МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Роль вожатого на разном возрасте





Кем вожатый должен быть для детей? На младшем возрасте это мама и бабушка, это забота взрослого, которая так нужна малышам, оторванным от дома. На старшем возрасте вожатый — скорее товарищ, друг (тут тоже всё непросто…). На среднем возрасте вожатый, скорее, как старший брат, на которого хочется быть похожим. Ребёнок может доверить вожатому свои проблемы, потому что он всегда поможет, подскажет.

Разница в возрасте между вожатым и ребёнком очевидна, и дистанцию эту необходимо сохранять. Но иногда нужно поговорить и по-дружески, на равных. Только этот разговор должен проходить «между нами», чтоб ребёнок ни в коем случае не чувствовал себя особенным, не бравировал доверием вожатого.

Имидж вожатого

Дети среднего возраста воспринимают вожатого как бы подсознательно. Они не анализируют ваши поступки, ваши личные качества, как это могут делать старшие дети. Но и слепого доверия не ждите — ведь это не малыши. Тут всё зависит от производимого вами впечатления. Тут очень важен имидж: внешний вид, стиль поведения, и, конечно, внутренний настрой.

Внешний вид

Вожатый всегда аккуратен, подтянут. Стильные аксессуары и всякие фишки приветствуются, но в разумных пределах. Вожатый всегда бодр, он излучает энергию. Бесполезно, например, идти утром будить детей, зевая и шаркая тапками. Такое же состояние будет и у них. Поэтому, как бы ни был краток ваш сон, проснитесь, взбодритесь, и лишь после этого направляйтесь к детям, и пусть в вашем лице к ним входит само Бодрое Утро!

Внешний вид молодого лидера должен соответствовать тому, что он ожидает от группы. Если ты одет просто, но аккуратно - отношение в отряде будут такими же: несложными и дисциплинированными. Любая попытка подчеркнуть свою индивидуальность должна быть продумана. Нужно помнить о разных вкусах детей из твоего отряда. Ведь ребенок может воспринять яркую одежду, аксессуары или прическу как элемент агрессии. В этом случае, ты рискуешь получить в ответ «вызов» от ребенка, который постарается тоже заявить о своем Я.

Речь

Речь вожатого правильная и чистая. Без жаргонных слов. Не думайте, что подростковый сленг сближает вас с детьми. Чаще это просто выглядит смешно. Без слов паразитов. Вы же не хотите, чтоб дети загибали пальцы, сколько раз вы скажете «как бы так» или «значит». А ещё и прозвище могут дать соответствующее. Не кричите. Кричать бесполезно. Неужели вы думаете, что можно перекричать детей? Повышая громкость голоса, вы только поднимаете шумовой порог, и дети начинают шуметь ещё громче. Кончится тем, что вы просто сорвёте себе голос (впрочем, вы его всё равно наверняка сорвёте в первые дни, но усугублять не стоит). А вот если говорить тише, то дети будут вынуждены прислушиваться.

Не повторяйте дважды, дважды не повторяйте. Ох, как это бывает трудно. Лично у меня постоянно такая проблема: вместо «давай скорей» так и хочется сказать «давай-давай, скорей, скорей». Кажется, что так будет убедительней. Может быть, слегка. Но зато вес каждого слова будет гораздо меньше. Если вы все свои распоряжения будете повторять по нескольку раз, дети быстро перестанут реагировать на первый и будут ждать N-го китайского предупреждения. Вожатый не должен кудахтать, как курица, не должен разражаться туманными многословными тирадами. Используйте короткие веские фразы.



Вожатый — «Самый, самый!»

Да, именно так должно казаться детям. Их вожатый самый лучший. Он всё может, всё умеет, всё знает. Таким человеком хочется гордиться! Вожатый всегда уверен, спокоен, не теряется ни в каких ситуациях. Уверенность в себе очень важна. Старайтесь не менять своих решений. Если вы говорите то так, то сяк, мечетесь то одной точки зрения к другой, это говорит о неуверенности, и это не на пользу авторитету. Впрочем, в некоторых ситуациях нужно уметь и признать свою неправоту, иначе будете выглядеть смешно. Будьте готовы к самым неожиданным испытаниям, которым вас подвергнут дети. Неожиданные каверзные вопросы, попытки не слушаться, только чтоб посмотреть, что сделает вожатый — это далеко не весь арсенал. Будьте спокойны и находчивы, помните, что неожиданный, оригинальный ответ обезоруживает провокатора. Если вы что-то умеете делать хорошо, скажем, играть в футбол, играть на гитаре, стоять на голове, танцевать нижний брейк (ух ты! НИЖНИЙ БРЕЙК! Да вы же просто молодой бог!), — демонстрируйте это. Пусть дети видят, за что вас можно уважать. Но не надо бравировать: вожатый крут, но скромен. Если вы чего-то не умеете — не беритесь. Не стоит показывать детям своё несовершенство. Тут, правда, есть свои нюансы. Дети не всегда могут заметить, что вы что-то делаете плохо.

Но есть вещи, которые надо делать обязательно. Например, участвовать в вожатских выступлениях. Дети не должны видеть, что их вожатый где-то «пролетает», что он хуже других. И если во время вожатского номера вы скромненько сидите в зале, ждите от них неудобных вопросов. То же можно сказать, например, про футбольные матчи вожатые-персонал: пусть за всё время вы лишь пару раз прикоснётесь к мячу, всё равно вы часть команды — это для детей важно. В общем, своё неумение, ровно как и умение что-то делать, надо правильно подавать. Важно, чтоб дети видели, что вы пользуетесь уважением других вожатых и администрации. Поэтому, во-первых: всегда будьте уважительны к другим вожатым. Ни в коем случае не высказывайте им свои претензии при детях! Во-вторых, старайтесь работать так, чтоб ни у кого не было претензий к вам: ни у других вожатых, ни у администрации.

И ещё имейте в виду: изображать «Крутыша» не являясь им совсем, гораздо труднее, чем являясь им хотя бы частично. Поэтому развивайте в себе все лучшие качества, готовьтесь к смене. Вожатый должен всегда стремиться к совершенству.

Вожатый — «Защитник»

Вожатый всегда стоит горой за свой отряд. Если, скажем, возник конфликт с другим отрядом, надо прежде всего заступиться за свой отряд (конечно, делать это разумно, сглаживая конфликт, а не обостряя его), даже если ваши дети в чём-то неправы. Правда, потом, в своём кругу, на отрядном сборе или огоньке, нужно ещё раз всё обсудить, и показать детям, что и они были где-то неправы. Ведь вожатый должен быть справедливым. Так же справедливо и авторитетно надо уметь разобрать любой детский спор.

Как добиться авторитета?

Самые важные здесь первые три дня (как и во всём). Вот несколько советов, которые могут помочь.

· Работать как можно добросовестней.

· Еще одной неоспоримой ошибкой начинающего вожатого является отсутствие четкого плана действий. Почасового, поминутного, творческого и гибкого, не в методичке, а в голове. Такого плана, который представит тебя ребятам как уверенного специалиста и незаменимого друга. «Отряд четко должен осознавать, ЧТО именно будет от них требоваться, и ЧТО будет предложено»,

· А потому необходимо тщательно спланировать день, желательно по минутам! Заранее, до смены, подготовить мероприятия. Это придаёт вам такое ценное спокойствие и чувство уверенности, а значит, и хорошее настроение, а без него никуда! Нет ничего хуже, чем вставать утром с мыслью, что не знаешь, чем занять сегодня этих несчастных детей. То ли дело, когда всё готово заранее, когда вы предчувствуете яркий и интересный день. Это чувство передаётся детям, и ваши отрядные дела пройдут от этого ещё лучше.

