МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Техника матования одинокого короля





Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля.

Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические игры и задания

 

«Шах или мат» - шах или мат чёрному королю?

 

«Мат или пат» - нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

«Мат в один ход» - требуется объявить мат в один ход чёрному королю.

 

«На крайнюю линию» - надо сделать такой ход, чтобы чёрный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

 

«В угол» - требуется сделать такой ход, чтобы чёрным пришлось отойти королём на угловое поле.

 

«Ограниченный король» - надо сделать ход, после которого у чёрного короля остаётся наименьшее количество полей отхода.

 

Достижение мата без жертвы материала

Учебные положения на мат в два хода (начале, середине и конце игры).
Защита от мата.

 

Дидактические игры и задания

 

«Объяви мат в два хода» - в учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

 

«Защита от мата» - требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.

 

 

Шахматная комбинация

Достижение мата путём жертвы шахматного материала. Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др.

Комбинации для достижения ничьей.

 

Дидактические игры и задания

 

«Объяви мат в два хода» - требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.

 

«Сделай ничью» - требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.

 

«Выиграли материал» - надо провести простейшую двухходовую комбинацию и достичь материального перевеса.


Тематическое планирование
Подготовительная к школе группа

Тема Содержание
Сентябрь  
1. Сказка инсценировка «Удивительные приключения шахматной доски» Закрепить знания детей о шахматной доске, об её значении игре в шашки, шахматы. Игра в шашки.  
2. «Шахматные улицы и переулки» Закрепить знания детей о горизонтальных и вертикальных линиях, их количестве на шахматной доске; расположении доски между партнёрами. Чтение стихотворения «Доску правильно клади». Дидактические игры «Вертикаль», «Диагональ».
3. «Цепочка одного цвета» Движение по доске от угла к углу одного цвета. Отличие диагонали от вертикали и горизонтали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая чёрная диагонали. Сказка «Приключения в шахматной стране». Дидактическая игра «Диагональ».  
4. Шашечный турнир   Учить детей запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результат своей деятельности.  
5-6. «По порядку становись» Повторить ходы шахматных фигур. Начальное положение. Шах, мат, пат. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения)  
7. Рокировка Повторить понятия длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».  
8. «Превращение пешки» Закрепить знания о месте пешки в начальном положении. Ход пешки. Взятие. Превращение пешки. Дидактические игры «Лабиринт», «Один в поле воин».  
Октябрь
1-2. Игровая практика. Задачки из «шахматной шкатулки». Варианты ничьей. Задания на мат в один ход. Демонстрации коротких партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые» «Неизбежный мат».
3-4. «Легенда мудреца» Познакомить детей с историей возникновения шахмат. Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма «Анатолий Карпов – чемпион мира».  
5-6. Шахматная нотация Познакомить детей с обозначением горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле», «Кто быстрее», «Вижу цель». Игровая практика (на этих занятиях дети не играют молча, а, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля и на какое поле идёт, например: «Король с еI на е2»  
7-8. «Кто сильнее» Знакомим детей с ценностью фигур, сравнительной силой фигур. Дидактические задания «Кто сильнее», «Обе армии равны», «Достижение материального перевеса». Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.    
  Ноябрь  
1-2. «Ценность шахматных фигур» Закрепляем знания детей о ценности шахматных фигур. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактическое задание «Защита». Игровая практика  
3-4. «Защита» Задачки из «Шахматной шкатулки» Дидактическое задание «Защита» (учить детей защищать атакованную фигуру другой своей фигурой). Игровая практика.  
5-6. «Две ладьи против короля» Познакомить детей с техникой матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Мат в два хода». Игровая практика.  
7-8. «Ферзь и ладья против короля» Закреплять знания детей о технике матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Мат в два хода». Игровая практика.  
