Метод экономического анализа и синтеза Основой прогнозирования, как и планирования, является проведения аналитического исследования. В частности, экономический анализ является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования. Он осуществляется как на макро-, так и на мезо- и микроуровнях. При проведении экономического анализа используется системный подход. В качестве системы рассматривается народное хозяйство (экономика) в целом и его структурные части: сферы, регионы, отрасли, объединения, предприятия. Анализ должен быть комплексным, т.е. всесторонним. Сущность анализа заключается в расчленении изучаемого экономического явления или процесса на составные части, установлении взаимосвязи и влияния этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Процесс экономического анализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и критериев оценки; подготовку информации для анализа; изучение и аналитическую обработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей; оформление результатов анализа. В процессе экономического анализа используются различные способы и приемы: сравнения, группировки, индексный метод и др. Анализ позволяет раскрыть сущность исследуемого процесса, определить закономерности его изменения в прогнозируемом (плановом) периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей Анализ неразрывно связан с синтезом, который представляет объединение проанализированных частей в единое целое. ВОПРОС 18: Сущность метода экономического анализа. Индексный метод анализа? Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний (в том числе приёмов и методов получения этих знаний), связанную с исследованием экономических процессов и выявлением закономерностей их развития, с научным обоснованием бизнес-планов и всесторонней оценкой их выполнения, с выявлением факторов, оказывающих влияние на развитие экономических процессов, и измерения уровня этого влияния, с выявлением неиспользованных внутрихозяйственных резервов и на основе вышеперечисленного принятием оптимальных управленческих решений. Под предметом экономического анализа традиционно понимается хозяйственная деятельность предприятий, её эффективность и конечные финансовые результаты. Важнейшими задачами экономического анализа являются: -обоснование управленческих решений; -анализ выполнения бизнес-планов; -определение экономической эффективности использования ресурсов предприятия; -выявление и измерение резервов. Обоснование управленческих решений достигается прежде всего за счёт проведения комплексного ретроспективного анализа (анализа показателей прошедших периодов) хозяйственной деятельности. Значительное внимание при этом уделяется трендовому анализу, который позволяет установить определённые закономерности развития предприятия. Но для того чтобы продолжить выявленные тенденции в будущем, мало их построить, необходимо выявить факторы, влияющие на поведение экономических показателей. Экономические показатели классифицируются по следующим направлениям: а) в зависимости от измерителей: -натуральные (используются для количественной характеристики объекта: оборудование - 17 станков), -стоимостные (используются для денежной характеристики объекта: оборудование - 78000 у.е.); б) в зависимости от того, какая сторона хозяйственной операции измеряется: -количественные (используются для выражения абсолютных и относительных величин: объём производства), -качественные (используются при анализе факторов, оказавших влияние на изменение величины изучаемого объекта: фондоотдача, производительность труда); в) в зависимости от применения отдельно взятых показателей: -абсолютные (используются для выражения конкретного значения изучаемого объекта: стоимость оборудования, стоимость основных средств), -относительные (используются для выражения значения изучаемого объекта по отношению к другим элементам общей совокупности либо к аналогичным показателям за предыдущие периоды и т.п.: доля оборудования в общем объёме основных средств, темп роста выпускаемой продукции). Ретроспективный анализ завершается, как правило, перспективным анализом, результатом которого является формирование плановых показателей. Анализ экономической эффективности использования ресурсов предприятия позволяет, во-первых, установить, в какой степени реализуется потенциал предприятия, во-вторых, определить факторы, как препятствующие, так и благоприятствующие его реализации, и в третьих, оценить уровень их влияния на достижение результативных показателей. Примером результативного показателя может быть объём производства, величина прибыли. Оценка экономической эффективности использования ресурсов предваряет решение следующей задачи, которая заключается в выявлении и измерении резервов. Выявление резервов может быть достижимо за счёт сравнительного выполнения плана внутренними подразделениями предприятия, предприятиями одной отрасли, сопоставления отечественных и зарубежных достижений. Говоря о сущности экономического анализа, невозможно обойти вниманием такое понятие как метод экономического анализа, который, собственно, является средством решения задач последнего. Под методом экономического анализа понимается комплексное изучение хозяйственных процессов. Характерными особенностями метода экономического анализа являются следующие: -использование системы показателей; -изучение причин их изменения; -выявление и измерение взаимосвязи между ними. Индекс — это обобщающий относительный показатель, характеризующий изменение уровня общественного явления во времени, по сравнению с программой