Государственное управление 1. Общая характеристика учебной дисциплины «Государственное управление», ее место в системе научного знания. Предмет дисциплины – формы и методы воздействия государства на все сферы жизнедеятельности людей. Непосредственное гос. управление выражается в деятельности государственных органов по реализации политики гос-ва. Гос. управление оформляется в самостоятельную отрасль научного знания лишь во второй половине ХХ в. Изучение проблем гос. управления находит свое отражение, прежде всего, в таких отраслях как политология, социология, правоведение, экономика, история. 2. Государственное управление: понятие, сущность, специфика. ГУ – целенаправленное воздействие гос-ва на общественные процессы, отношения и дея-ть людей. ГУ является актом гос. вмешательства. В широком смысле: регулирующая дея-ть гос-ва в целом (дея-ть органов 3-ёх ветвей власти и МСУ) В узком смысле: гос. дея-ть, в рамках к. осуществляется исполнительская власть. Предмет ГУ: институты, органы, явления, сп-бы, процессы ГУ. 3. Направления развития теории государственного управления во 2-ой половине XX в. Этап характеризуется утверждением в теории ГУ бихевиористского, системного и структурно-функционального анализа. В этот период ведущие позиции заняли американская, английская, французская и немецкая национальные школы. · Уделяется внимание культуре управления, управленческой этике · Демократизация управления · Использование достижений НТП Наибольший вклад внесли американские социологи и политологи Т. Парсонс, П. Лазарсфельд, В. Томпсон, Д. Истон, Г. Алмонд и др. 4. Французская научная школа государственного управления. Французская школа ГУ доминировала до 50-х годов ХХ в. в теории институтов (М.Прело и М.Дюверже). · институциональная концепция государства (гос-во стало рассматриваться как институт, в котором воплощается власть) · на первый план выдвигалось «общее дело», задача, цель, которым служит государство. · изменилось место правящей элиты в ГУ: ее действия ограничились правом. Классиком теории государственного управления во Франции является Анри Файоль. Он дал классическое определение управлению: «Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать, контролировать». Его заслуга также в том, что он сформулировал принципы управления, которые являются универсальными. (см. ниже) 5. Общая характеристика субъектов государственного управления. В качестве субъектов государственного управления выступают государственные органы, институты, организации, в целом государство и народ. Народ участвует в процессе управления посредством выбора своих полномочных представителей во властные структуры. Государство выступает как консолидирующий субъект управления. Государство создает свой аппарат, который функционирует на профессиональной основе. 6. Принципы государственного управления: содержание понятия, характеристика, классификация. Принципы ГУ – основополагающие правила и рекомендации, к. должны выполняться в практической дея-ти на всех уровнях управления. Основные принципы ГУ в демократическом гос-ве: · Открытость · Прозрачность · Гласность Общие принципы ГУ: · Системности · Научности · Законности · Гласности 14 принципов менеджмента Файоля: 1. Разделение труда. 2. Власть — ответственность. 3. Дисциплина 4. Единство распорядительства. 5. Единство руководства. 6. Подчинение частных интересов общим. 7. Вознаграждение персонала. 8. Централизация. 9. Иерархия. 10. Порядок. 11. Справедливость. 12. Постоянство состава персонала. 13. Инициатива. 14. Единение персонала. 7. Цели и приоритеты государственного управления в Республике Беларусь на современном этапе. В Республике Беларусь согласно Конституции политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь своих граждан. Это – главная цель ГУ, внутренней и внешней политики белорусского государства. Ее достижению подчинены другие цели государственного управления, к которым следует отнести: • обеспечение внутренней и внешней безопасности государства; • создание условий для развития демократических институтов общества; • гарантия защиты прав и свобод граждан; • создание равных правовых условий для развития всех форм собственности, формирования рыночных механизмов; • создание благоприятной экологической среды обитания; • сотрудничество центральной и местных властей. 8. Система управления: сущность, свойства, структурные элементы. Сис-ма – сов-ть взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, образующих единое целое. К общим свойствам системы можно отнести: Ø адаптивность Ø динамизм Ø структурированность Ø целостность Ø функциональность ГУ является социальной системой. Сис-ма ГУ – это сложное образование, состоящее из нескольких подсистем, которые являются самостоятельными, но взаимосвязанными между собой социальными системами.  