МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Развитие журнальной периодики в XIX веке.





Франция.Наиболее значительные лит.-худ.-ые период. Издания Июльской монархии – 3 парижских лит. журнала – «Ревю де Пари» («Парижское обозрение»), «Ревю де де монд» («Обозрение двух миров») и «Артист» («Худоджник»).

«Ревю де Пари» (Луи ДезиреВероном, 1829 г.) должен был объединить молодые лит. таланты. Печатались Стендаль, Мериме, Бальзак. Близость Верона к гос. деятелям июльской монархии. На протяжении XIX в. претерпевает изменения, на рубеже веков становится крупным, влиятельным парижским журналом. Печатали символистов.

«Ревю де де монд» (ФрансуаБюлоз, 1831 г.) – главный конкурент. В редколлегию входили Санд, де Мюссе и др. Орган левой, либерально-республиканской, радикально настроенной против Луи-Филиппа интеллигенции. Ориентация на интеллект. элиту, серьезность тона, обстоятельность и глубина мат-лов. Публиковались Стендаль, Мериме, Бальзак, Санд. Бюлоз – упорство в привлечении подписчиков и писателей. Стал одним из лучших в Европе лит. журналов. Сначала – консерват. полит. направленность, поддерживал Тьера; далее идея русско-франц. альянса – противовес Германии, развитие русско-франц. лит. и культ. связей. После смерти Бюлоза, журналом руководил его сын – Шарль Бюлоз, далее с 1893 г. – известный лит. критик, историк, теоретик лит-ры Фердинанд Брюнетьер. Журнал – оплот лит. и полит консерватизма: против связи прогресса с наукой, защита армии – оплот обществ. стабильности и порядка, защитник ортодоксального католицизма. «Ревю де де монд» - трибуна борьбы за общественное и национальное ед-во. Журнал – оплот традиции и хорошего об-ва против полит., интеллект. и моральной анархии. Печатался Мопассан. Небольшой, но постоянный контингент читателей – полит., академ. и военная элита. Печатали парнассцев, а не символистов.

«Артист» (АшильРику, 1831 г.) – проводник новых реалистических принципов в иск-ве. Самое популярное издание во Франции по проблемам иск-ва. Печатались Бальзак, Готье и др. Худ. критиком был Арсен Усей.

Крупнейшие журналы рубежа XIX – XX вв.: «Ревю де де монд», «Ревю де Пари», «Меркюр де Франс» («Вестник Франции») – органы какого-либо направления обществ-полит-ой и лит-ой мысли, оказали огромное влияние на интеллект. и полит. элиту Третьей республики.

Середина 1880-х гг. – нач. эпохи символизма. Наступает эпоха многочисленных. Но недолговечных «маленьких ревю», небольших, но независимых от офиц. линии в иск-ве и политике журналов. Издатели – молодые люди, сами писавшие стихи. Элитарный хар-р журналов. Главный враг – парнасская школа, натурализм, позитивизм.

Самый авторитетный и символистский журнал – ежемесячник «Меркюр де Франс» (АльфредВаллетт, 1889 г.)– панорама совр. авангардистской лит-ры и иск-ва, одно из ведущих лит.-худ-нных изданий. Печатались произведения зарубежных авторов.

Вдохновитель сатир. прессы – Шарль Филипон издает сатир. полит. иллюстр. еженедельник «Карикатюр» (1830 г.). Печатался Бальзак. Постоянная мишень журнала – Луи-Филипп.

Далее были сатир. газеты, но это уже совсем другой билет…….)))))

Англия.К нач. XIX в. – 3 основ. разновидности англ. прессы: ежеквартальные и ежемесячные журналы, ежедневные утренние и вечерние газеты. Ориентация англ. жур-ки на объективное освещение фактов и солидную информированность – важное место в структуре прессы заняли ежеквартальные журналы-обозрения. Первые такие издания – XVIII в. («Спектэйтор», «Джентльменс мэгэзин»), их расцвет – первая пол. XIX в., когда появились 2 наиболее авторитетных ежеквартальных журнала – «Эдинбург ревью» и «Куотэрли ревью» («Трехмесячное обозрение»). Фактор возникновения и популярности ежеквартальных журналов-обозрений – формирование среднего класса (эконом. независимый, получивш. солидное образование, подготовл. к восприятию серьезных аналит. мат-лов) и его интеллект. элиты.



В журналах печатались серьезные обзоры, аналит. статьи. Имели огромное влияние на обществ. мнение.

«Эдинбург ревью»(Френсис Джеффри, 1802 г.), сначала либеральное (печатался В. Скотт), в сер. XIX в. - рупор вигов. Журнал откликался на важные общественно-полит. события и на заметные новые явления в лит-ре. В кон.XIX в. – консервативное издание , против соц. реформ и леворадикальной идеологии.

«Куотэрли ревью» (по инициативе В. Скотта, 1809 г.) – гл. конкурент, консерват. печ. орган, поддержив. тори. Выступал против «кокнийской школы» (так критики называли группу талантливых писателей-романтиков, придерж. либеральн. взглядов (Шелли)), упрекали их в лит. вульгарности и нескромности.

К сер. XIX в. ежеквавртальн. журналы сдают позиции под натиском ежемесячников, занявш. к кон. века доминирующее положение.

Ежемесячные журналы – лит-ра и иск-во, печатались романы-фельетоны.

(1731 г. – Кейв «Джентльменс мэгэзин», использовал впервые слово «мэгэзин» - с франц. склад, хранилище.)

«Блэквудс мэгэзин», печатались В. Скотт, поэты-романтики. Консерват. взгляды, против республиканских и демократ. идей, парламентской реформы, тосковали по «старой доброй Англии», поддерживали тори. 1817 г. – кампания против «Эдинбург ревью», против либеральной полит. линии и лит. симпатий.

Первое в Европе многотиражное массовое иллюстрированное период. издание – журнал «Пенни мэгэзин» (Чарльз Найт, 1832 г.). Иллюстрации – гравюры, изображ. пейзажи различных стран, представителей их флоры и фауны, формы челов. труда, происшествия, уголовные преступления. Об уголовной хронике писал иллюстр. журнал «Уикли кроникл».

Самое читаемое иллюстр. издание – еженедельный сатир. журнал «Панч» (1841 г.), печатал полит. карикатуры и шаржи, сотрудничал Теккерей. Сатир. заметки о европейских монархах, во Франции запретили его на некот. время.

«Иллюстрейтед Лондон ньюс» (1842 г.)впервые изобразит. хроника, худ. репортаж заняли гл. место. Подробная иллюстрир. летопись основ., наиболее драматических событий лондон. жизни (восстания рабочих, пожары, преступления).

Первая пол. XIX в. – чартистская печать (чартизм – первое массовое, полит. оформленное движение раб. в 30-50-х гг.). Предшественник – Коббет, издавал «Политикэл реджистэр» (1802 – 1835 гг.), выступал против тори, пропагандировал парламент. реформу, использование метода революционной борьбы измученными низами англ. об-ва. Боролся за демократизацию полит. строя, критиковал аристократическую олигархию, крупн. землевладельцев, алчность англиканской церкви.

Печ. орган чартистов – журнал «Лейбэрэ» («Труженик») (Джонс), статьи на полит. темы и ежемесячные лит. обозрения.

«Фортнайтли ревью» («Двухнедельное обозрение») (Морли, 1865 г.) – первый ежемесячный полит. журнал, добившийся независимости от полит. групп и религ. сект. Стремился к панорамности и многообразию инф-ции, религ. свободомыслие, против ортодоксальных церковных догм. Внимание к нов. научным концепциям, за либеральные реформы парламента и церкви, за всеобщее избират. право, симпатии рабочим и профсоюзам.

Популярность у ср. класса в 50-60-х гг. - журналы для домашнего чтения. Некот. печатали иллюстрации, произведения выдающихся писателей.

На рубеже XIX-XX вв. – лит.-худ-ые журналы, отразившие нов. веяния в культ. жизни, «Йеллоу бук», «Савой».

