МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ПРОЗЫ 1970-1990-Х ГОДОВ





Русская проза (1970—1990-х годов) представлена произведени­ями многих талантливых писателей. По богатству творческих ин­дивидуальностей, широте тематического репертуара, разнообразию художественных приемов литература этого времени сопоставима с литературой начала XX века или 1920-х годов.

Непохожесть литературного процесса 1970—1990-х годов на предшествующие периоды заключается не только во внешних об­стоятельствах его развития. Начиная с.1970-х годов определяю­щим фактором становится не привычная смена литературных на­правлений, течений, школ и т.п., а эволюция творческого сознания художника. Последнее литературное направление — социалисти­ческий реализм — почти прекратило в эти годы свое существова­ние, и в дело вступили иные подходы и оценки. «Доперестроеч­ной» прозе было присуще жанровое и стилевое богатство. Во всех тематических рубриках — деревенской, городской, военной, исто­рической, научной, сатирической, фантастической — заявили о се­бе оригинальные писательские дарования. Впервые за долгое вре­мя, начиная с 1920-х годов, прозаические жанры вышли на уровень большой литературы и вернули себе в ней лидирующее положение.

Во второй половине 1980-х годов, с началом перестройки ши­рокому читателю стали доступны произведения писателей рус­ского зарубежья и андеграунда, тиражи «толстых» журналов достигли миллионных цифр. Страна переживалаодно потрясение за другим, и публицистика как средство быстрого реагирования на события заняла ведущие позиции в прозе, помогая читателям ос­мыслить происходящее. В это время многие писатели — В.П. Ас­тафьев, С.А. Алексиевич, А.Н. Рыбаков и др. — чаще обычного включали в свои романы, повести и рассказы элементы публици­стики.

Документально-историческая проза.Документальность в каче­стве противовеса беллетристике рассматривал В.Т. Шаламов. «Пи сатель должен уступить место документу и сам быть документаль­ным... Проза будущего — это проза бывалых людей»1, — писал он в одном из своих «манифестов».

Варлам Тихонович Шаламов(1907—1982) родился в Вологде в семье священника2. В 1926 году поступил на факультет советско­го права МГУ, принимал активное участие в политической жизни Москвы. Был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму за рас­пространение «Письма к съезду» Ленина. Вернувшись в 1932 году в Москву, снова продолжил литературную работу, занимался жур­налистикой, опубликовал один из первых рассказов «Три смерти доктора Аустино».

В 1937 году В.Т. Шаламов снова был арестован и приговорен к пяти годам колымских лагерей, а в 1943-м еще к десяти — за анти­советскую агитацию: он назвал И.А. Бунина русским классиком.

Среди огромного количества воспоминаний, записок, доку­ментов о сталинской эпохе художественная проза В.Т. Шаламова «Колымские рассказы» выделяется как совершенно особое явление. Этот цикл создавался на протяжении двадцати лет — с 1953 по 1973 год. Рассказы публиковались по мере написания, сначала за рубежом. После выхода в 1978 году в Лондоне книги «Колымские рассказы» к В.Т. Шаламову пришла мировая изве­стность. На родине «Колымские рассказы» как единое произве­дение со стройной композицией, с определенной последователь­ностью начали публиковать лишь с конца 1980-х годов.

Сам автор разделил рассказы на шесть книг: «Колымские рас­сказы», «Левый берег», «Артист лопаты», «Очерки преступного ми­ра», «Воскрешение лиственницы» и «Перчатка, или КР-2». Страш­ный колымский опыт, состоявший из многократных смертей и воскрешений, из безмерных мук от голода и холода, из унижений, вытравляющих из человека все человеческое, составили основу прозы В.Т. Шаламова, которую сам он назвал «новой». Эта проза должна была стать отражением жестокой реальности, осмыслением нового состояния человека. Главный ее принцип — связь с судьбой писателя, который должен был



 

сам пройти через все муки, чтобы потом выступить со «свидетельскими показаниями». Это обусловило очерковое, документальное начало, натурализм, пристрастие к точным цифрам и этнографическим деталям. Лаконизм, простота, ясность изложения, по мнению В.Т. Шаламова, характерные черты «новой прозы».

 

В произведениях В.Т. Шаламова лагерь предстает как образ абсо­лютного зла. В рассказе «Надгробное слово», который начинается со слов «Все умерли...», писатель вспоминает тех, с кем он встретил­ся и сблизился в лагерях. Затем следуют имена и подробнос­ти — кто и как умер. В.Т. Шаламов не задается целью поразить чи­тателя, напротив, его описания подчеркнуто будничны, но почти каждая реалистическая деталь служит знаком ирреальности проис­ходящего. Поэтические приемы шаламовской прозы внешне напо­минают каноны приключенческого жанра, они складываются из точного описания конкретного случая, пережитого автором. Хотя описание предельно аскетично, неэмоционально, оно загадочным образом высвечивает запредельную бесчеловечность происходяще­го. Примерами тому могут служить такие шедевры прозы В.Т. Шала­мова, как «Тайга золотая», «Шерри-бренди», «Последний бой май­ора Пугачева», «Заклинатель змей», «Магия», «Заговор юристов», «Перчатка», «Приговор», «Сгущенное молоко», «Вейсманист».

