МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Здоровый образ жизни: сущность и характеристика





Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3

РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников

1.1 Здоровый образ жизни: сущность и характеристика……………………...…..5

1.2 Средства обучения, учащихся здоровому образу жизни……………………...7

РАЗДЕЛ 2. Опыт работы по формированию

1.2 Формирование умений ЗОЖ у школьников………………………………….22

2.1 Рекомендации педагогу по формированию ЗОЖ учащихся………………...28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…38

 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..40

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В наше время особую актуальность набирает проблем детского здоровья. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2015 г., 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 65 - 75 % учащихся к окончанию школы имеют нарушения в структуре зрения 20 % - хронические заболевания, 80 % - нарушенную осанку. Благодаря этим данным, можно сделать вывод, что проблема детского здоровья нуждаются в новых решениях, в этом вопросе помощь может оказать валеологическая служба. Фундаментом науки о здоровье - валеологии, является знание физиологии и прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастную психологию, что позволяет формировать, сохранять и укреплять здоровье человека. Следовательно, в вопросах оздоровления нынешнего поколения тесно связаны такие профессии как медики, педагоги и другие специалисты. При этом преимущество должно начинаться с валеологической педагогики, затем родители, далее учителя и т.д. Главной задачей валеологической службы должна стать потребность быть здоровым, беречь и укреплять свое здоровье.

Ознакомление школьников с проблемой сохранения своего здоровья - это прежде всего процесс социализации - воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства и на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Общеобразовательные учреждения на сегодняшний день должны и могут стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через общеобразовательные учреждения проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

Современная школа делает акценты на расширение образовательного поля в ущерб воспитанию и здоровью обучающихся, тем самым создав условия, не только разрушающие, но и формирующие пороки. В результате всех этих преобразований общество имеет больное поколение. По данным специалистов, около 85 % детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье; 35-40 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в общеобразовательных учреждениях в шесть раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в пять раза увеличивается количество нарушения психического здоровья, в четыре раза увеличивается число обучающихся с заболеваниями органов пищеварения; до 75 % юношей призывного возраста по медицинским показателям не готовы в службе в Вооруженных Силах.

Решение этих проблем крайне необходимо, так как напряжение педагогического процесса продолжается длительное время и приводит к хроническому истощению жизненных сил всех субъектов этих систем, влияющих в конечном итоге на состояние национального здоровья.
Ученые России в последнее время много внимания уделяют валеологии, как в научной литературе, так и в научных работах посвященных оздоровлению населения; в настоящее время в учебных заведениях вводится такой предмет как «Валеология», в ряде регионов страны в штатном расписании школ предусмотрена должность «педагог-валеолог-организатор».



Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов, имеющих подготовку по основам валеологии формировать у детей понятие здорового образа жизни.

Цель исследования: изучение формирования здорового образа жизни у младших школьников.

Задачи исследования:

- Раскрыть понятие здоровый образ жизни;

- Изучить формирование здорового образа жизни у младших школьников;
- Проанализировать опыт Троицкой СОШ по формированию здорового образа жизни у младших школьников.

Объект исследования: Троицкая СОШ.

Предмет исследования: формирование здорового образа жизни у школьников.
РАЗДЕЛ 1. ТеоретическиЕ АСПЕКТЫ проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников

 

Здоровый образ жизни: сущность и характеристика

 

Кacпeрoвич Е.В. cчитaeт, чтo oбрaз жизни включaeт ocнoвную дeятeльнoсть чeлoвeкa, кyдa вxoдят трyдoвaя дeятeльнoсть, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения [5, с. 5].

Как известно понятие «образ жизни» включает важный фактор - медицинскую активность, рассматривая ее в трех аспектах:

1.Характер активности людей - интеллектуальная, физическая.

2.Сфера активности - трудовая, внетрудовая.

3. Виды (формы) активности - производственная, социальная, культурная (образовательная), деятельность в быту, физическая, медицинская, другие виды (формы) активности.

Как видно из рассмотренной структуры образа жизни, можно говорить, что это деятельность личности, протекающая в конкретных условиях жизни и зависящая от них.

Образ жизни - это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни - это деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, психологическую ситуацию в мини- и макросреде, быт и обустройство своего жилища.

Отсюда, по логике, определено, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а в то же время условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние на состояние здоровья.

Как правило, образ жизни взаимосвязан с укладом, уровнем, качеством и стилем жизни. Данные понятия объединены четырьмя категориями: экономическая представлена уровнем жизни и отвечает на вопрос, каково ваше материальное благополучие: социологическая - каково качество вашей жизни; социально-экономическая - каков ваш уклад жизни; социально-психологическая - каков стиль вашей жизни.

Рaссмoтрeнныe кaтeгoрии являются руслом для определения здорового образа жизни, которые влияют на состояние здоровья человека.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Кузнецова Л.В. замечает, что в нашей стране внедрение ЗОЖ идет медленно, и эффект минимальный. [6, с. 21].

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. Двигательная активность - это обязательный фактор здорового образа жизни. Необходимое и правильное сочетание многообразных физических нагрузок в повседневной жизни младшего школьника обеспечивает улучшение адаптационных процессов в организме, повышение работоспособности, качественное и более быстрое восстановление после умственной и физической работы.

Без физического самовоспитания, включающего в себя самопознание, определение целей и задач, практическое осуществление индивидуальных планов и программ, невозможна реализация здорового образа жизни. Позитивное влияние здорового образа жизни на личность обусловлено, с одной стороны, умением младшего школьника занять действенную позицию в отношении своего здоровья, а с другой - соответствовать этой позиции, подчинить действия и поступки требованиям здорового образе жизни.

На протяжении многих десятилетий здоровье человека являлось объектом деятельности медицины. Под здоровьем понимали, прежде всего, отсутствие какого-либо заболевания, а здоровым считался человек, у которого нет признаков болезни.

В последнее время, когда все больше мы ощущаем на себе последствия нашего бездумного варварского отношения к природе, к ее богатствам, к экологии, когда из-за этого отношения под угрозой находится здоровье наших детей - будущее нации, возникает вопрос: что же такое здоровье и как его сохранить?

"Здоровье - это та вершина, которую каждый должен преодолеть сам" - утверждал В. Шененберг. Постижение этой истины должно начаться с раннего детства. Выработка разумного поведения и высокой культуры отношения к своему организму в соответствии с условиями существования делает это существование полноценным. Даже при определенных отклонениях в состоянии здоровья ребенок плохо осознает это состояние и не видит своей роли в его изменении. Здоровый ребенок и вовсе не задумывается о своем здоровье.

Есть ценности, которые признаются всеми без исключения. Среди них одна из главных - здоровье человека, особенно маленького. Статистика свидетельствует, что состояние здоровья детей с каждым годом ухудшается: хронические заболевания наблюдаются в среднем у 38-42 % школьников; почти половина детей приходят в школу со значительными отклонениями в состоянии здоровья; у каждого пятого ребенка отмечается анемичный синдром; до 23% учащихся начальных классов имеют хронические тонзилиты, на втором месте инфекционные заболевания (грипп), на третьем - болезни органов пищеварения. Характерно и такое заболевание, как кариес зубов.

За годы обучения в начальной школе в три раза увеличивается количество детей с пониженным зрением, в 1,4 - с нарушениями осанки. Эти и другие отрицательные тенденции являются итогом не только тяжелого социального кризиса, но и недостатков в организации школьного обучения, необоснованно завышенной учебной нагрузки, плохой организации питания, физического воспитания.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.