МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

В.В.Андреев и его единомышленники в русской музыкальной культуре последней трети ХIХ века





Важнейшие предпосылки возрождения ряда музыкальных инструментов были заложены в самом факте их устойчивого, многовекового существования и большой роли в отечественном музицировании – сольном и коллективном. Формирование в последней трети XIX столетия оркестрового искусства игры на русских народных инструментах было уникальным явлением в силу особой роли социального элемента народности этих инструментов. Они стали важным средством в осуществлении просветительских задач российского общества, связанных с приобщением широких масс к активному усвоению как высокохудожественных образцов народной песенности, так и богатства классического наследия. Несмотря на уникальность данной идеи, в музыкальной культуре России конца XIX века было немало объективных предпосылок для ее возникновения.
В этот период старинные народно-песенные жанры стали вытесняться частушками и городской песней, мелодии которых были основаны на простейших гармонических схемах. Возросла потребность широких масс в портативном и транспортабельном музыкальном инструменте, предназначенном, прежде всего, для воспроизведения несложной фактуры аккомпанемента. Мелодические особенности (диатоника, бурдон) большинства старинных русских инструментов (например, жалейки, пастушьего рожка, гудка) не позволяли им приспособиться к новой песенности, обусловив постепенное их исчезновение. Из прежнего инструментария сохранили популярность балалайка и гитара, причем гитара бытовала только лишь в городской среде. Но уже ко второй половине XIX века эти инструменты вытесняются гармонью. Крайне ограниченный набор аккомпанемента, частая смена меха, отсутствие хроматического звукоряда гармони противоречили характерным свойствам русской крестьянской песни, особенно протяжной.Пронзительный звук гармони существенно отличался от более камерного звучания многих русских народных инструментов и недостаточно с ними сочетался. Гармонь способствовала вытеснению развитых форм полифонического как вокального, так и инструментального коллективного музицирования. Широко бытовавшее мнение о «иноземном» происхождении гармони усугубляло отрицательное отношение к ней просвещенной части русского общества, отмечавшем пагубное влияние инструмента на русскую песенность. Следует отметить и низкую культуру многих гармонистов, употреблявших функционально неверную гармонизацию. Последняя нередко закреплялась в неграмотно составленных пособиях по обучению игре на гармони. Все это усиливало негодование музыкантов-профессионалов против массового увлечения гармонью. Исторической перспективы ее развития тогда никто предвидеть не мог. Поэтому тенденция возрождения «коренных» русских инструментов, которые могли быть противопоставлены стремительному распространению гармони, в последней трети XIX века значительно усиливается. С 70-х годов 19 и особенно в начале ХХ столетия возрастает интерес к старинным музыкальным инструментам не только в России, но и многих странах западной Европы. Так, в Англии, Франции, Германии и других европейских странах в этот период усиливается внимание к различным видам виол; проявляется интерес к старинным клавишным инструментам 16 – 18 веков – клавесину и клавикорду. Растет увлечение ансамблевым исполнительством на этих инструментах. Но все же в России данная тенденция обрела совсем иные, по сравнению с зарубежными странами, формы. На Западе она, как правило, не носила специфически национального характера и воплощалась преимущественно в камерно-академическом музицировании. В России же – заключалась именно в возрождении традиции народной инструментальной культуры. Начиная с 1970-х годов, возрастает интерес общественности к искусству владимирских рожечников, а в следующем десятилетии выходит ряд значительных научных и публицистических трудов о русских народных инструментах. Среди них, прежде всего, следует назвать труды А.С. Фаминцына. Она оказали самое непосредственное влияние на формирование идей В.В.Андреева. Рост интереса к старинным русским инструментам явился также следствием интенсивной работы профессиональных музыкантов и творческой интеллигенции по сохранению жанровых форм старинной народной песенности. Многие композиторы, писатели, этнографы, музыковеды с тревогой отмечавшие процесс вытеснения простейшими гармошечными наигрышами, незатейливыми плясовыми напевами и частушками русской протяжной песни, стали предпринимать усилия для ее возрождения. С этой целью, начиная с 1880-х годов, организуются различные песенные общества и фольклорные экспедиции. Пропаганду народно-песенного творчества стали вести лучшие хоровые коллективы России. К примеру, в 1902 году выдающийся собиратель и исполнитель песенного фольклора М.Е. Пятницкий создает вы Воронеже ансамбль народной песни. Музыкант проводит большую этнографическую и собирательскую работу. Из крестьян воронежской и рязанской губерний он организует народный хор, начавший с 1911 года активную концертную деятельность.
К народным песням, записанным в фольклорных экспедициях, обращаются выдающиеся русские композиторы, такие как П.И. Чайковский, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Лядов. Ими были написаны народно-0песенные обработки для различных исполнительских составов – фортепиано, голоса с фортепиано, женского, мужского и смешанного хора, симфонического оркестра, хора с симфоническим оркестром и т.д.
Возрождение народной песенности шло усилиями и самих исполнителей-энтузиастов. В 1880-х годах своими выступлениями прославился крестьянский хор владимирских рожечников под руководством Николая Владимировича Кондратьева (1842 – 1921). Несколько позже, в начале ХХ века, большую известность получили рожечные хоры братьев П.Г. и Н.Г. Пахаревых. В Российских городах все сильнее пробуждается интерес к деревенскому искусству. Наряду с ранее упоминавшимися вокальными и рожечными хорами, организуются различные театрализованные фольклорные представления. Например, участники труппы Д.И. Юрова вступали в традиционной крестьянской одежде. Под аккомпанемент балалайки они пели песни и частушки, рассказывали прибаутки, воспроизводили картинки деревенских праздников и сельского быта. В начале ХХ века по России гастролировал популярный дуэт в составе певицы Н.Н. Лавровой и гусляра С.П. Колосова. Появляясь перед зрителями в образе старца-странника и поводырки, артисты исполняли былины, духовные стихи и песни. На рубеже веков русская песня широко зазвучала на концертной эстраде. В репертуаре исполнителей был представлен как деревенский, так и городской фольклор. Современники отмечали, что русская народная песня встретила «широчайший отклик в самых различных кругах общества – от генеральских салонов до фабричных казарм».



