Взаим. ФП и ДКП в модели IS-LM. Эффективность фискальной политики и ос-сти в РБ. Эфф-ной считается та фискальная политика, кот. обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет, при наименьших затратах по их сбору. Для определения эфф-сти используют различные показатели: - ур-нь или норма налогообложения. Надо всегда сравнивать с темпом роста ВВП. Нал нагрузка = ∑нал поступл/ВВП. - предельная нал ставка = ∆доходы/∆ВВП - налоговый мультипликатор, т.е. разделение между MPC и MPS (MPC/MPS), (для РБ – 3,8) - уровень нал нагрузки по отраслям предприятий. 28.Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь. В Республике Беларусь бюджетно-налоговая система, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления. С 1992 г. система налогообложения в Беларуси находится в состоянии постоянного реформирования, что выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определении структуры республиканских и местных налогов, уточнении их функциональной роли и т.д. Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на 11-15 гг имеетследующие направления: радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах; оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств; концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально–экономического развития страны; повышение эффективности управления государственным долгом. снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций; повышение эффективности управления государственными финансами; 29.Понятие и цели денежно-кредитной политики. Под денежно-кредитной (монетарной) политикой подразумевают совокупность мероприятий, осуществляемых в денежно- кредитной сфере с целью регулирования экономики. Основными субъектами денежно-кредитной политики выступают центральный банк, коммерческие банки и другие кредитно-финансовые учреждения. Поскольку денежно-кредитная политика — важнейшее направление макроэкономического регулирования, их конечные цели совпадают. Таковыми являются: устойчивые темпы экономического роста; высокий уровень занятости; стабильный уровень цен; равновесие платежного баланса страны. Основными промежуточными целями, как правило, являются денежная масса (предложение денег) и процентная ставка. В качестве других возможных целей могут выступать: обменный курс национальной валюты, разница между долгосрочными и краткосрочными ставками процента, объем кредита, индексы товарных цен. Перед тем как приступить к достижению промежуточных целей, центральный банк устанавливает набор тактических (операционных) целей. Ими могут быть денежная база, денежные агрегаты, межбанковская процентная ставка или ставка процента по государственным ценным бумагам 30.Создание банковской системой «новых денег». Банковский мультипликатор. Денежная база. Денежный мультипликатор. Комбанки проводят балансовые операции. Существуют банковские активы и пассивы. По активам осуществляется развитие денежных ср-в, по пассивам – их накопление. Баланс Активы - ссуды - резервы | Пассивы -вклады | Активы = пассивы - резерв Банковская система обладает способностью создавать деньги, т. е. увеличивать предложение денег. В основе способности создания денег лежат: 1) избыточные резервы – разница между фактическими и обязательными резервами. Именно их банк может использовать для выдачи ссуд 2) обязательные резервы – части резервов, которые комбанк держит наличными на счетах НацБанка. Созданные одним банком деньги превращаются в депозиты других банков, за исключением обязательных резервов, используемых для дальнейших выдач ссуд. Норма обяз резервов (R) устан в НБ в % от объема депозитов и этот фиксированный размер ден ср-в каждый банк обязан хранить в форме резервов в НБ. Обяз резервы НБ использует для страхования вкладов, осуществления межбанковских расчётов, регулирования различ деят-сти банк-ой системы. 