ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Обмен опытом между музыкантами И Латинской Америке XX века ». Выполнил студент 1 курса отделения «Оркестровых духовых и ударных инструментов» Хазиев Газинур США Если в начале XX столетия ведущие американские симфонические оркестры постоянно пополнялись музыкантами из европейских стран, среди которых были и выходцы из России, то в последнее время США опираются в основном на собственные кадры оркестрантов. Современные композиторы США пишут для духовых инструментов много интересных сочинений. В первую очередь к ним следует отнести концерт для кларнета со струнным оркестром, арфой и фортепиано известного американского композитора Аарона Копленда (р. 1900). Концерт, сочиненный в 1948 году, великолепно звучит в исполнении знаменитого кларнетиста Бенни Гудмена. Еще одно произведение Копленда написано для кларнета — фортепианный секстет с кларнетом (1937, на основе музыки его второй симфонии). Другой американский композитор, Уолтер Пистон (1894 -1976) создавший объемное творческое наследие в различных музыкальна жанрах, среди духовых инструментов отдал предпочтение флейте. Его единственный балет, поставленный в 1938 году, носил названий «Невероятный флейтист»; среди камерных сочинений имеются Три пьесы для трио духовых инструментов (1926), соната для гобоя и фортепиано (1931), квинтет для флейты и струнных инструментов (1942), соната для флейты и фортепиано (1942), фантазии для английского рожка, валторны, струнных и арфы (1954), квинтет для духовых Инструментов (1956). Наиболее характерной для стиля композитора представляется соната для флейты и фортепиано. Она написана современным гармоническим языком, музыка ее окрашена в теплые лирические тона. Композитор предоставил исполнителю широкую возможность продемонстрировать не только богатую выразительность звучания флейты, но и ее безграничную виртуозность. Порывы чувств, смутность настроений составляют содержание первой части. Здесь и приглушенные «вздохи» флейты и ее задумчивый монолог, тревожные ритмы и фейерверки пассажей солиста, скорбно-просящие интонации и маршевость. Задумчивая кантилена звучит в Adagio. Солист и аккомпаниатор вначале как бы рассказывают каждый о своем, дополняя друг друга, а затем сливаются воедино. Виртуозный финал, следующий за второй частью без перерыва, полон бодрости и блеска. Общий колорит музыки приподнятый, праздничный. Один из известнейших композиторов Америки Самюэл Барбер (1910—1981) написал концерт для флейты, гобоя, трубы и струнного оркестра (1944), который в нашей стране не исполнялся. Ему же принадлежит «Летняя музыка» для квинтета духовых инструментов ми-бемоль мажор и квартет для трубы, валторны, тромбона и тубы («Фанфары»), посвященный С. Кусевицкому. Заметный след в развитии сольного и камерного духового исполнительства оставили также отдельные произведения американских композиторов — соната для кларнета и фортепиано Л. Бернстайна, соната для трубы К. Кеннана и другие. Ведущее место в подготовке музыкантов в стране занимает Джульярдская музыкальная школа, выпускающая и высококвалифицированных исполнителей на духовых инструментах. Среди американских флейтистов лучшими считаются Уильям Кинкейд, Джорджес Барере, Дориот Дваер. К видным музыкантам относятся также гобоисты Генри Шумен, Ральф Гомберт, Джон де Ланей, кларнетисты Стенли Дракер, Чино Джиоффи. Роберт Маркелус, фаготисты Бернард Гарфельд, Леонард Шаров, валторнист Филипп Фаркаш, Дале Клевенгер, Морис Секон, Джамес Таглино, Масоне Джоунс, Антон Хорнер, трубачи Уильям Ваччиано, Рожер Вуазин, Армандо Гиталла, Ирвин Буш, Давид Хикман, Луис Давидсон, Томас Стевенс, Аллен Виззутти, Эдвард Тарр, тромбонисты Том Эверетти, Вилл Гобсон, Нейл Химфелд, Генри Смит, тубисты Роже Бобо, Джон Флетчер и другие. Однако лучшим представителем американской школы игры на духовых инструментах остается Бенджамин Дейвид Гудмен (1909-1985) — замечательный кларнетист-виртуоз и дирижер джаз оркестра. Бенни Гудмен много выступал и как исполнитель классической музыки в качестве солиста-концертанта и ансамблиста. Он является первым исполнителем многих современных