Программа практических (семинарских) занятий Тема 1: Теоретические и методологические основы логопедии. План темы (вопросы для подготовки): 1. Дайте определение логопедии как науки. Раскройте предмет, объект и значение логопедии. 2. Каковы цели и задачи логопедии? 3. С какими науками связана логопедия? 4. Раскройте теоретические основы логопедии, её принципы и методы. 5. Какие проблемы являются актуальными для современной логопедии? 6. Назовите основные причины речевых нарушений? 7. Раскройте содержание основных принципов анализа речевых нарушений. 8. Какие критерии положены в основание существующих классификации речевых нарушений? Основные понятия и категории: недоразвитие речи, нарушение речи, общее недоразвитие речи, симптом нарушения речи, симптоматика нарушений речи, механизм нарушения речи, патогенез нарушения речи, структура речевого дефекта, логопедическое воздействие, коррекция нарушений речи, компенсация. Список литературы: 1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998. 2. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина .- М.: 1989 3. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001. 4. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 5. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Тема 2:Нарушения звукопроизношения. Сигматизм и логопедическая работа по его устранению. План темы (вопросы для подготовки): 1. Объясните, почему устранение иностранного акцента и диалектных особенностей произношения не требует специальной логопедической помощи? 2. Назовите признаки патологических нарушений звукопроизношения, отличающие их от возрастных. 3. Какие группы звуков обычно чаще бывают нарушены у детей? Объясните эту закономерность. 4. Чем отличается простое нарушение звукопроизношения от сложного? 5. Чем характеризуются фонетические нарушения звукопроизношения? Приведите примеры. 6. Чем характеризуются фонетико-фонематические нарушения звукопроизношения? Приведите примеры. 7. Приведите примеры фонематических нарушений звукопроизношения? 8. Назовите разновидности сигматизма, парасигматизма. 9. Дайте характеристику свистящих и шипящих звуков по следующей схеме: место образования, способ образования, твердость/мягкость. Звонкость/глухость. Основные понятия и категории: нарушение звукопроизношения, мономорфное, полиморфное, формы нарушения звуков, три уровня неправильного звукопроизношения, сигматизм, парасигматизм. Список литературы: 1. Богомолова, А.И. Нарушение произношения у детей. Пособие для логопедов / А.И. Богомолова. – М., 1979. 2. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998. 3. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. - М.: 1989 4. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 5. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева.- М., 1989. 6. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Тема 3: Ротацизм и методы его исправления. План темы (вопросы для подготовки): 1. Какие анатомические аномалии в строении артикуляционного аппарата могут стать предрасполагающими факторами к возникновению ротацизма? 2. Какова правильная артикуляция звуков [р], [р′]? 3. К артикуляции каких звуков близка артикуляция звука [р]? 4. В каком возрасте при нормальном речевом развитии появляется у детей звук [р]? 5. Назовите фонетические и фонетико-фонематические дефекты произношения звука [р]? 6. Как поставить звук [р]? Основные понятия и категории: ротацизм, параротацизм, постановка звука, автоматизация звука. Список литературы: 1. Богомолова, А.И. Нарушение произношения у детей. Пособие для логопедов / А.И. Богомолова. – М., 1979. 2. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998. 3. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. - М.: 1989 4. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 5. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева.- М., 1989. 6. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Тема 4: Недостатки произношения звуков (л) и (ль). План темы (вопросы для подготовки): 1. Опишите механизм образования звуков [л], [л']. Объясните, почему звук [л] смычно-проходной. 2. Какие фонетические и фонетико-фонематические дефекты звука [л] вы знаете? Объясните разницу между ними. 3. Сравните механизмы нормального образования звука [л] и нарушенного при различных видах ламбдацизма. 4. Назовите возможные причины нарушения произношения звуков [л], [л']. 5. Нужно ли при наличии дефектов произношения звуков [л], [л'] обследовать состояние артикуляционной моторики, дыхания и голоса? 6. В каких случаях нарушения произношения звуков [л], [л'] необходима проверка состояния фонематического слуха? 7. Назовите особенности подготовительного этапа коррекционной работы при различных видах ламбдацизма. 