ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Реформирование системы специального образования: цели, задачи, основные направления реализации. Реформирование специального образования* обусловлено коренными социально-экономическими преобразованиями в стране, активизацией социальной политики, демократизации и гуманизации общества, возрождением духовности и развитием национальной системы образования. Объективно необходимым становится существенное обновление организации, содержания, технологий и методик обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития*. * Под специальным образованием понимают процесс обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, осуществляемый в различных образовательных структурах и обеспечивающий их общее и профессиональное образование, коррекционные услуги, социальную адаптацию и интеграцию в общество. *Термин введен в нормативные документы Республики Беларусь в 1995 году вместо термина «аномальные дети» как более социально приемлемый для обозначения детей с нарушениями психофизического развития. Реформирование специального образования необходимо для: приведения специального образования в соответствие с международными нормами в области образования детей с особенностями психофизического развития, признающего приоритетность обучения этих детей в интегрированных условиях; обеспечения равноценных альтернативных форм специального образования в соответствии с особенностями психофизического развития учащихся; замены жестко регламентированного образовательного процесса на систему обучения, в которой преобладают интересы ребенка и стимулируются его достижения; устранения учебной перегрузки, сложности существующих программ, теоретической ориентации обучения; определения оптимальных соотношений между общим образованием и специальной помощью и поддержкой, общеобразовательной и трудовой подготовкой, стандартизированным и расширенным (усложненным) образованием; обеспечения гарантированного соблюдения прав личности и гарантированных образовательных и коррекционных услуг. Цели и задачи реформирования специального образования Реформирование специального образования обеспечивает реализацию следующих целей: развитие национальной системы специального образования; создание равных возможностей для получения образования детьми с особенностями психофизического развития в интегрированных структурах и специальных образовательных учреждениях; обеспечение лицам с психофизическими нарушениями условий для развития и социальной адаптации. Реализация поставленных целей позволит повысить качество общего образования и подготовки к самостоятельному, независимому образу жизни. Основными задачами реформирования специального образования являются: приведение специального образования в соответствие с задачами реформы общеобразователь-ной школы; создание оптимальных условий для личностного развития и подготовки к самостоятельной жизни; обеспечение приоритетности воспитания перед обучением; обеспечение разноуровневого, вариативного обучения учащихся с учетом их психофизических особенностей; развитие системы дошкольной, коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, начиная с первых месяцев их жизни; ликвидация учебной перегрузки и создание гибких учебных программ; повышение роли семьи в воспитании; совершенствование организационно-управленческих механизмов специального образования на основе его децентрализации и развития демократических основ управления. Основные направления реализации реформы специального образования 1. Организационно-структурные преобразования Структурные изменения направлены на создание специальных коррекционно-образовательных условий для детей с особенностями психофизического развития в системе общего образования, расширение возможностей для получения профессионального образования лицам с нарушениями развития, неконкурентоспособным на современном рынке труда. 2. Обновление содержания специального образования Изменение содержания специального образования предполагает определение его государственного стандарта. Государственными стандартами нормируется обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, минимальные требования к уровню подготовки выпускников применительно к каждому этапу образовательного процесса. 3. Совершенствование образовательных технологий и методик обучения В условиях реформирования специального образования возрастает роль педагогических технологий, а их освоение становится одной из приоритетных задач педагогических коллективов. Как наиболее перспективные оцениваются коррекционно-развивающие личностно-ориентированные технологии, где личность, ее разностороннее и творческое развитие выступает как цель образовательной системы. | 6.Государственный образовательный стандарт. Статья 92 Кодекса об образовании. Образовательный стандарт — технический нормативный правовой акт. определяющий содержание образовательной программы посредством установления требований к образовательному процессу и результатам освоения ее содержания. Определяет общие требования к образованию, срокам получения, к учреждению конкретного вида образования, максимальному объёму учебной нагрузки учащихся, организации образовательного процесса, уровню подготовки выпу скника и критерии оценки качества образования. Обр. стандарты обязательны дтя применения во всех учреждения образования. в иных организациях, ИП. которым в соотв. с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующу ю соотв. образовательные программы. Порядок разработки и утверждения образ, стандартов уостанавливается Кодексом. 7. Система образования РБ. Статья 11 кодекса об образовании. Система образования - совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования. Цель - формирование знаний, умений и навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физ. развитие личности обучающегося. Компонентами системы образования являются: участники образ-го процесса при реализации образ-ых программ; образ-ные программы; утр. образ-я; организации, реализующие образов-е программы послевуз. образования; иные орг-ии, которым в соответствии с закон-вом предоставлено право осу щ-ять образовательную деятельность: ИП. которым в соответствии с закон-ом предоставлено право осущ-ть образов. деятельность; гос. орг- ции образования, обеспеч-щие функционирование системы образования; уч.