МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Отличительные черты арт-терапевтического воздействия на личность клиента





 

Арт-терапия обладает очевидными преимуществами перед другими — основанными исключительно на вербальной коммуникации — формами психотерапевтической работы. Наиболее зна­чимые преимущества:

1. Практически каждый человек (независимо от своего возраста, куль­турного опыта и социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо спо­собностей к изобразительной деятельности или художественных на­выков. Каждый, будучи ребенком, рисовал, лепил и играл. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к уча­стию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.

2. Арт-терапия является средством преимущественно невербального об­щения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хо-, рошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих пере­живаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением (что характерно, например, для представителей западной культуры). Символическая речь является одной из основ изобразительного ис­кусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои пе­реживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.

3. Изобразительная деятельность является мощным средством сближе­ния людей, своеобразным «мостом» между специалистом (психотера­певтом, психологом, педагогом и т. д.) и клиентом. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов, в общении по поводу слишком сложного и деликатного предмета.

4. Изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обхо­дить «цензуру сознания», поэтому предоставляет уникальную воз­можность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации латентных идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде либо слабо проявлены в повседневной жизни.

5. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и само­познания. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер; предпола­гает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутрен­нему миру человека.

6. Продукты изобразительного творчества являются объективным сви­детельством настроений и мыслей человека, что позволяет использо­вать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, про­ведения соответствующих исследований и сопоставлений.

7. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у лю­дей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безыни­циативность, сформировать более активную жизненную позицию.

8. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала чело­века, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отве­чает фундаментальной потребности в самоактуализации — раскры­тии широкого спектра возможностей человека и утверждения им сво­его индивидуально-неповторимого способа бытия-в-мире.

Недостатком арт-терапии может являться то, что глубо­ко личный характер выполняемой клиентом работы может способствовать развитию у него нарциссизма и привести к уходу в себя вместо того, чтобы способствовать самораск­рытию и установлению контактов с другими людьми. У некоторых людей самовыражение средствами искусства вы­зывает очень сильный протест, хотя для большинства та­кие способы самовыражения представляются наиболее бе­зопасными.




АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ И ЕГО ОСНАЩЕНИЕ

 

Вместе с развитием арт-терапии и совершенствованием ее методоло­гии формировались и нормы, определяющие условия арт-терапевтической работы. Эти условия в известной мере изменялись вместе с реформа­ми в системе здравоохранения, проникновением арт-терапии в деятель­ность социальных служб, образование и другие сферы деятельности. Несмотря на многообразие задач и форм арт-терапевтической работы, а также значительные различия между отдельными клиентами и их груп­пами, в настоящее время можно говорить о существовании единых тре­бований к оборудованию арт-терапевтического кабинета.

Эти требования во многом основаны на представлении о так называе­мом «психотерапевтическом пространстве» — особой среде, которая яв­ляется местом взаимодействия между психотерапевтом и клиентом. По­нятие «психотерапевтического пространства» имеет психоаналитиче­ское происхождение и обозначает не столько конкретную организацию физического пространства психотерапевтического кабинета, сколько ту особую атмосферу, которая создается за счет целого ряда факторов.

Таким образом, понятие «психотерапевтического пространства» предполагает высокую степень внутренней защищенности аналитика и пациента, вступающих в психотерапевтические отношения. Это непре­менное условие создания атмосферы доверия и открытости, необходи­мой для развития психотерапевтического процесса. Предпосылками формирования «психотерапевтического пространства» в аналитической работе традиционно являются:

– заключение психотерапевтического контракта, регламентирую­щего цели и условия психотерапевтической работы, ее оплату, ча­стоту и продолжительность сессий, другие моменты;

– четкие пространственно-временные границы психотерапевтиче­ской работы, которые создаются путем использования по возмож­ности постоянного места для проведения сессий и их регулярно­стью на протяжении всего психотерапевтического процесса;

– личность психотерапевта.

Арт-терапевтическая работа в отличие от большинства вербальных,. в частности психоаналитических форм работы, предполагающих лишь

двустороннюю коммуникацию, включает динамическое взаимодействие трех участников или элементов: арт-терапевта, клиента и материала или Продукта изобразительной деятельности. В соответствии с этим понятие «Психотерапевтического пространства» предполагает некоторые дополнительные условия, в частности определенные требования к оснащению

Понятие «психотерапевтического пространства», применительно к арт-терапевтической работе, охватывает также самого арт-терапевта и художественный образ, создаваемый клиентом. Это связано с тем, что арт-терапевт выполняет несколько иную роль, чем психотерапевт при вербальных формах работы. Через молчаливое, наполненное вниманием присутствие при работе клиента он передает последнему ощущение на­дежности границ, в пределах которых возможно отреагирование пере­живаний клиента в художественных образах. Художественный образ обладает свойством к потенцированию и накоплению разнообразных пе­реживаний, проецируемых на него клиентом. В то же время он «безопа­сен» для клиента в том смысле, что его переживания предстают перед ним в «снятом», «дистанцированном», символическом виде. Поэтому клиент чувствует себя более защищенным, чем если бы он пытался вы­разить свои переживания непосредственно в поведении или словах.

Различные составляющие понятия «психотерапевтического про­странства» применительно к арт-терапевтической работе создают, таким образом, уникальную комбинацию факторов, предоставляющих допол­нительные лечебно-коррекционные и развивающие возможности для клиентов. Эта комбинация факторов позволяет Р. Эргил использовать понятие «творческой арены» для обозначения особой атмосферы арт-терапевтического кабинета. Работая с детьми, он отметил ту особую роль, которую играет поддержание относительного порядка в арт-терапевтическом кабинете (при условии, что детям позволено вести себя совер­шенно свободно и пользоваться материалами любым образом). Он пи­шет: «Кабинет находится в чистоте, поэтому если ребенок его запачка­ет, это будет восприниматься как созданный им самим беспорядок, и это ощущение резко контрастирует с его привычным ощущением общего беспорядка в детском коллективе». «Таким образом ребенок будет учить­ся создавать порядок из хаоса, реализуя свои творческие возможности.

