Управление делами Президента Республики Беларусь Является республиканским органом ГУ, подчиненным непосредственно Президенту Республики Беларусь. Включает порядка 80 подчиненных организаций, расположенных на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Основными задачами Управления являются: 1. финансовое, материально-техническое, социально-бытовое, медицинское обеспечение деятельности республиканских органов ГУ 2. организация отдыха и оздоровления граждан Республики Беларусь и иностранных граждан 3. обеспечение сохранности уникальных заповедных мест Беларусь и др. Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь (далее – Центр) является научно-практическим государственным учреждением, обеспечивающим подготовку проектов законодательных актов в Республике Беларусь, руководство нормотворческой деятельностью. В структурном отношении Центр представлен руководством, 7-ю управлениями, одним отделом и Институтом правовых исследований. 19. Роль судебной власти в системе государственного управления (на примере стран с разными моделями судебных систем). Судебная система – сов-ть всех судов государства. Для стран с англосаксонской правовой системой типична единая система судов, возглавляемая единым верховным судом, на который выходят различные ветви судебной власти. В отличие от этого, для стран континентально-европейской (романо-германской) правовой системы свойственна полисистемность в организации судебной власти, ибо в них отсутствует единая система судов, а существует несколько специализированных и автономных систем судов, каждая из которых имеет свои высшие суды. Так в РБ различают ОБЩИЕ СУДЫ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СУДЫ, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД, ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. Положение суда в обществе весьма противоречиво. С одной стороны суд участвует в управлении обществом и государством, с другой стороны данная связь крайне слабая, потому что нет сближения в связи с народом. Суды выполняют только охранительную функцию. Также суд играет значительную идеологическую роль. 20. Государственные органы особой компетенции Республики Беларусь. Институт прокурорского надзора в системе государственного управления Республики Беларусь. К числу органов особой компетенции в Республике Беларусь относятся: · Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов, · Комитет госконтроля, · Нац. банк, · Прокуратура. Комитет государственного контроля (КГК) образуется Президентом и следит за исполнением республиканского бюджета, использованием госсобственности, надлежащим исполнением законодательства в данной сфере. Прокуратура – система органов, осуществляющих прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в стране. Институт прокурорского надзора направлен на усиление законности и правопорядка. Во главе органов прокуратуры в РБ стоит Генеральный прокурор и возглавляемые им прокуроры областей, городов, районов, военных прокуратур, транспортных и т.д. 21. Органы государственного управления внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью (Министерство иностранных дел Республики Беларусь) МИД РБ является республиканским органом ГУ и подчиняется Правительству Республики Беларусь. В сис-му МИД входят центральный аппарат, дипломатические представительства и консульские учреждения за рубежом, а также Информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен». МИД обеспечивает выполнение комплекса задач в сфере международной деятельности. На сегодняшний день (по состоянию на октябрь 2012 года) Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 172 государствами мира. 22. Органы государственного управления национальной безопасностью (Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь). КГБ –обеспечивает нац. без-ть. К основным направлениям деятельности КГБ Республики Беларусь относятся: - контрразведывательная деятельность - внешняя разведка - борьба с преступностью - организация правительственной и оперативной связи В структуре КГБ выделяются: · Центральный аппарат · Управление военной контрразведки (УВКР) · Управления КГБ по областям · ГУО «Институт национальной безопасности» (ИНБ) и т.д. Государственный пограничный комитет РБ является республиканским органом ГУ, проводящим государственную пограничную политику и обеспечивающим пограничную безопасность. Госпогранкомитет состоит из главных управлений, управлений, отделов, секторов (групп), служб (на правах секторов (групп). Государственный таможенный комитет РБ – правоохранительный орган РБ; осуществляет таможенный контроль, борьбу с контрабандой. Входят 10 управлений и 2 самостоятельных отдела, подчинены 11 таможен. 23. Министерство экономики - центральное звено управления экономической сферой. Минэкономики РБ является республиканским органом ГУ, который: Ø подчиняется Правительству Республики Беларусь; Ø проводит государственную политику; Ø осуществляет управление в сферах анализа и прогнозирования социально-экономического развития, разработки и реализации государственной экономической политики Минэкономики координирует деятельность республиканских органов ГУ. Деятельность: Ø Макроэкономический анализ и прогнозирование Ø Финансовая, бюджетно-налоговая, денежно-кредитная и валютная политика Ø Промышленность, транспорт и связь Ø Экономика социальной сферы Ø Антимонопольное регулирование и контроль и т.