· Следить за имиджем.

· Следить за дисциплиной . В первые три дня всё должно быть безупречно!

· Использовать любой удобный случай для общения с детьми. В первые дни надо успеть поговорить с каждым, показать детям свою заинтересованность их личностью, заинтересовать их своей — это способствует доверию.

· Не изолироваться! Не отсиживаться в вожатской. В первые дни особенно важно всё время быть с детьми. Если совсем уж плохо, если вы на грани истерики (а что вы думали, в сказку попали?), зайти в вожатскую, перевести дух, и снова к детям.

· Помните: каждая минута, проведённая вами отдельно от детей — ваше упущенное время.

· Беречь свои силы.

· Усталый и измученный вожатый вряд ли способен зажечь. Здоровый сон даёт необходимую бодрость. Спать надо хотя бы 6 часов в сутки (больше спать у вас вряд ли получится…). Опять же, чем лучше вы подготовитесь к смене, тем больше времени будет на сон, поэтому готовьтесь к смене заранее!

· Иногда можно брать выходные. Вожатому полагается таковых 3 за смену (то есть в среднем раз в неделю). В первые три дня брать выходные нельзя, даже не думайте об этом. Ведь идёт процесс становления отряда, и если вы на это время уедете, то в результате окажитесь лишним. А вот день на 4-й 5-й — самое то. Рекомендуется это именно новичкам.

Некоторые пытаются проводить выходной, не уезжая из лагеря: просто хорошенько выспаться, сходить в лес, на озеро… Крайне не рекомендуется так делать. Почему? Ну, во-первых, нет смены обстановки, а именно она даёт желанный отдых, возможность посмотреть на события первых дней со стороны. Во-вторых, вы попадаете в парадоксальную ситуацию: вы находитесь в лагере, но не работаете. Вы будете постоянно встречать своих детей, они будут как обычно обращаться к вам. Им не объяснишь, что у вас выходной. В их сознании это просто не уложится, а если уложится, то они будут разочарованы: "как же так? Вожатый от нас отдыхает…" Да, и ещё: почувствовав, как в лагере можно классно отдыхать, вы будете подсознательно к этому стремиться всё время, будете халявить, а это совсем не то же самое, что "беречь свои силы". Надо, чтоб всё было чётко: дома — отдых, в лагере — работа.

 

 

· Сразу брать дело в свои руки.

Очень показателен пример. Вожатый приехал работать на 2-ю смену, на отряд, где до него работал очень хороший вожатый, и отряд у него был самый лучший на первой смене. Его напарница оставалась работать с новым вожатым. У нового вожатого, как неопытного новичка было совершенно естественное желание: сначала присмотреться, как же это тут всё устроено, какие тут порядки заведены на самом лучшем отряде. Это привело к тому, что он занял неактивную позицию, позицию наблюдателя. Увы, так дети и стали его воспринимать. В следующие дни изменить это было очень сложно. Так делать нельзя. Надо сразу сказать себе: это мои дети, я буду делать мой отряд. Конечно, будут ошибки, от них никто не застрахован. Но это лучше, чем ничего не делать. И, главное, дети будут воспринимать вас как хозяина положения, а это очень важно.

· Оглядываться и одумываться.

Время от времени надо спокойно анализировать свою работу, искать недостатки, чтоб исправлять их. Частая ошибка у новичков — скатываются на "застраивание". Если с дисциплиной что-то не ладится, все силы бросаются на это. Вы начинаете быть всё строже и строже, с параноидальным рвением следить выполнением каждой режимной мелочи, тратите на это всё время — а всё зря. В результате и дисциплины нет, и дети вас терпеть не могут. Какая уж там атмосфера, какое творчество?… Одна головная боль. Почувствовав первые симптомы, скажите себе "стоп". Если всё так, значит, вы идёте неверной дорогой. Найдите в себе силы сделать поворот. Сделайте что-нибудь неожиданное, заинтересуйте детей, затейте что-то интересное, пусть даже слегка в ущерб дисциплине (в разумных пределах).

· Дисциплина и атмосфера на отряде одинаково важны, и тут часто приходится балансировать.

Никогда не задавайте вопросы, ответ на которые вы заранее знаете. Ведь в этом случае вы задаете вопрос затем, чтобы уличить ребенка в чем-то. «Ты убрался в комнате?» - вы видите, что он не убрался, зачем спрашиваете? В возрасте 14-15 лет на такой вопрос вы можете получить конкретный ответ: «А вы что не видите?» или «Да, убрался», а теперь спорьте и доказывайте, что это не так. Вместо того чтобы задавать такие вопросы, используйте выражение, я заметил. «Я заметил, что ты не почистил зубы. Давай сделаем это сейчас». Если ребенок скажет: «Я это сделал», вы можете ответить, «Я ошибся» или «Отлично, я хотел бы это видеть».

· Не быть ребёнком!

Есть мнение, что все вожатые немножко дети. Но это скорее иносказательно. Вожатый должен быть сравним с ребёнком в плане жизненной энергии, выдумки, должен хорошо понимать детей. Но психологически вожатый должен быть взрослым. Каждый из нас время от времени бывает в психологическом состоянии ребёнка, и это нормально. "Если мне что-то нравится, это моё" — известная детская формула. Ребёнок капризен и эгоистичен. Он руководствуется минутными порывами и эмоциями, стремится всегда получать удовольствие. Во главу угла ставится "хочу". Нет, я не ругаю детей. Я просто описываю некое психологическое состояние. Более того, находиться в этом состоянии очень приятно, и очень необходимо время от времени каждому из нас. Интересно, что все влюблённые ведут себя в этом смысле как дети. Быть ребёнком прекрасно, никто не спорит, но в лагере ваша роль иная. Взрослый трезво оценивает ситуацию, способен пожертвовать сиюминутным удовольствием ради будущего блага, ради общего дела. Взрослый способен нести ответственность за других. Вот таким должен быть вожатый. Именно в этом смысле влюблённость в напарницу (напарника) может очень повредить работе, если только вы не будете черпать в ней вдохновение к работе с детьми. Подумайте над этим. Хотя, сколько ни говори…

А еще...

  • Установи традиции в общении. Постоянное приветствие или необычная «именная» фраза в типовых ситуациях будет работать только в пользу вожатого. Привычное действие или слово становится брендом, а это придаст уверенность ребятам, так как делает вожатого знакомым, «своим».
  • Возьми на вооружение несколько эффективных психологических игр. « В трудной ситуации тренинг или удачно примененная игровая ситуация помогает отвлечь внимание группы от вожатого и увлечься программой, уйти в мир своих ощущений. Это позволит взять тайм-аут вожатому и вести ситуацию по своему сценарию,
  • Веди дневник! Личный дневник предназначен для заметок о типах и особенностях каждого в группе. Также в него можно записать возможные приемы по нахождению контактов.
  • Будь разным в делах, но стабильным в отношении к делу! Вожатому в первую очередь необходимо продемонстрировать ясность мысли, острый слог и постоянство настроя. Ведь вожатый – это лидер. И те, кто идет за ним в след, должны доверять своему руководителю, понимать и уважать его. Люди предпочитают людей и идеи, в которых они могут разобраться. Будь открытым и не бойся ошибок, и тогда именно ты станешь лучшим вожатым.