Другой важнейшей предпосылкой деятельности В.В.Андреева и его единомышленников было значительное усиление во второй половине 19 века просветительских идей. В 1862 году М.А. Балакирев и Г.Я. Ломакин организуют Бесплатную музыкальную школу в Петербурге. В 1878 году создается «Русское хоровое общество», при котором в 1881 году открываются Общедоступные хоровые классы для подготовки учителей хорового пения, дававшие начальное музыкальное образование многим выходцам из малоимущих семей.
Таким образом, идеи В.В. Андреева и его единомышленников возникли не на пустом месте. Они были обусловлены всей историей развития народного инструментального искусства России прошлых веков как сольного, так и ансамблевого. Особое значение для их возникновения имел значительно возросший в последней трети 19 века интерес музыкальной общественности к народному искусству, к просветительству, к вопросам заполнения народного досуга музыкой.


Развитие гитарного искусства в России начала ХХ века

В самом начале ХХ века вновь начинает проявляться интерес к гитаре. Возникают различные кружки гитаристов.Серьезная попытка возродить русскую исполнительскую школу игры на семиструнной гитаре связана с именем Александра Петровича Соловьева (1856 – 1911). Почти все известные гитаристы вплоть до 30 – 40-х годов вышли прямо или косвенно из школы Соловьева. Александр Петрович Соловьев – высокообразованный музыкант, исполнитель и педагог родился в Москве. Уже с раннего возраста стали проявляться музыкальные способности мальчика. В 6 лет он пробует играть на гитаре. С 20 лет Соловьев стал заниматься по школе А. Сихры, осилив несколько трудных пьес Сихры и Высотского. Александр Петрович собирает редкие ноты и музыкальные инструменты. С 1886 года музыкант начинает заниматься педагогической деятельность, он дает уроки игры на гитаре и становится во главе московских гитаристов. Кроме гитары, Соловьев в это время изучает скрипку у профессора Московской консерватории Киндля и достигает неплохих результатов. Скрипка открыла ему новые горизонты музыки и дала доступ к обширному скрипичному репертуару. Это, естественно, способствовало развитию и расширению его музыкального кругозора. Созданная и опубликованная им в 1896 году «Школа для семиструнной гитары» стала важным вкладом в развитие методики обучения игре на инструменте. Достоинство этого учебного пособия заключалось, прежде всего, в логическом расположении нотного материала. В начале давался легкий материал, призванный вызвать у ученика заинтересованность в обучении игре на гитаре. «Школа» включала в себя достаточно обширный теоретический материал, разделенный на 25 уроков, он был изложен очень профессионально и вместе с тем доступно. Содержались в данном пособии ценные технические упражнения и разнообразный репертуар: переложения произведений И.С.Баха, Л.Бетховена, Ф. Шопена, Э.Грига, К Сен-Санса, арии из опер, обработки русских народных песен А. Сихры и М. Высотского. «Школа» выдержала 8 переизданий. А.П. Соловьев создал для гитары ряд оригинальных пьес: более сорока обработок народных песен и более семидесяти романсов. Но в композиторский дар его, в сущности, был велик, и поэтому главной опорной точкой его творческой деятельности стали переложения классических сочинений. Гитарист проделал в этом плане большую работу: он изучал нотный материал от 17 века до новых в его время композиторов Р. Вагнера, Э.Грига и других. Соловьевым было выполнено огромное количество аранжировок и транскрипций для гитары, изданы многочисленные альбомы пьес.