произведений, которые были ему посвящены. Среди них сочинения Стравнского, Копленда, Бартока и других композиторов Восходящей звездой называют в США трубача Уинтона Марсалиса (p. 1962). В семнадцать лет он получил стипендию и обучался в Джульярдской музыкальной школе. В 1983 году одна крупных фирм звукозаписи Си-Би-Эе выпустила одновременно его грампластинки: джазовую («Думай об одном») и классическую (концерты для трубы Гайдна, Гуммеля, Л. Моцарта). Обе пластинки были удостоены высокой награды в области музыки — «премии Грамми». На международном опросе критиков, проведенном журналом «Даун бит», Марсалис был назван лучшим джазовым трубачом в 1982, 1983 и 1984 годах. Одна из его последних грампластинок включает в себя сочинения для трубы стиля барокко в сопровождении английского камерного оркестра под управлением Р. Леппарда. О высоком уровне сольного исполнительства на духовых инструментах в США говорит тот факт, что, например, призом «Хрустальная грампластинка» за последние два десятка лет были награждены следующие трубачи: Давид Хикман, Томас Стевенс Антони Плог, Михаэль Гунн, «Трубачи Далласа» (ансамбль), Геберт Кларк, Генри Хиггинс (корнет), Бьюрон Персон. В США весьма развито также ансамблевое музицирование. Вот неполный перечень камерных ансамблей медных духовых инструментов, ведущих концертную деятельность: Американский Брасс-квинтет, Аннаполис Брасс-квинтет, Военный Брасс-квинтет. Чикагский Брасс-квинтет, Брасс-квинтет университета Колорадо, Группа трубачей Далласского симфонического оркестра, Группа трубачей Денверского симфонического оркестра, Брасс-квинтет «Empire», Ансамбль трубачей штата Флорида, Ансамбль трубачей Иллинойского университета, Брасс-квинтет Тео Мертенса, Трубная группа Миннесотского оркестра, Брасс-хор Миннесотского университета, Нью-йоркский Брасс-квартет, Нью-йоркский Брасс-квинтет, Трубный ансамбль Северозападного университета, Трубный ансамбль университета штата Огайо, Группа трубачей симфонического оркестра штата Техас, Западный Брасс-квинтет. Широкой популярностью в США пользуются духовые оркестры. Многие учебные заведения страны располагают прекрасными коллективами. В 60—70-е годы в Советском Союзе с успехом выступали духовые оркестры Мичиганского и Миннесотского университетов, Филармонический духовой оркестр университета штата Айова и другие. Серьезные концертные программы, замечательные солисты-духовики, слаженная ансамблевая игра — все говорит о большом внимании, которое уделяется этому жанру музыкального искусства. Американскую исполнительскую школу отличают высокая культура ансамблевой и оркестровой игры, стремление к постоянному совершенствованию технических навыков, всемерное улучшение конструкций самих инструментов и широкое использование различных их видов. Но иногда в игре американских солистов при исполнении старинной и классической музыки наблюдается некоторая небрежность по отношению к авторскому тексту, к исполнении мелизмов, к темповым обозначениям. Канада За последние десятилетия значительно оживилось исполнительство на духовых инструментах в Канаде. Слушатели Северной Америки. Европы и Ближнего Востока высоко оценили исполнение как традиционного репертуара, так и современной музыки квинтета деревянных духовых инструментов «Йорк Уиндз» (Канада). В его составе: Дуглас Стюард (флейта), Синтис Стелдж (гобой), Пол Грайс (кларнет), Харкус Хеннигар (валторна), Джерри Робисон (фагот). Квинтет имел несколько европейских турне, участвовал в концертах, посвященных Стравинскому в Торонто, в Эдмонтоне, Виннипеге, Монреале. За высокохудожественные записи музыкальных произведений ему присуждена премия Союза композиторов Канады за «лучший альбом классической музыки». Не менее известен другой квинтет — «Канадиен Брасс» в составе: Фредерик Миллз и Рональд Ромм (трубы), Трем Пейдже (валторна), |Оджин Уоттис (тромбон), Чарльз Делленбах (туба). Многие музыканты помнят их концерты в Москве, прошедшие с большим успехом. Латинская Америка Среди композиторов Латинской Америки выделяется бразильский музыкант и дирижер Эйтор Вила Лобос (1887—1959). В его творческом наследии свыше тысячи произведений в самых различных