Понятие и состав материально-технической базы Теоретические основы развития материально-технической базы торгового предприятия Понятие и состав материально-технической базы Под материально-технической базой торговли следует понимать совокупность средств и предметов труда, выраженных как в натуральной, так и стоимостной форме, используемых для осуществления торгово-технологических процессов (вне зависимости от их ведомственной принадлежности), обеспечивающих функционирование отрасли и выполнение ею своей социально-экономической роли в обществе. В состав материально-технической базы торговли включается: 1)Здания или помещения торгового предприятия.[1] Здания,которые используют для размещения магазинов, классифицируют по следующим признакам: · капитальности сооружения, · размещению, · особенностям объёмно-планировочного решения, · материалу стен и конструктивных элементов. По капитальности торговые здания и сооружения подразделяют на два вида-капитальные и облегчённые. Капитальные здания и сооружения служат для размещения магазинов, облегчённые-для устройства мелкорозничных торговых предприятий.[9] В зависимости от размещения здания подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные, торговые комплексы. Отдельно стоящие здания специально предназначены для магазинов. Встроенно-пристроенные помещения находятся на первых этажах жилых домов или в пристроенных к ним специальных блоков. В зависимости от особенностей объёмно-планировочного решения различают одноэтажные, многоэтажные с подвальными помещениями или без них торговые здания.[5] Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы: · торговые; · для приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже; · вспомогательные; · административоно-бытовые; · технические. К торговым помещениям относят торговые залы, помещения приёма и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонтсрации новых товаров, помещения (зоны) для оказания дополнительных услуг покупателям. Все эти помещения несут функциональную нагрузку в магазине.[3] К помещениям для прёмки, хранения и подготовки товаров к продаже относят приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров. Подсобные помещения включаю помещения для хранения тары, контейнеров, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, главную кассу и т.д. Технические помещения-электрощитовые, помещения теплового узла или котельной, радиоузел, камеры кондиционирования воздуха. Основным торговым помещение является торговый зал, который занимает, как правила,борльшую долю в общей площади магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчётные операции за отобратные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов,кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролёров и других работников магазина. Торговый зал можно разделить на следующие зоны или площади: установочную, · проходов для покупателей; · рабочих мест продавцов; · площадь зоны расчётного узла;[7] Установочная площадь - это площадь, занимаемая под установку оборудования и крупногабаритных товаров, размещаемых на полу. Обычно для этих целей отводится 27-30% площади торгового зала. Площадь выкладки (демонстрационная или экспозиционная) исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования (полок,карзин,кассет, перфорированных щитов, панелей), на которых могут быть выложены товары. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров. Считается, что наиболее приемлимыми отношениями между площадью выкладки товаров и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания являются 0,7-0,75, или 70-75%. Значение этого показателя зависит от типа используемого оборудования, его высоты, количества полок, кронштейнов и других элементов, используемых для демонстрации товаров. Часть площади торгового зала отводиться под зоны для проходов покупателей. Ширина проходов устанавливается Строительным нормам и правилам. Планировка узла расчёта должна обеспечивать беспрепятственное направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки. Кассовые кабины должны располагаться таким образом, чтобы поток покупателей проходил слева от рабочих мест контролёров-кассиров. Состав и размеры помещений для приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже зависят от типа и размера магазина, характера выполняемых технологических операций. Для разгрузки транспортных средств в магазинах должны быть оборудованы специальные места. В крупных магазинах для этих целей устраиваются рампы или дебаркадеры. Помещения (зоны) для приёмки товаров по количеству и качеству должно примыкать к месту разгрузки. Зона для приёмки товаров должна быть связана с помещением для хранения и подготовки товаров к продаже. Кроме того, помещения для приёмки товаров должны иметь по возможности кратчайшую связь с торговым залом для доставки товаров, поступивших в таре-оборудовании, непосредственно в зал. Помещения, для хранения товаров по совему устройству должны от вечать требованиям рационального хранения необходимых запасов товаров.[12] Также магазины должны быть оснащены противопожарными устройствами. 2)Торгово-технологическое оборудование: - мебель для торговых залов, которая по назначению подразделяется на следующие виды: · для приёмки товаров; · подготовки товаров к продаже; · показа товаров (витрины); · выкладки и продажи товаров (горки, прилавки, прилавки-витрины); · кассовые кабины;[11] 3)Торговый инвентарь, является дополнением торгово-технологического оборудования магазинов и представляет собой приспособления, инструменты и приборы, применяемые для показа и обработки товаров в процессеобслуживания покупателей, а также для различных вспомогательных и хозяйственных операций. В зависимости от назначения торговый инвентарь делится на следующие основные группы: - для вскрытия тары и упаковки; - проверки размеров и качества товаров; - подготовки товаров к продаже и отпуска их покупателям; - выкладки и рекламы товаров; - отбора товаров покупателями. Наряду с перечисленным, магазины должны оснащаться счётным, вспомогательным и противопожарным инвентарём. 4)Контрольно-кассовое оборудование, например, контрольно-кассовая машина (ККМ),детекторы для определения подлинности банкнот, сканеры штрих кода. |