МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Институциональная структуру общества -





это совокупность взаимодействующих социальных институтов, обеспечивающих устойчивые формы организации и управления общества. Каждый институт (группа институтов) регулирует отношение в определенной сфере общества, например, политические институты (государство, партия и др.) регулируют отношения в политической сфере, экономические – в экономической.

Институциональную структуру общества можно представить в виде матрицы, ячейки (институты, статусы) которые заполняются конкретными людьми из определенных социальных групп и общностей. Таким образом, происходит «наложение» социального состава общества на институциональную структуру. При этом конкретные люди могут занимать и освобождать те или иные ячейки (статусы), а сама матрица (структура) обладает относительной устойчивостью. В демократическом обществе все социальные институты формально (по закону) равны между собой. Однако в реальной жизни одни институты могут доминировать над другими. Например, политические институты могут навязывать свою волю экономическим и наоборот. В каждом социальном институте имеется свои социальные статусы, которые также не равнозначны. Например, статус президента в политических институтах является главным, статус депутата парламента более значимым, чем статус рядового избирателя; статус владельца фирмы или менеджера в экономических институтах более предпочтителен, нежели статус рядового работника и т.д.

 

23Понятие и этапы социологического исследования

оциологическое исследование– система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.

Виды социологического исследования (по целям и задачам)

1. Фундаментальные исследования – направлены на анализ социальных закономерностей, тенденций.

2. Прикладные исследования, предполагающие выработку путей совершенствования конкретных социальных объектов.

3. Разведывательное – сжатое по объему, упрощенное по программе, предварительное исследование.

4. Пробное (пилотажное) исследование – испытание вопросов и методов в панельной группе.

5. Описательное – применяется для составления относительно целостного представления об изучаемом явлении, процессе, его структурных элементах.

6. Аналитическое (экспериментальное) – углубленное изучение, не только описание, но и выявление причин.

7. Монографическое исследование – позволяет изучить объект как представителя класса подобных.

8. Сравнительное исследование – помогает сравнить различные объекты.

9. Ситуационное исследование – не является репрезентативным. Это изучение конкретного человека, события, одиночного явления. Данные такого исследования невозможно обобщить, но может возникнуть гипотеза.

10. Точечное (проводится один раз) и повторное (проводится несколько раз).

11. Панельное исследование – неоднократное изучение одного и того же объекта через определенные интервалы.

12. Тендовое исследование – повторное исследование на одном и том же объекте без сохранения выборки.

Этапы социологического исследования

1 этап (30% времени) – информационное обеспечение исследования (постановка проблемы, целей, гипотез, выбор методов выборки, сбора данных, обработки и анализа информации, организационное планирование).

2 этап (10% времени) – сбор социологических данных.

3 этап (10% времени) - подготовка данных к обработке и обработка.

4 этап (25% времени) – анализ результатов, проверка гипотез.

5 этап (5% времени) – отчет (оформление).

6. этап (20% времени) – внедрение (социологические технологии).

 

24Виды социологического исследования

В 23

25Опрос как метод сбора информации.

Опрос -- самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Существует две основных разновидности социологического опроса: анкетированиеиинтервьюирование.

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование.Оно может быть групповым или индивидуальным.

Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.).

При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).

Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).

Все вопросы можно классифицировать:

по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента);

по форме (открытые, закрытые и полузакрытые, прямые и косвенные);

по функции (основные и неосновные).

 

Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.).

Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные - нескольких вариантов ответов.

Открытые вопросы не содержат подсказок и не “навязывают” респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.

Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором определенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставлятся возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки открытости и закрытости.

Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.

Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

Любая анкета включает в себя три основные части:

1) вводную

2) содержательную (основную) часть

3) заключительную часть (паспортичку)

Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

Паспортичка(демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.

 

Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого во многом зависит успех проводимого исследования.

Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты.

 

При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников.

Особенности интервью по-разному проявляются в различных его организационных формах. Рассмотрим их.

Интервью по месту работы, занятий, то есть в служебном помещении. Оно наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами.

Интервью по месту жительства. Оно становится предпочтительным, если предмет опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных отношений.

В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное,фокусированноеи свободное.

 

Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.

 

Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.

 

Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью.