«Йеллоу бук» (1894 г.)– эстетизм и декаданское движение, желтая обложка – эпатировала читателя. Вокруг группировались писатели, близкие символизму. Оплот импрессионистической критики (Пейтер – у истоков эстетизма). Разрыв иск-ва с действительностью. Лит.редактор – Генри Харлэнд, ценил оригинальность стиля. Знаком читателей с франц. «парнасцами» и декадентами. Публикации – скандальный хар-р, основные темы – богемная жизнь, продажная любовь, пороки и извращения. Худ. редактор – Обри Бердсли, создает в рисунках образ роковой женщины, кот. использовала декаденты. Журнал закрыли – приемником стал «Савой» (Саймонс), продолжал традиции.

Германия.Середина 90-х гг. XVIII в. – необходимость реформ, способы преобразования: улучшить условия жизни народа; путь эстетики (журналы «Ди Хорен» («Оры» (Шиллер, 1795 г.)), «Ди Пропилен» («Пропилеи»(Гете, 1799 г.)). Освещали эстетические вопросы, проблемы состояния совр. культуры и лит-ры, не имели успеха. Орган раннего романтизма –«Атенеум» («Атеней» (братья Шлегели, 1798 г.)) не замечен.

«Дойче Меркур»(«Немецкий Меркурий» (Виланд, 1773 г.)) – переход от лит.-худ-ой к полит. проблематике. Приветствовал франц. революцию, требовал радикальных реформ, призывал последовать примеру Франции.

30-е гг. XIX в. – пик борьбы двух лагерей немецкой интеллигенции: либерально-демократ. и консервативного. Либерально-демократ. представлен «Молодой Германией» - лит. течением (журнал «Аврора», «Форум дер журнал литератур», «Телеграф фон Дойчланд»). Жанры – фельетон, путевые записки, мемуары, рецензии и др. ЛюдвигБерне с 1818 г.«Ваге»(«Весы»), нац-освободительные идеи, ярый враг Наполеона.

Вильгельм Вейтлинг – зачинатель нем. раб. печати, «Призыв о помощи немецкой молодежи», «Молодое поколение» (1830-1840-е гг.), пропаганда идей уравнительного коммунизма, революционные методы борьбы. «Молодое поколение» издавалось при материальн. и техн. поддержке рабочих и ремесленников.

Каспар Браун в Мюнхене – иллюстр. юморист. журнал «Флигенде блеттер» («Летучие листки») (1845 г.),полит. сатира. Старательность и тщательность рисунка, точные черты модели, жесткость и тяжеловесность изображений.

1850-е гг. – усталость от бурных полит. дебатов мартовской поры => популярны неполит. издания. Ежемесячник «Вестерманус монатсефте» (Брауншвейг, 1856 г.) по образцу англ. ежемесячников: серьезные научные статьи соседствовали с новеллами и повестями писателей-реалистов.

Широкое распространение – журналы для семейного чтения, научно-популярные статьи соседствовали с нравоучительными публикациями и развлекат. лит-рой. Гуцков – «Развлечения у домашнего очага» (1852 г.).

Журналов издавалось больше, чем газет, высокий культурный уровень нем. читателя, предпочит. глубокий анализ явлений. Кон. XIX в. - журналы по с/х, домоводству, торговле, транспорту, мореплаванию. Лит.-худ-ые журналы – «Унзере цайт» («Наше время» (Готшалль, 1850 г.)), «Дойче рундшау» («Немецкое обозрение» (1874 г.)). Литературная, театральная, артистическая жизнь – «Кунстварт» («Страж иск-ва» (1887 г.)). Конрад – «Гезельшафт»(«Об-во» (1885 г.)), вокруг собирались писатели натуралистической ориентации. Георге – «Блеттер фюр ди Кунст» («Листки об иск-ве» (1892 г.)), печатались писатели-символисты.

Лит-худ-ый журнал эпохи модерна –«Пан» (1895 г.), поддерживал нов. явления в иск-ве, неоромантическая лит-ра.

В нач. XX в. экспрессионисты объединялись вокруг «Акцион» («Действите») и«Штурм» («Буря»).

«Акцион» - в совр. мире личность подавлена бездушным, бюрократ. механизмом, отличался полит. радикализмом.

«Штурм» - пропаганда авангардистского иск-ва (живописи Кандинского, Шагала).

США.После войны за независимость – вопрос о гос. устройстве страны: полемика федералистов (журнал «Портфолио» Денни) и демократов-антифедералистов.

Уэлш– первый ежеквартальный журнал «Американ ревью оф хистори энд политикс» (1811 г.)по образцу «Эдинбург ревью».

Серьезные лит.-худ-ые и общественно-полит. журналы – кон. XVIII - нач XIX вв. Браун«Американ ревью энд литерэри джорнэл» (1799 г.), крит. обзоры произведений, опублик. в США. Цель – знакомить с обликом и худ. манерой писателей.

Ежемесячник «Аналектик мэгэзин» (1813 г.), большой объем (100 стр.), иллюстративные вставки и гравюры. 2 года редакторИрвинг.

Самый респектабельный журнал – «Норт америкэн ревью» (Тюдор, 1815 г.). Задача – создание нац. лит-ры, выступал с националистических и охранительных позиций, исключительность истор. миссии США. Критика «Эдинбургского обозрения» - рассадник антиамерик. настроений. Значительное место – серьезные статьи философ. и лит. хар-ра. Основной жанр лит. критики в лит.-худ-ых журналах – лит.-критический обзор: пересказ содержания худ. произведения, биографические сведения об авторе. Подробный разбор и оценка взглядов автора. Социальная и воспитательная функции лит-ры, переводы произведений европ. писателей.

30-50-е гг. XIX в. – трансценденталистская печать – высокое кач-во печатавшейся в них лит. продукции, обсуждались философ., полит., религ. и эстетич. проблемы. Трансцендентализм – философ.-лит. движение, романтический протест против ценностных установок. Их первое период. издание – ежемесячный лит. журнал «Уэстерн мессенджер» («Западный вестник»), худ произведения трансценденталистов, переводы нем. философов (Кант).

«Дайел»(«Циферблат» (1840 г.)) – 4 раза в год, посвящен вопросам лит-ры, философии, религии, эстетики. Первый главредМаргарет Фуллер. Беллетристика соседствовала с философ. произведениями и лит. критикой, широкий спектр мнений – публикации в форме диалога. Особое внимание нем. романтикам. С 1843 г. редактор – Эмерсон, придал журналу идейно-тематическое ед-во, сделав его рупором трансценденталистской философии.

«Бостон куотерли ревью» (Браунсон, 1838 г.), девиз – доверие к себе, печаталась Фуллер.

30-50-е гг. XIX в. – дискуссия о культурной автономии США – лит.-худ-ые и общественно-полит. журналы.

Лит. журнал «Никербокер» (1833 г.) – оплот националистически настроенной интеллигенции, печатались Ирвинг, Лонгфелло. Америк. лит-ра должна создаваться на национальном мат-ле, изображать реалии америк. действительности. Постоянный штат лит. критиков и рецензентов.

1836 г. – писательское объединение «Молодая Америка», взывавшее к нац. чувствам, лит.-крит. журнал «Демокрэтик ревью». Задача – разработать идеологическую и эстетическую программу америк. лит-ры, необходимо порвать с англ. традицией.

«Атлантик мансли» («Атлантический ежемесячник») – представители «бостонской школы» (Лонгфелло). Обрести нац. самобытность америк. лит-ра сможет, когда освоит богатое культурное наследие Европы, верность традиции, печатались произведения англ. авторов.

50-е гг. XIX в. – обострение противоречий между Югом и Севером, аболиционизм – движение за ликвидацию рабства (с 90-х гг. XVIII в.), журналы «Либерейтор», «Эмансипейтор» (с 1839 г. – редактор Филлипс, радикальное крыло аболиционистского движения). Защитники рабства –«Сазерн литерери мессенджер», «Магнолия».