развития, планом, прогнозом или его соотношение в пространстве. Наиболее распространена сравнительная характеристика во времени. В этом случае индексы выступают как относительные величины динамики. Индексный метод является также важнейшим аналитическим средством выявления связей между явлениями. При этом применяются уже не отдельные индексы, а их системы. В статистической практике индексы применяются при анализе развития всех отраслей экономики, на всех этапах экономической работы. В условиях рыночной экономики особенно возросла роль индексов цен, доходов населения, фондового рынка и территориальных индексов. Условные обозначения, используемые в индексном анализе. g – Количество (объем) какого-либо продукта в натуральном выражении; p – Цена за единицу продукции; z – Себестоимость единицы продукции; t – Затраты времени на производство единицы продукции (трудоемкость); T – Общие затраты времени на производство продукции (T = tg) или численность работников; pg – Общая стоимость произведенной или проданной продукции (товарооборот, выручка); zg – Затраты на производство всей продукции (издержки производства); Статистика осуществляет классификацию индексов по следующим признакам: 1. В зависимости от объекта исследования: · индексы объемных (количественных) показателей (индексы физического объема: товарооборота, продукции, потребления) · индексы качественных показателей (индексы цен, себестjимости, заработной плата) К индексам объемных показателей относятся индексы физического объема: товарооборота, продукции, потребления материальных благ и услуг; а также других показателей, имеющих количественный характер: численности работников, посевных площадей и т.п. К индексам качественных показателей относятся индексы: цен, себестоимости продукции, заработной платы, производительности труда, урожайности и т.п.; 2. По степени охвата элементов совокупности: · индивидуальные индексы (дают сравнительную характеристику отдельных элементов явления) · общие индексы (характеризуют изменение совокупности элементов или всего явления в целом) 3. В зависимости от методологии исчисления общие индексы подразделяются на: · агрегатные (агрегатные индексы являются основной формой индексов и строятся как агрегаты путем взвешивания индексируемого показателя с помощью неизменной величины другого, взаимосвязанного с ним показателя). · средние (являются производными от агрегатных) 4. В зависимости от базы сравнения различают: · базисные (если при исчислении индексов за несколько периодов времени база сравнения остается постоянной) · цепные (если база сравнения постоянно меняется) Различают два основных вида индексов: · простые (частные, индивидуальные); · аналитические (общие, агрегатные). Использование индексов в экономическом анализе преследует следующие цели: · с их помощью дается оценка относительного изменения какого-либо экономического явления или показателя; · применение индексов дает возможность определить влияние отдельных факторов на изменение обобщающего (результативного) показателя (признака). · дается оценка влияния изменения структуры какого-либо экономического явления на величину динамики этого явления. Технически любой индекс представляет собой показатель, определяемый как соотношение двух каких-либо величин. Последние являются, по существу, определенными состояниями известного признака. С помощью индексов осуществляются сравнения фактических показателей с базисными, то есть, как правило, с плановыми и с показателями предшествующих периодов. ВОПРОС 19: Прогнозные показатели для разработки сценарных условий и основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ? В целях подготовки прогноза Министерство экономического развития Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывает: а) сценарные условия, которые содержат наиболее вероятные внешние и внутренние условия и характеристики социально-экономического развития Российской Федерации, соответствующие целям социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период, включающие следующие прогнозные показатели: цены на нефть марки "Urals" (мировые); · цены на природный газ; · темпы роста мировой экономики; · курс евро к доллару США; · курс доллара США к рублю; · индекс реального эффективного обменного курса рубля; · объем добычи нефти и природного газа; · экспорт и импорт нефти, нефтепродуктов и природного газа; · прогноз инфляции, в том числе базовой; · предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса; · бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства; · прямые иностранные инвестиции (методология платежного баланса); · численность населения (в среднегодовом исчислении); · численность населения трудоспособного возраста; · численность населения старше трудоспособного возраста; · численность экономически активного населения; · другие показатели по согласованному с Министерством финансов Российской Федерации перечню; б) основные параметры, которые содержат соответствующие сценарным условиям и отражающие социально-экономическое развитие Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде следующие прогнозируемые количественные характеристики: · динамика и структура используемого и произведенного валового внутреннего продукта; · динамика объема отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), промышленного производства и производства продукции сельского хозяйства; · динамика цен (тарифов) на товары (услуги); · индексы-дефляторы (индексы цен производителей) по видам экономической деятельности; · среднеконтрактные цены на природный