Начинающему вожатому порой очень трудно определить, что же ему делать с детьми каждый день. Прежде всего (особенно на самых младших отрядах) быть МАМОЙ. Итак, "мамы"…

  • Прежде всего, следите за тем, чтобы дети всегда были чисты, опрятно одеты, причесаны. Обращайте внимание на чистоту ушей.
  • Утром и вечером дети умываются, чистят зубы, перед едой моют руки, перед сном моют ноги.
  • Проводите беседы с детьми как правильно пользоваться и вести себя в умывальниках и туалетах, душевых. Периодически напоминайте им об этом.
  • В столовой смотрите за тем, чтобы всем детям хватило столовых приборов, порций, стульев. Если ребёнок плохо ест, необходимо выяснить причину.
  • и т.д…


И в завершение еще несколько советов которые могут уберечь Вас от многих проблем, и построить замечательные отношения со своими подопечными.

  1. Никогда не кричите на детей. Конечно, по началу, это очень сложно сделать. Даже когда Вы чем-то очень недовольны, решайте все спорные вопросы спокойным голосом. Самое главное - не повышать голос в орг. период. Если ребенок услышит Ваш повышенный тон, то сделает вывод, что это Ваша нормальная манера говорить. В следующий раз, если вам понадобится навести тишину в отряде, придется ГАРКНУТЬ ЕЩЕ ГРОМЧЕ. Ну и к чему вы придете? Есть еще момент. Крики на детей говорят только об одном - о Вашей неуверенности. Раз Вы не можете решить проблему спокойно, то начинаете повышать голос. Хотите Вы или не хотите - а это так. Ну а если ситуация такая что поднять голос действительно надо, то поверьте - он (голос) прозвучит для детей как раскат грома! Но, в орг.период этого делать ни в коем случае нельзя. Как правило, чаще всего вожатый повышает голос, когда оказывается в цейтноте - в этом случае перекроите распорядок на отряде - увеличьте зазоры между режимными моментами.
  2. Не играйте ни в "доброго", ни в "злого" вожатого! Будьте собой! Будьте СПРАВЕДЛИВЫМ вожатым. Будьте ИНТЕРЕСНЫМ вожатым! Дети Вас полюбят и пойдут за Вами лишь в одном ЕДИНСТВЕННОМ случае: если Вы для них будете интересны. Если Вы сможете им открыть что-то новое, научить чему-то жутко необычному.
  3. На время смены стать "взрослым ребенком" и тогда в их детской стае станешь вожаком. Не нужно навязывать им свои правила игры, нужно принимать их правила и корректировать для себя, под себя и тогда они всегда будут рядом.
  4. Никогда не обманывайте детей. Особенно старших. Они вас видят насквозь. И Ваши отношения с напарником тоже видят насквозь. Обманув однажды, Вы рискуете растерять все их доверие. А когда нет искренности в отношениях между Вожатым и отрядом... хуже не бывает.

Ну а в остальных моментах жизни в лагере специально как-то завоевывать авторитет, как правило, и не надо. Надо просто быть самим собой. Если ты интересный человек и сильная личность, то авторитет будет сам по себе. Другое дело как стать этой интересной и сильной личностью... то уже личное дело каждого. более того дело всей жизни. Трудно спорить с тем, что мы едем работать в лагерь ради своего удовольствия. Нас никто не заставляет, никто не платит нам больших денег. Нам просто нравится работать с детьми. Но вот это "ради удовольствия" нужно понимать по-взрослому. Ничего в лагере нельзя делать ради себя. Всё только ради детей, всё для них. Мы отдаём им себя полностью, ничего не требуя взамен, и лишь через это, видя результаты своего труда, счастливые горящие детские глаза, мы чувствуем ту радость, за которой и едем в лагерь.

Отрядный огонек

Цели:

  • регулирование эмоционального настроя в коллективе;
  • анализ дня;
  • коррекция взаимоотношений в отряде.

Учитывая цели огонька, он как правило имеет 3 направленности:

  1. Эмоциональная (снятие напряжения, повышение настроения, повышение самооценки ребенка).
  2. Аналитическая (анализ дела, ситуации, дня, дискуссия на тему).
  3. Информационная (правила, законы, легенды, погружение в игру).

«Огонек», как любое другое мероприятие, требует подготовки. Но, учитывая специфику, подготовка к нему несколько отличается. Чтобы огонек был успешным необходимо учитывать некоторые позиции.

  1. Для начала необходимо ответить на вопрос: «Что я хочу от сегодняшнего огонька?»
  2. Второе – очень четко определить свое собственное отношение ко дню, делу и т.д. Почему именно такое отношение.
  3. Необходимо подобрать формы, соответствующие поставленной цели.
  4. В течение дня готовить отряд к огоньку именно этой тематики (найти тех, кого выбранная проблема интересует, узнать мнение большинства по поводу того или иного вопроса и т.д.).
  5. Если необходимо, то подготовить наглядное оформление (рисунки, карты, жетоны, карточки и пр.), подобрать музыкальное оформление (аудио-записи, тематические песни под гитару).

 

 

«Огонек» имеет свою структуру. Любой огонек можно провести по плану:

  1. Приветствие, эмоциональный настрой.
  2. Объявление темы, постановка проблемы.
  3. Погружение в проблему.
  4. Решение проблемы.
  5. Песни,
  6. Ритуал прощания.

Как любое мероприятие, «огоньки» требуют определенных условий проведения. Вот основные из них.

  1. Вожатый заранее продумывает ход поведения «Огонька»: обозначает его тему, намечает цели, формулирует задачи с учетом желаемых результатов. Проведенный экспромтом, он не позволит в полной мере добиться положительного эмоционального настроя у его участников.
  2. Тематика «огонька» должна быть актуальной и вызывать интерес у всех собравшихся
  3. положительный настрой «огонька», динамика его проведения в значительной степени зависят от смысловой нагрузки и эмоциональной наполненности вводных слов руководителя группы.
  4. Участники располагаются, как правило, по кругу, чтобы можно было видеть друг друга, выражение лица, позу собеседника.
  5. В центре круга находится зажженная свеча либо горит костер.
  6. Говорит только тот, кто держит в руках горящую свечу или другой предмет (веточку, игрушку, мячик, шишку)

Вечерний "огонек" – это почти семейное, домашнее дело, на "огоньке" должно быть тепло, уютно и душевно. Отряд общается.

Педагогический смысл "огонька" - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения - научить искусству разговора.

"Огонек" - это конкретное воплощение в жизнь принципов самоуправления: сами планируем, сами организуем, сами проводим, сами обсуждаем. На "огоньке" идут самые важные разговоры о семейных делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни.

"Огонек" - это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца - одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.

Для вечернего "огонька" существуют правила:

  1. Дети должны быть заранее настроены и готовы к "огоньку".
  2. Все: и дети, и взрослые - располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.
  3. Дети и вожатые должны выполнять законы (они могут формироваться по мере надобности):
    • " Когда говорит один - все молчат"
    • " Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки"
    • " Закон свободного микрофона"
    • " Все сказанное на "огоньке" не должно "выноситься" за его пределы"
    • "Огонек" - это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют"
    • "Через центр круга переходить нельзя".

"Огонек" проводится в располагающей обстановке, у костра или при свечах. Пока не все собрались, поются тихие, спокойные песни. Основной, самый главный элемент "огонька" - анализ прожитого дня. Рассмотрим наиболее распространенную форму "огонька"-анализа "Огонек" - анализ дня

После того как к костру (свече) в отрядный круг подсел последний человек, вожатый пускает по кругу листок с планом прожитого дня. (Это потому, что при насыщенных днях вечером уже бывает трудновато вспомнить, что было утром). Каждый ребенок, поглядывая в план, должен ответить на следующие вопросы:

  • Как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело?
  • Что сегодня в нашем отряде было хорошо?
  • Что было не очень хорошо и даже плохо?
  • Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?

