Виды взаимодействия субъектов рынка Основы экономики 1. Экономика и её роль в обществе: 1)Экономика: понятие и функции. Предмет экономической теории. Необходимо различать 3 подхода к понятию «экономика». Первый подход рассматривает экономику как хозяйственную деятельность, особую сферу жизнедеятельности людей. Второй рассматривает экономику как науку о хозяйствовании. Третий рассматривает экономику как отношения между людьми, возникающие в процессе хозяйствования. Экономика- наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности. Экономика представляет собой сложную систему экономических отношений различного рода. Различают три группы отношений: 1) технико-экономические отношения, обусловленные техникой и технологией производства; 2) организационно - экономические, которые зависят от организации и управления производством, институциональной структуры экономики; 3) социально - экономические отношения (отношения собственности и распределения доходов). 2)Основные экономические понятия. Экономические отношения - это отношения между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Экономические отношения проявляются через экономические интересы. Экономические интересы различны у разных субъектов, социальных групп. В свою очередь экономические интересы своей материальной основой имеют потребности. Потребности - это объективная нужда людей в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности, требующая удовлетворения. Потребности человека многообразны. Наибольшее распространение получила теория американского ученого А. Маслоу. Все потребности делятся на 5 групп: 1)физиологические (в еде, питье, сексе); 2) в безопасности (защите от боли, гнева, страха); 3) в социальных связях (любви, нежности, причастности к какой-либо группе); 4) в самоуважении (в достижении цели, признания, одобрения); 5) в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении). Потребности удовлетворяются с помощью материальных благ и услуг. Благо - это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл (предмет, явление, продукт труда), удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей. Услуги - это целесообразная деятельность человека, результат который имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности. Блага обладают полезностью и ценностью. Полезность блага - это комплексная субъективная оценка натуральных свойств благ данным индивидом в данный момент времени. Ценность блага - это положительная или отрицательная значимость для человека блага, способность блага обмениваться на другие блага в некоторой пропорции. Экономическими процессами в обществе управляют законы общественных действий людей или экономические законы. Экономические законы - это устойчивые, многократно повторяющиеся, выражающие внутреннюю сущность, причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. 3)Методы научного познания экономики. Методы - это то как, каким образом, с помощью каких инструментов изучаются экономические явления и процессы. Общие методы выражают наличие общих подходов к научному освоению экономической действительности в целом. Локальные методы представляют собой конкретные инструменты, приемы, средства, с помощью которых исследуются те или иные стороны и аспекты экономической системы. Среди них - специфические (которые привязаны к той или иной методологии) и универсальные - (которые могут использоваться при реализации любой методологии). К универсальным относятся: - анализ (расчленение объекта исследования на отдельные элементы) и синтез (соединение отдельных элементов в единое целое); - индукция (выведение общего из частных фактов) и дедукция (движение от общего к частному); - абстракция (выделение существенных свойств предмета при отвлечении от других свойств). 2. Предмет и метод экономической теории: 1)Предмет экономической теории. Расширенное толкование предмета ведет к тому, что экономическая наука включает в себя всю совокупность функционирования как отдельного производственного звена - предприятия, фирмы (микроуровень), так и всего национального или интернационального хозяйства (макроуровень). Один и тот же товар, обладающий неизменной величиной стоимости (затратами труда - издержками производства) на разных рынках и в разное время, будет иметь неодинаковую, разную цену, поскольку производитель и потребитель вступают в экономические отношения в различных условиях, имея различные позиции и различные интересы. В этих условиях для экономической науки представляет первостепенный интерес не только выявление определенных законов, но и проявление этих законов в определенной системе отношений между участниками производящих и потребляющих материальные блага. Вот почему предмет научных изысканий - закон и объект исследования экономические отношения находятся в органической связи друг с другом. Однако все многообразие отношений и законовотражающих определенные грани этих отношений, имеют свою основу. Основа – это общий принцип начала и развития многообразия отношений, законов закономерностей в изучении соответствующей сферы познания, в данном случае сферы экономической жизнедеятельности человеческого общества в целом или в отдельных его частей, структур и т. п. Найти этот принцип представляет собой одну из главнейших задач любой науки, в том числе и экономической. За вещью, которую мы покупаем и называем товаром (телевизор, автомобиль), мы не видим ни процесса производства этой вещи, ни особенностей издержек на создание этой вещи, ни процесса движения этой вещи от производителя к торговой организации, а потом к потребителю. Однако эта вещь все это "знает", а наша задача знать эту вещь в ее содержании как товара, включающего все многообразие отношений между создателями этой вещи от начала ее зарождения до приобретения законченного вида в форме данного продукта, товара. 