Эффективность ДКП и ее особенности в РБ. Эфф-сть ДКП определяется тем, на сколько удается обеспечить баланс безраб. и инфл. НБ должен проводить такую полит ., кот. решает оба вопроса сразу. Положительные черты ДКП: 1. Быстрота и четкость по сравн. с фискальной полит. 2. В развитых странах ДКП изолирована от полит. давления. кроме того она мягче чем фискальная полит. Отрицательные черты ДКП: 1. Если энергично проводить политику «дорогих» денег, то она способна понизить резервы ком. банков так, что они должны будут ограничить объем кредитов, что ограничит предлож. денег. 2. Полит. «дешевых» денег может обеспечить необх. резервы ком. банков, но она не гарантирует, что банки выдадут ссуду там, где это необх. В итоге полит. окажется малоэфф-ной. 3. Скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном предлож. денег, тем самым тормозит измен-я в предлож. денег, которое становится ограниченным, что приводит к фин. спаду. Главными задачами на 11-15 гг. являются обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики. Направления реализации этих задач предусматривают: постепенный переход в рамках привязки к корзине иностранных валют к более гибкому формированию обменного курса по мере повышения внутренней и внешней сбалансированности экономики в целях поддержания конкурентоспособности отечественных производителей и ограничения инфляционных процессов; формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны; совершенствование системы рефинансирования банков, основанной на рыночных условиях формирования цены ресурсов, что позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы; поддержание процентных ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте, а также доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики. В результате названных действий будет обеспечена стабильность курса белорусского рубля к корзине валют в коридоре плюс (минус) 10 процентов, ставка рефинансирования НЦ будет снижена до 6 — 8 процентов к концу пятилетия. Предполагается, что к 2015 году прирост индекса потребительских цен не превысит 5 — 6 процентов. 34.Денежно- кредитная политика в Республике Беларусь. Начало в1992г. Когда ввели бел.рубли. Самый сложный период в1994, когда была гиперинфл., неконтролируемая девальвация, ИПЦ =2059,9%, темпы девальвации = 1516%. 1-ый этап: 1992 – 1995г - самый неудачный 2-ой этап1997 -2000г. Наблюдалась множественность валютн. курсов(6-7), преобл. Идеи монетизации. Коэф. монетиз. =Mо / ВВП K=Ms/ ВВП (квази деньги) Раз-ры % ст. по рублевым операциям не покрыв. ур-нь инфл. 3-ий этап: 2000 – сегодня. Нач. ужесточение ДКП. С 14.08.02 осущ. Переход к единому валютн. курсу. Нач. формир. благопр. усл. для сбалансир. парам. ДКП (развив. лизинг, исп. новая амортиз. полит., улучш. структура капиталовлож., повыш. конкурентоспособн. тов-ов, сниж инфл.(в 2005г до 10%)). Каждые 5 лет разраб. концепция развития банковской сис-мы, ежегодно сост. осн. парам. ДКП и проверяется их исполн. Осн. концепции ДКП после 2006г.: стабильная низкая инфл. (7-9%), прослеж-е обменного курса по отнош. к рос.руб.(73,6-76,3) и к USD(2100-2200), прирост активн. рублевой ден. массы на 25%, расширение реальн. кредитования банками организаций и насел., коэф. монетиз. сост. по M3 16,2%. В 2006г приблиз-но: нал. денег в обращ. 22%, переводных депозитов 36%, срочных депозитов 42%, профицит сальдо внешн. торг. 1,5%, дефлятор ВВП 116,6%. Инструменты ДКП в РБ: 1. Процентн. полит., т к в умер. инфл-ии лучше регулир. ценой денег, а не объемом. Устан. ставки: рефинанс. 8-10%; текущая ст.% =11, верхн. гран.=16, нижн.– 3-4(однодневн. депозиты). 2. Эмиссионная полит.: прирост рубл. ден. базы в 2006г - 23%, сниз. эмиссия ч/з операции с иностр. вал., повыс. кредитная. Эмисс. в осн. проводится ч/з аукцион. операции, двусторонние операции, продажу гос. цен. бум. для корректир. ден. предлож. 3. Полит. гос. резервир-я. С 01.04.06 Обяз. резервир-е от нац. вал. 5-6%, от иностр. 9-10%. 35.Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. С. предл. – это общее кол-во конечных благ в ден. выражении, произвед. в экономике с опред. уровнем цен. Классическая модель макроравновесия описывала экономику присущую длительному периоду, где номин. показ. – гибкие, тем самым они создают условия для макр. равнов., а реальн. показат. – уровень занят., зарплат зависит от каких-либо новаций, технологий. Y=Y* (реал. объем = потенц.) В кейнс. теории AS предсавляется либо в виде горизонтальной линии, либо в виде кривой с положительным наклоном. Цена и заработная плата не может меняться каждый день. В длительном периоде AS подвержено большому колебанию. Причины жесткости цен и номинальных затрат в кр. периоде по ср. с долгоср. по Кейнсу: 1.Ступенчатость изменения зарплат и цен. (особенно в производстве и на рынке товаров и услуг). Фирмам приходится периодически высылать своим клиентам новые каталоги и т.п. Эти издержки Менкью назвал издержками меню. Поэтому пересмотр цен и как следствие зарплат происходит периодически. 2.Нескоординированность (асинхронность) действий фирм. Инфляция повышает все цены в эк-ке, однако ни одна ф-ма не будет повышать цены на свои товары и не будет это делать резко,опасаясь,что этого не сделают кокур. 3. Теория ошибок экономических субъектов. Отклонение величины фактического AS от потенциального зависит от разницы между фактическим и ожидаемым уровнем цен. Если фактический уровень цен совпадает с потенциальным, то объем выпуска товаров будет в экономике проводиться на уровне потенциального объема. Однако субъекты могут ошибаться в своих ожиданиях в результате чего объем производства будет отклоняться от потенциального и уровень занятости будет неравнозначен к уровню полной занятости. В этом случае кривая совок спроса будет след.: Теория ошибgк: отклонение фактического уровня цен от ожидаемого объясняется обычно ошибочными представлениями рабочих и владельцев фирм, так рабочие часто воспринимают повышение номинальн. зарплаты, связанные с ростом цен, как увеличение реальной зарплаты и соответственно увелич. предл. труда. Владельцы фирм лучше осведомлены, и знают что уровень номин. зарплата растет медленнее цен, т.о. они увелич. спрос. на труд и с ростом уровня цен растет занятость и объем выпуска. 36.Взаимосвязь инфляции и безработицы в краткосрочном периоде. Кривая Филлипса. Шоки совокупного предложения. Стагфляция. Изменение объема национального выпуска связано с изменением количества используемых производственных ресурсов, в том числе труда: для производства большего объема благ требуется привлечение большего количества работников, что приводит к росту цены на данный ресурс. Как видим, между ценами на экономические блага и изменением числа занятых в стране существует взаимосвязь. Первым обратил на нее внимание британский экономист А.