Кон. XIX – нач. XX вв. – «Норт американ ревью», «Сенчэри», «Ревью оф ревью» (основан в Англии Стэдом, с 1889 г. – В США появилась его америк. версия, был журналом – «дайджестом», давались краткие обзоры статей и мат-лов, печатавшихся в др. жкрналах, пользовался успехом).


9. Первые американские концерны печати конца 19 - начала 20в.

 

В конце XIX в. западное общ-во вступило в эпоху трестов: в период. печати нарастали процессы концентрации и моноп-ции.

1ым газетным трестом в США стала корпорация Джозефа Пулитцера. П. – воплощение «амер. мечты»: иммигрировал из Венгрии, работал чернорабочим, репортёрил в газете «Вестлихе пост»; когда газета была на грани банкротства, купил её, начав свою издат. деят-ть. Не располагая достаточ. ср-вами, П. всегда покупал по дешевой цене убы­точные газеты, и всякий раз ему удавалось поправить положе­ние. Так, его 1ая англоязычная газета, «Сент-Луис Диспетч», была куплена за 2,5 тыс. $ и имела за собой 30 тыс. долга. Но уже через нес-ко лет ее цена поднялась до 1,5 миллионов.

В 1883 г. П. приобрёл газету «New-York World», к-рая заняла центр. место в его газетной империи. Приносившая прежним владельцам еже­годно 40 тыс. убытка, эта газета при П. смогла стать процветающим предпр-м и ярким явлением в амер. печати. П. сделал NYW моделью журнализма, основанного на «человеческих репортажах» и освещении происшествий. Упрощенный английский язык, рисун­ки и комиксы, сенсации — всё было направлено на то, что­бы расширить аудиторию читателей, привлекая, прежде всего, им­мигрантов, слабо знающих английский. За 1 год новый издатель поднял тираж газеты с 15 до 100 тыс. экземпляров, а за 3 года — до четверти миллиона. Особое внимание уделял «динамичному репортажу», смело разоблачал коррупцию на строительстве Панам­ского канала, искусно использовал на страницах драматизацию но­востей, иллюстрации, аршинные необыч. заголовки, 1ым в стране стал применять цветные прилож. и комиксы в цвете. На­чиная с 1889 г. на «странице развлечений» NYW печа­тались серийные картинки о прикл. комич. персонажа по прозвищу Жёлтый парень (Yellow kid), к-рый забавлял читате­лей своим смешным видом, глупой улыбкой, комич. рассуж­д. на разл. темы и эксцентрич. поступками. Это нов-во П-ра привело к возник. терми­на «жёлтая пресса».

С др. стороны, NYW активно участвовала в обществ. жизни. В то время качеств. нью-йоркские газеты в основном поддерживали респ-цев, а «бульварные» не связывали себя пост. политич. симпатиями. В то же время избиратели в городе явно отдавали предпочт. демократии. Приняв сторону демокр. партии, NYW обеспечивала себе симпатии широкой аудитории. Эта аудитория состояла в основном из небогатых лю­дей, и, выступая по главным вопросам обществ. жизни, га­зета ориент-сь на них. Своей поддержкой 8-часового ра­боч. дня, профсоюзов, помощи малоимущим, антимоноп. закон-ва газета внесла леп­ту в оформление неолиберального течения в США.

2ой крупнейшей фигурой амер. журн-ки на стыке 2х столетий стал Уильям Рендольф Херст (1863-1951), бывший полной против-стью П. Рос в богатой семье, учился в Гарварде. Не доучился: увлёкся журн-кой.)) В 24 года получил в подарок от отца газету «Сан-Франциско Экземинер» [ну ничё так подарок, а!)], к-рую тот получил за долги и к-рая стала 1ым звеном в «газетной цепи» будущего короля «жёлтой» прессы. На деньги отца он нанял лучших сотрудников и поставил де­ло на широкую ногу. Вскоре тираж газеты достиг 80 тыс. эк­земпляров. Располагая практически неогран. источником фин-ния в лице своих родителей, Х. не имел нужды эконо­мить ср-ва, подобно П. В 1895 г. купил нью-йоркскую газету «Морнинг Джорнэл» и сразу вложил в неё 7,5 млн. отцовских денег. Платил небывало высокие зар­платы, и ему удалось переманить к себе лучших сотр-ков П. П. называл Х. «хлыщом, к-рый скоро промотает родительские деньги» и даже дал ему на это срок — 6 мес. Прошло 6 месяцев, а концерн Х. про­должал наращивать обороты [:р].

В поисках подхода к читателю Х. не стремился изобрести нечто принцип-но новое, а следовал по тому же пути, что и П. (насилие, мелодрама, секс), но делал это эффективнее, поскольку вкладывал большие деньги. Газеты Х. уделяли гораздо меньше внимания обществ. жизни и были гораздо консервативнее, чем газеты П. «Газетная цепь» Х. пополн-сь всё новыми звеньями. С 1933 г. - период наивысшего могущества: включает 26 ежедн. и 17 еженед. газет, 13 журналов и 2 кинокомп. Центр. место заним. такие влият. еже­дн. газеты, как назв. выше «Морн. Дж.» и соз­данная в 1900 г. «Чикаго Америкэн». Однако в последующие го­ды Х. стал сдавать позиции новым газетным трестам. Х, умер в 1955 г., оставив своим наследникам изд-во, к-рое всё ещё входило в десятку крупнейших в США и конт­р-ло 10% ежедн. тиража амер. печати.

[Ещё примеры (с ними аккуратнее: они древние)) :

Концерн Скриппса-Говарда имеет даже более старин. родословную, чем херстовский. У его истоков стоял Э. Скрипс, основ. в 1878 г. "газету-копейку" в Кливленде. После смерти С. в 1938 г. рук-лем треста стал его партнер Говард. Потомки обоих миллионеров по-прежнему занимают руковод. посты в этом концерне [эээ данные на 1972 г. ..]. В их владении 18 газет, в том числе "Вашингтон Дейли Ньюс". общий разовый тираж газет концерна превыш. 3 млн. экз. Годовой доход исчисляется 200 млн. долл., прибыль - 10-12 млн. долл. Им же принадл. 95% акций одного из крупн-х инф. аг-тв США и мира - United Press Int.

Концерн Маккормика-Паттерсона возник из слияния бизнеса 2х семей миллионеров. Не только издаёт ряд крупнейших газет ("Чикаго трибюн", "Нью-Йорк Дейли ньюс" и др., тиражом 3,5 млн. экз.), но и владеет радиостанциями и бумажными предприятиями.

Газетный трест семьи Коулсонов был осн. в 1903 г., и в последствии превр-ся в империю новостей, которая включает 3 журнала:"Family circle", "Venture", "Harpness", +4 телеканала и 11 газет.

+ позже появ-сь "цепные монополии" "Newhouse newspapers" (22 газеты общ. тиражом ок. 6 млн. экз.), "Night newspaprers" (свыше 10и газ., включая синдикат "Chicago daily news"), "Gannet company" (свыше 50 газ., 3 телек., 6 радиост.), концерн Генри Люса (журн. "Life", "Time", "Fortune" разовым тиражом ок. 13 млн. экз., + 9 радиост. и телек., 2 бум. предп.).

В 1910 г. в стране было 13 газетных «цепей», контролировавших 62 ежедневные газеты, к 1930 г. их стало уже 55, и под их контролем находилось 328 изданий.]


10. Первые английские концерны печати

 

Всё дело в том, что данный вопрос достаточно смутен. Для начала хорошо бы прояснить, что же такое концерн. Сдав экономику, я этого до сих пор не знаю. А самое главное – есть ли различия между экономическим концерном и концерном печати. В общем, попытаюсь скомпилировать всю собранную за сегодняшнюю ночь информацию по этому вопросу.

 

И так, для начала, экономическое определение концерна:

 

Концерн- форма договорного объединения предприятий и организаций различных отраслей на основе общности интересов. Объединение нескольких торгово-промышленных предприятий под общим финансовым руководством.

