МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Теории социального конфликта (Р. Дарендорф)





Основные парадигмы соц-ии

Интеграци­ей занимаются институты, которые берут на себя соци­альный контроль и поддерживают общую культуру и набор символов, в то время как функцией поддержания порядка занимаются, наконец, социализирующие институты (семья, школа, религия), согласовывающие структуру личностных мотиваций с целями и ценностями общества. Это происхо­дит, когда индивид в процессе социализации приобретает свою индивидуальность.

Теории социального конфликта (Р. Дарендорф)

Дарендорф (р. 1929) утверждает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, что люди, обладающие властью, способны с помо­щью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распределения власти и ав­торитета крайне ограниченны, и поэтому члены любого об­щества борются за их перераспределение. Картина социаль­ного мира, с точки зрения Р. Дарендорфа, представляет собой поле битвы: множество групп, борющихся друг с дру­гом, возникающих, исчезающих, создающих и разрушаю­щих альянсы. Функция власти состоит в поддержании целостности, сохранении согласованности ценностей и норм, Р. Дарендорф придает наибольшее значение ее неинтегративному аспекту, порождающему конфликтные интересы и соответствующие ролевые ожи­дания.

Обладающий властью или влиянием заинтересован в со­хранении statusquo; не обладающий ими заинтересован в их перераспределении, в изменении существующего поло­жения. Этим интересам придается объективный характер, вытекающий из представления о включенности их во внут­реннюю структуру ролей наряду с четырьмя «функциональ­ными реквизитами» Т. Парсонса, направленными на под­держание организации как таковой.

 

 

6 Особенности становления и развития белорусской социологии.

Становление социологии в Беларуси происходило под влиянием географических, социально-политических и национально-культурных особенностей социальных процессов на белорусских землях. Находясь в центре Европы, они испытывали на себе влияние со стороны как Запада, так и Востока. Здесь теснейшим образом переплетались политические и экономические интересы соседних народов и государств, что определило своеобразие белорусского фольклора, художественной и социально-философской литературы, науки, морали и права. Социология начала проникать в Беларусь в XIX в. с двух сторон: из России в виде переводов на русский язык работ классиков европейской социологии и из западных стран в виде оригинальных произведений на европейских языках. Кроме того, многие произведения русских социологов печатались в европейских странах в переводе на европейские языки и в этом виде возвращались в Россию.

Белорусский социолог А. Н. Елсуков выделяет следующие этапы развития социологии в Беларуси:

1. Социологическая мысль дореволюционного периода

Предпосылки оформления социологии представлены в произведениях видных мыслителей и общественно-политических деятелей, таких как К. Туровский (1130-1182), Е. Полоцкая (ок. 1110-1173), Ф. Скорина (1490-1551), С. Будный (1530- 1593), А. Волан (1530-1610), Н. Гусовский (1470-1533), Л. Сапега (1557-1633), М. Смотрицкий (ок. 1572-1633), Г. Конисский (1717-1795), С. Щука (1654-1710), К. Нарбут (1738-1807), И. Стройновский (1752-1815), Т. Костюшко (1745-1817), И. Еленский (1756-1813). В ряду мыслителей XIX в. следует отметить профессоров Виленского университета М. Бобровского (1784 или 1785-1848), И. Даниловича (1787-1843), И. Лелевеля (1786-1861), а также наиболее ярких представителей общества филоматов студентов Виленского университета Я. Чечота (1796-1847), Я. Барщевского (1796-1851), М. Рукевича (1796-1841), Ю. Ежовского (1798-1955), А. Рыпинского (1811 - ок. 1900?), А. Мицкевича (1798-1855), В. Дунина-Мартинкевича (1808-1884), В. Спасовича (1829-1906), белорусских студентов, подготовивших в 1884 г. издание «Гоман» - X. Ратнера, М. Стацкевича, А. Марченко и др., публицистов Ивана и Антона Луцкевичей, В. Ластовского, Я. Лёсика (1883- 1940), А. Цвикевича, Б. Тарашкевича, а также писателей и поэтов начала XX в. Я. Купалы (1883-1942), Я. Коласа (1882-1956), М. Богдановича (1891-1917), Э. Пашкевич (1876-1916), А. Гаруна (1887-1920).

До 20-х годов XX в. социология в Беларуси не была институционализирована. Особенностями возникновения социологии в Беларуси стали:

1) отсутствие условий для институционализированного развития по причине отсутствия научных центров и высших учебных заведений;
2) тесная взаимосвязь с национально-освободительным движением;
3) отсутствие специальной подготовки у тех, кого можно назвать представителями белорусской социологической мысли.

К белорусским произведениям XIX в., имеющим важное значение для развития отечественной социологической мысли, относится творчество белорусских народников в Петербурге 80-х годов XIX в.: воззвания «К белорусской молодежи», «Письма о Белоруссии» Данилы Боровика, «Послание к землякам-белорусам», «К белорусской интеллигенции», поскольку в них рассматривались проблемы этнокультурного своеобразия белорусов.

2. Социологическая мысль советского периода (1917-1991)

Научный статус социология в Беларуси приобретает при советской власти. В созданном в 1921 г. Белорусском государственном университете открыта кафедра социологии и первобытной культуры. В преподавании социологических дисциплин активно участвовали профессора В. И. Пичета, С. 3. Каценбоген, В. Н. Ивановский, С. М. Василейский и др.

На базе Института белорусской культуры, созданного в январе 1922 г., а в 1929 г. преобразованного в Академию наук Беларуси, проведены исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации (Е. Ф. Карский, С. М. Некрашевич), динамики социальной структуры белорусского общества (В. И. Игнатовский, М. В. Довнар-Запольский), проблем семьи, религии (С. Я. Вольфсон, Б. Э. Быховский), образования и воспитания (С. М. Василейский, А. А. Гайваровский, С. М. Ривес).