8. Дайте характеристику звука [л] по следующей схеме: по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости, по участию в артикуляции мягкого нёба, по работе голосовых складок, по способу образования по месту образования, по степени напряжения средней части языка. Основные понятия и категории: ламбдацизм, параламбдацизм, дефект произношения, фонетический дефект, фонематический дефект. Список литературы: 1. Богомолова, А.И. Нарушение произношения у детей. Пособие для логопедов / А.И. Богомолова. – М., 1979. 2. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998. 3. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина .- М.: 1989 4. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 5. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева.- М., 1989. 6. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Тема 5: Недостатки произношения средне- и заднеязычных согласных. План темы (вопросы для подготовки): 1. Дайте логопедическую характеристику задне- и среднеязычных звуков по следующей схеме: место образования, способ образования, твердость / мягкость, звонкость / глухость. 2. Какие фонетические и фонетико-фонематические дефекты звуков [к], [г], [х], [j] вы знаете? Объясните разницу между этими дефектами. 3. Перечислите характерные замены задне- и среднеязычных звуков. 4. Ответьте на карточки программированного контроля. Основные понятия и категории: гаммацизм, каппацизм, хитизм, йотацизм, парагамматизм, паракаппацизм, парахитизм, парайотацизм. Список литературы: 1. Богомолова, А.И. Нарушение произношения у детей. Пособие для логопедов / А.И. Богомолова. – М., 1979. 2. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998. 3. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина .- М.: 1989 4. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 5. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева.- М., 1989. 6. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Тема 6: Недостатки произношения твердых и мягких, звонких и глухих согласных. План темы (вопросы для подготовки): 1. Объясните, чем отличаются характеристики твердых звуков от характеристики их мягких пар. 2. Расскажите, какие дефекты твердости и смягчения согласных звуков вы знаете; приведите примеры. 3. Будут ли отражаться недостатки твердости и смягчения согласных звуков на состоянии письменной речи ребенка в период обучения в школе? 4. Нужно ли при недостатках твердости и смягчения согласных звуков обследовать строение и функции артикуляционного аппарата? 5. Необходимо ли при недостатках твердости и смягчения согласных звуков обследовать состояние физического и фонематического слуха? 6. Чем отличаются по способу образования гласные и согласные звуки? 7. Какие согласные звуки вы знаете? Раскройте понятия «глухие согласные звуки», «звонкие согласные звуки», «сонорные звуки». 8. Какие дефекты озвончения и оглушения звуков вы знаете? Охарактеризуйте структуру этих дефектов. 9. Будут ли недостатки произношения звонких и глухих звуков отражаться на состоянии письменной речи ребенка? 10. Какими причинами могут быть вызваны дефекты смягчения и озвончения согласных звуков? 11. Как показать ребенку (или дать ему почувствовать), где образуется голос и где резонирует звук? Основные понятия и категории: твердые, мягкие, звонкие, глухие согласные; сонорные звуки. Список литературы: 1. Богомолова, А.И. Нарушение произношения у детей. Пособие для логопедов / А.И. Богомолова. – М., 1979. 2. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998. 3. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина .- М.: 1989 4. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 5. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева.- М., 1989. 6. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Тема 7: Нарушения голоса. План темы (вопросы для подготовки): 1. Раскройте акустические основы голосообразования. 2. На какие этапы разделяют развитие детского голоса? 3. Охарактеризуйте отдельные формы функциональных и органических нарушений голоса. 4. Определите основные задачи фонопедии. 5. Сравните задачи коррекционной работы при гипо- и гипертонусных расстройствах. Основные понятия и категории: голос, высота звука, тембр, резонанс, мутация голоса, нарушения голоса, фонастения, дисфония, афония, фонопедия. Список литературы: 1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998. 2. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина .- М.: 1989 3. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 4. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Тема 8: Нарушения темпа речи. Заикание План темы (вопросы для подготовки): 1. Дайте определение нарушениям темпа речи. 2. Дайте краткий анализ развития проблемы о нарушениях темпа речи. 3. Определите механизм и структуру дефекта при брадилалии, тахилалии, баттаризме и полтерн. 