Не нужно никого торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый. Дети делятся на "разговорившихся" и "неразговорившихся". Вторые начинают исчезать примерно со второго "огонька" и к концу смены их, как правило, не бывает.

Последним говорит вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня. Завершается вечерний "огонек" песней из серии "День закончен, спать пора" и "сонной" речёвкой.

Хороший "огонек" никогда не хочется завершать, но заканчивать его надо, ибо детям спать все-таки необходимо. Очень важно помнить, что "огоньки", на которых проводится анализ дня, вовсе не должны быть скучными и однообразными. Они не должны стать для детей неизбежной необходимостью. Они должны стать долгожданным моментом, достойным финалом всего дня. Для этого существует масса приемов, использование которых позволит вам избежать формальности в проведении "огоньков".

  1. Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить "кирпичи" из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, КАКИМ был прошедший день.
  2. Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому (лучше тому, кто не сидит рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.
  3. Прерванная интересная история. Если ваши дети перевозбуждены вы можете рассказать интересную историю и прерваться на самом интересном месте. Расскажу, если… успокоитесь или в следующий раз.
  4. "Шляпа". Написать вопросы, которые накопились за несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не всем хороших (О каше, уборке, об удачах, проступках и т.п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к этому.
  5. "Ромашка", "Листочки". Иногда детям трудно начать разговор, поэтому вы можете написать вопросы на символических ромашках, листочках и т.п.
  6. "Ниточки". Перед началом "огонька" детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек может быть разной длины 10 -30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Т.о. выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить, и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.
  7. "Дерево".
  • В отрядном уголке вы можете поместить ствол дерева без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждого вечернего "огонька" на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня были самыми - самыми, например, Саша организовал ребят на уборку, Лена помогла подружиться рассорившимся девчонкам и они ее за это благодарят и т.п.
  • Возможен вариант, что дети сами крепят листья на дерево, выбирая какой-либо из нескольких цветов, которые символизируют либо настроение ребенка, либо его оценку дня.

Примеры тем для огонька

  • Расскажи нам о себе
  • Анализ (День, часть смены, смена)
  • Расскажи мне обо мне
  • Письмо
  • Легенда
  • Три желания
  • На что похоже настроение
  • Волшебный стул(золотой, черный, горячий)
  • Огонёк – тренинг

"Загони джина в бутылку".Все пишут на бумажках свои пожелания на смену. Ведущий их собирает и объясняет, что джин, живущий в бутылке, исполнит все желания, только надо очень-очень сильно этого захотеть. Бумажки складываются в бутылку с надписью “Джин” и открывают уже только в конце смены. Пожелания читают и обсуждают, что исполнилось, а что нет.

"Сказочная полянка". На воображаемой полянке мы можем превратиться во что угодно: в цветок, бабочку, жука, даже камешек на тропинке. Поделись своими ощущениями, нравится ли тебе быть тем, в кого ты превратился, как ты себя чувствуешь, что видишь?

"Конверт откровений". На предложенных листочках бумаги до начала "огонька" дети пишут по просьбе вожатого (воспитателя) волнующие вопросы. Ребята передают друг другу конверт. Получивший его высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, отвечает.

“Расскажи мне о себе”. Это форма традиционного "огонька"-знакомства. Все дети садятся по кругу, вожатый начинает разговор, представляясь ребятам, рассказывая о своих интересах, увлечениях, мечтах и т.д. При этом вожатый дает ребятам образец, схему, как и о чем надо рассказывать.

Обязательно на "огоньке" используется некий символ, “эстафетная палочка”, которую участники огонька передают от одного к другому по кругу по очереди. Предварительно вожатый непременно познакомит ребят с какой-либо выдуманной красивой легендой о выбранном предмете – “эстафетной палочке” – почему именно эта шишка (цветок, игрушка, карандаш – все что угодно) стали символом нашего сегодняшнего знакомства. И далее каждый ребенок рассказывает что-нибудь о себе: как его зовут, был ли он уже в этом лагере, и что ему запомнилось, что он любит делать, что может сделать для отряда, успел ли подружиться, познакомиться с кем-нибудь, чего ждет от смены в лагере и т. д. Если ребенок в рассказе о себе говорит о том, что он любит петь, танцевать, читать стихи, то хорошо бы предложить ему прямо здесь на "огоньке" продемонстрировать свои увлечения и таланты. Это сделает "огонек" более творческим и интересным, внесет живинку в общий ход "огонька".

В большинстве своем классический вариант "огонька"-знакомства проходит не самым лучшим образом. Этому есть несколько объяснений:

  • дети не адаптированы к новой ситуации;
  • дети имеют различный уровень умения общаться в большой аудитории, поэтому не каждый готов, а главное способен, рассказать о себе всему отряду, да еще так, чтобы это было интересно;
  • внимание рассеяно, т.к. первый день богат новыми впечатлениями и к концу дня дети слишком устают и морально и физически для восприятия еще одного блока достаточно серьезной информации.

Чтобы избежать сухости и формализма на этом первом и самом важном отрядном деле, знакомство лучше всего проводить в течение всего дня. Ведь мы знакомимся не только между собой, но и знакомимся с лагерем, с его территорией, традициями, с его персоналом, вожатыми, с тем, чем мы будем заниматься в течение всей смены. Это знакомство не стоит проводить в виде лекции. Лучше использовать различные формы, например: экскурсия-знакомство с лагерем, пресс-конференция с вожатыми, игра-знакомство "Разведай, выясни, сообщи" и т.д.

Такое знакомство способствует реализации основной потребности ребенка в первые дни - информационному поиску. Чем больше вопросов детей найдут ответы, тем скорее пройдет адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Таким образом, познакомив детей в течение дня, на "огоньке" знакомства стоит заняться тем, чтобы снять эмоциональное напряжение детей. Стоит в интересной форме познакомить их с собой - отрядными вожатыми, показать, что рядом с ними в течение смены будут находиться умные, добрые, творческие люди. Возможно внести в ход огонька романтическую нотку, которая позволит положить начало развитию чутких, доброжелательных межличностных отношений в отряде. Очень хорошо, если вожатый, анализируя первый прожитый отрядом день, заведет разговор о зарождающемся отряде, о том, что первый день показал насколько все собравшиеся - интересные личности, о том, каким может и должен стать отряд к концу смены.

Не надо забывать, что, конечно же, в вашем отряде есть ребята, готовые к разговору с первого дня. Выберите момент и предоставьте им слово. Сделайте это тактично, не задевая чувств других членов отряда.

Не забывайте о том, что "огонек" - это не монолог вожатых. Обеспечьте включенность каждого, помня о том, что есть позиция не только активного участника, но и активного наблюдателя и слушателя. Возможно в рамках "огонька" проведение какой-нибудь игры или тренинга на общение.

Очень хорошо, если на "огоньке" знакомства вы найдете место хорошей песне.

Первый огонек - огонек знакомства «Расскажи мне о себе» проводят вожатые.

Задача: углубить знакомства ребят друг с другом, сформировать доброжелательное отношение к каждому члену отряда.

Педагогическая задача огонька первых дней - научить ребят правилам поведения и выступления на огоньке, приучить их к мысли о том, что вечером они будут собираться вместе и анализировать каждый в лагере прожитый день.