 

Теперь о прессе:

 

Англия и США – первые страны, в которых не только начала наиболее активно развиваться желтая и массовая журналистка, но и появились газетные магнаты. Предприимчивые люди быстро догадались, что на массовых изданиях можно зарабатывать хорошие деньги, а значит их деятельность уже нельзя назвать журналистикой в полном смысле слова, а, скорее, бизнесом.

 

Люди:

В UK первыми газетными магнатами стали:

1.братья Хармсворты (Альфред и Гарольд)

2.Альфред Пирсон

3.Ньюнес

4.О’Коннер

Как разбогатели?

Свой первый капитал эти ребята сколотили таким образом:

 

Ньюнесбыл первый «желтый» издатель. Он начал делать газету Tit-Bits (Всякая Всячина). По образу и подобию американской развивалась "желтая" журналистика в Великобритании. С самого начала выпуска первой развлекательной газеты "Tit-Bits" в 1881 году в основу редакционной политики многих изданий была заложена ориентация на массовые вкусы. В этой газете работал и Пирсон, который потом станет один из самых крупных медиа-магнатов, будет богаче Ньюнеса и Хармсвортов. В 1884 г. в «Tit-Bits» было напечатано 10 вопросов с заявлением редактора, что в течение 13 недель в газете будут печататься по 10 вопросов и что кто лучше всех ответит на эти 130 вопросов, получит в конторе «Tit-Bits» должность с вознаграждением в 100 фунтов стерлингов – за первый же год. Три тысячи человек отозвалось на предложение редакции, и по окончании конкурса пальма первенства оказалась за восемнадцатилетним юношей К. Пирсоном, сыном деревенского священника. В течение 13 недель, по получении свежего номера «Tit-Bits», юноша этот каждый раз отправлялся на велосипеде из дому за 45 верст в ближайшую публичную библиотеку, рылся в разных энциклопедиях и справочных книгах и писал ответы на помещенные в «Tit-Bits» мудреные вопросы. Вот, для примера, некоторые из этих вопросов:

Сколько многозначительных слов может быть сделано из слова Mediterranean?

Какие «восемь бед» постигли Ирландию?

Кто изобрел гелиограф?

Ньюнес сделал на Tit-Bits такое огромное состояние, что потом сумел выгодно вложить эти деньги в строительство кораблей и затем основать одну из самых больших верфей в Лондоне.

 

Пирсон

Начинал в Tit-Bits. Затем ушел оттуда и основал свою газету «Pearson's Weekly». На ней заработал первый капитал. Потом стали делать еще и журнал «Pearson's Weekly Magazine». Делал по модели Ньюнеса: больше развлекательного материала, меньше серьезного, всякие шарады, конкурсы, кроссворды. Вот что пишет о Pearson’s Weekly Сатурин: «Четыре страницы посвящены объявлениям, ими же покрыта обертка. Четыре страницы заключают беллетристические очерки или, вернее, фельетоны, занимательно и легко написанные, свободные от грязи и сальности французских газетных фельетонов, но в художественном отношении бесцветные, как наша лубочная литература. Сюжеты этих очерков и повестей взяты по большей части из военной жизни, как имеющей наиболее очарования для молодого ума...». И т.д. В общем, полностью развлекательное издание.

В 1898 Пирсон приобретает Morning Herald. В 1900 Daily Express.в 1903 году он владеет в общей сложности 17 периодическими изданиями. Среди них: издания для детей, женские журналы, журналы мод и «ведущие» издания, У которых наибольший большой тираж: Pearson's Weekly, Morning Herald, Daily Express (max 700.000 тыс. экз.). Ну чем не концерн печати?

 

Хармсворты

 

Они смогли сделать целую газетную империю. Первый капитал заработали на газете «Answers». Потом начали скупать другие газеты.

«Особенно преуспели в этом идеологи английской "желтой" прессы братья Хармсворты, начавшие свою деятельность в 1888 году с издания "желтых" журналов, а затем газет "Evening News", "Daily Mail" и "Daily Mirror". В процессе визуализации англичане пошли дальше американцев. В перечисленных газетах стали появляться иллюстрации, не только сопровождающие, но и полностью заменяющие текст». Владели более чем 20 изданиями. Для женщин, детей, журналы мод, газеты, одностраничные информ-листки и т.д.

 

О'Коннор

О нём известно мало. Даже Засурский о нём не упоминал. Но блеснуть на экзамене не помешает. (Если что, материалы из Сатурина). Издавал газету «М. А. Р.». Позже создал одноименный журнал. На газете заработал первый капитал. Газетный магнат. Издавал 8 газет и 2 журнала, все развлекательный, обо всём и ни о чём.

 

А теперь про концерны.

 

Суть в том, что хозяева «газетных империй» были очень тесно связаны с большими финансистами. Примером этому может стать связь Пирсона и Хармсвортов с Ллойдом, владельцем сети бумажных фабрик.

Это и есть пример концерна. Об этом особенно хорошо рассказать:

 

Была газета «Daily Chronicle», совсем захудалая. Её выкупает Ллойд. А дальше слово Сатурину: «Хозяином «Daily Chronicle» состоит некий Ллойд, собственник громадной писчебумажной фабрики, купивший для сбыта бумаги пару газет, точно так же, как скотовод здесь открывает мясные лавки для сбыта убойного скота. Ллойд издает также чрезвычайно распространенный еженедельный джингоистско-консервативный (Джингоизм(англ. jingoism, от jingo - джинго, кличка английских шовинистов, от by jingo - клянусь богом), термин, служащий для обозначения крайних шовинистических и империалистических воззрений – взято из БСЭ) орган «Lloyd's Newspaper». Наконец, этот же Ллойд состоит в близких деловых сношениях с вышеупомянутыми Гармсворсом и Пирсоном, и все газеты этих издателей печатаются на бумаге Ллойда. Эти два издателя покупают у Ллойда на несколько миллионов рублей бумаги в год. Понятно, что для Ллойда оказалось более важным удержать за собой этих выгодных покупателей, чем сохранить за «Daily Chronicle» ее радикальное направление. Ллойд потребовал от Массингэма (главред газеты), чтобы «Daily Chronicle» прекратила до окончания войны свои нападки на чемберленовскую политику. Массингэм вместе с Спендером и Нэшем немедленно удалились из редакции, и газета превратилась сразу в ничтожество, из которого она не вышла до сих пор. Таким образом, за исключением одной полупенсовой «Morning Leader», все лондонские утренние газеты превратились во время войны в джингоистские и ничем не отличались друг от друга».

 

Вот так-то. Вот вам и концерн. Ллойд – производитель бумаги и медиа-магнат. Контролирует весь контент прессы, навязывает свои взгляды и все газеты концерна подчиняются его издательской политике. Так поступали и Хармсворты, и Пирсон – все их газеты были выдержаны в одной стилистике и никаких вольностей главредам этих газет они не дозволяли.

 

Ещё из Сатурина: «Pearson's Weekly», «Tit-Bits», «Answers» – все эти еженедельные газетки походят друг на друга, как родные сестры, и куда бы вы ни поехали, вы всегда в вагоне, омнибусе, трамвае найдете английских мальчиков и юношей, углубленных в чтение той или другой из этих газеток».

 

Вывод: концерны – это стандартизация изданий и огромная прибыль.

