МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ОСОБЕННОСТИ ЗВУЧАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ





 

«Бард», «менестрель», «актер-певец», «самодеятельная пес­ня» - такие определения давались и даются, в одних случаях возвышая художественную личность, в других принижая. Пе­сенное выявление поэзии законно, имеет свои традиции и мно­гообразие форм.

- Каких поэтов-бардов вы знаете? Какие песни бардов при­
влекли ваше внимание? Почему?

Фольклорные корни авторской песни известны: это лириче­ская песня и городской романс. Изначальная камерность испол­нения в эпоху советской массовой песни отодвинула этот жанр на второй план, но только не в сердцах людей. Песни военных лет - самое яркое тому подтверждение. Первая «авторская пес­ня» Михаила Анчарова появилась в 1941 году: «О моем друге -художнике».

Начиная со второй половины 50-х годов песни М. Анчарова, Ю. Визбора, А. Галича, А Городницкого, Ю. Кима, Н. Матвее­вой, Б. Окуджавы, В. Высоцкого и других бардов пользовались огромным успехом, особенно у молодежи. Расцвет авторской песни пришелся на 60-70-е годы. Её социальный подтекст был понятен всем.

Одним их тех, кто стоял у истоков авторской песни конца 50-х, был Юрий Визбор, овладевший сердцами и вниманием со­тен слушателей. Магнитофонные ленты с его записями переда­вались из дома в дом, а его песни пели (и до сих пор поют) у ко­стров. Он был изумительно, прирожденно артистичен, много­гранно талантлив, полон жизненной энергии. Свою позицию он определял так: «Нытье - вещь поверхностная, это проще всего: у кого нет неприятностей? Нужно выявить более сложное, более глубокое. Нужно заразить людей светлым, хорошим. Вот, эле­ментарно говоря, мое кредо».

Радостный свет, тепло окрашивают каждую песню Ю. Виз­бора, даже самую грустную. Визбор был и остается поэтом интеллигенции, в первую очередь того поколения, времен «от­тепели», которое на всю жизнь сумело сохранить юношескую мечтательность. Вечная молодость, неуспокоенность поэта, стремление в дорогу - близки молодым людям и нашего времени.

В чем обаяние песен Визбора? В особенной задушевности, умении проникнуть в самую суть человеческих переживаний, понять, поддержать.

Спокойно, дружище, спокойно! У нас еще все впереди. Пусть шпилем ночной колокольни Беда ковыряет в груди. Не путай конец и кончину, Рассветы, как прежде, трубят. Кручина твоя не причина, А только ступень для тебя.

1962

В чувстве товарищества, которое соединяет героев его про­изведений. Альпинисты, туристы, летчики, моряки, полярники, космонавты... «Вот это для мужчин...» Визбора можно назвать певцом мужской доблести, солидарности, дружбы.

Отыщешь ты в горах Победу над собой, -

. ■

это не только об альпинистах, а о преодолении самых разных испытаний, которые готовит жизнь. За простыми, на первый взгляд незамысловатыми строчками скрыт подтекст, понятный каждому, кому «знакомо щемящее чувство дороги».

Ведь дело мужчин пересилить тревогу, Надежно держать чуть дрожащий штурвал

И молча глядеть на ночную дорогу, Чтоб компас души верный путь указал.

1976

Визбор - поэт-романтик, понимавший красоту, умевший увидеть её и на экзотическом «плато Расминчор», и в подмос­ковном крае, где «над Подлипками льют дожди». Этот замеча­тельный человек, что «бродил по Заполярью», «сердце оставил в Фанских горах» и исколесил сотни других дорог, остается пре­данным Москве, России и может сказать с полным правом:



И нету оправданья Не любящим тебя.

Тонким лиризмом окрашены песни о любви, о женщине, о счастье.

«Милая моя, солнышко лесное», - мог сказать только Виз­бор. Его чувство светлое, ласковое, чуть грустное, с ноткой со­жаления о несбывшемся, несостоявшемся счастье. По мысли поэта, любовь, вера согревают души людей, позволяют мечтать и надеяться на лучшее.

Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.
Тих и печален ручей у янтарной сосны.
Пеплом несмелым подернулись угли костра.
Вот и окончено все, расставаться пора.
Припев:
Милая моя, солнышко лесное,
Где, в каких краях встретишься со мною?
Крылья сложили палатки - их кончен полет,
Крылья расправил искатель разлук - самолет.
И потихонечку пятится трап от крыла...
Вот уж, действительно, пропасть меж нами легла.
Припев.
Не утешайте меня - мне слова не нужны.
Мне б разыскать тот ручей у янтарной сосны.
Вдруг сквозь туман там краснеет кусочек огня,
Вдруг у огня ожидают, представьте, меня.
Припев
Песня «Ты у меня одна...» (1964) воплотила мечту о един­ственной любви, о неповторимости встречи двух людей. Это песня о таинстве человеческих отношений, когда для влюб­ленного «она» становится необходимой, как воздух, вода, красота мира.

 

Ты у меня одна, словно в ночи луна,
Словно в степи сосна, словно в году весна.
Нету другой такой, ни за какой рекой,
Нет за туманами, дальними странами.

В инее провода, в сумерках города,
Вот и взошла звезда, что бы светить всегда.
Что бы гореть в метель, что бы стелить постель,
Что бы качать всю ночь у колыбельной дочь,

Вот поворот какой делается с рекой,
Можешь отнять покой, можешь махнуть рукой,
Можешь отдать долги, можешь любить других,
Можешь совсем уйти, только свети, свети.

Юрий Визбор ведет откровенный разговор со слушателем об очень важном, о вопросах, волновавших всех и всегда. Не слу­чайно самые драматичные песни написаны в форме диалога («Телефон», «Поминки») или с включением ответных реплик собеседника («Серега Санин»), обращений «мой друг», «дру­жище», «милая моя».

Слушающий песни Визбора понимает, что их сочинил чело­век необыкновенной доброты, в котором за внешней мужественностью, сдержанностью скрываются ранимая душа, чистое сердце большого ребенка.

Творческое наследие Ю. Визбора велико - около 400 песен. А ведь он был не только поэтом, но и прозаиком, сценаристом, журналистом, киноактером, в юности готовился стать летчиком, занимался горными лыжами и альпинизмом, замечательно рисо­вал. «Мой друг рисует горы, далекие, как сон» Ады Якушевой - о нем.

Юрий Визбор прожил недолгую жизнь (1934-1984), но ос­тавил прекрасные песни, кинофильмы... К сожалению, уже после его смерти было издано несколько его книг и книг о нем, создан диск «Наполним музыкой сердца», а его песни не перестают петь все новые и новые молодые люди, чьи сердца не могут остаться равнодушными к Музе замечательного че­ловека и поэта.

Самое время назвать имя Булата Окуджавы (1924-1997), так он был одним из первых. Искренне желая выразить свое уваже­ние, Высоцкий называл его своим «духовным отцом», не рас­шифровывая это несколько высокопарное определение.

Не только в темах личных, интимных, но и в самых что ни на есть общественных, таких как война, индивидуальный чело­век обнаружил и свою самоценность, и сложные связи с общим, всенародным. Но в его стихах - и сам автор, который, по словам Н. Крымова, «имел свой возраст, биографию, человеческую судьбу и, что очень важно, - принадлежность к определенному поколению».

 

Здесь птицы не поют,
Деревья не растут.
И только мы к плечу плечо
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною - дым.
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех.
Мы за ценой не постоим!

Припев:
Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь:
Уходит в ночь
Отдельный
Десятый наш
Десантный батальон.

Лишь только бой угас,
Звучит другой приказ.
И почтальон сойдет с ума,
Разыскивая нас.
Взлетает красная ракета,
Бьет пулемет, неутомим.
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех.
Мы за ценой не постоим!

Припев.

От Курска и Орла
Война нас довела
До самых вражеских ворот, -
Такие, брат, дела...
Когда-нибудь мы вспомним это,
И не поверится самим.
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех.
Мы за ценой не постоим!