 

26Социологическое наблюдение

Наблюдение- общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а также в обыденной жизни. Его применение в социологииимеет ограничения, т.к. далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Но когда социолог имеет дело с объектами, которые можно наблюдать, т.е. воспринимать с помощью зрения и слуха, он обязан делать это. Используя пример с изучением забастовки, скажем, что это исследование невозможно без наблюдения за поведением потенциальных забастовщиков, их лидеров и противодействующих им руководителей предприятия. Не менее очевидно и другое -наблюдение в этом случае (как, кстати, и во всех прочих) должно применяться в комплексе с другими методами сбора информации.

Заметим, что не всякое визуальное и/или слуховое восприятие изучаемого объекта являетсянаблюдением в научном понимании. Чтобы превратить его в научный метод, необходимо осуществить следующий ряд исследовательских процедур:

1. Вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться и обосновываться данными наблюдения.

2. Определить в общей программе исследования или специальной программе наблюдения:

 

 объект наблюдения (весь коллектив предприятия, отдельная группа его, лидеры забастовочного движения или что-то другое);

 

 предмет наблюдения, т.е. совокупность интересующих наблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения);

 

 категории наблюдения, т.е. конкретные признаки из вышеназванной совокупности, которые одновременно отвечают следующим требованиям:
они особенно значимы для решения определенных в общей программе исследования задач и гипотез;
выражают те операционалистские понятия, которые определены в программе;
имеют количественный характер, т.е. могут быть замерены;

 

 наблюдаемые ситуации, т.е. те, при которых могут проявиться категории наблюдения;

 

 условия наблюдения, т.е. те требования к ситуации, при наличии которых наблюдениепроизводить можно (или нельзя);

 

 единицы наблюдения, т.е. те акты поведения наблюдаемых, в которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях при определенных условиях.

3. Подготовить инструментарий наблюдения, т.е.:

 

 дневник наблюдения, где будут фиксироваться его результаты в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых;

 

 карточки для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (этих карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения);

 

 протокол наблюдения - методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных показателя;

 

 коэффициент устойчивости наблюдения (КУН), характеризующий совпадение результатов, полученных одним и тем же наблюдателем в различное время;

 

 коэффициент согласия наблюдателей (КСН), показывающий степень совпадения данных, полученных одновременно разными наблюдателями в разное время;

 

 классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей;

 

 аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения;

 

 программу обработки данных наблюдения.

4. Пропилотировать (апробировать) инструментарий, внести в него, если это потребуются, должные коррективы, размножить его в необходимом количестве экземпляров.

5. Составить план и/или сетевой график выполнения наблюдения (кто, где, когда его проводит).

6. Разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж.
7. Осуществить комплекс операций непосредственного наблюдения в полном соответствии с вышеозначенными требованиями и рекомендациями, которые последуют ниже.

Наблюдение имеет ряд преимуществ в сравнении с другими социологическими методами. Главные из них - непосредственная связь исследователя с объектом его изучения, отсутствие опосредствующих звеньев, оперативность получения информации. Эти достоинства, однако, не исключают ряд недостатков. Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе. Оперативность же оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования.

27Анализ документов.

Это метод сбора первичной информации, главным источником которой выступают документы. Документы - это печатные, рукописные и т.п. материалы, которые создаются для хранения информации.

Виды документов различаются:

По способу хранения информации

По характеру источника (официальные, неофициальные)

Анализ документов имеет проблему достоверности информации и надежности документов. Она решается в ходе отбора документов для определенных исследований, и в ходе внутреннего и внешнего анализа содержания документов. Внешний анализ - изучение обстоятельств возникновения документов. Внутренний анализ - изучение особенностей содержания, стиля документа.

Виды анализа:

качественный (углубленное логическое и стилистическое изучение документа). Он ориентирован на прослеживание, воссоздании индивид. истории автора. Он применяется для анализа уникальных личных документов и примыкает к направлению понимающей социологии.

качественно-количественный (контент-анализ).Суть данного метода заключается в том, чтобы воссоздать социальную реальность по некоторым показателям, которые можно выявить в тексте. Это подсчет того, как представленные в некотором информационном массиве смысловые единицы характеризуют внетекстовую реальность. Данный метод применяется для анализа больших массивов документов.

 

28. Социологический эксперимент.

Данный метод наиболее эффективен для проверки объяснительных гипотез. Он позволяет установить наличие или отсутствие воздействия определенного фактора (их некоторой совокупности) на исследуемый объект, т.е. обнаружить причинно-следственные связи.