При проведении огонька необходимо создать необычную обстановку. Например, ребята идут на огонек особой тропой, не лишенной «опасностей», и поэтому мальчики помогают девочкам. При рассадке вожатый обращает внимание на то, чтобы мальчики и девочки сидели «вперемешку», чтобы места были удобны для каждого, и чтобы каждого из ребят было видно всему отряду. Если в отряде два вожатых и пришли взрослые - друзья отряда, то очень важно, чтобы места взрослых разбивали круг на равные части. Это важно, чтобы внимание не сосредотачивалось только на взрослых, а также потому, что взрослые задают свой образец общения.

Схема проведения огонька: настрой (исполнение какой-нибудь песни); небольшое вступительное слово вожатого, которое он в непринужденной форме говорит о начале смены, о задачах и традициях огонька «Расскажи мне о себе». По традиции каждый рассказывает о себе - о том, чем он любит заниматься, какие ему люди нравятся, чего он ждет от этой смены; поскольку все мы члены одного отряда, то сегодня должен высказаться каждый; очередность нашего разговора будет соблюдаться с помощью символа - свечки, пера, шишки и т.п. Хорошо, когда по кругу передается такой «символ ­откровения». Еще лучше, если в отряде есть свой талисман; разговор о себе начинает второй вожатый, рассказывая о себе, он дает схему рассказа (имя, чем занимается, хобби, о людях и об идеальных отношениях с людьми и т.д.), затем передает по часовой стрелке символ, и рассказ продолжает уже ребенок, затем рассказы детей идут по кругу; примерно через каждые 15-20 минут вожатый делает паузу, чтобы разговор не был монотонным, - это вечерние песни, стихи и рассказы ребят из прошлых смен. Чтобы ребята не засиделись в одной позе, можно придумать и ввести в середине огонька какой-либо сюжет с движениями, но такими которые не нарушали бы общего настроя на вечерний огонек. Завершается огонек словами вожатого, в которых он высказывает надежду, рисует оптимистическую перспективу этой смены. Завершить огонек можно Орлятским кругом.

"Расскажи мне обо мне" в.2

Задача: подвести итог жизни отряда, определить, какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива. Этот огонек является очень важным в формировании самопознания и самооценки.

Схема проведения (кратко): такая же, как и на первом огоньке, но теперь говорит не тот, кто держит символ круга, а члены детского коллектива о нем.

Это традиционная форма последнего, прощального "огонька" в отряде. Каждый может услышать о себе мнение своих товарищей. Можно использовать "свободный микрофон". Тот, у кого находится "свободный микрофон", называет девочку или мальчика, от которых хотел бы услышать мнение о себе. В завершении можно раздать каждому по небольшой звезде (или другому символу), на которой ребята напишут свои прощальные слова и пожелания следующей смене, а затем наклеить звезды на загрунтованный ватман - это будет ваш прощальный звездопад. Этот "огонек" должен стать самым запоминающимся, самым важным событием для ребенка. Задача педагога - поддержание высокого эмоционального настроя. Недопустимо, чтобы этот "огонек" превратился в перечисление всевозможных обид. На нем должны быть сказаны все самые теплые, самые ВАЖНЫЕ и НУЖНЫЕ слова. Так же недопустимо, чтобы этот "огонек" стал массовой истерией, предвещающей отъезд, расставание и т.д. Пусть на этом "огоньке" будет не только обнажение душ. Напомните ребятам все самое доброе и светлое, что происходило в отряде и на смене в целом. Вспомните лучшие номера, самые любимые песни. Заготовьте ребятам памятные сувениры от вожатых. Не сомневайтесь, это будет самым приятным подарком для них. Дайте ребятам время, чтобы они написали вам "прощальные письма". Это неплохая диагностика, хоть и основана она на эмоциях, а не на логике.

Заготовьте несколько неожиданных сюрпризов. Если вдруг атмосфера станет совсем грустной, используйте эти сюрпризы для разрядки ситуации.

Пусть сюрпризная группа подготовит внутриотрядное награждение по номинациям, придумает каждому на память стихи-посвящения. Если вы живете в корпусе несколькими отрядами, сходите к ним в гости. Пусть для ребят это будет неожиданностью. Но такой поход надо подготовить. Это дело вожатых. Договоритесь, как будет проходить встреча, что вы будете на ней делать. Пусть этот "огонек" продлится дольше остальных, для этого стоит начать его раньше, чем обычно. Но он не должен продолжаться до утра, ведь есть же режим дня (не забывайте, что вы педагог, и отвечаете за жизнь и здоровье детей).

Тематический "огонек"

Проведение такого "огонька" необходимо в основной период смены, когда отряд становится коллективом и начинают возникать темы, проблемы или вопросы, которые волнуют всех. На таких "огоньках" можно затрагивать такие важные понятия как дружба, любовь, верность, честь.

Стоит эти понятия подкреплять литературными образами, поэтому надо помнить, что тематический "огонек" крайне редко бывает удачным, если желание его провести появилось спонтанно. Такие огоньки готовятся заранее, чтобы прослеживалась логика разговора, чтобы все слова и примеры звучали убедительно. Не забудьте, что слова, сказанные на таком "огоньке", не должны остаться только словами - у "огонька" должен быть достойный финал, который позволил бы каждому участнику разговора найти свою позицию, утвердиться в своем мнении, выстроить принципы дальнейшей жизни (и не только жизни в отряде, но и в современном обществе).


Тематический огонек "Есть ли похожие люди?".

Цель: разрешение или предупреждение конфликта какого-либо рода.

Ход огонька: звучат песни под гитару. Вожатый задает вопрос: "Есть ли похожие люди?". Вопрос обсуждается при соблюдении всех законов огонька. Затем вожатый каждому выдает лист бумаги.

- ребята, сейчас я попрошу вас проделать над листочком некоторые операции. Главное условие: все нужно делать в идеальной тишине и с закрытыми глазами. Согните лист пополам, затем оторвите правый верхний угол:(проделать эту операцию 4 раза).

После этого дети открывают глаза, разворачивают листочки и смотрят, что получилось.

- Люди могут походить в чем-то друг на друга, могут быть кардинально разными, могут чем-то отличаться. Даже близнецы, внешне похожие друг на друга как две капли воды, всегда имеют разный характер, чаще противоположный. То есть, нет абсолютно одинаковых людей, каждый человек индивидуален, неповторим. И каждый человек, каким бы он ни был, заслуживает доброго отношения, понимания, уважения, любви. Чувствуете ли вы такое отношение от каждого в отряде? А как сами относитесь к другим? (вопросы для размышления)

Закончите предложения:

Сегодняшний день - это:

Мое настроение сегодня:

Я хотел бы, чтобы завтра:

Опираясь на высказывания детей, вожатый подводит итог дня.

- Попрощаемся как на Адаманских островах в Тихом океане.

Положите правую ладошку под ладошку соседа справа; а левую - на ладошку соседа слева. И с самыми добрыми и светлыми пожеланиями, с самой положительной энергией дуем на ладошку соседа справа.

- Свечку задует:(ребенок, который чем-то выделился или авторитет которого нужно повысить)

Проблемный "огонек"

Каждый отряд в своем развитии проходит через период конфликтов. Этого не избежать, поэтому к конфликту надо быть готовым. Один из возможных способов решения конфликта - проблемный "огонек".

Конечно же, такой "огонек" - это большой откровенный разговор, который помогает вскрыть наболевшие проблемы, который нацелен на то, чтобы каждый высказал свое мнение, свое отношение относительно проблемы в отряде. Позиция педагога на таком "огоньке" - честный, справедливый арбитр ("арбитр" - в том случае, если конфликт не между детьми и педагогом), способный правильно повести разговор, нацеленный на поиск выхода из сложившейся ситуации. Арбитр, которому доверяют все, к мнению которого прислушиваются.