-метод. объединения в сфере образования; организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обу чающимися; организации — заказчики кадров; организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых: гос. органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту РБ, Нац. академия наук Белару си, республ. органы гос. управления, иные гос. организации, подчиненные Правительству РБ. местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их в сфере образования. Образование - основное, дополнительное и специальное. Система образования включает в себя систему дошк. образования, систему общего ср.образования, систему проф.-тех. образования. систему ср. спец. образования, систему высш. образования, систему послевуз. обра зования, систему доп. образования детей и молодежи, систему доп.образования взрослых, систему спец. образования. 8. Основополагающие принципы гос. политики в области образованна. Закон РБ «Об образовании» (19.03.2002) провозгласил и нормативно закрепил принципы гос политики в области обр-ния: приоритетность образования; -обязательность общего базового образования; -осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию; -доступность дошкольного, профессионально- технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; -преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования; -нац.-культ, основу образования; -приоритет общечел. ценностей, прав человека, гуманист., характера образования; научности; эколог, направленность образования; -демократ, хар-р управления образованием; -светский характер образования. Под образованием в законе понимается процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества государства направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном. физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров дтя отраслей экономики. 9.Структура образования РБ. Специфика функционирования основных ее институтов. Основное - обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образ, программ основного образования. Уровни: дошкольное, общ. ср.. проф.-техн., ср. спец. образ.; высшее; послевузовское. Дополнительное - обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ доп. образования. Виды: доп. образ-е детей и молодёжи и доп. образ-е взрослых. Специальное - обучение и воспитание обучающихся, кот. являются лицами с особенностями психофизического развития (речь, зрение, слух, опорн.-двиг. аппарат, эмоц.-волев. сфера, интелл. недостаточность, с множ. тяж. нарушениями, с трудн. в обучении),посредством реализации образ-х программ спец. образ-я на уровнях дошк-го, общего ср. образования. Особенность этого образования в том, что оно включает в себя оказание обучающимся корр.-педаг. помощи. Типы учреждений образования РБ. Формы: очная (постоянное личное участие в регулярных уч. занятиях - дневная, вечерняя), заочная (самост. освоение программы, личное участие в в огранич. кол-ве занятий и аттестации - дистанционная), соискательство (самост. обучение, участие лично только в аттестации). 34. Имидж педагога, его составляющая. Формирование имиджа с помощью одежды. Одних учителей школьники уважают, любят, а других - нет или к ним безразличны, а некоторых даже игнорируют. Причина - наличие авторитета и престижа учителя или их отсутствие. Смысл этих понятий близок, но не совпадает. Авторитет (от лат. аисЮгИаз - власть, влияние) - это общепризнанное влияние и значение какого-либо лица, группы, которое основано на нравственных достоинствах, заслугах, жизненном опыте. Выражается в способности носителей авторитета направлять, не прибегая к принуждению, мысли, чувства и поступки других людей, а также признание за последними права на руководство, в готовности следовать их указаниям и советам. Авторитет учителя - признание учащимися значимости достоинств учителя и основанная на этом сила его образовательного воздействия. Людям этой профессии свойственны умение руководить, у чить, слушать. воспитывать, широкий кругозор, высш. речев. культура, способность моделировать внутренний мир др. человека и т.д. Авторитетом пользуются учителя высоконравственные, с гуманистической направленностью личности, милосердные, эмпатийные, умеющие сочувствовать другому, понять его и в то же время деловые, справедливые. принципиальные, трудолюбивые, оптимистически настроенные. У таких педагогов ученик получает заряд уверенности, находит поддержку своей инициативе в разных делах. Это все - общечеловеческие качества и свойства безотносительно к какой-либо профессии. Педагог, предпочитаемый детьми: Личностные качества: доброта, жизнерадостность, уравновешенность, дружеская расположенность, умение понять и доверять, уважение к личности и человеческому достоинству:толерантность, тактичность, честность, чувство юмора. Организаторские качества: демократичность, коллегиальность и сотрудничество. справедливость, последовательность, стремление помочь, энтузиазм, ответственность. Деловые качества: знание своего предмета, умение заинтересовать, умение ясно и интересно объяснять. Внешний вид: хорошо одет, приятный голос, общая привлекатель- 36.Законодательные акты РБ о правах ребенка. Закон РБ «О правах ребёнка», (изменён 02.12.2000г.) Важнейшей политической. социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений. Основывается на Конституции РБ. Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года, определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья, формирование национального самосознании на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особая забота и социальная защита гарантируется детям с особенностями психофизического развития, а также детям, временно либо постоянно лишенным своего семейного окру жения или оказавшимся в других неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях. Декрет Президента РБ № 18 от 24 ноября 2006 г. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Создан в целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конститу ции Республики Беларусь. 37. Педагогические и общественные функции дефектолога. «Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя». - писал в начале XX века известный немецкий педагог-дефектолог П.Шуман. Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только специально подготовленный педагог-дефектолог. Для успешной педагогической деятельности в структуре специального образования абсолютно недостаточно обычной педагогической подготовки. Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «не учительской» деятельности. будучи направленной к одной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования. Сфера профессиональной деятельности педагога-дефектолога такова, что ему часто приходится быть инициатором и активным участником социальных акций милосердия, благотворительности, защиты прав лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Педагог-дефектолог проводит работу в тесной связи с медицинским персоналом, реализуя комплексный медико-педагогический подход к устранению нарушений у лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности и проводя коррекцию патологии на благоприятном фоне. Учитывая необходимость участия в коррекционной работе с детьми с особенностями психофизического развития учителей, воспитателей и родителей, педагог-дефектолог уделяет большое внимание работе с педагогическим коллективом школы и родителями по пропаганде специальных знаний. Профессиональная деятельность педагога-дефектолога относится к числу тех, которые сопряжены с профессиональными вредностями, оказывающими отрицательное влияние на состояние здоровья. 27. Уровни продуктивности пед. деятельности. Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это. прежде всего: целенаправленность; мотивированность, предметность. Специфической характеристикой пед. деят-ти является ее продуктивность. Выделяют пять уровней: I уровень - (минимальный) репродуктивный; педагог может и умеет рассказать другим то, что знает сам: непродуктивный. II уровень - (низкий) адаптивный: педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории: малопродуктивный. Щ уровень - (средний) локально-моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, умениям, навыкам по отдельным разделам курса (т.е. умеет формулировать педагогическу ю цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-воспитательную деятельность; средненро- дуктивный. IV уровень - (высокий) системно-моделирующий знания учащихся: педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков у чащихся по своему предмету в целом; продуктивный. V уровень - (высший) системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный. 28.Условия эффективной пед. деят-ти. Условия эффективности педагогического общения в общем виде сформулировал А. А. Бодалёв: Общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гу манистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника — в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др. Если общение сопровождается воспитанием отношения к высшей ценности. Если обеспечивается усвоение необходимых психолого- педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними. 29.Профессиональные функции педагога. Основное содержание педагогической деятельности реализуется через выполнение ряда функций. Две функций: во-первых, присущих многим сферам человеческой деятельности и, во-вторых, специфических. В первую группу входят конструктивная (конструктивно- содержательная. конструктивно-процессуальная, конструктивно- материальная); организаторская - включение учащихся в различные виды учебной работы; коммуникативная - установление правильных взаимоотношений с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом, и гностическая - исследование ученика и ученического коллектива, учебного процесса и результатов педагогической деятельности - функции. Во вторую группу, отражающую специфику профессии учителя, входят следующие функции: информационная - обмен информацией между учителем и учащимися путем прямой и обратной связи; воспитательно-развивающая - управление процессами восприятия, мышления, эмоционально-волевыми проявлениями в учебной деятельности учащихся и обеспечение на этой основе единства обучения, воспитания и развития школьников; ориентационная - определение и воспитание ценностных ориентации учащихся: идей и идеалов, мотивов поведения, активного отношения к окру жающей действительности; мобилизационная - актуализация знаний и жизненного опыта школьников. развитие их познавательной самостоятельности и общественно- политической активности; исследовательская - обеспечение теоретического подхода к изучению педагогических явлений: поиск нужной информации, эксперименты, анализ собственной практики и опыта других учителей; методическая - анализ и обобщение опыта обучения и воспитания других учителей, разработка учебно-воспитательных средств, построение учебных предметов; самосовершенствования - обогащение своих педагогических способностей и личностных качеств в ходе целесообразной деятельности по распредмечиванию социального опыта. Н.М.Борытко выделяет еще одну функцию педагогических специальностей - гуманитарную, суть которой заключается в требовательно- охранном отношении к ребенку на ценностно-смысловой основе. 2.Процессуальный и результативный аспекты образования. Управление качеством образования является социально-педагогической категорией, которая раскрывает процессуальный и результативный аспекты. Процессуальный аспект отображает деятельность директора школы относительно создания условий, направленных на обеспечение качества учебно-воспитательного процесса, вместо того результативный аспект — отображает достижение ожидаемых результатов, которые оказываются в качестве полученных знаний, умений, привычек учеников, уровня их воспитанности, положительной динамике их личностного развития. Теоретическое обоснование проблемы управления качеством образования дает основания к выявлению основных критериев и показателей качества школьного образования. В частности, критерии составляют такие блоки: информационное обеспечение и международное сотрудничество, материально-техническое обеспечение, педагогические кадры, руководящие кадры, учебно-воспитательный процесс, подготовка дошкольников к обучению в школе, научно-методическая работа. Основными показателями выявлено: Первый блок. Подготовка дошкольников к обучению в школе: • преемственность и перспективность в работе между дошкольным и начальным звеньями; • образовательный уровень воспитателей старших групп; • анализ звуковой речи детей пятилетнего возраста; • система работы ДОЗ и ООЗ. Общие меры; • работа ДОЗ с родителями относительно подготовки детей к школе; Второй блок. Учебный процесс: • специализация общеобразовательных учебных заведений района; • влияние состояния здоровья учеников на качество