Евгений Евтушенко в книге «Строфы века» рассказывает: «Популярность пришла к нему, когда он взял в руки гитару и начал петь под собственную несложную, однако очень мело­дичную, запоминающуюся музыку свои стихи. Вскоре их пели по всему Советскому Союзу в студенческих и рабочих общежи­тиях, и официально не выпущенные пластинками песни в ис­полнении самого Окуджавы расходились, видимо, в сотнях ты­сяч нелегальных копий на пленках.

Окуджава - прародитель впоследствии довольно мощного движения бардов в СССР, среди которых затем появились такие прославленные поэты-певцы, как А. Галич и В. Высоцкий. Но все-таки, на мой взгляд, прародитель выше всех своих потомков, ибо никто из них не был так тонок в тексте и разнообразен в ме­лодиях. Песни Окуджавы ценил за их музыкальную феноме­нальную запоминаемость Шостакович».

.Вспомним еще раз о заинтересовавших вас песнях поэтов-бардов. Какое начало - лирическое или балладное, лиро-эпи­ческое - доминирует в них и обусловливает их особенности? Понаблюдаем за этим в стихотворении Булата Окуджавы.

ПОЛНОЧНЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС

Когда мне невмочь пересилить беду, когда подступает отчаянье, я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний,

в случайный.

Полночный троллейбус, по улице мчи, верши по бульварам круженье,

чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи крушенье,

крушенье.

Полночный троллейбус, мне дверь отвори! Я знаю, как в зябкую полночь твои пассажиры - матросы твои -приходят

на помощь.

Я с ними не раз уходил от беды, я к ним прикасался плечами... Как много, представьте себе, доброты в молчанье,

в молчанье.

Полночный троллейбус плывет по Москве, Москва, как река, затухает, и боль, что скворчонком стучала в виске, стихает,

стихает.

1957

Рассказ о творчестве Окуджавы хочется закончить словами Юрия Карабчиевского: «Полночный троллейбус» уже не мчит­ся, как обычно, в парк, гонимый усталым и злым водителем, но - в мире Окуджавы - плывет, как спасательное судно под флагом с красным крестом, «чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи крушенье, крушенье»... Надо быть очень цельным и ис­кренним человеком, чтобы суметь просуществовать в таком мире до конца, ни разу не сорвавшись. Потому что зло - оно ведь тут, под боком, и даже ближе, оно лижет со всех сторон непроч­ные стены доброй Москвы, заплескивается через край и растека­ется мутными волнами...

Всеобщая безоглядная доброта - вот пафос Булата Окуд­жавы».

Нельзя не сказать несколько слов о творчествеВладимира Высоцкого.

Я не люблю уверенности сытой, Уж лучше пусть откажут тормоза. Досадно мне, коль слово «честь» забыто И коль в чести наветы за глаза.

В. Высоцкий

Владимира Семеновича Высоцкого (1938-1980) любит, знает и слушает вся страна. Он вошел в нашу жизнь в «магнитофонную эпоху». Его голос с хрипотцой, нехитрый ги­тарный перебор слышался повсюду.

Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг — а так…
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,
Парня в горы тяни — рискни! —
Не бросай одного его,
Пусть он в связке одной с тобой —
Там поймешь, кто такой.

Если парень в горах — не ах,
Если сразу раскис — и вниз,
Шаг ступил на ледник — и сник,
Оступился — и в крик,
Значит рядом с тобой — чужой,
Ты его не брани — гони,
Вверх таких не берут, и тут
Про таких не поют.

Если ж он не стонал, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал;
Если шел он с тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной,
Значит, как на себя самого,
Положись на него.

Это один из авторов, который по достоинству оценен был, к сожалению, уже после смерти. Необыкновенный и щедрый та­лант этого человека сделал его «своим» миллионам людей.

Песни, баллады, стихи Высоцкого привлекают к себе не только оригинальностью, виртуозным владением лексикой, они понятны и близки людям теми переживаниями, проблемами, которые испытывают лирические герои его произведений.