Социологический эксперимент может проводиться в различных формах. Различают мысленные и натурные эксперименты, разделяя последние на лабораторные и полевые. Мысленнымэкспериментом называют специальную технологию интерпретации полученной информации об изучаемом объекте, исключающую вмешательство исследователя в процессы, происходящие в объекте. Она хорошо описана В.А. Ядовым.

Мы рассмотрим натурный полевой эксперимент, который играет роль не только метода сбора информации, но и особой социальной технологии, способа сознательного регулирования социальных процессов. Проведение таких экспериментовтребует от исследователей большой осторожности и повышенной ответственности. Ошибки в их организации и реализации не только снижают качество социологической информации, но и вредны для практики социальной жизни, а иногда губительны для тех социальных систем, естественное функционирование которых нарушено непродуманным вмешательствомэкспериментатора. Делать эксперимент следует не всегда, когда хочется, а лишь тогда, когда есть уверенность, что его позитивный эффект превысит негативный, когда он тщательно спланирован и до мельчайших подробностей продуман. В большинстве случаев к нему нельзя приступать без получения согласия тех людей, на которых он окажет непосредственное влияние.

В методологическом отношении социологический эксперимент базируется на концепции социального детерминизма. В соответствии с ней социолог, взявший на вооружение данный метод, должен, прежде всего, выделить значимые детерминирующие и детерминируемые факторы изучаемого явления. Эти факторы (их называют переменными) представляют собой категории экспериментального анализа, а потому должны быть системно представлены (прооперационализированы) в исследовательской программе.

В системе переменных вычленяется экспериментальный фактор, иначе обозначаемый независимой переменной. Он характеризуется тремя признаками.

Во-первых, экспериментальный фактор определяется социологом непроизвольно, а в полном соответствии с исследовательской программой, в том числе, гипотезой, выносимой наэкспериментальную проверку.

Во-вторых, независимая переменная должна быть управляемой экспериментатором (только от него должны зависеть направление и интенсивность действия этой переменной).

В-третьих, направление и интенсивность ее действия должны поддаваться контролюэкспериментатора и социологическим замерам.

Наряду с экспериментальным фактором (независимой переменной) определяются зависимая(ые) переменная(ые), т.е. факторы, которые предположительно (гипотетически) будут меняться под воздействием независимой переменной.

Установление связи между независимой и зависимыми переменными входит в предмет любого социологического эксперимента, даже самого примитивного. Эксперименты более совершенного характера включает в свой предмет, кроме сказанного, изучение связей между системой переменных, с одной стороны, и не отраженными в этой системе свойствами познаваемого объекта - с другой.

Объектом социологического экспериментаможет быть отдельная личность, любая (как в количественном, так и в качественном отношении) группа людей, социальный институт, все общество. Естественно, что объект конкретного эксперимента должен соответствовать объекту того исследования, частью которого этот эксперимент выступает. Объект экспериментаконкретизируется понятиями "экспериментальная группа" и "контрольная группа". В первом случае подразумевается та группа, на которую непосредственно воздействуют независимой переменной (экспериментальным фактором). Во втором - аналогичная экспериментальной(по определенным исследователем параметрам) группа, которая не претерпевает воздействияэкспериментального фактора. Сопоставление характеристик этих двух групп до и послеэксперимента позволяет глубже оценить следствия экспериментального фактора и обеспечивает чистоту эксперимента, так как создает возможность для обнаружения действенности факторов, случайных для данного эксперимента.

29Программа социологического исследования

Социологическое исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью — получить достоверные данные об изученном явлении для их практического применения.

Последовательные этапы: подготовка исследования, сбор первичной социальной информации, подготовка собранной информации к обработке, обработка информации на ЭВМ, анализ обработанной информации, подготовка отчета, выдача рекомендаций.

А также: выбор социально-значимой проблемы, сбор статистической информации; первичная информация — до того, как она подверглась обработке; шифровка и кодировка анкет; анализ специалистов.

Виды социологических исследований: 1)Разведывательный, пилотажный, зондажный (проверка готовности людей к исследованию); 2)Описательный (описываются структурные элементы изучаемого объекта, социальный портрет); 3)Аналитический (выявление причин возникновения того или иного социального процесса).Наблюдение в социологии - метод сбора первичных данных посредством восприятия и регистрации событий, поведения людей и групп, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения цели исследования. Как правило, метод наблюдения в СИ применяется в сочетании с другими методами сбора информации.
Классификация метода наблюдения.


