Знакомство с Красной книгой. Организационный момент. Введение в тему урока. Подготовительная работа. - Ребята, посмотрите внимательно, мы с вами оказались в лесу на сказочной полянке. ( Сценка “ Не рви первые цветы ”) В первый тёплый день весенний В лес пошли Марина с Сеней. Дети видят вдруг цветы Небывалой красоты. “ Посмотри сюда, Марина! Что за чудная картина! Прямо около снегов Здесь полянка из цветов! Посмотри, они какие – Нежные и голубые! Соберу - ка я букетик: Завтра будет женский праздник. Маме дам цветочки эти, Что я – не мужчина разве? Я и бабушке готов Подарить букет цветов! И тебе, как младший брат, Подарить их буду рад! Посмотри сюда, Маринка! На цветок легла снежинка! Вижу в первый раз такое Чудо дивное лесное!” “ Сеня! Больше рви цветочков! Ты пройдись везде по кочкам! Подожди, я прибегу И с цветами помогу! ” Дети тщательно и рьяно Обобрали всю поляну. Тут приходят зайчики, Прибегают белочки. И ругают мальчика, Объясняют девочке: “ Ну, зачем вы, детвора, Все подснежники сорвали? Мы вчера, позавчера На поляну любовались! Как росли красиво тут Синие цветочки! А сегодня здесь растут Лишь пеньки да кочки! Знайте, трепетный подснежник Очень тонкий, хрупкий, нежный. Это – редкий вид, и он В книгу Красную внесён. Если рвать цветочки эти Будут взрослые и дети, Не увидим их совсем Мы нигде на белом свете! Никогда из первоцветов Вы не делайте букетов! ” Огорчился очень Сеня, Смотрит он на свой букет. Это не букет, а веник, Красоты в помине нет! “ Жаль, поникли все цветочки! – Сеня молвит со слезами.- И пропал подарок маме! ” Никогда Марина с Сеней Тот букетик не забудут, И подснежников весенних Больше рвать они не будут! - Ребята, скажите, пожалуйста, всё ли правильно сделали Марина с Сеней? - Какую ошибку они совершили? - А кто из вас любит собирать цветы в букеты? - Какую пользу вы оказываете этим природе? ( наносим вред ) -Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня на уроке мы поговорим об этих тревожных сигналах природы, совершим путешествие по страницам Красной книги. Тема нашего урока: “ Охрана растений ”. 3. Беседа “ Значение растений для животных и человека.” - Как хорошо, что на Земле есть растения! Без растений не было бы жизни на Земле! - Какое значение имеют растения для людей? Растения ТопливоБумага КислородПищаЛекарства ТканиСтроительный материал ( Растения выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Люди питаются растениями и продуктами, полученными из них. Делают ткани, бумагу. Многие растения лекарственные. Растения служат и как строительный материал.) - Какое значение имеют растения для животных? ( Для животных растения – это и “ Дом ” и “ Пища ”. Физкультминутка. ( под музыку дети делают зарядку ) Знакомство с Красной книгой. На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы, Опустеют все поляны, и не будет красоты. - Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу. ( показ книги ) - Красная книга! Почему она красная? ( Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно. ) - Ребята нам приготовили сообщение о Красной книге. Охраняется Красной книгой Столько разных животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих зарниц. Чтоб пустыни нагрянуть не смели, Чтобы души не стали пусты Охраняются звери, Охраняются змеи, Охраняются даже цветы. Красная книга, Красная! Значит природа в опасности! Значит нельзя терять даже мига. Всё живое хранить зовёт, Пусть зовёт не напрасно Красная книга, Красная книга! - Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц. Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер. Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные. Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “ переселение ” на опасные красные страницы. Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены. Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания. Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир. Работа с учебником. - А какие же растения занесены в Красную книгу, мы прочитаем в учебнике на странице 85 со слов “ Многие растения…” ( показ растений, занесённых в Красную книгу). |