У. Филлипс — он проанализировал зависимость между уровнем безработицы и увеличением номинальной заработной платы (инфляцией зарплаты). Позже П. Самуэльсон и Р. Солоу подтвердили существование подобной функциональной зависимости применительно к экономике США. Данная связь объяснялась ими тем, что высокий совокупный спрос, с одной стороны, способствует снижению уровня безработицы, а с другой — ведет к повышению заработной платы и цен. Графическую интерпретация обратной зависимости между инфляцией и безработицей назвали кривой Филлипса. Используя алгебраическую формулу закона Оукена и зависимость между темпом инфляции(разница между факт. уровенм цен в данном и прошлом периодах) и объёмом нац. выпуска составили уравнение кривой Филлипса: π=πe-β(u-u’). Оно не учитывает того, что на инфляцию могут оказывать воздействие так называемые шоки предложения (ε) — резкие изменения уровня цен на определенные группы товаров, приводящие к сдвигу кривой совокупного предложения. Негативные шоки способствуют одновременному росту безработицы и инфляции; позитивные — действуют в обратном направлении. Учет шоков предложения видоизменяет уравнение кривой Филлипса: π=πe-β(u-u’)+ε Уравнение кривой Филлипса показывает, что темп инфляции обратно пропорционален темпу безработицы, а точнее, разнице между ее фактическим и естественным уровнями. Эта зависимость иллюстрируется движением вдоль кривой Филлипса, изменения инфляционных ожиданий и шоки предложения приводят к ее сдвигу. Чёткая обратная связь между инфляцией и безработицей существует только в краткосрочном периоде. Ситуация одновременного существования достаточно высоких темпов инфляции и безработицы называется стагфляцией. Ее возникновение монетаристы и неоклассики объясняют с помощью теорий адаптивных и рациональных ожиданий, а последователи кейнсианской школы используют для этого анализ шоков предложения. Последние вызываются резкими изменениями производственных издержек вследствие, например,, изменения цен на ресурсы либо изменениями технологий производства, стихийными бедствиями и т.д. Обычно рассматривают негативные шоки предложения, связанные с ростом цен и издержек, которые сдвигают кривую совокупного предложения влево—вверх. Шоки, предложения могут быть и позитивными: улучшение технологий производства, снижение цен на ресурсы и издержек приводят к сдвигу кривой совокупного предложения вправо— вниз, что вызывает рост объема национального выпуска и снижениеуровня цен. Кривая Филлипса в краткосрочном (F1 F3 F4 F2) и долгосрочном периодах (MN).  Краткосрочнн:Правительствопытается сократитьбезраб. с помощью например политики расширен. спроса, следствием будет рост инфляции. Если раб. по найму не ожидают инфляции, они воспримут рост номин. зарплаты как повыешние ее реальн. способности. Многие начнут искать работу. Активность в экон. растет. Безработица снижается. В результате эконом. передвигается по прямой F1. (влево) Инфл. выше, безраб. выше. Долгосрочн.:Когда повышается инфляц. ожидание и требования к заработн. плате, кривая Филипса сдвигается вверх. Теперь при всяком уровне безработицы инфляция будет выше, чем раньше. Кривая Филипса перемещается вверх и занимает F2 . Вновь возрастают инфляционные ожидание рабов и повыш. их треб-ния к зарплате. К. Филипса продолж. перемещаться до F3 . Однако в долговрем. перспективе рано или поздно работник и предприниматель приспособятся к высокой инфляции. Тогда безработица вновь повысится до исходного уровня. Экономика возвратится к исходному уровню безработицы, но теперь уже на более высоком уровне инфляции. Точка D кривой F4. 37.Монетаризм. Основное уравнение монетаризма. Стабильность скорости обращения денег в монетаристской модели. Адаптивные ожидания и долгосрочная кривая Филлипса. Денежное правило. В течение последних десятилетий макроэкономическая теория является ареной соперничества двух крупных течений экономической мысли — кейнсианства и монетаризма. Монетаризм как течение экономической мысли раскрывает значительную роль денег в определении уровней экономической активности и цен. Виднейшим представителем теории монетаризма является нобелевский лауреат М. Фридмен, который считает, что инфляция есть исключительно денежное (монетарное) явление, обусловленное ростом денежной массы, находящейся в обращении. В противовес кейнсианской концепции монетаристы считают государственное регулирование фактором, сдерживающим частную инициативу и зачастую содержащим ошибки, дестабилизирующие экономику. Государство, осуществляя фискальную и денежно-кредитную политику, вызывает ту самую нестабильность, противодействовать которой и призваны данные мероприятия. Как кейнсианцы, так и монетаристы основывают свой анализ на уравнениях, характеризующих движение потоков доходов и расходов в экономике. В монетаризме важнейшим является уравнение денежного обмена MV = PY. Его левая часть представляет собой величину расходов потребителей (совокупные расходы), правая — общую выручку продавцов от реализации товаров (совокупные доходы). С монетаристских позиций, денежно-кредитная политика государства является важнейшим инструментом макроэкономического регулирования. Значение же фискальной политики как средства стабилизации экономики и перераспределения ресурсов оценивается монетаристами невысоко. Государственное вмешательство в экономику, по мнению монетаристов, во многих случаях неизбежно, но оно должно создавать условия для свободного и стабильного функционирования рыночных механизмов на основе проведения рациональной долгосрочной макроэкономической политики. Монетаристы выступают за законодательное установление монетарного правила, согласно которому ежегодный темп прироста денежного предложения должен соответствовать среднегодовому темпу прироста реального объема национального производства.Денежная масса в экономике (предложение денег) должна увеличиться в указанных пределах прироста ВНП. Меньший ее прирост приведет к нехватке денег, а возможно, к дефляции и возникновению безработиц; больший — вызовет инфляцию. Законодательное установление монтарного правила устранит причины нестабильности в экономике, тенденции к спаду или инфляции будут носить временный (краткосрочный) характер. Монетаристское правило в модели AD-AS.  Если происходит перемещение сов. спроса до AD2 то AD2 будет соответствовать увелич. сов-ного предлож. от AS1 до AS2. Благодаря чему уровень цен не изменится. Все манипуляции монетаристов – за счет совокуп. предлож. 38.Теория рациональных ожиданий. Кривая Филлипса в теории рациональных ожиданий. Теория рац ожиданий-теория, в соотв с кот эк субъекты при принятии решений прогнозируют будущее с использ-м всей имеющейся информ-и. Эк. субъекты функционируют: -с учетом доступной для них информ-ипрошлого периода -на основе своих предвидений результатов будущей эк пол-ки Теория рац. ожиданий исходит из след. : 1)все рынки –конкурентные; 2) зарплата и цены – гибкие; 3) эк. субъекты полностью информир-ны В долгоср. периоде стимул-ие AD, сопров-ое ростом ден. массы, не приводит к существ. изм-ям уровня безраб-цы и реал. выпуска, а отраж-ся на росте цен, т. е. кривая Филипса приближ-ся к верт. прямой на ур естеств безраб-цы. Согласно теории Кривая Ф. явл. верт прямой в кратко и долгоср периодах. С позиции теории ,ожидаемые изм-я ден предложения не влияют на реальные показатели эк-ки ни в долго, ни в краткоср периоде. Неожиданный рост ден массы в краткоср периоде может вызвать изм-е реальных макроэк показателей. Теория рац. ожиданий (Лукас) исходит из след. : 1) рынки – высококонкурентные; 2) зарплата и цены – гибкие; 3) эк. субъекты функц-ют, исп-уя прошлый период. => принципы функц-ия эк-ки и рац. исп-ия применяют для max-ции собств. выгод. Напр. : рабочие могут предвидеть, что в рез-те стимул-ия п-ки при дефиците может возн-ть инфляция => рабочие добив-ся учёта буд. инфляции в их буд. контрактах ., т. е. зарплата должна расти вместе с инфляцией. Теория получила распр-ие в 60-70 гг. ХХ в ., когда страны столкнулись со стагфляцией (сочетание инфляции стагнации – застой, сопров-ый безработицей). В долгоср. периоде стимул-ие AD, сопров-ое ростом ден. массы, не приводит к существ. изм-ям уровня безраб-цы и реал. выпуска, а отраж-ся на росте цен, т. е. кривая Филипса приближ-ся к верт. ур-ню NAIRU. Ур-нь безраб-цы стр-ся на осн. естеств. Ур-ня и не зависит от роста ден. масс и инфляции. Вертик. кривая Филипса вертик. кривая AS – «2 стороны 1-ой медали».  