жанрах. Наиболее значительными являются 14 пьес «Шорос» («Плачи») для различных составов инструментов. Стилизованные в манере бразильской, индейской и старинной негритянской музыки, «Шоросы» отличаются пряностью гармоний, своеобразием и красочностью мелодики. Таковы, например, квинтет для деревянных духовых инструментов в жанре «шорос», сочиненный в 1928 году, или «Шорос № 4» для трех валторн и тромбона, относящийся к 1926 году. Наряду с циклом пьес «Шорос» широко известны «Бразильские бахианы» для самых различных составов инструментов. Они посвящены памяти И. С. Баха. Так, в пьесе № 6 (1938) композитор соединил флейту и фагот. Поочередно солируя и аккомпанируя друг другу, эти инструменты сначала в лирической «баховской» арии, а затем в бурной фантазии создают своеобразный звуковой колорит. Перу Вилы Лобоса принадлежат также квартет для флейты, гобоя, кларнета и фагота, а также ряд различных инструментальных пьес, среди которых «Танец семи нот» для фагота и камерного оркестра. Как и другие сочинения композитора, «Танец семи нот» передает специфику национального мелодического и гармонического языка, своеобразие ритмики, имеет оригинальную полифоничность фактурного изложения. На фоне бархатного и пряного оркестра звучит стремительная тема фагота, состоящая из семи нот. Далее на протяжении всей пьесы эта последовательность из семи звуков, трансформируясь, преображается в различные темы, подголоски, фигурации, приобретает самую разнообразную эмоциональную окраску. Пока еще рано говорить о высоком профессиональном уровне исполнительства на духовых инструментах в странах Латинской Америки, Среднего и Ближнего Востока; симфонические оркестры здесь комплектуются зачастую из музыкантов, выписанных из Европы и США. Многие советские исполнители также в соответствии с международными соглашениями работают в оркестрах и музыкальных учебных заведениях ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки. Обмен опытом между музыкантами В настоящее время в США существуют организации, ставящие своей целью объединение оркестровых музыкантов всех стран, обмен опытом между ними, совершенствование их артистического мастерства и повышение уровня преподавания. Эти организации формируются по специальностям и возглавляются видными музыкантами. Так, в области медных духовых инструментов активно работают следующие организации: Международное валторновое общество (International Horn Society, сокращенно IHS), основанное в 1970 году и насчитывающее в 1986 году более двух тысяч членов; Всемирное братское общество тубистов (Tubists Universal Brotherhood Association, сокращенно TUBA), возникшее в I971 году и включающее 1800 членов; Международная ассоциация тромбонистов (International Trombone Association, сокращенно ITA), организованная в 1972 году, 2500 членов; Международная гильдия трубачей (International Trumpet Guild, сокращенно ITC), основанная в 1975 году, 3000 членов. К работе обществ охотно привлекаются музыканты других стран мира. Каждая из названных организаций регулярно, раз в год, проводит конгрессы, на которых наряду с научно-методическими докладами большое место занимают концертные выступления учащихся, победителей предварительных конкурсов, и известных исполнителей-профессионалов. Большое место на них отводится рекламе фирм, выпускающих духовые инструменты. Вышеуказанные общества регулярно издают иллюстрированные журналы: «International Horn Society „Horn Call"», «T.U.B.A. Journal», «International Trombone Association Journal», «International Trumpet Guild Journal». Музыканты-духовики часто встречаются и на других всемирных симпозиумах. Так, в июне 1976 года в швейцарском городе Монтрё состоялся Первый международный конгресс по специальностям: валторна, труба, тромбон и туба, активными участниками которого были известные советские музыканты Т. А. Докшицер и В. М. Буяновский. Они выступили с докладами, приняли участие в открытых уроках и концертах. Тематика докладов, прочитанных на конгрессе, была самой разнообразной: Р. Шилке (США) — «О внутренней акустике медных духовых инструментов», К- Ховальд (Дания) — «Труба в Скандинавии», Б. Теквелл (Великобритания) — «Английские традиции игры на валторне», Ж. Барботе | (Франция) — «Валторна во Франции», X. Бауман (ФРГ) «Немецкие традиции валторны», И. Ланцки-Отто (Швеция) «Валторна в оркестре», Адриан ван Войденберг — (Нидерланды) «Валторна в камерной музыке», М. Линд (Швеция) — «Туба в Скандинавии», П. Кетмен (Великобритания) —«Туба в Англии», В. Хоза (ЧССР) — «Анатомо-физиологические особенности игры на медных духовых инструментах», Д. Батлер (Австрия) — «Туба - Австрии» и т. д. Перечисленные темы свидетельствуют об огромном интересе, который проявляется в настоящее время к истории, теории и методике обучения игре на духовых инструментах за рубежом. Несомненной популярностью пользуется журнал «Бюллетень медных духовых инструментов» («Brass Bulletin»), выходящий в Швейцарии. Его редактор — видный общественный деятель, трубач и педагог Жан-Пьер Матэ. Журнал издается на трех языках — французском, немецком и английском — и посвящен истории, современному состоянию исполнительства на медных духовых инструментах в разных странах, отдельным крупным музыкантам, международным конкурсам, симпозиумам, конференциям и т. д. Журнал способствует развитию контактов между музыкантами. Ж-П. Матэ проявляет большой интерес к советскому исполнительству на медных духовых инструментах. В его журнале постоянно публикуются материалы о всех важных событиях музыкальной жизни, происходящих в нашей стране, напечатаны очерки о таких видных музыкантах, как М. И. Табаков, С. Н. Ерёмин, Г. А. Орвид, А. А. Козлов, В. Ф. Венгловский, В. М. Буяновский, П. К. Орехов, Ю. А. Большиянов. Важную роль в развитии современного исполнительства на духовых инструментах играют международные конкурсы, которые стали проводиться в ряде стран в послевоенный период. Конкурсы явились серьезным стимулом для повышения общего уровня подготовки молодых музыкантов-духовиков и пересмотра некоторых основных методов преподавания, для расширения классического и современного концертного и ансамблевого репертуара, обновления инструментария в целом и замены отдельных инструментов более совершенными системами. Конкурсы позволяют музыкантам ближе знакомиться с различными национальными школами игры на духовых инструментах. Одним из всеми признанных является международный конкурс, проходящий в Чехословакии в рамках музыкального фестиваля «Пражская весна». Впервые исполнители на духовых инструментах участвовали в нем в 1953 году. Этот конкурс был назван тогда Международный конкурс исполнителей на духовых инструментах имени Антонина Рейхи (флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна). В нем участвовало 55 человек из разных стран. Конкурс состоял из трех туров, первый из которых был анонимным: он проходил при закрытом занавесе, отделявшем исполнителей от членов жюри, последние, оценивая игру участников, не знали их фамилий, им сообщались лишь порядковые номера выступавших. Программа отличалась большим разнообразием и включала лучшие сочинения мировой литературы для духовых инструментов. Значительное место в ней занимало классическое и современное творчество чехословацких композиторов. Результаты конкурса оказались особенно успешными для светских исполнителей. Они завоевали семь первых премий и одну вторую. Среди победителей были флейтисты А. Корнеев и Л, Перепёлкин, гобоист В. Курлин, кларнетист М. Измайлов (вторая премия), фаготисты А. Абаджан и Л. Печерский, валторнист В. Буяновский и С. Вишневский. Первые премии с советскими участниками разделили флейтист Франтишек Чех (ЧССР), гобоисты Ти вадар Бантай (Венгрия) и Станислав Духонь (ЧССР). Единоличное первое место заняла чехословацкая кларнетистка Вожена Кубицова. На следующем международном конкурсе «Пражская весна» (1959), посвященном духовым инструментам, первые премии получили: флейтисты Зденек Брудерганс и Ян Гецль (оба ЧССР) Мишель Дебо (Франция), гобоисты Жак Вандевиль (Франция) Лотар Кох (ФРГ), кларнетисты Петер Рикхоф (ГДР), Аурелиан Октав Попа (Румыния), валторнисты Анатолий Дёмин и Борис Афанасьев (СССР). Первая премия по специальности фагот не была присуждена. Конкурс привлек более ста молодых музыкантов, что превосходило число участников