МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Партийная журналистика в 19 в.





В 30-ые годы появилось большое кол-во различных газет – утренних и вечерних, столичных и провинциальных, ежедневных и ежемесячных, элитарных и массовых. Но тема политики присутствовала практически во всех изданиях. Более всего была политизирована элитарная пресса. Газеты выпускались и для тех, кто выбирается, и для тех, кто голосует. В это время появляются новые политические партии:

Либералы выступали за рынок, за интересы буржуазии;

Реформисты пытались добиться серьезных изменений в обществе;

Радикалы были ещё более требовательными в отношении изменений порядков;

Демократы и республиканцы выступали против монархии, ратовали за республику;

Социал-демократы – рабочая партия.

У каждой политической группировки была своя пресса, свои способы манипулирования аудиторией. Так, например, газеты “Times” и “Daily Telegraph” были консервативными изданиями.

Во Франции партийная пресса была в расцвете в 30-40-е годы. Шла серьёзная борьба против монархии.

К концу века пресса утратила свою значимость. У партий просто не хватало денег на качественные издания. Экономическая пресса наоборот поднималась. Реклама поддерживала и укрепляла позиции коммерческих изданий.

В некоторых странах складывалась двухпартийная система – США и Великобритания. Поэтому во время выборов партийная пресса активизировалась. Но лишь на время политических баталий, а потом опять затихала.

 

24. Государство и печать в Германии в 19в. + 25. Политика Бисмарка в области прессы

 

Из-за раздробленности на множество самостоятельных княжеств Германия долгое время оставалась отсталой полуфеодальной страной. Развитие печати в Германии шло медленнее, чем в передовых западноевропейских странах (Англии и Франции). Причиной этому была не только раздробленность страны, но и суровая цензура, установленная немецкими правителями еще в 18в. (а точнее, Фридрих II в 1749г.).

В 1788г. Вильгельм II издал указ о том, что цензуре подлежат не только политические, но и научные периодические издания. Ситуация мало изменилась в начале 19в. В 1825г. содержание немецкой прессы было столь бедным, что читающая публика предпочитала французские газеты и журналы и охотно читала «Журналь де Деба», «Конститюсьонель», «Газет де Франс».

Многочисленные цензурные ограничения привели к тому, что в 18-нач.19в. немецкая пресса довольствовалась бесстрастным изложением фактов и был весьма скупа и сдержанна в комментариях. Значительную часть материалов составляли письма, авторы которых рассказывали о каких-либо событиях. Немецкая периодика, в отличие от французской, отличалась серьезностью тона и хорошей осведомленностью в разных сферах.

Надо сказать, что в конце 18в. выдвинули много идей о том, как провести реформы, улучшить условия жизни. Шиллер и Гёте считали, что «нужно пойти по пути эстетики, ибо только через красоту ведет путь к свободе». Сторонниками этой программу выступили журналы «Ди Хорен» (Шиллера) и «Ди Пропилен» (Гёте).

Толчок развитию политической прессы в Германии дала Великая французская революция. Одним из первых изданий, в которых осуществился переход от литературно-художественной к политической проблематике, стал журнал «Дойче Меркур», издававшийся немецким писателем Виландом(помните, с ним еще Карамзин беседовал в «Письма русского путешественника»?). В своих статьях на политические темы Виланд приветствовал французскую революцию, требовал радикальных реформ в Германии, призывал следовать примеру Франции. Профранцузски была настроена и первая берлинская ежедневная газета «Дер Телеграф».

Однако далеко не все немецкие периодические издания выступили в поддержку Франции. Издаваемая в Берлине в 1810-1811гг. вечерняя газета Генриха фон Клейста «Берлинер абендблеттер» («Берлинские вечерние листки») была органом консерваторов, выступавших против французского влияния.

Тем не менее, французское влияние оказалось благотворным для немецкой журналистики. После присоединения в 1794г. левого берега Рейна к Франции произошел всплеск периодической печати, появилось много новых газет и журналов. На левом берегу Рейна была провозглашена свобода печати. С 1797г. Йоганн Фридрих Кота издает влиятельную газету «Альгемайне цайтунг» («Всеобщая газета»). С 1808г. стали издаваться литературные газета «Цайтунг фюр айнзиндлер» («Газета для отшельников») и журналы «Фебус» и «Европа».

В 1810г. Наполеон завоевал Пруссию и ввел строгую цензуру для немецких газет. С 1811г. немецким периодическим изданиям было запрещено печатать политическую информацию, не опубликованную прежде в официальной парижской «Монитёр». «Кёльнише цайтунг», нарушившая этот запрет, была закрыта.

С одной стороны, французское владычество на немецких территориях ускорило буржуазные преобразования в Германии, но, с другой, было тяжелым бременем для населения и ударов по национальному чувству немцев. Поэтомупоражение Наполеона под Лейпцигом в 1813г. было воспринято немцами как освобождение от французского владычества и сопровождалось патриотическим подъемом. Выразителем этих настроений стала газета «Райнише Меркур» («Рейнский Меркурий»), основанная Йозефом Гёрресом. Его газета, проповедовавшая национальные чувства, стремилась пробудить патриотическое сознание и демократический дух немецкой буржуазии. Научная достоверность и точность публикаций была для нее дело второстепенным.

Венский конгресс 1814-1815г. закрепил власть немецких князей и раздробленность Германии. Гёррес, разумеется, был возмущен и призывал немецких князей восстановить древнюю германскую империю. В «Райнише Меркур» он призывал к национальному возрождению Германии, развитию торговли и промышленности. Он впервые публикует передовые статьи с продолжением в нескольких номерах газеты. После него такая форма стала традиционной для немецкой периодики. Кроме того, Гёррес стремился к тесному контакту с читателем, что побуждало его придавать своим статьям разговорную форму, рассчитанную на чтение вслух. «Райнише Меркур» критиковал немецких правителей, не дававших народу политических прав, и, вследствие этого, был запрещен в Баварии и Бадене. В 1816г. указом прусского короля газета была закрыта.

В 1819г. на съезде германских государей в Карлсбаде были приняты решения, направленные против того, что было названо «злоупотреблениями» свободой прессы. Под строгий контроль были поставлены университеты, без предварительной цензуры не могли печататься никакие периодические издания.В том же 1819г. в Пруссии была создана Верховная цензурная коллегия, а в 1822г. принято постановление о газетном штемпеле, без которого ни одна газета не могла выйти в свет. Все публикации должны были содержать имя издателя. Более того, газеты должны были платить цензорам. Многие журналисты эмигрировали, а те, что остались, вели борьбу с цензорами: изменяли названия газет и журналов, давали неверные адреса типографий и т.д.

Начало домартовского периода (1830-1848гг.) в немецкой журналистике связано с влиянием, оказанным Июльской революцией во Франции на ситуации в Германии. В ряде государств Германского союза вспыхнули народные волнения, прошли массовые манифестации с требованиями объединения Германии, провозглашения республики.

В 1832г. верховный орган Германского союза Союзный сейм принял постановление, отменяющее свободу печати. Ответом журналистов стал «Союз печати», провозгласивший главной целью борьбу за свободу печати. В 30-е гг. в Германии появляется много писателей-публицистов, проповедовавших общественно-политические идеи. Например, Георг Бюхнер выступал за уничтожение частной собственности и революционные методы борьбы.

Пик борьбы двух лагерей немецкой интеллигенции: либерально-демократического и консервативного – пришелся на середину 30-х гг. Первые выпускали журналы «Аврора» и газету «Цайтунг фюр ди элегант вельт» («Газета для элегантного света»), вторые – газету «Литературблат» (Литературный листок»). Одними из самых известных журналистов 30-х гг. стали Шенкендорф, Арндт, Менцель, Бёрне.