В 1965 г. на общественных началах в г. Минске был открыт Институт социологических исследований. При институте работали курсы по подготовке социологов.

В 1967 г. начали функционировать проблемные социологические лаборатории при БГУ, Институте народного хозяйства, и других ведущих вузах.

В 1968 г. в составе Института философии и права АН БССР был создан сектор конкретных социальных исследований.

В 1970 г. белорусские социологи впервые приняли участие в работе Международной социологической ассоциации в болгарском городе Варна.

В 1976 г. учреждено Белорусское отделение Советской социологической ассоциации.

В 1978 г. создан Сектор методологических проблем социологических исследований в Институте философии и права Академии наук Беларуси.

В 1988 г. с постановлением ЦК КПСС «О повышении роли марксистской социологии в решении узловых проблем советского общества» в номенклатуре научных специальностей социология отделяется от философии.

В 1989 г. открывается отделение социологии и кафедра социологии в БГУ, а в Академии наук БССР создается Республиканский центр социологических исследований (РЦСИ).

В 1990 г. на базе РЦСИ создается Институт социологии АН БССР.

3. Постсоветский период

В 1994 г. Белорусское отделение Советской социологической ассоциации преобразовано в Белорусскую социологическую ассоциацию (БСА).

С 1997 г. выходит журнал «Социология».

В 2000 г. на основе БСА создано Белорусское общественное объединение «Социологическое общество».

Существенное значение для развития белорусской социологической науки имеют творческие связи, устанавливаемые между учеными как на международном, межрегиональном, так и внутригосударственном уровнях. Активное участие белорусских социологов в работе международных конгрессов, конференций и коллоквиумов, творческие связи со своими коллегами из ближнего и дальнего зарубежья, обмен студентами, аспирантами, преподавателями и сотрудниками создают условия для плодотворного развития белорусской социологии.

7. Понятие и признаки общества

Социальная структура — совокупность естественной(пол, семейная принадлежность и тд.) и социально-классовой(вытекает из общественных отношений) структуры общества. Социальная структура — это взаимосвязь различных соц-ых общностей, классов, соц-ых групп, слоев, социально-географических, профессионально-квалификационных, семейно-бытовых, территориальных общностей, складывающихся, функционирующих и изменяющихся на базе относительно устойчивых взаимоотношений.

Социально-классовая структура — это совокупность классов, соц-ых слоев и групп, а также взаимосвязь и взаимодействие как между ними, так и внутри них.

Соц-ая группа как элемент соц-ой структуры представляет совокупность людей, которые взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к этой группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

 

8Основные подсистемы и типология общества.

Как и любая сложная система, общество состоит из взаимосвязанных подсистем.Подсистема – это промежуточные комплексы, которые менее сложны, чем сама система. Выделение подсистем общества также является важным вопросом для социологической науки.

Поэтому неудивительно, что в разных социальных теориях существуют различные подходы к выделению подсистем общества. Так, в рамках марксизма общество состоит из двух подсистем: базиса и надстройки. Базис – это совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества. В надстройку входят организации, идеи и учреждения. К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения, которые называются авторами марксизма формами общественного сознания. С каждой формой общественного сознания связаны определенные организации и учреждения.

С политическими идеями связаны политические институты общества (партии, движения, органы власти), с правовыми идеями – институты права, с религиозными – церковь и церковные организации.

При этом согласно марксистскому учению именно базис определяет характер надстройки, между ними существует линия причинно-следственной зависимости. Таким образом, все надстроечные явления так или иначе отражают экономические отношения, составляющие базис: одни – непосредственно (политические, правовые явления), другие – опосредованно (искусство, философия). Первичность и определяющая роль базиса по отношению к надстройке – это всеобщий закон.

При этом идея детерминации надстроечных учреждений экономическим базисом неразрывно связана с идеей относительной самостоятельности и постоянной активности надстройки. Относительная самостоятельность учреждений надстройки вырастает из общественного разделения труда и связанных с ним процессов постепенной дифференциации и обособления разнородных социальных функций.

Вокруг указанных функций концентрируются автономизирующиеся области общественной жизни. Эти сферы отличаются по содержанию, типическим признакам, занимаемому в обществе месту, поскольку различна природа лежащих в их основе социальных функций.

Однако марксистский подход к выделению подсистем общества не является единственным. Если в советской социологической науке этот подход и считался определяющим, то сегодня он уступил свое место цивилизационному подходу. В рамках данного подхода общество рассматривается как совокупность четырех областей или сфер.

Слова «область» и «сфера» употребляются здесь не в естественнонаучном или математическом смысле. Они позволяют выделить в целом обществе его части, каждая из которых включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества.

Экономическая сфера – это деятельность субъектов общественных отношений по производству, распределению и потреблению результатов труда.

Во многом эта сфера является определяющей по отношению к другим, так как материальное производство является основным условием жизнедеятельности людей. В нее входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.

Политическая сфера – это деятельность субъектов общественных отношений по обеспечению согласия между членами общества, регулированию его состояния. Основанием этой сферы общества выступают властные отношения. Они же определяют и ее специфику.

Возникновение политической власти обуславливается четким осознанием политических интересов. Поэтому политическая власть всегда направлена прежде всего на их удовлетворение. В эту сферу общества входят государство, его институты, политические партии, право, а также связь между ними.

Социальная сфера – это деятельность субъектов общественных отношений, направленная на удовлетворение своих потребностей. Этот процесс тесно связан с уровнем экономического развития общества.

Можно выделить два подхода к рассмотрению социальной сферы общества:

1) совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние, направленная на все слои населения;

2) совокупность социальных организаций и учреждений социальной защиты и социального обеспечения незащищенных слоев населения.

Социальная сфера включает в себя слои и классы, нации и национальные отношения, институты образования, здравоохранения, досуга.