 

Собственно, всё. Ещё раз подчеркну – писал вслепую, всё это мои догадки о том, что такое «концерны печати». Может, всё это не по теме, и вообще из другой оперы, но я буду рассказывать о Пирсоне-Хармсворте-Ньюнесе, если выпадет этот билет на экзамене. Относитесь к материалу критически)) И напишите, пжлст, на почту, если у вас другое мнение по этому вопросу ;)

 


11. Появление и развитие информационных агентств

 

В 1835г. в Париже было создано первое в мире информационное агентство, которое занималось сбором и распространением информации, причем не только из Франции, но и из Европы. Основателем агентства был Шарль-Луи Гавас (1783-1858). При Наполеоне Гавас был банкиром, давал большие кредиты правительству. При Наполеоне Гавас был банкиром, давал большие кредиты правительству, которые после падения императора не смог вернуть и оказался на грани разорения. Тогда Гавас решил использовать свое хорошее знание иностранных языков и начал делать переводы из европейских периодических изданий. Эти обзоры иностранной прессы он предлагал парижским изданиям, которые могли заплатить. Так возникло агентство «Гавас». Услугами агентства пользовались влиятельные парижские газеты: «Журналь де Деба», «Контитюсьонель», «Пресс», «Сьекль». Позже Гавас организовал широкую сеть европейских корреспондентов, передающих информацию из стран пребывания. Агентство «Гавас» работало под девизом «Быстро и хорошо». Доходы предприятия быстро увеличивались. Росло и влияние Гаваса в журналистских и политических кругах. Бальзак назвал Гаваса «доверенным лицом Прессы».

В 1853г. почти во всех парижских ежедневных газетах появилась рубрика «Сообщения телеграфного агентства», в которой печаталась информация агентства «Гавас».

В 1848г. к Гавасу приехали два эмигранта из Германии – Бернхард Вольф и Пауль Рейтер. Проработав несколько месяцев в агентстве «Гавас», они вернулись в Германию. Полученные во время работы у Гаваса знания и опыт пригодились им вспоследствии. Вскоре Вольф открыл в Берлине информационное телеграфное агентство, а в 1851г. Рейтер основал агентство в Лондоне.

Однако эти новые информационные агентства не могли соперничать по степени информированности с «Гавас». Рейтер еще не поставлял политической информации. Вольф только начинал это делать. В середине 50-х гг. 19в. во французской прессе возникла устойчивая формула: «Частное телеграфное агентство «Гавас» сообщает…». Французская пресса тогда не ссылалась ни на какие другие агентства, кроме «Гавас».

Помимо «Рейтер» в Великобритании образовались такие информационные агентства, как «Сентрал пресс», «Нэшнл пресс эйдженси», «Пресс ассосиэйшн». «Рейтер» стало главным конкурентом газеты «Таймс» на рынке международных новостей во второй половине 19в. Пауль Рейтер предлагал свои услуги все английским газетам по вполне доступной цене. Сначала лондонские, а затем и региональные издания поспешили воспользоваться представившейся возможностью, так как это позволяло им если не сравняться с «Таймс» в освещении международных событий, то хотя бы приблизиться к ней. Основными клиентами «Рейтер» были дешевые ежедневные издания. «Рейтер» превосходило «Таймс» в объеме передаваемой информации и скорости передачи, хотя уступало ей в комментировании передаваемых новостей. Кроме того, «Рейтер» передавало информацию, полученную преимущественно из официальных или полуофициальных источников. Круг источников «Таймс» был шире. В обязанности ее корреспондентов входило сопоставление официальной версии того или иного события с информацией, почерпнутой из других источников.

В 1859г., уже после смерти Гаваса, произошло разделение сферы влияния между тремя крупнейшими информационными агентствами. 15 июля 1859г. в Парижевладельцами трех агентств было подписано соглашение о сотрудничестве, предусматривающее обмен информацией и раздел информационного рынка между ними. «Гавас» обязался поставлять новости из Франции, средиземноморских стран, Америки, «Рейтер» - из Великобритании и с Ближнего Востока, «Вольф» - из Германии, Австро-Венгрии, скандинавских и славянских стран (включая Россию). Договор просуществовал до 1870г.

17 января 1870г. было заключено новое соглашение, по которому сферой исключительного ведения «Гавас» объявлялись Франция, Италия, Испания и Португалия. «Рейтер» получил монополию на сбор и распространение информации из Англии и Голландии. «Вольфу» достались Германия, Скандинавия, Россия. Сферой совместного ведения «Рейтера» и «Гавеса» были объявлены Оттоманская Империя, Египет, Бельгия. Все другие страны, включая США, рассматривались как нейтральная зона, где все три информационных агентства имели право собирать информацию. Это соглашение просуществовало до Первой мировой войны. Телеграфные агентства США (прежде всего «Ассошиэйтед Пресс») не могли составить серьезную конкуренцию европейским агентствам, так как специализировались в том время на американских новостях и только в начале 20в. обратили внимание на европейский информационный рынок. Образовалось «Ассошиэйтед Пресс» в 1848г. в результате объединения шести нью-йоркских газет. Корреспонденту в Бостоне было поручено собирать новости с пароходов, приплывавших из Европы, и передавать их немедленно по телеграфу в Нью-Йорк. Несколько газет согласились покупать новости только у «Ассошиэйтед Пресс». Появление информационного агентства привело к дальнейшему удешевлению американских периодических изданий.

 

Краткое содержание:

1835г. в Париже Шарль-Луи Гавас создает 1ое в мире инф.агентство под назв. «Гавас». Услугами агентства пользовались влиятельные газеты «Журналь де Деба», «Контитюсьонель», «Пресс», «Сьекль». Позже Гавас организовал широкую сеть европейских корреспондентов, передающих информацию из стран пребывания. Агентство «Гавас» работало под девизом «Быстро и хорошо». Росло влияние Гаваса в журналистских и политических кругах. В 1853г. почти во всех парижских ежедневных газетах появилась рубрика «Сообщения телеграфного агентства», в которой печаталась информация агентства «Гавас». У Гаваса учились Вольф и Рейтер. Вольф открыл инф.агентство в Берлине. В 1851г. Рейтер организовал инф.агентство «Рейтер» в Лондоне, кот. Помимо «Рейтер» в Великобритании образовались такие информационные агентства, как «Сентрал пресс», «Нэшнл пресс эйдженси», «Пресс ассосиэйшн». «Рейтер» стало главным конкурентом газеты «Таймс» на рынке международных новостей во второй половине 19в. Пауль Рейтер предлагал свои услуги все английским газетам по вполне доступной цене. Основными клиентами «Рейтер» были дешевые ежедневные издания. Но «Гавас» был самым информированным. В 1859г., уже после смерти Гаваса, произошло разделение сферы влияния между тремя крупнейшими информационными агентствами. 15 июля 1859г. в Париже владельцами трех агентств было подписано соглашение о сотрудничестве, предусматривающее обмен информацией и раздел информационного рынка между ними. 17 января 1870г. было заключено новое соглашение, по которому сферой исключительного ведения «Гавас» объявлялись Франция, Италия, Испания и Португалия. «Рейтер» получил монополию на сбор и распространение информации из Англии и Голландии. «Вольфу» достались Германия, Скандинавия, Россия. Сферой совместного ведения «Рейтера» и «Гавеса» были объявлены Оттоманская Империя, Египет, Бельгия. Все другие страны, включая США, рассматривались как нейтральная зона, где все три информационных агентства имели право собирать информацию. Это соглашение просуществовало до Первой мировой войны. Телеграфные агентства США (прежде всего «Ассошиэйтед Пресс») не могли составить серьезную конкуренцию европейским агентствам, так как специализировались в том время на американских новостях и только в начале 20в. обратили внимание на европейский информационный рынок. Образовалось «Ассошиэйтед Пресс» в 1848г. в результате объединения шести нью-йоркских газет. Появление информационного агентства привело к дальнейшему удешевлению американских периодических изданий.


12. Процесс перехода от "персонального" к "новому" журнализму

 

Основным признаком "персонального" журнализма, господствовавшего в американской прессе до 90-х годов XIX века, являлся диктат газетного предпринимателя (или группы политиканов), от личных и деловых интересов которого зависело содержание публикуемых материалов. Отличительным признаком прессы того периода, была ее неразвитость - основную массу периодических изданий составляли мелкие газеты. К "новому" журнализму капиталистическая пресса США переходила в связи с появлением телеграфной информации, с укрупнением объема и усложнением газетного коммерческого бизнеса и содержания газеты.

Процесс отхода от принципов примитивной "персональной" журналистики и появления "новой" происходил, разумеется, постепенно.