Бёрнепропагандирует национально-освободительные идеи, выступает ярым врагом Наполеона, пишет памфлеты против Менцеля, называя его «французоедом».

В 30-40гг. 19в. в Германии появились первые рабочие организации. Идеологом немецкой рабочей печати становится Вильгельм Вейтлинг, издававший два журнала – «Призыв о помощи немецкой молодежи» и «Молодое поколение», в которых проповедовал идеи уравнительного коммунизма и революционные методы борьбы.

В 1840г. королем Пруссии стал Фридрих Вильгельм IV, от которого ожидали либеральных реформ. Но в 1843г. он запретил «Райнише цайтунг» («Рейнская газета»), печатный орган либеральной буржуазии, выступавшей против прусской реакции и королевского произвола. Многие немецкие журналисты были вынуждены эмигрировать. Так, в 1844г., Маркс переезжает в Париж и вместе с Руге создает «Немецко-французские ежегодники».

Однако именно при Фридрихе Вильгельме IV в Германии появились первые иллюстрированные журналы с карикатурами. Король отменил цензуру на изображения в печатных изданиях и в 1843г. в Лейпциге вышла первая газета с иллюстрациями – «Иллюстрирте цайтунг» («Иллюстрированная газета») под руководством Вебера, бравшего за образец английские и французские иллюстрированные газеты и журналы.

Вскоре карикатуры стали средством пропаганды либеральных идей и их снова запрещают. Несмотря на это, в 1845г. Каспар Браун основал иллюстрированные юмористический журнал «Флигенде блеттер» («Летучие листки»), специализировавшийся на политической сатире.

Неурожай 1847г. вызвал волну голодных бунтов и призывов к революции. Произошел раскол в среде либерально-демократической интеллигенции. Ее умеренное крыло группировалось вокруг «Дойче цайтунг», главным редактором которой был Гервинус. Левых радикалов возглавлял известный журналист Струве, призывавший через «Дойчер цушауер» («Немецкий зритель») и «Манхаймер журнал» устранить различия между сословиями, улучшить материальное положение бедных слоев общества, используя революционные методы.

Революция 1848г. вызвала подъем немецкой прессы. Ассамблея немецкой Конфедерации позволила каждому княжеству по своему усмотрению отменять цензуру и объявлять о свободе прессы. В 1849г. Пруссия отменила штемпельный сбор, тормозивший развитие периодической печати, появилось множество новых изданий. Газеты стали распространителями общественного мнения, носителями определенного миросозерцания – выразителями политических партий. Идею национального единства Германии поддерживали такие либеральные газеты, как «Националь цайтунг» и «Берлинер альгемайне цайтунг».

Вследствие раздробленности, в Германии большую роль играла провинциальная пресса. Например, газеты «Кёльнише цайтунг», ставшая самой читаемой в 19в. немецкой провинциальной газетой. Эта газета была органом крупной либеральной немецкой буржуазии и отличалась либеральной направленностью. Она пропогандировала идею примирения с монархией, выступала в защиту интересов народа, но «в пределах законности». Маркс критиковал высокопарный стиль журналистов этой газеты.

Главным оппонентом демократической и либеральной прессы и предметом ее постоянных нападок была основанная в 1848г. газета «Нойе пройсише цайтунг» («Новая прусская газета») – монархическое издание, выражавшее интересы прусской верхушки. Инициатором основания газеты был Отто фон Бисмарк (1815-1898). Эту газету часто называли «Крестовой газетой», т.к. в заглавии был нарисован большой черно-белый крест. Лозунгом газеты были слова «Вперед! С богом, за короля и отечество». Программа газеты состояла в том, чтобы «как можно более энергично бороться с умами, зараженными бунтарскими настроениями».

Особое место в немецкой политической периодике послемартовского периода занимает ежедневная революционно-демократическая газета Карла Маркса «Нойе Райнише цайтунг». До этого у Маркса уже был опыт работы в газетах и журналах. Образцом ранней публицистики Маркса может служить его статья «Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции». Поводом стала новая цензурная инструкция прусского правительства, ограничивавшего свободу слова.

Важнейшим пунктом политической программы «Нойе Райнише цайтунг» было объединение Германии как необходимая предпосылка ее быстрого социально-экономического и культурного развития на демократической основе. На страницах газеты были представлены различные жанры: статья, информационная заметка, рецензия и корреспонденция, фельетон, обзор печати. Часто авторами статей выступали Маркс и Энгельс. «Новая Рейнская газета» выступала за свободу прессы, критиковала закон о печати, выступала против консервативной и реакционной прессы. В отделе «Тупость немецких газет» давалась подборка, часто даже без комментариев, цитат из различных немецких газет, представляющая собрание стилистических «перлов» и откровенных глупостей. В 1849г. газета была закрыта, а Маркса выслали из Пруссии. «Новая рейнская газета» стала массовой народной газетой революционно-демократического характера, выработавшей свой стиль, отличительными чертами которого стали ясность и сжатость изложения материала в сочетании с публицистической страстностью, иронией, сарказмом и другими приемами сатирического изображения своих политических противников.

В 1850-е гг. появляется много неполитических журналов, журналы для семейного чтения, научно-популярные журналы («Развлечения у домашнего очага», «Фамилиенфройнд» и т.д.).

6 июля 1865г. были опубликованы «Общие Союзные определения, касающиеся злоупотребления прессы». Новый закон существенно ограничивал свободу слова (куда уж больше?), вводил высокий денежный залог для издателей общественно-политических газет и журналов, систему предупреждений.

Ситуация усугубилась, когда в 1862г. главой прусского правительства стал Бисмарк. Он взял курс на объединение германских государств, что ему и удалось сделать. В 1867г. усилиями Бисмарка был образован Северогерманский союз 22 немецких государств во главе с Пруссией. Окончательное формирование единой Германии завершилось в 1871г., когда после победы Пруссии во франко-прусской войне 1870г. произошло объединение северогерманских и южногерманских княжеств. 18 января 1871г. прусский король Вильгельм был провозглашен германским императором. Первым рейхсканцлером Германской империи стал Бисмарк. Как и Наполеон, он уважал прессу, но презирал журналистов. Из неподконтрольных парламенту тайных фондов Бисмарк финансировал правительственную прессу. Официальным органом стала некогда либеральная «Норддойче альгемайне цайтунг».

Бисмарк курировал выработку нового законодательства о печати. 7 мая 1874г. рейхстаг принял закон о печати, предусматривавший, что издатели газет и журналов должны были предоставлять один экземпляр каждого номера своего издания в местное полицейское управление. Это требование касалось только политических изданий. Все печатные издания должны были содержать фамилию и адрес автора, издателя и владельца типографии. Вместе с тем закон 7 мая НЕ требовал предварительного разрешения властей на издание периодики; нарушения в сфере печати подлежали исключительно судебному преследованию.

В конце 70-80-х гг. 19в. политика Бисмарка в области печати становилась все более репрессивной. В 1878г. он добился принятия Исключительного закона против социалистов, который предусматривал запрет периодических изданий немецких социал-демократов.

Несмотря на гонения, которым подвергалась радикально настроенная оппозиционная пресса, в конце 19в. в немецкой журналистике весьма сильны позиции рабочей и коммунистической печати, что было обусловлено организованностью рабочего движения в Германии и широком распространением марксистских идей в рабочей среде. Крупнейшими периодическими изданиями, выражавшими интересы рабочих, были газета «Форвертс» («Вперед») и журнал «Нойе цайт» («Новое время»).