В «Колымских рассказах» единственный и неизбежный акт смерти не воспринимается как финальный аккорд человеческой жизни, она не поражает и не приводит в ужас. Отношение к ней персонажей становится таким же безразличным, как и ко всему ос­тальному, за исключением лишь мучительного голода. В лагере происходит обесценивание человеческой личности, меняющее все представления о добре и зле.

Исследователи творчества В.Т. Шаламова отмечают, что в кон­тексте темы ГУЛАГа в русской литературе его творчество является «одной из вершин — наравне с творчеством А.И. Солженицына. Имена этих писателей воспринимаются как символы разных под­ходов к теме: фундаментальное художественное исследование, ис­торико-философские обобщения «Архипелага ГУЛАГ», и картины иррационального мира лагеря у В.Т. Шаламова — алогичного мира, в котором «властвует смерть для тел и растление для душ».

 

«Деревенская» проза 1970—1990-х годов.«Деревенская» проза, одно из ведущих направлений русской литературы советского послесталинского периода, берет начало в публицистических очерках В.В. Овечкина «Районные будни», Е.Я. Дороша «Деревенский дневник», в первом романе тетралогии Ф.А. Абрамова «Братья и сест­ры», в ранних рассказах В.П. Астафьева и первых произведениях «лирической прозы» — «Владимирские проселки» В.А. Солоухина. Формирование художественных и нравственных основ «деревен­ской» прозы связано с ранними произведениями А.И. Солженицы­на «Матренин двор», «Захар-Калита», «Один день Ивана Денисо­вича». «Деревенская» проза представлена произведениями «Привычное дело» В.И. Белова, «Последний поклон» и «Царь-ры­ба» В.П. Астафьева, «Калина красная», «Характеры» и «Беседы при ясной луне» В.М. Шукшина, «Из жизни Федора Кузьмина» и «Му­жики и бабы» Б.А. Можаева, «Усвятские шлемоносцы» Е.И. Носо­ва, «Последний срок» и «Прощание с Матерой» В.Г. Распутина. В 1990-х годах мировая критика определила «деревенскую» прозу как наиболее состоявшееся с эстетической и идеологической точки зрения литературное направление.

А.И. Солженицын так охарактеризовал феномен «деревен­ской» прозы: «На рубеже 70-х и в 70-е годы в советской литературе произошел не сразу замеченный беззвучный переворот, без мятежа, без тени диссидентского вызова. Ничего не свергая и не взрывая декларативно, большая группа писателей стала писать так, как если б никакого «соцреализма» не было объявлено и диктовано, — нейт­рализуя его немо, стала писать в простоте, без какого-либо угожде­ния, кадения советскому режиму, как бы позабыв о нем. В большой доле материал этих писателей был — деревенская жизнь, и сами они выходцы из деревни, поэтому (а отчасти из-за снисходительного са­модовольства культурного круга, и не без зависти к удавшейся вдруг чистоте нового движения) эту группу стали называть дере­венщиками. А правильно было бы назвать их нравственниками, ибо суть их литературного переворота — возрождение традиционной нравственности, а сокрушенная вымирающая деревня была лишь

 

естественной наглядной предметностью».

В русле «деревенской» прозы сложились такие большие худож­ники, как В.И. Белов, В.Г. Распутин и В.М. Шукшин, в своем твор­ческом развитии к этому течению пришел и В.П. Астафьев. Твор­цам «деревенской» прозы принципиально чужды приемы модернистского письма, «телеграфный стиль», гротескная образность. Им близка культура классической русской прозы с ее любо­вью к пластическому, изобразительному, музыкальному слову, они восстанавливают традиции сказовой речи, плотно примыкающей к характеру персонажа, человека из народа, и углубляют их.

Исследователь А.Ю. Большакова отмечает, что «деревенской» прозе присуща особая типология героя, позволяющая выделить об­разы «хранителей древностей» (вековечных ценностей народной мудрости) и образы «вольных людей» типа Егора Прокудина в «Ка­лине красной» В.М. Шукшина — героев, которые во многом живут наперекор общепринятым нормам, вразрез с традиционными крес­тьянскими устоями.