д. 24. Органы ГУ строительным комплексом РБ и жилищно-коммунальным хозяйством РБ Ø Министерство ЖКХ Республики Беларусь Ø Минстройархитектуры Функции: Ø реализация государственной политики в области строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ø координация деятельности органов ГУ Ø своевременное, полное и качественное предоставление потребителям комплекса услуг Ø проведение единой научно-технической политики по развитию и функционированию объектов строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства 25. Органы ГУ транспортным комплексом Республики Беларусь. Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее Минтранс) является республиканским органом ГУ и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Основными задачами Минтранса являются: - реализация единой дорожно-транспортной политики - осуществление развития смешанных перевозок - обеспечение эффективного управления республ. собственностью в области транспортной дея-ти - повышение эффективности и конкурентоспособности экспорта в области транспортной дея-ти - развитие международного сотрудничества и внешнеэкономических связей 26. Органы государственного управления в сфере науки и культуры Республики Беларусь. Ø Министерство культуры Ø Министерство образования Основные задачи: - осуществление государственной политики в сфере культуры и образования - обеспечение реализации гос. политики в сфере образования и культуры - обеспечение сохранения национального культурного наследия - развитие сотрудничества с зарубежными странами в сфере культуры - координация проведения научных, проектных работ - проведение государственной молодежной политики - осуществление контроля за обеспечением качества образования и т.д. 27. Органы административно-государственного управления в зарубежных странах. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Повсеместно в зарубежных странах существует индивидуальный глава государства, но есть отдельные исключения, когда функции главы государства осуществляются коллегиальным органом. Так, в Швейцарской конфедерации функции главы государства и правительства осуществляет федеральный совет, состоящий из 7 членов, избираемых на 4 года федеральным собранием (парламентом). ПАРЛАМЕНТ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Все зарубежные конституции наделяют парламент законодательными полномочиями. Принятие законов является главной задачей парламента. Однако современный зарубежный парламент почти целиком утратил право законодательной инициативы. Принимаемые им акты разрабатываются и вносятся главным образом правительством в широком смысле слова, т. е. министерствами, ведомствами, департаментами и другими центральными административными органами. ПРАВИТЕЛЬСТВО В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Правительство в зарубежных странах представляет собой коллегиальный исполнительный орган власти. Отношения правительства с парламентом зависят от формы правления. 28.Специфика административно-управленческого процесса. Под процессом управления понимают ход реализации функций управления или деятельность субъектов управления, направленную на достижение поставленных целей путем реализации определенных функций и применения соответствующих принципов и методов управления. Процесс управления характеризует динамику управления и носит циклический, относительно замкнутый характер. Он начинается с постановки целей и задач и заканчивается их выполнением, достижением определенной цели (желаемого результата). После достижения результата весь управленческий цикл повторяется. 29.Сущность и специфика административно-управленческих решений. Управленческое решение – это зафиксированный каким-либо способом (устно или письменно) волевой акт, вывод, принятый субъектом управления в пределах его компетенции (прав и обязанностей) и предоставленных полномочий, отражающих целенаправленное воздействие на объект управления. Государственные управленческие решения в широком понимании отражают волю государства, которая приобретает официально выраженную форму. Специфика:В управленческих решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе управления. Через них преломляются цели, интересы, связи, ресурсы и т. д. Именно поэтому решения являются центральным элементом управления. 30.Задачи государства как субъекта принятия решений. Политический уровень принятия решений. Главной целью государства как политического центра принятия решений является сохранение власти правящего режима и сохранение территориальной целостности страны. Макроэкономический уровень. В данном смысле главной целью для него является не власть, а обслуживание населения, не обеспечение межгрупповой конкуренции и борьбы за политические позиции, а интеграция общества как социального целого. Административный уровень. Гос-во предстает в качестве совокупности организаций, подчиняющих свою деятельность сформулированным выше целям. При этом они руководствуются прежде всего служебными инструкциями, деловыми технологиями, системой профессиональных знаний и внутренними кодексами. 