К концу 19в. деловая, профессиональная пресса начинает составлять серьезную конкуренцию политической периодике. Специальные неполитические издания составляли в 1898г. составляли почти половину от общего количества периодических изданий в Германии. Здесь сказывается усталость публики от политики в эпоху декаданса.

 

Краткое содержание:

Раздробленность Германии -> отсталость, замедленное развитие, суровая цензура, однообразие прессы. Толчок к развитию прессы – Вел.франц.революция. Появл. политический журнал Виланда «Дойче Меркур» - выступал за фр.рев. и реформы в Германии. «Берлинер абендблеттер» - орган консерваторов. Левый берег Рейна захватывает Франция и там провозглашается свобода печати. Появл. газета «Альгемайне цатунг» («Всеобщая газета»). В 1810г. Наполеон захватил Пруссию и установил суровую цензуру. После поражения Наполеона в 1813г. – патриотический подъем в Г. -> выразитель народных интересов – газета Гёрреса «Райнише Меркур». Венский конгресс 1814-1815г. закрепляет раздробленность Г. «Райнише Меркур» критиковал немецких правителей и был закрыт. 1819г. – съезд немецкий князей в Карлсбаде – новое ограничение прессы -> создается Верховная цензурная коллегия, а также постановление о газетном штемпеле, без которого не может быть напечатано издание. Газеты должны были платить цензорам. Многие журналисты эмигрировали. Домартовский период (1830-1848гг.) – народные волнения, призывы к объединению Г. Союзный Сейм отменяет свободу печати. Журналисты в ответ создают «Союз печати», борясь за ее свободу. Борьба либерально-демократического и консервативного лагерей. Наиб. Известные журналисты – Менцель, Бёрне. 30-40гг. – появление 1х рабочих организаций. Идеолог рабочей печати – Вейтлинг. В 1840г. королем Пруссии становится Фридрих Вильгельм IV – запретил орган либеральной буржуазии «Райнише цайтунг». При нем в Г. появились 1е иллюстрированные газеты и журналы («Иллюстрирте цайтунг»). Вскоре карикатуры были запрещены. Раскол в среде интеллигенции. Либералы-демократы – «Дойче цайтунг» Гервинуса, радикалы – «Майнхаймер журнал» Струве. Революция 1848г. – подъем нем.прессы. Каждое княжество может само объявлять свободу слова и отменять цензуру. Отмена штемпельного сбора. Идея нац.единства – газеты «Националь цайтунг», «Берлинер альгемайне цайтунг». Большая роль провинциальной прессы – «Кёльнише цайтунг». Отто фон Бисмарк (1815-1898) руководил газетой «Нойе пройсише цайтунг», выр. Интересы прусской верхушки. Появл. революционно-демокр. Газета «Нойе Райнише цайтунг» К.Маркса. – за объединение Г., свободы прессы. 1850-е гг. – появл. неполитических журналов. 1865г. – новое ограничение прессы -> денежный залог для издателей.1862г. – главой прусского правительства становится Бисмарк. 1867-71гг. – объединение Г. Фридрих Вильгельм IV становится германским императором. Бисмарк финансирует проправительственные издания, офиц. Изданием становится «Норддойче альгемайне цайтунг».1874г. – Бисмарк утв. Новый закон о печати. 1 экз. каждого полит. издания отпр. В полицейское управление + фамилия и адрес автора, редактора, типографии. Но не надо предварительного разрешения на издание периодики. В 1878г. Бисмарк запрещает социалистическую прессу. К концу 19в. уменьшается интерес к политике.


26. Особенности развития печати в США в 19в.

 

К началу XIX века в журналистике США произошли значитель­ные перемены. Главная из них состояла в окончании периода «персонального журнализма» (билет 12). Теперь издание газеты становится делом целого коллектива журналистов различных специально­стей. В течение следующих десятилетий происходит постепенное разделение функций издателя и главного редактора. Главным редактором становится, как правило, сотрудник по найму, а из­дателем — состоятельный человек или компания.

Изменяется система сбора информации. Раньше - слухи, информация из других газет, случайные источники, в начале XIX века - услуги своих репортеров и специальных корреспондентов, в том числе европейских. Жур­налисты стремились ускорить и доставку новостей в издательст­во. Для этой цели чаще всего пользовались почтовыми голубя­ми, а не обычной почтой, хотя и надежной, но не слишком то­ропливой. Самые богатые и влиятельные газеты могли позволить себе быстроходные шхуны и конные эстафеты между крупными городами для скорейшей доставки новостей.

Главную роль в информировании населения взяли на себя ежедневные газеты. Обычно ежедневная газета выходила на четырех страницах. В середине XIX в. стали появляться восьмиполосные ежедневные газеты. При резко увеличившемся формате количество столбцов на стра­нице возросло до четырех-пяти. Тиражи газет были пока еще очень невелики. Самые влия­тельные газеты выходили тиражом 3-4 тыс. экземпляров. Причем, еженедельные газеты поначалу имеют бОльшие тиражи, чем ежедневные. Что касается журналов, то если в 1794 г. в стране выходило всего пять журналов, то к 1825 г. их число превысило сотню, а к 1860-м годам доходило до семисот.

Журналистика США с самого начала развивалась децентра­лизованно. Местная пресса всегда играла в ней ключевую роль. Однако наиболее важным экономическим, культурным и журна­листским центром страны с начала XIX века становится Нью-Йорк. В глубину страны печать продвигается медленно, впрочем, как и население.

Новое оборудование требовало больших капиталовложений. Если в начале XIX в. создать газету можно было и с несколь­кими сотнями долларов в кармане, то к середине века это стоило уже сотни тысяч. Газета освобождается от прихотей издателя. Еще в XVIII в. издание нередко прекращалось из-за того, что издателю оно надоедало. Теперь, вложив сотни тысяч, издатель дорожил газетой и мог закрыть ее лишь в случае банкротства. Все чаще роль издателя берет на себя компания.

1809 г. стала выходить «Нью-Йорк Обсервер» - первая воскресная газета. оказался за­разительным, и к 1823 г. в США выходило уже пять воскресных газет: четыре в Нью-Йорке и одна в Филадельфии.

1833 г - появление первой массовой «бульварной» газетой стала ежедневная нью-йоркская «Sun», основанная в. Бенджамином Дэем, стоила $0,01. К 1860 г. тираж «Сан» составлял 60 тыс. экземпляров.

1835 г. - второй массовой газетой стала ежедневная нью-йоркская «Геральд», созданная в Джемсом Беннетом. Впервые в США «Геральд» стала выходить все семь дней в неделю, включая воскресенье. Она выгодно отличалась от «Сан» высокой оперативностью и точностью. Газета держала специаль­ных корреспондентов в Вашингтоне, а когда началась война с Мексикой, единственная в Нью-Йорке послала военного коррес­пондента на фронт.

1841 г - первая массовая ра­бочая газета, «Нью-Йорк Трибюн», была основана Го­рацием Грили. Пропаганда социализма. В 1860 г. тираж газеты составил 40 тыс. экземпля­ров — третье место после «Геральд» и «Сан». 20 августа 1862 г. в ней была опубликована «Молитва 20 миллионов», где Грили призывал президента не мешкать с освобождением рабов.

1841 г. Волни Палмер и Джон Хупер создали первое в Аме­рике рекламное агентство. Их примеру последовали другие. По­началу деятельность рекламных агентств ограничивалась пос­редничеством между рекламодателями и печатными изданиями.

1847 г – создано первое агентство печати в США, «Ассошиэйтед Пресс», в результате соглашения основных нью-йоркских газет о совмест­ном сборе и доставке информации с театра военных действий в годы войны с Мексикой. Для каждой газеты в отдельности эта задача была непосильной. «Ассошиэйтед Пресс» — агентство ко­оперативного типа.