знаний; • эффективность использования вариативной составляющей учебных планов; • преемственность в обучении ученикам 1-х, 5-х, 10-х классов; • система выбора профильного обучения; • обеспечение условий самообразовательного процесса (библиотечно-информационные ресурсы). Третий блок. Учебно-воспитательный процесс: • работа ученического самоуправления и его влияние на качество образования; • работа классных руководителей по формированию толерантных отношений в классных коллективах, привлечение к этому родителей; • защита прав учеников; • сотрудничество с общественными организациями, благотворительными фондами, попечительскими советами относительно углубления знаний, расширение мировоззрения школьников; • экологическое воспитание в учебных заведениях как средство формирования экологической культуры школьников; • организация занятий с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе, как образ реабилитации здоровья школьников; • роль внешкольного учебного заведения в развитии способностей ребенка и углублении знаний по основам наук. Четвертый блок. Научно-методическая работа: • система работы с одаренными учениками (поисково-исследовательская деятельность учеников, участие школьников в олимпиадах, МАН); • исследовательская деятельность учителей и учеников (авторские программы, статьи, методические разработки; использование творческого потенциала учителей, научных работников в развитии ООЗ и образовании района); • работа с общественностью (сотрудничество с научными учреждениями, ВУЗ). Пятый блок. Педагогические кадры: • ориентация ученической молодежи на педагогическую профессию; • привлечение студентов ВУЗ к работе в учебных заведениях; • связь РУО и руководителей учебных заведений с педагогическими вузами; • количественная и качественная характеристика педагогических кадров; • изучение результатов социальной поддержки учителей; • осуществление морального стимулирования педагогических работников. Шестой блок. Руководящие кадры: • количественная и качественная характеристика руководящих кадров; • эффективность работы районной «Школы резерва заместителей директоров ООЗ». Седьмой блок. Информационное обеспечение и международное сотрудничество: • обеспечение компьютерной техникой и ее использование во время учебного процесса и во внеурочное время; • наличие Интернета в учебных заведениях и его использование в учебно-воспитательном процессе; • внедрение новейших Интернет технологий в учебно-воспитательном процессе, использование мультимедийных комплексов для обучения; • уровень владения компьютерной техникой администрацией учебных заведений и районными управлениями образования, использование компьютеров в работе; • формирование имиджа учебного заведения через средства массовой информации. Восьмой блок. Материально-техническое обеспечение: • соблюдение санитарно-гигиенического режима в учебном заведении; • состояние мебели; • состояние территории. | 10. Кодекс РБ об образовании - основа перестройки системы образования.????????? от 29 октября 1991 г. № 1202-ХИ (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1991 г., № 33, ст.598). В редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта 2002 г. № 95-3. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002 г., № 37, 2/844). В качестве цели-идеала выступает сегодня всестор. и гармонии, развитая личность, ее полная физ., интеллект, и духовно-нравств. самореализация, бесконечное совершен-ствование человека и общества на этой основе. Этот идеал является высшей общечеловеческой ценностью. Закон Республики Беларусь «Об образовании»: «образование — процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики». Данная формулировка практически без изменений взята из Рекомендаций ЮНЕСКО в области образования на 1990-е годы. Термин «всестороннее и гармоничное развитие личности» не должен подменяться термином «разностороннее развитие» (ведь ни одна сторона воспитания не должна выпасть). Все стороны личности должны формироваться одновременно и в тесной связи между собой. 11.Средняя общеобразовательная школа - основное звено в системе образования. Цель и основные задачи, ступени средней общеобраз. школы. Общее среднее образование — уровень основного образования, направленный на ду ховно-нравственное и физическое развитие личности учащегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе, овладение учащимся основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, ку льтуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования. Включает в себя три ступени: I ступень — начальное образование (I — IV классы); II сту пень — базовое образование (V — IX классы); III ступень — среднее образование (X — XI классы, в вечерних школах — X — XII классы вечерние классы — X — XII классы). I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование. I, П и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование. 13. Сущность понятия «самовоспитания». Актуальные аспекты профессионального самовоспитания педагогики. Самовоспитание - сознательная, целенаправленная и самостоятельная работа с собой, направленная на развитие и совершенствование своей личности. Оно предполагает самокритичность и смелость в осознании своих ошибок. Зрелая личность способна не только менять окружающий мир. но и трансформировать себя. Методы самовоспитания: самонаблюдение (режиссура поведения учителя); самоанатиз; самоприказ: самоотчет; самоодобрение; самоосуждение; самонаказание: рефлексия и др. Пути самовоспитания педагога: Социальные требования к личности. Самопознание (восприятие внешних оценок и воздействий, самоанатиз, самооценка). Планирование работы над собой (перспектива — цель, постановка задач, составление программы). Реализация программы — Готовность — психологическая (мотив, интерес, установка, положительная личностная Я-концепция). Практическая готовность (знания, умения, навыки). Самоконтроль и самокоррекция. 14.Структура процесса самовоспитания педагога. 1. Принятие решения - о необходимости личностного самосовершенствования. Без этого важного элемента невозможно осуществление целенаправленного самовоспитания. Затем следует изучение (уяснение) возможностей самовоспитания и оценка перспектив работы над собой. Важным элементом первого этапа выступает выбор или формирование идеала (модели), к которым можно стремиться в процессе самовоспитания. На основе уже сформированного видения возможностей самовоспитания, собственного мировоззрения и под воздействием среды воспитания человек сам выбирает себе идеал или пример для подражания. Иногда человек создает некий абстрактный образ (модель), которому он хотел бы подражать или каким бы хотел стать. 