Писатели-деревенщики внесли свой вклад в модификацию кано­нических жанров: пасторали (современная пастораль «Пастух и пас­тушка» В.П. Астафьева), сказки («До третьих петухов» В.М. Шук­шина), романа (роман-хроника В.И. Белова «Кануны»). Развитие получают сказовые формы, «повествования в рассказах» с вставны­ми притчами-легендами («Царь-рыба» и «Последний поклон» В.П. Астафьева).

Одним из признанных мастеров «деревенской» прозы является В. Г. Распутин.

Валентин Григорьевич Распутин(р. 1937) родился в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. Окончил историко-филологический факультет Иркутского университета. В. Распутин мечтал стать учителем, не помышляя о писательской деятельности; в поисках заработка попал в местную газету «Советская молодежь». В 50—60-е годы зачитывался произведениями западных писателей У. Фолкнера, Э. Хемингуэя, Э.М. Ремарка; из русских классиков своими учителями считает Ф.М. Достоевского и И.А. Бунина. По окончании университета В.Г. Распутин работал специальным корреспондентом на крупнейших стройках 60-х годов. В 19651967годах были опубликованы первые рассказы и очерки В.Г. Рас­путина о жизни строителей, охотников и звероловов. В этих произ­ведениях сразу же обозначилась основная проблематика творчества писателя: столкновение отжившего и нарождающегося, традиционного и нового. Исследователь С. Залыгин отмечал: «Ва­лентин Распутин вошел в нашу литературу сразу же, почти без раз­бега и как истинный мастер художественного слова» . Широкую известность молодому прозаику принесла повесть «Деньги для Ма­рии», в основе которой лежит мотив древнерусских хождений за правдой. В 1970 году В.Г. Распутин написал повесть «Последний срок», ставшую, по общему признанию критиков, одним из канони­ческих произведений русской «деревенской» прозы. Это направле­ние было продолжено писателем в повестях «Живи и помни» и «Прощание с Матерой».

В народной жизни В.Г. Распутин ищет хранителей многовеко­вого опыта, носителей нравственных заветов. «Меня всегда при­влекали, — рассказывал писатель, — образы простых женщин, от­личающихся самоотверженностью, добротой, способностью понимать другого... В сибирских деревнях постоянно встречаю женщин с сильными характерами. Их знают односельчане, к ним идут советоваться, жаловаться, просить поддержки...» Сила ха­рактеров любимых героев В.Г. Распутина — в мудрости, которая представляет собой гармоническое единство всех граней народно­го миропонимания. Эти люди являются носителями моральных принципов и норм, именно они создают мощное силовое поле ду­ховной жизни народа.

Однако именно В.Г. Распутину принадлежит и такое высказы­вание: «Холодное и бездушное обожествление всего народа ничего хорошего нам принести не может, и сегодня приходится признать, что и моральное и физическое здоровье некоторых наших в широ­ком смысле слова односельчан, мягко выражаясь, не стало намного лучше, чем было, положим, тридцать лет назад, даже и в трудные послевоенные времена. И кому, как не писателю, болеющему и ра­деющему за истинные интересы народа, не сказать об этом откро­венно?! Кому, как не ему, спросить: «Что с нами, дорогие односель­чане? Куда мы правим? Куда мы этаким образом придем?!» На то он и совесть народная, чтобы не молчать в тряпочку»1.

 

Подобное взыскательное отношение к своему народу было не­обычно для тех отношений между художником и народом, которые определялись канонами социалистического реализма. Но, предла­гая дифференциацию понятий «народ» и «население», В.Г. Распу­тин исходит из того, что нравственные и духовные основы нации, ее генетические корни изначально здоровы, а дурное привносится извне, от чуждых веяний. Поэтому главную причину нравственного упадка в народе писатель объясняет прежде всего утратой душев­ной связи человека со своими культурными корнями.

Одно из самых значительных, вершинных произведений «дере­венской» прозы — повесть В.Г. Распутина «Прощание с Матерой». Конкретная жизненная ситуация — затопление деревни-острова из-за строительства гидроэлектростанции, переселение людей на новые земли — приобретает обобщенно-символическое значение. Жанр повести определяется исследователями как философская притча. О судьбе родины, всей земли, некой моделью которой и яв­ляется Матера, с тревогой размышляет писатель. Недаром возника­ет столько ассоциаций со словом «Матера»: материк (земная твердь), мать сыра земля, мать, матерый (здоровый, крепкий) на­родный уклад жизни.

Жизненная основа повести — затопление деревень и создание гигантских ГЭС и искусственных морей — непосредственно связа­на с биографией писателя. Его родина — деревня Аталановка на бе­регу реки Ангары — в 60-е годы стала ложем Братского моря. Пове­ствование о последнем перед затоплением лете деревни Матеры на Ангаре точно изображает конкретные обстоятельства и детали под­готовительных работ. Одновременно мир Матеры писателем по­этически преображен, возведен к красоте во всех проявлени­ях — быта, труда, природы. Этот мир целиком метафоричен, обращен к общечеловеческому смыслу бытия.