3) принцип мультипликатора – Банк-ий мультипликатор (мультипликатор денег) – вел-на, обратная норме обязательных резервов = 1/R и выражает макс кол-во кредитных денег, кот. может быть создана избыточными резервами при данной норме обязательных резервов. Но сущ и более общая модель предл-я денег с учетом возможности оттока части денег с депозитов в наличность. Банк-ий мультипликатор (мультипликатор денег) – вел-на, обратная норме обязательных резервов = 1/R и выражает макс кол-во кредитных денег, кот. может быть создана избыточными резервами при данной норме обязательных резервов. Но сущ и более общая модель предл-я денег с учетом возможности оттока части денег с депозитов в наличночть. Денежная база(деньги повышенной мощности, резервные деньги) – это наличность вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в Нацбанке. MB = C+R, MS = C+D, где MB – денежная база; MS – предложение денег; С – наличность; R – резервы; D – депозиты до востребования. Денежный мультипликатор (ДМ) – отношение предложения денег к денежной базе: m = MS/MB ДМ можно представить через отношение наличность–депозиты сr (коэф. депонирования) и резервы-депозиты rr (норма резервирования): m = (C+D)/(C+R) = (cr+1)/(cr+rr), где cr = C/D, rr = R/D. Величина сr определяется главным образом поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты. Отношение rr зависит от нормы обязательных резервов, устанавливаемой Нацбанком, и от величины избыточных резервов, которые коммерческие банки предполагают держать сверх необходимой суммы. Теперь предложение денег можно определить по формуле: MS=(cr+1)/(cr+rr)/MB Т. о ., предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и ДМ. ДМ показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу. Увеличение коэффициента депонирования и нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор. Процесс изменения объема предложения денег можно разделить на два этапа: 1) первоначальная модификация денежной базы путем изменения обязательств Нацбанка перед населением и банковской; 2) последующее изменение предложения денег через процесс "мультипликации" в системе коммерческих банков. 31.Инструменты денежно-кредитной политики. Прямые и косвенные инструменты. Эффективность ден.-кред. политики зависит от выбора её инструментов. Инструменты д.-к. политики – совокупность монетарных мероприятий, используемых ЦБ для достижении эк. целей. Существуют общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д., косвенные (экономические) методы регулирования – воздействуют на д.-к. сферу через формирования условий функционирования ден. рынка и рынка капиталов - и прямые (административные) – директивы, предписания и инструкции, который ограничивают сферу деят-ти кред. института. Основные: Изменение учётной ставки. Уч. ст. — это %, кот. коммерческий банк платит ЦБ за представленную им ссуду. С помощью уч.ст. ЦБ определяет условия доступа к централизованным кредитам, оказывает воздействие на степень доходности и прибыльности банковской операции. Изменение уч. ст. ЦБ использует для контроля за объёмом денежной базы и предложением денег. Повышая – сокрщает предл.денег; понижая – увеличивает. ↓ учет ставка → ↑ объем кредитования Комбанков → ↑ масса денег, предлаг в ссуду фирмам и населению → ↓ проц ставка → ↑ ден-кредитная масса в обращении Изменение нормы обязательных резервов – позволяет регулировать банковскую ликвидность (способность банков погашать свои обязательства в денежной форме) и объём кредитования. Оперирование нормами обяз.резервов позволяет ЦБ регулировать предложение денег и ставку процента, используя чувствительность величины денежной базы и денежного мультипликатора к изменениям норм. Он виляет на способность ком. банков путём кредитования создавать новые деньги. При использовании этого инструмента следует учитывать, что даже небольшое изменение норм обяз.резервов вызывают сдвиги в объёме резервов, масштабе и структуре кредитных операций – могут привести к нарушениям ден.-финансового равновесия. ↓ резервная норма → ↓ обяз резервы → ↑ избыточные резервы → ↑ денежный мультипликатор → ↑ ден-кредитная масса в обращении. Операции на открытом рынке – покупка ЦБ гос. ценный бумаг и их продажа ком.банкам и населению. Вследствие проведения ЦБ операции с ценными бумагами увеличивается либо уменьшается объём собственных резервов как отдельных ком.банков, так и банковской системы в целом, что влечёт за собой изменение стоимости кредита, спроса на деньги и денежного предложения. Для увеличения предложения денег ЦБ покупает ценные бумаги, для уменьшения – продаёт. Для воздействия на денежную массу ЦБ может использовать покупку-продажу иностранной валюты – интервенции на валютном рынке. Они влияют на величину денежной базы. Покупая иностр.