МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Иллюзии разделяют по органам чувств





Тактика медицинского работника

Больные, страдающие сильными болями, нуждаются во внимательном и заботливом отношении к их жалобам и просьбам. Боли сильнее изнуряют больного, чем какие-либо другие расстройства.

В настоящее время в арсенале лекарственных средств большое число анальгетиков. Если медицинская сестра не имеет указание врача выдать больному при сильных болях назначенное ему средство, то она должна вызвать дежурного врача и решить с ним вопрос, чем купировать боль.

 

ВОСПРИЯТИЕ

 

Восприятие- отражение в сознании человека чувств, предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Искусственное лишение людей восприятия (при так называемой «сенсорной депривации», помещение человека в темную бесшумную комнату, где пол и стенки мягкие и дают минимум тактильных раздражений) приводит к тому, что у них быстро развивается душевные расстройства, прежде всего галлюцинации – обманы восприятия.

Физиологические основы восприятия:

Восприятие возникает как результат одновременно действующих комплексных раздражителей и функционирует как следствие осуществляемой согласованной деятельности нескольких анализаторов.

По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельностью мозга. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез свойств объекта в целостный образ.

В процессе развития человека совершенствование и дифференциация восприятий происходит автоматически.

В силу несовершенства своей ЦНС, новорожденный видит мир перевернутым. Однако с первых же дней своей жизни он начинает этот мир не только обозревать, но и ощупывать. В результате возникают и совершенствуются связи между зрительным, кожным и мышечно-двигательными анализаторами и формируется обычное для человека восприятие окружающего.

 

Виды восприятий:

· В зависимости от форм отражения : пространства, времени, движения, звуков;

· В зависимости от цели:преднамеренное (в основе лежит цель и волевые усилия человека) и непреднамеренное (не связано с волевыми усилиями человека);

· В зависимости от степени организации:организованное (наблюдение – ведущую роль играет вторая сигнальная система) и неорганизованная.

Свойства восприятия:

1. Избирательность- способность человека воспринимать лишь те объекты, которые представляют для него наибольший интерес. Зависит от интересов и потребностей человека.

2. Предметность -отражает возможность человека реагировать на воздействия конкретных предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг чётко различает предмет, фон и контур их восприятия.

3. Апперцепция – зависимость зрительного восприятия от прежнего опыта человека. Воспринимая предметы, человек выражает личное отношение к ним.

4. Осмысленность –воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный смысл: вредные или полезные, желанные или ненужные.

5. Константность-постоянство в восприятии, при изменении расстояния, ракурса, освещенности.

6. Целостность - образы воспринимаемых предметов воспринимаются целостно, даже если отдельные качества в данный момент отсутствуют или не воспринимаются.



Успешность восприятия зависит от:

 

Личных качеств субъекта восприятия:

ü Психологической чувствительности - повышенная восприимчивость к психологическим проявлениям своего внутреннего мира и других людей;

ü Знания возможностей, трудностей восприятия другого человека – эмпатия, практика наблюдений;

ü Навыки и умения восприятия и наблюдения;

ü Условий, в которых осуществляется восприятие: расстояние до объекта, длительность восприятия, величина помещения, освещенность, температура в помещении, фон восприятия и пр.

Особенностей проявления механизмов восприятия у его субъектов:

Ø «Вера в первый взгляд»- первое впечатление не всегда верно, так как опирается на наши ожидания и слабости;

Ø «Прислушивание к мнению других людей»- представляем объект, опираясь на чужое субъективное мнение;

Ø Психологическое состояние - в хорошем настроении всё воспринимается в радужных тонах;

Ø Упрощение - мы воспринимаем те объекты, к которым подготовлен наш мозг;

Каждый человек привносит в восприятие нечто свойственное только ему. Индивидуальные особенности восприятия проявляются в быстроте, глубине, точности, степени тонкости отдельных восприятий, их эмоциональной насыщенности и пр.

При органическом выпадении какого-либо анализатора (депривации), например, при слепоте или глухоте, чувствительность других анализаторов резко повышается, особенно если депривация слуховая или зрительная наступила в раннем возрасте и организм должен был адаптироваться к окружающей среде. У слепых, кроме слухового, обонятельного, хорошо развиты вестибулярный и мышечно-суставный анализаторы, что позволяет им не только находить дорогу по практически неуловимым для зрячих признакам, но и чувствовать препятствие, встречающееся на пути.

У глухонемых доминируют зрительный, вестибулярный и мышечно-суставный анализаторы. Глухонемые тонко чувствуют ритмику, воспринимают шумы, создающие еле уловимую вибрацию.

Дифференцировка зрительных восприятий у этих лиц достигает такого уровня, что они при соответствующем обучении легко понимают обращенную к ним речь по движению губ («считывают с губ»).

Формирование сферы ощущений и восприятий у человека при высоком уровне развития его головного мозга проходит под влиянием трудовой деятельности, опыта всей жизни.