По мнению исследователей, повесть «Прощание с Матерой» пе­рерастает границы литературного движения «деревенской» прозы, с которым связано имя В.Г. Распутина. «Реквием уходящему миру тысячелетней крестьянской культуры» — так определяли повесть критики. Старики прощаются с Матерой как с живым существом. Уход ее осмысляется как вмешательство неразумной человеческой воли в естественный ход вещей, в разумное жизнеустройство. С ис­чезновением Матеры разрушается и гармония человеческих отно­шений, потому что нарушено единство человека, общества и приро­ды. Уход Матеры равносилен концу света, но все это очевидно только для старух, старика Богодула и самого автора.

Особенно тяжело переживает все происходящее Дарья Пинигина, «самая старая из старух», главный «резонер» повести. Она «ви­дит на память» всю историю Матеры, и читатель смотрит ее глаза­ми, постепенно вживаясь в пространство острова. Образ Дарьи — самая большая удача В.Г. Распутина, он уникален по своему драма­тическому психологизму и философичности.

Пафос философии Дарьи — в обращении к предкам, которые жили и умерли, чтобы подготовить жизнь новых поколений, оставили им свой духовный опыт. Она болеет душой за весь свой род, поэтому осквернение родовых могил «нечистью» из санэпи­демстанции становится для Дарьи и других старожилов Матеры глубокой психологической травмой.

 

В.Г. Распутин устами своей Дарьи ведет разговор о важнейших вещах — сохранении памяти, корней, традиций. Она даже избу свою, в которой жили многие поколения предков, провожает в последний путь, как живую, от­мывая и беля в последний раз. Писатель показывает, как от поко­ления к поколению связи с Матерой ослабевают: пятидесятилет­ний сын Дарьи уже сомневается в правоте стариков, яростно защищающих остров, а внук Дарьи Андрей спорит с ней о техни­ческом прогрессе. В дальнейшем существовании острова он не видит смысла и согласен отдать его на электричество, тем самым отрекаясь от своей родины и объединяясь с чужими «официаль­ными лицами», для которых жители Матеры — «граждане затоп­ляемые».

Дарья — своеобразный «идеолог» материнского мира, за­щитник его ценностей. Дарье нужно, чтобы горящая мельница увидела на прощанье родные лица; пихта на вырубленном ост­рове «как-то сбереглась и показала Дарье себя». Все это части прощального, поминального обряда. В.Г. Распутин передает ми­роощущение, сохранившее черты мифов и мистерий, когда на все был свой лад и обычай. Повесть насыщена полумифологиче­скими-полусимволическими образами: дерево — неповалимый царский листвень; Богодул — вестник, ноги которого не могут прокусить даже змеи; старая молчаливая тунгуска с трубкой во рту; таинственный зверек — хозяин острова, остающийся на нем до конца.

Благодарное любование пронзительной красотой земли объе­диняет всех материнцев, заставляет их держаться вместе. Общее прощание включает и сыновний голос автора в открытой патетике

лирико-философских монологов. В «Прощании с Матерой» по-но­вому зазвучали мотивы и древней китежской легенды: место без­божного царя заняла цивилизация. Фантастика и символика не­обычайно органичны в этой реалистической повести. Любимые герои В. Г. Распутина способны видеть то, что необъяснимо никакой логикой.

Поражают прозрения Дарьи — ее встреча со своим родом, с «многовековым клином» предков, на острие которого она видит себя. Остров оберегает маленький молчаливый, но с выразитель­ным взглядом зверек, живущий в земле, — Хозяин Матеры. Другая опора острова — царский листвень, которым, согласно легенде, «крепится остров к речному дну, одной общей земле, и покуда сто­ять будет он, будет стоять и Матера». Ни топоры, ни огонь «чужих людей» не берут гордое дерево, некий природный корень жизни. Хозяин острова и листвень олицетворяют силы самой природы. Вспоминает писатель и известную русскую легенду о невидимом граде Китеже. Дарье кажется, что, подобно ему, «снялась, улетела Матера», не поддавшись разрушителям. Наконец, в финальном эпизоде интересны библейские реминисценции — всемирный по­топ и Ноев ковчег — барак Богодула.

«Прощание с Матерой» — одно из творческих достижений В. Г. Распутина. Одновременно повесть является итоговым произ­ведением для всей русской литературы XX века. Тема русского кре­стьянства, его судеб и трагедий, находит здесь свое художественное и философское завершение.

«Городская» проза. Исследователи русской литературы отмеча­ют, что, хотя «городская» тема имеет давние традиции в русской ли­тературе и представлена именами Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, М. Горького, М.А. Булгакова и многих других писателей, только в 1970—1980-е годы XX века произведения этой тематики стали объединяться под рубрикой «городская» проза.