Задачами наблюдения могут быть: - предварительная ориентировка на объекте и предмете Н.
- доказательство выдвинутых гипотез. - уточнение результатов, полученных другими способами и т. д.
Наблюдение - это один из основных способов сбора данных, в, который либо наводит на гипотезы и служит трамплином для использования более представительных методов, либо применяется на заключительной стадии массовых исследований для уточнения и интерпретации основных выводов. Практика подтверждает принципиальную способность данного метода давать объективную информацию, и служит решающим средством выявления и преодоления субъективности результатов. В целях получения объективной информации об изучаемом социологическом явлении или факте используются следующие способы контроля:
•наблюдение за наблюдением, •контроль с помощью других социологических методов,
•обращение к повторному наблюдению, •исключение из записей оценочных терминов и т. п.
Таким образом, социологическое наблюдение считается достоверным, если при его повторении в тех же условиях и с тем же объектом оно дает те же результаты

 

 

30Понятие и виды социальных конфликтов

Определение конфликта и конфликтной ситуации Конфликт можно определить как отношение между сторонами социального взаимодействия, связанное с противоречием их интересов. Это противоречие коренится в социальной структуре и связано с неравным распределением ресурсов. Элементы конфликтной ситуации участники конфликта объект конфликта Объект конфликта - это неравный ресурс, который приобретает свойство неделимости либо как физический объект, либо в результате притязаний участников конфликта. Среди участников конфликта выделяют оппонентов (т.е. непосредственно противостоящих субъектов), вовлеченные группы и заинтересованные группы (которые косвенно влияют на ход конфликта). 2. Динамика конфликта Этапы протекания конфликта Скрытая стадия. На этой стадии противоречия не осознаются участниками конфликта. Существует лишь явное или неявное недовольство ситуацией. Формирование конфликта. На этой стадии происходит формирование противоречий, выдвижение требований (формальные лидеры, конфликтная группа). Инцидент. Событие, активизирующее действия участников конфликта. Активные действия сторон.

Завершение конфликта. Это процесс, результат которого зависит от усилий всех участников конфликта. Возможными моделями завершения конфликта являются: выигрыш - проигрыш выигрыш - выигрыш проигрыш - проигрыш 3. Характеристики и факторы протекания конфликтов Характеристики конфликтанасильственность интенсивность (определяется степенью вовлеченности в конфликт, это связано со значимостью исхода конфликта для участников) Факторы конфликта Связаны с состоянием социальных систем, в которых он разворачивается (стабильностью семьи и т.д.) Условия организации конфликтных групп Условия манифестации. Чем более выявлен конфликт, тем менее он интенсивен. Насильственность конфликта может возрастать, если затруднена организация конфликтных групп. Социальная мобильность. Чем выше мобильность, тем менее интенсивен конфликт, чем сильнее связь с социальной позицией, тем сильнее конфликт. Социальный плюрализм. Разделение или концентрация центров власти в социальных системах. Информационная стабильность. Наличие или отсутствие информации о реальных ресурсах участников конфликта. На завершение конфликта влияет: готовность обеих сторон принять некоторое соглашение; четкость формулировок, ограниченность целей Таким образом, завершение конфликта зависит как от объективной ситуации, так и от особенностей восприятия ее участниками. 4. Стратегии отношения к конфликтам Различают следующие стратегии: Уход (попытки отклониться от конфликта) Отмена (попытка ликвидировать противоречия, вызывающие конфликт) Подавление (ликвидация оппонента) Данные стратегии обычно характеризуют как нерациональные, т.к. их реализация не ведет к развитию социальных систем, как правило, провоцирует разрушение социального взаимодействия. Рациональной стратегией называют регулирование. Оно подразумевает осознание неизбежности и возможной плодотворности конфликтов. Регулирование ориентируется на управление конфликтом. Этапами регулирования выступают: обнаружение конфликта организация конфликтных групп создание правил. Формами регулирования выступают различные варианты переговоров.

 

31. Причины и функции социальных конфликтов.

