Что представляет собой концепция развития Что именно отражается на экономразвитии страны Сегодня страна находится под влиянием нескольких факторов, которые существенно ухудшают положение. Это: • - мировая изоляция страны со стороны европейских партнеров; • - санкционная составляющая; • - проблемы внутреннего валютного рынка России; • - скачкообразный рост инфляции. Социально-экономическое развитие РФ 2016 года разработано сразу несколькими специалистами – это проекты Минэкономразвития и Министерства финансов. Оба этих ведомства напрямую отвечают за развитие и продвижение различных основных отраслей страны. И сегодня обществу предлагаются несколько концепций развития ситуации. Все они предложены специалистами. Причем большей частью внимание уделялось одной из них. Что представляет собой концепция развития Новая стратегия предлагает довольно-таки консервативный вариант событий. При этой форме предусматриваются незначительные изменения бюджета. При этом у Минфина была другая идея – умеренно-оптимистическая. Но при детальном рассмотрении обоих проектов в Правительстве оказалось, что властям ближе консерватизм. По варианту Минфина рост такого важного показателя, как валовый продукт, составляет около 4%. При этом, если брать во внимание консервативный вариант, планируется рост ВВП только на уровне 2,5%. Естественно, прогноз не может не затронуть и стоимость нефти. Ведь черное золото – основа многих бюджетов. По плану Минэкономразвития нефть станет оцениваться в пределах 90 долларов. А это на фоне того, какая ситуация складывается сегодня, достаточно неплохо. Каким будет социально-экономическое развитие России в 2016 году, прогноз достаточно скромный и не особенно утешительный. Особенно в области обсуждения момента инфляционной составляющей. Так, например, специалисты уверены, что инфляция станет составлять около 5%. В общем и целом, показатель достаточно неплохой. Однако тут стоит понимать, что по факту инфляция явно больше. А предположения Правительства и различных ведомств значительно приукрашено. Цель, с которой явно занижают инфляцию, вполне понятна – ведь все индексации и надбавки в стране напрямую зависят от этого показателя. И чем выше будет эта цифра, тем сильнее будет страдать бюджет. А казна сегодня и так испытывает серьезные перегрузки, не наполняясь в должном объеме. Есть и раздел в прогнозах, посвященный потенциальному курсу валют. В 2016-м, по мнению официальных представителей власти, их пока не представляется возможным установить. Показатели экономического развития России на 2016 год: по прогнозам ожидается небольшое увеличение доходов россиян. Специалисты утверждают, что эта цифра будет равна 2,9%. На фоне сообщений, которые идут сегодня, что кошельки россиян серьезно худеют буквально ежедневно. ВОПРОС 10: Основные понятия, положения и разделы Федерального закона Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"? Глава 1. Общие положения, основные понятия 1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. 2. Стратегическое планирование в Российской Федерации (далее - стратегическое планирование) осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований. 3. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования. стратегическое планирование - деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации; прогнозирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, об угрозах национальной безопасности Российской Федерации, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; планирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, планов деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных планов в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания; программирование- деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации государственных и муниципальных программ, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания; Глава 2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования Глава 3. Система стратегического планирования Глава 4. Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания на федеральном уровне Глава 5. Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу на федеральном уровне Глава 6. Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования на федеральном уровне Глава 7. Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования на федеральном уровне Глава 8. Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания на уровне субъекта Российской Федерации Глава 9. Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования на уровне субъекта Российской Федерации Глава 10. Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования на уровне субъекта Российской Федерации Глава 11. Стратегическое планирование на уровне муниципального образования Глава 12. Мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования Глава 13. Реализация документов стратегического планирования Глава 14. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере стратегического планирования Глава 15. Заключительные положения ВОПРОС 11:Правила разработки прогноза социально-экономического развития РФ, основные положения, этапы разработки и основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ? http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102131604 (если у вас ссылка не открывается, напишите или обратитесь к Тамилле, она поможет) ВОПРОС 12: Содержание, основные положения и показатели для разработки прогноза социально-экономического развития Российской федерации? Постановление Правительства РФ от 22 июля 2009 г. N 596"О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации" Содержание: 1. Настоящие Правила определяют порядок разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период 2. Разработка прогноза осуществляется в 3 этапа: а) на первом этапе