2. Самопознание. В процессе самопознания происходит выявление и самооценка уровня развития того или иного качества или свойства личности. Степень и точность их диагностики зависит от самого человека, его желания действительно познать себя, свои достоинства и недостатки, либо удовлетворить свой частный интерес. В рамках этого этапа также происходит формулирование и уточнение ценностных ориентиров человека. 3. Выбор средств, составление плана. Человек делает ответственный выбор путей, методов и средств самовоспитания. Некоторые средства наиболее полно соответствуют личностным особенностям человека, специфике образовательной или профессиональной деятельности. Этот этап включает и формирование необходимых самоустановок, которые могут помочь человеку обеспечить достижение тех или иных целей самовоспитания. К ним. например, можно отнести личные правила и принципы, которые определяют поведение и постуки человека в различных ситуациях. На основе выбранных путей, методов и средств самовоспитания, а также сформулированных личных правил осуществляется планирование работы над собой. Человек составляет план: над чем предстоит работать, какие методы и средства использовать, примерные сроки. 4. Реализация планов. Активная практическая работа, направленная на достижение сформулированных ранее ценностных ориентиров. Эффективность же самовоспитания выявляется в процессе последующей личностной самооценки. 21.Педагогические специальности и квалификационные требования к личности педагога. В педагогической профессии можно выделить ряд педагогических специальностей. Педагогическая специальность - это вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса про(|)ессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией. Педагогическая квалификация - уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач. Педагогические специальности объединены в профессиональную гру ппу «Образование». Основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и целей деятельности специалистов данной группы. Обобщенным объектом профессиональной деятельности педагогов является человек, его личность. Отношения педагога и объекта его деятельности складываются как субъектно- су бъектные («человек - человек»). Поэтому основанием дифференциации специальностей данной группы являются различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средства взаимодействия (например, математика, химия, экономика, биология и др.). Второе основание для дифференциации специальностей - это возрастные периоды развития личности, отличающиеся, в том числе, выраженной спецификой взаимодействия педагога с развивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юность, зрелость и старость). Следующим основанием для дифференциации специальностей педагогического профиля служат особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (нарушение слуха, зрения, умственная неполноценность, девиангное поведение и др.). Гуманизация общества обусловила широкое применение педагогических методов практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности. педагогическим содержанием наполняется все большее количество про(|юссий. Любого профессионала сегодня оценивают не только по тому, что он знает, но и по тому, какие роли выбирает, как может выстроить свои отношения с коллегами, руководством, клиентами, подчиненными. Это приводит к разработке педагогического аспекта различных профессий: юриста, экономиста, менеджера, инженера. Работа с человеком признана мощнейшим фактором социально-экономического прогресса, достижения рентабельности производства, прибыльности бизнеса. Педагогические кафедры создаются в технических, строительных, экономических, юридических и других учреждениях профессионального образования, готовящих специалистов, чьи профессии традиционно не связывались с педагогической деятельностью. 22.Структура педагогических способностей. Способности представляют собой совоку пность психических качеств, имеющих сложную структуру. В пед. способностях веду щую роль играют коммуникативные свойства личности, и в первую очередь персегтгивные, т.е. относящиеся к сфере восприятия (из них важнейшее - наблюдательность). Они позволяют адекватно воспринимать психологию ученика, его психическое состояние в конкретном случае, правильно оценивать состояние коллектива класса вообще и в данной педагогической ситуации в частности. Составной частью коммуникативных свойств личности учителя можно считать готовность к эмпатии. т.е. к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию им. Необходимое у словие этого - любовь к детям. И наконец, третьим компонентом коммуникативных свойств личности учителя можно считать высокоразвитую потребность в социальном взаимодействии, которая проявляется в стремлении к передаче знаний, к общению с детьми, в желании разумно организовать жизнь и деятельность детского коллектива. Успешная реализация потребности в социальном взаимодействии зависит от наличия у учителя педагогического такта. Вспомогательные свойства и особенности личности: определенные качества ума (остроумие, критичность, последовательность и ряд других), речь учителя (наличие ораторских способностей, лексическое богатство речи и т.д.), некоторая артистичность натуры (живое воображение, умение фантазировать). Очень важно такое свойство личности, как наблюдательность (способность подмечать у учеников различные черты характера и склонности и распознавать причины их появления, уметь оценивать их проявление в соответствии с ситуацией и т.д.) Развивается и совершенствуется как в процессе приобретения педагогического опыта, так и в результате спец. усилий педагога. Педагогические способности не только условие эффективной педагогической деятельности, но и во многом результат успешной работы учителя. 30.Характеристика стилей педагогической деятельности. Педагог, решая те или иные задачи, выявляет себя через характерный для него стиль педагогической деятельности - неповторимое устойчивое сочетание педагогических приемов воздействия и методов взаимодействия. характеризующих в совокупности индивидуальную стратегию и тактику педагога. В Т. Чепиков выделяет императивный, демократический и либеральный стили педагогической деятельности. В исследованиях А.