Американская пресса ориентировалась на возрастающий интерес американцев к тому, что происходит в их стране и за ее пределами. Стремясь увеличить свой политический престиж в глазах массового читателя, пресса США широко развернула кампанию по "защите интересов простого человека". На страницах газет стали приводиться примеры общественных разоблачений. А уж сенсационные факты коррупции в правительственных сферах и в высших органах партийной бюрократии не слезали со страниц газет. С небывалой для того времени активностью средства массовой информации начали включаться в президентские избирательные кампании, откликаться на другие крупные политические события в жизни страны. Язык, стиль, характер заголовков и иллюстраций также изменились, обращаясь к сознанию и разуму рядового читателя. Личные выпады главных редакторов друг против друга практически прекратились. Пресса переставала зависеть от какого-то одного партийного босса. Взамен того газета теперь подчинялась влиятельным монополистическим кругам, направлявших всю политическую жизнь в стране.

Основной функцией газеты наконец-то становилось именно распространение информации. Преобладающее место в прессе стало принадлежать не прежней газете, содержавшей главным образом "viewspaper" (взгляды и мнения), а новой - являющейся газеты "новостей" ("newspaper"). Конкретная политика газеты стала находить свое выражение не столько в редакционном мнении, сколько в тенденции и методах отбора и обработки публикуемых газетой фактов. Таким образом, репортер становился центральной фигурой в системе органа печати при "новом" журнализме. Поэтому к нему стали предъявляться все более высокие и разносторонние требования. Характерно, что в этот период значительно усилилась тяга "представительниц слабого пола" (!) к журналистской профессии. В 1886 г. во всей прессе США работало 500 женщин-журналистов, а уже через два года в одном только Нью-Йорке их насчитывалось свыше 200 женщин-журналистов.

Свежая информация выдвинулась на первое место в газете, поэтому чрезвычайно возросли требования к оперативности отклика прессы на текущие события, причем в дальнейшем эти требования все более повышались по мере усовершенствования технических средств связи. Среди ежедневных газет США стали преобладать вечерние (т.е. выходящие после полудня), так как они могли содержать освещение "сегодняшних" событий. По этой причине многие газеты выходили два раза в день - утренний и вечерний выпуски. Последний, обычно, был рассчитан на какую-либо определенную группу читателей.

На базу крупного предпринимательства становилось также дело покупки места в газетах и журналах для опубликования рекламы. Посредниками между рекламодателями и газетами становились рекламные агентства. В 1917 г. большинство их объединилось в "Амэрикен ассошиэйшн оф адвертайзинг эдженсиз" (ассоциацию рекламных агентств США). Доход от рекламы стал решающей статьей дохода газет и журналов.

В прессе США наряду с появлением новых газет наблюдался процесс ликвидации, слияния, трестирования различных изданий периодики, особенно ежедневных и еженедельных газет. Первое время это еще не приводило к общему падению числа газет и других периодических изданий - характерно для более позднего периода. Поначалу их число даже увеличилось. Изменения "населения" газетного мира до самого конца XIX века и в первом десятилетии XX века давали в общем положительный баланс, несмотря на гибель огромного числа газет-"неудачников". Одновременно возрастали тиражи газет.


13. Наполеон и его политика в области печати

 

Франция ХIХ века — европейский вулкан, в жерле которого кипели политические страсти. В ХIX столетии страна пережила два государственных переворота и три революции. С невероятной для других европейских государств быстротой во Франции сменялись правители и правительства, конституции, хартии и законы: «Французы меняют правителей с такой же легкостью, с какой они меняют моды».

Франция стала родиной Великой революции, источником обновления Европы, образцом для тех слоев европейской интеллигенции, которые стремились к уничтожению пережитков феодализма, к установлению новых общественных отношений, основанных на принципах свободы, равенства и братства.

Пресса играла огромную роль в этом процессе. Французская печать ХIХ столетия была одновременно порождением социальных катаклизмов, их зеркалом, инициатором и активным участником.

Франция вступала в ХIХ век с огромными надеждами, порожденными Великой французской революцией и ее лозунгами Свободы, равенства, братства. Эти надежды очень скоро стал олицетворять Наполеон Бонапарт.

18 брюмера (7 ноября)1799 г. двадцатидевятилетний генерал Наполеон Бонапарт совершил государственный переворот, давший ему огромную власть в стране. Переворот 18 брюмера ознаменовал начало периода Консульства во Франции (1799— 1804 гг.). Власть была передана трем консулам, главным среди которых был Бонапарт. Франция, формально оставаясь республикой, по существу, была диктатурой Наполеона. Этот режим имел антидемократический характер. Показательно, что в новой конституции, принятой 12 декабря 1799 г., ни слова не говорилось о свободе прессы. Наполеон прекрасно понимал силу и значение прессы. Придя к власти, он как-то сказал: «Если я распущу печать, то не продержусь у власти и трех месяцев». Наполеон проводил репрессивную политику в области печати, на которую он смотрел как на неизбежное зло. Логическим продолжением этой политики стал Декрет 17 января 1800 г. Под предлогом, что некоторые газеты стали инструментом в руках врагов Республики были запрещены многие общественно-политические издания. Из 79 ежедневных политических парижских газет были оставлены 13 (преимущественно консервативного, а некоторые и откровенно официозного толка). Печать была отдана под надзор министерства полиции, во главе которого стоял «великий интриган» Фуше. Декретом разрешалось издание только уже существовавших газет, помещавших на своих страницах исключительно материалы об искусстве, науке, литературе, торговле и объявления. Министру полиции было предписано следить за тем, чтобы не появлялось никаких новых печатных органов. Газетам под угрозой немедленного закрытия запрещалось печатать статьи, разжигавшие вражду в обществе, критические материалы о наполеоновских властях, об армии, а также о государствах-союзниках Франции. Владельцы и редакторы газет должны были проходить процедуру утверждения в министерстве полиции, оставлять там свой домашний адрес и образец подписи.

Общественных протестов против декрета не последовало. Напротив, некоторые газеты поддержали акцию устранения своих конкурентов. Газета «Литературный листок» была чуть ли не единственным изданием, которое открыто осмелилось высказать сожаление о решении властей, хотя и в весьма осторожной и иронической форме: «28 нивоза, ровно в одиннадцать часов утра, несколько газет скончались во цвете лет от весьма опасной вирусной инфекции...»

Через два месяца Бонапарт потребовал от Фуше установить контроль за нравственностью и неподкупностью журналистов. Проверке подлежала и сила их патриотических чувств. Был создан специальный Комитет по делам печати, который возглавил аббат Денин. В его обязанности входил надзор за редакторами газет, определение степени их лояльности правительству.

Несколько информационных сфер жестко контролировались властями. Во-первых, не разрешалось писать о том, что так или иначе разрушало миф о всеобщем счастье и благоденствии французов под мудрым правлением императора: об экономических трудностях, о самоубийствах, военных неудачах, описывать подробности правонарушений и преступлений. Во-вторых, со страниц газет изгонялось все, что напоминало прежний режим, вообще прошлое: просветителей и Великую французскую революцию, королевские династии Франции. В-третьих, под запретом оказалось обсуждение религиозных вопросов, было запрещено писать о церкви, так как Наполеон видел в римском папе своего политического соперника.

Парижские политические газеты фактически были лишены возможности принимать участие в обсуждении важнейших вопросов общественно-политической жизни страны, печатать аналитические статьи о внутренней и внешней политике, давать оценку политике Наполеона. Они ограничивались короткими информационными заметками, констатацией фактов.

Ярким примером политики Наполеона в области печати может служить судьба одной из влиятельнейших французских газет «Журналь де Деба» («Газета споров»).

«Журналь де деба» видела в Наполеоне восстановителя общественного порядка, политическую фигуру, призванную завершить революционный процесс и обеспечить стабильность в стране. Этим объясняется ее в целом лояльная позиция по отношению к Наполеону. Несмотря на это, 25 сентября 1800 г. «Журналь де деба» была закрыта, так как осмелилась затрагивать на своих страницах религиозные вопросы. Руководитель был арестован и сослан на о. Эльба.