Министерство экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием Центрального банка Российской Федерации разрабатывает сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации (далее - сценарные условия) и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (далее - основные параметры прогноза); б) на втором этапе Министерство экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием Центрального банка Российской Федерации на основе вариантов прогноза развития видов экономической деятельности, секторов, сфер экономики и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а также иных материалов, необходимых для разработки соответствующих разделов прогноза, подготовленных федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, разрабатывает прогноз и представляет его для рассмотрения и одобрения в Правительство Российской Федерации, а также направляет его в Министерство финансов Российской Федерации; в) на третьем этапе Министерство экономического развития Российской Федерации разрабатывает уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации (далее - уточненный прогноз). 3. Материалы для разработки прогноза представляются на бумажных и электронных носителях в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Министерством экономического развития Российской Федерации. 4. Министерство экономического развития Российской Федерации: а) представляет в Правительство Российской Федерации сценарные условия и основные параметры прогноза не позднее чем за 3 месяца до дня внесения Правительством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации, проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период; б) представляет прогноз для рассмотрения и одобрения в Правительство Российской Федерации, а также направляет его в Министерство финансов Российской Федерации не позднее чем за 3 недели до дня внесения Правительством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации, проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период; в 3-дневный срок после рассмотрения и одобрения Правительством Российской Федерации прогноза направляет прогноз в Министерство финансов Российской Федерации для представления Министерством финансов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации в составе документов и материалов, подлежащих внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период; в) ежегодно, до 10 декабря текущего финансового года, представляет в Правительство Российской Федерации уточненный прогноз; г) направляет на рассмотрение и согласование в Министерство финансов Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и Центральный банк Российской Федерации сценарные условия, основные параметры прогноза, прогноз и уточненный прогноз, а также представляет их после согласования, но не позднее чем за 10 дней до срока представления в Правительство Российской Федерации материалов, указанных в подпунктах "а - в" настоящего пункта, в Правительственную комиссию по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период; д) в 3-дневный срок после рассмотрения и одобрения Правительством Российской Федерации материалов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, доводит их до сведения федеральных органов исполнительной власти, органов управления Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Центрального банка Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; е) сроки разработки прогноза определяются приказом Министерства экономического развития Российской Федерации с учетом требований, установленных настоящими Правилами. Основные положения: 1. Разработка сценарных условий и основных параметров прогноза 2. Разработка прогноза 3. Уточнение прогноза ВОПРОС 13: Принципы стратегического планирования: их содержание и смысл? Принципы стратегического планирования, формулируемые в ФЗ-172 «О стратегическом планировании в РФ»: - принцип единства и целостности. Означает единство принципов и методологии организации и функционирования системы стратегического планирования, единство порядка осуществления стратегического планирования и формирования отчетности о реализации документов стратегического планирования; - принцип разграничения полномочий. Означает осуществление установленных законодательством РФ полномочий органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных образований, в пределах которых участники стратегического планирования самостоятельно определяют цели и задачи социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности РФ, а также пути достижения этих целей и решения этих задач; - принцип преемственности и непрерывности. Означает, что разработка и реализация документов стратегического планирования осуществляются участниками стратегического планирования последовательно с учетом результатов реализации ранее принятых документов стратегического планирования и с учетом этапов реализации документов стратегического планирования; - принцип сбалансированности системы стратегического планирования. Означает согласованность и сбалансированность документов стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации; - принцип результативности и эффективности стратегического планирования. Означает, что выбор способов и методов достижения целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ должен основываться на необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов в соответствии с документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках планирования и программирования; - принцип ответственности участников стратегического планирования. Означает, что участники стратегического планирования несут ответственность за своевременность и качество разработки и корректировки документов стратегического планирования, осуществления мероприятий по достижению целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ и за результативность и эффективность решения задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ; - принцип прозрачности (открытости) стратегического планирования. Означает, что документы стратегического планирования, за исключением документов или их отдельных положений, в которых содержится информация, относящаяся к государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подлежат официальному опубликованию; - принцип реалистичности. Означает, что при определении целей и задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ участники стратегического планирования должны исходить из возможности достижения целей и решения задач в установленные сроки с учетом ресурсных ограничений и рисков; - принцип ресурсной обеспеченности. Означает, что при разработке и утверждении (одобрении) документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования, должны быть определены источники финансового и иного ресурсного обеспечения мероприятий, предусмотренных этими документами, в пределах ограничений, определяемых документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках прогнозирования; - принцип измеряемости целей. Означает, что должна быть обеспечена возможность оценки достижения целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ с использованием количественных и (или) качественных целевых показателей, критериев и методов их оценки, используемых в процессе стратегического планирования; - принцип соответствия показателей целям. Означает, что показатели, содержащиеся в документах стратегического планирования и дополнительно вводимые при их корректировке, а также при оценке эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, должны соответствовать целям социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ; - программно-целевой принцип. Означает определение приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ, разработку взаимоувязанных по целям, срокам реализации государственных программ РФ, государственных программ субъектов РФ, муниципальных программ и определение объемов и источников их финансирования. ВОПРОС 14: Система стратегического планирования. Задачи стратегического планирования. Выявить современные приоритеты социально-экономической политики как задачи стратегического планирования? Система стратегического планирования. Задачи стратегического планирования. Выявить современные приоритеты социально-экономической политики как задачи стратегического планирования. Система государственного стратегического планирования — это совокупность: • взаимоувязанных документов стратегического планирования, характеризующих приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности; • элементов нормативно-правового, научно-методического, информационного, финансового и иного обеспечения процессов стратегического планирования; • участников государственного стратегического планирования, осуществляющих и направляющих практическую деятельность в указанной сфере. Элементы системы стратегического планирования подразделяются на три больших блока: прогнозирование, программно-целевое планирование и стратегический контроль. Первый блок включает в себя разработку научно-обоснованных представлений о направлениях и результатах социально-экономического развития страны с учетом задач национальной безопасности, а также определение его параметров. Второй блок — это определение целей и приоритетов социально-экономического развития и национальной безопасности, формирование комплексов мероприятий с указанием источников их финансирования, направленных на достижение данных целей и приоритетов. Третий блок — мониторинг социально-экономического развития Российской Федерации и состояния национальной безопасности, контроль за реализацией решений, принятых в процессе государственного стратегического планирования, а также достижения стратегических целей с учетом эффективности использования государственных средств. Основными задачами стратегического планирования являются: 1) координация государственного и муниципального стратегического управления и мер бюджетной политики; 2) определение внутренних и внешних условий, тенденций, ограничений, диспропорций, дисбалансов, возможностей, включая финансовые, социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отдельных отраслей и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; 3) определение приоритетов социально-экономической политики, целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отдельных отраслей и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; 4) выбор путей и способов достижения целей и решения задач социально-экономической политики Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, обеспечивающих наибольшую эффективность использования необходимых ресурсов; 5) формирование и проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих достижение целей и решение задач социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; 6) определение ресурсов для достижения целей и решения задач социально-экономической политики и социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; 7) координация действий участников стратегического планирования и мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования, по срокам их реализации, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения; 8) организация мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования; 9) научно-техническое, информационное, ресурсное и кадровое обеспечение стратегического планирования; 10) создание условий, обеспечивающих вовлечение граждан и хозяйствующих субъектов в процесс стратегического планирования. Приоритеты соц.