К. Марковой, А.Я. Никоновой предлагается иная классификация: - эмоционально-импровизационный - педагог строит учебный процесс с учетом самостоятельности учеников; не любит заниматься повторением и закреплением; предпочитает работать с яркими учениками и поощряет их; - эмоционально-методичный - ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательной работы, высокая оперативность; определенное преобладание интуитивности над рефлексивностью; - рассуждающе-импровизационный - педагог проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы; реже практикует коллективные обсуждения; - рассуждающе-методичный - четкое структурирование и организация учебного процесса, достаточное управление, педагог обеспечивает хорошее качество знаний, но не всегда стимулирует активность и инициативу самих школьников. 31.Модели педагогического общения. Можно выделить шесть основных стилей ру ководства преподавателем учащихся (Столяренко): - автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом студентов, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением: - авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для сту дентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподаватель в соответствии со своими установками; - демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений студентов, он стремится понять их. убедить, а не приказывать. ведет диалогическое общение на равных; - игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов, практически устраняется от руководства ими. ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации; - попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой студентов либо идет на поводу их желаний; - непоследовательный, алогичный стиль - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей ру ководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со студентами, к появлению конфликтных ситуаций. 37.Структура личностного профиля дефектолога. Педагог-дефектолог – это человек с особым складом души. Важнейшие черты профессионального характера педагога-дефектолога – доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпатия, энергичность, увлечённость своей работой, верность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность. Для него характерна гуманная оценка человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Немного найдётся профессий, результаты деятельности которых приравнивались бы к чуду. Когда, словно по волшебству, отступают трагизм и безысходность жизненной перспективы для ребёнка и его семьи, когда ребёнок может жить нормальной детской жизнью – играть и учиться, общаться с родителями и дружить со сверстниками, выступать на школьной сцене, мастерить и рисовать, готовиться быть взрослым, ну жным своей стране человеком. 12.Основные направления реформирования деятельности школы, пути их реализации. КОНЦЕПЦИЯ В основе концепции реформирования общеобразовательной школы лежит видение Республики Беларусь как технологически развитого демократического государства, в рамках которого система образования призвана играть приоритетную роль, служить гарантом стабильности и источником социально-экономического развития. В середине 50х акцент, сделанный на фундаментальную теоретическую подготовку в сфере основ науки, ставил вопрос о возможности практического применения учащимися полученных в школе знаний. Эти знания были необходимы при подготовке к получению высшего образования, но были в значительной степени не нужны для большинства, не поступавшего в вузы. В конце 50-х годов государство в поисках выхода из сложившейся ситуации пошло по пути переориентации всей деятельности общеобразовательной школы. Задача формирования высокообразованного дисциплинированного гражданина сменилась задачей подготовки подрастающего поколения к профессиональной деятельности. Предполагалось, что ступень полного среднего образования перейдет к вечерней школе. В связи с этим была пересмотрена и расширена программа неполной средней школы. Срок обучения в ней был увеличен до восьми лет. Предпринятый в 1966 году возврат школы к принципам деятельности 50-х годов позволил школе выйти из кризиса, но в то же время означал и возвращение базовых противоречий. Повышение требований к уровню и качеству подготовки наряду с введением 10-летнего срока обучения привели к перегруженности учебных планов и программ. Попытка решить проблему за счет совершенствования методик не увенчалась успехом. Учащиеся оказывались не готовы к усвоению материалов начальной и средней школы. Для большинства учащихся образование стало формальностью, и школа переключила свое внимание на сильнейших. Таким образом были созданы предпосылки для разделения школ на массовые и тяготеющие к элитарности. Одновременно школа начала терять присущую ей ранее функцию гражданского воспитания. Обоснование необходимости реформирования общеобразовательной школы. За последнее десятилетие в Республике Беларусь произошли огромные изменения. Существенно изменился и мир вокруг нас. И школа как важнейший государственный и общественный институт не может не реагировать на эти изменения. Сегодня уже нельзя учить детей тому и так, как несколько лет назад. Советская школа создавалась в соответствии с потребностями существовавшего общества, социально-экономические преобразования требуют и реформы школы. Объем знаний, необходимый для жизни и деятельности в обществе, с каждым годом все возрастает, и попытки подогнать его к существующим школе срокам обучения приводят к нежелательным последствиям - перегрузке, чрезмерной сложности учебных программ, неусвоенности материала. Увеличение сроков обучения, отвечающее общемировой тенденции развития образования, должно частично решить эту проблему, но не снимет ее полностью. Необходимо ввести новые учебные предметы, которые будут основываться на сочетании фундаментальности и практической ориентации обучения. Приоритетными становятся те области знания, которые могут быть употреблены учениками в жизни и профессиональной деятельности. Необходимость отказа от жестко унифицированной школы, перехода к дифференцированному, личностно ориентированному образованию, специализации в старшей ступени школы достаточно давно осознается как педагогами, так и в обществе (учениками, родителями). Свидетельством этого является возникновение школ и классов с углубленным изучением предметов, на более позднем этапе – создание учебных заведений нового типа: лицеев, гимназий. Особой проблемой при введении дифференцированного обучения является определение оптимального соотношения между содержанием обучения, устанавливаемым государственным стандартом, и содержанием, которое выбирается учебным заведением, педагогом в соответствии с пожеланиями ребенка. Ступенчатость системы образования, многообразие типов учебных заведений, соединенных в единую структуру с действенными механизмами перехода между разными звеньями, позволит обеспечить оптимальный характер сочетания общегосударственной и индивидуальной составляющей образования. | 15.