2) Основные особенности метода научного познания экономических процессов. Общий подход к изучению естественных и общественных наук сводится к следующим принципам: 1) изучению подлежат объективные факты, явления; 2) процесс изучения предполагает расчленение сложных процессов на части, рассмотрение каждой из которых позволяет узнать свойства и особые черты частей их взаимодействия друг и другом; 3) методом проникновения в характерные черты изучаемых предметов, явлений, процессов выступает движение мысли от простого, отдельного, к сложному, всеобщему (индукция) или наоборот от общего к отдельному (дедукция). Кроме общих методов исследования общественные науки, характеризуется особыми чертами. Эти особенности экономисты западных стран видят в том, что выявленные принципы исследования используются по разному, в зависимости от того, относятся ли они к макроэкономике или к микроэкономике. Макроэкономические исследования различныхэкономических проблемохватывают анализ таких величин, как общий объем продукции, общий уровень занятости, общий объем дохода, общий объем расходов, общий уровень цен и т. д. В микроэкономических исследованиях оперируют терминами: отдельная отрасль, фирма и домохозяйство, и сосредотачивают внимание на таких величинах, как производство или цена конкретного продукта, или доход отдельной фирмы или отдельного домохозяйства, расходы данной фирмы или семьи и т. д. При рассмотрении особенностей методологии экономической теории ученые широко используют исторический подход в характеристике экономических систем. Экономические системы характеризуются совокупностью производственных отношений, соответствующих уровню развития производительных сил, поскольку производительные силы общества находятся в постоянном изменении. Эти изменения чаще всего происходят под воздействием требований и потребностей развития материальных условий жизни общества. Если изменяются организационно-технические основы производства, изменяются и социально-экономические условия. В этих условиях также изменяются многие экономические связи людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Это происходит вследствие ослабления прочных, традиционных экономических связей и отношений и возникновения новых. 3. Собственность и социально-экономический строй общества: 1) Место отношений собственности в экономической системе. Собственность - образование сложное и многомерное. Она является основой экономической системы. Необходимо различать 2 подхода к собственности: Первый подход рассматривает собственность как конкретную экономическую категорию. Собственность есть отношение между людьми по поводу присвоения средств производства и результатов производства; Второй подход характеризует собственность через анализ всей экономической системы общества. Необходимо различать экономическое и юридическое содержание собственности. 2)Экономическое содержание собственности. Экономическое содержание собственности характеризуется через следующие моменты: 1) взаимосвязь двух парных категорий: присвоение - отчуждение; 2) взаимосвязь таких парных категорий как обособление - обобществление; 3) способ соединения вещественного и личного факторов производства; 4) способ распределения доходов; 5) субъектно-объектный анализ. 1) Прежде всего, экономическое содержание собственности можно раскрыть на основе анализа двух моментов. С одной стороны – механизма и форм присвоения той или иной общностью (индивид, группа, общество) средств производства, деятельности и ее результатов, а с другой стороны, - соответствующих форм их отчуждения от других хозяйственных единиц и общества в целом. 2) Обособление означает, что каждый товаропроизводитель специализируется на производстве определенного товара. Чем глубже общественное разделение труда, тем сильнее взаимозависимость между обособленными товаропроизводителями. Включение отдельного обособленного товаропроизводителя в систему общественного труда осуществляется через обмен результатами деятельности. 