«Первопроходцем» этого направления стал Юрий Валентино­вич Трифонов(1925—1981). Он родился в Москве. После окончания школы работал на авиационном заводе. В 1949 году окончил Лите­ратурный институт им. М. Горького. Исследователи отмечают, что творческая и личная судьба Ю.В. Трифонова вместила в себя край­ние противоположности: Сталинскую премию за повесть «Студен­ты» — и признание А.И. Солженицына; необычайную читатель­скую популярность — в конце 1980-х писателя называли властителем дум — и непонимание, а иногда и открытую неприязнь критиков, навесивших на писателя ярлык «бытописателя».

«...Я пишу о городе, потому что лучше знаю город, — отмечает писатель. — Но это не значит, что мы должны заниматься социоло­гией. Русская литература в ее лучших образцах — литература мыс­ли, духа, исследующая характер человека; если хотите, городского. Городской человек более сложен, гораздо больше магнитов его раз­рывает... потому что больше людей его окружает. Люди и есть то, что разрывает человека».

1970-е годы в советском искусстве и литературе были освещены «открытием» прошлого, его «родовой взаимосвязанностью и с со­временностью и несомненной причастностью к будущему»1. В твор­честве Ю.В. Трифонова «авторская» проза зарождается внутри чис­то беллетристического повествования. Писателю было свойственно традиционное для- русской литературы умение уловить в жизни ти­пы человеческого поведения, и в то же время поэтическое начало его творчества обеспечивалось автобиографическим, личностным эле­ментом, а также тягой к метафоре, перерастающей в символ. Испы­тывая как в исторических, эпохальных, так и в «бытовых» перипети­ях стойкость духа своих героев, Ю.В. Трифонов стремился к укреплению лучших нравственных качеств современников.

Исследовательница творчества Ю.В. Трифонова Н.Б. Иванова обращает внимание на то, что проза Ю.В. Трифонова отмечена вну­тренним единством: к какому бы материалу писатель ни обращал­ся, он рассматривал его прежде всего с точки зрения взаимной от­ветственности личности и общества.

Содержание произведений Ю.В. Трифонова в большой степени автобиографично, в основе многих сюжетных поворотов и судеб персонажей — личная нелегкая судьба автора. В каждом из его про­изведений определенным образом освещаются различные времен­ные пласты: революция и Гражданская война; сталинский террор; военная Москва 1941 года; 1940—1950-е годы, в атмосфере которых прошла молодость писателя... Всю свою творческую деятельность писатель подчинил определенной цели: найти и сохранить идейные и нравственные связи поколений советского общества. Ю.В. Три­фонов говорил, что «...человек несет в себе — осознанно или неосо­знанно — все, что пережил, или все, что ему пришлось пережить. Он

не может стряхнуть с себя груз прошлого... Поэтому я стараюсь, изображая человека, вытащить все его внутренние слои, которые в нем уже перемешались, слились каким-то образом в единое целое. Как писатель я, так сказать, обязан анатомировать суть человека. Я должен понять, что в нем из 40-х годов, что из 60-х, что совсем но­вое... Поэтому я считаю, что форма романа сознания для писателя, который пишет о сегодняшней жизни, очень и очень выгодна...».

В «городских» повестях Ю.В. Трифонова — «романах созна­ния», как он их определял, — герои решают вечные вопросы, кото­рые волнуют и общество в целом: взаимоотношения отцов и детей, супружеские отношения, любовь, дружба, работа, счастье, долг, смысл жизни.

В дальнейшем из разработанной в «городских» повестях жан­ровой структуры у Ю.В. Трифонова вырастет своеобразная форма романа. Первым опытом на этом пути стал роман «Старик». В этом произведении писатель расширяет и углубляет свое исследование связей между опытом истории и нравственным состоянием совре­менного советского общества.

Написанию романа «Старик» предшествовали глубокое и все­стороннее историческое исследование проблемы, работа в архи­вах и библиотеках, встречи и беседы с очевидцами и участниками событий.

В романе «Старик» писатель соединил в единое целое жанры «городской» повести и исторического повествования. Начало 1970-х годов «монтируется» с эпохой революции и Гражданской войны. Ю.В. Трифонов настойчиво ставит основной вопрос сво­его творчества: оправдывает ли время поступки человека — и от­вечает на этот вопрос отрицательно. Только кровная причаст­ность к историческому процессу, утверждается в романе «Старик», способна вывести человека за пределы единоличного, замкнутого на себе бытия, только личная ответственность спаса­ет его от ограниченности мироощущения и скудного бессмыс­ленного прозябания.