В 1851 г. один из сотрудников «Нью-Йорк Трибюн», Генри Раймонд, решил издавать свою газету. Так родилась «Нью-Йорк Таймс», одна из наиболее уважаемых газет в современной Аме­рике. Пример «Трибьюн» показал Раймонду, что и серьезная газета может найти выход на массовую аудиторию.

4 марта 1880г. в газете «Нью-Йорк Дэйли График» впервые появилась фотография. Это было изображение Шантитауна, бед­ной городской окраины.

1893 г. «Нью-Йорк Уорлд» впервые напечатала цветные картинки. Это была юмористическая серия про китайского мальчика, которая получила столь широкую известность. Да-да, тот самый yellow kid!

1895 г - Херст приобретает нью-йоркскую газету «Морнинг Джорнэл». Переманивает журналистов у Пулицера

 

27. Появление и развитие "желтой" прессы

 

США. 30-е гг. XIX в. – зарождение дешевой массовой печати. Благоприятная полит. ситуация в стране – Эндрю Джексон – президент, демократы упрочили позиции на полит. арене, хотел установить «правление большинства», в культур. сфере – отказ от принципа элитарности, был «за» дешевую прессу, адресов. массовому читателю, «большинству».

Город-родоначальник дешевой массовой прессы – Нью-Йорк (к нач. 30-х гг. культ. центр Америки, лидер издательской индустрии).

«Сан» - первая дешевая газета, Бенжамен Дей (1833 г),стоила 2 цента. Дей организовал розничную продажу (группа мальчишек-распространителей продавали на улицах). Городские новости о судебных процессах, самоубийствах, пожарах, грабежах. Подробные репортажи с места преступления, сенсационные мат-лы. Полит. инф-ции отводилось скромное место. Ориентировалась на широкую чит. аудиторию, отличал простой стиль, короткие фразы.

«Нью-Йорк геральд»(«Нью-Йоркский вестник»), Джеймс Гордон Беннет (1841 г.). Был разнообразнее «Сан» по мат-лу и жанрам, оперативнее в подаче инф-ции.Печатались полит. эссе, проповеди, иностр. новости, военные репортажи, отчеты об экспедициях в экзот. страны. Значительное место в номере – реклама. Первым стал публиковать биржевые вести, основатель жанра интервью, использовал достижения НТП (телеграф), создал широкую корреспондентскую сеть. В 60-х гг. издавался на 72-х страницах, мелким шрифтом.

Стремительный рост числа период. Изданий и популярности америк. печати сопровождался наступлением «желтой прессы». Основные конкуренты – «Нью-Йорк уорлд» и «Нью-Йорк морнинг джорнэл».

В 1894 г. в воскресном приложении к «Нью-Йорк уорлд» была создана цветная юморист. страничка, гл. персонажем кот. стал «желтый парень», придуманный художником-карикатуристом Аутколтом. Забавный и эксцентричный «желтый парень»приобрел огромную популярность у читателей, дав название развлекательной и низкопробной период. печати - «желтая пресса».

«Желтая пресса» - поставщик сенсационных новостей и «жареных» фактов, создание сенсационных новостей самой газетой.

Джозеф Пулитцер – один из создателей «желтой прессы», основал «Нью-Йорк уорлд» (1833 г.),глав. рупор демократ. партии. Газета поддерживала соц реформы, выступала за улучшение условий жизни и труда америк. рабочих, была выразительницей предрассудков и настроений своих читателей. Пулитцер совмещал статьи о полит. коррупции, журн. расследования, сенсации, юмор, рекламу. Добавил спортивные новости, рубрики, посвящ. женщинам. Привлекал читателей искусными, интригующими заголовками.

Уильям Херст в 1895 г. купил почти обанкротившуюся «Нью-Йорк морнинг джорнэл» (основал Уильям Гертц). Учился у Пулитцера: помещал в газете многочисленные цветные иллюстрации, снабжал статьи броскими заголовками, придавал публикациям агрессивный тон. Переманил в свою газету некот. талантливых сотрудников Пулитцера (напр, Аутколта). Сделал сенсацию – гл. средством привлечения читателей, что понизило уровень газеты, превратило ее в образчик «желтой прессы». Успех был обусловлен обилием рубрик, пошлостью публикаций, Херст придал откровенно скандальный и циничный хар-р прессе (иногда газета призывала к полит. убийствам своих противников).

Борьба (жесткая конкуренция в погоне за сенсационными новостямис целью привлечь читателей) двух этих изданий привела к появлению термина «желтая пресса».

На второй план отходят серьезный полит. и лит. мат-лы.

Англия. Вторая половина XIX в. – время возникновения в Великобритании дешевых массовых ежедневных газет. Способствовала отмена налогов: 1851 г. – на рекламу, 1855 г. – штемпельный сбор, 1861 г. – на бумагу. В Лондоне появилось множество газет стоимостью в 1 пенс и объемом в 4 страницы.

Первая такая газета – «Дейли телеграф», основ. в 1855 г. Либеральная по полит. направленности, ориентировалась на принципы американ. жур-ки, мат-лы рассчитаны на массового читателя, хотела возбудить любопытство, развлечь, поразить воображение читателей. Сала – идея печатать отрывки из исследований ученых, путешественников о далеких странах (Конго, Ассирия), Диллон – военные репортажи.

«Таймс» считало, что дешевая пресса – угроза обществ-ой и полит-ой стабильности. Правительство: дешевая пресса – неотъемлемая часть демократии.

Дешевые ежедневные издания – основные клиенты «Рейтер».

Ориентация прессы на возможно более широкую аудиторию, газета стала поставщиком неполит. инф-ии.

Альфред Хармсворт – издание первой ежедневной утренней газеты стоимостью в полпенса «Дейли мейл» (1896 г.). Цель – защита англ. интересов, распространение англ. влияния в мире. Хармсворт – ярый противник Германии. Газета придавала огромное значение сенсационным новостям, ее инф-ции не хватало достоверности, ориентировалась на массового читателя, не взыскательного, но жадного до скандальных новостей. Главное – добывать быстро и много новой инф-ции, кот. можно продать. «Дейли мейл» достигла миллионного тиража и популярности в разных слоях об-ва.

Примеру Хармсворта последовали и другие. В 1900 г. Артур Пирсон издает полупенсовую «Дейли экспресс». Серьезные статьи соседствовали с объявлениями и новостями спорта. На лицевой стороне первой страницы – важнейшие полит. новости, на оборотной – спортивные.

«Дейли мейл» и «Дейли экспресс» - наиболее успешные издания, представляющие англ. «желтую прессу» с полит. индифферентностью, установкой на скандал, развлекательность, облегченную подачу инф-ии.

Распространению и популярности полупенсовой прессы способствовало: 1. реформа образования (Гладстон – увелечение числа гос. приходских школ, куда получили доступ дети из буржуазных семей => резкий рост грамотности во всех слоях об-ва, что создавало широкую чит-ую аудиторию для дешевой массовой прессы); 2. изменение атмосферы в брит. об-ве в 80-90-х гг. XIX в. (викторианская серьезность и строгая мораль сменилась скепсисом по отношению к трад-ным нрав-ным нормам, религ-ным верованиям – поздневикторианская Англия становится более легкомысленной).

(далее не в тему, но, от того что прочитаете, хуже вам точно не будет, вообще-то эт вопрос №12, но все-таки).