предыдущего конкурса (1953 года). Отмечая необыкновенно задушевную игру А. Дёмина, его умение поистине «петь» на валторне, а также горячий темперамент и яркость исполнения совсем еще юного тогда С. Красавина, советского фаготиста, занявшего второе место, оргкомитет конкурса подарил им инструменты чехословацкого производства. Конкурс «Пражская весна» 1962 года был посвящен только медным духовым инструментам (труба, валторна, тромбон). В нем приняло участие более пятидесяти музыкантов. Программа соревнования, предложенная устроителями, была сложной и интересной. В нее входили сонаты для трубы, для валторны и для тромбона П. Хиндемита, сонатина для трубы Б. Мартину, концерт для трубы 3. Кржижека, концерт для валторны Й. Пауэра, концерт для тромбона И. Крейчи, концерт для тромбона И. Матея, концертино для тромбона М. Списака и другие сочинения. Примечательно, что в третьем туре конкурса для трубачей обязательным был популярный концерт советского композитора А. Арутюняна. А в рекомендательном списке сочинений фигурировали концерт для тромбона Римского-Корсакова, концерты для трубы и для валторны Гедике, для трубы Василенко, для валторны Глиэра. Первых премий были удостоены трубач Валентин Юдин (СССР), валторнист Петер Дамм (ГДР), тромбонист Зденек Пулец (ЧССР). Следующий конкурс «Пражская весна» по специальностям: флейта, гобой, кларнет, фагот и валторна — состоялся в 1968 году. Первые два тура включали разнообразные по стилю произведения. В заключительном, третьем туре для всех участников обязательным было исполнение одного из концертов Моцарта сочинения по собственному выбору. На этот раз успех сопутствовал советским исполнителям. Они завоевали три первые премии (флейтист Валентин Зверев, кларнетист Валерий Безрученко, фаготист Владимир Богорад), две вторые и две третьи. Первые премии получили также гобоист Морис Бург (Франция) и валторнисты Зденек Тыльшар и Юрий Коньяк (оба ЧССР). Особенно большое число участников привлек конкурс «Пражская весна» в 1974 году. В нем приняли участие 42 флейтиста, 36 гобоистов, 39 кларнетистов, 32 фаготиста, 35 валторнистов, 27 трубачей и 32 тромбониста — представители большинства стран Европы и Америки. Первые места заняли флейтист Александр Майоров (СССР), гобоист Раду Эмиль Кису (Румыния), кларнетист Богуслав Заградник (ЧССР), фаготисты Юрий Сейдл и Лумир Ванек (оба ЧССР), валторнисты Станислав Суханек (ЧССР) и Джон МакДональд (Канада), трубач Владислав Коздерка (ЧССР) и тромбонист Габриель Мадас (ЧССР). В 1977 и 1978 годах в Праге были проведены два конкурса исполнителей — на деревянных духовых инструментах, а затем на медных. Порядок проведения был традиционным, усложнена была только программа за счет обязательных произведений, сочиненных современными чехословацкими композиторами специально для конкурса. В конкурсе 1977 года приняли участие 83 музыканта из 27 стран. Победителями стали: флейтист Сергей Бубнов (СССР), гобоист Ян Адамус, кларнетист Франтишек Блага и фаготист Свя- топлук Чех (все трое — ЧССР). Среди награжденных и отмеченных жюри участников были представители Кубы, Турции, Японии, то есть стран, которые ранее не составляли серьезной конкуренции известным исполнительским школам — немецкой, французской, чешской, советской. В конкурсе «Пражская весна» 1978 года советские исполнители не участвовали, хотя конкурс вызвал большой интерес музыкантов из разных стран. В первом туре играли 31 трубач, 35 валторнистов и 29 тромбонистов. Впервые было организовано три жюри конкурса — отдельно для каждой специальности. В их состав входили видные музыканты, как из социалистических, так и из капиталистических стран. Жюри по трубе возглавлял Вацлав Юнек (ЧССР), по валторне Франтишек Шольц (ЧССР), по тромбону Мирослав Хейда (ЧССР). На этом конкурсе, как и на предыдущих, впервые прозвучал ряд интересных современных произведений: концертино для трубы В. Трояна, «Тромбонета» для тромбона и концерт для трубы Й. Пауэра, «Личное послание» для тромбона-соло Й. Булеса и другие сочинения. Первых премий были удостоены: трубачи Владимир Рейлик и Зденек Шедивий (оба ЧССР), валторнист Зденек Дивоки (ЧССР); первой