Определение понятия «Спец. образование». Цель и основные задачи спец. образования на современном этапе. Специальное образование — обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования. Цель: подготовка лиц с особенностями психофиз. развития к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализацию и интеграцию в общество. Спец.образование включает в себя создание спец. условий для получения спец. образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования лицами с учетом особенностей их психофизического развития и коррекцию имеющихся у них физических и (или) психических наруше- Спец.условия: обучение и воспитание с организацией педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи, без которых невозможно или затруднено освоение содержания образов, программ спец. образования, в том числе с использованием техн-ких средств социальной реабилитации. учебных планов спец. образования и программ спец. образования, у чебников и учебных пособий спец. образования, спец. методик обучения, созданием адаптивной образ-ной среды. Коррекция физических и (или) психических нарушений — система псих.-пед., мед. и соц. мер, направленных на исправление и (или) ослабление физических и (или). нарушений. 16.Принципы организации современной системы спец. Образования. Специатьное образование — обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования. Цель: подготовка лиц с особенностями психофиз. развития к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализацию и интеграцию в общество. Спец.образование включает в себя создание спец. условий для получения спец. образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования лицами с учетом особенностей их психофизического развития и коррекцию имеющихся у них физических и (или) психических нарушений. Спец.условия: обучение и воспитание с организацией педагогической, медицинской, социатьной и иных видов помощи, без которых невозможно или затруднено освоение содержания образов, программ спец. образования. в том числе с использованием техн-ких средств социальной реабилитации. учебных планов спец. образования и программ спец. образования, учебников и учебных пособий спец. образования, спец. методик обучения, созданием адаптивной образ-ной среды. Коррекция физических и (или) психических нарушений — система псих.-пед, мед. и соц. мер, направленных на исправление и (или) ослабление физических и (или). нару шений. 17.Уровни, типы, формы получения образования лицами с особен, псих.-физ. развития. Уровни: дошкольное и общее среднее образование. Специальное дошкольное учреждение - учреждение, в котором реати- зутотся образ, программа спец. образования на уровне дошк. образования, образ, программа спец. образования на уровне дошк. образования для лиц с интеллект, недостаточностью, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, нах. в СОИ а также может реатизовывать программа доп. образования детей и молодёжи. Это - спец. ясли-сад. спец. детский сад. республ. центр для детей дошк. возраста с нарушением слуха (круглогодичный режим пребывания). Спец. общеобразовательная школа - учреждение спец. образования, в кот реализу ются образовательная программа спец образования на уровне общего ср. образования. -II-. програуша воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательная программа проф. подготовки рабочих (служащих). Могут организовать помощь семье в обучении и воспитании учащегося; создавать гру ппы продтённого дня для создания условий развития творч. способностей учащихся. На базе создаются кабинет слу ховой работы (для детей с нарушением слуха) и оказывается логопедическая помощь (наруш. зрения, псих.-физ. развитие, трудности в обучении). Вспомогательная школа - -//- на уровне общ. ср. образования дтя лиц с интеллектуатьной недостаточностью. Открываются группы продтённого дня. оказывается логопедическая помощь. Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации - -//- дошк. образования и общего ср. образования дтя лиц с интеллектуальной недостаточностью. Такой центр создаёт комплексную систему психолого- медиео-педагогической помощи лицам с особенностями психо- физ.развития и осуществляет образовательную, коррекционно- педагогическую, социальную, методическую, консультативну ю и информационно-аналитическую деятельность, ока зание психолог, помощи. 35. Международные документы в защиту прав детей «Декларация прав ребенка», «Конвенция о нравах ребенка». Декларация прав ребенка была принята 26 ноября 1924 года 5-ой Ассамблеей Лиги Наций в Женеве. Она состояла из пяти основных принципов. направленных, против детского труда и рабства, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Ассамблея призвала своих членов ру ководствоваться положениями декларации с целью защитить детей и улучшить их благосостояние. В настоящее время оригинал доку мента хранится в городском архиве Женевы. 5 первых принципов: 1) Ребенку должны быть предоставлены средства, необходимые для его нормального развития, как физического, так и духовного. 2) Голодный ребенок должен быть накормлен: больному ребенку должна быть оказана помощь: ошибающийся ребенок должен быть поправлен: а сирота и бездомный ребенок должны получить приют и поддержку в трудную минуту. 3) Ребенок должен получать помощь в тяжелое время испытаний в первую очередь. 4) Ребенок должен расти в атмосфере любви и быть защищенным от всех форм эксплу атации. 