Такой "огонек" готовится более чем тщательно. Ведь вам нужен максимально положительный результат, поэтому все ходы должны быть просчитаны, все аргументы продуманы и выверены. Обдумайте заранее, какого результата вы хотите добиться, и попытайтесь простроить шаги для достижения этого результата.

Иногда очень важную роль в положительном решении конфликта могут сыграть правильно построенные и продуманные педагогические ситуации "разыгранные" в течение дня, предшествующего проблемному "огоньку". Зачастую такие ситуации просто необходимы, когда конфликт очень серьезный. Они могут либо "подогреть", либо "охладить" конфликтную ситуацию. Создать наиболее "выгодный" эмоциональный настрой у ребят перед "огоньком".

Построение таких ситуаций требует большой осторожности со стороны педагога. Важно, чтобы ребята не чувствовали фальши. Необходимо помнить принцип "не навреди!!!". Поэтому стоит предварительно проконсультироваться с психологом.

Надо помнить, что любой отряд в течение смены проходит через период конфликтов. Единственная разница в том, что от мастерства педагога зависит, насколько серьезным будет этот конфликт. Не забывайте, что есть волшебное слово "ПРОФИЛАКТИКА". Тем не менее, проблемный "огонек" лишним в отрядной жизни не будет никогда.

Рассмотрим несколько приемов, которые могут быть использованы на таком "огоньке".

“Конверт откровений” Вожатый заранее заготавливает конверт с большим количеством вопросов. Желательно, чтобы вопросы носили нравственно-этический характер, типа:

- что ты больше всего ценишь в людях?

- какая твоя самая большая цель в жизни? - какие черты характера человека тебе особенно неприятны? - на кого из известных героев прошлого (фильма, книги) ты хотел бы быть похожим и почему? и т.д.

"Здравствуй, мне очень нравится …" По кругу каждый из сидящих в кругу говорит своему соседу слева фразу: "Здравствуй, мне очень нравится …", продолжая ее по своему усмотрению, стараясь найти в своем товарище что-то приятное, хорошее.

"По одежке встречают …" Каждый раз, при встрече нового человека, у нас создается о нем какое-то впечатление, часто оно не ошибочно. Сейчас мы попробуем поделиться своими первыми впечатлениями друг о друге. Вы получаете карточку, на которой написано имя одного из участников, а также лист бумаги (всем раздаются одинаковые листы), где есть вопрос: «Кто Я?» Ваша задача — написать десять пунктов, отвечая на этот вопрос за человека, чье имя у вас на карточке. И еще одно условие: никто не должен знать, кто о ком пишет. По окончании работы листочки раскладываем на столе рабочей стороной вверх. Затем, когда все будет разложено, каждый подойдет и выберет тот листок, на котором, как ему кажется, написано от его имени. Этот этап работы вызывает интерес и легкое волнение у членов группы. В процессе поиска своего «портрета» им приходится прочитать не один, а несколько листочков, «поспорить» с кем-то из претендентов за одну и ту же характеристику, суметь отстоять свое право на нее. При обсуждении ведущий предлагает ответить на несколько вопросов:

  1. Удовлетворены ли вы тем, что написано на полученном листочке?
  2. Что вызвало удивление, произошли ли «открытия»?
  3. Что вызвало наибольший интерес в процессе работы?
  4. Какие трудности испытывали при выполнении упражнения?

"Кёльтское колесо" По легенде древних кёльтов все люди делятся по сторонам света. Люди с Севера - это люди действия. Лидеры, которые делают дело. Люди, которые идут к цели любыми путями, не оглядываясь на средства, их мало интересует атмосфера, которая царит вокруг. Люди с Запада - это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины. Их часто обвиняют в бесчувственности. Люди с Востока - это люди творчества. Много идей, но при этом они не занимаются их реализацией. Люди с Юга - обеспечивают теплые отношения и комфорт в группе. Атмосфера в группе важнее поставленной цели, движения вперед. По легенде Древних кельтов, для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом человеке должны присутствовать все стороны света, хотя какая-то и преобладает. Это и представляет собой замкнутое кельтское колесо. Члены группы разделяются на подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света. Если человек колеблется, ему предлагают выбрать сторону света, к которой он относит себя в настоящий момент.

Этапы:

  1. 7-10 минут на подготовку.

Каждая сторона света представляет себя, делает рекламу своих качеств.

  1. Каждая группа рассказывает отрицательные стороны других частей света и выслушивает про свои негативные черты.
  2. Каждая группа отвечает на вопрос: почему бы она не могла обойтись без других сторон света.
  3. Группа рассматривает, как наилучшим образом организовать разделение обязанностей по людям соответствующих сторон света для решения общих задач. Если в группе не оказывается какой-то стороны света, то на выступлениях ее роль берет на себя ведущий, а внимание группы обращается на то, что из-за отсутствия этой стороны в группе возникнут определенные проблемы. В конце у группы спрашивается, какая еще сторона света, кроме названной в них доминирует. Если в группе выпала какая-то сторона (чаще всего Запад), людям назвавшим ее как вторую, предлагается выполнять ее функцию для решения проблем в группе.

"Солнышко" Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это "солнце". Группа ("планеты") становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем "солнце" открывает глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии. Не стоит ограничиваться только предложенными нами советами. Используйте на "огоньках" всевозможные игры и тренинги, которые помогут вам добиться решения тех педагогических задач, которые вы ставите на проведение "огонька". Нет норм проведения "огонька".

Все зависит от вашей фантазии, от вашего мастерства. маленькие советы

  1. "Огонек" должен иметь определенную длительность, которая определена заранее, он не должен длиться бесконечно.
  2. "Огонек" - это форма задушевной, искренней беседы, а она не должна сопровождаться сумрачной обстановкой. Не обязательно дожидаться поздней ночи и сидеть у еле горящей свечи. Для "огонька" можно выбрать просто очень красивое спокойное место, где каждому будет уютно, приятно и комфортно говорить.
  3. Вечерний "огонек" - это один из моментов, который готовит детей ко сну. Не стоит делать завершение "огонька" в развлекательном ключе.
  4. Каждый "огонек" требует подготовки. Ведь каждый "огонек" должен стать незабываемым и единственным в своем роде.
  5. Пусть у вашего отряда будет своя тайна, которая возникнет на одном из "огоньков". Может быть, вы будете загадывать желания на "огоньке". Или на первом отрядном "огоньке" каждый ребенок напишет пожелания самому себе в конец смены и вы, всем отрядом, закопаете эти пожелания под самым красивым деревом в вашем лагере, чтобы на последнем "огоньке" их прочитать и т.д. Такая тайна придаст вашим "огонькам" романтичную атмосферу.

Разучите с ребятами хорошую песню, которая станет для вашего отряда "вечерней", т.е. песней, которая будет завершать каждый прожитый отрядом день. Кстати, это может быть не только песня, но и "вечерняя" речевка, а может быть и то и другое.

Огоньки анализа

Огоньки - анализы дня желательно проводить ежедневно. Их цель: проанализировать прошедший день - что было хорошего, плохого, как можно изменить ситуацию, определить план на завтрашний день. Здесь не обязательно высказываться каждому ребенку. Варианты могут быть следующие:

  1. Говорят желающие.
  2. Один человек говорит, затем передает “свободный микрофон”, кому пожелает.
  3. Вожатый передает “свободный микрофон” кому пожелает.

