Тема 1: Теоретические и методологические основы логопедии. План темы (вопросы для подготовки): - Принципы и методы логопедического воздействия.
- Актуальные проблемы современной логопедии
Основные понятия и категории: логопедическое воздействие, онтогенез, принципы и методы воздействия. Вид самостоятельной работы: работа с текстами, нормативными материалами, первоисточниками, дополнительной литературой, сведениями INTERNET, проработкой конспектов лекций; подготовка к экзамену. Формы контроля: выполнение аудиторных контрольных работ, устный опрос, проверка конспектов, защита рефератов, экзамен. Список литературы: 1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998. 2. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина .- М.: 1989 3. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 4. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Тема 2 : Этиология нарушений речи План темы (вопросы для изучения): - Роль слуха и зрения в развитии речи детей
2. Особенности развития речи детей Основные понятия и категории: речь, центральный речевой аппарат, периферический речевой аппарат, фонация, резонатор, зрительное восприятие, слуховое восприятие, речевая активность Вид самостоятельной работы: работа с текстами, нормативными материалами, первоисточниками, дополнительной литературой, сведениями INTERNET, проработкой конспектов лекций; подготовка к экзамену. Формы контроля: выполнение аудиторных контрольных работ, устный опрос, проверка конспектов, защита рефератов, экзамен. Список литературы: 1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998. 2. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина .- М.: 1989 3. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 4. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Тема 3: Классификация речевых нарушений. План темы (вопросы для изучения): 1.Клинико-педагогическая классификация. 2.Психолого-педагогическая классификация. 3.Виды речевых нарушений, выделяемых клинико-педагогической классификацией. 4.Виды речевых нарушений, выделяемых психолого-педагогической классификацией. Основные понятия и категории: дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия, дислексия, дисграфия, ФФН, ОНР. Вид самостоятельной работы: работа с текстами, нормативными материалами, первоисточниками, дополнительной литературой, сведениями INTERNET, проработкой конспектов лекций; подготовка к экзамену. Формы контроля: выполнение аудиторных контрольных работ, устный опрос, проверка конспектов, защита рефератов, экзамен. Список литературы: 1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998. 2. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина .- М.: 1989 3. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001. 4. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 5. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Тема 4: Принципы и методы логопедического воздействия План темы (вопросы для изучения): 1.Принципы логопедического воздействия. 2. Методы логопедического воздействия. Основные понятия и категории: принципы логопедической работы, логопедическое воздействие, методы воздействия. Вид самостоятельной работы: работа с текстами, нормативными материалами, первоисточниками, дополнительной литературой, сведениями INTERNET, проработкой конспектов лекций; подготовка к экзамену. Формы контроля: выполнение аудиторных контрольных работ, устный опрос, проверка конспектов, защита рефератов, экзамен. Список литературы: 1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998. 2. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина .- М.: 1989 3. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 4. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Тема 5 : Дислалия, ринолалия, дизартрия. План темы (вопросы для изучения): - Органические (механические) дислалии.
- Обследование детей с ринолалией и система коррекционно-педагогической работы с ним.
- Принципы и приемы обследования детей с дизартрией.
Основные понятия и категории: паретичность, апраксия, анартрия, стертая дизартрия, открытая и закрытая ринолалия. Вид самостоятельной работы: работа с текстами, нормативными материалами, первоисточниками, дополнительной литературой, сведениями INTERNET, проработкой конспектов лекций; подготовка к экзамену. Формы контроля: выполнение аудиторных контрольных работ, устный опрос, проверка конспектов, защита рефератов, экзамен. Список литературы: 1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998. 2. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина .- М.: 1989 3. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 4. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Тема 6: Нарушение голоса. Вопросы для изучения: - Методика коррекционной работы.
- Профилактика нарушений голоса.
Основные понятия и категории: голос, высота звука, тембр, резонанс, мутация голоса, нарушения голоса, фонастения, дисфония, афония, фонопедия. Вид самостоятельной работы: работа с текстами, нормативными материалами, первоисточниками, дополнительной литературой, сведениями INTERNET, проработкой конспектов лекций; подготовка к экзамену. Формы контроля: выполнение аудиторных контрольных работ, устный опрос, проверка конспектов, защита рефератов, экзамен. Список литературы: - Вильсон, Д. К. Нарушение голоса у детей / Д.К. Вильсон.- М., 1990.
2. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998. - Орлова, О.С.нарушения голоса у детей: учеб.-метод.пособие /О.С. Орлова.- М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.-125 с.,- (Библиотека логопеда)
4. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина .- М.: 1989 5. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 6. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Тема 7: Нарушения темпа речи. Заикание. Вопросы для изучения: 1. Методики логопедической работы при брадилалии. 2. Методики логопедической работы при тахилалии. 3. Методики коррекционной работы по устранению заикания у детей школьного возраста. Основные понятия и категории: брадилалия, тахилалия, физиологические итерации, баттаризм, полтерн, парафразии, заикание, симптоматика заикания, тонические судороги, клонические судороги. Вид самостоятельной работы: работа с текстами, нормативными материалами, первоисточниками, дополнительной литературой, сведениями INTERNET, проработкой конспектов лекций; подготовка к экзамену. Формы контроля: выполнение аудиторных контрольных работ, устный опрос, проверка конспектов, защита рефератов, экзамен. Список литературы: 1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998. 2. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина .- М.: 1989 3. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 4. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Тема 8: Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Вопросы для изучения: - Коррекция ФФН у детей школьного возраста.