39.Экономическая политика стимулирования предложения и теория экономики предложения. Кривая Лаффера. Стагфляция и снижение эффект-ти гос. вмеш-ва в эк-ку в 70 г. в странах с разв. эк-ой подорвало доверие к кейнс. теории. Попул. стан-ся взгяды неоконсерват. эк-ой теории предлжения. Их доводы: кейнсианцы деформировали рын. стимулы к труду, снизился уровень конкур-ии. Неоконсерваторы идеал-ют только рын. мех-м, его способность эффективно размещать и исп-ть прир. ресурсы. Причины депрессии эк-ки: отсутствие стимулов к труду, инвестициям, сбережениям => осн. внимание в теории предложения – совершенств-ие налог. ставок и отрицание сдержив. кейнс-ой п-ки. По их мнению высокие налог. ставки вызывают рост издержек произ-ва, сокр. предлож. рес-ов, реал. V нац произ-ва и увел. безраб-цы. Под влиянием выс. налогов, уменьш. привлек-ть инвестиций, а большие налоги на доходы способств. увелич. текуего потребл. В рез-те сниж-ся предлож. ссудного капитала, растёт %-ая ставка => замедление инвестиций, темпов эк. роста. Замедление инвест. роцессов – следствие выс. налогов на прибыль корпораций. Гос-во обязано обесп. условия для рын. мех-ма: путём развития своб. предр-ваи уменьш. вмеш-ва в эк. процессы, снизить гос. расходы, создать эффект. службу занятости, осущ. налог. реформу. Реш. роль в форм-ии эк-ки предлож. сыграли взгляды Лаффера, обоснов. идею о том, что более низкие налоги созд. стимулы для работы. В наст. t более реалист. было бы считать, что кривая Лаффера усечена, т.е. начин. не с 0 и заканч. не на 100%, а ~ 75%. Проблема в след.: рав-во всех налог. ставок 0 означ. отсутствие самого гос-ва, когда все чистые доходы забирает гос-во и налог поступл. =0, т.е. произ-во сворач-ся, что нереал. Бьюкенен исслед. как краткоср. (более низкая кривая), так и долгоср (более выс. кривая) кривую Лаффера. В 80 гг. ХХ в. идея Лаффера и Бьюкенена получ. практич. прим-ие в разв. странах. (Тетчер в GB, Рейгон в USA сократили гос. расходы с целью высвобожд. р-ов для частного сектора, сократили подох. налог на 40%, ограничили моноп. власть, власть союзов). 40.Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь. Антиинфляционная политика - это комплекс мер по регулированию экономики направленных на борьбу с инфляцией. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с государственным регулированием в условиях глубочайшего финансового кризиса. Цель антиинфляционной политики государства состоит в том. чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Мировой опыт показывает, что при борьбе с инфляцией используются две основные линии антиинфляционной политики 1. Дефляционная политика (или регулирование спроса) - это ограничение денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы, через снижение государственных расходов, повышение процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничение денежной массы т.п. Эта политика, как правило, вызывает замедление экономического роста, и даже кризисные явления. 2. Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой. Формами сдерживания роста цен являются:«Замораживание цен на определенные товары; сдерживание уровня цен в определенных пределах. С обретением в начале 90-х гг. XX в. независимости РБ получила возможность проведения собственной макроэкономической политики. В то время экономика нуждалась в реструктуризации, реформировании отношений между экономическими субъектами. Наблюдалась ярко выраженная стагфляция —- высокие темпы роста уровня цен сопровождались спадом реального объема национального производства и увеличением безработицы. Валютная политика на определенном этапе экономического развития страны состояла в завышении курса белорусского рубля, что имело целью поддержать покупательную способность населения. Использование льготного государственного кредитования белорусских предприятий. Привело к достаточно высокой инфляции. В конце 1990-х гг. правительство Республики Беларусь и Национальный банк ужесточили денежно-кредитную политику. Реальные процентные ставки по кредитам и депозитам стали положительными, что привело к росту банковских вкладов субъектов экономики, прежде всего физических лиц. Дефицит государственного бюджета также несколько сократился. Все это позволило снизить темпы инфляции, не уменьшая при этом темпов экономического роста. 41.Открытая экономика и ее основные взаимосвязи. Понятие и модели внутреннего и внешнего равновесия. Открытая экономика – экономика, связанная с др.странами механизмами экспорта, импорта и фин.операций. Платежный баланс (ПБ) – стат.документ, отражающий а стоимостной форме все внешнеэк. операции данной страны с др. гос-ми за опред. период времени. Данные ПБ группируются в 1.счет текущих операций,2.счет операций с капи- талом(К), 3.счет офиц. резервов. ВНП в откр.эк-ке – сумма внутренних и зарубежных расходов на т/у, произв-ные с участием нац.факторов производства. Основное тождество нац. счетов для открытой экономики: У=С+I+G+EX-IM. Баланс тек. операций – разница между экспортом и импортом. Баланс текущих операций = величине, на кот. изменяются ее чистые активы за рубежом. (баланс движения К). Взаимосвязь счета тек.операций и счета движения К: KN=KIM-KEX (KIM-приток капитала, KEX-отток капитала, KN -баланс движения К). ПБ находится в равновесии, если (EX-IM)+( KIM-KEX)=0 или XN= - KN. Сальдо баланса текущих операций: У- (С+I+G)= XN, (С+I+G)=А- внутренняя абсорбция, XN =У-А. Взаимосвязь сбережений и баланса тек.операций: -в закрытой эк-ке I=S, -в открытой величина нац.сбережений S=Y-C-G. Учитывая, что У=С+I+G+EX-IM и XN= EX-IM, S=I+XN. Отличия открытой и закрытой экономик: открытая может сберегать:1)путем увеличения К, 2)путем покупки иностр. активов. Закрытая экономика может сберегать только увеличивая собств. К. Сбережения: 1. частные(Sp) 2 гос-ные (Sg)-с целью воздействия на производство и занятость. Частные – часть распол-го дохода не потребляется, а сберегается: Sp=У-Т-С. Госуд. - разница между доходом гос-ва и его расходами: Sg=T-G. Тождество НД для исследования влияния гос.сбережений на откр.эк-ку: S=Sp+Sg=I+ XN. Связь частных сбережений с внутр., положит. сальдо тек. операций и гос.сбережениями: Sp= I+ XN – Sg= I+ XN –(T-G)=I+ XN +(G-T). Т.е. частные сбережения могут принимать 3 формы: I – инвестиции в нац.К, XN – приобретение активов у иностранцев, (G-T)-приобретение вновь выпущенных долговых обязательств своего гос-ва. Изменение в бюджетном дефиците – важный фактор, влияющий на изменения в балансе тек. операций: ↑ бюдж.дефицита ↓ величину положит. сальдо баланса тек.операций. ↓ бюдж.дефицита ↑ величину положит. сальдо баланса тек.операций. При анализе функционирования открытой экономики мы будем исходить из того, что она находится в состоянии равновесия.