3) Глубинную основу отношений собственности составляет способ соединения факторов производства. Различают два способа соединения – непосредственный и опосредованный. Соединение средств производства с непосредственными производителями материальных благ, осуществляемое в процессе производства, минуя сферу обращения, характеризует непосредственный способ соединения факторов производства. В этом случае, в лице одного человека реализуются две функции - функция собственника средств производства и функция непосредственного производителя материальных благ. Для того, чтобы произошло соединение факторов производства, необходимо, чтобы собственник средств производства нанял рабочую силу на рынке труда. 4) Распределение доходов осуществляется в интересах собственников средств производства. 5) Субъектами собственности могут быть: отдельные индивиды, семья, социальная группа, производственный коллектив, народ, органы управления. Объектами собственности являются: средства производства, имущество, деньги, ценные бумаги, информация, интеллект, рабочая сила. 3) Теория прав собственности. Юридическое содержание собственности характеризуется правомочиями. Права собственности - это совокупность властных прав, санкционированных поведенческих отношений, складывающихся между людьми по поводу использования ими экономических благ. Для реализации прав собственности очень важна спецификация прав собственности. Полный «пучок прав» состоит из 11 элементов (А. Оноре): 1) право владения, т. е. право исключительного физического контроля над благами; 2) право использования, т. е. право применения полезных свойств благ для себя; 3) право управления, т. е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ; 4) право на доход, т. е. право обладать результатами от использования благ; 5) право суверена, т. е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение благ; 6) право на безопасность, т. е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды; 7) право на передачу благ в наследство; 8) право на бессрочность обладания благом; 9) запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде; 10) право на ответственность в виде взыскания, т. е. возможность взыскания блага в уплату долга; 11) право на остаточный характер, т. е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий. 4) Многообразие форм собственности в рыночной экономике. Собственность есть историческая категория. В соответствии с характером производственных отношений, присущих конкретному способу производства, различают исторические типы собственности, обладающие совокупностью специфических признаковформ собственности в рыночной экономике. Выделяют различные формы присвоения или формы собственности. К ним относятся: 1) формы индивидуального присвоения; 2) формы коллективного присвоения; 3) формы общественного присвоения. В рамках той или иной формы могут быть те или иные виды. Так: 1) индивидуальная собственность (личную, частную трудовую, частную капиталистическую); 2) коллективная собственность (товарищества, кооперативную, акционерную, совместное производство); 3)общественная собственность (общегосударственную, муниципальную) . 4. Общие типы организации производства: 1)Натуральная и товарная формы хозяйства. Натуральное хозяйство - это такая система организационно - экономических отношений, при которой люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей. Для натурального хозяйства характерны: 1) замкнутость системы организационно-экономических отношений; 2) ручной универсальный труд, исключающий его разделение на обособленные виды; 3) прямые экономические связи между производством и потреблением. Оно развивается по формуле: «производство - распределение - потребление», то есть созданная продукция распределяется между участниками производства, минуя обмен, и идет в потребление. Товарное хозяйство - это такая система организационно-экономических отношений, при которой полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Для товарного хозяйства характерны: 1) открытость системы организационно-экономических отношений; 2) разделение труда и как следствие этого обмен товарами; 3) косвенные, опосредованные связи между производством и потреблением. Оно развивается по формуле: «производство-обмен-потребление». Изготовленная продукция поступает на рынок для обмена на другие изделия и лишь затем попадает в сферу потребления. Рыночный обмен устанавливает экономические связи между производителями и потребителями товаров. 2)Основные категории товарного хозяйства. Производство товаров существует с периода первобытнообщинного строя до настоящего времени. Причинами развития товарного производства является: 1) общественное разделение труда; 2) хозяйственное обособление людей. Исторически первым было простое товарное хозяйство крестьян и ремесленников. При капитализме появляется развитое товарное хозяйство, при котором становятся товаром не только результаты труда, но и сама рабочая сила человека. Элементарной клеточкой товарного хозяйства является товар. Товар - это созданная трудом общественная полезность, предназначаемая для эквивалентного обмена на рынке на другой товар. Товар при обмене на равноценный продукт получает на рынке меновую стоимость. Меновая стоимость - это способность товара обмениваться на другие полезные вещи в определенных количественных пропорциях. Пропорция обмена зависит от величины стоимости, воплощенной в товарах. Таким образом, товар имеет два свойства: полезность и стоимость. 