Рекомендации педагогу по формированию ЗОЖ учащихся Работа в группах. Предлагаем учащимся закончить фразу: «Здоровый образ - это ...». Объединяем учащихся в группы по четыре человека (например: синие, фиолетовые, оранжевые и черные). Раздаем листы бумаги, предлагаем нарисовать цветок с пятью лепестками и в дальнейшем вырезаем его. Предлагаем на лепестках цветка нарисовать то, что характеризует духовный, физический, социальный, интеллектуальный и эмоциональный аспекты благополучия человека, разрешая пользоваться материалом учебником (Учитель подсказывает, как изобразить духовное благополучие - солнышко, сердце, улыбка и др.). Создаем из «цветков» «цветник». Мозговой штурм. Задаем вопрос: «Что понадобится, для хорошего роста цветов?» На доске записываем ответы учащихся. Добавляем или подчеркиваем следующее: 1) ухаживать за цветами, сохранять их, пропалывать от сорняков; 2) чтобы цветы хорошо развивались надо их поливать, подкармливать; 3) необходимо лечить от вредителей и болезней. Вывод: Так и с нашим здоровьем, оно требует, чтобы его сохраняли (а для этого, мы?); развивали, укрепляли (что мы для этого делаем?); а если необходимо восстанавливали (что это значит?). На доске записываем формулу здорового образа жизни: «Сохраняем, развиваем, восстанавливаем». Работа с учебным материалом. Прочитаем «Навыки, необходимые для здоровья»: · необходимо беречь, как самого себя, так и других; · необходимо уважать нормы и правила общественного поведения; · уметь учиться; · принимать важные решения; · понимать и правильно излагать свои чувства; · уважать чувства и потребности других людей; · слушать и говорить; · отстаивать свои права, но не забывать, что нужно уважать права других; · оказывать помощь, нуждающимся. Предлагаем учащимся высказаться, обосновав одну и позиций. Групповая работа. Объединяем учащихся в группы по четыре человека. Подготавливаем пантомиму, в которой четыре ситуации. Обратная связь. Продолжаем, фразу: «На этом занятии я ...». Итог занятия. Становимся все в круг, беремся за руки и хором произносим: «Будем все здоровы!» Упражнение по теме «Агрессия и насилие» проводим для учащихся 4-ого класса. Цель:создать первоначальное представление у учащихся о том, как избежать конфликтных ситуаций, опасных для здоровья и жизни. В ходе этого упражнения у детей продолжаем формировать негативное отношение к насилию и агрессии; развитию терпимости, доброты, милосердия, сочувствия, сострадания, снисходительное отношение к своим одноклассникам и взрослым людям. Форма проведения занятия: классный час. Оформляем: на доске записываем предложения: 1.«Те, кто не может сварить суп, заваривают кашу»; 2.«Причиной конфликта было то, что...». Учитель говорит слова. На сегоднешнем классном часе обсудим, что же все-таки уничтожает нас, что именно заставляет многих людей быть грубыми, нетерпеливыми, агрессивными, что провоцирует, когда люди не понимают друг друга. Слышали такое выражение: «Заварил кашу»? А вы когда-нибудь «заваривали кашу»? Как понимаете это выражение? (Напутали что-то, поссорились с кем - либо, попали в трудную ситуацию.) Есть и другое высказывание: «С тобой каши не сваришь». О ком говорят такие слова? (О человеке, с которым сложно договориться.) Прочитаем первое предложение, которое записано на доске. Давайте объясним значение этого предложения. (Люди попадают в запутанные ситуации, потому что не способны к общению, пониманию. Постоянно создают трудности для себя и других, те, кто не могут ладить с людьми. Любое дело превращается в кашу в том коллективе, в котором не могут жить дружно) Учитель: Когда в коллективе все время выясняют отношения, копятся обиды, тогда люди в этом коллективе не могут жить дружно. Как же воздержаться? Как «расхлебывать кашу», которую «заварили» во время таких столкновений? Некоторым из вас находились в конфликтных ситуациях. Вспомним, отчего эти ситуации возникали. Какая была причина конфликта? Закончим фразу 2.