Огонек - анализ дня идет 15-20 минут. Старайтесь не ограничиваться одной формой, подключайте свое творчество.

Некоторые варианты:

  1. Белые и черные камни, которые вы собрали на прогулке, могут быть символом хорошего и плохого.
  2. Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить “кирпичи” из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, каким был прошедший день.
  3. Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому, и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.
  4. На этом вечере говорят: “Спасибо” одному человеку из отряда, уточняя за что. Такой анализ эффективно проводить после эмоционального спада.


Типичные ошибки

Выделим наиболее распространенные ошибки в проведении отрядных огоньков. Приведем их здесь надежде, что Вы их не допустите.

  • Как придётся. Речь о размещении, оформлении огонька. Не получится разговора, если детям неудобно, затекают ноги и спина, если не видно лиц, если посторонние шумы и другие раздражители отвлекают внимание, если младшим не видно Вас из-за старших. Думайте об этом, готовя огонёк!
  • Самотёк. Иногда политруки думают, что достаточно усесться кругом, объявить начало огонька, произнести известную триаду вопросов "Что было хорошо, что не удачно, что нужно изменить?" и, -чудо! - огонёк пойдет сам собой. Увы! Хорошо бы, коли так. Однако дети могут просто не начать говорить, начать говорить не о том, да мало ли случайностей подстерегает нас на этом пути! Огонек надо готовить, планировать, вести - это аксиома.
  • Формалистика. Однообразие течения огонька губит самые лучшие чувства. Если дети друг с другом повторяют стандартный набор фраз, значит, огонёк Вы не подготовили. Не будет ни искренности, ни переживаний, ни нужного воспитательного эффекта,
  • Чрезмерное веселье. Оно не способствует осмыслению, но способно профанировать любые высокие слова. А огонёк - это именно тот случай, когда должны звучать высокие слова, рождать высокие переживания и чувства. Смех без причины - признак слабой работы по созданию настроя огонёк в отряде.
  • Обвинительный тон. Плохо, если огонёк превращается в высказывание обвинений, неважно, кто и в чей адрес. Нужно здраво разобраться в причинах, подумать об их устранении, а не искать виноватого. Огонёк - не суд, а круг дружеского участия и совета.
  • Провокация зазнайства. Легко добиться чувства ложной сплоченности, противопоставляя себя другим. Лагерь - это место, где ко всем относятся с уважением. Не должно быть, чтобы вожатые или кто-то из ребят высказывался в духе "Мы - лучше всех, другие отряды - плохие". Стыдно.
  • Дети - слушатели. Если огонёк превращается в мероприятие, т.е. форму работы, когда все дети пассивно слушают то это и не огонёк вовсе. Так, лекция. Огонёк - это активный разговор неравнодушных людей.
  • Час наставлений. Каким бы замечательным проповедником морали не был вожатый, не надо наполнять огонёк нравоучениями. Нравственные, истины ценны лишь тогда, когда добыты усилиями собственной души ребенка.
  • Неуправляемая активность детей. Иногда вечернее дело производит такой эмоциональный эффект, что детей невозможно настроить на разговор. Тогда - не проводите огонёк, ограничьте ритуалом. Если это уместно, можно высказать сожаление, что огонёк провести не удастся (не обвиняя детей).
  • Вечер записных ораторов. Бывает, что на огоньках всё чаще выступают с длинными речами одни и те же ребята. Возможно, Вы не поговорили с ними перед огоньком о необходимости дать слово каждому в условиях ограниченного времени?
  • Ухмыляющаяся оппозиция. Если такая группа появилась, значит в отряде не все в порядке. Посоветуйтесь с коллегами, начальником. А пока - постарайтесь доброжелательно включить их в разговор по одному (желательно, начиная с лидера или того, кто наиболее расположен лично к Вам). Не давите, но и не оставляйте без внимания. Ни в коем случае не подчёркивайте обособленность этой группы во мнении отряда.
  • Автономные группы. Такое происходит по принципу «старички – новички», «девочки – мальчики» по интересам, по уровню культуры или ожиданиям от смены. Постарайтесь смешать группы при рассадке. В дальнейшем работайте на их ассимиляцию.
  • Не успели. Что делать, если разговор в самом разгаре, а время кончилось? По возможности корректно закончить огонёк. Вам всё равно не удастся сохранить внимание - другие отряды пойдут умываться, зазвучит сигнал горна. Используйте этот момент для иллюстрации ценности огонька, предложите вернуться к разговору завтра, а пока обдумать уже сказанное.

Именно на огоньке Вы становитесь тем самым мудрым советчиком и другом, именно на огоньке тепло Вашей души льется через край. Но именно на огоньке Вы демонстрируете высочайший профессионализм. Когда Вам удается решить поставленные задачи и помочь детям стать еще чуточку лучше. Удачи Вам!

Словарик (для этих рекомендаций)

  • актуализировать - Сделать актуальным, присутствующим здесь и сейчас, выта вытащить поверхность.
  • рефлексия - Процедура «заглядывания в себя», осмотра и оценки своих чувств, переживаний, поступков, внутренняя самохарактеристика.
  • эмпатия - Доброе расположение к другому человеку.
  • гуманистическое - Ориентирующееся на человека, как главную ценность и цель.
  • конструктивное общение - Такое, в ходе которого создаются новые и полезные идеи, решения.
  • сенсорный контакт - Посредством органов чувств: обоняния, осязания, зрения, слуха и пр.

Заключение

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что воспитательная возможность "огонька" может превратиться в действительность лишь при условии системы и традиции в его использовании. "Огонек",как форма отрядной работы, имеет свою специфику, свои отличия от других общих сборов отряда.

1.Эмоциональный настрой "огонька" создается интимной вечерней обстановкой, лирической песней и т.п. На "огоньке" мы не голосуем, общественное мнение выступает здесь в функции "пожелания","совета."

2.На "огоньке" обсуждается скорее не результат, а процесс его достижения. Нас интересует отношение к делу и к друг другу. Обсуждение на "огоньке" идет "по горячим следам",когда еще не остыло эмоциональное переживание события, дня, поступка . Одна из проблем "огонька" - соотношение эмоционального и рационального в нем. Думается, что ведущим должно быть рациональное. Коль скоро "огонек" является обсуждением, анализом дня.., то его суть - разговор.

Отрядное дело

Детей в лагере обязательно нужно занимать. Незанятый ребенок - это источник повышенной опасности. Как для самого себя, так и для окружающих. Он в любой момент может выбежать, сломать, залезть, свалиться, поджечь, застрять, порезать, уронить, перепачкаться, заплакать и т. д. .Устранить эти опасности запретами под угрозой наказания еще никому и никогда не удавалось. Поэтому не стоит и пытаться: проверено - ничего не выйдет. Лучше сразу подумать, а чем, собственно, их можно занять?

Как показывает опыт педагогов, чьи дети не ломают ног и не взрывают школ, самый оптимальный выход - это мероприятия, или отрядные дела. В большом количестве и в ассортименте. Правда, мероприятие мероприятию рознь. Есть мероприятия, которые дети не любят. Потому что они скучные, нудные, неинтересные, примитивные, тусклые, пустые, глупые, убогие, банальные, бессмысленные и т. д. Есть отрядные дела, которые детям нравятся. Потому что они веселые, интересные, познавательные, шумные, умные, душевные, смешные, яркие, симпатичные, оригинальные и т. д. Конечно, не нравящиеся детям мероприятия лучше не проводить, лучше проводить те, которые им нравятся.

