ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Игра всеми фигурами из начального положения Шахматная доска Шахматная доска, белые и чёрные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и игровые задания. «Горизонталь» - двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками или т.п.). «Вертикаль» - двое играющих по очереди заполняют одну из вертикальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками или т.п.). «Диагональ» - двое играющих по очереди заполняют одну из диагоналей шахматной доски кубиками (фишками, пешками или т.п.). Шахматные фигуры Белые, чёрные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король Дидактические игры и игровые задания. “Волшебный мешочек” - в непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый ребёнок на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы “не угадаете”, и ребёнок с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру. “Угадайка”. Загадайте какую-нибудь шахматную фигуру и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам и т. д. «Секретная фигура» - все фигуры стоят на столе в один ряд, дети стоят рядом и по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет». «Угадай» - педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. «Что общего?» - педагог берёт две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? «Большая и маленькая» - педагог ставит а столе 6 разных фигур, вызывает детей по одному, просит назвать самую высокую фигуру и отставить её в сторону; вскоре фигуры стоят по росту.
Начальная расстановка фигур Начальное положение (начальная позиция), расположение каждой из фигур в начальном положении, правило: Каждый ферзь любит свой цвет; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и игровые задания. «Мешочек» - дети по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. «Да и нет» - педагог берёт две шахматные фигуры и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. «Мяч» - педагог говорит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает кому-то из учеников мяч; усли утверждение верно, то мяч следует поймать. Ходы и взятие фигур (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Дидактические игры и игровые задания. «Игра на уничтожение» (важнейшая игра курса, именно здесь все плюсы шахмат начинают «работать» на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико – синтетическая функция мышления и др.) – педагог играет с ребенком ограниченным числом фигур, чаще всего фигура против фигуры; выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. «Один в поле воин» - белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). «Лабиринт» - белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их. «Перехитри часовых» - белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. «Сними часовых» - белая фигура должна побить все черные фигуры, избрав такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур. «Кратчайший путь» - за минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. «Захват контрольного поля» - игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле, при этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. «Защита контрольного поля» - эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. «Атака неприятельской фигуры» - белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. «Двойной удар» - белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры. «Взятие» - из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру. «Защита» - здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. «Выиграй фигуру» - белые должны сделать такой ход, чтобы про любом ответе черных они проигрывали одну из своих фигур. 5. Цель шахматной партии Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Дидактические игры и задания. «Шах или не шах» - приводится ряд положений, в которых ребенок должен определить: стоит ли король под шахом или нет. «Дай шах» - требуется объявить шах неприятельскому королю. «Пять шахов" - каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. «Защита от шаха» - белый король должен защититься от шаха. «Мат или не мат» - приводится ряд положений, в которых ребенок должен определить: дан ли мат черному королю. «Мат в один ход» - требуется объявить мат черному королю. «Рокировка» - можно ли рокировать в тех или иных положениях. Игра всеми фигурами из начального положения Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Дидактические игры и игровые задания «Два хода» - для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами подряд.