«Новая жур-ка» (впервые употребил Мэтью Арнольд) уловила эти тенденции и откликнулась на них (в 1880-х гг.). Незначительное внимание серьезным новостям внутриполит. или международн. хар-ра, нет задачи дать читателю объективную и богатую инф-цию. Акцент – на сообщении новостей, а не их комментиривонии. Достаточно поставлять легко усваиваемые куски общеинтресной инф-ции. Появились колонки слухов, сплетен, женская и спортивная странички, сенсационные разоблачения, использовались иллюстративные мат-лы. Изложение междунар. новостей – сжатое. Полемика внутри одной газеты, предоставл. Свои страница сторонникам разных позиций. Образцы – дешевые вечерние газеты (широкое распространение началось еще в 70-х гг. XIX в.). Они имели более сенсационный и развлекательный хар-р, менее влиятельны в полит. отношении, оказались весьма жизнеспособны.

Вечерняя«Пэлл-Мэлл газет» (1865 г). Изменил ее облик и направил на «новую жур-ку» Уильям Стэд, отказался от аналит. статей на полит. темы, печатал подробную инф-цию о спорте, создал колонку слухов и сплетен. Заголовки печатал жирным и крупным шрифтом, ввел подзаголовки в жирных статьях, помещал многочисленные рисунки, иллюстрации, шаржи. Стал выпускать доп. экстренные выпуски, печатал интервью.

Некот. утренние газеты пошли по пути, открытому массовыми вечерними. «Морнинг» и «Морнинг лидер» (1892 г.) позаимствовали особенности оформления, первую страницу занимала реклама.


28. Движение "разгребателей грязи" и печать

 

(Конечно, это не вестник МГУ+.но +привожу все в качестве ответа первая статья или последняя )

С Бибилиотеки Жорн ру
"Разгребатели грязи" и традиции разоблачительной журналистики

В начале XX столетия американская журналистика пережила период "макрекерства" (движения "разгребателей грязи"), т.е. разоблачительной журналистики. В конце 1880-х гг. внимание публики привлекли два новых журнала, взявших курс на агрессивную журналистику и разоблачительные материалы, предвосхищая появление "разгребателей грязи". Речь идет о нью-йоркском "The Forum" (1886-1950) и бостонском "The Arena" (1889-1909), предложившим читателю сенсационные материалы-разоблачения различных сфер политической и экономической жизни.
Традиционно начало "макрекерства" в американской журналистике возводится к публикациям Джекоба Рииса и Генри Демареста Ллойда.

Джекоб Риис, корреспондент "The New York Sun", обратился к социально-публицистическому исследованию нью-йоркских трущоб и обобщил свои наблюдения и выводы в книге "Как живет другая половина" (1890). Факты полученные Риисом в результате непосредственного знакомства с жизнью и нравами трущоб, производили шокирующее впечатление. Американский президент Теодор Рузвельт (которому принадлежит авторство самого термина "разгребатели грязи") писал впоследствии, что книга Дж.Рииса стала для него "просветлением и вдохновением, за которое я никогда не смогу полностью выразить свою благодарность". Десятилетний "крестовый поход" Джекоба Рииса, описанный им в публицистической книге "Битва с трущобами" (1902), позволил ему занять почетное место в истории американской журналистики.

Не меньшее значение для становления движения "разгребателей грязи" сыграли статьи и книги Генри Д.Ллойда, независимого журналиста-реформатора из Чикаго. Г.Д.Ллойд впервые обратил на себя внимание в 1881 небольшой статьей, опубликованной в журнале "The Atlantic Monthly". В ней точно, сжато и доказательно описывались грязные методы ведения бизнеса могущественной нефтяной компанией "The Standard Oil". Классическим произведением Г.Д.Ллойда стала книга "Богатство против благосостояния" (1894), в которой рассказывалось "как могущественные люди накапливали богатство, не стесняясь в средствах и прибирая к рукам правительство, церковь и сферу образования. Что бы не хотел доказать Ллойд, он убедил всех, что можно говорить о сведениях, добытых из отчетов комиссий конгресса и судебных бумаг, с такой ясностью и человеческой страстностью, что сочинение на экономические темы могло стать значительным литературным произведением и занять достойное место в литературе идей последней четверти XIX столетия". Афористичная фраза ГД.Ллойда о том, что "свобода порождает богатство, а богатство разрушает свободу", стала девизом "разгребателей грязи". Именно эта социальная критика всей общественно-политической системы отличала движение "разгребателей грязи" от разоблачительной журналистики предыдущих десятилетий, несшей на себе печать политических пристрастий.

1900-е гг. отмечены появлением целой группы журналов, которые можно классифицировать как "макрекерские", - "McClure's Magazine", "The Arena", "Everybody's Magazine", "The American Magazine", "Cottier's Magazine", "Cosmopolitan Magazine" и т.д. Успеху "макрекерских" изданий в немалой степени способствовали технические инновации рубежа веков, связанные с появлением линотипа, брошюровочных и переплетных машин, которые привели к почти полной механизации издательского дела. Более дешевая и доступная техника фототипии вытеснила дорогостоящую ксилографию. В результате солидные иллюстрированные издания типа "The Century" лишились преимущества над недорогими макрекерскими изданиями или изданиями "желтой прессы".

Наибольшую известность из периодических изданий подобной ориентации приобрел нью-йоркский журнал "McClure's Magazine" (1893-1929). Журнал выдвинулся на передовые позиции с появлением на его страницах в октябре 1902 статьи "Времена Твида в Сент-Луисе", написанной Линкольном Стеффенсом, одним из наиболее видных и талантливых журналистов-макрекеров. Публикация статьи Стеффенса, разоблачавшей коррупцию муниципальных властей, считается официальной датой начала эпохи "макрекерства" в американской журналистике. Номер журнала со статьей Стеффенса разошелся необычайно быстро, и читатели требовали новых сенсационных разоблачений.

Стеффенс был приглашен на должность главного редактора "McClure's Magazine" и оставался на этом посту с 1902 по 1906 г. В "McCture's Magazine" последовала новая серия разоблачительных материалов, составивших его знаменитую книгу "Позор городов" (1904), основной темой которой стала коррумпированность государственных институтов, связь полиции с преступным миром, сомнительные действия различных монополий и Другие не менее "горячие" материалы. Невысокая цена (15 центов) и сенсационный материал способствовали росту тиража, который достиг 3 млн. экз.

В "McClure's Magazine" работала плеяда талантливых журналистов-макрекеров, публикации которых собирали миллионную аудиторию читателей. В 1902-1904 гг. Аида Тарбелл, продолжив традицию Г.Д. Ллойда, дала серию сенсационных репортажей, разоблачавших методы обогащения крупных монополий. Эти статьи составили книгу "История "Стандард Ойл", в которой Тарбелл проследила историю возникновения и обогащения нефтяной корпорации Дж.Рокфеллера. Тарбелл выявила тесные связи большого бизнеса с госаппаратом и политическими кругами и показала опасность бесконтрольной деятельности монополий для демократического общества.

Публикации журналистов-макрекеров приносили издателям журналов значительные прибыли, поэтому в начале века издатели и редакторы многих периодических изданий поощряли деятельность макрекеров. Но разоблачения макрекеров затрагивали интересы многих, поэтому неизбежно со стороны влиятельных кругов Америки последовала контратака на "разгребателей грязи" и на реформаторские идеи, исповедуемые этими журналистами. Консервативные редакторы, церковные проповедники и политики стремились дезавуировать публикации и очернить агрессивных либералов. Бизнесмены вмешивались в издательскую политику популярных периодических изданий, угрожая изъять размещаемую рекламу, а в ряде случаев они получали контроль за редакторской политикой путем прямой покупки издания. "American News Company" также использовала свое влияние против прогрессивных журналов, препятствуя их распространению. В результате макрекерские издания стали исчезать одно за другим или менять свою издательскую политику.