Александр Петрович Соловьев оставил целую плеяду учеников, которые очень многое внесли в развитие гитарного искусства в России. Среди его наиболее известных учеников необходимо отметить Валериана Алексеевича Русанова (1866 – 1918), Виктора Георгиевича Успенского (1879 – 1934), Василия Михайловича Юрьева (1881 – 1962), Владимира Ниловича Березкина (1881 – 1945), Михаила Федоровича Иванова (1889 = 1953), Сергея Александровича Курлаева (1885 – 1962).
Значительную лепту в дело возрождения гитары внес видный гитарист-исполнитель, педагог, композитор, историограф и пропагандист семиструнной гитары Валериан Алексеевич Русанов. Рано лишившись Родителей, мальчик воспитывался у бабушки, помещицы Е.П. Ртищевой в деревенской усадьбе. Там, он и проникся духом старинной русской песни. Уже будучи юношей, Русанов впервые услышал гитару. Играл на ней ученик М.Т. Высотского И.Е. Ляхов. Однако особого впечатления на юного Русанова гитара тогда не произвела. В 1892 году Валериан Алексеевич встречается с А.П. Соловьевым, который дает ему уроки игры на гитаре. В 1899 году Русанов организовывает при обществе любителей игры на мандолине и гитаре специальные вечера, на которых выступали многие гитаристы. Эти вечера стали прекрасной школой для молодых музыкантов. Русанов встречался с выдающимися деятелями культуры – А. Аренским, П.И. Чайковским, В.Ребиковым, Л. Толстым и другими. Валериан Алексеевич очень много сделал для возрождения гитары, для восстановления ее доброго имени, особенно во мнении музыкантов и просто образованных людей. Он выступал против нападок на строй семиструнной гитары, справедливо подчеркивая органичную связь строя русской гитары с ладово-интонационным строем русской народной песни и романса.
В 1904 году Валериан Алексеевич основывает музыкально-литературный журнал «Гитарист». Он являлся редактором и корреспондентом этого издания на протяжении двух лет. В журнале публиковалось нотное приложение, в которое входили редкие пьесы русских гитаристов, новые переложения, обработки народных песен, оригинальные сочинения современных композиторов. Русанов создал ряд очерков – «Гитара и гитаристы», «Гитара в России», «Катехизис гитары» и многие другие.
Другой известный исполнитель-гитарист того времени Василий Петрович Лебедев (1867 – 1907) являлся автором множества разнообразных сочинений и аранжировок для семи- и шестиструнной гитар.Василий Петрович получил образование в музыкальных классах Саратовского отделения русского музыкального общества. На гитаре, как и многие другие в его время, он научился играть самостоятельно. По приезду в Петербург Лебедев берет уроки игры на гитаре у И.Ф. Деккер-Шенка, потом и сам стал заниматься педагогической и концертной деятельностью. Первое его выступлении состоялось в 1897 году и прошло с большим успехом. Удачный дебют закрепил намерение музыканта стать гитаристом-концертантом. Вел Василий Петрович и самую разнообразную музыкально-просветительскую работу. В 1898 году руководитель Великорусского оркестра В.В.Андреев пригласил В.П. Лебедева в качестве преподавателя народных инструментов вести обучение солдат в гвардейских полках Петербургского военного округа. Он неоднократно выступал в концертах вместе с Великорусским оркестром В.В. Андреева. В 1900 году Лебедев с этим коллективом выехал на Всемирную выставку в Париж, где с успехом выступило с концертом. Играл музыкант, как М.Д. Соколовский, Н.П. Макаров, И.Ф. Деккер-Шенк, на гитаре с добавочным грифом.Благодаря усилиям деятелей гитарного искусства, для любителей семиструнной гитары выходят журналы «Музыка гитариста» и «Аккорд». В этих изданиях публиковалось немало сведений не только по истории гитары, но и по музыкальной грамоте. Гитаристы получили возможность приобщиться к несложным произведениям музыкальной классики.
Таким образом, гитара в начале ХХ столетия стала выполнять важную роль в музыкальном просвещении широких народных масс.

 

Формирование оркестрового





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.