Внутреннее равновесие характеризуется ситуацией, при которой уровень производства внутри страны обеспечивает полную занятость и устойчиво низкий уровень инфляции. Внешнее равновесие предполагает равновесие платежного баланса, или чистый приток капитала, обеспечивающий баланс национальных сбережений и инвестиций в среднесрочной перспективе. Экономические шоки выводят экономику из состояния равновесия, и возникает необходимость в макроэкономической корректировке — приведении экономики в равновесное состояние, или состояние стабильности, когда имеющиеся дисбалансы покрываются гарантированными источниками финансирования. Макроэкономическая корректировка может осуществляться в любой экономике и происходить автоматически, т.е. независимо от действий, предпринимаемых или не предпринимаемых правительством, как следствие самонастройки рыночной экономики в результате взаимодействия сил спроса и предложения. Корректировка может также стать результатом целенаправленного использования инструментов экономической политики. В открытой экономике значительно усложняются взаимосвязи между основными макроэкономическими переменными, характеризующими внутреннее состояние экономики, поскольку теперь они опосредуются процессами, происходящими во внешнем мире. В то же время экономические переменные, являющиеся показателями состояния внешнего сектора, находятся под влиянием внутренних переменных. Все это делает более сложным проведение макроэкономической политики, требующее учета возрастающего числа факторов. С помощью краткосрочных моделей -- диаграммы Т. Свона и модели Р. Манделла можно понять, каким образом при активном вмешательстве государства экономика может одновременно достичь внутреннего и внешнего равновесия при системе фиксированного валютного курса. Процесс корректировки открытой экономики позволяют понять ее модели. Одной из них является базовая кейнсианская модель «доходы—расходы», которая исходит из следующих предположений: неизменности цен товаров (отсутствие инфляции), капитала (устойчивые ставки процента), труда (постоянная зарплата), иностранной валюты (фиксированный валютный курс); существования безработицы; неизменности объемов капитала как фактора производства, имеющегося в экономике. 42.Модель Манделл-Флеминга (модель IS-LM-ВР). В середине XX в. ученые Р. Манделл и И. Флеминг в своих работах распространили действие традиционной кейнсианской модели IS—LM на открытую экономику. Полученную в результате модель IS—LM—ВР в экономической литературе называют моделью Манделла—Флеминга. На ее примере могут быть рассмотрены процессы, происходящие в международнойэкономике. В рамках данной модели может быть выявлено влияние использования денежной и фискальной политики на внутри- и внешнеэкономические переменные. Подобный анализ базируется на следующих допущениях. 1. Цены на товары и заработная плата постоянны. 2. Производство товаров определяется исключительно спрсом на них, т.е. допускаются неиспользуемые производственные мощности и бесконечно эластичная по цене кривая предложения труда. 3. Обусловленные изменением обменного курса изменения цен на импорт не оказывают влияния на внутренний уровень цен. 4. Анализ ограничен случаем открытой экономики. 5. Образование ожиданий статично, т.е. имеющиеся в данный момент величины переменных планируются на будущее. Ожидания изменения обменного курса равны нулю. Исходный пункт анализа составляют условия равновесия на рынке товаров (IS), рынке денег (LM) и платежного баланса (ВР). Кривая IS показывает комбинации выпуска Y и ставки процента, для которых спрос и предложение выпуска в данной стране совпадают. Кривая имеет отрицательный наклон. Кривая строится для заданного уровня цен и определенного обменного курса.( I(r) + EX(R) + G = S(Y) + IM(Y, R). )Факторами вызыващими сдвиг явл.изменения:внутр.цен(понижение – вправо;);обменного курса(обесценение-вправо);дохода за границой(рост через повышение спроса – вправо). кривая LM показывает комбинации выпуска и ставки процента, при которых спрос на деньги в данной стране равен их предложению. Наклон кривой положительный. Кривая строится для заданного внутреннего предложения денег и постоянного уровня внутренних цен.( MD(Y, r) = MS. )Фаторами вызывающими сдвиг явл.изменение:внутр.предл.денег(рост – вправо);внутр.уровня цен(повышается – влево-вверх). кривая ВР, Выражая взаимосвязь национальной и международной экономики, показывает возможные комбинации уровня дохода и ставки процента, при которых платежный баланс находится в состоянии равновесия. Данная кривая имеет положительный наклон, так как с увеличени м дохода растет импорт и, следовательно, дефицит торгового баланса. Наклон кривой ВР зависит от степени реакции международных потоков капитала на ставку процента: при высокой степени реакции кривая пологая, при слабой — крутая. Для того, чтобы капитал имел полную международную мобильность, внутренняя процентная ставка должна быть равна мировойкривая ВР является горизонтальной. Когда капитал совершенно немобильнен, платежный баланс совпадает с торговым: кривая ВР вертикальна. Кривая ВР строится для определенного уровня внешней задолженности, определенного обменного курса и определенного уровня цен.( EX(R) - IM(Y, R) = NK(r).) Факторы вл.на сдвиг:уровень внешней задолжности(рост – влево-вверх;спад – вправо-вниз);ур.обменного курса(рост – вправо-вниз);ставка % зарубежом(рост-влево) Общая модель состоит из трех выведенных ранее уравнений для рынка товаров, рынка денег и платежного баланса . При этом доход и ставка процента рассматриваются как переменные, на которые оказывает влияние состояние модели. Обменный курс, сальдо официального резервного счета и количество денег представляют собой в зависимости от системы обменного курса эндогенные или экзогенные переменные. одновременное внутреннее и внешнее равновесие реализуется только в точке пересечения трех кривых. 43.Макроэкономическая политика в малой открытой экономике при фиксированном валютном курсе. В открытой экономике целью макроэкономической политики должно быть одновременное достижение как внутреннего, так и внешнего равновесия. Под внутренним равновесием подразумевается равенство совокупного спроса и совокупного предложения на уровне потенциального выпуска при минимально допустимом уровне инфляции. Внешнее равновесие - поддержание сбалансированного платежного баланса официальных расчетов, нулевого или заданного сальдо баланса текущих операций, определенного уровня иностранных валютных резервов. Для достижения поставленных целей в открытой экономике, наряду с традиционными видами макроэкономической политики — бюджетно-налоговой и денежно-кредитной — могут использоваться: внешнеторговая, валютная и политика управления внешней задолженностью. Под малой открытой экономикой понимается экономика страны, на которую оказывают большое влияние экономики других стран, но которая практически не оказывает влияния на экономическое развитие других стран. Для анализа наиболее эффективных путей достижения цели обеспечения двойного равновесия в малой открытой экономике используется модель Манделла –Флеминга. Решение проблемы достижения внутреннего и внешнего равновесия с помощью мер макроэкономической политики осложняется рядом объективных и субъективных моментов. Во-первых, совместные действия ЦБ и Минфина, направленные на достижение макроэкономического равновесия, затрудняются наличием