1910 г. стал своеобразной чертой, подведенной под деятельностью макрекерских изданий. Громадные тиражи в последующие пару лет поползли вниз, что объяснялось рядом причин, в числе которых можно выделить давление со стороны большого бизнеса, падение читательского интереса и изменение конъюнктуры издательского рынка. Практически все журналы подобной ориентации либо поменяли свой профиль, либо прекратили существование, либо слились с другими изданиями.

Библиотека ру:
Разгребатели грязи

С английского: Muckrakers. Буквально: Люди с навозными вилами.

Слова 26-го президента США (1901-1909) Теодора Рузвельта (1858-1919), сказанные им в речи (14 апреля 1906 г.) о критически настроенных американских журналистах, которые пристально следили за действиями правительства и "сильных мира сего" и раскрывали их неблаговидные поступки. Т. Рузвельт повторял это выражение в других своих выступлениях.

Первоисточник выражения поэма английского поэта Джона Беньяна (1628 1688) "Путь паломника" (1678), во второй части которой говорится о "человеке с навозными вилами" (the man with the muckrake).

Иносказательно о работниках прессы, ведущих собственное расследование (ирон.); о журналистах, ищущих компрометирующие кого-либо материалы для сенсационных публикаций (презрит.).

3асурский Я. Н., Американская литература XX века, М., 1966; Weinberg A. and L., The Muckrakers, N. Y., 1961.:
"Разгребатели грязи" (англ. "Muckrakers"), группа американских писателей, журналистов, публицистов, социологов, выступившая с резкой критикой американского общества, особенно активная в 1902 17. Название "Р. г." впервые употребил по отношению к ним президент США Т. Рузвельт в 1906, сославшись на книгу Дж. Беньяна "Путь паломника": один из её персонажей возится в грязи, не замечая над головой сияющего небосвода. Началом литературного движения "Р. г." считается статья Дж. Стеффенса, направленная против взяточников и казнокрадов (1902). Воспитанные на идеалах Просвещения, "Р. г." ощущали резкий контраст между принципами демократии и неприглядной реальностью Америки, вступившей в империалистическую фазу; однако они ошибочно полагали, что мелкими реформами можно искоренить зло, порожденное антагонистическими общественными противоречиями. Социально-обличительные тенденции "Р. г." сохранились в литературе американского критического реализма романах С. Льюиса, Э. Синклера и др.

да ну его на фиг, этот вестник+


29. Особенности развития печати в Англии в 19в.

 

Англия в XIX веке была одной из ведущих европейских держав. Индустриальная революция в Англии была завершена к середине XIX века: промышленность преобразована на машинной основе — прялку заменил ткацкий станок, физическую силу — паровые машины, быстро росли промышленные мегаполисы.

Лондон стал мировым банковским центром. Мощное индустриальное государство, «мастерская мира», великая империя, «вла­дычица морей» и многочисленных колоний — такой предстала Великобритания в XIX веке перед изумленными взглядами сво­их европейских соседей.

Огромное влияние на британскую журналистику оказало быстрое развитие в 1830—1840-х гг. железнодорожного транспор­та и электрического телеграфа. Именно Англия подарила миру железные дороги, первые короткие линии которых использова­лись для перевозки угля из шахт в угольных районах еще в 20-х гг. XIX века. Последующее стремительное увеличение ко­личества и протяженности железных дорог вытеснило почтовые кареты и ускорило доставку прессы в самые отдаленные утолки Соединенного Королевства.

В отличие от Франции, где общественное развитие на протя­жении XIX столетия представляло собой череду революций и переворотов, ситуация в Великобритании отличалась относи­тельной стабильностью. Компромисс между старой и новой эли­тами был достигнут еще во время Славной революции 1688— 1689 гг., поэтому задача английской буржуазии заключалась не в свержении монархии, а в постепенном укреплении своего мо­гущества. Если активность французов проявлялась в XIX веке прежде всего в социальной сфере, то энергия англичан была направлена в экономику, промышленность, торговлю и культуру. ру. Это было следствием выхода на авансцену среднего класса, более многочисленного в Англии, чем в других европейских стра­нах, в силу произошедшей в стране индустриальной революции. Резкое сокращение численности консервативного крестьянства, огромные прибыли фактически не имевшей конкурентов на ми­ровом рынке почти весь XIX век английской буржуазии также являлись факторами стабильности общественной жизни. Бога­тая английская буржуазия была готова идти на компромисс с рабочими, поступаясь частью своих сверхприбылей.

Своеобразие социокультурной ситуации в Англии XIX века нашло свое отражение в феномене викторианства. Викторианс­кой эпохой принято называть семидесятилетний период англий­ской истории и культуры, значительная часть которого прихо­дится на время правления королевы Виктории, находившейся на британском престоле с 1837 по 1901 г. На этот период при­ходится укрепление экономической и военной мощи Великобри­тании. Властная и сильная королева упрочила авторитет мо­нархии. После Ватерлоо Англия в течение ста лет не вела ни одной крупной войны.

В викторианскую эпоху сложился культ гражданских и семей­ных добродетелей, усилился интерес к религиозным вопросам. Весьма строгими были правила этикета. Виктори­анская мораль требовала от подданных ее величества высоких нравственных качеств, что в повседневной жизни зачастую обо­рачивалось лицемерием и демонстрацией ложных добродетелей.

Особенности социокультурной ситуации обусловили две специфические черты британской прессы: во-первых, «отсутствие в Англии сколько-нибудь влиятельной социалистической прессы» и, во-вторых, «специфически гуманитарный характер прессы буржуазной». Действительно, английская пресса была не столько выразительницей интересов и идеологии тех или иных соци­альных групп и партий, как это имело место во Франции, сколько инструментом объединения нации, сглаживания общественных противоречий, проведения реформ, направленных на улучше­ние положения социальных низов. Защита английских интере­сов и интересов граждан, представляющих Англию, — так осоз­навала свою задачу британская пресса.

Тем не менее английская пресса с большим основанием, чем печать какой-либо другой европейской страны в XIX веке, име­ла право претендовать на то, чтобы считаться выразительницей общественного мнения. Пожалуй, ни в одной другой стране пресса не пользовалась таким уважением, как в Великобритании. Она оказывала огромное влияние на жизнь нации, к ней прислушивалась Европа, тем более, что английские газеты отличались стремлением к объективной подаче фактов и пре­красной информированностью. Журналистика в Великобрита­нии была довольно престижным родом деятельности. В круп­нейших лондонских газетах сотрудничали талантливые англий­ские писатели и журналисты.

В 1843 г. был принят за­кон о печати, получивший название «Акт лорда Кемпбелла», по которому суду присяжных предоставлялось право решать вопрос о виновности журналиста, опубликовавшего сведения, порочащие какое-либо лицо. Ранее суд присяжных лишь уста­навливал наличие пасквиля, а решение о виновности выносила исполнительная власть, она же определяла и меру наказания. Более того, по новому закону журналист имел право доказы­вать, что приведенные им факты соответствуют действительнос­ти.

Другим важным фактором, влиявшим на становление и рас­цвет английской периодической печати, был научно-техничес­кий прогресс, вследствие которого улучшились технологии пе­чати и методы ее распространения. В конце XVIII века изобре­тены почтовые повозки, при почтовых отделениях создавались специальные офисы для распространения газет. С 1814 г. в анг­лийских типографиях стали использовать паровые станки, уве­личившие скорость печати до 1000 экземпляров в час.

Разумеется, развитие британской журналистики не было ли­нейным. В ее истории были свои подъемы и спады, периоды ускорения и торможения. Тяжелым временем для английскю. журналистов была последняя треть XVIII столетия. Война за независимость в Северной Америке, Великая французская рево­люция на континенте вызвали острую полемику в британской прессе и гонения на журналистов, выступавших против официальной линии.