18 мая 1804 г. Наполеон стал «императором всех французов».

При Наполеоне редакторы и издатели газет жили в постоянном страхе, под угрозой закрытия и преследований. «Основной наполеоновский принцип состоял в том, что газеты обязаны не только молчать, о чем прикажут, но и говорить, о чем прикажут, и главное, как прикажут говорить. Низведя французскую печать до положения своей служанки, Наполеон презирал прессу и журналистов. Однажды, когда императору читали вслух свежие номера парижских газет, он прервал чтение и сказал: «Бесполезно читать французские газеты: они печатают только то, что я хочу... Наполеон гораздо больше интересовался английскими периодическими изданиями, черпая из них достоверную и объективную информацию.

Сторонники Наполеона — бонапартисты — поддерживали режим его личной власти. Крупнейшими Бонапартистскими периодическими изданиями были газеты «Журналь де Пари» (Парижская газета), Пюблисист (Публицист) и Монитёр (Вестник.), ставший образцом французской официозной прессы. После декрета 17 января 1800 г. Монитёр. стал рупором Бонапарта. Впоследствии Наполеон скажет: «Я превратил Монитёр в ядро и опору моего правления» Монитёр. в силу своей близости к правительственным кругам был наиболее информированным периодическим изданием во Франции начала ХIХ века. Газете были даны привилегии: исключительное право печатать правительственные постановления, официальные и политические новости. Руководство газетой Бонапарт поручил Маре, верному человеку, которого давно и хорошо знал. В газете публиковалось только то, что было предварительно одобрено Наполеоном.

Во Франции существовала оппозиция Наполеону, но, по сути, не было оппозиционных газет, открыто и резко критиковавших императора. Даже легитимистские (сторонники абсолютной власти «законного короля» из рода Бурбонов) издания изобиловали восхвалениями в его адрес. Оппозиционные идеи высказывались не в периодических изданиях, а в политических трактатах, памфлетах, произведениях художественной литературы. Конечно, бывали редкие случаи неповиновения, но они были скорее исключением, чем правилом и сурово наказывались.

Несмотря на кажущееся разнообразие французской прессы начала ХIХ столетия, что создавало иллюзию выбора у читателей, информация была монополизирована властью. Парадокс, однако, состоял в том, что в то время как парижская пресса была зажата в железные тиски, провинциальная печать продолжала развиваться, и число изданий увеличивалось благодаря местным префектам, каждый из которых хотел иметь свой орган печати. Конечно, провинциальная пресса была менее информированной (сети корреспондентов внутри страны и за границей), но зато более свободной в выборе информации. Такое положение не могло не тревожить власть. декретом 1807 г. Наполеон запретил всем провинциальным газетам печатать какие бы то ни было материалы политического характера, кроме тех, что могут быть перепечатаны из официальной Монитёр.

В 1811 г. Наполеон издал декрет о сокращении количества ежедневных парижских газет, которым дозволялось печатать политическую информацию. Таких изданий осталось четыре: Монитёр, Журналь де л’Ампир , Газет де Франс и Журналь де Пари. Вместе взятыё они выражали линию имперской власти.

Война с Россией побудила Наполеона еще более ужесточить контроль за прессой. По требованию императора Монитёр писала о военных успехах французской армии, в то время когда Наполеон терпел поражение в России. Но увертки прессы были тщетны. Вскоре истинное положение дел стало достоянием общественности. 31 марта 1814 г. войска антинаполеоновской коалиции вошли в Париж. Взятие Парижа сопровождалось удивительной метаморфозой парижской прессы: 31 марта все газеты еще славословили Наполеона, а на следующий день в печати появились эпитеты «тиран», «узурпатор...»

6 апреля 1814 г. Наполеон отрекся от престола. К власти вернулись Бурбоны. Франция вступала в эпоху Реставрации. Начался новый этап развития французского общества и журналистики.

 

 

Кратко:

 

18 брюмера (7 ноября)1799 г. двадцатидевятилетний генерал Наполеон Бонапарт совершил государственный переворот, давший ему огромную власть в стране. Переворот 18 брюмера ознаменовал начало периода Консульства во Франции (1799— 1804 гг.). Власть была передана трем консулам, главным среди которых был Бонапарт. Франция, формально оставаясь республикой, по существу, была диктатурой Наполеона. Придя к власти, он как-то сказал: «Если я распущу печать, то не продержусь у власти и трех месяцев». Наполеон проводил репрессивную политику в области печати, на которую он смотрел как на неизбежное зло. Логическим продолжением этой политики стал Декрет 17 января 1800 г. Под предлогом, что некоторые газеты стали инструментом в руках врагов Республики были запрещены многие общественно-политические издания. Из 79 ежедневных политических парижских газет были оставлены 13 (преимущественно консервативного, а некоторые и откровенно официозного толка). Печать была отдана под надзор министерства полиции, во главе которого стоял «великий интриган» Фуше. Декретом разрешалось издание только уже существовавших газет, помещавших на своих страницах исключительно материалы об искусстве, науке, литературе, торговле и объявления. Министру полиции было предписано следить за тем, чтобы не появлялось никаких новых печатных органов. Газетам под угрозой немедленного закрытия запрещалось печатать статьи, разжигавшие вражду в обществе, критические материалы о наполеоновских властях, об армии, а также о государствах-союзниках Франции. Владельцы и редакторы газет должны были проходить процедуру утверждения в министерстве полиции, оставлять там свой домашний адрес и образец подписи.

18 мая 1804 г. Наполеон стал «императором всех французов».

При Наполеоне редакторы и издатели газет жили в постоянном страхе, под угрозой закрытия и преследований. «Основной наполеоновский принцип состоял в том, что газеты обязаны не только молчать, о чем прикажут, но и говорить, о чем прикажут, и главное, как прикажут говорить. 31 марта 1814 г. войска антинаполеоновской коалиции вошли в Париж. Взятие Парижа сопровождалось удивительной метаморфозой парижской прессы: 31 марта все газеты еще славословили Наполеона, а на следующий день в печати появились эпитеты «тиран», «узурпатор...»

6 апреля 1814 г. Наполеон отрекся от престола. К власти вернулись Бурбоны. Франция вступала в эпоху Реставрации. Начался новый этап развития французского общества и журналистики.

 

 

Что сделал Наполеон?

1) закрывает 60 изданий, оставляет 13 газет, а потом всего 4, которые могут публиковать политические новости (а они тоже выражали его мнение)

2) он оставил себе Монитер, где показывал свои воззрения

3) вводит предварительную цензуру – «Консультационное бюро» (ей занималось министерство полиции во главе с Фуше)

4) принцип умалчивания

5) все газеты могли переписывать полит. новости только из Монитера

6) экономические рычаги: налоги и конфискации, передавал чужое имущество.

7) Высокие штрафы, тюремные заключения


14. Государство и печать во Франции в 19в.