(...мы хотели с подругой в компаниях быть лидерами; ...у нас с тобой два разных характера; ... его поведение мне не нравилось; ...мы стали болеть за разные волейбольные команды и др.) Учитель: Причины конфликта всегда похожи, например, несовпадение целей, желаний, неуважение к друг другу, неумение общаться. А как вы понимаете, что такое конфликт? Это стычка, не понимание друг друга. Ученые выделяют несколько видов конфликтов. Самый известный - неуправляемый конфликт. Например, в магазине кто-то наступит вам на ногу, и вы возмущаетесь: «Даже не извинился!» И тот начинает нападать: «На такси нужно ездить!» В результате всего разговора может дойти и до унижений. Еще один вид конфликта - холодная напряженность (внутренний конфликт). Этот конфликт возникает у людей, которые стоят в очереди, когда кто-то, пользуется своим правом, пытается обойти всех, например, показывает удостоверение. Люди сначала молчат, но внутри у них все кипит. Кто-то один не выдерживает и начинает возмущаться, очередь его поддерживает, и разгорается скандал. Третий вид конфликта, когда человек не скрывает и показывает, что не хочет поддерживать общение - избегание. Какой же вред этого конфликта? Наше физическое здоровье изнашивается - поражаются нервы, сосуды, сердце и все это происходит от частых переживаний, когда на работе не ладится, и все валится из рук Поэтому нужно обязательно воздержаться, избегать конфликтов. Одной из главной проблемой, которая служит источником конфликта, - неумение следить за своей речью. Любым словом можно как успокоить, поддержать, так и обидеть. Для начала, не желательно употребление запрещенных выражений - это фразы типа: «Что ты понимаешь!», «Да брось ты!», «Ты говоришь чепуху!». Для избежания конфликта можно применить такие слова: «мне кажется», «может быть, я ошибаюсь», «может быть, ты со мной согласишься». При правильном поведении в конфликте ваше здоровье сохранится, сделает не только вас, но и других спокойнее и счастливее. Конфликт, как и болезнь легче предупредить, чем лечить. Предоставляем вашему вниманию два самых распространенных способа. 1.Мягкое противостояние. Это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Если так высказаться, то можно отстоять свою позицию и не обидеть другого человека. 2.Конструктивное предложение. Это одна из попыток найти компромисс, выход, который мог бы удовлетворить всех. Ситуация. Вы не довольны, что ваш сосед по квартире не моет чашку и пользуется вашими вещами. Окажите ему мягкое противостояние. Дайте ему понять, что вам это не нравится. Мягкое противостояние: Алена, не желает ссориться, но говорит, что ей не нравится, когда ее вещи берут другие. Не обижайся, но это мои вещи. Конструктивное предложение: Алена, мне кажется несправедливым, что я один мою чашку, давай это будем делать по очереди. Мягкое противостояние и конструктивное предложение - это способы поведения, которые поможет вам предотвратить конфликт и сохранить собственное достоинство. Учитель: Современный мир очень активен, быстро меняется, меняются жизненные ценности, нравственные нормы. Все чаще встречаются люди с повышенной тревожностью, раздражительностью. Сегодня мы поговорим об агрессии, попробуем разобраться в этой серьезной проблеме, определим причины и последствия агрессивного поведения. Что такое агрессия? Слово «агрессия» заимствовано из французского языка. Означает оно «нападаю», «наступаю». В психологическом словаре приводится следующее определение: «Агрессия - это поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям». Различают прямую и косвенную агрессию. Прямая агрессия | Косвенная агрессия | Вербальная (словесная), когда насмешничают, иронизируют, обзываются, сквернословят и т. д. | Частичное игнорирование - непринятие в игры, разговоры и т. д. | Физическая, когда дерутся, толкаются, дергают за волосы и т. д. | Полное игнорирование – бойкот | Материальная, когда вымогают деньги или другие вещи, портят личное имущество, воруют и т. д. | Другие виды психологического давления, когда заставляют выполнять домашние задания за кого-то, давать списывать, принуждают к каким-либо действиям и т. д. | Психологи разработали показатели агрессивности у подростков: Часто теряет контроль над собой. Часто спорит, ругается со взрослыми. Часто специально раздражает людей. Часто винит других в своих ошибках. Ф Часто отказывается выполнять правила. Часто завистлив, мстителен. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Настойчивость - «несмотря ни на что, активно отстаиваю собственную позицию». Тот, кто придерживается подобной стратегии в конфликте, не интересуется мнениями остальных и старается настоять на своем во что бы то ни стало. Внешне такое поведение часто выглядит агрессивным. Следствием подобного поведения будет ухудшение взаимоотношений. Приспособление - «я всегда стараюсь идти навстречу другому». Такой человек готов отказаться от собственных интересов, принеся их в жертву другому. Компромисс - «я стараюсь искать решение, основанное на взаимных уступках». Такой человек готов принять точку зрения другого, но лишь до определенной степени. Подобная стратегия поведения в конфликте обычно высоко ценится окружающими, так как уменьшает враждебность и агрессию конфликтующих, а также позволяет довольно быстро найти решение. Избегание- «я стараюсь уклониться от участия в конфликте». Человек, придерживающийся этой позиции, делает вид, что конфликта для него не существует. Сотрудничество - «я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы всех». Иными словами, эту стратегию поведения можно назвать «стратегией решения проблем». Этот стиль основан на убеждении в том, что расхождение во взглядах - неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При таком поведении человек не старается добиться своей цели за счет других, а пытается проанализировать причины разногласий и найти выход. Кратко выразить эту позицию можно было бы так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы». Учитель: Люди живут, руководствуясь определенными правилами. Поэтому я предлагаю поработать над созданием памятки бесконфликтного поведения, т. е. сформулировать перечень правил, которые сделают человека не агрессивным, а приветливым, а общение с ним - приятным. Работа в группах. Каждая группа получает листок с начатыми предложениями, которые им предстоит закончить: Нельзя... Не говори о вещах, которые... Не давай обещаний, если... Не обсуждай... Не прерывай... Мальчики должны вести себя, как... Девочки должны быть... После обсуждения представители группы зачитывают листки-памятки. Учитель может предложить и свой вариант: Нельзя кричать, размахивать руками, показывать пальцем. Не говори о вещах, которые неприятны окружающим или могут их обидеть. Не давай обещаний, если не уверен, что сможешь их выполнить. Не обсуждай отсутствующих. Не прерывай речь собеседника. Мальчики должны вести себя, как настоящие мужчины: помогать девочкам, пропускать их вперед, не обижать, защищать. Девочки должны быть опрятными, женственными. Игра «Камушек в ботинке». Бывало ли с вами такое, что в ботинок попадал камушек? Сначала он не очень мешает, мы пытаемся его как-то отодвинуть пальцами, найти удобное положение для ноги. Но постепенно неудобство нарастает и может появиться ранка или мозоль. И тогда нам приходится снять ботинок, вытряхнуть камушек. Этот камушек, как правило, оказывается маленьким. Иногда мы даже удивляемся, как он мог причинить столько неудобства. Скажите, а бывало ли, что вы приходили домой и камушек оставляли в ботинке? А наутро, сунув ногу в тот же ботинок, вы внезапно ощущали боль? Какие чувства вы при этом испытывали? (Злость, обида, отчаяние.) Учитель: Я не случайно рассказала вам историю про камушек. Когда мы сердимся или чем-то озабочены, то это