ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Методы криминальной психологии. Предмет и задачи криминальной психологии. Предмет криминальной психологам. Преступность и преступления как социальное явление изучаются многими науками: криминологией, уголовной статистикой, науками уголовного права и процесса, криминалистикой, и конечно, криминальной психологией. В одном и том же объекте каждая из названных наук имеет свой предмет исследования, из которого вытекают свои задачи и определяется структура данной науки. Криминальная психология, являясь самостоятельной ветвью более широкой науки - юридической психологии, изучает психические явления, факты, психологические механизмы и психологические закономерности личности преступника, совершаемых им преступлений и преступности как массового социального явления. Задачи криминальной психологии. Исходя из определения предмета, можно сформулировать следующие основные задачи криминальной психологии: 1) изучение психологии личности преступника, особенностей различных типов преступников, разработка их классификации; 2) изучение психологии преступления как особого вида деятельности (мотивы, способы совершения, механизмы психологической защиты и самооправдания человека, совершившего общественно опасное деяние); 3) изучение психологии преступных сообществ (виды сообществ - случайно возникшие, организованные преступные группы, преступные организации; особенности действия в них психологических механизмов их существования, сплочения, активности и др.); 4) психологическое изучение преступности как массового социального явления (основные ее психологические характеристики, тенденции, социально-психологические причины и т.д.); 5) исследование психологических механизмов воспроизводства преступности в обществе и разработка психологических способов ее профилактики; 6) разработка психологических аспектов виктимологии (виктимология - учение о жертвах преступного посягательства) и разработка на этой основе психологических мер обеспечения личной безопасной жизнедеятельности. История развития криминальной психологии. Методы криминальной психологии. Каждая наука имеет свой предмет и соответствующие ему методы исследования. Не составляет исключения и криминальная психология. Существуют основные методологические требования к проводимому исследованию: 1) исследование должно быть объективным; 2) изучать любое явление в развитии; 3) изучать в различных связях и отношениях; 4) системность в изучении; 5) конкретность. Вместе с тем каждое психическое явление должно изучаться не каким-то одним универсальным методом, а комплексом различных взаимопроверяемых и взаимодополняемых методов. Только при этом условии можно избежать ошибок и односторонности в изучении личности преступника, преступного сообщества и преступности в целом, а также интенсифицировать процесс познания психических явлений в этой области. Изучение личности преступника, преступных сообществ и психологии преступности в целом должно быть не эпизодическим, а систематическим, плановым, осуществляемым по научно обоснованной программе. Руководствуясь изложенными требованиями, необходимо выбирать в каждом исследовании соответствующие методы для получения объективных данных о конкретной личности правонарушителя, о психологии криминальной группы в той или иной области преступности. Для изучения психических явлений в области преступности в криминальной психологии и практики профилактики правонарушений используются различные методы. Классификация методов криминальной психологии. Под методами понимается путь, способ исследования или деятельности. Все используемые в криминальной психологии методы принято делить на: 1) методы сбора информации и 2) методы анализа первичных данных. Функции сбора информации реализуются посредством методов наблюдения, разнообразных опросов (беседы, анкетирование), экспериментов, обобщения независимых характеристик, экспертных оценок, социометрии, тестов и т.д. Методами же анализа первичных данных являются: содержательный (качественный) и количественный (статистический); описательный; исторический; экспериментальный; моделирование. Методы сбора и анализа информации тесно связаны и взаимодействуют, нередко взаимно перекрывая друг друга. Так, эксперимент или социометрический опрос могут служить и сбору информации, и ее обобщению, и внедрению в практику. Различают также методы научного исследования (применяемые учеными для изучения проблемы) и методы, применяемые в практической деятельности, например, психологом школы, для изучения степени криминализации подростковой среды или изучения конкретной личности подростка с деликвентным поведением и воздействия на него. Рассмотрим основные методы криминальной психологии. Анализ уголовной статистики. Чтобы иметь общее представление о современной преступности (и в частности - о подростковой), психологи изучают общую уголовную статистику, выделяя в ней такие параметры: - динамика преступности по времени, месту и объектам преступного посягательства; - структура и характер совершаемых преступлений; - степень организованности; - профессионализация преступных проявлений; - социально-демографическая характеристика преступников; - виды и характеристика групповой преступи ости; - влияние взрослых на подростковую преступность; - проявление новых видов и способов преступного промысла; - степень коррумпированности преступности; - связь отечественной преступности с зарубежной. Можно выделять и другие параметры для анализа. Проведенный анализ позволяет выделить приоритетные направления для криминально-психологического исследования. Однако данные уголовной статистики лишь приблизительно отражают обитую картину состояния преступности, поскольку в нее не входят данные о латентной преступности. Поэтому анализ уголовной статистики дополняется различными опросами (анкетированием, интервью и др.). Анкетный метод - это опрос определенной группы людей по заранее разработанным вопросам с целью получения количественных данных. Например, анкетным опросом можно изучить интересы, мнения девиантной группы подростков, мнения осужденных в колонии по тем или иным нравственным, правовым и другим вопросам, законопослушных граждан в оценке современной преступности, мер профилактики и т.д. Анкетированием можно охватить большую группу лиц, провести исследование в кратчайшие сроки. Однако к результатам анкетного опроса надо подходить осторожно, так как они в известной мере носят субъективный характер. При этом опрашиваемые (особенно правонарушители) должны быть убеждены, что анкетный опрос не будет использован им во вред и тайна опроса будет сохранена. Анализ периодической печати. В периодической печати широко освещаются вопросы борьбы с преступностью. Многие издания специально имеют раздел "Криминальная хроника", где освещаются совершаемые преступления, дается характеристика личности или группы преступников, методы и способы совершения преступлений, способы сокрытия следов, поведение задержанных обвиняемых и подозреваемых и т.д. Данные прессы и телевидения подвергаются контент-анализу (качественному и количественному анализу). Для этого исследователь разрабатывает схему такого анализа исходя из исследуемой проблемы: например, пол, возраст преступника, образование, семейное положение, характер совершенного преступления, способ совершения, мотивы, цели, способы психологической защиты и самооправдания и т.п. По этой схеме он анализирует каждое сообщение СМИ, составляет соответствующую программу анализа и закладывает это в компьютер, выявляя с помощью его основные тенденции и особенности в изучаемой проблеме. К сожалению, контент-анализ СМИ пока мало используется для изучения криминально-психологических проблем. Оценка экспертов. Это метод опроса компетентных людей в области борьбы с теми или иными видами преступлений. В изучении организованной преступности такими экспертами могут быть сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью. В изучении преступности несовершеннолетних такими экспертами часто выступают сотрудники отделов профилактики преступности несовершеннолетних, члены комиссий по делам несовершеннолетних, сотрудники специальных школ для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, специальных ПТУ, воспитательных колоний и др. Перед экспертами ставятся конкретные вопросы, на которые они должны дать квалифицированные ответы: высказать свое мнение, провести экспертную оценку, проранжировать выделенные параметры и т.д. Экспертные оценки отличаются большей объективностью и меньшей предвзятостью, используются для взаимной проверки информации, получаемой из других источников. Психологический анализ уголовных дел. Для изучения психологических особенностей отдельных видов преступлений или категорий преступников отбираются соответствующие уголовные дела. Например, решили изучить роль несовершеннолетних в совершении преступлений во взрослой группе или статус и роль девушек в смешанной по признакам пола преступной группе подростков. Для этого отбираются и анализируются именно уголовные дела, касающиеся таких групповых преступлений. Дальше разрабатывается схема их анализа: например, численность группы, длительность ее существования, на какой основе она возникла, внутренняя иерархическая структура, какие функции выполняет подросток в группе взрослых, какие возрастные особенности учитывают преступники, поручая подростку задание (например, при краже через форточку - маленький рост, при квартирной краже "на прозвон" - внешний вид, вызывающий доверие, и т.п.). Собранная информация подлежит обработке, для чего составляется программа и данные вводятся в компьютер. Полученные данные подлежат интерпретации. |