Духовная сфера – деятельность субъектов общественных отношений по производству, потреблению и передаче духовных ценностей. Главными функциями, которые выполняет данная сфера общества, являются добыча новых знаний, их передача, формирование нематериальных ценностей. Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей. Стержнем духовной сферы общества является религия.

Все четыре сферы взаимосвязаны друг на друга и оказывают взаимное влияние.

Несмотря на то что в отличие от марксизма в цивилизационном подходе признается равенство всех подсистем общества, можно представить их вертикальную структуру в зависимости от их собственной роли в общественной жизни. Так, экономическая сфера играет роль добывания средств существования, являясь фундаментом общества.

Политическая сфера осуществляет функцию управления и является верхушкой общества.

Социальная и духовная сфера носят сквозной универсальный характер, пронизывая все общество и объединяя его экономическую и политическую составляющую.

Подводя итог, необходимо сказать, что только взаимосвязь всех подсистем общества обеспечивает его нормальное существование.


На сегодняшний день классификация обществ на основе господствующих в них политических отношений не потеряла своей актуальности.

В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни), демократические (население может влиять на государственные структуры) и авторитарные общества (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии).

В рамках марксизма основой для классификации обществ является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются шесть типов обществ:

1) первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства;

2) азиатское общество, отличающееся особым видом коллективной собственности на землю;

3) рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда;

4) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;

5) буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда;

6) коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.

Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях.

Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые социальные преобразования в таком обществе невозможны.

Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства. Для современности характерно снижение количества традиционных обществ, однако они по-прежнему сохраняются в Африке, центральной части Австралии, индейских резервациях.

Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.). Свою дальнейшую разработку это понятие получило в работах Р. Арона, У Ростоу, О. Тоффлераи др. исследователей.

В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:

1) развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;

2) механизация и автоматизация производства и управления;

3) массовое производство товаров на широкий рынок;

4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта;

5) рост урбанизации и социальной мобильности;

6) увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;

7) формирование гражданского общества.

В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества. Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас.

Основой трансформации индустриального общества и превращения его в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются:

1) глобальный характер информации, которая прорывает государственные границы и организационные барьеры;

2) рост возможностей сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;

3) рост влияния информации на различные сферы деятельности;

4) расширение демократии, децентрализация общества.

В обществе существуют различные подходы к оценке феномена информационного общества. Так, Р. Ф. Абдеевпишет, что следствием информационной революции и становлением информационного общества становится развитие наукоемких производств с минимальным использованием сырья и энергии. В информационном обществе жизнью правят интеллект, знания, высокоорганизованный труд, нет безработицы и национальных проблем, народ доволен жизнью.

Однако существуют и определенные опасения, связанные с наступлением эры информационного общества. Негативной стороной постиндустриального общества является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. С другой стороны существует опасность формирования двухклассового общества: тех, кто владеет информацией и тех, кто не будет иметь доступ к ней в силу различных причин.

Еще одним распространенным подходом в современной социологии является цивилизационный подход. В рамках этой концепции также существует классификация обществ.

В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами. В рамках этой теории разными исследователями выделяются различные цивилизации, однако для всех характерно выделение Египетской, Китайской, Вавилонской, Европейской, Российской, Мусульманской, Греческой и других цивилизаций.

Любая цивилизация является уникальной. Уникальность каждой цивилизации обуславливается не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей им культурой. Культура в данном случае определяется совокупностью определенного мировоззрения, образом жизни населения и моралью народа.

Все это в совокупности составляет, по определению последователей данного подхода, дух народа, обуславливающий определенное отношение к самому себе. Таким образом, можно говорить, что в рамках цивилизационного подхода в качестве основания для классификации обществ является складывающаяся в них культура.

Подводя итог, необходимо отметить, что существует множество подходов к классификации обществ. При этом среди них не существует единственного общепризнанного. Это подчеркивает актуальность рассмотрения данного вопроса.

 

9не всё

Понятие и сущность культуры. Культурные универсалии.

Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование.

Культура — это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества.

Предметом соц-го изучения культуры может быть: 1)вся система культуры как единое целое или любой из ее видов, взятый во взаимодействии с другими общественными системами; 2)каждый из элементов культуры, взятый в соотношении с другими элементами или другими системами общества;

Основные принципы изучения культуры: 1)Культура - качество духовной жизни общества, т.е. соотношение понятий общество и культура надо рассматривать не как соотношение целого и части, а как соотношение целого и его качества; 2)Культура связана с творческой деятельностью и является неотъемлемой характеристикой человеческого разума, свидетельствует о его преобразующей силе; 3)Культуру важно рассматривать как совокупность материальных и духовных ценностей; 4)эстетический компонент культуры - специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сфере деятельности людей;

КУЛЬТУРА - это способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей, представляющий собой целостную систему логически сопряженных, устойчивых идей, оценок, ориентаций, норм, приемов, воплощающихся в образцах деятельности, объективируемых в вещественно-предметных и знаково-символических формах, передаваемых от поколения к поколению в процессе социализации.
Основные элементы культуры: •Язык •Знания, убеждения
Убеждение - определенное духовное состояние, свойство, для которого характерно генетическая нерасчлененность интеллектуально-рационального, чувственно-эмоционального и волевого компонентов. Это чувственное переживание знания как личностно-значимого, достоверного, наполненное током, энергией воли. Убеждения могут быть связаны как с природными объектами, так и с социальными.
•Ценности
Ценности выступают как: а) желательное, предпочтительное для данного социального объекта состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т.д.; б) критерий оценки реальных явлений; в) они определяют смысл целенаправленной деятельности; г) регулируют социальные взаимодействия; д) внутренне побуждают к деятельности.
•Идеология
Ценности могут быть описаны, интерпретированы, аргументированы в виде строгой, логически обоснованной доктрины. В этом случае мы имеем дело с идеологией.
Субкультура - это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения отличающих то или иное сообщество или какую либо социальную группу. Каждое сообщество создаёт свою субкультуру. Субкультура не отрицает общечеловеческой культуры, но в тоже время она имеет свои специфические отличия. Эти отличия связанные с особенностями жизнедеятельности тех или иных сообществ. Можно выделить национальные, конфессиональные, профессиональные субкультуры организаций, социальных групп и т.д.
Для социалогии важно определить, смешиваются ли эти субкультуры, сосуществуют и терпимо относятся друг к другу или же имеют место культурные конфликты. Часто культурные меньшинства прилагают особые усилия, чтобы сохранить свою самобытность, защитить свои ценности и выжить в среде, где преобладают культуры большинства населения, которые которые воздействуют на все остальные культуры и даже подавляют их.