Ситуация начала меняться в первые десятилетия XIX века, когда увеличилось число британских газет, выросли их тиражи и, соответственно, прибыли владельцев периодических изданий. Количество периодических изданий увеличилось к началу 1820-х гг. втрое по сравнению с 1781 г., их общий тираж удво­ился. Заметным явлением в британской журналистике этого пе­риода стало стремительное развитие рабочей периодики. Деся­тилетие с 1815 по 1825 г. было наиболее благоприятным для развития английской прессы.

Однако круг читателей газет в Англии в первой половине XIX века был уже, чем во Франции или в США, так как бри­танская периодика была весьма дорогой. Причиной дороговиз­ны являлся большой штемпельный сбор, установленный еще в 1712 г. и просуществовавший до 1855 г. Кроме того, были вве­дены довольно высокие налоги на объявления в газетах и бума­гу, отмененные лишь в середине столетия.

К началу XIX века сформировались три основные разновид­ности английской прессы: ежеквартальные и ежемесячные жур­налы, ежедневные утренние и вечерние газеты.


30. Основные этапы развития зарубежной журналистики в первой половине 20в. (+развитие радио (на примере BBC)

 

31. Становление документального кино (как СМИ)

 

Вот здесь все, что нашла полезного про кино. Вообще не понимаю, док.кино – это уже 20й век, поэтому чего тут говорить?

Документа́льное кино́ (или неигрово́е кино́) Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц. Реконструкции подлинных событий не относятся к документальному кино. Первые документальные съёмки были произведены ещё при зарождении кинематографа.

Начало.Первый фильм, показанный зрителям 28 декабря 1895 братьями Люмьер на бульваре Капуцинов, был документальным: оператор запечатлел прибытие поезда на станцию Ла Сиота. В этот день в индийском салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов (Париж, Франция) состоялся публичный показ «Синематографа братьев Люмьер». В 1896 году братья совершили мировое турне со своим изобретением, посетив Лондон, Нью-Йорк, Мумбаи.

Хотя пробные (даже публичные) демонстрации фильмов начались с 1888 года, а в 1895 году проходило уже достаточное количество сеансов «движущейся фотографии», но их изобретатели обычно не знали друг о друге, что послужило потом причиной бесконечных споров о первопроходцах кино. Публичные же платные сеансы братьев Люмьер просто оказались наиболее популярны и успешны с коммерческой точки зрения.

А вообще мастера док.кино любят говорить: «Жизнь талантливее, чем я». Т.е. жизнь – журналистика – док.кино Улавливаете сходство?Если кто что-нибудь про это увидит – добавьте, пжлста.


32. Развитие радиовещания как средства массовой информации (на примере BBC)

 

Изобретенный А. Поповым и Г. Маркони способ бескабельной передачи информации посредством электромагнитных волн привел к рождению нового средства связи – радио (1895-96). На заре своего существования «беспроволочный телеграф» был лишен главного признака, характерного для СМИ – массовой аудитории. Это объяснялось не только малой численностью наличных радиоприемников, но и тем, что в первые годы из-за несовершенства радиооборудования передача информации могла осуществляться только в закодированном виде. Как и в телеграфе, применялась система Морзе, позволявшая осуществлять передачу текстов, переведенных в точки и тире. Предпосылки для превращения радио в средство массовой информации были созданы в канун и во время первой мировой войны. Во время первой мировой войны потребности в обеспечении радиосвязи между частями действующих армий и кораблями ВМС, а также первые попытки использования радиопередач в целях пропаганды и дезинформации противника вызвали бурный рост производства радиооборудования. С наступлением мира фирмы – производители радиотехники стремились переориентировать созданные в годы войны обширные производственные мощности на массовый выпуск и сбыт передатчиков и приемных устройств на гражданском рынке. Одновременно происходило быстрое совершенствование технической базы радиовещания.

На фоне дальнейшего развития движения радиолюбителей в послевоенные годы прогрессировало экспериментальное вещание, адресованное пока еще немногочисленным радиолюбителям. В печати разных стран развернулась широкая кампания по пропаганде радио, способствующая непрерывному росту интереса общественности к новому средству коммуникации, развитию радиолюбительского движения.

Переломными в развитии радиовещания как средства массовой информации стали 1922–1923 гг., когда во многих странах мира начались экспериментальные и регулярные передач

Успешные опыты по передаче радиосигналов привели к существенному расширению количества действующих станций в Великобритании. В 1922 г. группой предпринимателей при участии Маркони была образована Британская вещательная компания – предшественница Британской вещательной корпорации (Би-Би-Си). В декабре 1922 г. компания начала ежедневное радиовещание – вначале в Лондоне, затем в Бирмингеме и Манчестере.

Вседоступность радио, возможность охвата передачами самой массовой аудитории способствовали развитию представлений о радиовещании как о новом общественном институте. Сторонники просветительских взглядов на социальную роль журналистики не без оснований полагали, что предназначение радио может быть гораздо шире узких коммерческих рамок, ориентирующих вещателей преимущественно на развлечение аудитории и распространение рекламы. Многие энтузиасты радио в разных странах мира видели будущее радиовещания как альтернативы коммерческой прессе, средства образования и распространения знаний и тд. Стремление создать службу радиовещания, свободную от коммерции, от влияния рекламодателей и от прямого правительственного вмешательства в редакционную деятельность, воплотилось в модели Би-Би-Си – самоуправляющейся организации, финансируемой за счет абонентских сборов с владельцев радиоприемников.

Превращение Би-Би-Си в общебританскую вещательную службу, начатое в двадцатые годы с вводом в строй мощного длинноволнового передатчика, распространившего вещание на всю английскую территорию, было завершено к началу второй мировой войны: в 1938 г. возможность прослушивать радиопередачи имели уже 98% жителей страны. Корпорация представляла собой централизованную вещательную структуру, объединившую под единым руководством как лондонский радиоцентр, так и местные станции. Она выполняла роль информационной службы, консолидирующей нацию, что особенно наглядно проявилось в годы войны против нацизма, когда ежевечерний девятичасовой выпуск новостей Би-Би-Си регулярно собирал у радиоприемников миллионы радиослушателей.

Вещательная политика Би-Би-Си предусматривала создание широкого спектра разнообразных качественных информационных, публицистических, научно-популярных и развлекательных программ для массовой аудитории, содержательных передач для детей и юношества (включая образовательные), а также программ, призванных содействовав приобщению взрослых к высшим достижениям искусства и культуры. Наличие этих программ в сетке вещания Би-Би-Си выгодно отличало британскую вещательную службу от большинства коммерческих радиостанций, нацеленных преимущественно на развлечение радиослушателей. Популярностью у аудитории пользовались качественные драматические и литературные передачи, трансляции концертов классической музыки, беседы в студии с ведущими политиками, писателями, мыслителями. В 1930 г. был учрежден симфонический оркестр Би-Би-Си, завоевавший известность своим высоким исполнительским мастерством и участием в популяризации выдающихся образцов мировой музыкальной культуры.

Одним из провозглашаемых ключевых принципов деятельности Би-Би-Си стала редакционная самостоятельность. Декларируя свое служение обществу, корпорация принципиально не использовала коммерческую рекламу, демонстрируя тем самым свою независимость от рекламодателей и коммерческой конъюнктуры. Прямое вмешательство исполнительной власти в дела Би-Би-Си было сведено к минимуму, однако существовали многочисленные формы взаимосвязей Би-Би-Си с государственными и парламентскими структурами. Особенно заметно эти взаимосвязи проявились в развитии иновещания Би-Би-Си. По сей день радиовещание корпорации на зарубежную аудиторию осуществляется в тесном взаимодействии с британским министерством иностранных дел (Форин Оффисом) и финансируется преимущественно из государственного бюджета, а не за счет абонентской платы радиослушателей.