газ, экспортируемый в дальнее зарубежье, на Украину, в Республику Молдова и страны Закавказья; · средние цены производителей на газовый конденсат; · показатели производства и реализации подакцизной продукции, производимой на территории Российской Федерации и ввозимой на территорию Российской Федерации, в том числе подлежащей обложению акцизами (с расшифровкой необлагаемого объема производства и реализации); · объем добычи угля, углеводородного сырья, металлических руд, в том числе облагаемый налогом на добычу полезных ископаемых (с расшифровкой необлагаемого объема); · цены реализации подакцизной продукции (для подакцизной продукции, в отношении которой установлены адвалорные или комбинированные ставки акцизов); · сумма начисленной амортизации; · сумма начисленной амортизации для целей налогообложения; · среднегодовая стоимость амортизируемого имущества; · среднегодовая стоимость основных средств для целей бухгалтерского учета; · прибыль по всем видам деятельности для целей бухгалтерского учета (сальдо); · прибыль организаций по всем видам деятельности для целей бухгалтерского учета (без учета организаций, получивших убыток); · инвестиции в основной капитал (основные средства) за счет всех источников финансирования; · динамика производительности труда (справочно); · оборот розничной торговли; · платные услуги населению (расходы населения на оплату услуг); · численность граждан, занятых в экономике; · численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (в процентах от общей численности населения); · реальная заработная плата; · общая численность безработных граждан; · уровень безработицы; · численность официально зарегистрированных безработных граждан; · величина прожиточного минимума в расчете на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения; · фонд заработной платы; · размер номинальной начисленной среднемесячной заработной платы; · реальные располагаемые денежные доходы населения; · средний размер трудовой пенсии (среднегодовой); · объем экспорта и импорта товаров в стоимостном и количественном выражении, в том числе: · объем импорта из стран дальнего зарубежья и государств - участников СНГ с выделением Республики Белоруссия, налогооблагаемый стоимостной объем импорта из стран дальнего зарубежья; · объем экспорта нефти в количественном выражении в страны дальнего зарубежья и государства - участники СНГ с выделением Украины и Республики Белоруссия; · объем экспорта природного газа в страны дальнего зарубежья и государства - участники СНГ с выделением Украины, Республики Молдова и стран Закавказья; · объем экспорта нефтепродуктов в количественном выражении в страны дальнего зарубежья и государства - участники СНГ с выделением Украины и Республики Узбекистан; · объем экспорта нефти и природного газа в количественном выражении при выполнении соглашений о разделе продукции (по месторождениям) и объем экспорта природного газа по магистральному трубопроводу "Голубой поток"; · объем экспорта (в том числе налогооблагаемый) прочих товаров; · другие показатели по согласованному с Министерством финансов Российской Федерации перечню. 6. Федеральная служба по тарифам представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации предложения к сценарным условиям о предельных темпах роста регулируемых тарифов и цен на товары (услуги) субъектов естественных монополий и прогноз роста нерегулируемых цен на товары и услуги на очередной финансовый год и плановый период. 7. Министерство экономического развития Российской Федерации направляет в Министерство финансов Российской Федерации, Федеральную службу по тарифам и Центральный банк Российской Федерации проекты сценарных условий и основных параметров прогноза, а также данные о социально-экономическом развитии Российской Федерации за отчетный финансовый год и ожидаемые итоги социально-экономического развития Российской Федерации за текущий период. 8. Министерство экономического развития Российской Федерации направляет в Министерство финансов Российской Федерации основные показатели прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на очередной финансовый год и плановый период. 9. Министерство финансов Российской Федерации направляет в Министерство экономического развития Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации: а) предварительные данные об объеме погашения и обслуживания государственного долга Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период с выделением государственного внутреннего и внешнего долга; б) предварительные данные о приобретении и продаже государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней на очередной финансовый год и плановый период; в) предложения по вопросам системы оплаты труда, социальных гарантий и пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих, судей и иных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. 10. Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации представляют в Министерство финансов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации: (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.03.2013 N 257) а) предварительные данные об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и прогноз основных параметров бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период; б) предложения о минимальном размере оплаты труда, порядке индексации заработной платы работников федеральных государственных учреждений; (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 N 1045) в) предложения об индексации фиксированного базового размера трудовой пенсии и страховой части трудовой пенсии, величине трудовой пенсии (среднегодовой с учетом пенсии по государственному обеспечению) с учетом предложенных темпов индексации, предложения о размерах пособия по безработице и других пособий на очередной финансовый год и плановый период; г) предварительные данные о численности пенсионеров, получающих фиксированную базовую трудовую пенсию и страховую часть трудовой пенсии. 