Культурные универсалии — типовые аспекты жизни, которые проявляются во всех известных обществах.

Джордж Питер Мердок вместе с коллегами из Йельского университета разработали классификацию таких культурных универсалий из 88 общих поведенческих категорий. Они включают одежду, место обитания, имущество, праздники, подарки, гостеприимство, изобразительные искусства, родственные связи, младенчество и детство, смерть и похороны, вероисповедание, социальную стратификацию, политическое поведение и т. д. Как полагают, культурные универсалии связаны с важнейшими биологическими потребностями человека: сохранение жизни, продолжение рода, здоровое потомство.

Однако надо понимать, что конкретное содержание этих культурных универсалий может быть различным. Например, семья в том или ином виде существует у всех обществ, но некоторые общества предпочитают моногамию, другие — полиандрию, а третьи — полигинию.

 

10Структура культуры

Устойчивую во времени форму устройства культуры можно по аналогии с естественными науками назвать морфологией культуры. Она материально воплощена в социальном пространстве - в институтах, организациях, контактах, проявлениях людей в их взаимодействии. Устойчивые элементы культурной системы (нормы, образцы, институты, группы, статусы) находятся в определенном соотношении и взаимодействии между собой, обеспечивая стабильность социокультурной системы, ее воспроизводство, возможность трансляции культурного опыта. Конечным составным элементом структуры культуры выступает индивид, личность, персона как носитель культурного образца.

Существуют разнообразные идеи, концепции, конструкции структуры культуры. Применение разных критериев структурирования, упорядочивания позволяет выстраивать разные конфигурации структуры.

Структура культуры и социальная структура не совпадают в абсолюте, но, безусловно, коррелируют между собой. Современные исследователи фиксируют тенденции возрастания воздействия культуры па все сферы социальной жизни, на социальную стратификацию. Именно в культуре ищут и находят наиболее эффективные инструменты для объяснения социальных процессов.

Мы уже отмечали, что культура может быть структурирована по разным основаниям. Это будет определять специфику структурной модели.

Рассмотрим некоторые варианты структуры культуры.

Для первого варианта в качестве критерия возьмем сферы общественной жизни. Тогда общее пространство культуры будет включать политическую, экономическую, правовую, религиозную, научную, техническую, художественную культуру. Иногда можно обнаружить в этом перечне нравственную культуру и культуру межэтнических отношений. Представляется, что нравственная культура в ее ценностном, аксиологическом срезе пронизывает все элементы общественной жизни, а межэтнические отношения - это именно отношения, и поэтому их следует рассматривать в другом контексте.

Критерием второго варианта выберем понятие ценности. В системе ценностей иерархически выделяем устойчивое ценностно-смысловое ядро и изменчивую периферию. Имеется в виду, что иерархия - приоритетный порядок, который определяет своеобразие мироощущения, мировосприятия и мировоззрения, самобытность образа жизни, жизненных практик и повседневных идеологий носителя конкретного менталитета.

Ядерную часть образуют некие первичные "смыслы", "образы", "образцы" - базисные элементы культуры, формирующие константные модели культуры. Другими словами - этнокультурные архетипы. Они определяют особенности мировоззрения, характера, художественного творчества и исторической судьбы парода. В этнокультурных архетипах аккумулируется коллективный опыт народа.

В частности, в 1957 г. Европейский колледж и Университет Пенсильвании провели конференцию по определению базовых ценностей западной цивилизации. Были выделены следующие постулаты:

- уважение внутренней ценности личности как таковой, ценности, выходящей за пределы абсолютной концепции государства;

- свобода неотделима от моральной ответственности, которая предполагает своим источником высший закон, каким бы именем его ни называть;

- свобода неотделима от человеческой солидарности и от обязанности предоставления всем людям доступа к материальным и духовным благам;

- западная цивилизация есть цивилизация диалога, что означает свободную дискуссию всех мнений и уважение к "другому" как таковому, поскольку суть не в убеждении, а в сопоставлении идей;

- эти ценности не являются исключительным достоянием Запада, они могут находить выражение в различных цивилизациях;

- необходимо постоянно пересматривать адаптацию этих ценностей к историческим ситуациям, сохраняя незыблемой их суть.

Итогом конференции стал коллективный труд "Базовые ценности западной цивилизации", к которому и сегодня обращаются многие исследователи.

Периферия ценностной системы содержит новообразовавшиеся или перенесенные из других культур ценности, смещения в иерархии. Обмен элементами между ядром и периферией, вызывающий эволюционные и революционные процессы в культуре, происходит под действием исторических, идеологических, культурных факторов, среди которых долговременные имеют первостепенное значение.

Из разреженных периферических в плотные слои менталитета попадают те ценности и смыслы, которые изоморфны (имеют аналогичную структуру) входящим в состав ядра или не противоречат им. Остальные попадают в категорию, которая обычно обозначается как "ценностные ориентации", "предпочтения", "установки", "настроения", "мода".

Поскольку периферический слой - на поверхности, именно он доступен для обзора и исследуется методами социологии (опрос, контент-анализ, количественные измерения), так как его характеристики поддаются измерению. Ядро тоже можно исследовать, но уже методами герменевтики, структурной лингвистики, "понимающей социологии".