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни.
Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества - это результат глубоких изменений в содержа-нии и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма коннтроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт. Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания - конфликтологии.
Большинство социологов склоняются к мнению, что существование общества без конфликтов невозможно. Они поддерживают давнюю философскую традицию, согласно которой конфликт является неотъемлемой частью бытия, главным движителем общественного развития. А это значит, что конфликт это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая социальные изменения различного масштаба.
Л. Козер вычленяет основные функции конфликта, которые благотворно сказываются на состоянии общества и способствуют его развитию: а) образование групп, установление и поддержание нормативных и физических границ групп; б) установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений; в) социализация и адаптация как индивидов, так и социальных групп; г) создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти; д) получение информации об окружающей среде (сигнализирует о тех или иных проблемах и недостатках); е) стимулирование нормотворчества и социального контроля; ж) способствование созданию новых социальных институтов.
Основными субъектами конфликта являются крупные социальные группы. Поскольку их потребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться только через использование власти, постольку в конфликтах непосредственное участие принимают такие политические организации, как государственный аппарат, партии, парламентские фракции, и т. д. Именно они являются выразителями воли больших социальных групп и основными носителями социальных интересов. В конечном счете, социальный конфликт обычно принимает форму не конфликта больших социальных групп, а конфликты политических, этнических и других лидеров, которые действуют на основе сформировавшихся в том или ином обществе механизмов.
Крупный конфликтолог Р. Дарендорф к субъектам конфликта относит три вида социальных групп. 1) Первичные группы - непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижении объективно или субъективно несовместимых целей. 2) Вторичные группы, которые стремятся быть незамешанными непосредственно в конфликт, но носят свой вклад в разжигание конфликта. На стадии обострения конфликта они могут стать первичной стороной. 3) Третьи силы, заинтересованные в разрешении конфликта.

 

32Этапы конфликта.

Любой социальный конфликт имеет довольно сложную внутреннюю структуру (приложение 4).

Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям:

1. Предконфликтная стадия. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени. Предконфликтное состояние весьма неустойчиво: незначительное, даже случайное событие может вызвать необратимые процессы, прямо ведущие к открытому конфликту.

Важный момент зарождения конфликта – наличие объекта, обладание которым связано с удовлетворенностью потребностей сторон, втягиваемых в конфликт. Тем самым он может стать причиной конфликта.

В предконфликтной ситуации конфликтующие субъекты прежде чем решиться на открытые действия оценивают свои возможности, предпринимаются шаги для консолидации сил противоборствующих сторон, поиска сторонников. Кроме того, предконфликтная ситуация – это период формирования каждой стороной своей стратегии действий. Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей, избежания фрустрации без воздействия на соперника. Когда все попытки достичь желаемое оказываются тщетными, индивид или социальные группы определяют объект, мешающий достижению целей, степень его «вины», силу и возможности противодействия. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией. Случается, что причина фрустрации бывает скрыта и ее трудно идентифицировать. Тогда возможен выбор объекта для агрессии, который не имеет никакого отношения к блокированию потребности. Эта ложная идентификация может привести к воздействию на сторонний объект, ответному действию и возникновению ложного конфликта. Ложные конфликты не устраняют причин, вызывающих столкновение, а только усугубляют ситуацию.

2. Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников.

Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Это:

1) действия соперников в конфликте, носящие открытый характер. Это могут быть словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба, спортивное состязание и т.п. Поскольку открытый «обмен ударами» хорошо виден со стороны в ходе конфликта, в него могут быть втянуты сочувствующие и просто наблюдатели.

2) скрытые действия соперников в конфликте. Известно, что в ходе конфликтов противники чаще всего пытаются замаскировать свои действия, запутать, обмануть соперничающую сторону. Эта скрытая, завуалированная, но тем не менее чрезвычайно активная борьба преследует цель навязать сопернику невыгодный ему образ действий и одновременно выявить его стратегию.

Начавшийся конфликт в процессе своего развития весьма претерпевает определенные изменения. Это связано с тем, что отношения, складывающиеся в начале и в конце конфликта, существенно различаются: с разной степенью проявляется активность субъектов, могут возникать неожиданные повороты событий и т.д. Создаются дополнительные причины для углубления и разрастания конфликта.

По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры

Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели – улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей.

Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называется эмоциональным.С момента появления эмоционального конфликта в сознании людей, участвующих в нем, появляются негативные стереотипы, порождающие неприязнь и даже ненависть к противнику.

Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Чаще всего такой конфликт прекращается после появления в ситуации новых людей или даже новых поколений.

Весьма характерным моментом на этапе непосредственно конфликта является наличие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимодействия между противоборствующими сторонами достигают максимальной остроты и силы. После прохождения критической точки число конфликтных взаимодействий, их острота и сила резко снижаются. Важно знать время прохождения критической точки, т.к. после этого ситуация в наибольшей степени поддается управлению. В то же время вмешательство в критический момент, на пике конфликта бесполезно или даже опасно.