У опытного медицинского работниканаиболее развито тактильное ощущение, используемое им при пальпации, производстве различных манипуляций. Развитие восприятия связано с методами наблюдения и изучения.

Теоретический и практический интерес для среднего медицинского работника представляют различные формы «инструментального осязания», например «осязание» через кончик иглы стенки вены при внутривенной инъекции.

Восприятие можно различать по степени активности личности. Такая черта личности, как способность к устойчивому и эффективному, планомерному и целеустремленному восприятию, называется наблюдательность. Для медицинского работника огромное значение имеет постоянное развитие наблюдательности за болезненными проявлениями.

Ощущения тесно связаны с эмоциями. Эмоции могут накладывать отпечаток на восприятие и иногда в какой-то мере извращать образ воспринимаемого, его оценку, впечатление, им оставляемое. Такие извращения могут наблюдаться у любого больного при плохом самочувствии. Это должен учитывать медицинский работник при беседе с больным и выполнении различных манипуляций, предписанных врачом.

 

 

Нарушение восприятия.

Расстройства восприятия могут наблюдаться при некоторых экстремальных ситуациях у здоровых людей, а также при душевных и нервных болезнях.

 

 

Иллюзии- качественные искажения восприятия реальных предметов и явлений.

Иллюзии могут наблюдаться и у здоровых людей в состоянии тревожного ожидания, страха, а могут быть началом заболевания и важно не пропустить.

Иллюзии разделяют по органам чувств

o зрительные,

o слуховые,

o обонятельные,

o осязательные и пр.

З разновидности иллюзий

Ø иллюзии невнимательности -на фоне усталости «оговорки», «описки»-«соскок внимания».

Ø аффективные иллюзии - связаны со страхом тревоги, напряжения (ребёнок в темной комнате видит чудовище, а это всего лишь одежда на стуле или случаи стрельбы на посту или превышение пределов самообороны, когда блеск от часов воспринимается как блеск от лезвия ножа)

Ø парейдолические иллюзии-человек начинает в предметах видеть какие-то чудовища (в узорах на ковре, в трещине на стене и пр.) Как правило, это не сопровождается страхом и тревогой. Характерно для начала развития делирия. Чем раньше прекратить, тем лучше. Эти иллюзии характерны для интоксикации

 

Такие расстройства могут наблюдаться при различных органических поражениях головного мозга (увеличились руки, нос стал непропорционально большим и пр.)

Типичны при: энцефалите, эпилепсии, опухолей теменно-затылочных отделов правого полушария.

Бывают также оптические иллюзии(картинки).

Дереализация - чувство неопределенного изменения окружающего («что-то изменилось вовне», «de ja vecu»- уже виденного, «jamais vu»- никогда не виденного).

Галлюцинации - восприятие без объекта. Как и иллюзии. Галлюцинации различаются по органам чувств.

Следует помнить, что галлюцинации могут возникать только на болезненной основе, в основном при психических заболеваниях. При этом у больных одновременно отмечаются изменения в сфере чувств и поведении.

Нарушения сложных познавательных процессов называются агнозиями.Различают зрительные, слуховые и тактильные агнозии. Они возникают при локальных поражениях коры большого мозга в результате сосудистых заболеваний, травм, опухолевого процесса и других патологических состояниях. Например, больные с предметной агнозией (нарушение узнавания предметов) не могут нарисовать на бумаге кувшин, говорят, что это треугольник или называют какой-нибудь другой предмет. Большие трудности представляет для больных с агнозией узнавание предметов с недостающими деталями.

У некоторых больных наблюдаются преимущественно нарушения зрительного индивидуализированного восприятия при относительно сохранном обобщенном восприятии предметов: например, нарушается способность узнавать знакомых. При выраженной глубине болезненных расстройств больные плохо различают мимику.

При оптико-пространственной агнозии нарушается восприятие пространственного расположения отдельных предметов (расположение улиц в городе, больные не могут найти дверь в палату, в своё отделение, койку в палате и т.д.).

Больные с расстройствами высших форм осязательного восприятия (астереогноз) не могут, ощупывая предмет (ключ, ручку, очки и т.д.) с закрытыми глазами легко и безошибочно узнать предмет.

При слуховой агнозии нарушается узнавание знакомых звуков: шелеста бумаги, шума движущегося поезда, звуков, издаваемых различными животными и пр.

Органические поражения головного мозга, реже интоксикации и соматические болезни, могут сопровождаться расстройствами восприятия типа дереализации.

Это очень сложное патологическое состояние, в основе которого лежит нарушение восприятия, сочетающееся, по-видимому, со своеобразным нарушением сознания. Больные узнают окружающую обстановку, но она кажется им «какой-то не такой». Привычные раздражители окружающей среды утрачивают остроту своего воздействия на органы чувств. Нередко больные заявляют, что они всё воспринимают, как через толстое стекло, которое как бы отделяет их от окружающего. Это болезненное состояние иногда сочетается с патологией самовосприятия - деперсонализацией.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.