-эконом. Политики: • повышение устойчивости национальной финансовой системы и снижение инфляции; • улучшение инвестиционного климата, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес; • социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал; • модернизацию оборонного комплекса и вооруженных сил; • инновационное развитие и поддержку высокотехнологичных секторов экономики; • диверсификацию экономики, развитие инфраструктуры; • сбалансированное региональное развитие; • становление Таможенного союза и адаптацию национальной экономики к требованиям ВТО ВОПРОС 15: Сущность и содержание балансового метода планирования? В методологии планирования пропорций, темпов и объемных показателей ведущее место принадлежит балансовому методу, который позволяет сравнивать народнохозяйственные потребности с возможностями их удовлетворения, т.е. с имеющимися и и будущими ресурсами. Разработка плана сопровождается сопоставлением материальных балансов нескольких тысяч видов продукции. Кроме того, разрабатываются балансы основных фондов и производственных мощностей, балансы труда и рабочей силы, система финансовых балансов, транспортные, топливные и другие виды балансов. Они отражают конкретные пропорции между общественными потребностями и ресурсами. Баланс народного хозяйства является наиболее общей взаимосвязанной системой экономических показателей, характеризующих процесс расширенного воспроизводства. Основная задача баланса заключается в определении на плановый период необходимого объема и темпов роста совокупного общественного продукта, а также пропорций в его производстве, распределении и конечном использовании. Схема баланса народного хозяйства включает четыре основных раздела. Основным разделом является баланс совокупного общественного продукта. Он характеризует производство общественного продукта в отраслевом и социально-экономическом (по формам собственности) разрезах, его использование на производственное и непроизводственное потребление и накопление. Кроме того, в балансе содержится характеристика совокупного продукта по двум подразделениям общественного производства. В баланс совокупного общественного продукта входят материальные балансы, а также межотраслевой баланс. Составной частью баланса народного хозяйства является баланс производства, распределения, перераспределения и конечного использования национального дохода. Он включает в себя балансы денежных доходов и расходов населения, балансы доходов и расходов предприятий, бюджет государства и областей. Сводный баланс трудовых ресурсов как составная часть баланса народного хозяйства характеризует трудовые ресурсы государства и их использование. Баланс основных фондов показывает движение основных фондов, их состав и структуру. Его составной частью является баланс производственных мощностей. Указанная система балансов не позволяет получить общей характеристики межотраслевых связей. Она не дает развернутой характеристики распределения конкретных видов продукции в стоимостном и натуральном выражении по отдельным отраслям. Поэтому важное значение приобретает построение межотраслевого баланса производства и распределения продукции, охватывающего движение совокупного общественного продукта с выделением отраслей. Синтезируя в единой таблице частные материальные балансы, межотраслевой баланс представляет собой систему показателей , дающих подробную характеристику воспроизводства совокупного общественного продукта по стоимости (производство продукции – столбцы таблицы) и по натурально-вещественному составу (распределение продукта – строки таблицы) как в целом по народному хозяйству, так и по отдельным отраслям. По экономическому содержанию и характеру информации выделяют две основные разновидности межотраслевых балансов: отчетные и плановые. В свою очередь, все межотраслевые балансы модно классифицировать в соответствии с единицами измерения продукции на стоимостные, натурально-продуктовые и трудовые. Межотраслевые балансы делятся также на статические и динамические. Статические отражают экономические связи, складывающиеся в пределах определенного периода времени (обычно года). Динамические описывают динамические связи, складывающиеся в народном хозяйстве и обусловленные характером и способом распределения совокупного продукта на фонды воспроизводства. Наряду с межотраслевыми разрабатываются региональные балансы. ВОПРОС 16: Группировка методов прогнозирования. Основные методы прогнозирования? Так, по информационному обеспечению методы прогнозирования делятся на интуитивные, формализованные и комбинированные. По степени обоснования прогнозы бывают: поисковые (исследовательские), оценивающие перспективные тенденции развития экономики и нормативные, связанные с выявлением путей и сроков достижения желаемого состояния. По аппарату исследования: экстраполяции, интерполяции, корреляции, регрессии, интервью, генерации идей и др. Единого универсального метода прогнозирования не существует. В связи с огромным разнообразием прогнозируемых ситуаций имеется и большое разнообразие методов прогнозирования (свыше 150). Один из вариантов классификации методов прогнозирования, основанной на индуктивном и дедуктивном подходах, представлен на рисунке. Видно, что вся совокупность методов прогнозирования может быть представлена двумя группами – в зависимости от степени их однородности: · простые методы; · комплексные методы. Группа простых методов объединяет однородные по содержанию и используемому инструментарию методы прогнозирования (например, экстраполяция тенденций, морфологический анализ и др.). Комплексные методы отражают совокупности, комбинации методов, чаще всего реализуемые специальными прогностическими системами (например, методы прогнозного графа, система “Паттерн” и др.). Кроме того все методы прогнозирования поделены еще на три класса: · фактографические методы; · экспертные методы; · комбинированные методы. |