Тематическое планирование Старшая группа Тема | Содержание | Сентябрь | 1. Экскурсия в шахматный клуб «Шахматёнок» | Знакомство детей с оформлением и оборудованием шахматного клуба. Вызвать желание и интерес к игре в шахматы. | 2. «В стране шашечных чудес» | Продолжать развивать интерес к шашкам через чтение художественной литературы. | 3. «Волшебная доска» | Научить детей как правильно располагать доску между партнёрами (чёрная клетка слева). | 4-5. Рисование «Волшебная доска» | Учить детей правильно заштриховывать клеточки на поле с помощью линейки. Чтение-инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски», «Котята хвастунишки». | 6. «Проспекты, улицы и переулки» | Знакомство с линиями на шахматной доске: сверху - вниз, слева - направо, прямо и наискосок. | 7-8. «Шашечное войско» | Учить детей расставлять шашки по клеткам. Равномерно распределять внимание по всей доске. | Октябрь | 1. «Путешествие по уголкам» | Знакомство с линиями на шахматной доске: горизонтальная линия; количество полей в горизонтали; вертикальная линия; количество полей в вертикали. Учить движению шашки по доске от угла к углу. Дидактические игры «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ». | 2. «Следуй по направлению» (работа по карточкам) | Учить указывать правильное направление шашки на листе бумаги. | 3. «Правила шашечного боя» | Учить детей «срубать» шашку противника. | 4. Как возникла дамка» | Продолжать учить детей ходить и срубать противника дамкой. Учить ставить дамку. | 5. «Продумываем ход» | Учить продумывать ход шашки, избегая встречи с противником. | 6 - 8. «Шашечное сражение» | Закрепить умение игры в шашки. Чтение книги «Шашки – это интересно» Б. Герцензон. | Ноябрь | 1. «Ход дамки» | Продолжать учить детей ходить и срубать противника дамкой. | 2-4. «Шашечное сражение» | Закрепить умение продумывать и совершать правильный ход. | 5-6. «Юный тренер» | Учить играть согласованно, помогая товарищу освоить правила игры в шашки. | 7. Викторина «Почемучки в шашечном королевстве» | В игровой занимательной форме закрепить знания по теме «Шахматная доска», и по правилам игры в шашки. | 8. Развлечение «Весёлые приключения белой шашки» | Вызвать эмоциональный отклик, создать праздничное настроение. Закрепить правила игры в шашки. | Декабрь | 1. «Легенда мудреца» | Познакомить детей с историей возникновения шахмат. | 2-3. «В стране шахматных чудес» | Развивать интерес к шахматам через чтение рассказов, сказок, рассматривание рисунков и иллюстраций. | 4-5. «Жители шахматной шкатулки» | Знакомство с шахматными фигурами (название). Белые и чёрные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Что общего?», «Большая и маленькая». | 6. «Пешечная свита короля» | Познакомить с ходом пешки на шахматном поле. | 7. «Пешечные заповеди» | Познакомить детей с пешечными заповедями. | 8. «Каждой фигуре своё место» | Учить детей расстановке фигур (начальное положение) перед шахматной партией. Правило: каждый ферзь любит свой цвет. Дидактические игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч». | Январь | 1. «Сказочные жители шахматного королевства» | Предложить нарисовать силуэт понравившейся шахматной фигуры и заштриховать его. | 2. «Ладья - прямолинейная бесхитростная фигура» | Познакомить с ладьёй, её размещением на доске, сравнить с пешкой. | 3. «Кого поставили в угол?» | Знакомство с ходом ладьи (осуществление взятия пешек и ладей противника). Дидактические игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле не воин», «Кратчайший путь». | 4. «Ладья против ладьи» | Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух). | 5. «Вежливые слоны» | Знакомство со слоном, его перемещением по шахматному полю. Сравнить с ходом ладьи. Дидактические игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | 6. «Тяжёлая ладья - лёгкий слон» | Сравнение перемещения двух фигур по шахматному полю. Объяснить смысл понятий «тяжелая» и «лёгкий». Дидактические игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». | 7. «Ход сделан – обратно не вернёшь» | Учить детей соблюдать правила шахматистов во время игры. Чтение книги И.Весела «Шахматный букварь» | 8. Составление рассказа «Почему фигура слон не похоже на него» + анкета на шахматную фигуру слон | Учить детей составлять рассказ. | · С января по март как часть занятия проводятся шашечные турниры | Февраль | 1-2. «Особенная фигура – конь» | Знакомство с шахматной фигурой - конь. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь – лёгкая фигура. Дидактические игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | 3. «Конь против коня» | Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности». | 4. «Конь против ладьи, слона» | Дидактические игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ладьи, конь против слона). | 5-6. «Могучая фигура - ферзь» | Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Ферзь – тяжёлая фигура. Дидактические игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | 7. «На расхрабрившегося короля смотреть приятно» | Показать, как может выйти на поле король из укрытия на помощь пешкам. Чтение книги А. Казак «Маленьким о шахматах». | 8. « Ферзь против ладьи и слона» | Дидактические игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона). | Март | 1. «Превращение пешки» | Место пешки в начальном положении. Ход пешки. Взятие. Превращение пешки. Дидактические игры «Лабиринт», «Один в поле воин». | 2. «Пешка против пешки» | Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, пешка против двух, две пешки против двух). | 3. «Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня» | Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня), «Ограничение подвижности». | 4. «Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя» | Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля»). Чтение-инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба-Яга». | 5-6. «Король против других фигур» | Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки). | 7. «Шах» | Шах ферзём, ладьёй, слоном, конём, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Защита от шаха». | 8. «Кто первым объявит шах» | Дать детям понятия - открытый шах, двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах» (всеми фигурами из начального положения). | Апрель | 1. «Мат» | Рассказать о цели игры. Мат ферзём, ладьёй, слоном, конём, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат» | 2-3. «Мат в один ход» | Мат в один ход ферзём, ладьёй, слоном, конём, пешкой (показать простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход». | 3-4. «Пат или не пат» | Объяснить отличие пата от мата. Показать варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат». | 4-5. «Что такое – рокировка?» | Дать понятие длинной и короткой рокировки. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка». | 5 «Шахматная партия» | Игра со всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода». | 6 «Шахматная партия» | Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. | 7. «Шахматная партия» | Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. | 8. Развлечение «В шахматном королевстве» | Повторение пройденного материала. | Май | 1 - 7 занятие - «Вперёд, к победе!» | В течение месяца проводится шахматно-шашечный турнир. | 8. «Призовой пьедестал» | Награждение грамотами и ценными подарками победителей за 1, 2, 3 призовые места. | Примечание. Существенно повышает зрелищность шахматных занятий чтение-инсценировка сказочной части пособия-сказки для детей 5 – 8 лет «Удивительные приключения в Шахматной стране» И.Г.Сухина. Программным материалам «Шахматы первый год» соответствуют её главы с первой по тринадцатую, а материалам второго года – главы четырнадцатая и пятнадцатая. Композиционно пособие делится на 15 небольших глав, в каждой из которых важную роль играет обращение к маленькому слушателю. Для закрепления учебного материала после каждой главы введена рубрика «Загадки из тетрадки». «Удивительные приключения в Шахматной стране» - книга-сказка, сказка – игра, в которой постичь азы шахматной игры детям помогают девочка-учительница Клеточка, её товарищ деловитый Загадай, озорной Весёлый Горизонталик, хулиганистый Задира и главный герой – мальчик Юра. К концу первого года обучения дети знают: - шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировки, шах, пат, мат, ничья; - названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры. К концу первого года обучения дети умеют: - ориентироваться на шахматной доске; - играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса; - правильно помещать шахматную доску между партнёрами; - правильно расставлять начальное положение; - различать горизонталь, вертикаль, диагональ; - рокировать; - объявлять шах; - решать элементарные задачи на мат в один ход. Шахматные развлечения В течение учебного года следует организовывать для детей: - представления кукольного, теневого театров, - самодеятельные концерты шахматной тематики, - театрализованные представления, - демонстрацию мультфильмов и кинофильмов с шахматными фрагментами, - прослушивание шахматных сказок, стихотворений, рассказов. Второй год обучения Если на первом году обучения львиная доля времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь дети будут большей частью усваивать простейшие методы реализации материального и позиционного преимущества. Мат венчает шахматную партию, и ставить его дети должны уметь. Как бы плохо и неумело не играл ребёнок (с точки зрения мастеров древней игры), но если, в конце концов, он заматует неприятельского короля – это важная веха не только в овладении шахматными основами, но и в умственном развитии.
Курс включает в себя 6 тем: - «Краткая история шахмат»; - «Шахматная нотация»; - «Ценность шахматных фигур»; - «Техника матования одинокого короля»; - «Достижение мата без жертвы материала»; - «Шахматная комбинация». 1. Краткая история шахмат Рождение шахмат. Чемпионы мира по шахматам. Шахматная нотация Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая шахматная нотация. Дидактические игры и задания «Назови вертикаль» - педагог показывает одну из вертикалей, дети должны назвать её. Так дети называют все вертикали. Затем педагог спрашивает «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи? И т.п. «Назови горизонталь» - это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: «Вторая горизонталь»). «Назови диагональ» - А здесь определяется диагональ (например: «Диагональ eI – a5»). «Какого цвета поле» - педагог называет какое-либо поле и просит определить его цвет. «Кто быстрее» - к демонстрационной доске выходят два ребёнка, педагог просит их найти на доске определённое поле. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее. «Вижу цель» - педагог задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Дети отвечают по очереди, причём после каждого ответа педагог уточняет: «Ближе» или «Дальше». Ценность шахматных фигур Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. Дидактические игры и задания «Кто сильнее» - педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее?» На сколько очков?». «Обе армии равны» - педагог ставит на столе от одной до четырёх фигур и просит детей расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армии педагога и ребёнка были равны. «Выигрыш материала» - педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса. «Защита» - в учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство. |