МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Программа практических (семинарских) занятий





Тема 1: Теоретические и методологические основы логопедии.

 

План темы (вопросы для подготовки):

1. Дайте определение логопедии как науки. Раскройте предмет, объект и значение логопедии.

2. Каковы цели и задачи логопедии?

3. С какими науками связана логопедия?

4. Раскройте теоретические основы логопедии, её принципы и методы.

5. Какие проблемы являются актуальными для современной логопедии?

6. Назовите основные причины речевых нарушений?

7. Раскройте содержание основных принципов анализа речевых нарушений.

8. Какие критерии положены в основание существующих классификации речевых нарушений?

Основные понятия и категории: недоразвитие речи, нарушение речи, общее недоразвитие речи, симптом нарушения речи, симптоматика нарушений речи, механизм нарушения речи, патогенез нарушения речи, структура речевого дефекта, логопедическое воздействие, коррекция нарушений речи, компенсация.

 

Список литературы:

1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998.

2. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина .- М.: 1989

3. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001.

4. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

5. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

Тема 2:Нарушения звукопроизношения. Сигматизм и логопедическая работа по его устранению.

План темы (вопросы для подготовки):

1. Объясните, почему устранение иностранного акцента и диалектных особенностей произношения не требует специальной логопедической помощи?

2. Назовите признаки патологических нарушений звукопроизношения, отличающие их от возрастных.

3. Какие группы звуков обычно чаще бывают нарушены у детей? Объясните эту закономерность.

4. Чем отличается простое нарушение звукопроизношения от сложного?

5. Чем характеризуются фонетические нарушения звукопроизношения? Приведите примеры.

6. Чем характеризуются фонетико-фонематические нарушения звукопроизношения? Приведите примеры.

7. Приведите примеры фонематических нарушений звукопроизношения?

8. Назовите разновидности сигматизма, парасигматизма.

9. Дайте характеристику свистящих и шипящих звуков по следующей схеме: место образования, способ образования, твердость/мягкость. Звонкость/глухость.

 

Основные понятия и категории: нарушение звукопроизношения, мономорфное, полиморфное, формы нарушения звуков, три уровня неправильного звукопроизношения, сигматизм, парасигматизм.

 

Список литературы:

1. Богомолова, А.И. Нарушение произношения у детей. Пособие для логопедов / А.И. Богомолова. – М., 1979.

2. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998.

3. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. - М.: 1989

4. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.



5. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева.- М., 1989.

6. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

 

Тема 3: Ротацизм и методы его исправления.

 

План темы (вопросы для подготовки):

1. Какие анатомические аномалии в строении артикуляционного аппарата могут стать предрасполагающими факторами к возникновению ротацизма?

2. Какова правильная артикуляция звуков [р], [р′]?

3. К артикуляции каких звуков близка артикуляция звука [р]?

4. В каком возрасте при нормальном речевом развитии появляется у детей звук [р]?

5. Назовите фонетические и фонетико-фонематические дефекты произношения звука [р]?

6. Как поставить звук [р]?

 

Основные понятия и категории: ротацизм, параротацизм, постановка звука, автоматизация звука.

Список литературы:

1. Богомолова, А.И. Нарушение произношения у детей. Пособие для логопедов / А.И. Богомолова. – М., 1979.

2. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998.

3. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. - М.: 1989

4. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

5. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева.- М., 1989.

6. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

 

Тема 4: Недостатки произношения звуков (л) и (ль).

План темы (вопросы для подготовки):

1. Опишите механизм образования звуков [л], [л']. Объясните, почему звук [л] смычно-проходной.

2. Какие фонетические и фонетико-фонематические дефекты звука [л] вы знаете? Объясните разницу между ними.

3. Сравните механизмы нормального образования звука [л] и нарушенного при различных видах ламбдацизма.

4. Назовите возможные причины нарушения произношения звуков [л], [л'].

5. Нужно ли при наличии дефектов произношения звуков [л], [л'] обследовать состояние артикуляционной моторики, дыхания и голоса?

6. В каких случаях нарушения произношения звуков [л], [л'] необходима проверка состояния фонематического слуха?