воспринимается нами как тот самый камушек в ботинке. Если мы этот камушек сразу вытащим, т. е. будем искать причины возможной проблемы, то все будет в норме. А если оставим, т. е. не будем пытаться решить проблему, то она так и останется нерешенной. А в дальнейшем ситуация может усугубиться. Поэтому следует говорить о своих проблемах сразу, как только они возникли. Что интересного вы узнали для себя? Итог занятия. Учитель: Давайте улыбнемся друг другу, забудем все плохое и постараемся избегать конфликтов. Игра «Интонация». Учитель: Иногда от того, с какой интонацией вы сказали или ответили человеку, зависит настроение. Вы можете улучшить себе и своему собеседнику настроение или испортить его. Повторите с разными интонациями (радостно, зло, задумчиво, с обидой) предложение: «Хорошее настроение не покинет больше нас». От чего же зависит ваше настроение? Игра «Закончи рассказ». Вы вышли на улицу. Навстречу бежал мальчик из соседнего дома. «Доброе утро!» - крикнул он и улыбнулся. Вам захотелось... Подошел автобус. Вы хотите войти, но всех отталкивает подросток и грубо говорит: «Куда лезешь?» Настроение ваше... Вы больны. Болит голова, кашель, насморк. За окном дождь и ветер. Настроение... Друг поделился с вами радостью. Вы... Учитель: Настроение можно создавать, изменять. Существуют приемы поднятия настроения, и вы наверняка их знаете и применяете. Вот некоторые из них: вспомните о хорошем; · отвлекитесь - почитайте, послушайте музыку; · посмотрите хороший фильм; · совершите прогулку; · сделайте физические упражнения; · имейте также в виду, что на настроение влияет цвет. Итог работы. Учитель: Чтобы у нас все получалось, было хорошо, интересно и не скучно жить, мы должны всегда быть в ... (хорошем настроении)! Почему? (Учитель желает ребятам хорошего настроения и здоровья, а также советует следить за своей речью, не говорить плохих слов, любить своих близких, учиться прощать обиды.) Заключение Здоровый образ жизни - это первичная профилактика, в основе которой заложены стиль и уклад жизни, теоретико-методические знания по оздоровлению человека, его резервные возможности, формы и способы их развития и совершенствования. Поэтому постоянное внимание к здоровому образу жизни учащихся и студенческой молодежи осуществляется на уровне общественного сознания, образования и культуры. И по мере роста уровня развития личности, совершенствования всех категорий человеческого бытия ценность здоровья будет возрастать. При организации занятий по учебной программе «Здоровый образ жизни: жизненные навыки» рекомендуется принять за основу дидактический принцип сознательности и активности, который позволит не только добиться осознанного отношения учащихся к изучаемым вопросам, но и вызвать их активный интерес. Необходимо использовать педагогические методы, в основе которых лежит активное участие и сотрудничество учащихся между собой и с учителем. Смысл работы учителя при проведении факультативных занятий не в том, чтобы доминировать, в том, чтобы направлять и регулировать эту совместную деятельность. Таким образом, состояние здоровья детей, существующая система образования и воспитания, которая требует разработки и реализации новых комплексных оздоровительно-профилактических программ, направленных на укрепление здоровья младших школьников. Итак, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека. Здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность людей, направленную на улучшение и сохранение своего здоровья. Каждый должен заботиться о своем здоровье. Каждый учитель должен быть приверженцем здорового образа жизни, так как педагог, прежде всего, воспитатель и пример для подражания. Учитель обязан ежедневным примером и обучением прививать младшим школьникам любовь к здоровому образу жизни, беречь здоровье. Важно еще со школьной скамьи осознать, что здоровье для человека – это главная ценность. Здоровье нужно сохранять, оберегать