11. Министерство образования и науки Российской Федерации представляет в Министерство финансов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации предложения о размере стипендий на очередной финансовый год и плановый период. 12. Министерство энергетики Российской Федерации представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предварительные показатели прогнозируемых в очередном финансовом году и плановом периоде: а) объема производства и реализации подакцизной продукции, производимой предприятиями нефтегазового комплекса, в том числе подлежащей обложению акцизами (с расшифровкой необлагаемого объема производства и реализации); б) объема добычи угля, углеводородного сырья, в том числе облагаемого налогом на добычу полезных ископаемых (с расшифровкой необлагаемого объема, в том числе объема добычи при выполнении соглашений о разделе продукции), из них - объема добычи по новым месторождениям и по месторождениям с выработанностью свыше 80 процентов; в) объема экспорта нефти в количественном выражении в страны дальнего зарубежья и государства - участники СНГ с выделением Украины и Республики Белоруссия; г) объема экспорта природного газа в страны дальнего зарубежья и государства - участники СНГ с выделением Украины, Республики Молдова и стран Закавказья; д) объема экспорта нефтепродуктов в количественном выражении в страны дальнего зарубежья и государства - участники СНГ с выделением Украины и Республики Узбекистан; е) объема экспорта нефти и природного газа в количественном выражении при выполнении соглашений о разделе продукции (по месторождениям) и объема экспорта природного газа по магистральному трубопроводу "Голубой поток"; ж) цен на природный газ, средних цен производителей на газовый конденсат, объема и цен на природный газ, реализуемый на внутреннем рынке и на экспорт при выполнении соглашения о разделе продукции (по месторождениям); з) объема российского природного газа, поставляемого по соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики через акваторию Черного моря; и) объема добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации; к) объема импорта нефти, нефтепродуктов и природного газа. 13. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предварительные показатели прогнозируемых в очередном финансовом году и плановом периоде: а) объема производства и реализации автомобилей легковых и мотоциклов, в том числе подлежащих обложению акцизами (с расшифровкой необлагаемого объема производства и реализации); б) объема добычи металлических руд, в том числе облагаемого налогом на добычу полезных ископаемых (с расшифровкой необлагаемого объема); в) объема производства и реализации продукции по видам деятельности, относящимся к отраслям, для которых в установленном порядке утверждены отраслевые стратегии развития. 14. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предварительные показатели прогнозируемых в очередном финансовом году и плановом периоде: а) объема производства и реализации табачной продукции и пива, в том числе подлежащих обложению акцизами (с расшифровкой необлагаемого объема производства и реализации); б) цен реализации табачной продукции и пива (для подакцизной продукции, в отношении которой установлены адвалорные или комбинированные ставки акцизов). 15. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предварительные показатели прогнозируемого в очередном финансовом году и плановом периоде объема производства и реализации спирта этилового из всех видов сырья, спиртосодержащей продукции, алкогольной продукции, в том числе подлежащих обложению акцизами (с расшифровкой необлагаемого объема производства и реализации). 16. Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации с участием Центрального банка Российской Федерации рассматривают прогноз основных денежно-кредитных показателей, прогноз основных показателей платежного баланса и основных показателей развития банковского сектора на очередной финансовый год и плановый период. 17. Министерство регионального развития Российской Федерации представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации данные об объеме ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации и прогноз расходования средств федерального бюджета, направляемых на оказание государственной поддержки инвестиционных проектов в рамках Инвестиционного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. 18. Министерство экономического развития Российской Федерации учитывает при разработке сценарных условий и основных параметров прогноза данные об объеме бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период на реализацию долгосрочных (федеральных) целевых программ и на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы. ВОПРОС 20:Экстраполяционные методы прогнозирования: содержание и использование? Основой формализованных методов прогнозирования является математика, обеспечивающая достоверность, точность прогнозов, получение результатов прогноза в более сжатые сроки. В методическом плане основным инструментом любого прогноза является схема экстраполяции. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее. Метод экстраполяции основывается на предположении, что на развитие конкретного явления в будущем будут действовать те же факторы, что и в настоящее время. Заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций экономического развития и перенесение их на будущее. При простой экстраполяции все действующие раннее факторы обуславливают тенденцию в прошлом и настоящем, неизменны в будущем. Однако сохранение тенденций прошлого и настоящего маловероятны. Экстраполяция лежит в основе всякого прогноза. В очень узком диапазоне времени не особенно сложного процесса. При этом различают формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза; при прогнозной фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом изменений влияния различных факторов в перспективе. Следует отметить, что методы экстраполяции необходимо применять на начальном этапе прогнозирования для выявления тенденций изменения показателей Важным элементом экстраполяции является изучение временных рядов, обработка ретроспективного ряда. Обработка временного ряда заключается в сглаживании и выравнивании, поиске коэффициентов, минимизирующих отклонения. Применяют методы скользящего среднего, экспоненциального сглаживания. Экстраполяционное прогнозирование предполагает, что рассматриваемый процесс изменения переменной (объект) является сочетанием двух составляющих. Xt-регулярная (детерменированная и неслучайная) Et-случайная Yt=Xt+Et Регулярная составляющая называется трендом, тенденцией. Она характеризует динамику развития процесса в целом. Случайные составляющие отражают случайные колебания процесса (шумы процесса). Задача прогноза состоит в определении вида экстраполирующей функции Xe на основе имперических данныхи параметров выбранной функции. 1 этапом является выбор оптимальной функции, дающей наилучшее описание тренда. 2 этапом является расчет параметров выбранной экстраполирующей функции. При оценке параметров зависимости наиболее распространены: -методы наименьших квадратов его модификации -метод экспоненциального сглаживания -адаптивного сглаживания -скользящей средней и др. методы наименьших квадратов его модификации требует найти параметры модели тренда, минимизировать ей отклонение от точек исходного временного ряда. Модель тренда может иметь различный вид. Ее выбор в каждом конкретном случае по ряду статистических критериев: -модели тренда часто проявляются: линейная, квадратичная, степенная, показательная, экспоненциальная, логистическая. Широко применяется линейная функция как наиболее простая и отвечающая исходным данным. Данный методы широко применяется в силу его простоты и возможности реализации на ЭВМ. метод экспоненциального сглаживания он дает возможность получить оценку параметра тренда, характеризуя не средний уровень процесса, а тенденцию, сложившуюся к моменту последнего наблюдения, т.е он позволяет оценить параметры модели, описывать тенденцию, которая сформировалась в конце базисного периода. И тем самым не просто экстраполирует действительные события в будущем, а приспосабливает во времени и условиях. Преимущество этого метода: не требует обширной информационной базы, а предполагает ее интенсивный анализ с точки зрения информационное ценности различных составляющих временной последовательности. Метод адаптивного сглаживания Дает возможность выравнивать динамический ряд путем ее разделения на равные части с обязательным совпадением в каждой из них сумм моделей имперических значений. Метод «Цепи Маркела» В основе метода – вычисление матрицы перехода элементами которой являются вероятности перехода прогнозирования параметров из одного состояния в другое, от одного значения в другое. Реализация прогнозов с помощью этого метода позволяет по мере поступления новой информации регулярно корректировать ошибки, учитывая информационную неточность прогноза, что повышает надежность получаемых результатов. ВОПРОС 21: Субъекты и объекты ПиП? Объекты и субъекты прогнозирования и планирования экономических и социальных процессов и явлений. Основными объектами планирования являются объем и структура, условия и средства удовлетворения общественных потребностей, воспроизводство совокупного общественного продукта и национального дохода, темпы и пропорции развития макро - и микроэкономики, совершенствование маркетинговых связей фирмы, организация выполнения и аудит плановых заданий. Субъектами планирования выступают фирмы и государство. Объект прогнозирования — процесс, система, или явление, о состоянии которого даётся прогноз; совокупность предметов, явлений и процессов, будущее состояние которых необходимо знать для обоснования принимаемого решения.) Предметом экономического прогнозирования является познание возможных состояний функционирующих экономических объектов в будущем, исследование закономерностей и способов разработки экономических прогнозов. Субъект прогнозирования – Орган управления или специалист, осуществляющий функцию прогнозирования. Субъектами макроэкономического планирования и прогнозирования являются центральные планирующие органы. На макро уровне прогнозируются показатели ВНП (ВВП), инфляция, доходы и расходы государственного бюджета, совокупный спрос на товары народного потребления, инвестиция, экспорт и импорт, платежный баланс, цены, валютный курс и др. На основе прогнозных расчетов определяются наиболее эффективные варианты развития экономики. На макро уровне формируется госзаказ, определяются ставки налогов, устанавливаются размеры государственных инвестиций, заключаются межправительственные согласия, регулируются цены и решаются др. задачи. |