Ю.В. Трифонов рассказывает жестокую правду о событиях ре­волюции и Гражданской войны. Злоба, месть, зависть, ненависть определяют поведение героев романа — «пламенных революционе­ров» Шигонцева, Бычева, Браславского.

В центре конфликта романа «Старик» судьба командира корпу­са Мигулина. В этом образе воплощены черты двух прототипов — героев Гражданской войны — Миронова и Дыбенко, отличав­шихся своим полководческим талантом и неповторимым обаянием.

В романе выделяется несколько сюжетных линий: история главного героя, Павла Евграфовича Летунова, ветерана револю­ции, подводящего жизненные итоги; сюжет, связанный с историей комкора Мигулина, одного из легендарных героев Гражданской войны; сюжет бытовой тяжбы за право владения дачным доми­ком; перипетии судьбы Кандаурова, одного из претендентов на дачный домик.

По мнению авторов учебника «Современная русская литера­тура. 1950—1990-е годы» Н. Лейдермана и М. Липовецкого, «все линии романа связаны одним общим мотивом — «недочувствия». Этот мотив, впервые прозвучавший в повести «Другая жизнь», обрел в романе «Старик» эпический масштаб, поворачиваясь в разных сюжетах разными гранями. Павел Евграфович Летунов, подошедший к краю своей жизни, горько переживает «недочувст-вие» к своему старческому одиночеству со стороны собственных детей, занятых всякой чепуховиной вроде тяжбы по поводу ка­кой-то дачной халупы. «Недочувствие стало знамением време­ни—и весь сюжет об Олеге Васильевиче Кандаурове, одном из тех, кто сейчас наверху, у кого все «прекрасно и замечательно», представляет собой демонстрацию психологии «недочувствия» во всем — в оттеснении конкурентов на дачный домик, в выбива­нии справок для загранкомандировки, в отношениях с любимой женщиной...

Но если в этих сюжетных линиях «недочувствие» раскрывает­ся как психологическое качество современников, приводящее к нравственным драмам... то в истории вокруг комкора Мигулина недочувствие предстает как зловещий принцип политической док­трины».

Ю.В. Трифонов сокрушает в романе официальную историю Гражданской войны, развенчивая мифы ее героев. В повествова­нии одновременно сосуществуют несколько временных слоев. Вспоминающий о своем революционном прошлом старик живет как бы двойной жизнью: настоящей, которая протекала во време­на его молодости, и призрачной, которая протекает сейчас; иногда он вынужден возвращаться к заботам и конфликтам сегодняшне­го дня, к неудачам сына. Обо всем, что происходит в настоящем, Ю.В. Трифонов повествует в формах глагола прошедшего времени;

наоборот, о прошлом рассказывает во времени настоящем. Этот парадокс положен писателем в основу как содержания, так и сти­листики романа: именно прошлое становится определяющим и более влиятельным, чем настоящее. Неожиданное, иногда обес­кураживающее переключение с одного временного пласта на дру­гой, столкновение бесконечно далеких друг от друга событий на­водит на мысль о том, что все сегодняшние неудачи укоренены в прошлом.

Писатель устанавливает ту связь между человеком и ми­ром, которая представляется ему ключом к объяснению секре­тов человеческой души, секретов характера, морали человека, его поведения, его убеждений. В документальной повести «От­блеск костра» он писал: «На каждом человеке лежит отблеск истории, одних он опаляет жарким и грозным светом, на других едва заметен, чуть теплится, но он существует на всех. История полыхает, как громадный костер, и каждый в него бросает свой хворост».

Настоящее время в романе «Старик» — небывало жаркое ле­то 1972 года с горящими в Подмосковье лесами и торфяными болотами — обретает черты конца света. У Павла Евграфовича Летунова невыносимая жара и духота вызывают воспоминания о горящих степях 1921 года, о молодости, пылающей в огне Гражданской войны, об огне революции. Руслан, сын Летунова, тревожится об охваченных пожаром лесах: «Леса горят за Моск­вой. Торф горит. Как в летописи: и бысть в то лето сушь вели­кая...», но собственный отец, старик с его богатейшей памятью, живое олицетворение истории, вызывает лишь раздражение и насмешки. Ю.В. Трифонова беспокоит равнодушие к старым людям, свидетельствующее о духовной ограниченности совре­менников.

Н.Б. Иванова отмечает, что значение прозы Ю.В. Трифонова для развития общественного сознания в России 70-х годов трудно переоценить. Проводя читателя через перипетии Граж­данской войны, семейных отношений героев, трудностей испы­тания духа, писатель стремился к укреплению стойкости и от­ветственности личности, соединяя уроки истории и уроки повседневного гражданского поведения. Ю.В. Трифонов смог говорить с читателем откровенно, без лжи и пафоса, о самых ос­трых социальных проблемах своего времени.