премии по специальности тромбон присуждено не было; второе место разделили Мишель Беке (Франция) и Дональд Сандерс (США). С 1966 года ежегодно в Чехословакии проходит международный конкурс юных музыкантов «Концертино-Прага». Возрастная граница участников, играющих на духовых инструментах, 18 лег Специальности, по которым проводится конкурс, чередуются: скрипка, фортепиано, виолончель, духовые инструменты, камерные ансамбли. Выступления участников оцениваются по магнитофонным записям, присланным из разных стран. Победители приглашаются затем устроителями для участия в открытых концертах. Конкур пользуется широкой популярностью. Достаточно отметить, среди юных лауреатов встречаются известные в последующие годы советские музыканты — флейтистка М. Ворожцова, валторнист А. Кузнецов, трубач И. Школьник и другие. Большой интерес для исполнителей на духовых инструментах представляет Международный конкурс в Женеве. Это один из старейших конкурсов в Европе: он проводится с 1939 года. Ежегодно в конкурс включаются три основные специальности: пение фортепиано и скрипка. К ним присоединяются обычно две-три другие, среди которых могут быть флейта, гобой, кларнет, саксофон фагот, валторна, труба и тромбон. Программа соревнования для исполнителей-духовников, состоящая из обширного концертного репертуара, предусматривает также чтение нот с листа незнакомой пьесы в сопровождении фортепиано. Советские исполнители по не зависящим от них причинам нерегулярно принимают участие в этом конкурсе. Большинство исполнителей, которые были удостоены высших наград на конкурсе в Женеве, получили всемирное признание в дальнейшей творческой деятельности. Начиная с 1939 года лауреатами первых премий стали: флейтисты Андре Жоне, Раймон Гийо, Леон Леруа и Мишель Дебо (Франция), Ореоль Николе, Вилли Урфер, Херман Фёркель и Ханс Ренидер (Швейцария), кларне тисты Роберт Гугольц (Швейцария), Андри Дрюар и Поль-Жак Ламбер (Франция), Петер Рикхоф (ГДР), фаготисты Морис Аллар (Франция) и Рудольф Комороус (ЧССР), валторнисты Эдмон Лелуар (Бельгия), Жильбер Курзье и Жорж Ьарботе (Франция), Альберт Линдер (Дания), трубачи Анри Пешер (Швейцария), Роже Дельмот и Морис Андре (Франция), тромбонисты Виктор Баташев и Анатолий Скобелев (СССР). Победа двадцатилетнего В. Баташева на 14-ом Международном конкурсе в Женеве была не только большим достижением музыканта. Его успех означал признание советской школы игры на тромбоне, явился свидетельством высокого уровня духового исполнительства в Советском Союзе. Успех москвича В. Баташева повторил в 1973 году ленинградец А. Скобелев. Список победителей конкурсов в Женеве указывает на некоторую географическую узость представительства стран. Это Франция, Швейцария и близлежащие государства. Такое обстоятельство объясняется тем, что определяющим критерием оценок на данных конкурсах являются принципы французской исполнительской школы. Ежегодно в Мюнхене проводится Международный конкурс музыкантов-исполнителей, который организуется крупнейшими радиостанциями ФРГ. Как и в Женеве, к двум основным специальностям - это пение и фортепиано — добавляются конкурсы для различных инструментов и ансамблей. Конкурс исполнителей на духовых инструментах состоит из трех туров. Оценка участников •добывается из баллов, которые выставляются членами жюри по следующим категориям; техническое мастерство, общая музыцельность (чувство стиля, ритм, фразировка), художественная зрелость (интерпретация и индивидуальность). Программа конкурса очень трудна. Она включает сочинения различных эпох и стилей в том числе композиторов до классического периода, классиков, романтиков, современных композиторов. Среди победителей конкурса в Мюнхене (1953), удостоенных первых премий, флейтисты Петер Граф (Швейцария), Конрад Хампе и Пауль Мейзен (ФРГ), гобоисты Гастон Морга (Франция) и Хейниц Холлигер (Швейцария), кларнетист Норберт Бурдой (Франция), фаготисты Жерар Марселин Танто и Андре Рабо (Франция), валторнисты Герд Зейферт, Херман Бауман и Норберт Хауптман (ФРГ), Родован Влатковнч (Югославия), трубач Морис Андре (Франция). В 1966 году в Мюнхенском конкурсе принял участие квинтет деревянных