Тактика медицинского работника. Особенности ухода среднего медицинского работника за больными с различными нарушениями восприятий заключается во внимательном выслушивании их жалоб. Никогда не следует пытаться разубедить больного и спорить с ним. Если такие нарушения возникли впервые, медицинская сестра должна доложить о них лечащему врачу; если они наблюдались и раньше, необходимо действовать в соответствии с предписаниями врача. Появление галлюцинаций, как правило, связано с развитием психического заболевания, поэтому о наличии их необходимо срочно доложить врачу и не выпускать больного из поля зрения. Исследование восприятия. В психологии восприятие исследуют при помощи таблиц и рисунков. Например, человеку предлагают дать характеристику чувств людей, лица которых схематически изображены на рисунках. Основное значение имеет не инструментальное исследование или тесты, а беседа с больным. Собирание жалоб и анамнеза. Подробный расспрос о его ощущениях, восприятиях и представлениях. Иногда требуется лишь умение незаметно подвести больного к рассказу о тех или иных расстройствах, направить беседу так, чтобы он сам сообщил об имеющихся у него отклонениях в сфере восприятия. Если больной не склонен рассказывать о своих ощущениях или, наоборот, пытается их скрыть (диссимулировать), следует использовать метод наблюдения за поведением, мимикой, поступками во время беседы или разговора больного с соседями по палате. В случае, когда имеются основания предполагать симуляцию расстройств акта восприятия, используется богатый арсенал специальных тестов и приёмов исследования. ВНИМАНИЕ – избирательная направленность психической деятельности и сознания человека на определенные предметы и явления. Физиологические основы внимания Внимание обеспечивает явление доминанты в коре больших полушарий головного мозга очага с повышенной нервной возбудимостью, доминирующего над остальными частями коры головного мозга. Внимание подразделяется на: ü Произвольное – возникает под влиянием сознательно поставленных целей. Оно необходимо для любой целенаправленной деятельности. ü Непроизвольное – когда оно привлекается на неожиданные или непривычные внешние стимулы (резкий гудок автомобиля, вспышки света и пр.) Характеристики внимания ü Направленность – привлечение внимания к тем объектам, которые имеют для человека первостепенное значение; ü Сосредоточенность – означает процесс углубления в деятельность и полное отвлечение от всего, что не имеет к этому отношение. Свойства внимания § Концентрация – способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь в данный момент времени от ненужных объектов и информации; § Избирательность – сосредоточение на наиболее важных предметах; § Распределение – возможность иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или выполнять сложную деятельность, состоящую из множества однородных операций; § Объём внимания – характеризуется количеством объектов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности; § Интенсивность – характеризуются количеством энергии, затраченной на выполнение задания; § Устойчивость – способность задерживаться на восприятии данного объекта; § Отвлекаемость – следствие отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или к деятельности. Нарушение внимания 1. Невнимательность — нарушение устойчивости внимания. 1-й вариант: рассеянность (порхающее внимание) — легкая переключаемость слабоконцентрируемого внимания. Этот тип невнимательности встречается при астении - у ослабленных людей с соматическими заболеваниями, у детей с невротическими состояниями, а также на начальных этапах различных психических расстройств. 2-й вариант: слабая концентрация внимания при сниженной переключаемости. Этот тип невнимательности связан с постоянным или временным снижением подвижности нервных процессов, наблюдается у больных с церебральным атеросклерозом в пожилом возрасте, при хроническом алкоголизме и наркомании и на поздних стадиях шизофрении. 2. Гиперметаморфоз внимания — повышенная отвлекаемость. Чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного вида деятельности к другому. При выполнении корректурной пробы и других заданий больные пропускают отдельные строки в таблице, зачеркивают другие символы, забывают инструкцию. В детской практике данное нарушение выявляется в процессе сюжетно-ролевых игр у детей с психомоторной патологией. 3. Сужение объема внимания — патологическое сосредоточение, обусловленное слабостью его распределения. Встречается при опухолях головного мозга и при невротических расстройствах. 4. Истощаемость внимания — прогрессирующее ослабление интенсивности внимания в процессе работы. Выявляется по резкому снижению качества и темпа выполнения задания. Быстрая истощаемость внимания свойственна больным с травмами черепа и другими органическими заболеваниями мозга, а также с реактивными пограничными состояниями и посттравматическими состояниями. 5. Инертность внимания — невозможность своевременной переключаемости или патологическая фиксация внимания. Наблюдается у больных эпилепсией, при психопатиях с паранойяльным развитием, при психопатоподобной форме шизофрении. ПАМЯТЬ -психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. Процессы памяти: Ø Запоминание - запечатление в сознании человека полученной информации; Ø Сохранение – удержание в памяти полученной информации в течении длительного периода времени; Ø Воспроизведение – восстановление ранее запечатленного в сознании человека материала; Ø Узнавание – идентификация (опознание)объектов или явлений как ранее известных в момент непосредственного контакта с ними; Ø Забывание – процесс, обратный сохранению, выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Виды памяти: В зависимости отхарактера запоминаемой информации: · Наглядно-образная память – на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и вкусовые образы. · Вербальную память – на слова; · Словесно-логическую память – на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации; · Двигательную память – на движения; · Эмоциональная память – на переживания; · Пространственная память – на расположение предметов в пространстве и ориентацию в пространстве; · На числа; · На фамилии, имена; · Лица. В зависимости от приемов заучивания: · Механическую память – запоминание информации в той форме, в которой она заучивается; · Логическую (смысловую память) – запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации. В зависимости от продолжительности закрепления и сохранения материала: o Кратковременную память – запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия. Время функционирования кратковременной памяти – не более 30 секунд. Объём её ограничен 5-7 объектами. o Долговременную память – запоминание на длительный срок информации, имеющей большую значимость. На процесс закрепления информации и долговременной памяти существенное влияние оказывает эмоциональный фон, связанный с этой информацией. Лучше запоминаются факты, положительно окрашенные, хуже - отрицательно окрашенные, ещё хуже – не имеющие никакой эмоциональной окраски. o Оперативная память – избирательное сохранение и активация информации на время выполнения конкретной задачи. Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем выполнения задачи. В зависимости от цели деятельности: § Непроизвольная память – вид памяти, когда информация запоминается сама по себе без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией (сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает). § Произвольная – вид памяти, когда информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов. Эффективность произвольной памяти зависит от целей запоминания и от приёмов заучивания. В зависимости от развитости процессов и способа запоминания: o Непосредственная память (механическая) – заучивание материала путём многократного повторения («зубрёжка»); o Опосредованная память (ассоциативная) – когда человек ищет способы запоминания, осмысливает, анализирует, сравнивает материал. Количественные характеристики памяти: 1.Скорость; 2.Прочность; 3.Длительность; 4.Точность; 5.Объём запоминания; Эффекты и законы памяти: Эффект Зейгарника Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза вспоминают незавершенные задания, чем завершенные. Это объясняется тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остаётся неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. Эффект Смирнова Действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий лучше запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и эти препятствия. Эффект края При запоминании ряда однородной информации лучше всего воспроизводятся его начало и конец. Эффект реминисценции Улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Отсроченное на 2-3 дня воспроизведение нередко даёт лучшие результаты, чем воспроизведение сразу после его заучивания. Нарушение памяти Амнезии – полная утрата памяти на события определенного промежутка времени Известный исследователь расстройств памяти Т.Рибо отметил 2 закономерности при амнезии: 1) память человека связана с личностью, причём таким образом, что патологические изменения личности, всегда сопровождаются нарушениями памяти; 2) память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти, наоборот, сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем более сложные и недавние. Гипермнезия - резкое обострение памяти, удержание в памяти и воспроизведении чрезмерно большого объёма информации. Встречается при маниакальных состояниях, как компенсация недостатка интеллекта у олигофренов в степени дебильности. Прогрессирующая гипомнезия — постепенно нарастающее ослабление памяти или отдельных ее компонентов (при сосудистых заболеваниях головного мозга, главный компонент парциальной деменции). Снижение памяти идет по закону Рибо: от позднего (недавнего) к раннему (событиям юности), от частного к общему, от эмоционально нейтрального к эмоционально значимому Парамнезии –искажение воспоминаний в результате нарушения способности к воспроизведению. К ним относятся: Псевдореминисценции — перенос реально имевших место событий обыденного содержания из прошлого в настоящее. Конфабуляции (ложные воспоминания) — вымышленные события неправдоподобного, фантастического характера. Криптомнезии - воспоминания, почерпнутые из книг, рассказы о событиях, случившихся с другими людьми, которые больные приписывают себе. МЫШЛЕНИЕ -психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира Операции мышления 1.Анализ - мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий и отношений. 2.Синтез - мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. 3.Сравнение –установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. 4.Абстрагирование –мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. 5.Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. На основе обобщения и абстрагирования осуществляются: Классификация- группировка объектов по существенным признакам. Конкретизация- познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей. (Возвращение от общего и абстрактного к конкретному). Процессы мышления 1.Суждение-высказывание, содержащее определенную мысль; 2.Умозаключение-серия логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание; Умозаключение может быть индуктивным и дедуктивным. Индукция и дедукция - способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли; Индукция- способ мышления, при котором умозаключение идёт от единичных фактов к общему выводу. Дедукция- умозаключение от общего к частному. 3.Определение понятий - система суждений, о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие признаки. Виды мышления По уровню развития § Практически – действенное. Вид мышления, для которого характерно оперирование предметами; § Наглядно -образное. Вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; § Словесно – логическое (абстрактно- логическое). Вид мышления, связанный с использованием абстрактных понятий и открытием всеобщих закономерностей. По характеру решаемых задач § Теоретическое - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений; § Практическое - мышление, основанное на решении практических задач. По степени развернутости § Дискурсивное – мышление, опосредованное логикой рассуждения, а не восприятия. § Интуитивное – мышление на основе собственных чувственных восприятий, является минимально осознанным. По степени новизны и оригинальности § Репродуктивным (воспроизводящим) – мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников; § Продуктивное (творческое) – мышление на основе творческого воображения. Приводит к новым открытиям, принципиально новым результатам. Препятствиями для развития творческого мышления являются: боязнь выделиться (вдруг буду выглядеть глупым или смешным), боязнь осуждения, неуверенность в себе, боязнь критиковать позицию другого человека, стремление быть похожим на других людей (конформизм). |