 

17 янв. 1800 - консульский указ о газетах. (период консульства). Газеты “ могут служить “оружием в руках врагов республики”. Было закрыто 60 газет из 73, издававшихся в Париже и пригородах. Все печатное дело под контролем. Для осуществления контроля создано особое “Бюро печати”. Но офиц. цензуры не было. В 1803 при “Мин.Юсте”(министерство юстиции) возникает спец. “комиссия для просмотра”. “Moniteur” становится рупором Наполеона

Наполеон говорил: “ Дайте понять редакторам газет… что я никогда не потерплю, чтобы мои газеты говорили и действовали против моих интересов, что редакторы могут выпускать ядовитые статейки, но пусть они знают, что в одно прекрасное утро им зажмут рты”. 7 авг. 1805 г.- Наполеон начал грабеж изданий. Налоги, штемпельные сборы. И тд. Причем он всегда аргументировал свои действия. Так, налоги, штемп. сборы и тд. он объяснял тем, что на эти деньги будут выплачиваться “ пособия и пенсии литераторам”. Естественно, не в этом была его цель. 6 ноября 1807 года - было рекомендовано не печатать статьи политического характера. Политика только в “Moniteur”. В 1811 году осталось лишь 3 опасные газеты “Journal de l’ Empire” ( бывший “Journal de Debats”), “Gazette du France”, “ Journal de Paris”. Производилась неофициальная конфискация журналов. Декрет об этом был сожжен в 1814 году

Тем не менее, Наполеон делал вид, что цензуры не существует. И он называл должность цензора постыдной. 5 февраля 1810 г.- о типографщиках и книгопродавцах. Все тоже - прижимают. 6 апр. 1814 - конец Наполеона I. Сенат опубликовал указ: “ Свобода печати полная, за исключением законной репрессии за преступления, которые могут произойти из-за злоупотребления этой свободой”. 21-22 окт. 1814 - новый закон уже при Бурбонах “ всякое произведение по объему не меньше 20 - ти листов может быть издаваемым без всякой цензуры”. Возможно, они считали, что наиболее опасные вещи содержатся в произведениях менее, чем 20 страничного формата (наверное, газеты). Это, кстати, позже переняли и в России.

По закону книгопродавец или типографщик должны были принести присягу. Но сразу же было внесено дополнение: “Ни одно периодическое издание ни в Париже, ни в провинции не может выходить без спец. разрешения, которое во всякое время можно было взять обратно”.

5 марта 1815 года Наполеон покидает остров. По приезде во Францию, Наполеон издает декрет от 22 апреля 1815 - о свободе печати. Его взгляды полностью переменились. Он стал верить в то, что свобода печати - абсолютное благо, он готов был отстаивать эти принципы. Но битва при Ватерлоо поставила крест на судьбе Наполеона. Говорят, что и в изгнании он выступал за полную свободу печати.

Сразу же после Ватерлоо во Франции происходит Реставрация. Династия де Бурбонов. Король Людовик XVIII , вступив на престол, сначала был за свободу печати, но потом началось… 31 марта 1820 - цензура восстановлена.

Карл X (1824-1830) - упразднил цензуру. Но под влиянием клерикалов снова ее ввел.

При министре Мартиньяке опять либерализация. Но Карл скоро его убирает. Это вызывает возмущение в обществе. В 1830 году Тьер, Минье, Каррень встают во главе журнала “National”.

Правление Карла вызывает протест многих. “ Temps” и “ National” обрушиваются на новое правительство. 27 -29 июня 1830 происходит известная революция. Бурбоны изгоняются навсегда. Их правление охарактеризовано непоследовательной и жесткой политикой в области печати. Их правление принято считать слабым. Неудивительно: они правили после Наполеона.

Людовик (Луи) Филипп( 1830-1848). Представитель буржуазии. Стал королем. Сначала цензура была практически снята. Этим пользовались. В обществе зарождаются тенденции присущие демократии. Свободное общество. И это хорошо. Но, в конце концов, периодические издания стали обрушиваться и против короля, даровавшего им свободу печати. Гласность была обращена против него самого и против режима. 14 декабря 1830 г. вышел закон, который понижал размеры налогов, интеллектуального сбора, штемпельного сбора и почтовую таксу за пересылку. 26 июля 1830 г. была принята хартия, основные законы которой, говорили о том, что (№1) преступления печати могут решаться только судом присяжных), (№8) цензура никогда не может быть восстановлена.

9 сентября 1835 года король публикует указ. 12 статей посвящены преступлениям в сфере печати: копо которому нельзя:

оскорблять короля

нападать на принципы управления страной

приписывать кому-нибудь из изгнанных Бурбонов права на престол.

После этого Луи Филипп начал бороться против прессы. Он сам установил большие налоги, которые ранее отменил. Короче, печать погубил.

23 февраля 1848 года - февральская революция. Луи Филипп отрекается. Общество требует реформ. Кто-то считает, что период его правления- “застой”. С печатью они были сложные отношения. Он , действительно, ввел свободу печати, которой не было, но он же , пострадав от нее, указами 1835 и других годов эту свободу отменил. Реакция с премьером Кавеньяком. Полная абструкция печати. Всевозможные запреты.

29 июля 1881 год закон о печати (он сейчас не действует по словам Ш. учебник старый )Нет больше ни концессии, ни залогов, ни штемпельного сбора. Ни административных предостережений, приостановок и т.д. Все сведения об ответственном издателе и типографщике подаются заранее (адрес, имя, название издания, телефон ну и т.д.) . . Должность проф. разносчика ( все его данные нужно заранее подать) Все в мэрию или префектуру подать надо. Периодическое издание содержит выходные данные(ну как сейчас на последней страницы газеты). На все предыдущие указы, декреты, ордонансы и прочую ересь внимание больше не обращаем (нафига я этот бред искал.... ). ПРЕСТУПЛЕНИЯ:

1) провокации к убийству к грабежу и т.д. а также возбуждение войск (без комментариев) к нарушению дисциплины или к неповиновению властям

2) преступления против общественных интересов ­- ограничение свободы слова (Ш говорила, что в этом вся фишка!!)

3) диффамация и оскорбление частных лиц

4) оскорбление иностр. Государ. И диплом. Представ.

 

15. Эмиль де Жирарден и становление массовой прессы во Франции

 

Июльская революция 1830 г. знаменовала собой победу буржуазии над дворянством. Луи-Филипп, этот король-буржуа находившийся во главе «акционерной компании», грабившей Францию, очень скоро сделался постоянным персонажем газетных карикатур и анекдотов, появляясь то в образе разжиревшего буржуа, то в облике глупого и толстого карнавального быка. Реакцией правительства был резкий поворот в сторону репрессивных мер. Если через неделю после Июльского восстания были освобождены журналисты, осужденные ранее за «политические преступления в печати», то еще через два месяца, в ноябре 1830 г. вышел закон, который гласил: «Всякое выступление против королевской чести и правового порядка трона будет караться тюремным заключением от З-х месяцев до 5-ти лет и штрафу от 300 до 6000 франков.

Следующий закон, от 14 декабря 1830 г. обязывал управляющего газетой располагать полной залоговой суммой, записанной на его собственное, частное имя.

 

Однако к этому времени рост числа газет и их тиража, вызванный революционным подъемом, уже успел вселить в журналистов веру в свои силы. Всего при Июльской монархии выходило около 700 газет и журналов — вдвое больше, чем при Реставрации, а их тираж вырос более чем на треть. Они довольно резко выступали против действий правительства и тут же становились жертвами репрессивных законов.

В этих условиях большие возможности для оказания влияния на прессу получают биржевики. Через них правительство подкупало ту прессу, которая вела себя достаточно осторожно, чтобы не быть запрещенной. Постоянные правительственные субсидии получала, например, «Журналь де деба — орган буржуазии, а позднее и сохранявшая видимость независимости «Пресс» Эмиля Жирардена.

Можно сказать, что технические и экономические масштабы прессы не соответствовали той роли, которую она призвана была играть в политической борьбе, к которой нарастающий интерес проявлял все более широкий круг граждан Франции. Пресса нуждалась в реформе и она получила ее, вполне в духе своего времени: в первую очередь это была финансовая реформа и автором ее был человек своего времени. Эмиль де Жирарден был порождением мира финансистов и деловых людей, не обрёмененных тяжестью политических принципов.

В основе его плана лежал расчет. Газета приносит убытки, потому что расходы на каждый ее экземпляр превышают его розничную цену. Надо превратить газету в такое предприятие, которое, увеличивая объем продукции, снижало бы ее себестоимость. Из своего издательского опыта Жирарден уже знал, что число способных и желающих читать газету значительно превышает число способных купить ее. Снизив цену на подписку, можно расширить круг читателей и следовательно увеличить тираж. Однако тот же опыт показывал, что увеличение тиража в настоящих условиях может быть лишь ограниченным и пока не в состоянии покрыть всех издержек на издание газеты. Самой крупной статьей расходов был налог, так называемый гербовый сбор, составлявший более





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.