Сис-ма явл. открытой. На входе выделяют требования и поддержку, которые исходят от граждан. Требования регулируются культурными нормами. На выходе сис-ма даёт ответ на получаемые ею требования и поддержку. Таким образом, принимаются управленческие решения. Однако эти решения явл. источником новых требований. 9. Понятие ответственности в государственном управлении, ее виды. Свобода действий в государственном управлении предполагает и ответственность за них. Руководитель отвечает как за свои собственные решения, так и за действия подчиненных ему сотрудников. Ответственность может быть политической, нравственной, юридической, дисциплинарной, административной. 1. Политическаяответственность наступает, как правило, за отклонение от согласованных политических программ, целей, решений. 2. Нравственнаяответственность в ГУ нормативно не зафиксирована. Это показатель отношения человека к самому себе, к нормам морали. 3. Юридическаяответственность следует в случае нарушения конкретных норм правовых актов. 4. Административнаяответственность.За совершение АП 5. Дисциплинарнаяответственность связана с нарушением правил (норм) труда, трудового распорядка и исполнения государственной должности. 10. Общественное мнение и его функции в государственном управлении. В ГУ важнейшую роль играет общественное мнение. Через него общество выражает свое отношение и дает оценку протекающим процессам, явлениям, возникающим проблемам, влияет на процесс принятия управленческих решений, выступая тем самым в качестве активного участника государственного управления. Общественное мнение выполняет целый ряд функций: • оценочную; • аналитическую; • контрольную; • регулирующую. 11. Основные свойства бюрократизма и меры по его преодолению. Бюрократизм – групповая монополия управляющих на функции управления и власти. Итак, бюрократизм включает в себя следующие составляющие: - чрезмерное разрастание и безответственность исполнительной власти; - отчуждение данной власти от народа; Меры по преодолению: 1) развитие демократии и перевоплощение действий гласности и конструктивной критики во всеобщие 2) установление прямой зависимости заработной платы, карьеры и положения в обществе работника от конечных результатов его деятельности 3) улучшение хозяйственного механизма, системы рыночных отношений 4) демократизация представительных органов 5) юридическая ответственность, претворение в жизнь положений о судебном преследовании бюрократов. Самоуправление сужает сферу действия бюрократизма. 12. Конфликты в системе госуправления: понятие, причины, виды. Пути разрешения конфликтов. Можно выделить конфликты: • конфликты между гос-вом и обществом (проблема легитимности); • конфликты между различными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной); • конфликты между государством и отдельными институтами политической системы (напр., между государством и политической партией); • конфликты между государственно-правовой системой и оппозицией, стремящейся эту систему изменить; • конфликты между государством и личностью (проблемы соблюдения прав человека). Причины – различия интересов, соперничество всевозможных институтов и государственных структур по поводу перераспределения и реализации власти. Пути разрешения: 1. более точная регламентация компетенции органов государства 2. с помощью суда 3. с помощью согласительных процедур, используемых президентом 4. компромисс и сотрудничество 13. Кадровое обеспечение государственного управления Задача кадрового обеспечения ГУ – повышение эффективности деятельности органов государственного управления путём развития профессионализма служащих. Кадровое обеспечение органов ГУ реализуется через государственную кадровую политику. Концепция государственной кадровой политики Республики Беларусь утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2001 года № 399. Основные направления реализации государственной кадровой политики: - формирование современных требований к кадрам - подбор кадров с учетом их профессиональных и нравственных качеств - мотивация эффективного труда, - создание благоприятных условий для работы и профессиональной карьеры - совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров 14. Критерии и показатели эффективности ГУ. Методы оценки эффективности ГУ. Критерии и показатели отражают результат управления и полученный