Гротескная проза 1970— 1990-х годов. Гротеск — вид услов­ной фантастической образности, демонстративно нарушающий принципы правдоподобия. В нем причудливо и алогично соче­таются несочетаемые в реальности образные планы и художест­венные детали. Концепция гротеска восходит к Ренессансу. Тог­да гротеском называли орнаменты, обнаруженные в конце XV века Рафаэлем при раскопках древнеримских терм Тита. Отличительный признак этих изображений — свободное соче­тание живописных элементов: человеческие формы переходили в животные и растительные, фигуры людей вырастали из чаше­чек цветов, растительные побеги сплетались с химерами и при­чудливыми строениями. Литературовед М.М. Бахтин связывал гротеск с карнавальной культурой и проследил эволюцию этого художественного приема от Рабле до романтизма, в котором гротеску придавалось особое значение.

Если в карнавальной и возрожденческой традиции сочета­ние противоположностей — смерти и рождения, высокого и низ­кого, красоты и безобразия — воплощает «противоречивое единство умирающего и возрождающегося мира», то в романти­ческом гротеске на первый план выдвигается кричащий диссо­нанс, выражающий трагическую несовместимость идеала и дей­ствительности, омертвение, автоматизацию жизни, искажение ее сущностных черт. Начиная с XVIII века гротескные произве­дения строятся в основном на нарушении принятой системы воспроизведения действительности, с которой фантастика всту­пает в своеобразный конфликт. Гротескная эстетика регулярно актуализируется в моменты культурных кризисов.

«Несколько схематично можно выделить в русской литера­туре семидесятых следующие тенденции внутри гротескного направления:

романтический гротеск основан на контрасте между лично­стью, стремящейся к индивидуальной свободе, и фантастичес­кими парадоксами общества комфортабельной несвободы (по­эзия Александра Галича и Владимира Высоцкого);

социально-психологический (или реалистический) гротеск в современной русской литературе, пожалуй, наиболее полно реализован в прозе Андрея Синявского (Абрама Терца) и Юлия Даниэля (Николая Аржака). Эта версия гротеска предполагает

укрупнение (порой доходящее до фантастики) отдельных, как правило, наиболее существенных норм советского образа жиз­ни. Другой характерный для этой поэтики прием — небольшое фантастическое допущение (например, существование незави­симого от СССР острова Крыма)... Вслед за Синявским и Дани­элем по этому пути пошли в 1970—1980-е годы Василий Аксе­нов («Остров Крым») и Анатолий Гладилин (повести «Французская ССР», «Репетиция в пятницу»);

карнавальный гротеск выдвигает на первый план образ на­родного бытия, вбирающего в себя все гротескные фантомы со­циальной системы и подвергающего их карнавальному осмея­нию и развенчанию, притом что «уничтожение и развенчание связаны с возрождением и обновлением» (ММ. Бахтин), а выс­ший смысл приобретают самые «низкие» — естествен­ные! — свойства человека и жизни (Фазиль Искандер, В.Н. Вой-нович).

Искусство гротеска решительно отторгалось официальной культурой (что стало видно уже на примере фантастического реализма Синявского и Даниэля). Гротеск обнажал трагикоми­ческие противоречия между советской мифологией и реальнос­тью. «Универсализм» гротеска не позволял ограничиться «от­дельными недостатками» системы. Прошлое, настоящее и будущее коммунистической утопии предстали в гротескных произведениях нагромождением лжи и псевдожизни; советский мир открылся как кунсткамера уродливых «мнимых величин», исказивших естественное движение жизни. Вполне закономер­но, что авторы гротескных произведений были вытолканы в эмиграцию (А. Галич, Ю. Алешковский, В. Войнович, В. Аксе­нов, И. Губерман, В. Марамзин, А. Зиновьев), существовали в неофициальной культуре (В. Высоцкий, М. Жванецкий, О. Григорьев, Вл. Уфлянд), вынужденно публиковали свои про­изведения за рубежом (Ф. Искандер)».