временных лагов, продолжительность которых различна для кредитно-денежной, бюджетно-налоговой и валютной политики. Во-вторых, успешное решение "проблемы распределения ролей" зависит от правильного определения местоположения точки, в которой находится экономика в конкретный момент, и относительного наклона кривых внутреннего и внешнего равновесия. В случае неверного определения местоположения исходной точки или относительного наклона кривых результаты политики могут оказаться прямо противоположными ожидаемым. В-третьих, достаточно сложно спрогнозировать и возможные изменения в спросе на деньги, в поведении инвесторов и потребителей, в спросе со стороны внешнего мира на товары и услуги, производимые данной страной. В-четвертых, эффективность и целесообразность использования тех или иных мер макроэкономической политики, зависит от таких субъективных моментов, как степень доверия к правительству, ожиданий экономических агентов относительно будущих шагов правительства, от их оценки сложившейся экономической ситуации. В-пятых, достижение макроэкономического равновесия в конкретной ситуации не всегда может достоверно описываться с помощью модели. Так, если мобильность капитала окажется чрезвычайно высокой или абсолютной, то использование кредитно-денежной политики для достижения внешнего равновесия становится практически невозможным. 44.Макроэкономическая политика в малой открытой экономике при плавающем валютном курсе. Макроэк-ая политика при фиксированном вал. курсе основывается на фискальной и денежной политике:1. с помощью денежной политики увеличивается количество денег в стране, в результате увеличивается ВВП, что ведет к снижению ставки % и соответственно к росту инвестиций и дохода, последнее обуславливает увеличение импорта, а значит ухудшение торгового баланса, уменьшение чистого притока капитала в следствии снижения ставки % , это ведет к повышению спроса на иностранную валюту, а с другой стороны к снижению ее предложения, что в свою очередь ведет к дефициту офиц-ого резервного счета. НБ в этом случае может нейтрализовать влияние утечки валюты финансируя дефицит торгового баланса, но это сложно. (r-процентная ставка, У-доходы LM IS Краткосрочное экономическое равновесие Е1 ниже кривой платежного баланса BP, а это предполагает дефицит торгового баланса, следовательно происходит уменьшение валютных резервов и сокращение кол-ва денег, которое выражается сдвигом LM влево и вызывает рост r и уменьшение У и дефицита торгового баланса. Адаптация длится до тех пор пока в Е0 не достигается первоначальное одновременно внутреннее и внешнее равновесие. 2. непосредственно фискальная политика, т.е. государственные расходы. Рост гос. Расходов ведет к сдвигу IS вправо, с установление краткосрочного равновесия Е*, при этом имеется избыток офиц-ых рез-вов (выше BP), последнее обусл-т рост кол-ва денег, которое выр-ся в сдвиге LM вправо вниз. Внутренн. и внешн. равнов-ие дос-ся в т. Е1. На практике рег-ие фиксир-ого курса прим-ся комбинир. применение фиск. и ден. пол-ки. В конечном итоге ден. пол-ка может оказаться неэффективной, т.к. НБ не может изменить влияние рез-вов на кол-во денег. Модель IS-LM-BP для макроэк-ой политики при фиксир. обменном курсе применяется реально для диагностики диф-та торгового баланса и для диагностики международной кредитоспособности.В случ неполной занятости и деф офиц-ого резер-ого счета (т Е*) должна пров комбинир политика: следует увеличить доход и одновременно с помощью контрактивной денежной политики, которая обусловливает рост внутренней ставки процента; повысить чистый приток капитала и тем самым выровнять платежный баланс. Макроэк-ая политика при плавающем вал. курсе основывается на фискальной и денежной политике: 1. ден. политика.Анализ ДП при фикс обменном курсе показал невозм ее функционир в долгоср периоде. Экспансивная ДП может сущ только краткосрочно, пока ЦБ в сост противостоять избыточному спросу на иностр валюту путем сокращ своих валютных резервов. При гибком обм курсе экспанс ДП ведет к обесценению нац валюты,кот обусл удешевл производимых в стране товаров по отнош к произведенным за границей,и вызывает переориентацию спроса.D на товары данной страны,возраст в резалте сниж-я ставки %,получает дополнит импульс из-за рубежа.Следов-но,улучш торговый баланс.При этом на доход и ставку % может оказываться влияние в длительном периоде. Экспансив ДП порождает сдвиг кривой LM вправо-вниз,что ведет к сниж ставки % и повыш дохода. Первое вызыв сокращ чистого притока капитала, второе - ухудш торг баланса. На валютном рынке устан-ся повыш D и уменьш S иностр валюты, т.е. нац валюта обесценивается. Последствие- сдвиг IS вправо,а ВР- вниз. Новое равновесие устан при более высоком доходе и низкой ставке %. В системе гибкого обм курса кол-во денег – экзогенная переменная, а ДП может оказ влияние на доход и ставку % в долгоср периоде, оно тем существеннее,чем выше степень реакции междунар потоков К на ставку %. 2. фискальная.При гибком обм курсе финансир за счет кредитов увел гос расходов ведет прежде всего к росту дохода и ставки %. Со стороны рынка товаров возник дополн D на иностр валюту,а нац обесценив-ся. При высокой мобильности К дополнит S иностр валюты превыш дополнит D, в связи с чем наступает удорож нац денег. След-но,сокращ экспорт,растет импорт,т.е. доход опять понижается. На РИС. -первичный эффект экспансивной фиск политики:сдвиг кривой IS вправо-вверх из IS0 в IS1. Резалт удорожания-сдвиг влево кривых IS и ВР. Новое равновесие-в точке Ештрих. Т.о,фиск политика при гибком обм курсе может обусловливать лишь незначит изм дохода, т.к выс степень реакции междунар движ К на ставку % ослабляет влияние на него.При бесконечно выс степени реакции это влияние =0. 45.Показатели и факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Под экономическим ростом понимается увеличение реального объема национального выпуска в экономике. Для измерения экономического роста используются показатели абсолютного прироста или темпов прироста реального дохода (выпуска). Важнейшими показателями экономического роста являются абсолютный прирост ВВП, реальный выпуск продукции на душу населения, рост доходов в расчете на одного занятого. Показатель реального ВВП не способен выступать абсолютно точным измерителем темпов экономического роста. Поэтому для более адекватной характеристики состояния национальной экономики используют показатель реального ВВП на душу населения. Различают фактический и потенциальный экономический рост. Фактический рост — это реальное ежегодное увеличение ВВП или других макроэкономических показателей. Потенциальный рост — это скорость, с которой экономика могла бы расти в результате увеличения ресурсов и повышения эффективности их использования. Потенциальный ВВП — это объем выпуска, который достигается при полной занятости ресурсов. Полная занятость ресурсов возможна при отсутствии циклической безработицы. Качество труда и капитала являются определяющими факторами экономического роста. По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямые факторы непосредственно обусловливают возможность роста. В эту группу входят так называемые факторы предложения: количество и качество трудовых ресурсов; количество и качество природных ресурсов; объем основного капитала; научно-технический прогресс; технология и организация производства; уровень развития предпринимательства в стране и др. Косвенные факторы — это условия, которые позволяют реализовать имеющийся у общества потенциал экономического роста. Они связаны с особенностями экономической политики государства (налоговая и ценовая политика, эффективное размещение производства по регионам и отраслям, снижение степени монополизации рынка, инвестиционная активность в стране, эффективность кредитно-банковской системы, активная внешнеэкономическая политика и др.) и называются факторами распределения. Общей тенденцией эк.