.

В основе хорошей речи лежит прежде всего ее правильность, это тот базис, на котором основываются все прочие качества образцовой речи. Говорящий должен быть уверен, что создаваемый им текст соответствует всем нормам литературного языка: орфоэпическим, акцентологическим, морфологическим, синтаксическим, лексическим, стилистическим. Письменная речь должна соответствовать также орфографическим и пунктуационным нормам.

Вопросы и задания:

1. Какие характеристики имеет речь?

2. Какие критерии имеет правильная речь?

3. Какими качествами обладает образцовая речь?

 

Занятие №4. 1.Ситуативное задание:1. Какие вопросы следует задать в начале беседы с клиентом, чтобы узнать его потребности? Вспомните, пожалуйста, о чём Вас спрашивал продавец во время последней важной покупки. С помощью каких вопросов он завязал разговор?

2.Говорение:

« Как общаться и как мы говорим» Дискуссия. https://www.youtube.com/watch?v=1eb_YcZwKPs

 

Неделя 10

Тема: Правильность речи.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.