31.Основные теоретико-методологические подходы к разработке государственно-управленческих решений (ситуативный, системный, контингентный). Контингентный подход в управлении: Ø управленческое сознание замыкается в рамках конкретной ситуации, не ищет оснований решения вне ее; каждая ситуация рассматривается изолированно от предшествующего и последующего, наподобие учебной шахматной позиции, где ставится задача найти лучший ход. Ø менеджер учитывает все требования системного подхода, но не абсолютизирует их и ими не ограничивается. Ø существует стремление найти решение по возможности и адекватное ситуации, и оптимальное относительно системы. Ситуативный подход: Ø менеджер старается максимально использовать возможности ситуации, не думая о последствиях этого для системы (“время покажет”). Системный подход: Ø менеджер принимает решение в пользу системы, не обращая внимания на иные возможности в ситуации. 32.Согласование интересов личности, общества и государства при принятии решений. Учет множества различных и взаимосвязанных интересов личности, общества и государства в организации ГУ — проблема практическая. От ее правильного решения непосредственно зависит решение таких актуальных задач, стоящих перед государством, как обеспечение устойчивого развития страны, повышение благосостояния народа, формирование правового государства, развитие демократии, обеспечение внутренней безопасности страны. Главным средством, приводящим в действие механизм согласования интересов, выступает политика, политическая деятельность государства. Важно осуществлять такую политическую власть, которая позволяла бы реализовывать различные интересы. Также важно, чтобы групповые интересы были согласованы с общественными. 33.Объективные и субъективные противоречия в процессе принятия государственно-управленческих решений. Возникновение и развитие противоречий обусловлено действием 4-ёх групп факторов и причин: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Первые две группы факторов носят объективный характер, третья и четвертая – субъективный. К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным образом те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению интересов, мнений, установок и т.д. Напр., столкновение значимых материальных и духовных интересов людей, недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ и т.д. Субъективные причины противоречий в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а никакой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Человек не идет на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается обсудить и совместно с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию противодействия. 34.Разработка альтернативных вариантов решений. Оценка и выбор альтернатив. 1. Поиск альтернатив заключается в исследовании внешней и внутренней среды организации с целью получения необходимой информации, использующейся затем для выработки альтернативных решений, которые могут привести к выполнению поставленной задачи или к достижению цели. Предлагаемые альтернативы решений должны быть, прежде всего, реалистичными, т.е. соответствовать, удовлетворять условиям внешней и внутренней среды организации. 2. Сравнение и оценка имеющихся альтернатив. Производится сравнение и оценка имеющихся вариантов действий с использованием соответствующих методов и критериев. 3. Выбор. Менеджер, принимающий решение, выбирает подходящую альтернативу из ряда вариантов, т.е. он принимает решение. После разработки нескольких допустимых вариантов решения необходимо остановить выбор на каком-то одном. Менеджер стремится выбрать вариант, сопряженный с наименьшими рисками и неопределенностью. 35.Условия и факторы обеспечения качества управленческих решений. Люди хотели бы, чтобы принятые ими решения были оптимальны, эффективны. Но для реализации такого желания нужно знать те факторы, которые влияют на процесс принятия решения. Их можно свести в четыре группы: — информационные факторы, то есть объем информации об объекте действия, об исполнителях и условиях, в которых будет происходить действие; — мотивационные факторы, то есть мотивы субъекта, принимающего решение, его интересы, установки и позиции; — характерологические факторы, или черты характера субъекта, а в случае коллегиального решения — характер взаимоотношений в группе, принимающей решение; — технологические факторы, обусловленные соблюдением определенных принципов и правил, технологических процедур, использованием имеющегося арсенала методов принятия решений. 36.