духовых инструментов Ленинградской консерватории в составе: В. Зверев (флейта), П. Тосенко (гобой), В. Гридчин (кларнет), С Красавин (фагот) и И. Лифановскнй (валторна). Исполнив интереснейшую программу, в которую входили сочинения Ф. Данцы, К. Нильсена, П. Хиндемита и А. Шёнберга, советские музыканты получили первую премию, опередив ансамбли из Чехословакии и ФРГ. В следующем году в Мюнхенском конкурсе принял участие советский гобоист А. Любимов. Он, был удостоен второй премии. Отличительной чертой конкурса 1967 года было требование, которое предъявлялось всем участникам заключительного тура. Кроме исполнения сольной программы они должны были в течение определенного времени украсить мелизмами отрывок из сочинения старинной музыки, предложенный членами жюри. В конкурсе валторнистов, состоявшемся в Мюнхене в 1969 году, третью премию получил П. Евстигнеев, а в следующем году второе место занял флейтист В. Зверев. Регулярно проводятся международные конкурсы исполнителей на духовых инструментах в Тулоне (Франция). Среди лауреатов первых премий назовем валторниста Никола Доза-Жандона (Румыния), трубачей Станко Арнолда (Югославия) и Хакана Харденбертера (Швеция), тромбонистов Мишеля Беке и Бруно Понжи (Франция). В 1965 и 1970 годах Международный конкурс исполнителей на духовых инструментах проходил в Будапеште, а в 1971 году в Белграде. В 1966 году состоялся Международный конкурс исполнителей (флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна) в Бирмингеме (Англин). Ежегодно проводится конкурс исполнителей на духовых инструментах в Маркнойкнрхене (ГДР). В этом городе находится крупнейшая фабрика по изготовлению духовых инструментов. Все большую популярность начинает приобретать Международный конкурс ансамблей медных духовых инструментов в городе Нарче (Венгрии). Он проводится в рамках международного летнего лагеря и симпозиума по вопросам камерного исполните Ведущие венгерские музыканты и иностранные специалисты обмениваются опытом, проводят открытые уроки, участвуют в работе жюри конкурса. В 1982 году в ознаменование 100-летия со дня рождения 3. Кодаи был проведен Первый международный конкурс. В нем приняло участие 28 ансамблей из восьми стран. В 1984 году, на конкурсе был представлен 21 ансамбль из девяти стран. Примечательно, что по составам инструментов они были самыми разнообразными: 8 квинтетов (в составе: 2 трубы, валторна, тромбон, туба»1 квинтет (бас-тромбон вместо тубы), 1 квартет (2 трубы, тромбон бас-тромбон), I квартет (2 трубы, валторна, тромбон), 2 секстета (3 трубы, 2 тромбона, туба), 1 септет (3 трубы, валторна, 2 тромбона туба). Подобные составы инструментов привлекательны своеобразием звучания, сочетанием различных тембровых красок, широким динамическим диапазоном, богатством выразительных возможностей. Лауреатом первой премии стал Брасс-квинтет Венгерской государственной оперы (Будапешт) в составе: 3. Ковач, Л. Прнда (трубы), П. Фюзес (валторна), А. Фалвай (тромбон), М. Врховский (туба). Международные конкурсы исполнителей на духовых ннструментах, организуемые в отдельных странах Западной Европы, несмотря на постоянное усложнение программных требований, привлекают все большее число молодых музыкантов, стремящихся к вершинам исполнительского мастерства. Известно, что зарубежные музыканты-духовики играют произведения, выступая на конкурсах, по нотам. Такое правило распространяется и на выступления в открытых концертах. Советские же исполнители, готовясь к конкурсам и концертам, учат программу наизусть. Игра на память, ведущая за собой истинную концертность, свободу поведения на эстраде, несомненно, является достижением советской школы игры на духовых инструментах. Повышению уровня исполнительства способствуют и внутринациональные конкурсы, проводимые в отдельных социалистических странах. Так, например, в Чехословакии накануне каждого международного конкурса «Пражская весна» проводится «внутренний» конкурс в городе Краслице. С большим успехом проходят общеболгарские конкурсы инструменталистов, венгерские национальные конкурсы ансамблей, в которых принимают активное участие исполнители на духовых инструментах. |