Плюс смотрите билет Оли О, посвященный Би-би-си.


35 (33). Э.Э.Киш - репортер (2 репортажа: "Дебют на пожаре мельниц", "Убивает ли буква")

 

44 (34). Первая мировая война, Октябрьская революция в России и развитие журналистики

 

Вообще население России периода 1900-1917 было малограмотно, на тысячу людей в европейской части страны приходилось 223 грамотных. Если, например, в Соединенных Штатах на 1 жителя в год выпускалось более 100 номеров различных газет, в Германии – более 40, то в России – 3. Вся российская печать находилась под жестким гнетом цензуры, деятельность которой определялась утвержденным еще в 1865 г. «Уставом о цензуре и печати» и рядом дополнительных запрещенийю

В царском Манифесте от 17 октября 1905 г. было объявлено о непреклонной воле государя «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов», а вскоре были введены новые «Временные правила о периодической печати». Правовое положение прессы кардинальным образом изменилось, что привело к сущностным переменам во всей системе печати, открыло качественно новый этап в развитии русской прессы. Отмена как обшей, так и духовной предварительной цензуры, явочный порядок регистрации изданий, запрещение административного воздействия на печать, установление ответственности за проступки печати только судебным решением, отмена залогов и цензов в издательской деятельности – все это вызвало настоящий газетно-журнальный «бум» в стране.

Специальным указом от 24 ноября 1905 г. было устранено административное вмешательство в дела прессы, восстанавливался судебный порядок ответственности за преступления, совершаемые путем использования печати

А теперь по теме:

Мощным импульсом в развитии русской печати стали события, связанные с началом первой мировой войны 1914–1917 гг. Происходит увеличение тиражей почти всех буржуазных изданий в 2–3 раза, в крупных городах страны открываются десятки новых периодических органов. По подсчетам специалистов, в России только в 1914 г. появились 431 газета и 411 журналов. Активно развивается военная печать: начинают выходить «Вестник войны», «Военная летопись», «Последние армейские известия», «Вести с театра великой войны», «Армия и флот» и т.д., издания отдельных фронтов и армий. Специальные рубрики, посвященные событиям на войне, открылись во всех общественно-политических изданиях. На волне охватившего страну подъема патриотизма, шовинистических настроений ультраправые, черносотенные идеи и соответствующие периодические органы приобретают большую популярность. Широкое распространение по всей стране получают так называемые «народные» издания, которые продаются по мизерным ценам или вообще раздаются бесплатно.

Усиление цензуры в печати произошло еще до начала войны, а после введения «Временного положения о военной цензуре» летом 1914 г. перечень запрещенных тем возрос во много раз. Министерство внутренних дел и его подразделения, командующие фронтами, армиями получили право практически полного контроля за прессой. Работа военных корреспондентов, которые официально были допущены в действующую армию, жестко регламентировалась и ограничивалась штабом главнокомандующего, все их материалы подвергались предварительной военной цензуре. Многие издания либерального направления подвергались штрафам, приостановкам, конфискациям номеров по малейшему поводу.

В начале войны успехи русских войск способствовали тому, что на волне патриотизма в стране установилось определенное гражданское согласие, подавляющее большинство изданий «забыли» внутренние распри. По словам М. Горького, хвастовство и словоблудие «разлились широким потоком». Насаждалась идея неизбежной, скорой и триумфальной победы России над «зачинщицами мировой смуты» Германией и Австро-Венгрией. Например, один из номеров «Журнала-копейки» за октябрь 1914 г. открывается фотографией немецкого солдата, сдающегося доблестным русским воинам. И далее во всем номере нет ни слова о поражениях, потерях, трудностях войны. Рассказывается только о героизме, доблести, благородстве русских и их союзников как на фронте, так и в тылу.

Но постепенно ситуация изменяется. Бездарное руководство армией и страной, военные неудачи, нарастание трудностей в тылу вызвали подъем революционных настроений во всех слоях русского общества. В 1916–1917 гг. значительно увеличивается количество нелегальной периодики и листовок протестного содержания, в которых открыто говорится о необходимости свержения царизма. В феврале 1917 г. массовая политическая стачка переросла в вооруженное восстание. Царское самодержавие пало, к власти пришло Временное правительство, в состав которого вошли представители нескольких буржуазных партий. Начинает выходить официальный орган новой власти – газета «Вестник Временного правительства». Монархическая пресса закрывается.

 

Октябрьская революция, оказавшая огромное влияние на весь ход дальнейшей мировой истории, положила начало качественно новому этапу в развитии России и отечественной журналистики. Переход страны от демократического пути развития к диктатуре пролетариата и установлению однопартийной системы коренным образом изменил систему прессы России.

После осуществления вооруженного переворота 25–26 октября 1917 г. и отстранения от власти Временного правительства вся печать страны раскололась на два непримиримых лагеря – большевистскую и оппозиционную. Большевики во главе с В.И. Лениным, став партией власти, одновременно решали как задачу подавления неугодной прессы, так и создания новой системы – партийно-советской печати. На следующий же день после захвата власти по распоряжению Временного революционного комитета (ВРК) были закрыты 10 наиболее крупных газет – «Русское слово», «Новое время», «Речь», «Копейка», «Биржевые ведомости», «Русская воля» и др., а их полиграфическая база конфискована. Благодаря этому акту экспроприации ведущие партийно-советские издания – «Правда», «Солдатская правда», «Известия», «Деревенская беднота» и др. получили лучшие типографии страны и огромные запасы бумаги в свое распоряжение. Создание материально-технической базы новой советской журналистики и в дальнейшем осуществляется путем такого «перераспределения». Согласно распоряжению ВЦИК, «конфискация частных типографий и запасов бумаги, передача их в собственность Советской власти в центре и на местах» становилась обычной практикой. Всего же до 30 июня 1918 г. былосеквестировано, реквизировано, конфисковано или национализировано более 150предприятий полиграфической промышленности.

В первом законодательном акте Советского правительства, посвященном прессе, Декрете о печати (принят Советом народных комиссаров 27 октября, опубликован в «Правде», «Известиях», «Газете Временного рабочего и крестьянского правительства» и др. изданиях), были подтверждены все мероприятия, направленные против контрреволюционных газет. В то же время в Декрете специально подчеркивалось, что «как только новый порядок упрочится, всякие административные воздействия на печать будут прекращены, для нее будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом, согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону». Однако вплоть до 1991 г. практика администрирования, борьба с инакомыслием являлись основными методами работы коммунистической партии с отечественной журналистикой.

Буржуазные и оппозиционные издания единодушно выступили с яростной критикой Декрета о печати. Развернулась острейшая борьба вокруг вопроса о свободе прессы. Практически вся прогрессивно настроенная интеллигенция России была глубоко возмущена произволом, который творили большевики. В стране прошли митинги и демонстрации в защиту свободы слова, распространялись многочисленные листовки, а Союз русских писателей выпустил специальную однодневную «Газету-протест в защиту свободы печати», обвинявшую большевиков в осквернении идеалов демократии, поругании основных ценностей общественной жизни. В конце ноября 1917 г. ЦК трудовой народно-социалистической партии выпустил первый номер газеты с красноречивым названием «Слово в цепях».

Согласно Декрету о печати, подлежали закрытию следующие органы прессы:«1. Призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению рабочему и крестьянскому правительству. 2. Сеющие смуту путем явно клеветнического извращения фактов. 3. Призывающие к деяниям явно преступного, т. е. уголовно-наказуемого характера». Однако после публикации Обращения Временного правительства «Ко всем граж





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.