Третий вариант структурирования культуры опирается на концепцию Т. Парсонса и отражает установки структурно-функционального подхода. Остановимся на этой концепции более подробно, так как она наиболее социологична. В качестве объекта Т. Парсонс рассматривает общество, определяемое им как относительно самодостаточное сообщество, члены которого способны удовлетворять все свои индивидуальные и коллективные потребности и всецело существовать в его рамках.

В качестве базовых единиц системы Т. Парсонсом выделены четыре структурные категории

Статусно-ролевой комплекс. Функция роли в социальной системе - первична. Способность выполнять значимые ролевые действия является наиболее общим адаптивным ресурсом любого общества, хотя он и должен быть скоординирован с культурными, органическими и физическими ресурсами.

Нормы и ценности. Ценности - в смысле образца - главный связующий элемент социальной и культурной систем. Нормы в отличие от этого носят преимущественно социальный характер. Они имеют регулятивное значение для социальных процессов и отношений. В более развитых обществах структурным фондом норм выступает правовая система. Ценности первичны при поддержании образца функционирования социальной системы. Нормы преимущественно осуществляют функцию интеграции, они регулируют процессы, которые содействуют осуществлению ценностных обязательств.

Коллективные образования. Именно в коллективе в качестве его членов индивиды осуществляют социально значимые функции.

Человек в своей деятельности комбинирует все четыре компонента, которые не являются независимыми переменными. Одни и те же ценностные образцы обычно составляют часть значительно различающихся блоков или подсистем в обществе и часто обнаруживаются на многих уровнях в структурных иерархиях. Одни и те же нормы, например юридические права собственности, определяют общий порядок независимо от того, является ли владельцем этих прав семья, религиозное большинство или коммерческая фирма.

Далее Парсонс выделил в обществе четыре структуры, или подсистемы, выполняющие определенные функции.

Экономика - подсистема, выполняющая в обществе функцию адаптации к внешней среде через труд. Производство и распределение. Таким образом экономика приспосабливает внешнюю среду к общественным потребностям и помогает обществу адаптироваться к внешним реалиям.

Политика (или политическая система) выполняет функцию целедостижения путем преследования общественных целей и мобилизации для этого агентов и ресурсов.

Система попечения (например, в школах, в семье) выполняет латентную (скрытую) функцию, передавая подопечным культурные образцы, нормы и ценности.

Социеталъное сообщество (например, закон) выполняет функцию интеграции, координируя различные элементы общества.

Люди, входящие в это сообщество, должны иметь отличительный статус членства и адекватный уровень интеграции или солидарности. Это не исключает элементов популяции, только частично интегрированных в сообщество, как, например, диаспоры. Однако в нем должно быть ядро полностью интегрированных членов. Это сообщество должно быть "носителем" культурной системы, достаточно интегрированной для того, чтобы легитимизировать (то есть сделать законным) нормативный порядок. Это возможно лишь в том случае, если члены системы владеют общим языком, понимают друг друга, ощущают идентичность и солидарность, имеют общие верования, ритуалы и другие культурные компоненты, составляющие символическое культурное пространство.

Культурные системы обычно шире, чем любое общество, хотя в ареалах, включающих много обществ, различные культурные системы могут переходить одна в другую.

В рамках систем действия культурные системы специализируются на функции поддержания образца, социальные - па интеграции действующих единиц (личностей, исполняющих роли), системы личности - на достижении цели, а поведенческий организм и физическое окружение -на адаптации.

Для Парсонса наиболее важная из структур социальной системы - система культуры. Она стоит на вершине его системы действия. Парсонс даже называл себя "культурным детерминистом" (вот почему структура Парсонса рассматривается и в культурологии, а не только в социологии).

Затем располагается социальная система, ниже - соответственно личность и организм.

Культура служит посредником при взаимодействии людей и объединяет личность с социальными системами. Она обладает особой способностью становиться, по крайней мере частично, элементом других систем. В социальной системе культура воплощена в нормах и ценностях, которые усваиваются личностью.

Но система культуры - не просто часть других систем: она также существует отдельно в форме социального запаса знаний, символов и понятий. Из-за своего во многом символического и субъективного характера культура легко передается от одной системы к другой, а с помощью обучения и социализации - от одной системы личности к другой. Этот же символический характер культуры придаст ей и другое свойство: способность контролировать прочие системы действия - поведенческий организм, личность и социальную систему.

Надо сказать, что коллеги, да и последователи Т. Парсонса критиковали его за этот "культурный детерминизм". Особенно те, кто выступал за "целостную теорию", согласно которой любой вид детерминизма очень подозрителен1. Нам же представляется, что Парсонс как раз совершенно точно определил место культуры в социуме - как содержание социальной жизни, детерминирующее всю остальную систему.

Четвертый вариант структуры культуры позволяет выявить соотношение универсальных и специфичных характеристик в строении определенной культуры. Эта модель предложена Э. А. Орловой.

В структуре культуры выделяются две области: обыденной, или повседневной, и специализированнойкультуры. В специализированной деятельности можно выделить три функциональных блока:

- культурные аспекты социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура);

- социально значимое знание (религиозная, художественная, философская, научная культура);

- каналы трансляции социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая коммуникация).

В обыденной культуре выделены аналоги специализированной деятельности. Так, организационномублоку соответствует домашнее хозяйство, межличностные отношения, мораль (нравственность);познавательному блоку - суеверия, обыденная эстетика, "народная мудрость", практическое знание;трансляционному - передача культурного опыта посредством игры, слухов, бесед, советов.

Обыденную культуру человек осваивает в среде его повседневного общения - это семья, друзья, одноклассники, соседи; через образцы деятельности, поведения, оценивания, обычаи и нравы, а также через средства массовой коммуникации.