валюту ЦБ увеличивает свои валютные резервы и денежную базу, а продавая – уменьшает базу и предложение денег. 32.Передаточный механизм денежно-кредитной политики. Виды денежно-кредитной политики. Процесс поэтапного влияния изменений в денежно-кредитной политике на параметры ее промежуточных целей и в конечном итоге — на реальный сектор экономики описывает передаточный механизм. В зависимости от выбора центральным банком промежуточной цели различают гибкую, жесткую и эластичную д.- к. политику. Гибкая — направлена на регулирование процентной ставки. При росте ден. массы ЦБ регулирует проц. ставку путём увеличения предложения денег, однако если рост будет продолжаться, такая политика не приведёт к успеху – понадобится контроль денежной массы. Эта политика хороша в краткосрочном периоде. Жёсткая – направлена на контроль денежной массы. Эластичная - заключается в том, что центральный банк допускает определенное расширение денежной массы, контролируя темпы ее роста, и при этом следит за уровнем процентной ставки на краткосрочных временных интервалах, корректируя его по мере надобности Виды денежно-кредитной политики различают в зависимости от ее конечных целей. В условиях инфляции проводится политика ≪дорогих денег≫ (политика кредитной рестрикции). Она направлена на сокращение предложения денег путем ужесточения условий выдачи кредитов и ограничения объема кредитных операций коммерческих банков. ЦБ продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, увеличивает норму обязательных резервов, повышает учетную ставку.   Передаточный механизм ДКП вкл. 4 аспекта: 1.Операции на открытых рынках (ЦБ покупает и продает цен. бум. на первичн. и вторичн. рынках ) 2.Изменение %ст. 3. влияние % ст. на инвест. 4.Связь величины %ст. с общим объемом нац. пр-ва НБ может применять политику «дешевых» и «дорогих» денег. Если наблюдается недозагрузка пр-нных мощн-ей, то принимаются решения о необх. увелич. предлож. денег. Происх. кредитная экспансия, или полит. «дешевых» денег. НБ сниж % ст. до мин ., в результ. большее кол-во денег у предприятий и населения стимул. AD, способствует росту пр-ва и занятости насел-я. Эта полит. предполаг. след. операции: 1. покупка цен. бум. на откр. рынке у насел. и ком. банков. 2. снижение учетной ставки. 3. внесение измен-й в законод ., связ. с пониж. резервн. нормы. В результ. повыш. избыт. резервы ком. банков, кот. явл. основой увелич. предлож. денег. Полит. кредитной рестрикции или «дорогих» денег примен. когда экон. сталкивается с излишними расходами, что порождает инфл. НБ огранич. предлож. денег, снижает резервы ком. Банков путем продажи гос. облигаций на откр. рынке, увелич-я резервной нормы и повыш. учетной ставки. В результ. сокращаются внутр. Инвестиции, приток зарубежного капитала, повыш. валютный курс нац. ден. единицы, снижается экспорт. Все это снижает совокупные расходы и ограничивает инфляцию. 33.Использование модели IS-LM для анализа последствий денежно-кредитной политики. Эффективность денежно-кредитной политики. Существуют последствия влияния фискальной и ДКП: 1) Последств. фискальн. политики заключ. в эффекте «вытеснения» - под влиянием измен. налогов или гос. расходов. 2) Последствия ДКП приводят к измен. уровня нац. дохода и % ставок. Фискальная политика и ДКП не являются независ. друг от друга, и поэтому важной задачей является анализ послед. их взаимодейств. Взаим. ФП и ДКП в модели IS-LM. Допустим в период спада произв. экономика находилась в равновесии в точке E. Было принято решение увеличить выпуск, увеличив совокупные расходы путем проведения стимулирующей ФП. Рост гос. расх. => к >-чению расх. и сдвигу прямой с IS в IS1 В следствие эффекта вытеснения доход вырастет с Ye до Y1. Однако для достижения поставленной цели такого прироста недостаточно. Поэтому необходимо использовать стимулирующую ДКП. Увеличение Ms приведет к сдвигу кривой LM в положение LM1 и положение равновесия переместится с E1 до E2 объем вырастет с Y1 до Y2, а процентная ставка снизится до re. Следует учитыв ., что рост предложения денег в долг. периоде может привести к инфляции. Взаимодейств. ФП и ДКП необх. учитывать и при финансир. бюдж. дефицита. При использовании ФП и ДКП следует учитывать, что они изменяют не только сам совок. спрос, но и его структуру |