5. Деньги: 3) предложение денег. Банковский мультипликатор; 4) спрос на деньги. 1) Возникновение и сущность денег. Закон денежного обращения. Деньги - особый товар, который является единственным всеобщим эквивалентом. Поскольку золото стало общепризнанным воплощением стоимости, оно стало выступать своего рода эталоном - измерителем стоимости всех товаров. С появлением денег простой товарообмен, совершавшийся по формуле: Т1 - Т2 был замещен обращением по формуле: Т1 - Д - Т2 Деньги превратились в незаменимого и влиятельного посредника в обмене одного блага на другое. Экономическая роль денег проявляется Деньги прежде всего осуществляют функцию меры стоимости - измеряют стоимость всех товаров. Стоимость вещи, выраженная в деньгах, - его цена. Для определения цены продуктов сами деньги не требуются, поскольку продавец товара устанавливает его цену мысленно (идеально выражает стоимость в деньгах).в их функциях. В функции средства обращения денежные средства выступают в качестве посредника в обращении, которое совершается по формуле: Т (товар) - Д (деньги) - Т (товар). В данном случае деньги не задерживаются надолго в руках покупателей и продавцов и переходят из рук в руки, выполняя рассматриваемую функцию мимолетно. Это обстоятельство привело в конечном счете к замене полноценных денег неполноценными. Если продавец получил за свой товар деньги, но не стал сразу же расходовать их на покупку нужных ему вещей, то процесс обращения прерывается. Тогда деньги начинают выполнять функцию средства образования сокровищ, они накапливаются в качестве представителя богатства вообще. Функцию сокровища выполняют не только золотые монеты, но и слитки, изделия из золота - сам денежный материал во всех его видах. При продаже товаров в кредит (в долг с отсрочкой платежа) деньги выполняют функцию платежного средства. Ими расплачиваются за ранее приобретенный товар, когда наступает срок погашения задолженности. В такой роли денежные средства используются и вне сферы товарного обращения в случаях, если выплачивается заработная плата, выполняются всякого рода финансовые обязательства (по займам, по налогам, за аренду земли или помещения и т. п.). В международной торговле осуществляется функция мировых денег, последние стали выступать в роли всеобщего эквивалента в хозяйственных взаимоотношениях всех стран. Функцию мировых денег длительное время выполняло золото. На смену золотых монет в ХХ веке пришла искусственная денежная единица. Отмена золотого стандарта привела к тому, что отпали две функции, которые не могут осуществляться без золота в качестве денег: 1) средство образования сокровищ; 2) мировые деньги. В современных условиях в основном выполняются три функции денег: 1) мера стоимости; 2) средство обращения; 3) средство платежа. В рыночной экономике с деньгами связаны процессы инфляции. Инфляция (вздутие) - это заполнение сферы обращения сверх действительной потребности национального хозяйства. Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению: а) к золоту (при золотом стандарте); б) к товарам; в) к иностранным валютам. Вследствие этого в первом случае происходит повышение рыночной цены золота в бумажных деньгах. Во втором случае растут цены товаров. В третьем случае падает курс национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам. 2) Понятие и типы денежных систем. Денежная система - это исторически сложившаяся в каждой стране форма организации денежного обращения и законодательно установленная государством. В зависимости от вида обращаемых денег выделяются два типа систем денежного обращения: -система обращения металлических денег, когда обращаются полноценные золотые и серебряные монеты, а кредитные деньги свободно обмениваются на денежный металл (слитки или монеты); -система обращения кредитных и бумажных денег, когда золото вытеснено из обращения и поэтому кредитные и бумажные деньги могут быть обменены на золото. Современное денежное обращение представляет собой совокупность денежных средств, внешне выступающих в двух формах: наличной и безналичной. По объему наличные деньги значительно уступают денежным средствам, находящимся на банковских счетах: банкноты и разменная монета в современных условиях составляют лишь около 10% всех денежных средств. Денежная масса - совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, обеспечивающая обращение товаров и услуг в народном хозяйстве. 6. Рынок и его законы: Рынок является одним из достижений мировой цивилизации. При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления. Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся: 1) функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены, в результате производство начинает сокращаться; 2) стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда; 3) функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними); 4) регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро - и макропропорции в экономике, в производстве и обмене; 5) функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономически нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей. Рынки можно подразделить по следующим критериям: 1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынки материальных благ и услуг; рынки средств производства; рынки научно-технических разработок; рынки ценных бумаг; рынки рабочей силы; 2) рынки можно классифицировать по товарным группам: рынки товаров производственного назначения; рынки товаров народного потребления, продовольственных товаров; рынки сырья и материалов и т. д. ; 3) образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки: внутрирегиональные; межрегиональные; национальные; международные (мировые).; 4) по степени ограничения конкуренции различают: монопольный; олигопольный; межотраслевые рынки; 5) по видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на: рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации; рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане; рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами - непосредственные производители сельскохозяйственной продукции; 6) с учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на: легальные, официальные; нелегальные «теневые», «черные» и т д. Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков: 1) рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки: - товаров потребительского назначения - продовольственные и непродовольственные товары; - рынки услуг - бытовые, транспортные, коммунальные; - рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.; 2) рынки факторов производства. В их состав входят: - рынки недвижимости; - орудий труда; - сырья и материалов; - энергетических ресурсов; - полезных ископаемых.; 3) финансовые рынки. Это: - рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки; - кредитные рынки; - рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варрантами, фьючерсными контрактами и др.; - валютно-денежные рынки.; 4) рынки интеллектуального продукта - инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.; 5) рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила используется в соответствии с законами рыночной экономики. В условиях рынка производство товаров связано с удовлетворением спроса отдельных групп потребителей. Сегмент рынка - это часть рынка; группа потребителей продуктов, предприятий, имеющих общие признаки. Сегментация рынка - это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Виды взаимодействия субъектов рынка Рыночная арена-это арена активного взаимодействия всех субъектов рынка, т. е. продавца и покупателя. Основными параметрами являются: - количество продавцов, товаров определённого вида; - свобода вхождения товаровладельцев на рынок и выхода из него; - возможность или невозможность установления рыночных цен со стороны отдельных товаровладельцев; - независимость или зависимость субъектов рынка друг от друга. Конкуренция - с лат. «конкуро» - сталкиваюсь - это соперничество м/у участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства купли и продажи товаров и услуг. По методам ведения конкуренция делится: 1) на ценовую (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен); 2) неценовую (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.). Свободная конкуренция - имеет ряд характерных признаков: 1) на рынке имеется множество независимых товаровладельцев самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах; 2) ни чем и ни кем не ограниченный доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Рыночное противоборство - это мощная сила с много функционирующим назначением, это - сила способная изменять соотношение спроса и предложения, уровень рыночной цены, структуру и последствия развития рынка. Монополия с греч.яз. означает монос - 1, полия - продаю, - это захват физ. или юридич. лицом части или всего рыночного пространства и установление на нём своего господства. Монопсония-это хозяйственное объединение, скупающее продукты у всех продавцов. Чистая монополия - в масштабе 1 отрасли в рыночной деятельности. Абсолютная монополия - формируется в масштабе национального хозяйства. Легальная - образуется на законном основании и как - бы защищена от конкуренции. Входят: патентная система и авторские права. Искусственная монополия - это объединения созданные ради получения монополистических выгод. Искусственная монополия выступает в виде ряда конкретных форм: - каратель, синдикат, трест, концерн. Каратель - это союз нескольких предприятий 1 отрасли, промышленности в которой его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства. Синдикат - это объединения ряда предприятий изготавливающих однородную продукцию. Трест - это монополия, в которой создаётся совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн - это союз формально независимых предприятий в рамках, которых головная фирма организует финансовый контроль со своими участниками. Монополистическая цена - это особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне (вые.или низ.) общественной стоимости или равновесной цены в целях получения монопольного дохода. |