Ценность данной модели как раз в том, что она включает и фиксирует область обыденной, или повседневной, культуры. Это довольно поздно вычленяющаяся сфера коллективной жизни и соответственно поздно образующаяся в языке область значений: в толковом словаре Даля, по преимуществу ориентированном на более традиционную лексику и семантику, слов "повседневность" и "обыденность" нет, а "быт" понимается исключительно как традиционный - народный, национальный, сословный - уклад коллективного существования. Выделенное по смыслу понятие "повседневности" появляется в Европе с переходом к современному, или модерному, обществу, а в орбите исследовательского интереса оно появилось относительно недавно, несколько десятилетий назад.

До периода научного осмысления понятие повседневного формировалось через ценностное противопоставление. На другом конце шкалы находилась область аристократического (высокого), официального (государственного), институциализированного, праздничного. Повседневное же соответственно представлялось как пространство вне иерархического поведения, где акцент делается на отношениях взаимности и доверия, в основе которых - не власть, а влияние, авторитет.

Повседневное, однако, не исчерпывается и не ограничено рамками малых институтов, неформальных отношений семьи, дружбы, соседства, хотя и связано с ними; это полноценна" сфера жизни и деятельности социально зрелого индивида, любого и каждого человека. Пространство повседневного формируется как продукт дифференциации различных сфер социальной жизни, как план коллективного существования и воображения, где конфликты и тяготы социальной дифференциации по возможности опосредуются, так как обыденная жизнь включает в себя (в отличие от официальной) систему рекреации, восстановления физических и психических сил человека. Но поскольку она существует в общей системе культуры, повседневная сфера отражает социальную дифференциацию в формах социально престижного поведения, демонстративно-символического потребления.

Отличают ее от профессиональной сферы, для которой характерна преобразовательная активность, возведенная в ценность современной цивилизацией, поведенческие, приспособительные, адаптивные ориентации. Деятельность, осуществляемая человеком за пределами повседневности, и жизнь обыденная имеют в своей основе разные формы освоения мира - преобразовательную и адаптивную.

Это означает, что повседневность находится не в оппозиции к профессиональному (низкое - высокое, поверхностное - глубинное), а в дополнении к нему. Традиционная трактовка повседневности как неважного, второстепенного в структуре культуры неправомерна. Отметим, что в массовом сознании эта установка еще сохраняется, хотя и постепенно вытесняется усилением внимания массы людей (а не только аристократии, как это было в прошлом) к обустройству обыденной жизни. Это сопровождается появлением целой индустрии дизайна, удовлетворяющего самые разные потребности людей - от упрощенных, рационализированных полуфабрикатов до изысканных авторских разработок.

Австрийский философ и социолог Альфред Шюц, рассматривая структуру повседневного мышления, подчеркивал, что мир повседневной жизни "существовал до нашего рождения, переживался и интерпретировался нашими предшественниками как мир организованный".

Повседневное восприятие биографически детерминировано, оно имеет свою историю: весь предшествующий опыт систематизируется в привычных формах наличного запаса знаний. Поэтому повседневное восприятие уникально, дано этому человеку и никому другому. Оно имеет огромное значение для человека, так как задает определенные возможности будущей практической или теоретической деятельности. Кстати, именно поэтому так интересна "жизнь замечательных людей", биографии великих, которые дают возможность заглянуть в их повседневную жизнь как "лабораторию" выдающихся достижений.

Каждый взрослый человек включен одновременно в профессиональную деятельность и в обыденную, повседневную жизнь, он является носителем и той, и другой культуры, и можно проследить взаимосвязь между этими сферами на уровне личности, выделить факторы, влияющие на изменение тех или иных знаний, навыков и норм. В ряде случаев у человека могут возникать напряжения, связанные с рассогласованностью, разбалансировкой этих двух сфер. Следует заметить, что и па уровне культуры в целом возникают такого рода напряжения, и тогда мы фиксируем ситуацию культурного конфликта в системе межкультурной коммуникации. Напряжения и конфликты могут возникать как "по горизонтали", например между правовой культурой и моралью обыденной жизни, так и "по вертикали", например между экономической и правовой культурами.

Современные коммуникативные каналы, посредством которых происходит обмен продуктами культуры, выступают как механизмы распространения продуктов культуры. Техническая цивилизация принципиальным образом изменила средства, способы, каналы и технологии передачи культурной информации, влияющие на объемы и скорость этой передачи. Произошла глобализация информационных процессов, практически снявшая вопрос о государственных, политических и иных границах. В новом информационном пространстве выживает только то, что массово востребовано, а таким свойством обладают стандартизованные, унифицированные продукты массовой культуры, потребителем которой и является человек-масса1.

Это и определяет отбор продукции культуры, осуществляемый профессионалами средств массовой коммуникации, который определяется в основном двумя обстоятельствами. Первое - их собственной культурой и специальностью (продюсеры, музыканты, литераторы, ученые - каждая категория действует в своей области). Второе - выбором такой тематики, которая легко встраивалась бы в формат СМИ. А ее отличает минимум информации, легкость изложения и легкость для понимания.

Становится понятно, почему в коммуникативных каналах так мало важнейших научных и технических проблем современного мира, почему политическая информация ограничивается, как правило, фактами, но чрезвычайно редко сопровождается серьезной аналитикой и почему такое засилье разнообразных ток-шоу. Понятно, что продюсер, журналист должны сначала сами преодолеть трудности доступа к другим составляющим культуры, а затем облегчить этот доступ слушателям и зрителям, сделав понятными музыку Малера, Шнитке или понятие торсионных нолей для самого широкого круга радиослушателей. Но ведь эти знания в современном мире, несомненно, представляют ценность. В этом, возможно, одна из основных причин, объясняющих, почему средства массовой коммуникации не отвечают своему "информационному назначению".