7. Назовите особенности подготовительного этапа коррекционной работы при различных видах ламбдацизма.

8. Дайте характеристику звука [л] по следующей схеме: по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости, по участию в артикуляции мягкого нёба, по работе голосовых складок, по способу образования по месту образования, по степени напряжения средней части языка.

 

Основные понятия и категории: ламбдацизм, параламбдацизм, дефект произношения, фонетический дефект, фонематический дефект.

 

Список литературы:

1. Богомолова, А.И. Нарушение произношения у детей. Пособие для логопедов / А.И. Богомолова. – М., 1979.

2. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998.

3. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина .- М.: 1989

4. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

5. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева.- М., 1989.

6. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

 

Тема 5: Недостатки произношения средне- и заднеязычных согласных.

План темы (вопросы для подготовки):

1. Дайте логопедическую характеристику задне- и среднеязычных звуков по следующей схеме: место образования, способ образования, твердость / мягкость, звонкость / глухость.

2. Какие фонетические и фонетико-фонематические дефекты звуков [к], [г], [х], [j] вы знаете? Объясните разницу между этими дефектами.

3. Перечислите характерные замены задне- и среднеязычных звуков.

4. Ответьте на карточки программированного контроля.

 

Основные понятия и категории: гаммацизм, каппацизм, хитизм, йотацизм, парагамматизм, паракаппацизм, парахитизм, парайотацизм.

 

Список литературы:

1. Богомолова, А.И. Нарушение произношения у детей. Пособие для логопедов / А.И. Богомолова. – М., 1979.

2. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998.

3. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина .- М.: 1989

4. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

5. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева.- М., 1989.

6. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

 

Тема 6: Недостатки произношения твердых и мягких, звонких и глухих согласных.

План темы (вопросы для подготовки):

1. Объясните, чем отличаются характеристики твердых звуков от характеристики их мягких пар.

2. Расскажите, какие дефекты твердости и смягчения согласных звуков вы знаете; приведите примеры.

3. Будут ли отражаться недостатки твердости и смягчения согласных звуков на состоянии письменной речи ребенка в период обучения в школе?

4. Нужно ли при недостатках твердости и смягчения согласных звуков обследовать строение и функции артикуляционного аппарата?

5. Необходимо ли при недостатках твердости и смягчения

согласных звуков обследовать состояние физического и фонематического слуха?

6. Чем отличаются по способу образования гласные и согласные звуки?

7. Какие согласные звуки вы знаете? Раскройте понятия «глухие согласные звуки», «звонкие согласные звуки», «сонорные звуки».

8. Какие дефекты озвончения и оглушения звуков вы знаете? Охарактеризуйте структуру этих дефектов.

9. Будут ли недостатки произношения звонких и глухих

звуков отражаться на состоянии письменной речи ребенка?

10. Какими причинами могут быть вызваны дефекты смягчения и озвончения согласных звуков?

11. Как показать ребенку (или дать ему почувствовать), где

образуется голос и где резонирует звук?

 

Основные понятия и категории: твердые, мягкие, звонкие, глухие согласные; сонорные звуки.

Список литературы:

1. Богомолова, А.И. Нарушение произношения у детей. Пособие для логопедов / А.И. Богомолова. – М., 1979.

2. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998.

3. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина .- М.: 1989

4. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

5. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева.- М., 1989.

6. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

 

Тема 7: Нарушения голоса.

План темы (вопросы для подготовки):

1. Раскройте акустические основы голосообразования.

2. На какие этапы разделяют развитие детского голоса?

3. Охарактеризуйте отдельные формы функциональных и органических нарушений голоса.

4. Определите основные задачи фонопедии.

5. Сравните задачи коррекционной работы при гипо- и

гипертонусных расстройствах.

 

Основные понятия и категории: голос, высота звука, тембр, резонанс, мутация голоса, нарушения голоса, фонастения, дисфония, афония, фонопедия.

 

Список литературы:

1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998.

2. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина .- М.: 1989

3. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

4. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

 

Тема 8: Нарушения темпа речи. Заикание

План темы (вопросы для подготовки):

1. Дайте определение нарушениям темпа речи.