4. Объясните основные разделы комплексного обследования лиц с нарушениями темпа речи. 5. Каковы основные принципы комплексного лечебно-педагогического воздействия на лиц с нарушениями темпа речи? 6. Назовите и охарактеризуйте основные разделы и содержание методик коррекционно-педагогической работы при брадилалии, тахилалии и ее разновидностях. 7. Охарактеризуйте историю развития учения о заикании. 8. Какова этиология заикания? 9. Симптоматика заикания. 10. Течение заикания в разные возрастные периоды. 11. Методика обследования заикающихся разного возраста. 12. Раскройте основные задачи и формы коррекции педагогической работы с заикающимися детьми Основные понятия и категории: заикание, симптоматика заикания, тонические судороги, клонические судороги, Список литературы: 1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998. 2. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина .- М.: 1989 3. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 4. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Тема 9: Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. План темы (вопросы для подготовки): 1. Какие уровни речевого развития можно выявить у детей с ОНР? 2. Из каких разделов состоит обследование речи ребенка? 3. Что такое ФФН? 4. К чему приводит сниженный фонематический слух? 5. Охарактеризуйте основные направления коррекции ФФН у детей младшего школьного возраста. Основные понятия и категории: ФФН, ОНР, НВ ОНР, фонематическое восприятие, фонематический слух. Список литературы: 1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998. 2. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.- М.: 1989 3. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 4. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Тема 10: Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия. План темы (вопросы для подготовки): 1. Какова психофизиологическая характеристика чтения и письма в норме? 2. Дайте краткий исторический обзор развития учения о нарушениях письменной речи. 3. Дайте определение, опишите симптоматику , механизмы, классификацию дисграфии. 4. Дайте определение, опишите симптоматику , механизмы, классификацию дислексии. 5. Симптоматика дизорфографии. Основные понятия и категории: нарушения письма и чтения, дисграфия, аграфия, дисорфрграфия, дислексия, алексия, Список литературы: 1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998. 2. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина .- М.: 1989 3. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 4. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Тема 11: Особенности логопедической работы при нарушениях слуха, зрения, интеллектуальных нарушениях, детском церебральном параличе. Профилактика речевых нарушений. План темы (вопросы для подготовки): 1. Какие нарушения речи наиболее характерны для слабослышащих детей? 2. Чем обусловлены нарушения словарного запаса, грамматического строя у слабослышащих? 3. В чем состоят основные особенности логопедической работы со слабослышащими? 4. Какие нарушения речи наиболее характерны для детей с нарушениями зрения? 5. Назовите уровни речевой сформированности у детей с нарушениями зрения. 6. В чем состоят основные особенности логопедической работы со слабовидящими детьми? 7. Раскройте патогенетические факторы, обуславливающие особенности нарушений устной и письменной речи умственно-отсталых. 8. Назовите основные формы дизартрий у детей с ДЦП. 9. В чем специфика логопедической работы при дизартрии у детей с ДЦП? Основные понятия и категории: фонетико-фонематические нарушения, зрительные аномалии, детский церебральный паралич. Список литературы: 1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998. 2. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина .- М.: 1989 3. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997 Тематический план самостоятельной работы: № п/п | Темы для самостоятельного изучения | Кол-во часов | Формы текущего контроля успеваемости | | Теоретические и методологические основы логопедии. | | УО-2 | | Этиология нарушений речи | | УО-2 | | Классификация речевых нарушений | | УО-2 | | Принципы и методы логопедического воздействия | | УО-2 | | Дислалия, ринолалия, дизартрия | | УО-2 | | Нарушения голоса | | УО-2 | | Нарушения темпа речи. Заикание | | УО-2 | | Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. | | УО-2 | | Алалия | | УО-2 | | Афазия | | УО-2 | | Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия, дисорфография | | УО-2 | | Логопедическая работа при нарушениях интеллектуальной деятельности. Сенсорных и двигательных дефектах. | | УО-2 | | Система логопедической помощи обучающимся общеобразовательной школы | | УО-2 | |