По мнению известного специалиста в области социокультурной динамики А. Моля, для осуществления этой цели необходимы:

- анализ статистических черт культуры, проводимый в пространстве ее параметров;

- измерения параметров "социокультурной таблицы";

- выявление направляющих линий той "глобальной культуры", на которой она основывается;

- технические средства, с помощью которых любой значительный элемент культуры становится доступным для любого общественного слоя;

- люди, умеющие и желающие пользоваться этими техническими средствами1.

Все эти элементы существуют лишь в зачаточном состоянии, проявляясь более или менее фрагментарно, иногда на уровне общих рассуждений. Хотя ряд программ, безусловно, претендует на решение задачи сделать доступным большее или меньшее число важных вещей, сознательно обращаясь лишь к некоторой части радиослушателей, которая, как предполагается, имеет высокий уровень образования и, следовательно, способна в принципе заинтересоваться сообщением и понять его. Таким образом, эти программы рассчитывают на активное сотрудничество получателей сообщений, на их внимание и их интеллект.

Особое место в современной структуре коммуникации играет Интернет, особенностью которого сталасетевая организация коммуникативного пространства (М. Кастельс1). Несмотря на то что он имеет особые характеристики, позволяющие многим исследователям диагностировать возникновение нового типа культуры, точкой отсчета которой и выступает Интернет-коммуникация, в данном контексте он также группируется в трансляционный блок, так как имеет и эту функцию в своей структуре.

Недостатки СМИ, описанные выше, в определенной мере компенсируются в системе образования, задача которого - дать не фрагментарное, а системное знание. Однако надо понимать, что численность потребительской аудитории у этих двух каналов коммуникации несоизмерима.

И, наконец, пятый вариант структуры культуры получится, если взять за критерий фактор социальной стратификации (расслоения), которая имеет в качестве базовой причины общественное разделение труда, а в качестве следствия - дифференцированные формы или типы культуры.

Социальную стратификацию можно рассматривать как в вертикальном срезе (тогда общество "разводится" на массу, элиту и промежуточные слои), так и в горизонтальном срезе (такой фокус высвечивает множество под- или субкультур).

Каждая из описанных моделей как бы высвечивает определенную конфигурацию культуры. В то же время, когда возникает необходимость исследовать и полно описать тот или иной ее аспект, целесообразно использовать все имеющиеся модели по принципу дополнительности.

 

11Типы, виды, функции культуры.

Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование.

Культура — это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества.

Предметом соц-го изучения культуры может быть: 1)вся система культуры как единое целое или любой из ее видов, взятый во взаимодействии с другими общественными системами; 2)каждый из элементов культуры, взятый в соотношении с другими элементами или другими системами общества;

Основные принципы изучения культуры: 1)Культура - качество духовной жизни общества, т.е. соотношение понятий общество и культура надо рассматривать не как соотношение целого и части, а как соотношение целого и его качества; 2)Культура связана с творческой деятельностью и является неотъемлемой характеристикой человеческого разума, свидетельствует о его преобразующей силе; 3)Культуру важно рассматривать как совокупность материальных и духовных ценностей; 4)эстетический компонент культуры - специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сфере деятельности людей;

 

12 Личность как объект социологического изучения. Типология личности.

Личность — это относительно устойчивая система социально-значимых и уникальных индивидуальных черт, характеризующих индивида, формирующиеся в процессе социализации и являющиеся продуктом индивидуального опыта и соц-го взаимодействия.

Социальная система — это сложно упорядоченное и сложно организованное целое, включающее отдельных индивидов и соц-ые общности, объединенных разнообразными связями и взаимоотношениями.

Необходимые качества личности: желание и умение трудиться.

Социализация — непрерывный процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу (процесс, который длится всю жизнь).

Личность можно считать сформированной, когда она приобретает определенное положение в экономической, социальной, политической и духовной (семья, быт) сферах общества.

Соц-ия личности появилась на грани 19-20 веков. В этот период возникли основные концепции рассмотрения личности: 1)теория зеркального “Я”(личность — качество, преобретенное человеком в процессе соц-ой жизни); 2)ролевая теория личности(личность — функция от той совокупности соц-ых ролей, которые человек выполняет в обществе); 3)статусная теория личности(статус — положение, занимаемое индивидом в обществе);

 

13Структура личности.

При изучении социального поведения личности социологам приходится сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и потребностям современной практики. К числу таких проблем относится социальная структура личности.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям - прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

В первом приближении личность может рассматриваться как структурная ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основания для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и социологией Биологическая структура личности не может, конечно, не учитываться социологией, ни лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять всех тех функций, которые присущи здоровому человеку Больше с социальной связана психологическая структура личности, включающая совокупность эмоций, переживаний, волевые ее устремления, память, способности и прочее. Здесь важно не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле, сопровождающее деятельность индивида. Но социологическая структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.

Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности - ее социальное качество.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я")

Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия "Оно" побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей.

Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.

Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности:

один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности;

второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом является соответствие, " совпадение " актов сознания и поведения, другим

наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние.

Для социологии наиболее значительным является осмысление перехода, превращение в структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности. Этот процесс охватывает обе разновидности личностных структур, и именно его следует считать "ядром" личности как системы.

Начнем рассматривать внутренний мир человека. Здесь и потребности, и интересы, и цели, и мотивы, и ожидания, и ценностные ориентации, и установки, и диспозиции. Благодаря их взаимосвязи существуют внутриличностные мотивационные и диспозиционные механизмы.

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентации и интересов, конечным результатом которых является их преобразование в цель личности. Потребности выступают (применительно к личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и социальных (потребность в различных формах деятельности, общения). Вместе с тем резкой грани между ними нет, поскольку потребность в одежде, жилье, и даже еде приобретают социальную "оболочку". Особенно это характерно для периода кризисного развития общества

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной мере обуславливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными причинами действий. "Ближайшее рассмотрение истории, - писал Гегель, - убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль".