«Сам Высоцкий не пристраивался к массовым вкусам. Он не позволял им задеть своего художественного достоинства. В сфере песни (в массовой сфере культуры) появилась новая точка отсчета. У нас был Высоцкий - с этим сегодня невозможно не считаться, и не только представителям так называемой «автор­ской песни».

Известно, что о Высоцком при жизни ходило множество слухов. Люди, не знавшие точно, кто он такой, гадали: фронтовик? бывший лагерник? спортсмен? Он не был ни тем, ни дру­гим, как не был и альпинистом, и шофером, и простым рабочим парнем. Но когда он говорил от лица того или иного персонажа, получалось так убедительно, что слушатели - верили. Как ему это удавалось?

Высоцкий обладал редким даром сочувст­вия. Когда говорил от чьего-то лица, перевоплощался полно­стью, не оставляя зазора между собой и своим героем. (Вот что значит актерское мастерство: Высоцкий не только бард, но актер театра и кино.) Он находил в каждом нечто созвучное себе. Он сам был упрям и решителен, как те, о ком пел:

Отставить разговоры! Вперед и вверх, а там... Ведь это наши горы, Они помогут нам...

. Он любил своих друзей и остро переживал потери - совсем как герой его песни «Он не вернулся из боя».

Он любил жизнь и верил в её победу над любой бедой, как и те солдаты, которые, видя выжженную Землю, бились за её воз­рождение:

Кто сказал, что Земля не поет,

Что она замолчала навеки?!

Нет! Звенит она, стоны глуша,

Изо всех своих ран, из отдушин,

Ведь Земля - это наша душа,

Сапогами не вытоптать душу.

Он знал состояние высшего духовного взле­та, пережил минуты счастья в творчестве и в любви, и герои его песен делили с ним эту радость:

Весь мир на ладони - ты счастлив и нем И только немного завидуешь тем - Другим, у которых вершины еще впереди.

«Надо признаться, - писала Татьяна Барано­ва, - что Высоцкий на лету ловил темы, которые витали в возду­хе, про это написаны десятки песен: «Антиалкогольная», «По­чему аборигены съели Кука?», «Москва - Одесса», «Товарищи ученые», «Холера», «Утренняя гимнастика» и т. д. Тут было про все и на все вкусы: о политике неприсоединившихся стран, про­волочках в работе Аэрофлота, добровольно-принудительной мобилизации научных работников на осенние поля и овощные базы».

Были у него, конечно, и песни, на героев которых он не был похож. Он писал портрет «от противного», в красках изображая тех, кто был ему глубоко неприятен.

У них денег - куры не клюют,

А у нас на водку не хватает, -

пел он голосом завистника. Этот голос был ему хорошо знаком, ведь и вокруг него, талантливого и знаменитого, шептались за­вистники. Высоцкий не боялся, что его «перепутают» с отрица­тельными персонажами. Просто знал себе цену.

. По свидетельству Булата Окуджавы, Высоцкий страдал от того, что не был признан официально. Не разрешали печатать сборники стихов, не принимали в Союз писателей... А страна смеялась его смехом и плакала вместе с его героями, пела «его голосом» и удивлялась - какой еще популярности нужно было?!

Только после смерти поэта выходят диски и аудиокассеты -полное собрание сочинений, печатаются его стихи и «Роман о девочках».

Признаемся, что Владимир Семенович Высоцкий был та­лантливейшим артистом. Эльдар Рязанов к одной из годовщин снимает многосерийный документальный фильм о Высоцком. Но поздно! Ему бы при жизни хоть десятую долю этого призна­ния, он не ушел бы так рано.

 

. Как все мы веселы бываем и угрюмы, Но если надо выбирать и выбор труден, Мы выбираем деревянные костюмы. Люди! Люди!

Нам будут долго предлагать - не прогадать. Ах! - скажут, - что вы, вы еще не жили!.. Ну а потом предложат: или - или... И будут вежливы и ласковы настолько - Предложат жизнь счастливую на блюде. Но мы откажемся, и бьют они жестоко, Люди, люди!





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.