В настоящее время существуют следующие основные типы арт-терапевтических кабинетов:

а) кабинет-студия,

б) кабинет для индивидуальной работы,

в) кабинет для групповой интерактивной работы,

г) арт-терапевтическое отделение и кабинет универсального назначения.

Арт-терапевтический кабинет-студия является наиболее ранней фор­мой специализированного помещения для художественных занятий. Слово «студия» в данном случае означает, что этот тип арт-терапевтического кабинета чем-то напоминает помещение, предназначенное для работы художника. В кабинете-студии работают обычно несколько паци­ентов, которые мало контактируют друг с другом. Каждый из них рабо­тает самостоятельно.

По мере развития арт-терапии стали появляться другие типы арт-терапевтических кабинетов, предназначенных для более тесного взаимо­действия как между арт-терапевтом и пациентами, так и между отдель­ными участниками группы. Тем не менее студия до сих пор является наи­более подходящим типом помещения для работы с некоторыми группа­ми пациентов (пациенты психиатрических больниц, лица со сниженным интеллектом и некоторые другие). В отдельных случаях кабинет-студия может служить и местом для арт-терапевтической работы с невротика­ми, лицами с соматической патологией. Такая работа отличается значи­тельной степенью свободы участников арт-терапевтической группы.

Кабинет-студия имеет несколько мест для самостоятельной работы пациентов. Места представляют собой, как правило, столы со стульями. На каждом рабочем месте — необходимый набор всевозможных матери­алов (бумага разных форматов, краски, восковые мелки или пастель, ка­рандаши и т. д.). На отдельном столе могут находиться заготовки для коллажа, глина и другие материалы на случай, если кто-то предпочтет оригинальную изобразительную технику. Обязательным для студии, так же как и других типов помещений для арт-терапевтической работы, яв­ляется наличие одной или — лучше — нескольких раковин, обеспечива­ющих свободный доступ пациентов к воде.

Кабинет-студия имеет зону отдыха с креслами и столом с чаем. Здесь посетители студии могут общаться, не мешая другим. Наряду с тем, что работа в студии рассчитана всякий раз на определенное время, в тече­ние отдельных сессий пациенты могут работать в присущем каждому темпе, по желанию делать перерывы, выходить в фойе (например, для курения).

Кабинет-студия должен иметь специально отведенное место для ра­бот пациентов (при том, что им позволено забирать некоторые работы с собой). Как правило, работы хранятся в индивидуальных папках на сто­лах или стеллажах.

Арт-терапевтический кабинет для индивидуальной работыобычно предназначен для более продолжительного курса занятий как со взрос­лыми, так и с детьми и подростками, страдающими негрубыми формами психических расстройств. Работа в таком кабинете предполагает тесное психотерапевтическое взаимодействие между арт-терапевтом и пациен­том, в том числе на протяжении всего процесса изобразительной рабо­ты. Арт-терапевт молчаливо присутствует при работе и иногда задает уточняющие вопросы.

Для работы пациента имеется стол, стул и весь набор изобразитель­ных средств и различных материалов, расположенных либо на полках, либо на другом столе в непосредственной близости от стола пациента.

Стул арт-терапевта находится рядом со столом пациента. Эта часть по­мещения называется «рабочей зоной». Здесь иногда может находиться гончарный круг и резервуар с глиной, «песочница». Некоторые арт-терапевты предоставляют своим пациентам и иные, более редкие материалы и средства изобразительной работы. Имеются некоторые особенности в оборудовании кабинета, предназначенного для индивидуальной работы с детьми. Они заключаются в наличии большого свободного простран­ства для игры с предметами или импровизированного исполнения ролей, а также в присутствии «кукольного дома» и разнообразных игрушек.

В кабинете наряду с «рабочей зоной»имеется «чистая зона» для об­щения арт-терапевта и пациента после завершения изобразительной ра­боты, проведения вербальной психотерапии.

Арт-терапевтический кабинет для групповой интерактивной работы рассчитан как на самостоятельную работу участников, так и на вербальное взаимодействие на этапе обсуждения продуктов изобрази­тельной деятельности. В соответствии с этим кабинет либо должен допус­кать быструю перестановку мебели, например для посадки пациентов в круг, либо иметь две по-разному оборудованные зоны – «рабочую» – для изобразительной работы, и «чистую» – для группового обсуждения. От кабинета-студии данное помещение отличается еще и тем, что в нем имеется большое разнообразие различных мест для работы, например не­сколько вариантов столов и стульев. Ориентация столов в пространстве может быть различной, чтобы предоставить возможность выбора участни­кам группы, которые занимают то или иное место в соответствии со свои­ми предпочтениями, тем самым обозначая «персональные территории», являющиеся в условиях групповой интерактивной работы элементом «ин­дивидуального психотерапевтического пространства». У каждого пациен­та имеется индивидуальный набор самых необходимых материалов. Кроме того, на общем столе находятся иные, более редкие материалы. Помеще­ние должно быть рассчитано на возможность совместной изобразитель­ной работы участников группы. Например, для создания общей большой работы бывает необходимо освободить пространство на полу в «рабочей зоне». Одна или две стены должны быть предназначены для развешивания работ перед началом обсуждения. Их можно использовать и при создании «групповой фрески» или «настенной газеты».

Некоторые современные кабинеты для групповой интерактивной арт-терапевтической работы нередко оборудованы микрофонами или видео­камерами для аудио- и видеозаписи разных этапов сессии.






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.