роста в совр.условиях жизни является снижение роли и значения фактора природных ресурсов и возрастание роли человеческого капитала. Рост объема производства за счет к о л и ч е с т вен в о г о увеличения применяемых факторов производства (в их составе численности производственных мощностей и рабочей силы, дополнительных природных ресурсов и т.д.) называется экстенсивным экономике с ним ростом. Рост объема производства за счет качественного совершенствования производственных факто ров (применения новейших технологий, повышения квалификации рабочей силы и др.) наряду с их использованием в том же или даже меньшем количестве, называется интенсивным экономическим ростом. В реальной действительности национальная экономика представляет собой единство обоих типов развития. 46.Неоклассические теории экономического роста. Производственная функция Кобба-Дугласа. Модель Р.Солоу. Методологической основой моделей послужили классическая теория факторов производства, а также теория предельной производительности. Неоклассики подвергли критике кейнсианские теории роста, отметив наиболее слабые места по трем основным направлениям: кейнсианская школа отводила основную роль в наращивании производства приросту инвестиций; исходили из неизменности коэффициента капиталоемкости производства; недооценивали способность рыночного механизма автоматически восстанавливать нарушенное равновесие в экономике. Исследование зависимости экономического роста от качества факторов производства и их различных сочетаний привело к созданию модели производственной функции Кобба—Дугласа. Производственная функция Кобба—Дугласа получена в результате математического преобразования простейшей производственной функции У = F(L, К) в модель, которая показывает, какой долей совокупного продукта вознаграждается участвующий в его создании фактор производства. Она имеет следующий вид: Y=AKαLβ, где L – труд, K – капитал, А – коэф.,отражающий уровень техн.производительности; α(по кап.) и β(по труду) – коэф. эластичности объёма выпуска Y. В Рассмотрим три свойства производственной функции Кобба—Дугласа. Постоянная отдача от масштаба, означает, что при увеличении труда и капитала в п раз объем совокупного выпуска или объем дохода возрастет в такое же количество раз. Изменение предельной производительности факторов - нарушение пропорции между трудом и капиталом при заданной технологии приводит к отклонению от оптимального объема совокупного выпуска, т.е. к неэффективности производства. Постоянство отношения дохода от труда к доходу от капитала (β/ а) означает постоянство соотношения долей капитала и труда в национальном продукте, хотя в абсолютном выражении затраты труда и капитала могут изменяться. 47.«Золотое правило» Э.Фелпса. Модель Солоу показывает, как сбережения, рост населения и технологический прогресс воздействуют на экономический рост во времени, она помогает определить некоторые причины, по которым страны так сильно различаются по уровню жизни населения.Солоу исходит из того, что необходимым условием макроэкономического равновесия экономической системы является равенство совокупного спроса и совокупного предложения.Солоу рассматривал закрытую экономику без участия государства, поэтому в его модели совокупный спрос равен сумме потребительского и инвестиционного спроса.Для определения устойчивости сост.эк. в модели Солоу необходимо рассмотреть проблему накопления капитала. Динамика объёма выпуска зависит от объёма (запаса) капитала, который зависит от объёма инвестиций и нормы выбытия кап.: инвест. увеличивают запас капитала, а выбытие – уменьшает. Обозначим норму выбытия – δ, тогда усл. Накопления капитала можно записать – Дk – i-δk.Т.к. инвестиции = сбережением, то изменение запасов капитала можно выразить: Дk = sf(k) – δk. Данное ур-е представляет собой усл. Накопления капитала.Модель Соло у показывает, что норма сбережения (накопления) — это основной фактор, определяющий уровень устойчивой капиталовооруженсти. Более высокая норма сбережения обеспечивает больший запас капитала и более высокий уровень выпуска на душу населения. Рост нормы сбережения сдвигает кривую инвестиций вверх в положение и экономика переходит в новое равновесное состояние.Важным источником экономического роста является рост населения, а точнее — увеличение численности занятых (работников). Чтобы капиталовооруженность оставалась и при росте населения, запас капитала должен увеличиваться одинаковыми с ним темпами. Это возможно, если такими же окажутся темпы роста инвестиций. Рост последних приведет к повышению уровня выпуска национального продукта гармонизированными темпами. Третьим источником экономического роста после инвестиций и увеличения численности занятых является технологический прогресс Модель Солоу показывает, что устойчивый равновесный эк.рост совместим с различными нормами сбережения. Поэтому возникаем проблема выбора оптимальной норма сбережения. Э.ФЛепс сформулировал условие и назвал его золотым правилом накопления: потребление в растущей эк. достигает макс. при равенстве предельной производительности капитала и нормы выбытия, а с учётом роста насел. И технол. прогресса предельная производ. Капитала должна быть равна темпу эк.роста: MPk=δ+n+g. Это и есть само правило накопления капитала. Самый высокий уровень потребления достигается при таком уст.уровне капталовооружонности, при котором наблюдается наибольшая разница между объёмом выпуска и объёмом требуемых инвестиций. Уровенб потребления соответствующий зол.правилу называется устойчивым уровнем потребления. Запас капитала, обеспечивающий уст. Состояние при макс.потреблении – золотым уровнем накопления капитала. Выполнение условий достижения макс.потребления на душу населения возможно при определённом запасе капитала. Найти велечину запаса согласно зол.правилу – значит выбрать оптимальную норму сбережения. 48.Политика экономического роста, ее направления и методы. Политика экономического роста в Республике Беларусь. Направления государственное регулирования. Макроэкономическая политика государства кроме основных направлений должна включать и меры по стабилизации экономики и экономическому росту. С этой целью государство влияет на источники и факторы экономического роста. Его обобщающие показатели — ВВП, ВНП и национальный доход на душу населения, а также норма накопления возрастают, когда политика государства направлена на поощрение инвестирования с целью увеличения основного капитала. Если в стране запасы основного капитала ниже равновесного уровня, то государственная политика должна быть направлена на увеличение нормы сбережений и инвестиций. Привести к увеличению национальной нормы сбережений государственная политика может двумя путями: непосредственно —через увеличение гос.