и улучшать с первых дней жизни. Через понимание собственного «Я», его ценности не только для себя, но и для своих близких, ребенок приходит к пониманию сущности «Мы» не как статистической совокупности, а как динамичной ценностной системы, взаимодействие внутри которой на основе гуманистических принципов способствует наиболее успешному развитию индивида. Лишь, когда растущий человек для себя поймёт, что сохранение и укрепление здоровья – это личный долг каждого, – тогда мы будем по-настоящему здоровы и будет здоровое поколение. В Троицкой СОШ для координации работы по формированию у учащихся здорового образа жизни создана программа «Здоровье», включающая деятельность с учащимися в урочное и внеурочное время работу с родителями и социумом и т.д. Цель программы: улучшение здоровья учащихся посредством совершенствования их знаний и знаний их родителей, формирование у детей умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих. Список использованной литературы 1. Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н.А. Агаджанян. – М.: Изд-во РУДН, 2012. – 27 с. 2. 2. Алябьева Е.А.Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е.А.Алябьева.- М.:ТЦ Сфера. – 2013. – 88с. 3. Бутова С.В.Оздоровительные упражнения на уроках / С.В.Бутова //Начальная школа.- №8.- 2011.-с.98 4. Быкова,Л.К. Формирование здорового образа жизни старшеклассников // Здоровый образ жизни : сб. ст. Вып. 3 / редкол. : В. М. Киселев (отв. ред.) [и др.]. - Мн. : БГУ, 2012. - С. 30. 5. Глазько, Т.А. Физическая культура и здоровый образ жизни в вопросах и ответах / Т.А. Глазько, Р.И. Купчинов. - Мн.: МГЛУ, 2011. - 38 с. 6. Зайцев Г.К. Школьная валеология. – С.-Петербург, 2014.-230с 7. Здоровый образ жизни. - Гродно: Учреждение образования «Гродненский ОИПК и ПРР и СО», 2012. - 92 c. 8. Здоровый образ жизни. - Гродно: Учреждение образования «Гродненский ОИПК и ПРР и СО», 2012. - 92 c. 9. Здоровый образ жизни: сб. ст. Вып. 9 / редкол.: В. М. Киселев (отв. ред.) [и др.]. - Минск: БГУ, 2011. - 208 с. 10. Евсеева О.Л. Валеологический праздник «День здоровья». - // Завуч в начальной школе, 2013. – №3.-86с. 11. Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. – М., 2014.-132с. 12. Касперович, Е. В. Проблемы в формировании здорового образа жизни / Е.В. Касперович // Здоровый образ жизни : сб. ст. Вып. 3 / редкол. : В. М. Киселев (отв. ред.) [и др.]. - Мн. : БГУ, 2015. - С. 5-6 13. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2014. 14. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. – М., 2013.-156с 15. Колобанов В.В. Валеология в начальной школе». - Журнал «Начальная школа», 2011г. 16. Кузнецова, Л.Ф. Здоровый образ жизни: жизненные навыки: пособие для педагогов к факультат. занятиям в 5-м кл. общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Кузнецова; под науч. ред. Н. Н. Яковлевой. - Минск: Нац. ин-т образования, 2012. - 144 с. 17. Начальная школа, 2011. - № 2. – с. 58 – 61. 18. Некрасова, И. Л. Горбунова // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 387-389. 19. Рымкевич, В. В. Лицеистам - здоровый образ жизни / В.В. Рымкевич // Здоровый образ жизни : сб. ст. Вып. 3 / редкол. : В. М. Киселев (отв. ред.) [и др.]. - Мн. : БГУ, 2014. - С. 42-43. 20. Соловьев, Д.П. Здоровый образ жизни / Д.П. Соловьев. // Здоровый образ жизни : сб. ст. Вып. 9 / редкол. : В. М. Киселев (отв. ред.) [и др.]. - Минск : БГУ, 2011. - С. 15-20 21. Секач, А.С. Выбери здоровый образ жизни!. / А.С. Секач, И.М. Егорова. - Мн.: 2014. - 22 с. 22. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы» - М.,2013. 23. Харевич, Т.В. Здоровый образ жизни: экспесс-оценка: Пособие к практ. Занятиям / Т.В. Харевич; Респ. Ин-т проф. Образования. - Мн.: РИПО, 2013. - 48 с. 24. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М., 2011 25. Елизарова Л.Н. «Оздоровительная работа в начальной школе». - Журнал «Начальная школа», 2011 г. |