3. Разрешение конфликта. Признаком разрешения конфликта служит завершение инцидента. Это значит, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение инцидента – это необходимое, но не достаточное условие для погашения конфликта.

Разрешение конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации, точнее, если будет изжита коренная причина конфликта, когда изменится установка соперников относительно друг друга и они перестанут видеть друг в друге противников. И наконец, когда изменятся требования сторон и соперник пойдет на уступки (но возможны и одновременно обоюдные уступки).

Разрешение конфликта может быть частичное или полное. Полное разрешение означает прекращение конфликта. При частичном разрешении конфликта чаще изменяется только внешняя его форма, но сохраняются внутренние побудительные установки.

 

 

33Управление конфликтом

Методы

 


Разрешение конфликта может быть полное или частичное.Полноеразрешение означает прекращение конфликта кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. При этом «образ врага» трансформируется в «образ партнера», установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество.

При частичном же разрешении конфликта чаще изменяется только внешняя его форма, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства.

Успешное разрешение конфликта связано с определенными условиями, а именно: — своевременной и точной диагностикой его причин. В ходе этого выявляются объективно существующие противоречия, интересы, цели. На основе такого анализа определяется так называемая деловая зона конфликта;- обоюдной заинтересованностью сторон в преодолении противоречий. Это возможно при взаимном признании интересов каждой из сторон, для чего субъектам конфликтов необходимо освободиться от недоверия друг к другу; — совместным поиском путей преодоления конфликта. В данной ситуации могут быть использованы самые разные средства и методы. В социологической науке соответствующее внимание уделяется выработке технологии регулирования конфликтов, управления ими.

Задача управления конфликтом в том и состоит, чтобы допустить его разрастания и снизить негативные последствия.В качестве субъекта управления конфликтом может выступать как одна из его сторон, так и третья сила, не участвующая в нем, но заинтересованная в его урегулиронии. Кто бы ни выступал субъектом управления социальным конфликтом, важно найти способы или технологию регулирования конфликтных отношений. Этому могут способствовать следующие меры:

- Сделать социальные конфликты (прежде всего теневые, неявные, латентные) достоянием гласности, максимально открытыми. Это позволит поставить их под контроль и своевременно отреагировать на процессы, происходящие в ходе противоборства сторон — Снизить степень социально-психологического возбуждения, чтобы воспрепятствовать появлению детонирующих ситуаций в отношениях сторон.Разрешение социального конфликта — дело довольно сложное. Оно может идти различными путями, использовать различные методы.

• Метод избегания конфликтаможет выражаться в ухо де с политической арены того или иного политического деятеля или угрозе ухода, избегании встреч с противником и т. д. Однако избегание конфликта не означает его ликвидацию, ибо остается сама причина

Метод переговоров позволяет избежать применения насилия. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что неизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы сторон, объективно оценить истинное соотношение сил и условия примирения. Переговоры позволяют рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согласию, консенсусу, открыть путь к сотрудничеству.

Метод использования посредничества — примирительная процедура. В роли посредников могут выступать как организации, так и частные лица, а функции посредников могут выполнять не только правительственные, но и любые другие учреждения и организации. Практика подтверждает, что удачно подобранный посредник может быстро урегулировать конфликт там, где без его участия согласие было бы невозможно. Так, в сложных социальных конфликтах на Западе роль посредников выполняют лауреаты Нобелевской премии. Такая практика наглядно демонстрирует те высокие требования, которые предъявляются к личности посредника (авторитет, нравственность, профессиональная компетентность, высокий интеллект).

Метод откладывания, что нередко означает сдачу своих позиций. Это действие распространено на практике. Но здесь важно подчеркнуть, что сторона, «сдавшая свои позиции», по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу сделает, как правило, попытку вернуть утраченное.

 

Метод третейского разбирательства, или арбитраж.

При разборе строго руководствуются нормами законов, в том числе международного права.

Поиск путей выхода из конфликтных ситуаций способствует выработке и других методов разрешения социальных конфликтов.

Осмысление природы и содержания общественных конфликтов позволило ученым и практикам выработать следующие рекомендации, которые могут помочь ускорить процесс разрешения конфликта:

— во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению вопросов, касающихся содержания конфликта;

— стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности;

— необходимо демонстрировать взаимное уважение друг к другу;

— участники переговоров должны гласно и доказательно обосновывать свои интересы и претензии друг к другу, сознательно создавать атмосферу публичного обмена мнениями;

— все участники переговоров должны проявлять склонность к консенсусу.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.