5) Ребенок должен воспитываться в сознании, что его лучшие качества должны служить на пользу другим людям. Конвенция ООН о правах ребенка (20.11.1959) — между народный правовой доку мент, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Она ребёнка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребёнка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в у словиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребёнка ратифицирована всеми странами-членами ООН. кроме США. Сомали и Южного Судана и двумя островами Новой Зеландии. 23.Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма. К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессио- граммы учителя, который позволяет проф. требования к учителю объединить в три осн. комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии у чителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности). Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя со след. характеристиками: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовн. культу ра, желание и умение работать вместе с другими: высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физ. и псих, здоровье, проф. работоспособность. 24.Типология личности педагога. Среди современных преподавателей выделяют следующие группы: 1) преподаватели - "вечные студенты" - они понимают студентов, видят в студентах личность, охотно диску тируют на разные темы, обладают высоким интеллектом и профессионализмом; 2) преподаватели - "бывшие моряки" - пытающиеся установить военную дисциплину в вузе; под словом "дисциплина" эти люди понимают тотальное безоговорочное принятие их точки зрения, они ценят "рабство", а не интеллект и умение логически мыслить, пытаются задавить личность, "я" - сту дента путем административных мер; 3) группа преподавателей, которые отбывают часы, позволяют студентам все делать, лишь бы им не мешали. Старшеку рсники среди преподавателей видят "безразличных", "завистливых". "ограниченных", "господ-баринов", "роботов" и т.п.. но замечают и тех, кто "выкладывается в работе", "наслаждается работой со сту дентами - "гурманы", "друзья". По их мнению, наиболее распространенный тип преподавателя в высшей школе - "преподаватель-стандарт": "знает предмет, живет своей работой, труден в общении, упрям, амбициозен. не интересен ни себе, ни студентам". Общеизвестно, что самыми консервативными и наиболее стойкими по отношению к новому во все времена были и остаются люди в педагогической системе. Это хорошо: они сохраняют преемственность традиций и передают апробированные временем знания и у мения. С другой стороны, это тормозит и затягивает процесс адаптации молодого поколения к новым условиям, особенно в период быстрых социальных перемен. Отсюда очевидно, что преподаватели как никто другой ну ждаются в информации о тех, кого обучают. Раньше "дисциплинированность", как послу шание, способствовала успеху, то нынче обеспечить успех могут именно самостоятельность и оригинальность мышления. 32. Педагогический профессионализм и его структура. На основании анализа требований профессии к личности специалиста вводится понятие профессионализма. Профессионализм - совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. Согласно исследованиям Лайма Спенсера-мл. и Сайна М.Спенсера в структуре профессиональной компетентности выделяются пять базовых качеств: I. Мотивы - то, что вызывает действие. Мотивы нацеливают, направляют и выбирают поведение на определенные действия или цели и уводят в сторону остальных. Например, мотивированные на достижение люди ставят перед собой трудные цели, несут личную ответственность за их достижение. 2. Психофизиологические особенности - физические характеристики и соответствующие реакции на ситуации или информацию. Например, скорость реакции и хорошее зрение - физическая особенность для боевого пилота, эмоциональный самоконтроль и инициативность - компетенции для успешного менеджера. 3. Я-концепция. Установки (состояние готовности к определенной форме реагирования, побуждающее человека действовать определенным образом), ценности или образ-Я человека. Я-концепция - представление человека о самом себе, доверие своим возможностям. 4. Знания - информация. которой обладает человек в определенных содержательных областях. Например, знания хирурга о нервах и мускулах человека. 5. Умения, навыки - способность выполнять определенную физическую или умственну ю задачу. Например, навык стоматолога пломбировать зубы. 20. Определение и структура понятия «Педагогический потенциал педагога». Словосочетание «педагогический потенциал» довольно часто употребляется в научной литературе. Инструментальные характеристики педагогического потенциала – это педагогические способности. Совершенствование педагогического потенциала учителя – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни школы. Также педагогический потенциал является показателем уровня профессионального развития коллектива и его творческих резервов, способных к более полной реализации. Для интегральной характеристики педагогического коллектива в последнее время все чаще используется понятие «педагогический потенциал учителя». педагогический потенциал учителя – это ресурсы педагога: внутренние (мотивация к инновационной деятельности, творческая активность, коммуникативность) и внешние (обобщение и предоставление опыта, организаторские способности), направленные на совершенствование образовательного процесса. В соответствии с этим развитие педагогического потенциала учителя определено как поступательный процесс качественного преобразования способностей учителя и его ресурсных возможностей, обеспечивающих эффективную организацию и осуществление педагогического исследования в школе. Педагогический потенциал учителя состоит из двух компонентов: внешнего и внутреннего, на которые можно оказывать целенаправленное педагогическое влияние для преодоления противоречий между ними. Для развития педагогического потенциала учителя подходит идея самообучающейся организации. Профессиональный потенциал педагога — система учительского мастерства, которая объединяет в себе многие разноплановые и разноуровневые аспекты подготовки и деятельности учителя. Профессиональный потенциал — главная характеристика педагога. Профессиональный потенциал может быть определен и как база профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно мыслить, творить, действовать, воплощать свои намерения в жизнь, достигать запроектированных результатов. Профессиональный потенциал определяется как система естественных и приобретенных в процессе профессиональной подготовки качеств |