  Декабрь  
1-3. «Ферзь и король против короля» Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Мат в два хода». Игровая практика.  
4-5. «Ладья и король против короля» Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Мат в два хода». Игровая практика.  
6-7. «Объяви мат в два хода» Дидактические задания «Объяви мат в два хода», «Защитись от мата». Игровая практика.  
8. Шашечный турнир   Воспитывать внимательность, усидчивость, развивать логическое мышление.  
  Январь  
1. Праздник «Шахматный карнавал» В театрализовано-игровой форме закрепить шахматное название фигур и правила шахматной игры.  
2-3. «Шахматная комбинация» Рассмотреть матовые комбинации. Тема отвлечения. Дидактические задания «Объяви мат в два хода», «Защитись от мата». Игровая практика.  
3-4. «Шахматная комбинация» Рассмотреть матовые комбинации. Тема завлечения. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.  
5-6. «Шахматная комбинация» Рассмотреть матовые комбинации. Тема блокировки. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.  
7-8. «Разрушение королевского прикрытия» Рассмотреть матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.  
  Февраль
1-2 «Белые или чёрные?» Рассмотреть комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения, завлечения. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.  
3-4. «Разрушение защиты» Рассмотреть матовые комбинации. Тема уничтожения защиты. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.  
5-6. «Превращение пешки» Задачки из «Шахматной шкатулки» Рассмотреть комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. Дидактическое задание «Проведи пешку в ферзи». Игровая практика.  
7. Развлечение «Незнайка в стране шахмат» Через дидактические игры и игровые упражнения закрепить с детьми правила игры в шахматы. Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения; приобщать их к культуре игры в шахматы.
8. Шашечный турнир Учить детей принимать правильное решение с учётом возможных противодействий противника.  
Март  
1-3. «Выигрыш материала» Рассмотреть комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.  
4-6 «Ничья» Рассмотреть комбинации для достижения ничьей. Патовая комбинация. Дидактическое задание «Сделай ничью». Игровая практика.
7-8. Викторина «Ответь, как в сказке, сам, без подсказки. В развлекательно-игровой форме закрепить знания детей о правилах игры в шашки, шахматы. Развивать наблюдательность смекалку.
  Апрель
1-3. «Вечный шах» Рассмотреть комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. Дидактическое задание «Сделай ничью». Игровая практика.  
4-5 «Шахматные комбинации» Типичные комбинации в дебюте. Дидактическое задание «Проведи комбинацию»
6-7. «А знаешь ли ты?» Задачки из «Шахматной шкатулки» Повторение программного материала.
8. Шахматный вечер «Поле чудес» Закрепить знания детей о шахматных терминах, правилах игры в шахматы.
Май  
1 – 7. Шахматно-шашечный турнир «Здоровые телом – сильные духом» Закрепление пройденного материала. Дать понятие, что шахматы – это спорт, шахматисту нужна физическая подготовка, крепкое здоровье, сильный дух и развитый интеллект.  
8. «Призовой пьедестал» Награждение грамотами и ценными подарками победителей за 1, 2, 3 призовые места.  

Примечание: как дополнительное пособие к курсам первого и второго года обучения можно использовать книгу для совместного чтения взрослых и детей 5 – 8 лет «Удивительные приключения в шахматной стране» И.Г. Сухин. Программным материалам «Шахматы первый год» соответствуют её главы с первой по тринадцатую, а материалам второго года – главы четырнадцатая и пятнадцатая.



Композиционно пособие делится на 15 небольших глав, в каждой из которых важную роль играет обращение к маленькому слушателю. Для закрепления учебного материала после каждой главы введена рубрика «Загадки из тетрадки».

«Удивительные приключения в Шахматной стране» - книга-сказка, сказка – игра, в которой постичь азы шахматной игры детям помогают девочка-учительница Клеточка, её товарищ деловитый Загадай, озорной Весёлый Горизонталик, хулиганистый Задира и главный герой – мальчик Юра.


К концу второго года обучения дети знают:

- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

- ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

К концу второго года обучения дети умеют:

 

- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй;

- проводить элементарные комбинации.






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.