Документальное закрепление управленческих решений. Документ- любой материальный объект с информацией, закрепленной определенным образом для передачи ее во времени и пространстве. В качестве способов фиксации информации в документе могут использоваться рисунки, графики, схемы и др. Основными требованиями к составлению документов, используемых в организации управления, являются: Ø своевременность разработки документа, Ø краткость изложения информации, ее достоверность и наглядность (понятность) для объекта управления. При документальном закреплении управленческого решения исполнителю необходимо учитывать такие критерии, как: Ø продолжительность действия данного решения во времени; Ø краткость и ясность формулировок принятого решения; Ø степень детализации предполагаемого в решении действия. 37.Реализация государственно-управленческого решения. Необходимые условия для успешной реализации управленческого решения создаются еще в период его подготовки и принятия. Для выполнения подбираются сотрудники соответствующей квалификации и уровня полномочий, способные обеспечивать контроль над развитием событий и самоконтроль. Затем следует довести до исполнителей конкретные задачи или фрагменты принятого решения. Серьезной проблемой во всем управленческом процессе является выполнение принятых решений. Наиболее сложным этапом реализации принятого управленческого решения может стать его корректировка (пересмотр решений). Внесение изменений в ранее принятое решение требует от управленца немалого мужества, умения преодолеть инерцию мышления и даже противодействие как вышестоящих, так и своих подчиненных. 38.Основные виды управленческих технологий, их характеристика. Технология управления – это порядок взаимодействия работников аппарата управления, информации и технических средств управления при выполнении какой-либо управленческой деятельности. Управленческие технологии включают: Ø методы и средства сбора и обработки информации; Ø приемы эффективного воздействия на работников; Ø принципы, законы и закономерности организации и управления; Ø системы контроля. По содержанию и природе процессов технологии подготовки, принятия и реализации управленческих решений: Ø организационные; Ø информационные; Ø коммуникационные (технологии делового общения); Ø мотивационные. 39.Понятие инновационных технологий. Инновационные технологии в сфере управления. Инновационные технологии - наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Информационные технологии управления- это методы и способы взаимодействия управляющей и управляемой подсистем строительного производства на основе использования современного инструментария. Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. 40.Основные модули и элементы электронного правительства. Электронное правительство - это использование в гос. структурах информационно-телекоммуникационных технологий на основе проведения организационных реформ и формирования у гос. служащих навыков. Используя Интернет-порталы, правительства могут предоставить населению единый доступ ко всем государственным услугам. В итоге перед ЭП стоят три основные задачи: 1. Создать надежную внутреннюю правительственную сеть и централизованную БД 2. Предоставить такие услуги, которые были бы адаптированы к потребностям граждан, причем доступ к этим услугам должен осуществляться через Интернет в удобной и надежной форме. 3. Стремиться к реализации идеи цифровой демократии. 41.Роль и место безопасности в жизнедеятельности человека и общества. Наука о безопасности общества. Безопасность жизнедеятельности — это защищенность материального мира и человеческого общества от негативных воздействий различного характера. Объектами безопасности в рамках этого определения являются природа и общество. Она тесно связана со всеми сторонами жизни общества, коренной задачей которого является самосохранение и развитие. Стремление к безопасности явилось одной из главных причин объединения людей в общество. 42.Основные понятия: «опасность», «безопасность, «угроза». «Безопасность» - отсутствие опасности; сохранность, надежность. «Опасность» - это возможное неблагоприятное воздействие на человека и его окружающую среду вредных факторов различного происхождения: вероятность возникновения неблагоприятных событий, угрожающих жизни, здоровью, имуществу человека, его правам и интересам. «Угроза» - запугивание, обещание причинить кому-либо вред. Возможная опасность. 43.Национальные интересы. Под национальными экономическими интересами Беларуси понимается – достижение стратегических целей, задач и приоритетов социально-экономического развития страны в долгосрочной перспективе. Главное условие выживания белорусского государства и поддержания конкурентоспособности национальной экономики Беларуси – это адаптивность и приспосабливаемость к изменениям внешней окружающей среды. А это значит – своевременная реакция на внешние угрозы и вызовы. Стратегическими национальными интересами являются: обеспечение независимости, территориальной целостности, суверенитета, незыблемости конституционного строя; устойчивое экономическое развитие и высокая конкурентоспособность белорусской экономики; достижение высокого уровня и качества жизни граждан. 44.Понятие и содержание национальной безопасности. |