- Коррекция ОНР у детей школьного возраста.
Основные понятия и категории: ФФН, ОНР, НВ ОНР, фонематическое восприятие, фонематических слух. Вид самостоятельной работы: работа с текстами, нормативными материалами, первоисточниками, дополнительной литературой, сведениями INTERNET, проработкой конспектов лекций; подготовка к экзамену. Формы контроля: выполнение аудиторных контрольных работ, устный опрос, проверка конспектов, защита рефератов, экзамен. Список литературы: 1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998. 2. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина .- М.: 1989 3. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учеб.- метод. пособие. – М.: «Гном-Пресс», 1999.-80 с.
5. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Тема 9: Алалия. Вопросы для изучения: - Система коррекционного воздействия при сенсорной алалии.
- Система коррекционного воздействия при моторной алалии.
Основные понятия и категории: сложное речевое расстройство, уровни речевого недоразвития, моторная алалия, сенсорная алалия, логорея, эхолалия. Вид самостоятельной работы: работа с текстами, нормативными материалами, первоисточниками, дополнительной литературой, сведениями INTERNET, проработкой конспектов лекций; подготовка к экзамену. Формы контроля: выполнение аудиторных контрольных работ, устный опрос, проверка конспектов, защита рефератов, экзамен. Список литературы: 1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998. 2. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина .- М.: 1989 3. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 4. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Тема 10: Афазия. Вопросы для изучения: - Восстановление речи при моторной афазии.
- Восстановление речи при сенсорной афазии.
Основные понятия и категории: моторная афазия, сенсорная афазия, эмбол, персеверации, парафразии. Вид самостоятельной работы: работа с текстами, нормативными материалами, первоисточниками, дополнительной литературой, сведениями INTERNET, проработкой конспектов лекций; подготовка к экзамену. Формы контроля: выполнение аудиторных контрольных работ, устный опрос, проверка конспектов, защита рефератов, экзамен. Список литературы: - Бурлакова, М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии / М.К. Бурлакова.- М., 1991.
2. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998. 3. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина .- М.: 1989 4. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 5. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Тема11: Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия, дисорфография Вопросы для изучения: - Основные направления коррекционной работы по устранению нарушений письма и чтения.
- Основные направления коррекционной работы по коррекции дизорфографии.
Основные понятия и категории: нарушения письма и чтения, дисграфия, аграфия, дисорфрграфия, дислексия, алексия. Вид самостоятельной работы: работа с текстами, нормативными материалами, первоисточниками, дополнительной литературой, сведениями INTERNET, проработкой конспектов лекций; подготовка к экзамену. Формы контроля: выполнение аудиторных контрольных работ, устный опрос, проверка конспектов, защита рефератов, экзамен. Список литературы: 1. Ивановская, О.Г. Дисграфия и дизорфография: Изучение, методика, сказки / Л.Я.Гадасина, Т.В.Николаева, С.Ф.Савченко.: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008, - 544 с. 2. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998. 3. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 4. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Тема12: Логопедическая работа при нарушениях интеллектуальной деятельности. Сенсорных и двигательных дефектах. Вопросы для изучения: - Нарушения речи у детей с недостатками слуха.
- Особенности логопедической работы при нарушениях зрения.
- Логопедическая работа интеллектуальных нарушениях.
- Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе.
Основные понятия и категории: фонетико-фонематические нарушения, зрительные аномалии, детский церебральный паралич. Вид самостоятельной работы: работа с текстами, нормативными материалами, первоисточниками, дополнительной литературой, сведениями INTERNET, проработкой конспектов лекций; подготовка к экзамену. Формы контроля: выполнение аудиторных контрольных работ, устный опрос, проверка конспектов, защита рефератов, экзамен. Список литературы: 1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998. 2. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 3. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Тема 13: Система логопедической помощи обучающимся общеобразовательной школы. Вопросы для изучения: - Организация логопедической помощи в общеобразовательной школе.
- Организация работы школьного логопеда.
Основные понятия и категории: речевая готовность к обучению в школе, ОНР, ФФН, нарушение звукопроизношения, логопункт, логопат, ПМПК. Вид самостоятельной работы: работа с текстами, нормативными материалами, первоисточниками, дополнительной литературой, сведениями INTERNET, проработкой конспектов лекций; подготовка к экзамену. Формы контроля: выполнение аудиторных контрольных работ, устный опрос, проверка конспектов, защита рефератов, экзамен. Список литературы: 1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998. 2. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. - М.: 1989 3. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2тт. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 1997 |