Подготовка к проведению отрядного дела (игры)

· Выбор игр зависит от поставленной задачи. Определяя ее, руководитель учитывает возрастные особенности детей, их развитие, физическую подготовленность, условия и количество детей. Выбор игры зависит также от места ее проведения, погоды и температуры воздуха, от наличия пособия и инвентаря.

· Подготовка места для игры. Для проведения игр на воздухе надо снять дерн (если требуется точная разметка и ровная площадка) или подобрать ровную зеленую площадку (особенно для детей младшего школьного возраста). Перед проведением игры на местности руководитель должен заранее ознакомиться с местностью и наметить условные границы для игры.

· Подготовка инвентаря к играм. Для проведения подвижных игр нужны флажки, цветные повязки, палки, мячи, кегли, вожжи и т.п. Желательно, чтобы инвентарь был красочным, ярким, заметным в игре (это особенно важно для малышей). По размеру и весу инвентарь должен соответствовать силам играющих. Количество инвентаря необходимо предусмотреть заранее.

· Предварительный анализ игры. Руководитель должен предварительно продумать весь процесс игры и предвидеть, какие моменты ее могут вызвать азарт, нечестное поведение играющих, падение интересов, чтобы заранее продумать, как предотвратить эти нежелательные явления. Организация играющих.

· Объяснение игры

· Успех игры в значительной мере зависит от объяснения. Приступая к рассказу, руководитель должен представить себе всю игру Рассказ должен быть кратким: длительное объяснение может отрицательно сказаться на восприятие игры (исключение составляют игры с малышами, которые можно объяснить в сказочной, увлекательной форме). Рассказ должен быть логичным, последовательным. Рекомендуется следующий план изложения: название игры, роль играющих и их места расположения, ход игры, цель и правила. Для лучшего усвоения игры рассказ рекомендуется сопровождать показом.

· Длительность игры. Продолжительность игры зависит от характера игры, условий занятий и состава занимающихся. Очень важно закончить игру своевременно. Как только появятся первые признаки утомления, игру следует заканчивать, но окончание не должно быть для участников ожидайным. Подведение итогов. По окончании игры руководитель должен объявить ее результат, разобрать игру, указав на ошибки в технических приемах и в тактике, отметить детей, которые хорошо играли, соблюдали правила игры и проявляли творческую инициативу.


Заводите личным примером!!!

  • Интересно должно быть всем. Продумывая своё мероприятие, делайте так, чтобы было интересно и мальчикам и девочкам.
  • Важно заинтересовать (задействуйте всё, вплоть до интонации голоса)
  • Не обращайте внимания на отговорки! Часто дети преждевременно негативно настроены к игре, не стоит расстраиваться, такое часто и со взрослыми бывает. Втягивайте их в игру и сделайте её максимально интересной, так как если будет не очень, то они лишь утвердятся в своей правоте. Следовательно, все мероприятия должны быть хорошо продуманы и проведены (чтобы те, кто не участвовал, потом позавидовали!)
  • Ведение мероприятий. Вести прикольно, с задором. Вы сами должны быть настроены оптимистично, в противном случае эффект будет не лучшим. Это относится к любому мероприятию, начиная с зарядки.
  • Должна быть заинтересованность. Обязательно заинтересовать в игре, походе, огоньке (должна быть какая-то интрига, история, загадка,…). Выписывайте план на целый день, по часам – организует вас и интригует их!
  • Не перегружайте! Каждые 20 минут лучше делать разрядку (пошутить, дать посмеяться, переключиться на что-нибудь другое,…)
  • Поддерживайте идеи. Подхватывайте любую инициативу.


Заинтересовать детей!!!

Чтоб дети стали играть в вашу игру, надо, чтоб им стало интересно. Тут важно всё, вплоть до интонации вашего голоса, когда вы объявляете им о предстоящем мероприятии (кстати, «мероприятие» это вожатский технический термин, детям он не говорится). Вы должны быть сами уверены в том, что это прикольно.

Вы начинаете заинтересовывать детей заранее, интригуя их. Составьте план на день на отрядном уголке в необычной форме, придумайте яркие названия для всех мероприятий. Например, можно вставить в план на день загадочный пункт: «БУМ». Что это такое? Оказалось «Большая Уборка Мусора».

Вести игру надо тоже прикольно, с задором. Придумайте себе какой-нибудь оригинальный образ. И опять же, вам самим должно нравиться то, что вы делаете.

Не ленитесь создавать антураж. Это способно превратить обычный набор стандартных конкурсов в захватывающее действо. Можно просто разбить отряд на 2 команды и провести пять конкурсов, выставляя от 1 до 5 баллов за каждый, но это никому не интересно. А можно сказать, что это не команды вовсе, а экспедиции по исследованию древних гробниц, все те же конкурсы привязать к этому сюжету, притушить в холле свет, поставить свечки, самому одеться в костюм мумии — и вот уже совсем другая игра! Яркая, запоминающаяся.

Детские отговорки

Бывает, что некоторые дети заранее негативно настроены к предстоящей игре. «Мы не хотим играть», «Фу, да это скучно, мы лучше в палате посидим» Что с такими делать? Не расстраивайтесь. Втягивайте их в игру. Предложите им начать, а потом, если им не понравится, уйти. Скорее всего, им понравится, и они будут увлечённо играть до конца. Но тут уж не облажайтесь. Сделайте игру действительно интересной. А те, кто всё-таки не стали играть, пусть обзавидуются. Не стоит давать детям лишней возможности покапризничать. Собрав отряд, сразу без промедления начинайте. Пусть ваша игра подхватит и закружит детей как вихрь!


Подхватывать инициативу

Не стоит механически придерживаться заготовленного плана. Надо смотреть, что детям интересно и подхватывать инициативу. Допустим, ваши дети всё время «тусуются» у пинг-понгового стола. Окей, берём, проводим блицтурнир – вот вам и мероприятие.

Вожатый должен иметь «виртуальный нюх» — уметь придумывать игры на ходу.

Разрядка

Детям трудно бывает долго сидеть на месте (чем младше, тем труднее). Продумывайте игру так, чтоб была физическая разрядка (ну скажем, раз в 20 – 30 минут).


При проведении игры опирайтесь на следующую схему:

  1. Подготовительный этап игры. Если для проведения игры Вам требуются дополнительные материалы, подготовьте их заранее или помещение, договоритесь заранее. Пусть ребята займут исходные позиции для объявления правил игры.
  2. Вводная по игре. Расскажите о правилах игры. Старайтесь говорить четко, кратко, на языке понятным детям, уточняйте, что они поняли из правил
  3. Сама игра. В процессе игры Вы можете участвовать или нет. Есть игры, в которых Ваше участие обязательно, например: если ребята разбивается на пары и один ребенок остается без пары, то Вы должны принять участие в игре, чтобы ребенок не почувствовал себя вне коллектива и, наоборот, если пар хватило всем, то Вам следует не принимать участия в игре. Вы должны следить за исполнением всеми участниками игры заданных правил, смотреть, как ребята общаются во время игры, чтоб не допустить грубость между участниками.
  4. Итог игры. Каждая игра должна иметь логическое завершение. Это может быть: подведение итогов и объявление победителей, поощрение всех участников по номинациям, вывод, отвечающий смыслу игры или, как минимум, одобрение и похвала.


А также…

  • УДИВЛЯЙ

Хорошо известно: ничто так не привлекает внимания и не стимулирует детей, как удивительное. Вожатый может найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

  • ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА

В начале мероприятия вожатый дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта в процессе выполнения заданий. Загадку можно также дать в конце, чтобы начать с нее следующее





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.