2. Дайте краткий анализ развития проблемы о нарушениях темпа речи.

3. Определите механизм и структуру дефекта при брадилалии, тахилалии, баттаризме и полтерн.

4. Объясните основные разделы комплексного обследования лиц с нарушениями темпа речи.

5. Каковы основные принципы комплексного лечебно-педагогического воздействия на лиц с нарушениями темпа речи?

6. Назовите и охарактеризуйте основные разделы и содержание методик коррекционно-педагогической работы при брадилалии, тахилалии и ее разновидностях.

7. Охарактеризуйте историю развития учения о заикании.

8. Какова этиология заикания?

9. Симптоматика заикания.

10. Течение заикания в разные возрастные периоды.

11. Методика обследования заикающихся разного возраста.

12. Раскройте основные задачи и формы коррекции педагогической работы с заикающимися детьми

Основные понятия и категории: заикание, симптоматика заикания, тонические судороги, клонические судороги,

Список литературы:

1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998.

2. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина .- М.: 1989

3. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

4. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

 

Тема 9: Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи.

План темы (вопросы для подготовки):

1. Какие уровни речевого развития можно выявить у детей с ОНР?

2. Из каких разделов состоит обследование речи ребенка?

3. Что такое ФФН?

4. К чему приводит сниженный фонематический слух?

5. Охарактеризуйте основные направления коррекции ФФН у детей младшего школьного возраста.

Основные понятия и категории: ФФН, ОНР, НВ ОНР, фонематическое восприятие, фонематический слух.

Список литературы:

1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998.

2. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.- М.: 1989

3. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

4. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

 

 

Тема 10: Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия.

План темы (вопросы для подготовки):

1. Какова психофизиологическая характеристика чтения и письма в норме?

2. Дайте краткий исторический обзор развития учения о нарушениях письменной речи.

3. Дайте определение, опишите симптоматику , механизмы, классификацию дисграфии.

4. Дайте определение, опишите симптоматику , механизмы, классификацию дислексии.

5. Симптоматика дизорфографии.

 

Основные понятия и категории: нарушения письма и чтения, дисграфия, аграфия, дисорфрграфия, дислексия, алексия,

Список литературы:

1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998.

2. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина .- М.: 1989

3. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

4. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

 

 

Тема 11: Особенности логопедической работы при нарушениях слуха, зрения, интеллектуальных нарушениях, детском церебральном параличе. Профилактика речевых нарушений.

План темы (вопросы для подготовки):

1. Какие нарушения речи наиболее характерны для слабослышащих детей?

2. Чем обусловлены нарушения словарного запаса, грамматического строя у слабослышащих?

3. В чем состоят основные особенности логопедической работы со слабослышащими?

4. Какие нарушения речи наиболее характерны для детей с нарушениями зрения?

5. Назовите уровни речевой сформированности у детей с нарушениями зрения.

6. В чем состоят основные особенности логопедической работы со слабовидящими детьми?

7. Раскройте патогенетические факторы, обуславливающие особенности нарушений устной и письменной речи умственно-отсталых.

8. Назовите основные формы дизартрий у детей с ДЦП.

9. В чем специфика логопедической работы при дизартрии у детей с ДЦП?

 

Основные понятия и категории: фонетико-фонематические нарушения, зрительные аномалии, детский церебральный паралич.

Список литературы:

1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998.

2. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина .- М.: 1989

3. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997

Тематический план самостоятельной работы:

№ п/п Темы для самостоятельного изучения Кол-во часов Формы текущего контроля успеваемости
Теоретические и методологические основы логопедии. УО-2  
Этиология нарушений речи УО-2  
Классификация речевых нарушений УО-2  
Принципы и методы логопедического воздействия УО-2  
Дислалия, ринолалия, дизартрия УО-2  
Нарушения голоса УО-2  
Нарушения темпа речи. Заикание УО-2  
Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. УО-2  
Алалия УО-2  
Афазия УО-2  
Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия, дисорфография УО-2  
Логопедическая работа при нарушениях интеллектуальной деятельности. Сенсорных и двигательных дефектах. УО-2  
Система логопедической помощи обучающимся общеобразовательной школы УО-2  




©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.