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее поведения - ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и интересы, являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности. Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном, могут проявляться интересы личности.

Потребность и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так создается механизм мотивации, который предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности - достижение определенной цели, венчающей "усилия этого механизма".

Другой "внутри личностный" механизм связан с "диспозиционной" структурой личности. Диспозиция личности - это ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. В известном смысле диспозиция - это предшествующие поведению ориентации личности. Сам механизм включает в себя взаимодействие мотивов и стимулов, приводящих к появлению установок личности. Результатом этого взаимодействия оказывается возникновение диспозиций.

Что же означают названные элементы структуры личности? Под мотивами принято понимать, как уже отмечалось чуть выше, внутренние непосредственные побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека удовлетворить свои потребности и интересы. В отличие от мотивов стимулы выступают как внешние побудители к деятельности. Под ними обычно понимают многочисленные факторы экономического, социального, политического и иного характера, действующие в структуре среды личности. Установки - это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности. Социальные установки - один из наиболее важных регуляторов социального поведения личности, выражающий ее предрасположенность, готовность действовать определенным образом в отношении данного объекта Установки характеризуют отношение личности к среде, другим людям. Стало быть, установки во времена предшествуют деятельности, в них отражается "нацеленность на тот или иной вектор" поведения. В западной социологии установки принято назвать "аттитюдами" (со времен У. Томаса и Ф. Знанецкого, которые ввели этот термин в широкий научный оборот и немало сделали для его изучения: В соответствии с разработанной В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального поведения личности существуют три уровня диспозиций. Самый высший - уровень формирования у личности концепции жизни и ее воплощения в ценностных ориентациях. Другими словами, на этом уровне диспозиции регулируют общую направленность поведения интересов личности. На среднем уровне саморегуляция осуществляется в виде формирования обобщенной установки личности на социальные объекты. Что касается нижнего уровня, то здесь также происходит формирование установок, но более конкретного, ситуационного плана, связанного с саморегуляцией поведения в совершенно определенных, непосредственно данных условиях. Внешне наблюдаемые поступки людей оставляют второй аспект деятельности - поведенческий, в котором находят непосредственное конкретное отражение ценностные ориентации, установки, диспозиции личности. Естественно, возникает вопрос о структуре такой внешне наблюдаемой деятельности. Отметим, что иногда структура деятельности отождествляется со структурой наблюдаемой деятельности. Такой подход, по меньшей мере, неточен. Но понять его авторов можно, потому что они в данном случае противопоставляют структуры сознания и поведения личности, не относя первые к структуре деятельности.

Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью выполнения тех или иных действия для воспроизводства, функционирования и развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее демографическим, социальным, профессиональным положением, местом, занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду структуру в ее "внешнем" выражении, отметим, что она может выступать и как своеобразная типология деятельности личности.

В социально-философском плане и на уровне общей социологической теории, в зависимости от характера отношения личности к окружающему миру, деятельность подразделяется на материальную и духовную, теоретическую и практическую. Именно в этих формах происходит освоение личностью окружающего мира. Еще одна классификация деятельности может быть рассмотрена в связи с отношением личности к объективному ходу исторического процесса, при этом выделяются прогрессивная и реакционная, революционная и контрреволюционная деятельность. Критерий получения нового результата является основанием для выделения творческой или воспроизводящей (репродуктивной) деятельности. Деятельность личности может быть также инновационной и рутинной.

Разумеется, названные формы и виды деятельности личности могут быть изучены не только в рамках общей социологической теории, но и переведены на язык эмпирических социологических исследовании. Однако в силу достаточно общего характера это сделать не просто.

С другой стороны, есть структуры деятельности, изучаемые, прежде всего на уровне специальных социологических теорий и эмпирических исследований Здесь в первую очередь нужно отметить структуру, основанием которой является дифференциация деятельности по определенным сферам. Это может быть деятельность экономическая, политическая, социальная, а также производственно-трудовая, бытовая, образовательная.

Понятно, что вариантов структурирования деятельности личности имеется множество. Оно детерминировано богатством жизнедеятельности человека. Все эти формы и виды деятельности, обусловленные системой общественных отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют ее образ жизни. Представляется, что в процессе социологического исследования личности образ жизни оказывается центральным понятием, своеобразной доминантой и вместе с тем связующим звеном между ее внутренним миром, состоянием сознания и способом и характером поведения, в котором раскрывается внешняя сторона деятельности.

Завершая рассмотрение механизмов и структур личности, приведем схему, в которой они находят отражение. Как и всякое графическое изображение, она условна, но ее преимущество в том, что с помощью схемы можно получить наглядное представление о поднятых выше вопросах.

 

14Сущность, формы и этапы социализации личности.

Личность — это относительно устойчивая система социально-значимых и уникальных индивидуальных черт, характеризующих индивида, формирующиеся в процессе социализации и являющиеся продуктом индивидуального опыта и соц-го взаимодействия.

Социализация — непрерывный процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу (процесс, который длится всю жизнь).

Ресоциализация — это отступление от принятой в обществе системы ценностей или образцов поведения, либо усвоение личностью новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.

Цели социализации: 1)процесс формирования и развития(становления) личности; 2)нужно сформировать личности, которые будут двигать общество вперед;

Этапы социализации: 1)первичная фаза — фаза адаптации(знания, нормы и тд.); 2)вторичная фаза - интернационализация(совесть, понимание, пропускает информацию, полученную в первой фазе);

Основные возрастные этапы: 1)Детство — а)влияние родителей и других членов семьи — первичных агентов социализации; б)дошкольные и воспитательные учреждения, школьные коллективы; 2)Юность(13-19лет) — несколько агентов(школа, родители, ровесники); 3)Зрелость — приобретение и освоение соц-ых ст





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.