Значение карнавальной традиции для поэтики Фазиля Абдуловича Искандера(р. 1929) впервые было исследовано П. Вайлем и А. Теннисом в статье «Дядя Сандро и Иосиф Ста­лин» и подробно обсуждается в монографии Н.Б. Ивановой «Смех против страха, или Фазиль Искандер». По наблюдению Н.Б. Ивановой, Ф.А. Искандер делает своего героя бессмерт­ным, как и сам народ: в его произведениях перемешаны време­на, и молодой герой в следующей главе может предстать стари­ком, затем опять фантастическим образом воскрешается его молодость. Главное творение Ф.А. Искандера — цикл новелл «Сандро из Чегема». Писатель работал над ним в 1973—1988 го­дах. К началу этой большой работы имя Ф.А. Искандера было уже широко известно в СССР и за рубежом. В годы недолгой хрущевской «оттепели» в 1966 году в журнале «Новый мир» он опубликовал яркую, колоритную, полную юмора повесть «Со­звездие Козлотура», которая, подобно прозе В. Аксенова, стала знаковым произведением для молодежи 60-х годов. Однако уже во время работы над книгой Ф.А. Искандеру стало ясно, что в полном виде текст не может быть напечатан в СССР по идео­логическим мотивам. С 1973 года писатель стал публиковать главы из романа в СССР и США в виде отдельных небольших новелл: «Сандро из Чегема», «Дядя Сандро и пастух Кунта», «Чегемские сплетни», «Умыкание», «Бригадир Кязым», «Джам-хух — сын Оленя, или Евангелие по-чегемски», «Пастух Ма-хаз». В полном виде «Сандро из Чегема» впервые был опубли­кован в СССР лишь в 1989 году в журнале «Знамя».

Сандро — типичный карнавальный герой: плут, защитник чести, веселый обманщик, вечный бездельник, праздничный «Великий Тамада», глупец и хитрец, бесстрашный рыцарь и на­стоящий артист. Вольно-веселая атмосфера праздника опреде­ляет саму интонацию произведения. Большинство глав-новелл романа повествуют о беседах на пире, либо рассказаны на пиру, либо завершаются праздником. Каждая глава-новелла имеет са­мостоятельный сюжет и обогащена ассоциативными микроно­веллами. Отвергая канон советского соцреалистического рома­на, Ф.А. Искандер продолжает традиции великих романов Ф. Рабле и М. Сервантеса.

Ф.А. Искандер показывает грандиозное столкновение пат­риархальной культуры и казарменного социализма, тоталитар­ной идеологии и поэтических народных верований, идиллии крестьянского быта, родовой формы управления и новой иерар­хии власти. О трагедии народа повествуется в смеховой стихии,

но на фоне усугубляющегося пессимизма автора. В энциклопе­дическом по охвату проблем и событий романе «Сандро из Че­гема» представлены почти все исторические периоды и соци­альные институты, действуют почти все социальные «герои» XX века. Писатель воссоздает в своих текстах праздничный, пиршественный аспект карнавального гротеска: в его прозе по­стоянны сцены пиров и застолий. Несколько раз у Ф.А. Искан­дера встречается сцена веселой смерти, как, например, в расска­зе «Колчерукий», где умерший острослов умудрился подшутить над своим извечным соперником и после смерти. «Жизнь бьет через край, не удовлетворенная обычным стандартом. Торжест­вуют цветение и роскошь телесного. ...Веселая праздничность жизни смеется над смертью, над болезнью, побеждая и укрощая их», — пишет Н. Иванова.

Как и многие произведения Ф.А. Искандера, книга о Санд­ро написана от первого лица, ее герой-повествователь — отчас­ти двойник автора, воображением которого горное абхазское село Чегем преображается в островок гармонии, увиденный сквозь призму детских воспоминаний. Рождается своеобраз­ный миф о Чегеме как об ушедшем и вместе с тем вечном в сво­ей неповторимости образе жизни. Однако взгляд автора на жизнь, на судьбу народа не является сентиментально-идилли­ческим.

В главе «Пиры Бальтасара» среди многочисленных персона­жей появляется Сталин. Писатель изображает его как человека, проходящего сложный психологический путь развития: от беспо­щадности — до балаганного поведения. В этой главе есть эпизод, показывающий, каким образом Сандро приобрел свой богатый жизненный и духовный опыт: по заданию сталинских подручных он отправляется к старику Логидзе, чтобы вызнать секрет его зна­менитых сладких вод. Усталый старик объясняет нетерпеливому юноше, что никакого особого секрета у него нет: как всякое произ­ведение человеческих рук и ума, его воды созданы талантом и лю­бовью. «Вы только уважайте талант», — говорит на прощанье Ло­гидзе, и этот совет великого мастера Сандро запоминает на всю жизнь. Он понимает, что несправедливость и зло мира основаны именно на глубоком неуважении к таланту, к индивидуальности каждого человека.

В смеховом мире произведения Ф.А. Искандера с вымыш­ленными героями соседствуют и вступают в диалог реальные исторические лица. Так, в главе «Пиры Бальтасара» среди дей­ствующих лиц находятся помимо Сталина Калинин, Берия и др. В отличие от антисталинской литературы, где вождь пока­зан в контексте своих преступлений, писатель выбирает пара­доксальное решение — показывает его в немрачных обстоятель­ствах.

Как и другие книги Ф.А. Искандера, роман «Сандро из Че­гема» экранизирован: по главе «Пиры Бальтасара» снят художе­ственный фильм.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.