МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Психолого-педагогические особенности работы с подростками и юношами





Подростковый возраст (пубертатный период) традиционно считается самым сложным в детском развитии. Его называют пе­реходным, «трудным», «опасным возрастом», «возрастом бурь». В этих названиях зафиксирована главная его особенность - пере­ход от детства к взрослости.

К подростковому возрасту относят школьников 11(12) - 15(16) лет. В это время протекает бурная физиологическая перестройка организма.

Подростковый возраст - период второго вытяжения. Активи­зируются «зоны роста» трубчатых костей. Наблюдается рост тела в длину на 15-20 см. Конечности удлиняются. Их рост опережает рост тела. Поэтому подростки часто производят впечатление не­уклюжих.

Интенсивно развивается скелет. Возрастают рессорные функ­ции позвоночника. Растут и развиваются скелетные мышцы.

Сердце увеличивается примерно в 15 раз по сравнению с серд­цем новорожденного. Повышается ударный объем выброса крови при сокращении и удлинении основных фаз сердечного цикла. Частота сердечных сокращений снижается. Соответственно воз­растает сократительная способность сердечной мышцы.

Рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, просветы еще узки. Поэтому кровоснабжение несколько затруднено. Под­ростки часто жалуются на головокружение и сердцебиение, а так­же на утомляемость. Это следствие недостаточного снабжения кровью сердца и мозга.

Мозг увеличивается в объеме и приближается к объему мозга взрослого человека. Изменяется архитектоника коры: усиливают­ся разветвления и растет протяженность отростков нервных кле­ток (нейронов). К 15 годам формируется зрелый тип функцио­нальной межполушарной асимметрии. Однако свойственная ле­вому полушарию взрослых возможность опознания образов, его признаков выражена еще слабо. Поэтому у подростков еще нет важного звена в системе регуляции и контроля - возможности из­бирательного реагирования на воздействия внешней среды (или оно выражено слабо). Избирательность постепенно формируется в ходе индивидуального развития.

Возрастает контроль коры головного мозга над инстинктами, эмоциями. Жесте с тем процессы возбуждения чаще преобладают над процессами торможения. Для подростков характерна повы­шенная возбудимость. Задача педагога в данном случае - научить подростка управлять собой и своим поведением.

Больные эндокринные перестройки, которые идут в подрост­ковом возрасте, обеспечивают процесс роста и развития организ­ма и адаптации к внешним условиям.

Для девочек характерно стремительное, скачкообразное накоп­ление признаков полового созревания. У мальчиков этот процесс протекает менее интенсивно, периодически замедляясь до миниму­ма. Девочки-подростки всегда выглядят старше своих сверстников.

Общее физическое развитие подростков протекает быстрее, чем психическое.

В психическом плане подростковый возраст - период станов­ления нравственности подростка и открытия его «Я», обретения новой социальной позиции, а также период потери детского об­раза жизни, пора мучительно тревожных сомнений в себе и своих возможностях, поиски правды в себе и других. В это время у ре­бенка возникает потребность в знаниях общих признаков устрой­ства мира, места человека в этом мире. Основной сдачей подрост­ка является усвоение социума, усвоение норм человеческих взаи­моотношений. Причем эти знания не выучиваются, а приобрета­ются собственным опытом. Подростки реально воспроизводят то, что есть в современном обществе. У них нередко возникает пси­хологический кризис из-за разлаживания системы двух «психологических партнеров» - самооценки ребенка и общест­венной оценки его способностей.



Подростки не всегда адекватно оценивают свои возможности. Порой они не различают «хотеть» и «мочь», у них часто возника­ют противоречия между желаниями и возможностями. Возросшая физическая сила, расширение кругозора создают впечатление, что они могут многое, а на самом деле - их возможности ограничены. Возникает неудовлетворенность собой, которая приводит к сры­вам в отношениях с окружающими. В поведении появляются замкнутость, подозрительность, озлобленность.

Постоянная неуверенность в себе и неудовлетворенность ду­ховных потребностей становится причиной психологического дискомфорта. Нарушения невротической деятельности часто ста­новятся причиной дезорганизации поведения, усугубляют кон­фликт ученика со школой. Неудовлетворенность собой вызывает отрицательное отношение к учебе, к учителю, к ровесникам и не­гативно влияет на формирование личности.

В подростковом возрасте ведущим видом деятельности стано­вится «деятельность общения» (Т.В.Драгунова, Д.Б.Эльконин). Потребность в дружбе, активные поиски друга становятся для подростка главным.

Ранняя юность начинается ориентировочно с 15 (16) лет. В этом возрасте заканчивается третий возрастной кризис (начав­шийся в 12-13 лет), обычно называемый переходным, и начинает­ся новый этап жизни человека.

Юность, как и любой период жизненного пути, тесно связана с существующей в обществе возрастной стратификацией - сис­темой взаимодействия возрастных страт (слоев). Особенности юношеского возраста надо рассматривать в тесной взаимосвязи с особенностями других возрастов. Юность - пора сильных мно­гообразных переживаний. Чувства у юношей разнообразны по содержанию и направленности, они значительно более осознан­ны, чем у подростков.

Юноши способны управлять своими чувствами и регулировать их внешнее проявление. У них укрепляется воля, развивается во­левая активность, выдержка и самообладание. Наблюдается ярко выраженная тенденция к самовоспитанию. В 15 лет (а иногда на­чиная с 14-и) закладывается «фундамент» личности, формируются ее устойчивые интересы.

В физиологическом отношении завершается период полового созревания. Усиленная деятельность щитовидной железы значи­тельно ослабляется, соответственно снижается возбудимость. Юноши значительно спокойнее подростков.

Продолжается функциональное развитие головного мозга и коры больших полушарий - его высшего отдела. Идет развитие теоретического мышления.

В этом возрасте стабилизируются психические процессы, что очень важно для работы с 15-17-летними школьниками.

В юношеском возрасте наблюдается усиление тенденции к общению со взрослыми. Это обстоятельство нужно учитывать классному руководителю в воспитательной работе с детьми данного возраста.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.