эффект. В экономике: Ø наращивание общественного производства Ø общий объем и расчеты на душу населения ВВП, ВНП и НД Ø уровень жизни населения Ø фондоотдача Ø материалоёмкость Ø производство основных видов продукции на душу населения Методы оценки эффективности ГУ: - метод сравнений, - экспертные методы, - моделирования - отчеты органов государственной власти - общественное мнение - оценку эффективности государственного управления отражают СМИ 15. Основные этапы реформирования организационной структуры ГУ РБ. Процесс формирования и реформирования системы органов управления в Республике Беларусь начался в 90-е годы ХХ века в условиях перехода от централизованной плановой системы к социально ориентированной рыночной экономике. За период 1991 – 2006 гг. организационная структура ГУ несколько раз претерпевала определенные изменения. Условно можно выделить 4 этапа ее реформирования: Первый – 91-94 годы; был связан с провозглашением Республики Беларусь суверенным и независимым государством и началом реформирования экономики на рыночной основе. Второй – 94-95 годы; был связан с введением в Республике Беларусь в 1994 году института президентства. третий – 96-01 годы. Начало третьему этапу положили уточнения и дополнения Конституции Республики Беларусь четвертый – 2001 год до настоящего времени. Связан с изданием Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 года № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов ГУ и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь». В соответствии с ним была утверждена новая система республиканских органов ГУ, в которую вошли министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров, государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь. 16. Структура государственного органа и ее элементы. Последовательность и принципы разработки структуры государственного органа. Структура государственного органа – совокупность его подразделений, а в них должностей, схема распределения между ними функций и полномочий, возложенных на орган, система взаимоотношений этих подразделений и должностей. В составе структурных подразделений можно выделить: руководство, функциональные подразделения и обслуживающие подразделения. Последовательность разработки структуры такова: 1. Орган делится на широкие блоки подразделений по горизонтали 2. Устанавливается соотношение полномочий различных должностей. При этом руководство производит дальнейшее деление на более мелкие организационные звенья, чтобы эффективнее использовать специализацию и избежать перегрузки руководства. 3. Определяются должностные обязанности 17. Институт президентуры. Полномочия Президента в системе государственного управления (на примере стран с различными формами правления). Президент Республики Беларусь своими указами: - определяет систему органов исполнительной власти; - формирует Совет Министров и определяет его структуру; - назначает на должность Премьер-министра (с согласия Палаты Представителей); - назначает руководителей республиканских органов исполнительной власти; - имеет право отменять акты Правительства, республиканских и местных органов исполнительной власти; - присваивает классы, ранги и чины высшим должностным лицам; - формирует специальные органы ГУ (Администрацию Президента, Совет Безопасности, Комитет государственного контроля) и т.д. В парламентской республике Президент обнародует законы, издаёт декреты, награждает, формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий, победивших на выборах), имеет право амнистировать осуждённых, сохраняет за собой представительские функции. В президентской республике Президент обладает правом законодательной инициативы, может распустить нижнюю палату Парламента, ведет переговоры, заключает и ратифицирует международные договоры, обладает огромными полномочиями в сфере исполнительной власти. 18. Консультативно-совещательные и иные органы при Президенте Республики Беларусь (Совет Безопасности Республики Беларусь, Управление делами Президента Республики Беларусь, Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь: основные направления деятельности, функции, структура). Совет безопасности Явл. конст. органом. Полномочия: 1. Определение приоритетов жизненно-важных интересов личности, общества и государства 2. Определение основных направлений стратегии и безопасности РБ 3. Подготовка рекомендации Президенту по вопросам формирования внешней, внутренней и военной политики 4. Подготовка Предложений Президенту по вопросу введения, продления, отмены чрезвычайного или военного положения |