сбережений и косвенно – через создание стимулов для увелич. Частных сбережений. Eщё одним направлением государственной политики содействия экономическому росту должно быть стимулирование технического прогресса путем поощрения научных исследований, развития патентной системы, которая дает временную монополию изобретателю; проведение налоговой политики, частью которой могут быть льготы научно-исследовательским организациям, а также перевод ряда фундаментальных исследований на бюджетное финансирование. Такие мероприятия государства важны потому, что это единственный источник роста ВВП и ВНП в долгосрочном периоде. Стратегическими целями устойчивого развития Республики Беларусь являются динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры и нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений. Главными источниками устойчивого развития должны стать человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны. При этом главными приоритетами становятся высокий интеллект—инновации—благосостояние. Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси являются переход па инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества, и в первую очередь — построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования. Поддержание экономического роста и инвестиционной активности за счет внутренних факторов связано с развитием малого и среднего бизнеса, ресурсосбережением, реструктуризацией и приватизацией, снижением уровня налогообложения, поиском дополнительных факторов роста. Высокая инвестиционная активность экономики является важнейшим внутренним фактором, стимулирующим со стороны спроса расширение производства и экономический рост. В значительной степени экономическийрост в республике поддерживается на основеблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры (о чемсвидетельствуют высокие темпы роста экспорта) и усиленияадминистративных мер по выполнению прогнозныхтемповых показателей. 49.Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни. Социальная политика — это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе. Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями. Субъектами социальной политики являются те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, зада- чи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и реализует ее. Функции: стимулирующая, которая заключается в содействии процессу формирования рациональной структуры доходов и совершенствования отношений занятости; стабилизирующая, предполагающая перераспределение доходов, развитие системы социальной защиты и социальных гарантий, для населения в целом, для каждой из его социальных групп. Социальная политика осуществляется на разных уровнях: микроуровень — социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников; макроуровень — региональная и государственная социальная политика в отношении регионов; интеруровень — межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран. С точки зрения субъектов социальной политики выделяют государственный, региональный и муниципальный ее уровни. Принципы: принцип социальной справедливости; Принцип индивидуальной социальной ответственности; Принцип солидарности; принципа социальной компенсации; принципа социальных гарантий; принципа всеобщности. Принципы социальной политики могут реализоваться на практике только при наличии ресурсного обеспечения. Выделяют два основных типа социальной политики — бисмарковский и бевериджский. Бисмарковский тип социальной политики в большей степени реализует распределительный тип социальной справедливости, так как в нем делается упор на жесткую связь социальных выплат с длительностью и результативностью профессиональной деятельности. Работники в течение трудовой жизни уплачивают страховые взносы, размер которых определяется при заключении коллективных договоров с нанимателями. Бевериджский тип социальной политики основан на принципе национальной солидарности. Он предполагает, что любой человек, независимо от степени его участия в общественном производстве, имеет право на минимальную защиту от социальных рисков, а средства социальной защиты формируются в значительной степени из государственного бюджета. Основных направлений: политика доходов населения; политика в сфере труда и трудовых отношений; социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан; развитие отраслей социальной сферы и их инфраструктуры; социальная защита отдельных групп населения; экологическая, демографическая и миграционная политика. 50.Уровень и качество жизни. Минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума. Доходы населения. Номинальные и реальные доходы. Факторы, определяющие доходы населения. Произведенный в экономике совокупный доход общества распределяется в соответствии с вкладом в его выработку всех факторов производства: труда, земли, капитала и предпринимательской способности. Такое распределение называется первичным (функциональным). Доход людей, не владеющих ни одним из факторов производства (дети, престарелые, инвалиды), являются результатом перераспределения, или вторичного (персонального) распределения функциональных доходов. Размер зависит от соц. политики государства. Доходы населения — это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Натуральные доходы включают все поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой продукции в натуральной форме. Денежные доходы населения представляют собой сумму денежных средств, получаемых домохозяйствами за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг в целях личного потребления. Номинальный доход — это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен. Располагаемый доход — это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей. Реальный доход — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму располагаемого дохода. Величина реального дохода зависит от его номинального уровня, налогов на доходы, цен на потребительские товары. Реальные доходы населения определяются только в динамике за конкретный период времени с использованием индекса потребительских цен. Иногда реальные доходы населения определяют через показатель покупательной способности денег, характеризующий изменение объема товаров или услуг, которые можно приобрести на одну и ту же сумму в разные периоды времени. Величина определяется множеством усл.: факторами, унаследованными чел.: природной одарённостью, физ. и интел. Способностями, первоначально наделённой собственностью; накопленным в течении жизни чел.капиталом, зависящим от образования, трудолюбия, опыта; родом, видом деят-ти, отраслевой принадлежностью предприятия, усл.труда; типом эк.сист. и уровнем её развития; везение, удача, обстоятельства. 51.Проблема неравенства в распределении доходов. Проблема бедности. Количественное определение неравенства. Децильный и квинтильный коэффициенты. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини. Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. Данное явление известно как закон Парето, согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость. Соотношение 80 : 20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий. На величину доходов оказывает влияние множество разнообразных факторов, зачастую имеющих разнонаправленный характер воздействия. Среди них выделяют социально-политические, определяющие силу действия и направленность других факторов формирования доходов; демографические, рассматривающие зависимость доходов от пола, возраста, физической выносливости и интеллектуальных способностей; профессиональные, исследующие уровень образования, квалификацию и стаж работы; статусные, детерминирующие размеры доходов в зависимости от места человека в обществе и должностной иерархии; социально-экономические, к которым, в частности, относят род и вид деятельности, варианты занятости, вид производства, форму собственности на средства производства, условия труда. В странах, на чьих территориях имеют место различные климатические условия, особое значение приобретают географические факторы Амплитуда неравенства становится очевидной при более глубоком рассмотрении распределения доходов между домохозяйствами. С этой целью применяют прием ранжирования: семьи распределяют в порядке возрастания доходов, а затем группируют. Степень социального расслоения определяется посредством расчета ряда коэффициентов. Коэффициент дифференциации доходов, коэф. фондов – соотношение между ср.доходами 10% самых богатых(d10) и 10% наименее обеспеченных(d1): Kg=d10/d1. Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах и выше степень дифференциации населения. Различают также децильный, квинтильный и квартальный коэффициенты, которые определяются отношением минимальных доходов соответственно 10, 20 и 25 % самого богатого населения к максимальным доходам 10, 20, и 25 % самого бедного. Более наглядно оценить степень неравномерности распределения доходов между домашними хозяйствами можно, построив кривую распределения доходов, названную по имени американского экономиста М. Лоренца. На графике по оси абсцисс откладывают кумулятивную долю семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат — кумулятивную долю совокупного дохода, начиная с наименьшей, приходящейся на самую необеспеченную часть семей. Если бы доходы у всех людей были одинаковы, т.е. 1 % населения располагал 1 % доходов, 15 % населения — 15 % доходов, то кривая Лоренца совпала бы с прямой абсолютного равенства ОЕ, имеющей угол наклона к оси абсцисс 45°. Чем больше кривая Лоренца отклоняется от прямой абсолютного равенства, тем неравномернее распределяются доходы в обществе. Так, штрих-пунктирная кривая характеризует большую неравномерность распределения доходов, чем сплошная кривая. Отношение площади сегмента между биссектрисой ОЕ и кривой Лоренца к площади треугольника ОАЕ называется коэффициентом Джини, который назван по имени итальянского экономиста и статистика К. Джини. Практически коэффициент Джини никогда не достигает ни нуля, ни единицы, однако считается, что его значение, превышающее 0,4, отражает высокую степень расслоения общества. С проблемой неравномерного распределения доходов связана проблема бедности. Согласно концепции ООН, она определяется как состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни.В зависимости от основания для сравнения выделяют абсолютную и относительную бедность. Критерием первой служит минимальный набор жизненных средств, в соответствии с которым к бедным относят тех, кто испытывает недостаток элементарных средств к существованию. При определении относительной бедности показатели благосостояния соотносятся не с минимальными потребностями, а со средним уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в той или иной стране. Объективная бедность — состояние, оцененное по принятым в данной стране критериям дохода и степени доступности материальных и духовных благ или на основании рекомендаций экспертов. Уровень и масштабы субъективной бедности определяются на основе самооценки: человек является бедным, если считает себя таковым. Основным инструментом определения численности бедных в стране является черта, или граница, бедности — минимально допустимый критический уровень жизни, который правительства стран должны гарантировать своим гражданам. В Беларуси в качестве границы бедности выступает бюджет прожиточного минимума, который наряду с минимальным потребительским бюджетом используется также для количественной оценки бедности. Основой натурально-вещественной структуры минимальных потребительских бюджетов является система потребительских корзин. Потребительская корзина — набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в. определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. Крайним проявлением бедности является нищета. Домохозяйства признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80 % минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80 % их совокупного дохода. 52.Обеспечение социальной справедливости. Механизм и основные направления социальной защиты. Одной из важнейших составляющих социальной политики является социальная защита населения— система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие, заработка как источника средств к существованию. Основными направлениями социальной защиты являются социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание. Социальное страхование — это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Расходы средств социального страхования могут осуществляться в виде пенсий, пособий и выплат. В Беларуси используется система типа, базирующиеся на принципе солидарности (текущего финансирования), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений из фонда заработной платы работающих. В соответствии с ней пенсии делятся на: а) трудовые (страховые), финансируемые из фонда социальной защиты населения (это пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и особые заслуги; право их получения приобретают лица, имеющие трудовой стаж работы); б) социальные, выплачиваемые лицам, не имеющим права на трудовые пенсии (эти выплаты производятся, как правило, за счет госбюджета). Пособия — это гарантированные денежные выплаты при временном перерыве трудовой деятельности или для компенсации дополнительных расходов в определенных случаях. Социальная помощь (общественное вспомоществование) представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. В РБ адресная социальная помощь оказывается, если совокупный среднемесячный доход семьи за три последних месяца не превышает 60 % бюджета прожиточного минимума в среднем на одного человека. Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую. Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты). Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности. Социальное обслуживание — это создание условий для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг. В соответствии с прогр. на 11-15 гг. Основной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг. Направлениями реализации будут являться: повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и ввода новых рабочих мест; постепенное приближение страны по уровню заработной платы к развитым европейским государствам; укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения; повышение интеллектуального и культурного потенциала нации; улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг независимо от места жительства. Важнейшими задачами социальной политики являются рост реального уровня всех видов денежных доходов населения и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан. В области пенсионного обеспечения основными задачами являются финансовая устойчивость пенсионной системы и рост пенсионных выплат с учет |